Для суннитского ислама Иерусалим является третьим по святости городом, после Мекки и Медины. В 610 г. н. э. Иерусалим стал первой киблой ислама, – объектом, в направлении которого надлежало совершать мусульманскую молитву (салят). В 625 г. место киблы навечно заняла Кааба в Мекке. Однако непреходящее место, занимаемое городом в исламе, связано, главным образом, с историей ночного вознесения Мухаммада (ок. 620 г. н. э.). Мусульмане верят, что Мухаммад был перенесен на волшебном скакуне из Мекки к «возвышенности на краю» – описание, в котором некоторые толкователи Корана видят Храмовую гору в Иерусалиме. По их толкованию, там он молился, а затем над местоположением разрушенного иерусалимского Храма разверзлись небеса – и открылся путь, которым он вознесся в рай. И хотя непосредственно в Коране название «Иерусалим» не упоминается, исламские тафсиры (комментарии) интерпретируют некоторые места как описание Иерусалима. Кроме того, Иерусалим упоминается во множестве хадисов. Священной для мусульман является Мечеть Аль-Акса на Храмовой горе и Место, на котором стоял Храм и с которого, по верованиям мусульман, Мухаммад вознесся на небеса.
Статус Восточного Иерусалима, и в особенности его святых мест, остается ключевой и весьма противоречивой темой в израильско-палестинском конфликте и предметом горячих дискуссий; статус Иерусалима – одна из важнейших сфер разногласий между палестинскими и израильскими переговорщиками по вопросу о мире.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 181 от 29 ноября 1947 года, известная под названием «Резолюция о разделе Палестины», предполагала, что после окончания британского мандата (15 мая 1948 года) международное сообщество возьмет будущее Иерусалима под свой контроль. Однако в результате Арабо-израильской войны (1947–1949) Иерусалим был разделен между Израилем (западная часть города) и Трансиорданией (восточная его часть). 13 декабря 1948 года парламент Трансиордании принял закон об аннексии оккупированной ею территории Палестины, включающей в том числе и Восточный Иерусалим (в составе западного берега Иордан). 5 декабря 1949 года Израиль объявил Западный Иерусалим своей столицей; в апреле 1950 года Трансиордания также объявила Иерусалим своей второй столицей.
В 1951 году Согласительная комиссия ООН предприняла свою последнюю энергичную попытку выступить посредником между сторонами конфликта и представила ряд конкретных предложений, касающихся беженцев, компенсации, пересмотра территориальных вопросов и соглашений о перемирии, в целях обеспечения свободы доступа к Святым Местам в районе Иерусалима. Однако Комиссия вновь пришла к выводу о том, что отсутствие готовности сторон осуществлять соответствующие резолюции и учитывать перемены, произошедшие на местах, не позволяют приступить к урегулированию палестинского вопроса. В 1959 году Ассамблея ООН отменила решение о выделении ассигнований на установление постоянного международного режима в Иерусалиме.
В результате победы в Шестидневной войне 1967 года Израиль аннексировал Восточный Иерусалим, таким образом получив контроль над всей территорией города, законодательно отделил Восточный Иерусалим от западного берега реки Иордан и объявил свой суверенитет над объединенным Иерусалимом. ООН и значительная часть международного сообщества официально не признают аннексии восточной части города и израильского суверенитета над ним.
Израиль оспаривает тот факт, что аннексия Иерусалима была нарушением норм международного права – равно как и определение территории Западного берега реки Иордан (включая Восточный Иерусалим), как «оккупированной», настаивая на международном термине «спорная территория». В качестве основных аргументов в пользу этой позиции приводятся оборонительный характер Арабо-израильской войны 1948 года и Шестидневной войны, отсутствие признанного международного суверенитета над этими территориями до 1967 года и историческое право еврейского народа на землю Израиля. Сходной позиции придерживается ряд израильских и зарубежных политиков и ведущих юристов.
Как Израиль, так и Палестинская автономия официально считают Иерусалим своей столицей, не признавая такого права за другой стороной. Действующий премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу заявил, что Иерусалим останется неделимой столицей Израиля. Текущая позиция ПНА состоит в том, что Восточный Иерусалим, как он определен муниципальными границами до 1967 года, должен быть столицей Палестины, а Западный Иерусалим – столицей Израиля, при том что каждое из государств наделяется полным суверенитетом над соответствующей частью города со своим собственным муниципальным управлением. Совместный «совет развития» должен отвечать за координированное развитие. В качестве возможной будущей столицы палестинского государства Соединенными Штатами был предложен арабский пригород Иерусалима Абу Дис – в связи с его близостью к городу, и в особенности к Храмовой горе. Еще до этого предложения Палестинская администрация возвела в этом городе возможное будущее парламентское здание для Палестинского законодательного совета, и все ее офисы по делам Иерусалима расположены в Абу Дис.
США официально признали Иерусалим столицей Израиля 6 декабря 2017 года. В тот же день с вопросом о перенесении посольства в Иерусалим обратились Филиппины и Чехия, заявившая также и о признании Западного Иерусалима столицей Израиля. Попытка стран ЕС осудить признание США Иерусалима столицей Израиля была заблокирована Венгрией. 21 декабря 2017 года Генассамблея ООН одобрила проект резолюции, не признающей решение президента США Дональда Трампа о статусе Иерусалима как столицы Израиля. В поддержку резолюции высказались 128 стран, против – девять, включая США и Израиль, а еще 35 государств воздержались от голосования.
25 декабря 2017 года о переносе посольства в Израиле в Иерусалим объявила Гватемала. 14 мая 2018 года была официально проведена церемония открытия посольства США в столице Израиля. 2 января 2019 года о возможном переносе посольства в Иерусалим заявил Гондурас. 24 марта 2019 года о переносе посольства в Иерусалим заявила Румыния.
Иерусалимцы относятся ко множеству национальных, этнических и религиозных деноминаций – к которым, среди прочих, относятся европейские, ближневосточные и африканские евреи, грузины, армяне, мусульмане, протестанты, греки, греко- православные, сирийско-православные и коптско-православные арабы. Многие из этих групп были когда-то иммигрантами или паломниками, которые с течением времени превратились в почти коренные группы населения.
Долгая история завоеваний Иерусалима различными соперничающими государствами привела к тому, что многие из различных групп, населяющих город, никогда полностью не отождествляли себя и не ассимилировались с конкретным государством, сколько бы времени ни длилось его правление. Хотя они могли быть гражданами данного конкретного царства и империи, вовлеченными в гражданскую деятельность и выполнение обязанностей, эти группы часто воспринимали себя, как отдельные национальные общности.
По данным Центрального статистического бюро Израиля, население на начало 2020 года составляло 936 425 человек. Иерусалим является крупнейшим городом Израиля.
С пригородами население Иерусалима – более 1 млн. Наиболее крупные районы – Рамот-Алон (44 568 жителей), Писгат-Зеев (43 983 жителя), Гило (31 694 жителя). Среди арабских районов наиболее крупные – Бейт-Ханина (35 800 жителей), мусульманский квартал Старого города (28 200 жителей), Рас-эль-Амуд (24 640 жителей).
В 2018 году 60,5 % населения составляли евреи; арабы составляли 38 % (из них 96,3 % – мусульмане, а 3,6 % – христиане). Естественный прирост населения составляет 2 %. 8,1 % населения – репатрианты, приехавшие после 1990 года; на 2014 год репатрианты из СНГ составляли 4 % населения. 37,5 % выпускников школ получили аттестат зрелости, 24,6 % населения имеют свидетельство о высшем образовании. 35,7 % населения Иерусалима – это молодежь до 18 лет.
Знакомство с Иерусалимом растянулось не на один день. Гости были потрясены. С таким объемом древностей они столкнулись впервые. Особое впечатление на них произвело посещение Храма Гроба Господня. Они ходили задумчиво и молчали не только в самом Храме, но и после выхода из него.
– Ну что, мужики, впечатляет? – улыбнулся Аркадий.
– Да уж! Я даже молча молился! Хотя старый атеист. И откуда только слова находились.
– То же самое было и со мной, – подтвердил Аркадий, – когда я в первый раз попал сюда.
Друзья целыми днями знакомились с городом и в отель возвращались уставшими…
– Ну что, друзья, я вижу, вы уже прилично устали от пеших экскурсий и вам нужен отдых. Вы же приехали на курорт. Поэтому предлагаю спуститься к Мертвому морю. Именно спуститься, так как уровень воды в Мертвом море на 430 метров ниже уровня моря.
На иврите Мертвое море – это Ям ха-Мелах (ивр. יַם הַמֶּלַח), что означает «Соленое море». Библия использует этот термин вместе с двумя другими: Пустынное море (Ям ха – Арава; יַם הערבה) и Восточное море (Ям ха-Мизрахи; יַם המזרחי). Обозначение «Мертвое море» никогда не встречается в Библии. В сочинении «География» древнего историка и географа Страбона Мертвое море указано как «Озеро Сирбонида».
Первое упоминание названия «Мертвое море» найдено в трудах древнегреческого ученого Павсания, жившего во II в. н. э., который одним из первых исследовал его воды. Озеро определяется в названии «мертвым», потому что считалось, что из-за высокого содержания соли в нем не могут жить ни рыбы, ни другие организмы (за исключением некоторых видов бактерий в устье реки Иордан). В последние годы XX – начале XXI века в нем обнаружено около 70 видов оомицетов и высших грибов, способных переносить максимальную соленость этого водоема.
В Мертвое море впадают несколько пересыхающих ручьев и река Иордан. Только за последние 40 лет объем водотока сократился с 1,43 млрд кубометров в год до 100 млн.
В окрестностях Мертвого моря были найдены также знаменитые Кумранские рукописи. Это более 600 манускриптов, доказывающих, что иудейская секта ессеев еще во II веке до Рождества Христова исповедовала принципы, удивительно схожие с евангельскими заповедями. Первые свитки с манускриптами из Кумрана случайно нашел мальчик-бедуин в 1947 году. В районе Мертвого моря находились библейские города Содом и Гоморра.
Содержание минеральных веществ в воде в среднем составляет 260–270 %, иногда до 310 % (для сравнения: в Средиземном море – 40 %). Мертвое море является одним из самых соленых в мире озер наряду с озером Асаль в восточной Африке (почти 350 %), озером Эльтон в Волгоградской области (140–200 %), озером Сасык в Крыму (250 %), озером Баскунчак в Астраханской области (300 %), озером Медвежье в Курганской области (350–360) и озером Развал в Оренбургской области (300 %).
Минералогический состав соли Мертвого моря существенно отличается от состава соли других морей. Она содержит около 50,8 % хлорида магния, 14,4 % хлорида кальция, 30,4 % хлорида натрия и 4,4 % хлорида калия. В соли мало сульфатов, но относительно много бромидов. Это позволило Мертвому морю превратиться в уникальный лечебный курорт, созданный природой и привлекающий миллионы туристов со всех уголков Земного шара. Кроме уникального состава солей, Мертвое море известно и своими целебными грязями, которые добываются со дна этого озера. Иловые сульфидные грязи Мертвого моря высокоминерализованы (до 300 г/л), с высоким содержанием брома, йода, гормоноподобных веществ.
На протяжении последнего столетия природные ресурсы Мертвого моря разрабатываются с все нарастающей интенсивностью. Промышленная разработка минералов и использование 80 % впадающих в Мертвое море притоков привели к резкому падению уровня грунтовых вод.
За последнее столетие уровень воды упал на 25 метров, и разрушительный процесс только прогрессирует. На сегодняшний день уровень моря падает в среднем на один метр в год. В 1977 году из-за осушения море оказалось поделенным на две части – северную и южную. Южная часть находится под контролем минералогических заводов. Предприятия ведут добычу брома, хлорида калия и других минералов. Кристаллизация солей происходит посредством испарения. Для этих целей южная часть была превращена в систему сообщающихся бассейнов. Таким образом был нарушен естественный процесс циркуляции воды в Мертвом море. Сложившаяся ситуация влечет за собой неминуемую экологическую катастрофу. Понижение уровня грунтовых вод привело к образованию подземных полостей и проседанию почвы. На территории Израиля и Иордании насчитывается порядка 1200 провалов, глубина которых иногда достигает 25 метров. Самую большую опасность представляют провалы, которые образуются вдоль дорог и вблизи жилых комплексов. Зафиксирован случай возникновения провала сразу после проезда туристического автобуса. По счастливой случайности никто из пассажиров не пострадал. До сегодняшнего момента жертвами провалов стали три человека.
В последние годы ситуация начала угрожать индустрии туризма и вызвала беспокойство как Израиля, так и Иордании. Были предложены несколько проектов по переброске вод Красного и Средиземного морей в Мертвое. На сегодня совместный иордано-израильский проект по переброске вод Красного моря находится в стадии моделирования. Ученые пытаются предсказать последствия строительства такого канала и его влияние на экологию залива Акаба. Стоимость проекта – 3–4 миллиарда долларов США. В 2012 году принципиальное соглашение о строительстве такого канала было достигнуто.
Тем не менее организованное лечение на Мертвом море активно развивается, строятся новые отели и клиники.
Вот и мы посетим это место, искупаемся в такой соленой воде, что плавать в ней невозможно. Можно только лежать. И сюда приезжают люди со всего мира – лежать в этой воде и лечиться…
– Ну и как вам Мертвое море? – улыбнулся Аркадий.
– Да лечиться в нем, может, хорошо. Но нам оно непривычно. Нам плавать надо.
– Вот теперь мы направимся в самый южный город страны – Эйлат. Там уж вы сможете поплавать. До сих пор вы посетили три наших моря, теперь поплаваете в Красном море.
Пока едем, расскажу вам про Эйлат.
Эйлат – древний город, существовавший еще во времена царя Соломона, правившего в 965–928 годах до н. э. В Ветхом Завете (3 Цар. 9:26) сказано, что при Соломоне город населяли идумеи, а далее, в описании правления царей Ахаза, Рецина и Факея (приблизительно в 734 году до н. э.) описывается, что земля была иудейской, но опять занята идумеями.
На месте Эйлата располагался в период первого тысячелетия до н. э. город-порт Эцион-Гевер, упоминаемый в Библии как база морской торговли Иудеи с государством Офир (точное местоположение которого неизвестно). Развалины Эцион-Гевера были открыты археологической экспедицией Нельсона Глика в 1937–1940 годах под холмом Тель-Халифа (сегодня близ Акабы, Иордания). Среди интересных находок – печать с именем иудейского царя Йоафама. Однако это местоположение порта остается спорным.
В римский период город носил название Айла (лат. Aila, Aelana), здесь размещался военный гарнизон.
К моменту провозглашения независимости Израиля в 1948 году Эйлат, бывший тогда военным постом и называвшийся Умм-Рашраш, находился под контролем арабов. В ходе Войны за независимость в 1949 году Эйлат был захвачен Израилем в ходе операции «Увда́» и стал стремительно развиваться. Большое значение имела постройка нового шоссе, связывающего город с центральными и северными районами страны. В 1959 году Эйлату присвоен статус города.
Сейчас это замечательный курорт, посещаемый не только израильтянами, но и жителями других стран. На другом берегу Акабского залива можем наблюдать иорданский город Акаба. Оба порта мирно соседствуют по обоим берегам.
Неудобством является то, что периодически с 2010 года город подвергается ракетным обстрелам со стороны Синайского полуострова.
Но вам сейчас это не грозит, и вы сможете спокойно наслаждаться пляжами Красного моря, к которому мы подъезжаем. Вот оно перед вами. А на том берегу залива вы видите Иорданский город Акаба. И там сейчас, кстати, находится король Иордании.
– Откуда ты знаешь?
– Об этом говорит поднятый флаг страны. Его поднимают тогда, когда в свою резиденцию в городе прибывает король.
Глава 3. Дискуссии
В Эйлате друзья отдыхали по полной программе: купались в море, загорали, катались на яхте, осматривали окрестности.
Гости обратили внимание на порядок в торговле. Везде в небольших магазинах товары лежат открыто, прямо на улице. И никто их не ворует.
– Да, у нас цивилизация до этого не дошла, – заметил Дмитрич.
– Может быть, потому что в России более ста лет не было уважения к частной собственности, а в цивилизованных странах оно прививалось веками.
Лежали на лежаках и говорили о многом.
– А как вам вообще жизнь в Израиле? – поинтересовался Аркадий.
– Жизнь хорошая, – задумчиво подвел итог Юрий Сергеевич, – но опасная. Ты вот сам отмечал, что в любой момент подрезать могут, ракета может прилететь. И известно, от кого исходит угроза?
– Конечно. Сейчас основная угроза исходит от ХАМАС.
– Вот меня все время и мучает вопрос – если ХАМАС все время был так агрессивно настроен к Израилю, открыто ставит своей целью уничтожение всех евреев, то почему Израиль так долго терпит это соседство? Почему не может до сих пор расправиться с ним?
– Это сложный вопрос, – вздохнул Аркадий, – и имеющий свою историю. Еще при Османской империи арабские и еврейские поселения как-то существовали вместе. И основатели еврейского государства считали, что и дальше можно будет жить вместе.
Когда арабы в массовом порядке начали уезжать, Голда Меир стояла на мосту и уговаривала их остаться. Хотя арабы начали агрессивные действия сразу после принятия соответствующего решения ООН в ноябре 1947 года. А когда в мае 1948 года Бен-Гурион объявил о создании государства Израиль, все арабские страны на следующий день начали войну с новым государством. И не потому, что им нужны были эти полупустынные земли. Ведь земля эта тогда не была такой цветущей, как вы ее видите теперь.
Причиной той и всех последующих войн был мусульманский антисемитизм, берущий свое начало со времен появления ислама. И все эти годы Израилю приходилось отражать все эти нападения. И, несмотря на это, некоторые наши политики продолжали верить в возможность мирного сосуществования. Хотя с бандой Арафата это было невозможно. Они ведь не только на нас нападали.
Поскольку многие арабы выехали в Иорданию, Арафат в 1970 году решил и там захватить власть. Было поднято восстание против короля Иордании. Но король расправился с ними очень быстро. Были вырезаны десятки тысяч палестинцев. И мировое общественное мнение не возмущалось по поводу трагедии этих палестинских граждан. Так закончился Черный сентябрь. Арафат со своей бандой бежал в Ливан. Но и тут он сумел посеять смуту между арабами-мусульманами и арабами-христианами.
При этом его террористы постоянно нападали на Израиль. В 1982 году Израилю пришлось ввести свои войска в Ливан на длительное время. Но «мировая закулиса» позволила Арафату сбежать в Тунис. Вроде было принято решение о ликвидации Арафата. Когда он садился на корабль, наш снайпер уже держал его на мушке. Но в последний момент свыше поступила команда «отбой».
Не знаю, чье это было решение, но оно Израилю обошлось очень дорого, стоило жизни многим нашим гражданам, так как борьба с Арафатом продолжалась до самой его смерти.
И все время Израиль кто-то останавливает: то СССР, то Америка, то «мировое общественное мнение». Ты спрашиваешь, почему не могли покончить с врагами раньше. Могли, но нам не дали. Во время шестидневной войны израильские войска были уже в 100 км от Каира и в 60 км от Дамаска. И в это время от Политбюро ЦК КПСС Америке был предъявлен ультиматум: если израильские войска не прекратят наступление, то СССР вступит в войну. США не хотели третьей мировой войны и нашим войскам приказали остановиться.
Та же история повторилась и в войну Судного дня. Опять нам приказали остановиться. Теперь нам стало известно, что в Средиземном море находилась советская подводная лодка, имевшая приказ нанести ядерный удар по Израилю. И капитан той лодки в последний момент получил команду «отбой».
Даже уже в этом столетии ХАМАС неоднократно нападал на Израиль. Нашим войскам приходилось входить в Газу, вести бои в городских кварталах, нести значительные потери. И в какой-то момент США не давали возможности довести наступление до победы. А она могла быть. Получается, что в этих боях наши солдаты погибали зря!
В это время раздался смех Дмитрича, сидевшего за компьютером.
– Ты чего?
– Вот случайно в интернете нашел отрывок из книги писателя-фантаста Клиффорда Саймака, писавшего в XX веке. Эпизод очень схож с ситуацией в Израиле.
Дмитрич прочел:
– В объявлении написано, что у вас можно взять квест, – сказал Полуэльф бургомистру. – Но там не объясняется, в чем суть. Вы не могли бы уточнить?
– Да все просто, – пожал плечами бургомистр. – Видите вон тот холм? На нем засел гоблин с гранатометом. И периодически обстреливает город. Вот, собственно, и вся проблема.
– Ага, понятно. Надо убить гоблина…
– Что вы, что вы?! – бургомистр вытаращил глаза и замахал руками. – Его ни в коем случае нельзя убивать!
– Почему? – удивился Гном. – Это же гоблин!
– Вот именно! Если мы его убьем, мировая общественность скажет, что это геноцид, а мы расисты.
– Ну и что? Пусть говорит что хочет.
– И введет войска, – мрачно закончил свою мысль бургомистр.
– Хм… – задумался Полуэльф. – То есть этот засранец стреляет по вам из гранатомета, а вы терпите и не смеете дать сдачи?
– Не смеем, – развел руками бургомистр. – Иначе нас назовут агрессорами.
– Ну хорошо, а если, допустим, не убивать гоблина, а прогнать его куда-нибудь подальше?
– С его холма? Невозможно. Тогда нас назовут оккупантами.
– Поймать и отобрать гранатомет?
– Экспроприаторами.
– Посадить под замок вместе с гранатометом?.. Ладно-ладно, не отвечайте, – быстро проговорил Полуэльф, когда бургомистр открыл было рот. – Я все понял. Действительно, интересный случай.
– Ну так чего же вы от нас хотите? – не выдержала Принцесса. – Убивать нельзя, разоружать нельзя, ловить и прогонять тоже нельзя, а что тогда остается? Перевоспитывать? Это не наш профиль.
– Нет, что вы… Для такой работы мы бы позвали психолога. Но, кстати, тогда мировая общественность обвинила бы нас в оказании психологического давления.
– И в осквернении самобытных традиций, – добавил Гном, солидно качнув головой. – Пострелять из гранатомета по людишкам – это же для гоблинов святое!
– Вот-вот, – радостно воскликнул бургомистр, – вы меня понимаете.
– Ну а от нас-то что требуется? – снова встряла Принцесса.
– Отнести посылку, – вздохнул бургомистр.
– Кому? Гоблину?
– Ну да. Ведь там, на холме, нет никаких запасов еды. Через час гоблин проголодается, объявит перемирие и начнет переговоры. Он так каждый день делает. Требует, чтобы ему приносили еду, вино, оружие, иногда еще чего-нибудь… А потом, когда наестся, заявляет, что мирные переговоры зашли в тупик и он вынужден возобновить огонь. Мировая общественность ему очень сочувствует. Считает, что он принципиальный.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги