Книга Интернет зависимость подростка. 55 шагов к изменениям - читать онлайн бесплатно, автор Марина Николаевна Алексеева. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Интернет зависимость подростка. 55 шагов к изменениям
Интернет зависимость подростка. 55 шагов к изменениям
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Интернет зависимость подростка. 55 шагов к изменениям

Интересный факт, что человек сам по себе не особо стремится исследовать суть явлений. Нам легче присоединиться к людям, которых мы уважаем, считаем «своими». Но мы об этом даже не задумываемся, принимаем мнение большинства как собственный выбор.

Обсудим алгоритм, когда этот феномен влияния можно использовать в рамках семьи. А следовательно, формировать собственную позицию сына или дочери. Та самая мягкая сила, которую вовсю используют политтехнологи.

Отдельная личность, ее рождение начинается с признания ее психологического пространства. Того самого мира, где ты являешься автором, творцом своего бытия и реальности. Ты определяешь актуальную деятельность и стратегию жизни.

Жалобы родителей на то, что подросток «стал чужим человеком» – это просто стремление обозначить им границы своего мира. А «как же вы задолбали уже» – это ответ на то, что родители их системно нарушают.

Чем больше авторитарных приемов в семье, где развивается старший подросток, тем больше он переживает подчиненность, отчужденность, фрагментарность собственной жизни. Специалисты называют это «депривированность пространства», а в народе простым термином – абьюз.

По большому счету в такой семье подростку приходится самому решать свои проблемы. Поэтому в его окружении очень быстро появляются лидеры, авторитеты, блогеры, с которыми он объединяет свой мир, перенимая при этом систему ценностей и мнений.

Если совсем просто, то нам нужно понять, что у тинейджера уже достаточно развито самосознание, чтобы активно выстраивать отдельную самостоятельную жизнь. Зависимые люди, как правило, вообще своего «Я» не имеют. Личность создается из подстройки под чьи-то требования и ожидания. Мотивация – из страха наказаний, а действия только под контролем других. У них нет воли, очень слабо развита саморегуляция. Поэтому человек себя идентифицирует с кем угодно, лишь бы вырваться из-под опеки.

Как только семья признает право подростка на свое личное пространство, свою жизнь, то вы сразу получите уважение и доверие в вашу сторону.

Как только появится искренний интерес в сторону цифровой жизни, заинтересованность родителя в развитии этого направления, к вам снова начнут тянуться, захотят общаться и слушать. То есть вы принимаете право своего подростка на самостоятельный выбор, при этом проявляете эмпатию, а не агрессию.

В этом случае отношения переходят в другую плоскость.

С одной стороны, подросток все еще находится в зависимости от родителей. С другой – он стремится к освобождению от их опеки, к самостоятельности. А родители по-прежнему остаются значимыми.

Все это очень нелегкие шаги в выстраивании отношений на бесконфликтной основе. Чаще всего сложнее взрослым, которые продолжают видеть в сыне или дочери ребенка, который не способен справиться сам без их помощи.

Понятно, что там, где личных границ не видят, там дети легко становятся жертвами чужого вторжения, манипуляций. Они не способны устанавливать дистанцию к угрожающим явлениям из-за неспособности к критической оценке ситуации. Признаем, что в этом возрасте, в силу развития, это скорее норма. Если ребенок не испытывает ущемление со стороны взрослых, то ему не нужно от них «убегать». В том числе в цифровой мир. И они способны противостоять разрушающим влияниям извне и избежать их.

Понятно, что цифровое поведение является следствием того, что происходит внутри? В том числе наличие слитно-конфликтных отношений со стороны взрослых, которые видят в ребенке свое послушное продолжение, часть своего психологического пространства. И он (ребенок) просто должен действовать так, как необходимо им (родителям). Ни о какой суверенности речи не идет.

Именно поэтому, как только вы отпускаете вожжи в виде вашего контроля, лошадь несется галопом неизвестно куда со словами: «Я ужееее взрослыыыый!»

Когда к тебе не ломятся, то ресурсы не тратятся на то, чтобы бесконечно защищаться. Так появляется уважение к себе, к своим вещам. Понимание своей субъектности, отдельности от других. Того, что только ты сам отвечаешь за свои поступки и выстраиваешь линию поведения в зависимости от своих целей. А если тебя снесло в сторону инфополя, и ты уже лежишь на обочине жизни без результатов, то никто в этом не виноват. Это твой выбор. Так же, как и просиживание жизни в компьютере. Можно дальше сидеть, а можно понять причину и измениться. И это не так сложно. Просто меняться придется всем. И старшим, и младшим.

Говорите чаще своим детям, что только ты хозяин(ка) своей жизни. И изменения начнутся с собственных решений – к самому себе, к своему месту в семье, к социуму, отношению к своим близким, к окружению. Это правда, что интернет оказывает прямое влияние на формирование личности. Причем этому подвержены все, не только дети.

Мы часто используем термин «значимый взрослый». Так вот, состояние и мировоззрение способны изменяться под воздействием людей, входящих в это пространство. Прежде всего родителей.

Мы являемся таким же рупором, как и самый популярный видеохостинг. Только часто этим не пользуемся.

Так же, как человек особо не думает своей головой, а просто присоединяется к мнению уважаемых людей, нам, родителям цифрового ребенка, достаточно оставаться «своим». Человеком, которого признают и к чьему мнению прислушиваются. Вот оно, общественное мнение. Только в рамках отдельного государства под названием Семья.

Каждый день мы передаем те или иные послания. Какие они? Например, интернет – это место, где можно развлекаться, а можно развиваться. Или пробиваться. Можно тратить деньги, а можно зарабатывать. Ты решай для себя сам(а), как действовать. Но я лично предпочитаю реальный мир, где очень круто можно двигаться вперед, чем виртуальный, где можно буквально проиграть все возможности и перспективы. Развлекаться можно и нужно. Главное – контролировать остальные дела. И замечать, когда тебя начинает отбрасывать от твоих целей.

Пересмотр позиции подростка в семье

15 шаг. Отделите от себя


Если взрослые, занимающиеся воспитанием, осознали все полноту ответственности за свои педагогические маневры, то можно сказать, что изменения начались. Самое главное понять, что саморазрушающееся поведение ребенка не возникает ни с того ни с сего. Всегда есть причина. В большинстве случаев достаточно отключить дисфункциональные родительские режимы:

– требовательный родитель, который всегда знает, что нужно делать и всегда прав;

– карательный родитель, который применит меры, если правила не выполняются, а поведение не соответствует ожидаемой норме.

Эта система, которую мы годами обкатываем, решая вопросы с обучением, увлечениями в интернете, межличностными проблемами своих детей, приводит к очень печальным результатам. Вечный страх наказания, с одной стороны, учит постоянно ориентироваться и идентифицироваться с контролирующим взрослым. Проще говоря, плясать под его дудку. С другой – воспринимать его как агрессора и тратить душевные силы на защиту. Та самая стена непонимания, которая вырастает в переходном возрасте.

Ситуация усугубляется, когда взрослые отчаянно пытаются подогнать сына или дочь под определенный стандарт, который в их представлении является правильным. Какой он у вас? Например: «Нормальные дети вообще в онлайн-игры не играют, а девушки не ведут профиль в социальной сети. И ты не будешь!»

Обычно в процессе этих разборок родители сами испытывают наносящие вред мысли и переживания, выливают негатива больше, чем есть на самом деле. Все это со временем трансформируется в собственные разрушительные мысли и чувства. Так подросток остается в одиночестве, с кучей проблем и в агрессивном окружении «близких людей».

Чтобы выйти из этого молота, который перемалывает на части личность, на следующем этапе нужно просто отделить собственное «Я» от сына или дочери. Конечно, сделать этот шаг нужно как можно раньше. Но особенно важен он для подростка на этапе вовлечения.

Общей задачей переходного периода является достижение автономии от взрослых. Сюда же можно добавить формирование системы ценностей, становление идентичности, освоение ролей и саморегуляцию поведения.

А вот критерий развития личности – это самосознание. Помните Декартовское «Я мыслю, значит, я существую»? Но чтобы запустить механизмы развития и взросления, нужно не только убрать свои проекции.

Задача – изменить характер общения.

Рядом с вами уже не малыш в пеленках, а отдельный человек, в котором активным ходом идет развитие «взрослого я». Мы же ошибочно думаем, что сын или дочь каждый день так же нуждаются в пеленании и не в состоянии справиться с собой. Что в итоге и происходит, потому что любовь в такой семье превращается в разрушающую заботу.

Очень часто дети адаптируются в семье, выстраивают жизнь по собственным правилам. Свой образ жизни он(а) ведет как взрослый – хорошая одежда, безлимитный интернет, игровой компьютер, развлечения, доставка еды. Другими словами, жизнь как в дорогом пятизвездочном отеле, за который ты не должен платить. Родители обязаны. А сознание так и остается на уровне малыша, который ни отвечать за себя, ни учиться, ни развиваться особо не спешит. Зачем? Когда у тебя олл-инклюзив, можно не париться. Сидишь с друзьями, веселишься и радуешься жизни.

Вот эту систему нужно сломать.

Выстраивать отношения на бесконфликтной основе – признать право подростка на личное пространство. На свой мир, в котором он субъект, а не объект. Многие опасаются лишний раз просто вмешиваться со своими советами. А то получишь выпад в свою сторону со словами «не лезьте ко мне!». Но это лишь малая часть.

Отделить от себя – это относиться не как к ребенку, а как ко взрослому.

И это состояние не только потому, что у тебя теперь дорогой компьютер, а в первую очередь потому, что ты способен:

Воспринимать и перерабатывать информацию.

Способен адаптироваться в ситуациях, в том числе нестандартных. Требующих размышлений и дающих свободу выбора.

Способен осознавать последствия.

Но самое приоритетное: взрослое состояние «Я» – это умение принимать решения обдуманно и без эмоций.

16 шаг. Процесс перехода на новый уровень взаимодействия


Что обычно мешает семье в процессе этого перехода?

Страх передачи ответственности.

Обычно это выражается словами: «Я боюсь, что он(а) без меня наделает ошибок, вляпается в неприятности, свяжется не с теми людьми. Мне легче контролировать каждый шаг. Так спокойней». В результате вы получаете бунтующего подростка. Поведение которого напоминает слайм – чем сильней сжимаешь, тем более деструктивные формы принимает.

Вместо патологического контроля со стороны взрослого за ребенком нужно концентрироваться на реальности, на текущем положении дел и того, что происходит по факту. Вы не должны толкать вперед взрослого человека, претендующего на эту роль. Он способен на это сам. Его мозг развит достаточно, чтобы давать команды телу. Важно не мешать, не делать за другого то, на что он способен и без вас.

Наши фантазии, в том числе страхи, мысли о неудачном опыте просто мешают развиваться. Подросток должен уметь выстраивать свое расписание, переключать внимание с тусовки в сети на дела по учебе и дому. И делать это без контроля с вашей стороны.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги