Книга Курортное место. Книга 1 - читать онлайн бесплатно, автор Яков Канявский. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Курортное место. Книга 1
Курортное место. Книга 1
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Курортное место. Книга 1

Модель, названная «интенсивное заселение небольшого участка земли под частным управлением», предусматривала выделение небольших участков земли – от 7,5 до 9 дунамов – под личные хозяйства частным предпринимателям с целью производства и экспорта высококачественных овощей, фруктов и мясопродуктов. Кроме того, моделью было запланировано развитие инфраструктуры: доставка воды, прокладка электрических кабелей и обустройство дорожной сети. Специально приглашенные ученые должны были обучать поселенцев правильному и рациональному земледелию в условиях новой страны.

В 1934 году была построена водонапорная башня – символ Нагарии. Современный вид башня приобрела в 1936–1938 годах. На заре существования города башня служила опорным пунктом и форпостом, предупреждая о нападениях и защищая поселенцев от арабов. Сейчас в башне расположен центр культуры и искусства, музей искусства, мастерские скульпторов и художников, а вокруг башни разбит сквер.

Первыми поселенцами на землях Нагарии были две семьи беженцев из нацистской Германии – Хана и Вальтер Дойч и Рут и Яков Паукер. Они прибыли на место 10 февраля 1935 года, и этот день считается днем основания города Нагарии. В зданиях, в которых эти семьи должны были проживать, еще не было даже потолка.

Модель Сускина была абсолютно нереальной из-за вложенного в нее невероятного оптимизма в прогнозе заселения земли и захвата экспортного рынка. Выращенные арабами овощи обходились дешевле, а стремительно развивавшийся из-за пятой алии рынок требовал дешевых, а не высококачественных овощей. Второй удар пришел со стороны рынка фруктов: фруктовые деревья хорошо росли в прохладных и влажных районах Галилеи, а не на побережье. Куры часто болели, не откладывали яйца, а из отложенных яиц не вылуплялись птенцы. Однако поселенцы добились значительного прогресса в выращивании клубники, артишоков, спаржи и т. д. Перец, выращенный в Нагарии, сумел прорваться на внешний рынок и занимает долю экспорта и по сей день.

Постепенно жители Нагарии оставили сельское хозяйство и начали заниматься строительством и содержанием домов отдыха, санаториев и пансионатов. Первыми клиентами этих пансионатов были английские должностные лица, правившие подмандатной Палестиной, которые были рады отдохнуть в мягком климате севера Израиля и теплом Средиземном море. Первый пансионат был открыт госпожой Тути Леви в 1936 году. Гретель Меир открыла широко известный пансионат в 1940-м; постояльцы жили в курятнике, а завтрак подавался под открытым небом. В 1940-м семья Оппенхаймера открыла кафе «Пингвин». Многие жители Нагарии на лето переезжали в курятники и подсобные помещения, сдавая освободившийся дом внаем. Мы с вами помним, как таким же бизнесом занимались жители Крыма и Кавказа в Советском Союзе. И сами мы не раз пользовались их услугами.

Количество мест для туристов в Нагарии выросло со 100 в 1938 году до 20 000 в 1947-м.

Одним из следствий отказа от сельского хозяйства было развитие легкой и пищевой промышленности. Так появились сыродельни и заводы по производству мороженого семьи Штраус, чья продукция экспортируется сейчас во множество стран мира, в том числе и в Россию. Широко известный в Израиле мясокомбинат «Зогловек» был основан в Нагарии семьей Зогловек-Квилецки в 1937 году под названием «Нагарийские колбасы».

Во время нелегальной иммиграции в Палестину в район Нагарии прибыло от 10 до 12 кораблей с нелегалами; первый из них – в 1939 году.

Нагария участвовала в основании новых еврейских поселений на западе Галилеи – Эврон (1936), Швей Цион, Ханита, Мацува, Аялон (1938). Жители Нагарии помогали в строительстве этих новых поселений и в организации их безопасности.

В 1941 году Нагария получила статус местного совета.

