Иеромонах Аммун (Бишкис)
Спасайтесь о Господе! Ваш богомолец Е.А. Наставления святителя Афанасия (Сахарова) исповедника, епископа Ковровского о спасении
«Мы должны научиться интерпретировать нашу
традицию таким образом, чтобы она становилась
понятной для современного человека».
Святейший Патриарх Кирилл (Слово за братской трапезой
в Коневском монастыре)
Предисловие
Святейший Патриарх Кирилл, посещая Коневский Рождество-Богородичный монастырь, в разговоре с братией констатировал: «Мы одеты не так, как современные люди, мы используем славянский язык богослужения, мы сохраняем традиционную архитектуру наших храмов и традиционный устав нашего богослужения». Это оказывается непонятно и «неудобно» нашему современнику. Можно сказать, даже так – непонятно зачем это надо понимать.
Непонятны и не близки и те проблемы, которые волновали некогда святых подвижников русского православия и продолжают и сегодня быть актуальными и волновать священнослужителей, монашествующих, да и всех православных христиан в наши дни.
Хотя, справедливости ради, стоит признать, что и святые подвижники с их тщанием также были мало понятны современникам.
Некий мудрец века сего посетил однажды авву Зенона.
– Отче, – спросил он, – можешь ли ты сказать мне, что такое философ?
– Философ – это слепец, который ищет в темной комнате черную кошку, когда ее там нет, – отвечал старец.
– А кто же тогда богослов?
– Богослов это то же самое, но иногда он находит кошку…
Тем не менее, интерес к Православной Церкви в нашей стране сегодня растёт, что неумолимо свидетельствует в пользу того, что современное общество с его философией, основанной на психологии жизненной позицией и широкой демократической доступностью обсуждения любых проблем человека все же не в состоянии ответить на многие вызовы, стоящие перед нашими современниками.
В своей практике я сталкиваюсь с тем, что ежегодно более десятка человек приходят ко мне на исповедь, заявляя при этом «батюшка, я первый раз исповедуюсь и хочу впервые причаститься». И это только опыт одного священнослужителя…
Значит есть стремление современного человека к Православию, но, как точно отмечает Патриарх, есть и проблема в соотнесении православной традиции с культурой нашего времени.
Один житель Кавказа, православный человек, поведал как-то мне такую историю: в храм одной из южных республик нашей страны, прихожанином которого он является, был назначен новый священник. Познакомившись с прихожанами – «лицами кавказской национальности», говорящими между собой на непонятном ему языке слов и жестов, он принял для себя решение на Литургии «Отче наш» и «Верую» провозглашать на современном русском языке, а не на церковно-славянском.
После окончания службы у него состоялся разговор с взволнованными прихожанами-кавказцами:
– Батюшка, почему не по церковно-славянски?
– Да вы же и по-русски плохо понимаете, куда уж вам «по-славянски»…
– Мы такие же православные люди, что и те, кто живет в России, – мягко, но настойчиво посоветовали прихожане. – Просим и нам, как и всем остальным православным людям служить по церковно-славянски…
Если человек обращается всей душой к Богу, то он принимает и все «особенности» присущие православной традиции. И задача наша содействовать Господу в приведении человека к вере.
В данной работе предпринята попытка, на примере наставлений Святителя Афанасия епископа Ковровского, исповедника, которые он писал в своих письмах к духовным чадам и священнослужителям, изложить учение о спасении в понятиях и рамках современной культуры.
Почему Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский? Это уникальная личность двадцатого века. Ему святителю русской православной церкви, получившему блестящее духовное образование, участнику Поместного Собора 1917-1918 годов, более тридцати лет довелось провести в тюрьмах, лагерях и ссылке, пройдя скорбный путь вместе с тысячами новомучеников российских. Но он, в отличие от большинства, выжил и оставил нам, потомкам свои наставления, изложенные в большом количестве писем. Поэтому этот опыт является поистине безценным.
Письма святителя цитируются по «Собранию писем святителя Афанасия (Сахарова)», изданным издательством «Правило веры» в 2001 году.
Изображение святителя Афанасия (Дом-музей святителя в г. Петушки)
Часть 1. Всякий грех есть дело наше
«Не стяжавшие совершенства, но располагающие
свершениями и прегрешениями предстанут
на суд на скамье Суда»
Из святого Максима
Глава 1. Грех
О грехе мы говорим, в грехах обвиняем себя и друг друга, в грехах обвиняют нас и мы, бывает, спорим и доказываем, что это все не так. И можно было бы предположить, что, в таком случае, мы о грехе знаем все. Но чаще оказывается, что каждый из нас имеет о грехе свое особое представление.
Прежде всего, что же есть такое грех?
Грех есть беззаконие – хочется, чтобы эти слова апостола Иоанна Богослова, сегодня знал, или должен был бы знать, каждый христианин. И, вроде бы все понятно: закон установлен, и ты его не нарушай. Однако, законов-то не счесть, так о каком законе идет речь?
Законы мироздания, установленные Господом при сотворении мира, человеку нарушить не под силу, по крайней мере сейчас, да и в обозримом будущем тоже. Не в состоянии человек повлиять на движение небесных тел, создать вечный двигатель или обрести биологическое бессмертие. Как выяснилось после перестройки – и социальные законы также «работают» сами по себе без оглядки на нас с вами, а не как себе думали Ленин с Марксом, «подчинившие» социальные законы своим интересам.
Законы, принятые самими людьми мы, конечно же нарушаем, но и законы эти претерпевают изменения. То, что несколько лет назад считалось преступлением, сегодня оказывается законным и наоборот, и не одному смертному не угадать, что будет в будущем через несколько лет или даже месяцев. Конечно, даже несомненно греховно сознательно нарушать те законы, которые установили для нас депутаты и подписал Президент, ибо сделали они это с самыми лучшими, как они думали, намерениями. Но, все же, апостол имел в виду не их.
Часто человек грехом считает нарушение одной (или нескольких одновременно) заповедей, данных Богом Моисею на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта. Все они хорошо знакомы каждому христианину, но для пущей важности мы приведем их ниже. Вот они:
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Но получив заповеди, избранный Богом народ тут же принялся их нарушать, хотя, как повествуется в книге Исход, был надлежащим образом предупрежден: «весь народ видел громы и пламя и звук трубный, и гору дымящуюся» в то время, когда Господь изрекал слова свои Моисею. Но вот лишь громы отгремели и пламя поугасло, как, забыв про «звуки трубные» изготовил Аарон золотого тельца: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской»!
Остальные девять также нарушались избранным народом. И убивали, и прелюбодействовали, если не вспоминать чего-еще похуже. Царь Ирод Великий, чтобы соответствовать образу правоверного иудея (хотя иудеем по рождению не был), не употреблявший в пищу свинину (я как народ!), приказал убить 14 тысяч младенцев, когда почувствовал угрозу своему трону.
Но именно к этому народу и пришел Спаситель! Из этого народа были апостолы и евангелисты, первые мученики за Христа и первые новозаветные священники.
О каком же беззаконии тогда идет речь, возникает у нас с вами справедливый вопрос?
Рассуждая на эту тему, средневековый схоласт Ансельм, архиепископ Кентерберийский пришел к неожиданному выводу, который изложил в небольшой работе «Почему Бог стал человеком». Он рассуждал следующим образом: «Тот же, кто не воздает Богу должную честь, похищает у Бога Ему принадлежащее и бесчестит Бога – а это и есть грех. Пока же похититель не возместил ущерб похищения, он пребывает виновным. И недостаточно только лишь вернуть украденное: за нанесенное оскорбление вернуть должно больше, чем было похищено. Так, если кто-либо повредит здоровью другого, то недостаточно, чтобы он лишь восстановил здоровье – необходимо еще и некое возмещение за оскорбление, причинившее страдания; равным же образом недостаточно, если нарушивший честь другого лишь снова воздаст ее полностью – за тяготу нанесенного бесчестия оскорбитель должен принести некое возмещение, угодное тому, кого он обесчестил. Тут необходимо обратить внимание на то, что когда некто возмещает неправедно похищенное, он должен отдать еще и то, чего от него нельзя было бы требовать, если бы он не похищал чужого. Следовательно, таким образом и должен всякий грешник воздать Богу похищенную честь; в этом и заключается удовлетворение, которым любой согрешивший обязан воздать Богу».
Грех, по Ансельму, как мы видим из приведенной цитаты – это просто воровство у Бога. В общем – то же беззаконие, но особого, хорошо понятного каждому из нас, рода.
