Вся его жизнь замешана на дрожжах русофобии и практически на ней строится. И неудивительно – он эмигрировал в Штаты не моргнув глазом, с лёгкостью Ивана, не помнящего родства, перешагнул, как грязную лужу, Атлантический океан (с берега балтийского на берег нью-йоркский). Бросил семью с трёхлетним ребёнком, написав лишь письмо: «Не обижайся, Тамара. Не такая уж я сволочь… Меня ведь тоже обидело государство – не печатает столько лет…» И там осел в диаспоре таких же, как он, ничтожных беженцев. И оказался «властителем дум» в анклаве подобных ему коллаборантов. И они его, глубокого алкоголика, даже объявили своим кумиром и героем. И более того, выпросили у местных властей назвать один из своих трущобских переулков Нью-Йорка его именем.
Да и у нас в стране книги Довлатова (как и книги заклятых русофобов Д. Быкова-Зильбертруда[4], Сорокина – редкого мастера мата, иноагента Акунина-Чхартишвили[5]) и по сей день продаются коммерсантами в книжных магазинах. И морочат читателям их простодушно-невинные головы.
Так что, как видите, Довлатов с его «заповедниками» не одинок. Для любого здравомыслящего в России это – яркий пример дисгармонии. Изощрённо-лёгкая форма письма и гнуснейшее содержимое.
* * *Достоевский – такая глыба, что я даже подойти боюсь. Но снизу всё вижу. Понимаю и разделяю.
И. Р. 14.12.2023
* * *Блажен иже и скоты милует.
Притчи Соломона, XII, 10
* * *Если есть Бог, то я бессмертен.
Ф. М. Достоевский
* * *Служенье муз не терпит суеты;Прекрасное должно быть величаво…А. С. Пушкин* * *О себе я давно поняла, что я оптимист-максималист. Что я в век наших бешеных перестроек – старомодна в своей вечной жажде добра, любви и happy end. И даже мои трагичные вещи (романы, повести, рассказы) с печальным концом всегда оставляют в душе надежду на добрый исход, на свет в конце тоннеля. Думаю, и жизнь моя должна кончиться не гробом, не слезами на тлении, а, как и следует православной, я с улыбкой ступлю на тропу, ведущую к вечной, лучшей жизни, к счастливой встрече с ушедшими ранее. В Боге.
* * *Не знаю, как поступят критики или иные мудрые «веды» (и найдутся ли они для меня вообще), но я смело поставила бы своё творчество (особенно книги последних тридцати лет) как бы особняком, в стороне от общего русла сегодняшней литературы. Куда-то на бережок. Особенно мою «дневниковую прозу». В ней, я думаю, моя живая биография гармонично слилась, переплелась с искусством прозы, с мастерством Слова (документ плюс искусство). И в результате получилось новое (или хорошо забытое старое – с века XIX?) вкусное блюдо.
Авторское
* * *Человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста…
А. П. Чехов
* * *Наша комната в послевоенном Останкино. С детства помню мамин голос: «Иринка, не трогай кошку за хвост. Там микробы». Я, малышка, растопырив пальчики, осматриваю, кручу свои ладошки – и так и этак. Нет, никого нет. Никаких микробов. Мама пугает зря. И я опять нежно обнимаю свою любимицу, серую кошку Дымку. Такую тёплую, такую мягкую. Скоро на радость всей нашей семье у неё будут котята.
* * *Я часто смотрю из будущего в день сегодняшний. Вернее, стараюсь смотреть. Предполагаю, что сможет заинтересовать будущих людей («футуристов»), зацепить их за душу в дне нынешнем, нашем? И порой, исходя из этого, пишу свою прозу. Не зная, конечно, наверняка этого неведомого будущего.