По резолюции ООН № 181 вся западная Галилея вплоть до побережья отходила арабскому государству. Жители Нагарии и окрестных поселений, в подавляющем большинстве своем евреи, были потрясены этим фактом. Нагария попала в блокаду до дня провозглашения независимости государства Израиль, продукты в осажденный город поставлялись из Хайфы морем. 14 мая 1948 года в Нагарию пробилась колонна из примерно 25 грузовиков в сопровождении броневика, и блокада была снята. Операция по освобождению Нагарии и прилежащих к ней районов называлась «Операция Бен Ами».

Статус города был получен Нагарией в 1961 году. Население на начало 2020 года составляло 58 096 человек. В Нагарии расположен медицинский центр Северной Галилеи. Многим нравится этот курортный город.

В Нагарии заканчивается железная дорога, позволяющая проехать по Израилю в другие города вплоть до Ашкелона…

На берегу Средиземного моря, в Западной Галилее, к северу от города Нагария расположен Грот Рош-ха-Никра (ивр. ראש הנקרה – «начало гротов», ראש рош – «голова, глава; начало», נקרה никра – «грот», от נקר нака́р – «расковырял, проделал дырку», также «клевал, долбил клювом»). Он представляет собой карстовую пещеру, образованную путем вымывания породы из горы Рош-ха-Никра, состоящей целиком из известняка. Морские пещеры появились вследствие серии подземных толчков, в результате которых в скальной породе появились трещины. Дождевая вода, на протяжении длительного времени просачивавшаяся сквозь эти трещины, и морские волны, бившиеся о скалы, создали гроты. Полная длина пещеры составляет примерно 200 метров.

В горе также начали рыть тоннель в 1941 году, а в 1942-м была построена железная дорога, по которой до 1948 года проходило железнодорожное сообщение между Палестиной и Ливаном. Тоннель был взорван отрядами Хаганы 14 марта 1948 года во время арабо-израильской войны 1947–1949 годов для предотвращения вторжения ливанских войск.

Для облегчения доступа туристов к гроту в 1968 году в скале была пробита смотровая галерея общей длиной около 400 метров. Комплекс оборудован канатной дорогой для облегчения спуска с горы к тоннелям. Канатная дорога включает два вагончика (красный и желтый) вместимостью до 15 человек каждый. Путь в одну сторону занимает около минуты. В настоящее время Рош-ха-Никра – заповедник, охраняемый государством Израиль.

Все это нам и предстоит осмотреть.


После Нагарии друзьям предстояло посетить Акко, один из древнейших городов Израиля.

Акко находится в северной части прибрежной долины, которая также называется долиной Акко. Старый Акко, расположенный на полуострове – один из немногих городов на средиземноморском побережье, крепостные стены которого сохранились без повреждений, за исключением двух проломов, которые в настоящее время используются для проезда транспорта (они были проделаны британцами).

Старый Акко многолик, его культурные слои сохранились почти полностью.

В Акко нашли прибежище и оставили свой след четыре религии: здесь есть еврейские синагоги, роскошные церкви в христианских районах, крупные мечети, а также сад, где похоронен Баха Улла – основатель бахайской религии, и «Бейт Абуд».

Происхождение названия неизвестно, но очевидно, оно не семитское. Египтяне пользовались этим названием уже за тысячу лет до нашей эры, но из-за того, что в иероглифическом написании в названии города было только два согласных звука, оно писалось как CK, невозможно узнать, как оно произносилось (особенно трудно делать предположения по поводу последнего слога).

В Амарнских письменах таблички писались на аккадском, и буква «h» там использовалась для отображения гортанных звуков, поэтому можно предполагать, что название города начиналось с глухого глоттального щелевого согласного звука либо с гортанной смычки. Если бы название города не дошло до наших дней, мы не могли бы точно установить его по иероглифическому написанию.

На ассирийском это название писалось, как АКК.

В древней еврейской сказке говорится, что море затопило мир, и когда дошло до Акко, остановилось; как говорится в Книге Иова (38:11) «доселе («ад по» – иврит) дойдешь и не перейдешь». «Доселе» превращается в сказке в «досюда» – «ад ко», а «ад ко» – в «Акко».

Краткая историческая справка.

В XV веке до нашей эры древний город Акко впервые упоминается в текстах Проклятий – в проклятиях египетских царей. Эти тексты были написаны на глиняных табличках или посуде; проклятие начинало действовать, когда табличка или посуда разбивались.

Акко упоминается в списке городов, которые завоевал египетский царь Тутмос III.

Израильский период.

Город Акко являлся частью территории колена Ашера, но вряд ли был завоеван им. В 701 году до н. э. в городе останавливался путешествовавший на север ассирийский царь Санхериб.

В 333 году до н. э. Акко был завоеван Александром Македонским, и его начали заселять греки.

В 261 году до н. э. древнее название Акко было изменено на Птолемаиду в честь Птолемея Второго, царствовавшего в Египте.

Хасмонейский период.

Город Акко был чуждым и враждебным еврейскому населению.

Период правления римлян.

Важный город со смешанным населением, которое остается враждебным во время большого восстания.

В 68–66 году нашей эры были убиты две тысячи еврейских жителей города. Акко является городом, связывающим римлян с Западом, где собираются легионы для подавления восстания.

Византийский период.

Город со смешанным населением; преобладают христиане, есть и собственный епископ. Считается святым городом, потому что апостол Павел посещал в нем первые христианские общины.

Раннемусульманский период.

В 640 году Акко был завоеван мусульманами. В IX веке (ориентировочно) восстанавливается порт Акко. В городе развитая еврейская община.

Период крестоносцев.

В 1104 году Акко был захвачен крестоносцами и стал важным городом и процветающим центром торговли.

В 1187 году Салах Эд-Дин отвоевывает Акко у крестоносцев.

В 1191 году король Ричард Львиное Сердце отвоевывает город у мусульман.

В 165 году Рамбам прибывает в Палестину через Акко.

Позднемусульманский период.

В 1291 году Акко был завоеван мамелюками и в нем снова правят мусульмане. На протяжении четырехсот лет в городе не происходит ничего; он прозябает, словно маленькая и неважная деревушка.

Период оттоманского владычества.

В 1743 году раввин Моше Луццато, Рамхаль, поселяется в Акко.

В 1750 году в Акко поселяется Дахер Эль-Амар, бедуинский властитель, восставший против турецкого владычества и контролировавший всю Галилею. Эль-Амар окружает Акко стеной и возрождает городской порт.

В 1775 году турецкий офицер по имени Ахмад Эль-Джазар захватывает Дахера Эль-Амара, казнит его и становится региональным правителем. Эль-Джазар укрепляет крепостные стены и город. Он строит акведук, ведущий в Акко.

В 1799 году – Акко в осаде Наполеоновской армии.

В 1804 году умирает паша Эль-Джазар. Его преемник, паша Сулейман, продолжает строительство города и обновляет акведук. Паша скончался в 1819 году.

1819–1831 гг. – паша Абдалла, сын Али, казнит Хаима Фархи.

В 1831 году паша Ибрагим, сын Мухаммада Али, завоевал Палестину во главе египетских войск, обосновался в Акко и оттуда продолжил свою экспансию на Восток.

В 1840–1918 гг. объединенный флот Англии, Турции и Австрии бомбит Акко. Паша Ибрагим покидает город.

В 1840–1919 гг. Акко становится столицей северного региона. Палестина становится частью Турецкой империи.

Период британского правления.

В 1918 году Палестина была завоевана британцами, которые обосновываются в Хайфе.

Уменьшается важность Акко как портового города.

В 1948 году Акко был захвачен Израилем.

Для Акко характерна хорошая погода на протяжении почти круглого года, в этом городе прекрасные пляжи, есть якорная стоянка для лодок и рыбацкий порт. Это город с богатой историей; прошлое есть у каждого переулка, а в городе царит атмосфера свободы и романтики.

Стены, окружающие город, внушают экскурсантам чувство защищенности…


Друзья знакомились с достопримечательностями города, посещали чудесные пляжи, чувствовали себя действительно на курорте.

На друзей Акко произвел сильное впечатление.

– Какой древний город! – заключил Дмитрич. – И какой чистый и аккуратный!

– Хочу только заметить, – пояснил Аркадий, – что в этом аккуратном городе проживает и еврейское, и арабское население. И иногда между ними вспыхивают далеко не аккуратные взаимоотношения.

– Даже не верится! – удивился Юрий Сергеевич. – А с виду этого не скажешь.

– В этой стране еще много чего с виду не скажешь. Вот, к примеру, идет сейчас мимо нас молодая миловидная арабская женщина. Настолько милая, что залюбоваться можно. Но нет никакой гарантии, что, пройдя мимо вас, она не воткнет вам нож в спину.

– Какой ужас, – вздрогнул Дмитрич.

– И в таком ужасе израильтяне живут уже более 75 лет. А до этого евреи на своей же земле находились в опасности тысячи лет.

– Теперь мы держим путь в Хайфу.


Хайфа является третьим по величине городом Израиля после Иерусалима и Тель-Авива.

Старая Хайфа была основана в римскую эпоху и развивалась в византийскую, но исчезла после арабского вторжения. При крестоносцах город был восстановлен и стал административным и религиозным центром; в 1265 году его разрушил султан Бейбарс. Современную Хайфу основал в XVIII веке правитель Галилеи шейх Захир эль-Омар. В XIX веке в развитие османской Хайфы внесли большой вклад кармелиты и немцы-темплеры. С конца XIX века городской порт успешно соперничал с портом Акко, а строительство железнодорожной линии Дамаск – Хайфа привело к развитию промышленности. После Первой мировой войны, при британцах, город приобрел международное значение.

Территория современной Хайфы и ее ближайших окрестностей изобилует пещерами, в которых были сделаны многочисленные археологические находки периода первобытного общества, как правило, вследствие строительства современной Хайфы. Территория современной Хайфы находится в районе горы Кармель в Левантийском коридоре, который сыграл важную роль в изучении эволюции человека и выхода его из Африки. Люди населяли местность Левантийского коридора с доисторических времен. Проводящиеся раскопки доказывают пребывание людей на этой земле в период неолита, медного, бронзового и железного веков, античного периода, средневековья, периода Османской империи, Британского мандата.

После образования Государства Израиль в 1948 году город стал административным и экономическим центром севера страны со смешанным еврейско-арабским населением, достигшим в 2020 году 285 316 человек.

Как видите, Хайфа лежит на склонах горы Кармель и средиземноморском побережье у Хайфского залива. Город имеет богатое биологическое разнообразие благодаря нетронутым природным зонам, и теперь, к сожалению, сталкивается с проблемой вторжения диких кабанов.

В Хайфе расположены первый вуз Израиля Технион, а также Хайфский университет и крупнейший в стране парк высоких технологий Матам. Город является крупнейшим промышленным центром, где сосредоточена израильская тяжелая промышленность.

В городе появился первый в стране современный порт и первый международный аэропорт. В Хайфе действует подземный фуникулер Кармелит и канатная дорога Ракавлит, интегрированные в систему общественного транспорта.

Хайфа – преимущественно еврейский город, но в нем есть крупные мусульманские и христианские общины различных конфессий. Там же расположен Всемирный центр религии бахаи – объект всемирного наследия ЮНЕСКО и место паломничества бахаи. Вы сейчас можете им полюбоваться.

Вообще, Хайфа – город большой. Чтобы все осмотреть, нужно время. Так что вы не торопитесь, осматривайте город. Жаркое время будем проводить на пляжах. Когда надоест, будем двигаться дальше. Городов впереди у нас еще много…

А теперь мы двинемся дальше на юг по приморскому шоссе в один из самых крупных курортов Израиля – город Нетания. Он находится в 56 км к югу от Хайфы. Известен чистыми пляжами (девять пляжей общей протяженностью 14 км), современными рекреационными сооружениями и отелями. Город растянулся вдоль моря и по длине пляжной зоны превосходит другие города Израиля, включая Тель-Авив.

Раньше, до 1924 года, в регионе Шарон почти не было еврейского населения. Однако затем значительная часть (около 20 %) эмигрантов второй половины 1920-х годов поселилась именно в районе Шарона. 8 сентября 1928 года было куплено 1400 дунамов земель у арабского шейха Хамдана за 5600 лир.

Город был основан 18 февраля 1929 года выходцами из Восточной Европы как сельскохозяйственное поселение – мошав. 2 октября 1932 года поселение получило официальный статус деревни, 3 декабря 1948 года – города. Город назван именем сионистского деятеля и филантропа Натана Штрауса (1848–1931), пожертвовавшего крупную сумму на основание и развитие нового поселения.

А вообще территория Нетании была обитаема с достаточно древних времен. В городе есть памятники раннего и классического Средневековья.

