Дим Темнюк
Теория порнографии 2-0. Цикл лекций по теории и экспертизе порнографии
Вступление
Книга «Теория порнографии 2.0» ректора Санкт-Петербургской академии правовой сексологии Sexology.Legal Д.Д. Темнюка продолжает цикл его лекций по экспертизе эротики и порнографии для обучающихся курсов «Правовая сексология», «Теория и экспертиза эротики и порнографии».
Апогей порнографии (и внутри и вне интернета) безусловно связан с интересом к подсматриванию, подглядыванию, наблюдению за другими, – писал в 2002 году испанец Висенте Верду (Vicente Verdu) /669/. – Начиная от «Большого Брата» (испанский аналог проекта «За стеклом») и заканчивая чилийским «Стеклянным Домом», от воздушных строений Нормана Фостера (Norman Foster) в Лондоне, до павильона УЕФА в швейцарском Нионе, построенном по проекту Патрика Бергера (Patrick Berger) – все стремится к открытости. Порнография – это символ нашей эпохи, и в моральном и в идеологическом смысле этого слова, имеющий отношение и к плоти человеческой и к тому, за что ее можно купить. /669/
Порнография – это уже целая индустрия, со своими супермаркетами и доставкой по почте. Это услуга, которую круглосуточно можно получить в любом отеле, подписавшись на платные телевизионные каналы [например, уже в 90-е годы XX века в московском отеле «Украина», – прим. автора]. В 2002 году журнал «Forbes» составил список 15 самых влиятельных компаний порноиндустрии Соединенных Штатов, где на первой позиции находилась «On Command Corp», котировки которой оценивается по индексу NASDAQ. Упомянутая компания обслуживает клиентов из 975 000 апартаментов в 2450 отелях, расположенных в 22 странах мира. Около 250 миллионов человек смотрят фильмы или играют в видеоигры, выпущенные этой компанией. А ее доходы за 2001 год превысили 325 миллионов долларов. /669/
Порнография в нашей жизни стала обыденностью, мы видим ее на рекламных щитах, по телевизору, в прессе. Порнофильмы считаются самым популярным продуктом, производимым порноиндустрией (на видеокассетах и DVD). […] «Forbes» в 2001 году утверждал, что [только] эротические сайты за год прокручивают 1,5 миллиарда долларов, то есть эта цифра значительно превышает все кассовые сборы киноиндустрии. /669/
Новшество, таким образом, заключается в ином, – утверждает Висенте Верду /669/: сегодня невозможно дать определение тому, что действительно можно считать порнографией, потому как она заполонила всю нашу жизнь. В прежнее время порнографию отделяли от эротики не по принципу отсутствия или выставления напоказ обнаженного тела, потому как человеческий зад или грудь, будь то мужские или женские, можно бессчетное количество раз встретить в большинстве шоу. Их разделяли по трем основным принципам: жанр порнографии включал демонстрацию во всей красе раскрытых половых органов, скрупулезное изображение половых актов и был ориентирован на возбуждение того, кто ее видит или слушает, удовлетворяя его желание мастурбировать.
Итак, этимология и смысл слова порнография происходят от греческих корней «porne» (проститутка) и «graphein или graphos» (писание, гравюры или рисование). При этом porne означало специфический низший класс проституток (сексуальных рабынь), которые обслуживали всех мужчин-граждан. «Первоначально порнография обозначала описание проституток и их ремесла. Позже – тексты, картинки и так далее, направленные на возбуждение сексуального желания» (Словарь Уэбстера, 1962 г.) /4/.
Этого же мнения придерживается доцент МГУ, ведущий научный сотрудник центра «Истина» О. Савельева /139/. «Что же такое порнография? – вопрошает она. – Само слово (от древнегреческих «порнейя» – проституция и «графо» – пишу) использовалось еще в античности и означало серию рассказов, обучавших молодых людей сексуальным действиям или просто возбуждавших клиентов проституток. Поскольку проституция в Древней Греции предосудительным занятием не была, то и порнография не осуждалась».
Еще в начале XX века в пику им английский писатель Дэвид Герберт Лоуренс замечает /546/: «Само слово «порнография», как объясняют нам словари, означает «имеющий отношение к продажным женщинам» или, в буквальном смысле, «описывающий продажных женщин». Но позвольте спросить, кого в наши дни можно считать продажными женщинами? Если тех, кто берет с мужчин деньги за согласие переспать с ними, то ведь большинство женщин, становясь женами, то есть вступая в законный брак, в сущности, продают себя своим мужьям. В то же время многие проститутки отдаются мужчинам просто так, по собственному желанию, не беря с них за это денег. Да и вообще, если в женщине не чувствуется хоть немного от распутницы, от соблазнительницы и блудницы, то такую женщину иначе, чем «сухой воблой», не назовешь. С другой стороны, во многих проститутках кроются присущие большинству женщин порядочность и благородство. Так стоит ли быть педантом и ограничивать себя рамками предвзятых мнений? Судить обо всем, руководствуясь буквой закона, – неблагодарная и скучная вещь, тем более что законы, как правило, не отражают реальной жизни».
Таким образом, от Лоуренса, помимо того, «что законы, как правило, не отражают реальной жизни», мы узнаем, что брак – это узаконенная форма проституции, а мышление О. Савельевой застряло в XIX веке. Ну что ж, воспользуемся другой формулировкой «порнографии».
В одном из распространенных на Западе «Словаре эротики» /233/ (Lexikon der Erotik/Hrsg. L. Knoll, G. Jaeckel. Hamburg. 1978.) говорится: порнография – это «такие тексты, картины и фильмы, которые служат только или в основном возбуждению полового чувства».
«Советский энциклопедический словарь» 1979 г. /232/ гласит: порнография – это «вульгарно-натуралистическое, непристойное изображение половой жизни в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино и проч.».
«Словарь по сексологии и сексопатологии» 1997 г. под редакцией А. Бова /336/ под порнографией понимает произведения литературы, живописи, кино и т.д., в которых внимание человека сознательно фиксируется на половых органах персонажей. К порнографии, тем не менее, не относятся издания научно-просветительского характера (например, воспроизведение коитальных поз). В то же время авторы словаря, – пишет С.В. Прянишников /336/, – вынуждены признать, что на современном этапе определенные виды порнографии могут быть даже полезны: для молодых людей – как пособие по сексуальной грамотности, а для пожилых – как эффективное средство стимуляции полового возбуждения. Такая порнография может помочь избежать сексуальной монотонности в супружеской жизни. Замечают авторы и изменения в отношении к так называемым порнографическим предметам, предназначенным для сексуального удовлетворения (вибраторы, искусственные фаллосы и др.). В настоящее время признано, – пишет С.В. Прянишников, – что эти предметы имеют медицинский характер и предназначение.
«Полный сексологический словарь» 1999 г. Ю.П. Прокопенко /336/ под порнографией уже понимает знакомые нам непристойное, вульгарно-натуралистическое изображение или описание половых отношений в целях возбуждения сексуального возбуждения [возбуждение в целях возбуждения – это круто, – доп. автора]. Одновременно в словаре приведено понятие «сексография», которое означает изображение межполовых отношений, психополового поведения и сближения, в котором, в отличие от порнографии, анатомия и физиология не являются самоцелью. Приводит автор и определение эротики, куда входят «сексуальные чувства, фантазии и переживания, а также то, что их вызывает. В отличие от порнографии трактует сексуальность облагороженной, очеловеченной».
По мнению И.С. Кона /235/, слово «порнография» – не научный, а общежитейский термин, обозначающий сексуально возбуждающие и непристойные рисунки, книги и фильмы.
Порнография – это всегда интересно, – пишет философ Андрей Маклаков /260/. – Это куда интересней политики и почти так же грязно. Но если о политике с умным видом рассуждают все, кому не лень, к порнографии отношение более потребительское. Даже за рубежом серьезные исследования можно пересчитать по пальцам [по состоянию на начало 2022 года данная информация неактуальна, стоит только заглянуть в библиотеку academy.edu – прим. автора]. В американских университетах кое-где преподают «human sexuality», но теорию порнографии – нет. Порнология остается последним писком современной культурологии, финтом на грани фола. Лишь в последние годы что-то в мире начало меняться. Австралийская национальная библиотека создала специальный отдел для архивирования контента австралийских же порносайтов. Знак новой надежды? Кажется, нам впервые демонстрируют официальное признание того, что порнография является такой же частью культуры, как мультики со Шреком или Микки-Маусом. В русскоязычном пространстве и вовсе плохо: есть всего-то две книги, да и те смотрят по верхам и предназначены, как говорится в аннотации «для сотрудников правоохранительных органов».
Так, с 22 по 24 мая 1998 г. в Университете Южной Калифорнии (Лос-Анджелес, США) прошла международная конференция по русской порнографии. Междисциплинарный характер конферeнции обеспечивался участием филологов и лингвистов, историков, сексологов, переводчиков, литературоведов, специалистов в области права и т. п. «Как оказалось, – пишет А. Маклаков /260/, – эстетическая ущербность вовсе не является атрибутом порнографии, но скорее идеологическим штампом».
По утверждению очевидцев /194/, откровенный мат на конференции стоял все три дня. Было заслушано 28 докладов. Иллюстративные материалы брались из самых откровенных изданий. Тем не менее, все это носило вполне хладнокровный и академический характер и, более того, проходило на очень высоком научном уровне.
Согласно практическим выводам Александра Левинтова /194/:
– конференция показала, что нет тем и проблем, которые не могут быть освоены исследованиями;
– порнография и, шире, тема сексуального, выходит из рамок запретов и умолчаний, об этом можно говорить не хихикая и не покрываясь стыдливыми пятнами: это достойно научного внимания и профессиональной оценки;
– порнография есть часть культуры и социокультурной действительности и на этих правах может быть освобождена от истерики («хистера» по латыни – «матка») ее запретителей и защитников.
Теперь, после этой конференции, – продолжает свою мысль А. Левинтов /194/, – мы имеем, хотя бы в младенчестве, порнологию (собственно, это и было основным содержанием конференции), порнотипию (фольклорная порнография, литературная, изобразительная, драматическая, музыкальная, философская, политическая и т. п.) и порнономию (что же, наконец, относить к порнографии, а что – к эротике, неизбежной для человека сексуальности и другим явлениям жизни и искусства).
Материалы конференции легли в основу российско-американского академического издания «Eros and Pornography in Russian Culture. Эрос и порнография в русской культуре», под редакцией Маркуса Левитта (USCal) и Андрея Топоркова (РАН) (М.: Ладомир, 1999, 700 с.), изданного тиражом всего 800 экз. /196/ (при этом, 530 из которых отправлены в США). В розничную продажу сборник не поступал. Само издательство, выпустившее этот сборник, известно тем /386/, что с 1992 года выпускает серию книг, условно называемую «Русская потаенная литература». На сегодняшний день вышло уже 14 томов, среди которых «Эротическая поэзия XXVIII-начала XIX века», «Девичья игрушка или сочинения господина Баркова», «Заветные сказки» и «Заветные частушки» и др.
В практическом плане книга интересна и тем, что в ней имеется раздел «Порнография и законодательство», который посвящен современным политико-юридическим дебатам по этому деликатному вопросу. И. Камиров /386/ говорит об этом издании как о крупном культурологическом событии.
Теперь, как утверждает известный журналист Ричард Пайп /239/, «порнография перестает быть усладой маргиналов, она перемещается из туалетов и темных уголков в фешенебельные гостиные! В целом ряде американских университетов большой популярностью пользуются курсы порнографии. Будущие порнографы считают, что держат пальцы на пульсе времени и сделали правильный выбор. Они прекрасно знают, что не останутся без работы – огромный спрут порноиндустрии с многомиллиардным оборотом требует все новых и новых жертв, и творческие, талантливые люди востребованы более всего.
Студенты Калифорнийского университета с интересом слушают цикл лекций «Порнография и проституция в истории», а их ровесники в Колледже Форт Льюис (штат Колорадо) боготворят профессора Малоха, читающего курс «Поэтика порно».
– А что вы хотите, если порносимволы встречают нас на каждом шагу? – говорит маститый ученый /239/. – Они в рекламе, которая становится все более эротичной, на экранах телевизоров, на театральных сценах и в заголовках газет! Миром правит эротика!»
В 2002 г. /238/ в университете Аризоны побывали необычные для учебного заведения посетители: сутенеры, проститутки, порнозвезды и исполнители экзотических танцев беседовали со студентами о «карьере» сексработников, желая им продемонстрировать, что не следует считать постыдной работу в стриптизе, в «эскорте» или в порнофильме.
Студентки университета штата Индиана /239/ с удовольствием уже снялись в качестве актрис в порнофильме, их примеру тут же последовали и ребята из Йельского университета.
Кто-то, возможно, слышал о кафедре психоаналитической интерпретации и истории эротического искусства Университета Гёте во Франкфурте-на-Майне.
Есть программа междисциплинарных исследований сексуальности в Университете Конкордии в Монреале.
Издательство Йельского университета изредка издает художественные и научные книги по истории эротического изобразительного искусства.
В университете Кента (Англия, г. Кентербери, больше известном в России как месте покушения на Скрипалей и знаменитым Кентерберийским собором) по курсу «История искусства» преподают модуль «Эстетика тела, сексуальность и эротическое искусство», который также присутствует в модулях «Бакалавриат гуманитарных наук, этапы 2 и 3» и в факультативных модулях (в количестве 300 учебных часов, в т.ч. 40 аудиторных, 260 для самостоятельного изучения), исследуют различные эстетические перспективы и теоретические подходы к изображениям в высоком искусстве и народной культуре, включающим сексуальные образы и темы, в т.ч., которые обычно классифицируются как порнография и эротика, и вокруг которых сосредоточена большая часть существующей философской литературы (примерные вопросы исследования: что такое эротическое искусство? в каком отношении и в какой степени оно отличается от порнографии? является ли «порнографическое искусство» оксюмороном? какова связь между эротическим опытом и эстетическим опытом и совместимы ли они вообще? каковы различия и сходства между вуайеризмом и эстетическим интересом?).
Сегодня не только некоторые американские университеты, причём далеко не худшие, в рамках курса по истории культуры или социологии требуют от своих студентов изучения порнографии и различных сексуальных практик, по этим вопросам пишутся курсовые работы и сдаются зачёты /238/, но и ряд российских учебных заведений стараются не отстать от жизни. Так, курс «Гендер и сексуальность» /240/, предназначенный для студентов 4 курса специальности «Социология» факультета управления и социологии Тверского госуниверситета, состоит из 17 лекций и затрагивает, в частности, такие темы: «Проституция: историко-социологический профиль», «Секс, искусство, СМИ», «Телесность и сексуальность», «Сексуальная культура в России».
В Санкт-Петербургской академии правовой сексологии Sexology.Legal преподают курсы «Юридическая сексология», «Криминальная сексология», «Теория порнографии: введение в порнологию», «Сексологическая теория порнографии», «Юридическая теория и экспертиза порнографии», «Искусствоведческая теория и экспертиза эротики и порнографии», «История художественной порнографии», «Политическая теория порнографии», «Социальная теория порнографии», «Философская теория порнографии», «Религиозная теория порнографии», «Культуроведческая теория и экспертиза порнографии», «Введение в детскую судебную и криминальную сексологию» и др.
В Санкт-Петербургской академии эротических искусств и сексуальных культур EroticArt.Academy преподают курсы «Всеобщая история эротических искусств, сексуальных культур и права», «История японского эротического изобразительного искусства», «Эротическое искусство и сексуальная культура Третьего рейха», «История эротического изобразительного искусства», «История русского эротического изобразительного искусства», «История изображения женской обнаженной натуры в академическом изобразительном искусстве», «История изображения мужской обнаженной натуры в академическом изобразительном искусстве», «Музееведение и эротические коллекции», «Эротика в рекламе», «История эротического декоративно-прикладного искусства», «История гомоэротического изобразительного искусства», «История гомоэротической художественной фотографии» и др.
В обеих академиях действует библиотека эротических искусств, сексуальных культур и права, часть экспозиции которой открыта в Санкт-Петербургском музее любви и эротики PINKRABBIT.
В венском «Арт Салоне» можно пройти курс «Не надо стесняться: эротика в истории искусства» (6 лекций и итоговое тестирование).
В YouTube можно найти 7 лекций «Голые в искусстве» Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова. /1349/
В России также непродолжительное время с разным успехом преподавались два других курса, состоявших примерно из 10 лекций по истории эротического изобразительного искусства, но дальнейшая судьба их мне не известна.
Некоторые мировые музеи публикуют каталоги своих выставок, посвященные изображению обнаженной натуры.
В мире также каждый день открываются новые проекты и закрываются старые, в т.ч. музеи эротического искусства, вспомнить, хотя бы всемирно известный берлинский музей эротики Беаты Узе.
Некоторые проекты, например, ONE Archives Джима Кепнера, основанный в начале 50-х годов XX века, превратился в национальный архив геев и лесбиянок, который в октябре 2010 года стал частью библиотечной системы Университета Южной Калифорнии и в настоящее время содержит более двух миллионов архивных предметов, включая периодические издания, книги, фильмы, видео- и аудиозаписи, фотографии, произведения искусства, организационные записи и личные бумаги, предлагает стажировки для студентов и аспирантов. Стажеры получают практический опыт работы с архивными материалами в уникальном и динамично развивающемся учреждении.
Следует отметить, что до 1999 г. в России по вопросам порнотипии публиковались книги только зарубежных авторов, например, «Радости любви. Эротический путеводитель по чувствам» Элизабет Нэш и Ричарда Фокса, Москва, 1995 г., издательство «Любимая книга» /217/ и «История порнографии» Монтгомери Х. Хайда, Москва,1997 г., издательство «КРОН-ПРЕСС», тираж 10000 экз. /216/.
В «Радостях любви» (The Pleasures of Love) её авторы (Elizabeth Nash & Richard Fox), в отличие от бесчисленных «учебников секса», заполонивших прилавки российских книжных развалов, увлечены эстетической стороной вопроса, рассматривая эротику на примере 5 человеческих чувств, а также в культурологическом контексте. Книга содержит богатейших иллюстративный материал, предоставленный фототекой Лондонского музея изящных искусств, Гамбургским музеем эротического искусства и др. европейскими музеями и галереями.
А в 2002 г. в издательстве «Торсинг» (Харьков) вышла в свет первая книга отечественного автора – Гитина В.Г. – «Феномен порнографии: Опыт неформального исследования» (432 стр., тираж 7000 экз. и 5500 экз. – второе издание), иллюстрации к которой подобрал к.м.н. Е.И. Скорняков. В аннотации указывается на то, что «книга представляет собой исследование характерных признаков и стилистических особенностей порнографии. Впервые в мировой практике авторы предприняли разносторонний и комплексный анализ проблем порнографии, доставляющих немало хлопот представителям самых разных слоев населения, прежде всего издателям и работникам правоохранительных органов. Книга написана популярным живым языком, снабжена богатым иллюстративным материалом по истории порнографии, от Древней Греции до наших дней». Действительно, книга содержит 506 иллюстраций, благодаря которым она имеет хоть какую-то ценность. В остальном – это просто хрестоматия по эротической литературе, т. к. анализ литературных произведений занимает 90 % общего объема исследования (книга напоминает очерки истории половой морали Сосновского А.В., – по сути являясь «Ликами любви-2»), при этом не имеющая никакого отношения к собственно порнографии. «Феномен…» представляет собой, скорее, «феномен Гитина в порнографии». Автор основывает свои выводы на одиозной книге не менее одиозного психиатра начала XX века Отто Вейнингера «Пол и характер», в связи с чем после ее прочтения у «издателей, работников правоохранительных органов» и прочих «разных слоев населения» «хлопот» не убавится. Ради справедливости следует заметить, что книга все же будет весьма полезна студентам, изучающим культурологию, в качестве пособия по порнотипии, даже не смотря на то, что она полна самых неожиданных противоречий.
Пол Фишбейн, учредитель и главный редактор «Эдалт видео ньюс» /377/, согласен с Молохом: «Художественные фильмы, телеперадачи становятся все более эротичными, а порнофильмы в свою очередь тянутся от эротике к эстетике и даже стремятся своими средствами освоить социальную тематику. Например, расовую. Таковы сериалы «Сопранос» и «Секс и город», цикл передач весьма уважаемого исторического канала «Секс в 20 веке», а с другой стороны – порномюзикл «Вестсайд» по мотивам знаменитой лирической трагедии «Вестсайдская история».
К примеру /239/, в Нью-Йорке с неизменным аншлагом шел мюзикл «Дебби покоряет Даллас» (ремейк знаменитой порносказки восьмидесятых годов). Актер Марк Уолберг стал знаменитым, сыграв роль порнокумира в ленте «Ночи буги», а сама лента принесла авторам миллионы долларов и прокатилась по мировым столицам как свежая гроза. Знаменитый голливудский кумир Вэл Килмер играет роль порножеребца Джона Холмса. Премьера фильма, запланированная на 2004 год, обещала быть скандальной и шумной.
Специалисты отмечают, что возраст приобщения к порнокультуре неуклонно понижается. Обратите внимание, какое огромное количество портретов звезд ХХХ-кино красуется на молодежных футболках. А всё это потому, что создатели мейнстрим-фильмов и музыкальных клипов все чаще привлекают звезд «горячего» кино. Рокко Сиффреди, Рон Джереми, Дженна Джеймсом и Джинджер Линн имеют богатый опыт участия в таких проектах.
Некоторые звезды и сами не прочь приобщиться к порноиндустрии (к примеру, возьмем российский национальный канал «Муз-ТВ», в эфире которого 17.04.2004 ведущий программы «Группа разбора» Оскар Кучера «выпендривался» в футболке с надписью «Best actor Porn Awards Hollywood»; а певец Данко в своем клипе использовал футболку с надписью «FUCK ME, I am famous» – «трахни» меня, я знаменитость; Дима Билан, в отличие от Данко, в своем раннем периоде никого не агитировал, а просто «трахался» во всех своих клипах). Наверняка всем известна и рубрика под слоганом «чего только не делают звезды, чтобы попасть в «Желтую газету».
Сильвестр Сталлоне начинал свою карьеру со съёмок в порно «Итальянский жеребец».
Шварценеггер позировал обнажённым известному гей-фотографу Роберту Мэпплторпу.
Джефф Страйкер – звезда би- и гомосексуального порно, в свое время был регулярным гостем всевозможных «звёздных» вечеринок и презентаций, где он тусовался вместе с Мадонной, Джеком Николсоном и другими звёздами мейнстрима.
Как пишет Ю. Козлова /298/, наличие в творческой биографии актера «постельных сцен» может как способствовать взлету карьеры, так и, наоборот, поставить уже раскрученную карьеру под угрозу. Шарон Стоун стала звездой, когда раздвинула ноги в ключевой сцене нашумевшего «Основного инстинкта».
Когда в самый расцвет популярности Рокки-Рэмбо Слая Сталлоне обнаружилась порнолента, где никому еще не известный молодой парень с гордостью демонстрирует свои природные достоинства, карьера мускулистого идола была поставлена под угрозу. Желтые издания всей планеты смаковали скабрезные кадры из опального нафталинового архива.
Голый Шварценеггер был более осмотрителен, и в итоге стал губернатором Калифорнии, опередив на выборах пару конкуренток – настоящих порнозвезд (одна из них, 22-летней Мэри Кэри /321/, предлагала ввести налоги на силиконовые имплантанты и призывала граждан штата обменивать оружие на порнофильмы, чтобы снизить уровень преступности и насилия).
Как пишет А. Маклаков /260/, порно от политики отделяет расстояние даже меньшее, чем влагалище от ануса. Эти круги могут и пересекаться. […] Даже в гнездилище мировой демократии, в Штатах население довольно бодро встретило доклад порнопрокурора Кеннета Стара, освещавшего скандал «Клинтон-Моника». Между прочим, изготовление порнодоклада несгибаемым и как бы эрегированным «проком» обошлось бюджету в 20 миллионов долларов. За эти деньги можно было бы снять две сотни серий «Екатерины Великой» с бонусом в виде приключений графини Ебубениной и майора Елдакова. Хотели благопристойной прозрачности – а получили всемирное пип-шоу.