А вдруг оно сложится как в фантазиях Стругацких? Или у Герберта Уэллса, или у Канта? А вдруг люди в этой новой очередной цивилизации превратятся в саранчу или полукаменных жаб? В белые сгустки тумана или электровспышки? В живые кочки или неких водяных тварей? И тогда наши сегодняшние старания, все наши труды и достижения просто пусты и бессмысленны. Но… всё-таки, всё-таки… Даже при всей безнадёжности «неси свой Крест и Веруй». Вот я и несу, и верую. Хотя уже давно «с горы».
* * *Искусственный интеллект – ИИ. Это когда технический прогресс может привести к гуманитарному регрессу.
* * *Убедилась, в душе у меня сегодня нет и следа сребролюбия. А если когда-то в молодости это и было, то давно и незаметно совсем исчезло.
* * *Послушание выше поста и молитвы.
* * *Память запахов самая острая, сильная.
Реплика о современном киноэссе
Как важно при начале всякого дела не ошибиться! Правильно выбрать краеугольный камень. И при строительстве дома, и при создании семьи, и, конечно, при съёмках нового, особенно игрового, фильма. Хочу упомянуть два из них: «Анну Каренину» режиссёра К. Шахназарова и «Екатерину» режиссёров А. Баранова и Р. Сабитова. Как раз эту «Екатерину» сегодня крутят по всем СМИ, на всех каналах, на всех экранах ТВ.
Однако смотреть этот фильм я просто не могу, и, возможно, не я одна. Здесь изначально в основе всего лежит ошибка режиссёра. Ну как можно было на роль императрицы всея Руси, даже по внешности хорошо известной реальной великомудрой женщины-труженицы (по рисункам, по многим живописным полотнам больших художников), утверждать полную противоположность оригиналу? Ведь даже каждому современному школьнику хорошо известно, что в жизни государыня была величественна, высока, полногруда. А красивые крупные ноги и бёдра любила обтягивать белыми мужскими лосинами, сапоги-ботфорты на ней были с раструбами выше колен. Главное же, всем памятны её стать, голова, классический римский профиль. Так по какой же причине мы нынче ежедневно должны видеть на экране полное несоответствие оригиналу? Вызывающее несоответствие. Девчушку-милягу, словно модель с показа мод XXI века, и её лицо с кулачок с мелкими чертами, да ещё с курносым, поросячьим носиком в две дырочки, которые не скрыть никаким ракурсом киносъёмки.
Или, может, это у авторов такая задумка была? Такая «находка» – представить величавую государыню всея Руси в таком ничтожном виде? И, как бы ни старалась работать способная актриса, да и вся съёмочная группа, ошибка, положенная в основу фильма, вопиет. И на каждый кадр с образом царицы ум зрителя так и кричит в ответ: «Не верю! Не верю!» – и хочется отключить экран. И я отключаю.
Иное дело – образ Анны Карениной, сочинённый фантазией великого Льва Толстого. Но и там в фильме дворянку голубых кровей, главную героиню Анну Каренину играет неестественно курносая питерская актриса Боярская. Трудно найти такой вздёрнутый женский нос ещё короче, чем у неё. Вероятно, такой смелый эксперимент для Шахназарова, допустим, но, когда речь идёт о реальном образе матушки Государыни Екатерины II, терпеть подобное невозможно. Да таких «героинь» в прежние времена даже в кухарки и поломойки в приличные дворянские дома не допускали.
Неужто у режиссёра выбора не было? Или тут нечто совсем иное? (Неужто блат, знакомство или финансы решают всё?) Или, может, тут что-то ещё?.. Но если так, то по большому счёту фильм-то провалился… Съёмочная группа старается, особенно молодые актёры. Но всё впустую. Поскольку налицо полное несовпадение актрисы и прообраза… А очень жаль, поскольку сценарий (литературная основа) добротный. Но главное – искажать ЛИЦО ИСТОРИИ до такой степени просто грешно.