Район города является самым узким местом между морем и арабскими поселениями. В ходе «шестидневной войны» город был подвергнут обстрелу иорданской артиллерией и подвергнут бомбардировке одиночным иракским самолетом. Во время «второй интифады» в городе произошло несколько террористических атак, в том числе теракт в отеле «Парк». По данным 2020 года население города составляет 221 353 человек.

Нетания – известный и процветающий курорт. В городе имеется множество отелей. Так что нам будет где остановиться. Мы осмотрим достопримечательности города и, конечно же, посетим его чудесные пляжи…


– Надеюсь, что вы хорошо отдохнули в Нетании. Теперь же мы направляемся в экономический и культурный центр страны, город Тель-Авив, который имеет длинную историю.

Первое поселение на территории современного города появилось в неолите, оно располагалось на берегах реки Яркон. В бронзовом веке поселения образовались также на Тель-Гриса и Тель-Яффо, они были окружены мощными укреплениями. При раскопках обнаруживаются черепки, оружие, культовые предметы.

Благодаря защищенности от волн и ветров гавань Яффа превратилась в важный порт на этом участке побережья. Впервые Яффа упоминается в XV веке до н. э. в списке городов, захваченных фараоном Тутмосом III, и фигурирует в древнеегипетской повести XIV века до н. э. «Взятие Ипу». Яффа находилась под властью египтян до XII века до н. э., когда город захватили народы моря. В Библии Яффа упоминается как порт, через который ввозили деревья для строительства первого и второго Храмов. Во времена Израильского царства Яффа была большим укрепленным городом.

На территории Тель-Авива расположены развалины древнего филистимского поселения Тель-Касиле.

В 301 году до н. э. Яффа была покорена Птолемеем.

С прибытием в Палестину Второй алии еврейское население Яффы сильно возросло. В 1906 году Арье Вайс основал товарищество Ахуза́т-Ба́ит для создания нового еврейского поселения. Был приобретен участок земли на песках за пределами Яффы. Чтобы обойти османский запрет на продажу земли евреям, участок был зарегистрирован на имя датского гражданина Jacobus Kann. 11 апреля 1909 года 66 еврейских семей собрались на новоприобретенной земле и разыграли 60 строительных участков в лотерею при помощи подобранных тут же ракушек. Этот день считается днем основания Тель-Авива. Поселение считалось новым кварталом Яффы и называлось по имени товарищества Ахузаат-Баит.

В 1910 году видный сионистский деятель Менахем Шейнкин предложил в качестве имени квартала название первого перевода на иврит утопического романа основателя сионизма Теодора Герцля «Altneuland» («Альтно́йланд» – «Старая новая страна»), сделанный Нахумом Соколовым. 21 мая 1910 года на общем собрании жителей квартала Ахузат-Баит большинством голосов было выбрано новое название – Тель-Авив.

Название «Тель-Авив» встречается в Танахе и переводится с иврита как «холм весны»: «тель» (ивр. תל) – курган или холм, «авив» (ивр. אביב) – весна, возрождение, обновление.

Вскоре из квартала вырос город, ставший центром приема евреев, прибывавших в подмандатную Палестину. Вначале это были главным образом выходцы из России и Польши. С приходом в Германии к власти нацистов в Палестину хлынули беженцы из Германии, многие из которых осели в Тель-Авиве. Это отразилось и на облике города.

Над застройкой Тель-Авива в 1930-х годах работали архитекторы немецкой школы «Баухаус», дома строились двух- и трехэтажными, бетонными, улицы строго перпендикулярны или параллельны побережью. Главной целью постройки было создание недорогого массового жилья. Дома тех времен являются сегодня архитектурным памятником, и благодаря им Тель-Авив занесен в список культурных ценностей ЮНЕСКО под названием «Белый город».

Город стремительно разрастался и стал фактически центром еврейской общины Палестины. В 1948 году в Тель-Авиве в доме первого мэра города Меира Дизенгофа на бульваре Ротшильда Народный совет во главе с Давидом Бен-Гурионом провозгласил образование независимого Государства Израиль.

В Тель-Авиве впервые собрался Кнессет (израильский парламент), именовавшийся поначалу «Учредительным собранием». Первые заседания проходили в Тель-Авивском музее, когда последний еще располагался в Доме Дизенгофа на бульваре Ротшильда. С 8 марта по 14 декабря 1949 года заседания проходили в тель-авивском кинотеатре «Кесем», располагавшемся на Площади Кнессета (Кикар ха-Кнессет) между улицей Ха-Яркон и Тель-Авивской набережной, – в месте, где в 1993 году был возведен офисно-жилой комплекс с торгово-развлекательным центром Мигдаль ха-Опера. Заседания Кнессета проходили также в гостинице «Сан-Ремо», расположенной в Тель-Авиве. 26 декабря 1949 года израильский парламент переехал в Иерусалим.

В апреле 1950 года молодой Тель-Авив и древняя Яффа были объединены в новое административное образование – Тель-Авив – Яффа. Тель-Авив стал экономическим центром страны, постепенно срастаясь с окрестными городами. В настоящее время все побережье Средиземного моря на север от Тель-Авива на 50 км (вплоть до Хадеры) – это сплошная городская застройка, которую мы сейчас, проезжая, наблюдаем. Побережье южнее Тель-Авива являет собой также сплошную городскую застройку до Ришон-ле-Циона.

Тель-Авив является самым эклектичным из городов Израиля. Современные небоскребы вдоль скоростного шоссе Аялон сосуществуют с одно-двухэтажной застройкой первой половины XX века в районе Неве-Цедек, богатые районы северного Тель-Авива – с трущобами старой Таханы Мерказит (городского автовокзала), гостиницы и пабы на набережной Средиземного моря – с офисами деловых и технологических центров. Летом 2008 года газета «The New York Times» провозгласила Тель-Авив «столицей средиземноморского кайфа».

Тель-Авив вытянут вдоль средиземноморского побережья на 13,5 км, максимальное удаление от моря на севере и юге – до 7 км, в центре – до 3,5 км.

После принятия 478-й резолюции СБ ООН в Тель-Авив из Иерусалима переместились почти все иностранные посольства, располагавшиеся там…

В Тель-Авиве находятся важнейшие учреждения науки и культуры: Тель-Авивский университет, Тель-Авивский музей искусств, Музей Диаспоры, дом-музей Х. Н. Бялика и многие другие.

По данным 2021 года в городе проживает 460 613 человек.

Через Тель-Авив проходят многие автомобильные дороги, важнейшая из которых – автомагистраль «Аялон» (шоссе № 20), проходящая через восточную часть города с севера на юг вдоль русла одноименной реки и имеющая 7 развязок на территории города. Крупнейшие магистральные улицы – шоссе Намир (идет на север к автомагистрали № 2, ведущей в Хайфу), по которой мы сейчас едем, шоссе Менахем Бегин (на восток к Рамат-Гану, Бней-Браку и Петах-Тикве) и некоторые другие. Ежедневно испытывая наплыв полумиллиона автомобилей, Тель-Авив страдает от транспортного перенасыщения.

В городе находится подворье «Праведной Тавифы» Русской духовной миссии в Иерусалиме, на территории которого расположена церковь Апостола Петра, находящаяся в юрисдикции Русской Православной Церкви. Помимо значительного числа синагог, имеются несколько мечетей, также в Яффе и южном Тель-Авиве расположены католическая, протестантские и армянская церкви…

По всему городу насчитывается около 500 ортодоксальных синагог, большинство из них действуют только по субботам и праздникам… В Тель-Авиве также находится крупнейшая реформистская синагога Израиля – «Бейт Даниэль», прихожанами которой в разные периоды времени были, в частности, Яир Лапид, Рами Кляйнштейн и Цвия Вальдан (Перес).

Значительная часть населения Яффо – мусульмане. В городе действует ряд мечетей – Ан-Нузха, Аль-Бахр, Сиксик, Махамудия (крупнейшая в Яффо) и другие. На набережной Тель-Авива расположена большая мечеть Хасан Бек.

Тель-Авив занимает пятую строчку рейтинга Expert Market: город является одним из глобальных лидеров по количеству стартапов на квадратный километр.

В городе расположено много научных и технологических центров, фирм, работающих в области высоких технологий. Среди них такие компании как Google, Microsoft и Teva. В городе расположен Тель-Авивский центр ярмарок, где проводятся крупные технологические выставки.