Но, что человек может похитить у самого Бога? Почесть. Господь даровал человеку все, что тому необходимо, взамен получая лишь воздаваемую почесть, ибо, что еще может человек предложить взамен самому Господу! Тот, кто не воздает – вор и грешник, но вернув, да еще с прибытком, получает прощение за свои грехи. Украл, но потом возместил (или отсидел) и все: как бы и не было воровства…
Подобный «юридический» подход, весьма распространился на Западе и по сей день лежит в основе рассуждений католиков и протестантов об искуплении грехов и достижении спасения.
В католическом догматическом учении указывается, что ««благодаря тому, что небожители ближе соединены со Христом, они непрестанно ходатайствуют о нас перед Отцом, принося Ему в дар свои заслуги, приобретенные на земле». Не молитву, как считаем мы, православные, а свои заслуги. Молитва – просьба, заслуга – это уже дашь на дашь, баш на баш, ты мне – я тебе….
Это, так называемое учение о сверхдолжных заслугах, более полно нашло свое воплощение и развитие в католическом учении об индульгенциях. При получении (или чего уж говорить, при покупке) индульгенции «отпущение (грехов) получает христианин, имеющий надлежащее расположение, при определенных обстоятельствах через действие Церкви, которая как распределительница плодов искупления раздает удовлетворения из сокровищницы заслуг Христа и святых». (Катехизис католической церкви).
Так представляли себе распределение сверхдолжных заслуг католические кардиналы
Так прихожане
Что тогда грех в понимании католиков? «Сокровищница заслуг Христа и святых» настолько неизмеримо обширна, что может покрыть все беззаконие всего человечества… И грех перестает быть грехом.
Уже в нескольких странах Европы законодательно разрешена эвтаназия. Передовиками в этом процессе являются Голландия и Дания. Вот один из примеров, деятельности «прогрессивных» христианских народов.
В Нидерландах, как сообщило несколько лет назад английское издание «Daily Mail», врач совершила эвтаназию, признанной неизлечимой пациентки, руководствуясь законом об эвтаназии.
Перед началом манипуляции, которая происходила в присутствии родственников пожилой пациентки, которая вовсе не хотела умирать, обреченной женщине дали снотворного. Но перед самой смертельной инъекцией несчастная очнулась и начала сопротивляться. Тогда «добрая доктор» призвала на помощь… семью больной. И «сердобольные родственники»… помогли убийце в белом халате ввести смертельный препарат, удерживая больную за руки и ноги.
Нидерланды – это правовое государство и этот случай был расследован соответствующими государственными надзорными органами, которые не нашли состава преступления в действиях врача. Председатель контролирующего Комитета, правда, признал, что видит в этом деле «кое-какие нарушения, которые заслуживают ВЫГОВОРА (!)», но в целом «доктор действовала эффективно и добросовестно». Он сослался на законодательство Нидерландов об эвтаназии: каждый раз, когда врач проводит эвтаназию, он должен подготовить доклад для следователя, который направляет соответствующие документы в Комитет по контролю, что и было выполнено на этот раз.
Схожая ситуация, происшедшая в Великобритании потрясла весь мир в 2017 году. Драма коснулась семьи девятимесячного ребенка по имени Чарли Гард. Этот маленький мальчик страдал редким генетическим заболеванием. Попробовав лечение, английские врачи, вынесли вердикт о вступление болезни в терминальную (конечную) стадию и, из чего заключили, что ему уже ничем нельзя помочь. Специалисты из больницы Грэйт-Осмонд-Стрит посчитали, что необходимо отключить ребенка от систем жизнеобеспечения и оказать паллиативную помощь, чтобы Чарли «достойно умер». Однако его родители решили поискать иные центры лечения своего ребенка. Американские медики откликнулись на их просьбу и готовы были принять ребенка, с целью провести курс экспериментальной терапии, которая имела положительные результаты в случаях с другими маленькими пациентами и помогла облегчить симптомы заболевания. Небезразличные люди собрали более миллиона фунтов стерлингов для оплаты лечения Чарли в США. Однако, не тут-то было: госпиталь Грэйт-Осмонд-Стрит отказался отдать мальчика родителям и обратился в суд, чтобы тот решил судьбу ребенка. Все судебные инстанции, включая Европейский суд по правам человека, вынесли ребенку смертный приговор, не вняли мольбам родителей сохранить ему шанс на жизнь. Видимо для современных «просвещенных» европейцев все дело сводилось лишь к тому, в каком месте поставить точку в известной фразе «лечить нельзя убить»…
Подобные случаи, конечно еще остаются в рамках общественной дискуссии в Европе, но следуя догматам Католической Церкви, которая, как она считает, является «распределительницей плодов искупления», можем задаться вопросом: разве не имеет право Святейший Престол «выделить» из «сокровищницы заслуг Христа и святых» некий достаточный объем заслуг, чтобы загладить грехи, к примеру, вот той докторицы, отправившей на тот свет, отчаянно бившуюся за свою жизнь и сопротивлявшуюся руками и ногами пациентку или судей Европейского суда по правам человека приговоривших к смертной казни девятимесячное дитя?
Ответы православного и католика, скорее всего будут отличаться.
Но это, что называется «за кордоном», у нас же православных людей, отношение ко греху иное и остается и по сей день внимательное.
Прежде всего следует отметить, что в нашем «земном» мире, определяющую роль играет не воля отдельного индивида и не выраженная, каким-то достаточно понятным способом воля общества людей или его большинства, а главным и определяющим является воля Господа Бога. Эта воля Божия становится известной каждому человеку двояким способом:
•
во-первых, посредством его собственного внутреннего существа и,
•
во-вторых, посредством Откровения или положительных заповедей, сообщенных Богом и воплотившимся Господом Иисусом Христом и записанных пророками и апостолами.
Сообщенное самим Богом, записанное в Священных текстах Откровение, доступно в наши дни каждому желающему. Немало издано и комментариев к нему. Повсеместно, равно как и в интернете осуществляют свою деятельность школы по изучению Священного Писания. Проблем не наблюдается. Это внешний или сверхъестественный способ.
Первый же, вышеуказанный способ сообщения воли Божией, присутствует у каждого человека и называется внутренним или естественным, Иначе говоря, воля Божия сообщается человеку чрез внутренний или естественный нравственный закон и через положительный или откровенный нравственный закон, данный через Божественное Откровение.
Нравственный закон – это основанное на нравственном чувстве сознание того, что должно и чего не должно делать. Нравственный закон определяет способ действия нашей нравственной силы, т.е. свободы воли. Значит, нравственный закон указывает, как человек должен жить, что он должен делать, чтобы достигнуть своего назначения или своей нравственной цели.
В богословии Православной Церкви принимается положение о реальности естественного нравственного закона как принципа, имеющего безусловный и всеобщий характер и лежащего в основе всех правовых и этических норм.
Апостол Павел в Послании к римлянам (Рим. 2:14-15) указывает на учение о естественном нравственном законе: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах».
Архимандрит Платон (Игумнов) делает следующий вывод из слов апостола: «в учении апостола Павла о естественном нравственном законе можно выделить следующие основные положения.
Естественный нравственный закон дан Богом и является общим достоянием всех людей.
Это закон разума, ориентирующий каждого человека в выборе добра. Знание добра имеет не просто теоретический характер, но и внутренне обязывающую силу.
Все люди ответственны за нарушение требований нравственного закона и знают, что неповиновение закону влечет за собой будущее возмездие.
Несколько позже апостола Павла, эту мысль более точно сформулировал святой Иустин Философ в «Разговоре с Трифоном-иудеем». «Бог установил то, что всегда и везде является справедливым, и любой народ знает, что блудодеяние, супружеская измена, убийство и тому подобное есть грех. И всякий человек, совершающий такие дела, не может освободиться от мысли, что совершает беззаконие».
Нарушение внутреннего (естественного) нравственного закона, наряду с законом сверхъественным и является тем беззаконием, о котором говорил апостол.
В этом контексте можно понимать слова святителя Ковровского: «О грехах надо всегда памятовать, но никогда не надо унывать. Много у нас грехов, но милость Божия безмерна» – обращается в одном из своих писем к своим духовным чадам святитель Афанасий.
О грехе в Библии идет разговор, практически с первых страниц текста Пятикнижия. Но слова, используемые для обозначения этого понятия, берутся разные. Некто Джон Фаулер, исследуя Ветхозаветный текст указывает, что чаще других, для обозначения понятия «грех», используются четыре слова:
1. Хаттат. Слово хаттат употребляется в Ветхом Завете 293 раза. Основное значение этого слова: «промахнуться», «не попасть в цель».
2. Авон. Этот термин встречается 229 раз и почти всегда передается как «беззаконие» перед Богом, включая в себя и идею наказания. Основное значение этого слова – кривизна.
3. Пеша. Слово встречается 135 раз в Ветхом Завете. Оно означает умышленное, преднамеренное, сознательное нарушение нормы или стандарта, а также отказ подчиняться законной власти. Оно отличается от хаттат тем, что обозначает не случайное, не преднамеренное действие, а сознательное, спланированное восстание, мятеж или преступление. Этим словом также обозначается нарушение контракта, своевольное нарушение договора.
4. Реша. Это слово означает «буйность» и «беспокойство» и встречается 30 раз в Ветхом Завете. Оно используется для описания состояния нечестивых. Термин буквально означает «беспорядочный», «разболтанный» или «расшатанный».
Мы видим, таким образом, что уже в ветхозаветной традиции выделяли несколько видов греха. Грех может быть небрежной или случайной ошибкой (человек промахнулся), может быть вызван неприятным складом характера (разболтанность), а может быть и следствием желания жить кривдой и обманом.
В рассуждениях о грехе св. Афанасия Ковровского исп. также можно отметить несколько разных мыслей относительно человеческого греха.
Так в одном из своих писем-наставлений, святитель говорит «о неподготовленности к ответу», в другом месте он пишет о «неполезных привычках», есть его советы по поводу «недостатков» человека, о причастности человека к «чужим грехам».
Самым страшным и опасным для каждого из нас, святитель считает «хулу на Духа Святого», но при этом в ином своем письме рассуждает об «ошибках по искренней ревности».
Рассмотрим, вкратце каждый из указанных видов подробнее. Подробный анализ потребует отдельной, а может даже и не одной исследовательской работы – поэтому вкратце.
Неподготовленность к ответу на страшном суде из-за греховности человека
Считается, что сознание (особенно подсознание) человека нацелено на вечность и отказывается признавать человеческое существование конечным. Однако факт неминуемой биологической смерти организма является фактом для каждого из нас неоспоримым.
В смерть (имеется ввиду биологическую) не верят лишь малые дети. Уже подросток точно знает, что его земной путь когда-то окончится. Взрослый, нет-нет, да и задумается над неминуемым финалом. Пожилой думает постоянно.
Смерти боятся. Боятся все, даже атеисты, даже материалисты и фаталисты.
Однако в сегодняшнем мире, со страхом думая о своей неминуемой в будущем кончине, тем не менее люди разделяются, по своему отношению к этому факту на три большие группы.
Одна часть людей напрочь отрицает присутствие воли Божией в жизни человека, и, как следствие, посмертную участь, создавая для этого сложное атеистическо-фантастическое представление об окружающем мире и своем месте в нем.
Другая часть признает присутствие Божиего промысла и последующего Страшного Суда, но страшится воздаяния, рассматривая его как подобие смертоносного цунами, которое тебя уничтожит без всяких сомнений, разотрет в порошок, если только ты не прилагаешь запредельные для человека усилия, такие как полный отказ от еды, от сна, от любого, пусть даже самого ничтожного, имущества или иные подобные им усилия.
Третья часть, возможно, самая малая старается жить по заповедям Божиим и учении святых отцов, уповая на милость Господа и молитву Церкви.
Первая группа, назовем их условно неверующие, так как определенные зачатки веры в них все же присутствуют, но сознательно подавляются внешним замещением, включает в себя субъектов как открыто и часто эпатажно трубящих вокруг себя о своем неверии или «ученом» подтверждении атеизма, так и пытающихся подменить веру на красивые современные сказки.
Поэт писал, а весь мир зачитывался красивыми в своей грусти лирическими строками:
Идут белые снеги…
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
и бессмертья не жду.
Я не верую в чудо,
я не снег, не звезда,
и я больше не буду
никогда, никогда.
Но на деле, эта всего лишь бравада, попытка заменить неизбежное на фантастическое, и покрасоваться перед своими поклонниками витиеватыми фразами. Она лишь подчеркивает укоренившийся в душе страх.
Поэт Евгений Евтушенко
Другие пытаются подменить, вытеснить из своей жизни всякие рассуждения о смерти и о Боге, создавая красивые фантастические легенды и претворяя их в жизнь по мере своих сил, возможностей и фантазии. В этом контексте можно вспомнить о появившемся в девяностые годы движении, так называемом джедаизме. Это не единственное забавное псевдорелигиозное «движение», но отличающееся своей отчетливой экстравагантностью.
Википедия определяет это движение как «нетеистическое новое религиозное движение без чётко определённой религиозной общины, культовых действий (обрядов, таинств, т. п.) и культовых сооружений». Идеи, это сравнительно новое движение, берет из фантастической киноэпопеи американского кинорежиссера Джорджа Лукаса «Звёздные войны».