Юрочка был благословлён на написание триптиха «Поле Куликово» и семи великих святых, представленных на картине. В период написания (с осени 1979 года по осень 1980-го – год успения художника) в мастерскую регулярно приезжал архимандрит Иннокентий (Просвирник) и благословлял болевшего лейкозом Юру на продвижение работы, окроплял святой водой сам триптих и эскизы с образами святых (Сергий Радонежский, братья Пересвет и Ослябя, Андрей Рублёв, сам князь Димитрий Иванович, княгиня Евдокия (Евфросиния)).
* * *Любая икона принадлежит только Богу. Не человеку. Она полна Духа Божьего. А Дух дышит где хочет. Так что любые иконы самодостаточны. И могут даже перемещаться по своему разумению. (Рассказать, как пришла ко мне дивная икона Николая Чудотворца? Кстати, через руки нехристя, мусульманина-азербайджанца).
* * *Православие – единственная СПАСИТЕЛЬНАЯ вера.
* * *Не только издавна, а ещё – исстари.
* * *Поэт Михаил Аркадьевич Светлов запретил нам, студентам Литинститута, его мастерской, издавать самодеятельный журнал «Нелыком-шиты», второй номер. С нашими смелыми, вольными шутками, стихами, очерками, карикатурами на писателей и педагогов. Почему? Во-первых, по причине опасения за нас, боясь гонений со стороны партийных властей. (В то время были прецеденты, например, процесс в МГУ над создателями их студенческого журнала «Зелёная лампа».) А во-вторых, из боязни, что Литинститут превратится в гнездо, в очаг социальной нестабильности и протеста… И он, великий мудрец, автор программных стихов страны «Гренада», «Бронепоезд», «Каховка» был совершенно прав.
Так что журнал «Нелыкомшиты» № 1 остался в одиночестве. И десятки лет лежит у меня дома на полке.
И. Р.
* * *Издавна говорят: человек состоит из того, что он ест, из того, что пьёт. Соглашусь. Это про тело. Но добавлю. Главное, по-моему, состоит из того, что он думает и что чувствует. Душа – это куда важнее.
* * *Мою дочку-художницу Анечку Господь взял на небо в вечную жизнь в 2017 году. Взял молодой, красивой, талантливой, в полном расцвете сил. Я, мать этого единственного дитяти, конечно, страшно убивалась. Но постепенно, будучи православной христианкой, поняла: Он – всесильный, всевидящий – взял её вовремя и любя. И в лучший мир. Возможно, провидя нечто недоброе, злое, что могло настигнуть, постичь её в будущем, что, наверно, ждало её впереди, спас от бесов… К тому же у Бога мёртвых нет. У Него все живы, все на ладони. И любит, и ценит Он каждого. И тогда я заставила себя успокоиться и пережить её уход. Её успение. И для меня, уже помудревшей, это было даже легче, чем некогда пережить уход её отца, моего любимого мужа Юры. (Ведь я, грешная, была готова тогда даже на суицид.)
* * *Дьявол и сатанизм есть! Они могучи. Враг силён и страшен. Сатанинский орден старается подавить в людях всё Божие, чистое, доброе, православное. Борьба двух сил на земле идёт непрерывно и не на жизнь, а на смерть. Это пора понять, осознать каждому. И нельзя благодушествовать. Должен бороться каждый. Протестовать в полную меру своих сил. От мала до велика. От микро до макро… А вот каков первый постулат у беса-дьявола: людей надо разнуздать, чтобы следом взнуздать (т. е. развратить, чтобы потом оседлать, покорить).
И для правоверных, если с ними Господь, даже враг рода человеческого нестрашен!
* * *Фашизм, его теория, а также чёрная теория национализма – родились где? В либеральной чудо-стране Франции. А мракобесный кальвинизм (запрещающий даже улыбку и любой юмор – за что, бывало, казнили, «за смех») – родился где? В либеральной чудо-стране Швейцарии. Вот они, эти эталонные, блистательные страны Европы! Хорошо бы помнить, «откуда ноги растут».