Про АвиценнуЕсли вас спросят: «Вы когда-нибудь слышали такое имя – Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина?» Скорее всего, вы ответите «нет». А слышали имя Ибн Сина? Тоже нет. А вот имя гениального Авиценны вам наверняка знакомо. А ведь это всё один и тот же человек. О нём и о его месте рождения спорят между собой многие народы Востока. Иран, Таджикистан, Узбекистан, Турция спорят о том, кому он принадлежит. А говорил и писал Авиценна и на таджикском, и на персидском (фарси), и на арабском. Он был первооткрывателем почти во всех науках того времени, великим учёным Востока: философом, политиком, физиком, математиком, медиком, музыкантом и ещё поэтом. А свой знаменитый медицинский трактат Авиценна написал на арабском языке. И не просто так, а поэтической строкой, как поэт. И этот глубокий труд великого эскулапа на долгие годы стал дорогой настольной книгой у всей знати, элиты Востока (королей, эмиров, султанов). Там были не только лекарственные рецепты, но и медицинские советы на все случаи жизни.
Например, Авиценна в своих трактатах «Канон врачебной науки», «Книга исцеления» много писал о долголетии и продлении жизни. Он даже советовал мужчинам в зимние холодные месяцы года спать с девушками, поскольку тёплое, нежное, ласковое тело женщины согревает особенно хорошо. А в жаркие летние ночи – спать с мальчиками, поскольку их тела прохладнее. И доказывал это вполне научно, подкрепляя древней теорией «инь и ян» (горячее/холодное). И вообще в медицине не было ни одного вопроса, на который Авиценна не знал бы ответа. И сегодня, спустя века, уже во всём мире рецепты великого эскулапа бывают полезны и доступны.
* * *Хочу напомнить молодым почти забытое присловье о семи цветах небесной радуги (по первым буквам каждого слова). «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.) Кто и когда произнёс это первым, не знаю, только слышала это малышкой от дедушки, но сказано талантливо, поскольку точно и образно.
* * *Миссия Америки – опошлить вселенную.
Чарльз Диккенс
* * *Если хочешь идти – иди.Если хочешь забыть – забудь.Только помни, в конце путиНичего уже не вернуть.И. Н. Билык* * *«Ему бы быть ангелом», – сказал император Павел I о полководце А. В. Суворове.
* * *Песня чабана в горах Советского Союза (шутка): «Одна палка. Два струна. ⁄ Я хозяин вся страна».
* * *Порадовали слова отца Фёдора, что он постоянно молится за меня. Это дорогого стоит. Спасибо ему за доброту. И он благодарил меня за бесценный подарок ему на Истре. И ещё сказал, что очень жалеет свою матушку. И она, мол, молодец, настоящая хлопотунья, работяга. И я поняла, что он очень любит её. И в этом и есть счастье семьи – гармония.
Случай про сольЕсть в России такое поверье: просыпал соль – обязательно случится какая-нибудь неприятность, скандал или ссора.
Моя бабушка Зина рассказывала: «Я была ещё маленькая, в гимназию не ходила. Мы жили в Нижнем Новгороде. Мы многодетным семейством снимали весь второй деревянный этаж особняка. А внизу первый каменный этаж занимали хозяева. Раз в неделю нам привозили воду на водовозке, и у нас в коридоре стояла дубовая бочка со свежей волжской водой. Однажды в обед за общим столом мой брат Коля, студент реального училища, случайно опрокинул на скатерть солонку, полную соли. В столовой наступила тишина. Замерли даже малые дети. Белая горка пирамидкой лежала перед нами. И моя мама, Мария Алексеевна, побледнев, сказала: “Ну теперь жди беды”. Однако вопреки тревожным ожиданиям для всей нашей многочисленной семьи Никольских день прошёл хорошо. И для малышей, и для старших, и для папы-хирурга. И, совсем забыв про соль, разойдясь по комнатам, все улеглись спать…
Но вдруг глубокой ночью я проснулась от каких-то криков и стуков. Дом не спал, и я босая выскочила в коридор. Там было полно народу. Собралась вся наша семья, и даже хозяева снизу. Оказывается, огромная бочка с повседневной водой, что стояла всегда возле кухни, протекла, и внизу у домовладельцев уже лило с потолка. Я стояла как вкопанная. Вот ведь жуть-то какая случилась! Когда наконец аварию ликвидировали, эта беда как-то успокоилась и всё-таки надо было ложиться спать, моя мама назидательно, громко сказала: “Я же знала, народная мудрость не врёт. Просыпал соль – жди беды”».
И этот бабушкин рассказ, её мудрое наставление я запомнила навсегда, потому что в моей жизни этому были доказательства.
* * *Принципы и ценности должны поддерживать друг друга, быть едиными. А не противоречивыми.
* * *Они (коллективный Запад, наши враги, мерзота) не разделяют политику и мораль. Они могут лгать, клеветать, а завтра улыбаться вам, хвалить. Для них это норма, в этом для них нет ничего плохого. А для нас это невозможно. Мы в корне другие. Мы живём по иным, православным, законам и нормам. И это надо зарубить себе на носу. Мы другие.
* * *Девиз ариев (пятая цивилизация) и их последователей – древних славян (после Гипербореи): «Жить просто и думать возвышенно».
* * *Любая «высшая» учёба без Бога – это ПУСТОТА. А в будущем жизнь непременно пойдёт на убыль. И неважно, что образование ВЫСШЕЕ. Без Бога обязательно будет упорное угасание – алкоголь или иные неудачи. «Без Бога – не до порога».
Дочь поэта Паруйра СевакаВ ЦДЛ в конце 50-х – начале 60-х годов работала секретаршей в секции поэзии армянка Асмик Таронян. Толстая, некрасивая, но остроумная, добродушная, шутливая тётя. Была вездесущая, как любая армянка, знала везде всех и вся. Любила из своего секретарского кабинета, что на втором этаже, спускаться в кафе, в расписной зал, как бы в обеденный перерыв, который, впрочем, мог тянуться до самого вечера. И постоянно находилась в нашей компании, как говорят ныне – тусовке (В. Цыбин, А. Поперечный, Е. Храмов, П. Севак, Э. Мандель, О. Дмитриев, В. Павлинов и др.). И, на удивление всем, через какое-то время стала-таки любовницей гениального армянина-студента Литинститута Паруйра Севака из мастерской поэта М. А. Светлова. Он даже стал жить не в общежитии, а у Асмик дома, в какой-то её московской пятиэтажной хрущёвке (как мы называли – «хрущобе»). Но Паруйр её стеснялся, а она же, напротив, афишировала их отношения.
И вот немолодая толстушка Асмик Таронян (которую наш профессор Михаил Аркадьевич иногда называл «моё худобушко») забеременела и родила-таки дочку, кажется, Фиру (?). Девочка росла, расцветала на наших глазах, стала доброй, приветливой и на удивление красивой девушкой, часто бывавшей в ЦДЛ среди нас, литераторов, на материнской работе. А для Асмик помощница, радость – ещё бы не чудо, ещё бы не праздник! Дитя любви от такого блестящего мужчины. Но Паруйр Севак, получив диплом, не остался в Москве, а вернулся в родной Ереван. И там женился, стал творчески возрастать, становясь, на зависть коллегам, гениальным национальным поэтом и даже доктором филологических наук. Правда, в Москве Паруйр появлялся, в Кремле, на съездах писателей, раз в несколько лет. Так что очень редко видел Асмик и свою чудесную дочь.
Он и действительно, на зависть соратникам, был прекрасным поэтом, пожалуй, лучшим в списке армянских поэтов прошлого века. К сожалению, именно это и могло стать причиной его неожиданной гибели в автокатастрофе на горной армянской дороге. Как все говорили, умышленной… Его оплакивали все – ив Москве, и в Ереване.
После этой трагедии не только для армянской, но и для советской литературы безумно любившая его Асмик стала угасать… и очень скоро скончалась. Таким образом, дочь Севака осталась круглой сиротой.
Я не помню ни год, ни месяц, но хорошо помню день, в который Фира Севак пришла в ЦДЛ к нам, в нашу постаревшую, поредевшую тусовку, с каким-то пакетом в руках. «А я вот тут кое-что для вас принесла, – сказала она, подсаживаясь за наш столик. – Сегодня день памяти моей мамочки. И, чтобы вы её не забывали, хочу кое-что вам подарить».
Она развернула пакет, и мы увидели кофейный сервиз. Перед каждым из нас она поставила розовую алебастровую чашечку. Вернее, чашечку на блюдце. И они постукивали, как камень, благородно и драгоценно. Полупрозрачные и тонкие. «Она очень любила этот сервиз. Это ей когда-то мой папа подарил. Привёз из Италии», – добавила Фира. Мы притихли, и каждый задумчиво рассматривал свой подарок.
И сейчас эта памятная розовая алебастровая чашка стоит у меня в буфете как символ горькой судьбы и большой любви.
* * *Всегда и во все времена есть вечные темы. И одна из них – любовь.
В. В. Путин
* * *Худшая из мыслей та, чтобы думать, подумать, что ты свободен. А французский революционный постулат «Свобода, равенство, братство» в корне ошибочен, даже ложен. Христианский же постулат «Православие, самодержавие, народность» злободневен на Руси всегда.
* * *Увещевайте, поддерживайте один другого, назидайте.
Апостол Павел (из Послания)
* * *Талант – это сострадание. Заурядного человека от талантливого и отличает умение и степень сострадания. А у художника, у творца она наивысшая.
Юрий Ракша
* * *Часто звучит вечный вопрос: в чём ваше личное счастье? Отвечаю: кому в чём. Есть два критерия. Один – твори то, что тебе выгодно. Вот и счастье. Другой – твори то, что Господь велит. А ОН велит не брать, а ОТДАВАТЬ, то есть дарить. И в первую очередь – себя, свою душу, свою силу, своё здоровье, даже свою жизнь. И чтобы ежедневно любить не себя любимого, а ближнего (как себя). И вот когда ты с радостью почувствуешь это сердцем, только тогда и обретёшь, и познаешь настоящее СЧАСТЬЕ. Но такая работа души – дело непростое, а трудное. И помоги нам, Господь, понять всё это, обрести и возрадоваться.
М. Ю. Лермонтов: «Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно». Эту умную фразу буквально «заездили», а вот имя автора забывают. А ведь это Лермонтов, наш бессмертный, великий Лермонтов.
* * *Избирательное «человеколюбие» – это вещь смрадная, страшная. Одних убивать можно, а других – нельзя. Бесовский двойной стандарт. Это шайтанство, предательство и двуличие. Однако война (СВО) резко срывает маски с тех, кто жирел и благоденствовал в добросердечной нашей России в мирное время… О, будь проклята наша легковесность и легковерность!
* * *«Не продаётся вдохновенье, ⁄ Но можно рукопись продать», – двести лет назад сказал Пушкин. А нынче и рукописи не продаются. Вот так.
* * *Любая культура начинается с запрета на безнравственность…
И. Р.
* * *Когда человек православный воистину воцерковляется, он становится как бы чистым ребёнком. В любом возрасте, в любом звании.
* * *А вот как точно и мудро сказал в прошлом веке Алексей Толстой. Блестящий постулат: «Писать могут и подмастерья. А вот вычёркивать – только МАСТЕРА». Сокращать, вычёркивать, трудиться над своим текстом может только истинный мастер Слова. И это я испытала на себе.
* * *Сегодня идёт война в Малороссии с нацистами-фашистами. Бьёт артиллерия, танки грохочут – взрывы, кровь. А в Москве на ВДНХ наш мудрый Президент В. В. Путин благословил открыть огромную, на многие павильоны, выставку-форум «Вся Россия». Показательно-радостную. И не зря (и Сталин когда-то в войну так поступал). Эта выставка – чудо. Хотя, конечно, для простецов и гордецов. Для миллионов простых людей. И народ валом валит.
И одновременно открыли в столице, в Еврейском центре, выставку совершенно иную, эстетскую, памяти гениального прозаика-модерниста Франца Кафки. Для тонких, элитарно-высоколобых умников. И это тоже правильно. Молодцы. В СССР в 30-е годы прошлого века все мы громко, хором яростно пели зазывную патриотическую песню «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, ⁄ Чтоб победить пространство и простор…». А однажды в 70-е годы какой-то умник-эстет на какой-то либеральной кухне произнёс: «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью» (т. е. абсурд сделать былью). И подхватили. И пошло-поехало. Стали Кафку читать шире. Образовываться. Искать в нём нечто глубокое, философское.
И это уже не только для тонких левых гурманов и модернистов. И вот спустя полвека – ура! – открылась выставка, посвящённая Кафке. Конечно, символичная, аллегоричная (в пандан веку Серебряному – Шагалу, Хлебникову, Малевичу, Кандинскому, Хармсу и др.). Но и такая людям тоже нужна. Даже очень. Жаль, не смогу на неё попасть. Хожу плохо. Придётся просто снять с полки книгу Франца Кафки (всю жизнь прожившего в Кёнигсберге – Калининграде) и взбодрить в памяти его фантасмагории.
* * *Народ бает, чтоб не болели колени, надо под простыню перед сном положить кусок мыла (лучше лавандовое, но можно и земляничное). И боль от артрита в коленях пройдёт. А может, и в пояснице. Сегодня положила брусочек под простыню – посмотрим, что будет. А то что-то стала плохо ходить. Не гуляю, на улицу не выхожу, только – балкон… Хотя третьего дня уговорил меня директор радио «Радонеж» Женя Никифоров поехать к ним на радио «Россия сегодня» на запись. Рассказать про мою бабушку, великую певицу начала XX века Надежду Васильевну Плевицкую. Страстотерпицу, убитую в Париже, в эмиграции (отравили в тюрьме), в 1940 году, когда фашисты без боя, без сопротивления захватили всю Францию…
Ну, принарядилась, почистила пёрышки и – так приехала на такси с помощницей Светой в этот давно мне знакомый Центральный радиокомитет, в «Радонеж» у метро «Новокузнецкая». Директор, он же ведущий программы, поразился: «Думал, сейчас бабушку – белого одуванчика привезут, а тут красавица на пороге». В ответ смеюсь: «Ну так всё же родная кровь актрисы. Да и ВГИК всё-таки кончила. И сама, лицедейка, снималась в кино…»
Полдня у них в студии провела. Еле домой вернулись со Светой – ни живы ни мертвы… Теперь этот Евгений Никифоров будет передачу монтировать. Когда в эфир, предупредит… Но эту вылазку в свет лишь ради любимой Дёжки-Надюшки предприняла. Ведь мне через неделю стукнет (страшно сказать) восемьдесят пять лет. Шучу над собой: «Восемьдесят пять – бабка ягодка опять». Именно, не баба – бабка… Но отмечать, как бывало раньше, с гостями-друзьями, с застольными полянами или в ЦДЛ, или Доме кино не буду. Совсем не то время. Во всех отношениях. Да и будет ли теперь когда-нибудь то…
А вот Юрочкин юбилей я красиво отметила в Центральном доме кино, в Малом зале, в концертном, полном зрителей, актёров-друзей, трансляцией моего фильма о Юре. С застольем в соседнем зале-кафе на сто человек. Сама вечер вела, рядом внучка Маша сидела. Потом звонили – все были в восторге. А я неделю отлёживалась… Но это ведь ради Юрочки… Навсегда запомнила, как он сказал мне незадолго до ухода: «Знаешь, Ирок, а ведь после моей смерти ты будешь любить меня больше, чем сейчас…» Я в ответ ему какую-то общую ерунду бормотала, мол, не говори о плохом… Но он, провидец, умница, как всегда, оказался прав… Я не люблю его, я давно его обожаю. То есть обожи-ваю, обожествляю. И делаю всё, на что только способна, чтобы память о нём – моём чудо-художнике и человеке – жила, продолжала жить…
Сейчас в Башкирии проходят две выставки его живописи. По ТВ то и дело крутят его игровые кинокартины «Время, вперёд!», «Дерсу Узала», «Восхождение». Подарила Уфимскому художественному музею им. М. Нестерова всю мою личную коллекцию его творчества. И живопись, и графику, и эскизы кино. Выпустила в издательствах три его великолепных альбома… И всё же… И всё же, Юрочка, как же ты нужен мне рядом! И был всегда, но сейчас, в старости, особенно. Как нужен твой локоть, твоё сильное плечо. Твоя красивая мудрая голова, твой юмор, великодушие к моим ошибкам, капризам – улыбка любви. А твой прекрасный музыкальный голос – вокальный баритон? Ты прямо с порога, открыв дверь своим ключом, звучно произносил: «Ирок, ты дома? А это я пришёл. Коза-дереза молочка принесла». Или: «А знаешь, Ирок, у меня родилась идея. Смотри, что я придумал…» И набрасывает передо мной на бумаге какую-нибудь новую композицию… Эх, Юрочка, Юрочка, «какой бы мы красивой были парой, мой милый, если б не было войны…» Но она грянула неожиданно. Мы оба бились с ней (имя ей рак крови, лейкоз) воистину не на жизнь, а на смерть…
* * *Имя Ева по-иудейски – Хава.
* * *«Прелюбодеяние» – это значит ПЕРЕлюбил, т. е. деяние мимо цели. Не по Завету Божьему.
* * *Ту Россию, в которой в XX веке мы родились и жили, мы не очень-то понимали, не глубоко, не до конца осознавали её умом. Но христианской душой, сердцем слепо чувствовали её, родную, и очень ценили. Любили СОБОРНО. И были готовы исполнить любой её призыв – лишь бы на благо, на её процветание и дыхание, на движение вперёд. И если надо – даже жизнь за неё готовы были отдать. Пусть слепо и без рассуждений. Даже мгновенно. И отдавали. И жизнь отдавали, и многие годы жизни. И в страшную, кровавую Отечественную войну с фашизмом. И в годы моровых эпидемий. И в голодные годы борьбы за урожай. При подъёме залежных и целинных земель. И на ударных стройках новых речных плотин и городов. И на прокладке в глухоманях тайги железной дороги – БАМ. И при первых великих полётах в глухой и загадочный космос… Вот так с младых ногтей мы чётко воспитывались в XX веке (октябрёнок, пионер, комсомолец, партиец). И в песнях мы звонко и искренно пели: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Так было в стране с названием СССР. Для тех, кто забыл, – Союз Советских Социалистических Республик. Или проще – Советский Союз.
А ныне, когда прекрасную нашу страну вляпали во всемирный капитализм, в рыночную экономику, кумиром всему стал, восстал, над всем всплыл доллар – дьявольская мамона, которая нынче тянет нас в пропасть. И это вовсе не азбука, нет-нет. Это проклятье, с которым мы – весь российский народ – стали бороться, биться до крови. С переменным успехом. Спасибо Господу Богу. В жуткий этот момент ОН совсем неожиданно послал нам вождя – Владимира Путина. И потому сейчас надеемся дьявола одолеть. И обязательно одолеем!