* * *А вот печальный уровень сегодняшнего образования. На вопрос, заданный молодому человеку студенческого возраста, технически, компьютерно грамотному: «Кто такой Андрей Рублёв?» – тот бодро ответил: «Как кто? Наш чемпион, теннисист-победитель!» (А далее, как понимаете, без комментариев.)
* * *Помню Останкино. За круглым столом под вечерним оранжевым абажуром сидят мама и её подружка Кеточка. Гадают. А я, малышка, рядом, упёрлась подбородком в край стола и вся внимание. Слушаю, запоминаю. Карты из колоды картинно ложатся на скатерть в особый рисунок, и звучит извечная «цыганская» присказка: «А вот теперь посмотрим, чем дело кончится. Чем сердце успокоится».
* * *Постулат: «Зеленский – это диагноз».
* * *КоЗа – коллективный Запад – это та же фашистская Германия. И никакого единения с ними быть не может. И не будет. Это нацисты. И Россия их должна уничтожить. И, конечно же, уничтожит.
* * *Есть два очень мудрых термина, два противоположных понятия – интроверт и экстраверт (т. е. внутрь и наружу). Я не сразу для себя это расшифровала и о себе не сразу всё поняла. А ведь я отчаянный экстраверт (всё наружу). Вся нараспашку, оптимист, как на ладони. Общительна и добросердечно открыта. Как дом без замков. (Никогда не смогла бы работать шпионом разведки. Сразу бы всё завалила.) И от этого в жизни я от людей получала и обиды, и раны, и тумаки. С точки зрения обывателя, всё это плохо, даже опасно. Нельзя подставляться, надо быть похитрее, уметь защищаться, уметь закрываться. Тем более в наше жестокое время. Но я не умею, не могу от рождения. Не научили. И, видимо, подхожу под постулат: «Простота хуже воровства». Но поделать ничего не могу. Да и не надо, зачем? Скоро уж на тот свет, к родным душам. А в мире интровертов-хитрецов и так полным-полно. Думаю, их на земле гораздо больше.
* * *У моего любимого котика Маськи (он же Малевич, второй – Чарлик, тоже любимый) шёрстка чёрная, длинная, с абстрактными белыми пятнами. Длинная – это хорошо, но она жидкая, редкая. Я его, сиротку, пригрела на моей даче на Истре. Доверчивым малышом он пришёл ко мне на участок из леса, что за забором. Сперва брать его не хотела, тогда своих было шесть штук. Но подкармливала. А осенью, возвращаясь в Москву на зиму, не смогла бросить, оставить на гибель. И вот минуло шесть лет. Теперь в доме остались только двое этих дружочков (прочие скончались от старости) – чернущий, как пантера, Чарлик (спасённый двенадцать лет назад во дворе из-под машины) и Маська-Малевич. Эти друзья, как прежде, рядом. Мне на утешение и на «лечение» колен. (Подумала: за жизнь через мои руки прошла, наверно, не одна сотня спасённых кошариков. Собак – меньше.) Вот и беспородный приблудыш Маська с шерстью длинной, но редкой. Тут вспоминаю шутку: «У меня зарплата хорошая, но маленькая». А гостям называю породу моих «дворян» солидно, красиво: «Мейн-куны». Хотя знать не знаю, что это такое.
* * *Можно уже открыто и с горечью сказать, что за окном вовсю идёт Третья мировая война. Хотя пламя боёв и взрывы гремят только в Малороссии. И нам, женщинам, слабой части человечества, остаётся только твердить: «Господи, защити нас. Спаси любимую нашу землю от лютого “западенского” сатанизма». И просить, молить об этом Всевышнего. И работать, работать усиленно, как никогда, до пота, с честью и совестью.
* * *«Так и иду: с непокрытой головой и шляпой в руке. На ветру времени», – написала я когда-то последней строкой в эссе «Синяя птица». А сегодня наткнулась на эту строку, на эту мысль случайно. В какой-то рецензии на меня. Нашла её и в тексте эссе и задумалась: «А может, так и назвать мою новую книгу? “На ветру времени”»? По-моему, ёмко и символично.
* * *Не раз в СМИ меня спрашивали: «А как вы относитесь к женской прозе?» Я не отвечала. А теперь, думаю, пора и ответить. А никак. Просто есть проза хорошая, а есть скверная. То есть талантливая или нет. А по половому признаку делить искусство не стоит. Но мне опять: «Однако во всём мире ведь делят?» – Ну хорошо, продолжу ответ. В Лос-Анджелесе в 90-е годы издали энциклопедию под названием «Женщины-писательницы России XX века». И мне в те годы прислали оттуда сканированные начальные страницы этого любопытного издания. А знакомые прислали лишь потому, что за номером шесть там представлена Ирина Ракша. Ей посвящены целые две страницы, мелким шрифтом, то есть книжный разворот. (Впрочем, там всем вполне справедливо отпущено по развороту.)
И начали они представление с авторов ещё довоенных. С 20-30-х годов. И до меня названы пять фамилий. Ольга Форш, Мариэтта Шагинян, Вера Кетлинская, Галина Николаева и Вера Панова, потом иду я, грешная, за номером шесть (только непонятно, почему нет великих Ахматовой, Цветаевой, Берггольц. Ведь они писали и прозу)… Честно сказать, этому получению я не удивилась. Но почему всё-таки их американские учёные, «веды» от литературы, засунули меня в такой «доисторический» список? Ведь мою первую книгу «Встречайте проездом» издательство «Советская Россия» тиражом в 100 тыс. экземпляров выпустило в свет в 1965 году. И этот тираж считался тогда малым, стандартным. Другое дело – престижная, завидная «Роман-газета» (для выдающихся талантов или генералов от литературы – партийцев, секретарей), в которой, кстати, меня напечатали в 1981 году.
А писательницы Форш и Шагинян были делегатками ещё Первого съезда советских писателей, который вёл сам Максим Горький… У романистки Ольги Форш был толстый, тяжёлый социальный роман с названием «Одетые камнем». И острые, безжалостные пародисты того времени, участники съезда, даже сочинили сатирическую издёвку в стихах: «Читатель книгу Форш просил, ⁄ Лицо являло грусть и муку. ⁄ И кто-то камень положил ⁄ В его протянутую руку».
Тогда же досталось и делегатке, автору многотомной ленинианы (о биографии вождя) – прозаику Мариэтте Шагинян: «Мариэтта всем богата. ⁄ Есть семья, квартира, честь. ⁄ И ума у ней палата, ⁄ Но палата номер 6».
Поэты были тогда отчаянные хулиганы (и Маяковский тоже). Про Веру был, к примеру, такой стёб (хотя такого слова ещё не было): «Ах, у Веры, ах, у Инбер ⁄ Что за глазки, что за лоб. ⁄ И на щёчки я глядел бы, ⁄ Всё глядел бы на неё б».
Но американцы Веру Инбер в энциклопедию почему-то не включили. А зря. Она не менее достойна названных.
А вот Мариэтту Сергеевну Шагинян я застала при жизни – маленькой, седенькой, усатой старушкой. В неизменном красно-клетчатом кардигане. Целый месяц в Доме творчества Переделкино трижды в день я сидела с ней в ресторане-столовой за одним столом. (Подробно о встречах с ней, уже оглохшей, но остроглазой и очень интересной, я написала в книге «Письма чужой жене».) Она завершала тогда очередную книгу о Ленине. И на чёрной кремлёвской спец-«Волге» ездила в Москву, в партархив и в Институт марксизма-ленинизма.
Писателя Веру Кетлинскую я, уж простите, даже не читала. И потому о ней умолчу. Неужто же в далёком Лос-Анджелесе специалисты её изучали?
А Вера Панова, указанная в списке под номером пять, попала в энциклопедию не зря. И не потому, что она активист, трижды лауреат Сталинской премии и прочее, прочее. Это прекрасный, достойный прозаик. Её имя я бы внесла во все литературные энциклопедии мира. Помните её повести «Спутники», «Евдокия», романы «Сентиментальный роман», «Кружилиха», рассказы? Особенно тонкий сюжет – «Серёжа». И другие. Её прозу надо и сегодня включать в школьные программы, учебники. (И куда только Министерство культуры смотрит?) Всё так образно, трепетно, точно. Мне, номеру шесть, быть рядом с ней очень даже почётно…
А вот кто у американцев в списке под прочими номерами – не знаю. Ни целой книги, ни её ксерокса из США не прислали. Да мне это и ни к чему…
Однако меня, как я понимаю, вы спрашиваете ещё и о современных дамах-писательницах? На что сразу отвечу: молодого поколения я совершенно не знаю. Ну напрочь. Хоть они где-то и собираются в какие-то клубы, союзы, кружки. И получают финансовые награды от каких-то, в основном либеральных (даже русофобских), фондов (вроде «Триумфа»). Может, там уж и народились большие таланты? Не знаю, не знаю. Дай Бог.
А вот про своих ровесниц могу сказать пару слов. И первой я назвала бы Викторию Токареву. Для меня – просто Вику. Хотя она и не Вика, и не Токарева. Какой она появилась в Москве, приехав из Ленинграда в столицу? Симпатичная еврейская круглолицая девушка Кира. Вышла замуж за москвича-технаря, младшего научного сотрудника – и стала Токаревой, а заодно и имя сменила. Вон на полке в моей библиотеке стоит её ранняя книжка рассказов с тёплым автографом. К званию писателя пробивалась на моих глазах. Сперва долго и трудно. Потом всё легче и легче. Училась даже со мной во ВГИКе на сценарном, но только заочно. Она достойный, тонкий автор. Её «День без вранья» тронул всех. И читателя, и коллег, и литературные власти. Однако никто не вспомнил тогда, что с похожим названием, «Роман без вранья», написал произведение Мариенгоф. Читать Вику легко, весело и приятно. Она стилист, языковой жонглёр. Её бытовая проза «пьётся» легко, как шампанское.
Конечно, её творческая вершина – сценарий «Джентльменов удачи», и сегодня никто уж не вспомнит, что он был некогда создан вместе с режиссёром Гией Данелией. Тут совпали вершина профессии и вершина сердечных чувств. И это всем очевидно, и это прекрасно. Кружевное владение словом, неизменный, врождённый тонкий юмор выгодно отличают Вику от прочих ровесниц по работе пером. Например, от Людмилы Улицкой[6], Дины Рубиной, Татьяны Устиновой, Людмилы Петрушевской, юмор которых часто несёт сарказм и злую издёвку. Заметьте, я ни с кем не хочу бодаться, разбираться в их мастерстве. У каждой из них свои поклонники. Я просто рассуждаю. Говорю только об истинной, реалистической художественной литературе. Ибо категорически исключаю из разговора разные жанры. Фэнтези, секси, научную фантастику, боевики, детективы, сказки и всё прочее, что высосано из пальца. И как бы увлекательно ни было написано, для меня оно целлулоидно, фальшиво-искусственно. На мой взгляд, это пошлость и нравственный разврат народа. Однако вал этого чтива заполоняет сегодня все книжные прилавки и полки. И это преступно.
А что же Вику с ними всё-таки, к сожалению, объединяет? А мелкотемье, работа только на «бытовухе», на проблемах узкосемейных, элитарных. Отсутствие ощущения Божиих заповедей. И отсутствие чувства ЛЮБВИ к Родине, на чьём, собственно, языке ты от рождения говоришь, пишешь и думаешь. К её коренным, глубинным проблемам. Ибо корней у них нет, как и христианской любви. Да и откуда же её взять? В их прозе понятие «любовь» мало и узко. И не взлетает выше планки «о себе любимой». Читаешь их тексты, всегда очень стильные, интеллигентные, но почему-то напрочь БЕЗБОЖНЫЕ. Мало любви, мало добра. А порой даже с поклоном другому какому-то богу. И мне так и хочется захлопнуть книгу, как дверь в чуждый мир, и отложить… Я не литературовед, и это не разбор их творчества. Это просто реплика, комментарий. Повторюсь, Токареву спасает юмор, не ядовитый, как у иных пишущих дам, он добр, он несёт надежду. И именно поэтому её хочется дочитать до конца.
Так что читай – не скучай!
* * *Справедливость должна объявляться громко, публично, её надо постоянно демонстрировать.
* * *Демократия – это инструмент, который удерживает, держит бюрократию, автократию у власти. Для западенцев-нацистов деньги – единственная и главная ценность в мире.
* * *Если в боях СВО наши войска, побеждая на фронтах, дойдут до границ бывшего СССР, т. е. до Польши, Венгрии, Румынии, то город Львов (Лемберг) будет российским. А если нет, то город Львов будет прозападным, городом врагов-нацистов. И Львовский художественный музей окажется в руках врага. И это меня горячо и давно волнует. Ибо живописные картины, полотна великого художника Юрия Ракши давно принадлежат Львовскому музею. Это триптих «Кино» (сюжет полотна посвящён созданию антивоенного кинофильма «Восхождение» о Великой Отечественной войне). Картина «Маленькие купальщики» и эскизы к кинофильму «Восхождение». Так вот, тогда эти картины русофобами будут, конечно, изъяты и уничтожены, как и другие полотна российских авторов. А такая утрата для нашего изобразительного искусства глубоко трагична и невосполнима.
* * *Память – диалог прошлого с настоящим.
* * *И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце – справедливым…
Ш. Перро, сказка «Золушка»
* * *Русофоб: «Нет ничего святого, кроме денег».
* * *А вчера я вот что надумала. Надо будет издать совсем необычную книжку. И автором её будет народ нашей страны. Многоликий российский читатель, который будет представлять не какой-то отдельный край, город или село, а всю, всю необъятную нашу страну. С востока до запада. От Чукотки до Бреста. И даже шире – весь мир. Так кто же, кто будет автором этой книги?
А тот, кто в разных весях и уголках земли, имея Интернет, читает мою прозу на «Прозе. ру». То есть знает все мои чувства и мысли, мою судьбу. И не только читает, а главное – откликается, пишет в ответ, публикует свои послания. Выражает себя как автор. И эти авторские письма-послания буквально бесценны – разнообразны, интересны, образны, глубоки. И, на мой взгляд, не должны утонуть, затеряться, пропасть в недрах Интернета. Так что я постараюсь собрать их в книгу и опубликовать. С их именами и адресами. И этой будущей книге я вчера дала, придумала название: «Обратная связь». Но всё, конечно, ещё впереди. Только дал бы мне Бог сил создать эту необычную книгу-зеркало. Показать многообразие лица нашей любимой страны. Прославить мудрость и красоту моего народа, моего Отечества. Тем более именно сейчас, в наше сложное, обострённое время начала XXI века. Итак, да здравствует наша «Обратная связь».
И. Р. 23 сентября 2023 г.
* * *Сегодня я, вынужденно сидя дома, то и дело прошу: «Да будет воля Твоя, Господи. Пусть всё будет не как я хочу, а только как Ты хочешь. И дай мне лишь то, что по воле Твоей. Ведь Ты всё про меня, грешную, знаешь. А я люблю, жду и молитвенно верю Тебе, Господи».
* * *Какая нежданная радость, какое счастье сегодня ночью мне были посланы! Увидела по ТВ, на канале «Спас», документальный фильм о святителе Алтая Макарии Невском (01.10.1835 – 01.03.1926). Первом священнике-миссионере, пришедшем со словом Божиим в Ойротию (Алтай, раннее название этого края), дико-тёмную, языческую. К её простому безграмотному народу – алтайцам, кочевникам, жившим в Алтайских горах, в тайге, в аилах. И св. Макарий своей огромной любовью, молитвами и делами крестил их (помаленьку, одного за другим) и привёл эти племена к Богу, к православному христианству. И вообще этот чудесный фильм и о сегодняшнем православии на Алтае. В селе Чемал, в Горно-Алтайске, Бийске, Барнауле, на берегах Катуни, Маймы, Бин. Умно, сердечно и трепетно всё комментировали прежний епископ Алтайской и Барнаульской епархии Максим (Дмитриев), а также епископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат (Романенко). Мне даже захотелось послать им в подарок мой роман об Алтае «Белый свет», мои книги. Ведь этот край – моя юность и, как порой я называю, моя малая родина. Я слушала, смотрела кадр за кадром, радовалась и… плакала. Слёзы сами текли по щекам.
* * *Часто в храме от семейных пар слышен вопрос: «Можно ли детей наказывать телесно? Не грех ли это?» Протоиерей отец Димитрий Смирнов, большой церковный деятель (мой духовник), вот так горячо отвечал на это: «А как же! Конечно, можно. Конечно, не грех. Если ребёнок не хочет понимать слов, упрямится, можно и подзатыльник дать. И шлепок по попе отвесить, если ему свои хотелки главнее. Если он не понимает родительского учения, назиданья. Если через слово не понимает, через тело поймёт». Как предки нам говорили? «Через крапивку, через крапивку».
Вот и сегодня по СМИ я услышала такой же ответ от профессора богословия А. И. Осипова – учёного-мудреца. Слово в слово. И укрепилась в верности этой мысли. Помню, и меня в детстве мама наказывала. И шлёпала по попе, и давала подзатыльник, но чаще ставила в угол. И я послушно стояла. Пока не пойму, пока не извинюсь, не покаюсь в ошибке. Ведь покаяние – великое благо для человека. А то нынче что? Как в либеральных семьях стало модно детей «воспитывать»? «Не моги ребёночка и пальцем тронуть. Он с рожденья свободная личность». А эта «свободная личность», хлебнув всевластия, вседозволенности, садится взрослым на голову, даже не на шею, и начинает командовать и погонять. А ведь ранние «хотелки», самость, самолюбие питают гордыню. Первый из смертных грехов. И в итоге из любимого чада вырастает гнилой, уродливый эгоист. И он не для Бога, он для беса, для греховного мира. А всё потому, что родители-воспитатели вовремя шлёпнуть боялись.
* * *После распада Советского Союза, после гибели строя социализма с его идеологией и появления иной Конституции, где идеологии напрочь нет, все стали её искать. И всё ищут и ищут идеологию. То есть постулат, главную идею жизни народа в современной Руси. А я думаю (и не только я, миллионы людей), что эта идея, идеология очевидна. Это Святость, это вера народная. Для нас – христианская, православная.
И ещё – ожил сегодня древнейший лозунг: «Дружи на Востоке, воюй на Западе».
* * *Есть несколько главных условий, чтобы изгнать антихриста, беса:
1. Запретить брань, ругань матерную.
2. Запретить аборты-убийства.
3. Всеми силами сохранять крепость семьи, ибо эта малая ячейка и есть опора и сила государства.
4. Убрать труп-мумию Ленина от Кремля.
* * *Алтарь неизвестному богу. (Найти это место о святом Павле и в нём заменить слова «неизвестный бог» словами «НЕВЕДОМЫЙ БОГ».)
* * *Смерть – это рождение в жизнь вечную. Переход. Хотя и очень трудный для каждого. Поскольку мы так привыкли к жизни здесь, на земле.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Русская пословица: «Сто вёрст – не крюк. Сто лет – не срок». – Прим. автора.
2
Мустай Карим. Из статьи «Талант высочайшей пробы»: «Мне сейчас кажется, что я жил долгие годы совсем рядом с Юрием Ракшей. А в сущности, мы встречались с ним всего-то несколько раз. Ощущение этой близости, видимо, вызвано тем, что душа и память его не оторвались от родимой земли – от нашей общей колыбели Башкирии, мысль и талант его трудились ей во славу. Чувством сыновнего долга и признательности пронизаны его слова: “Где-то далеко теперь нестеровские дали за рекой Белой. Наверное, я до конца жизни так и останусь должником перед ними, не смогу написать все желанное, дорогое сердцу. Но моя малая родина стала частью всего большого, открывшегося мне в моей жизни… ”» – Прим. автора.
3
Перевод Наума Гребнева. – Прим. ред.
4
Признан иностранным агентом на территории РФ. – Прим. ред.
5
Признан иностранным агентом на территории РФ. – Прим. ред.
6
Признана иностранным агентом на территории РФ. – Прим. ред.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги