Следующую группу публикаций по нашей проблеме составляют статьи в справочной литературе, которая не столь многочисленна. Сведения о В.Г. Науменко содержатся в таких справочных изданиях как «Казачий словарь-справочник в 3-х т.», изданный в США в 1968 г. и переизданный в 90-х гг. в России66, «Биографический справочник высших чинов Добровольческой армии и Вооруженных Сил Юга России»67, «Энциклопедия Гражданской войны. Белое движение»68. Региональная историография представлена энциклопедическими изданиями созданными коллективами под научным руководством видных кубанских историков Б.А. Трехбратова, В.Н. Ратушняка, Б.Е. Фролова, где атаман В.Г. Науменко также занимает свое место в историческом процессе69.
Наибольший интерес при рассмотрении нашей темы представляют работы профессиональных историков. При этом необходимо отметить что, несмотря на активную разработку проблематики феномена российского Зарубежья, начавшуюся с 1990-х гг., позиции и деятельность казачьих лидеров в эмиграции, роль и место казачества в российском Зарубежье рассмотрена достаточно слабо. Мы не будем затрагивать степень освещенности в отечественной историографии проблемы российской эмиграции, отметим лишь, что этот вопрос хорошо рассмотрен в диссертационном исследовании А.А. Пронина, где он частично коснулся и аспектов казачьей эмиграции70. Развитию российского казачества в эмиграции в межвоенный период посвящены исследования А.Л. Худобородова и Е.Б. Парфеновой, Д.Д. Пеньковского, К.Л. Котюкова71, а непосредственно жизнь кубанского казачества в эмиграции рассмотрена в диссертационном исследовании и монографии О.В. Ратушняка, отметившего и некоторые аспекты деятельности Войскового атамана Кубанского казачьего войска в Зарубежье В.Г. Науменко72.
В целом надо сказать, что тема кубанской казачьей эмиграции и конкретно судьба и деятельность ее последнего атамана наиболее близка региональным исследователям, которым и принадлежит значительная доля публикаций по данной проблематике.
Одним из первых среди научного сообщества, обратился к истории кубанского казачества в эмиграции, и осветил личность В.Г. Науменко С.Н. Якаев в статье «Кубанское зарубежье в 20-80 гг. ХХ века»73. Результатом дальнейших исследований автора стала книга «Одиссея казачьих регалий»74. В книге рассказывается о судьбе казачьих регалий, которая тесно переплелась с судьбой самого атамана В.Г. Науменко. Несмотря на очерковый характер, работа имеет несомненную научную ценность. Спустя десять лет свет увидело второе издание данной книги, значительно дополненное и расширенное, которое на данный период является одной из значимых работ освещающих деятельность В.Г. Науменко75.
Дальнейшее раскрытие деятельность В.Г. Науменко получает в статье В.И. Черного «Путь к трагедии казачества в Лиенце», где в рамках рассмотрения трагической судьбы кубанского казачества после разгрома Германии, В.И. Черный отмечает и позитивную деятельность В.Г. Науменко на посту атамана Кубанского казачьего войска в Зарубежье76.
В 90 – е гг. XX века в кубанской региональной историографии широкое освещение получили вопросы политической и социокультурной жизни кубанского казачества в эмиграции. В контексте этого затрагиваются некоторые аспекты деятельности Войскового атамана Кубанского казачьего войска в Зарубежье в работах О.В. Ратушняка, О.В. Матвеева, Е.Ф. Кринко, К.Н. Хохульникова, В.П. Громова77. Это говорит о качественном изменении позиций отечественной историографии в отношении атамана В.Г. Науменко. Об изменении статуса В.Г. Науменко в отечественной историографии, о признании его личностью, достойной внимания историков, свидетельствует факт включения его персоны в программу учебного курса «Кубанское казачество во всемирном историко-культурном контексте», разработанную В.Б. Виноградовым и С.В. Телепнем78.
Большой интерес для общественности и исследователей представляет литературное наследие атамана В.Г. Науменко и его участие в просветительской деятельности в среде российской эмиграции, всестороннее рассмотрение этих вопросов находит в трудах Н.А. Корсаковой и В.Е. Науменко79. Кроме того, под редакцией и во многом, благодаря усилиям кубанского историка и культуролога В.Е. Науменко, издана книга, занявшая видное место в историографии о В.Г. Науменко – «Пути-дороги кубанских войсковых регалий на чужбине»80. В основу книги положены материалы дневников Кубанского войскового атамана с комментариями его дочери, Н.В. Назаренко.
Одним из дискуссионных вопросов остается роль белой русской эмиграции в годы Второй мировой войны, в том числе и казачества, оказавшегося в эмиграции, данная проблематика нашла отражение в исследованиях Ю.Н. Исаева, Ю.С. Цурганова, О.Г. Гончаренко81. Обозначенные нами вопросы нашли свое освещение и в работах С.И. Дробязко, А.В. Окорокова, Н.Т. Напсо, Е.И. Дулимова, Е.Ф. Кринко, Л.И. Футорянского, С.И. Линца82 посвященных коллаборационизму.
Особый интерес вызывает место и роль казачьих атаманов возглавивших российское казачество в эмиграции в истории этой войны. Можно отметить что несмотря на активную разработку проблемы участия казачьей эмиграции во Второй мировой войне, исследователи уклоняются от морально-этической оценки деятельности казачьих лидеров в этот период. На примере атамана донского казачества в эмиграции П.Н. Краснова этот исследовательский «пробел» обозначили А.Л. Худобородов и А.К. Тучапский83, однако все это в полной мере относится и к Войсковому атаману Кубанского казачьего войска в Зарубежье В.Г. Науменко. Определенное освещение его роли в событиях Второй мировой войны дает эмигрантский историк казачества А.К. Ленивов, посвятив этому отдельную главу в своей работе «Под казачьем знаменем»84. Но, учитывая принадлежность А.К. Ленивова и В.Г. Науменко к различным политическим течениям казачьей эмиграции, необходимо рассматривать некоторые выводы А.К. Ленивова критично.
Наиболее взвешенная оценка деятельности Войскового атамана Кубанского казачьего войска в зарубежье В.Г. Науменко, и казачьей эмиграции в целом, в период второй мировой войны дается в исследованиях О.В. Ратушняка85.
Иностранные исследователи также обращались к теме российского казачества, его участию в событиях бурного XX века. Вторая мировая война оказала значительное влияние на судьбы людей и народов. После ее завершения, как среди казачества, так и среди западных исследователей, бурно дискутировался вопрос о выдаче Советскому Союзу английскими властями казаков воевавших на стороне Германии. Изучению этой проблемы посвящена книга лорда Николаса Беттела «Последняя тайна», в которой он затрагивает и некоторые эпизоды деятельности в период войны В.Г. Науменко86.
В своем исследовании «История власовской армии» к личности атамана кубанских казаков в эмиграции В.Г. Науменко обращается и Йоахим Хоффманн, при освещении фактов сотрудничества руководителей казачьей эмиграции с генералом А.А. Власовым87.
Работа Станислава Ауского «Казаки. Особое сословие» реконструирует жизнь казачьего сословия, уделяя внимание и роли В.Г. Науменко в его судьбе. Работа основана на богатом фактографическом материале, в том числе и из архива самого В.Г. Науменко88.
В целом, необходимо отметить, что исследователи в той или иной степени затрагивали различные аспекты деятельности Войскового атамана Кубанского казачьего войска в Зарубежье В.Г. Науменко (1883 – 1979 гг.), однако комплексного исследования его роли и места в истории кубанского казачества так и не появилось.
Источниковая база диссертации. Непростой процесс реконструкции семейной истории кубанского казачьего рода Науменко и составление научной биографии одного из видных представителей этого рода – Вячеслава Григорьевича Науменко, требует скрупулезного, объективного осмысления с привлечением самых различных источников и свидетельств. Это позволит дать строго научный анализ его деятельности и выявить основные тенденции развития историко-генеалогических процессов кубанского казачества в конце XVIII – начале XX вв.
В качестве документальной основы для написания диссертации послужили материалы, хранящиеся в фондах Государственного Архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Государственного архива Краснодарского края (ГАКК), Государственного архива Ставропольского края (ГАСК), различные опубликованные источники.
В Государственном Архиве Российской Федерации автором были использованы следующие фонды: фонд Р-5761 – «Общеказачье объединение в Германской империи», фонд Р-5942 – «Отдел интересами русской эмиграции в Югославии», фонд Р-7031 – «Общественно-гуманитарный комитет «Казачья помощь», содержащие сведения о политической деятельности В.Г. Науменко.
В Российском государственном военно-историческом архиве привлекают внимание фонды: фонд 407 – «Списки по старшинству генералов, штаб- и обер-офицеров», фонд 409 – «Послужные списки офицеров», содержащие информацию об этапах прохождения военной службы российских офицеров, и которая является важным звеном в составлении казачьих родословных.
В фонде 489 – «Коллекция формулярных списков» находятся формулярные списки генералов, офицеров, солдат и чиновников военного ведомства, относящиеся к периоду 1720–1900 гг., которые наряду с послужными списками позволяют рассмотреть основные этапы военной службы кубанского казачества. Фонд 14877 – «Обер-священник войск Кавказской армии и Кавказского корпуса» имеет метрические книги и исповедные ведомости целого ряда кубанских станиц, и которые являются важным источником по воссозданию истории казачьих родов.
Государственный архив Краснодарского края содержит следующие фонды, использованные автором исследования: фонд 1 – «Станичные, куренные, хуторские, волостные правления Кубанской области», где имеются послужные и именные списки казаков, проживающие в конкретных станицах. Фонды 249 – «Канцелярия наказного атамана Кубанского казачьего войска», фонд 250 – «Войсковая канцелярия Черноморского казачьего войска», фонд 252 – «Войсковое правление Кубанского казачьего войска», фонд 449 – «Кубанское областное правление (1871–1872 гг.) располагают различного рода материалами о военной и гражданской деятельности кубанского казачества, что позволяет наполнить конкретным содержанием кубанские казачьи родословные.
Непосредственное отношение к истории рода Науменко имеют источники, собранные в фонде 1864 – «Коллекция документов и материалов собранная Науменко Вячеславом Григорьевичем – Войсковым атаманом Кубанского казачьего войска за рубежом (1909 – 1987 гг.)», которые были привезены из США В.П. Громовым и Н.А. Корсаковой. Материалы фонда структурированы следующим образом – 1) документы к биографии В.Г. Науменко, 2) печатные издания, подготовленные В.Г. Науменко, 3) фотографии, 4) печатные издания и документы собранные В.Г. Науменко. Видное место в коллекции фонда занимает дневник В.Г. Науменко, сгруппированный в 48 тетрадях и который велся с 18.01.1920 по 02.09.1944 гг.89 Поведение и участие в событиях второй мировой войны, как самого Войскового атамана Кубанского казачьего войска, так и многих лидеров казачьего движения прослеживаются в переписке В.Г. Науменко с генералом П.Н. Красновым, охватывающей период с 19.09.1943 – 21.04.1944 гг.90 Послевоенный период жизни атамана отображен в обширной переписке с представителями русской эмиграции91 и казачества92 за рубежом, документах о подготовке и проведении 22-го, 23-го, 24-го Войсковых сборов кубанского казачества в эмиграции в 1975–1979 гг.93 Важным генеалогическим документом можно считать «Список кубанцев, проживающих в США и зарегистрированных в Кубанском казачьем войске, по состоянию на 26.06.1953 г.»94. Несомненное важное источниковое значение имеет коллекция фотографий, в которых показывается жизнь в эмиграции В.Г. Науменко, его семьи и ближайшего окружения95.
Ценные документы содержатся в Государственном архиве Ставропольского края. Фонд 53 – «Кавказское дворянское депутатское собрание» позволяет реконструировать генеалогию кубанского казачества принадлежащего к дворянскому сословию, располагая разнообразным материалом по истории офицерских казачьих семей. В фонде 135 – «Ставропольская духовная консистория» находятся материалы метрических книг и исповедных ведомостей, являющиеся ключевыми источниками для освещения истории кубанских казачьих родов.
Другими важными источниками, позволяющими значительно расширить возможности раскрытия нашей темы, являются воспоминания военных и политических деятелей Белого движения, описывающие события Гражданской войны. Отдельные эпизоды деятельности В.Г. Науменко в этот период частично раскрываются в воспоминаниях А.И. Деникина, П.Н. Врангеля, А.П. Филимонова, Д. Е. Скобцова, Ф.И. Елисеева96. Сюда же стоит отнести и материалы дневника самого атамана В.Г. Науменко и ряд других работ уже увидевшие свет97. Важным источником позволяющим рассмотреть взгляды атамана В.Г. Науменко как казачьего патриота и коллаборациониста, является его работа «Великое предательство», в которой рассматривается процедура выдачи казаков воевавших в составе германских войск советским властям английскими оккупационными властями98.
Другими важными источниками, позволяющими значительно расширить возможности изучения истории казачьих семей, являются материалы устной истории, которые позволяют создать фундамент для перспективного анализа историко-генеалогических исследований кубанского казачества99. В рамках нашего исследования мы также опирались на материалы устной истории, которые почерпнули в общении с внучатой племянницей атамана В.Г. Науменко – Л.В. Ивановой (Науменко)100. Являясь внучкой старшего брата В.Г. Науменко, Иллиодора, она сохранила часть семейных документов рода Науменко, ее воспоминания дополняют и разнообразят сухие данные архивных документов.
ГЛАВА 1 ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИКО-ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СРЕДЕ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
1.1 Проблематика историко-генеалогических исследований кубанского казачества в системе современного исторического знания
Одна из отличительных особенностей современного этапа развития науки – дифференциация системы знаний: появляются новые проблемные области, складываются новые научные дисциплины. При этом они все чаще формируются не просто как специализированные сегменты уже сложившихся научных дисциплин, а именно как дисциплины, интегрирующие достижения разных, главным образом, смежных наук, причем часто методы и концепции одной науки оказываются эвристическими при решении проблем, возникающих перед другой научной дисциплиной.
Именно таким комплексным научным направлением, являются историко-генеалогические исследования кубанского казачества. Они формируется в русле исторического регионоведения Северного Кавказа, и интегрируют достижения и методы других, смежных дисциплин.
Всплеск общественной активности в 90-х годах XX века и интерес к вопросам поиска своих исторических корней, родовой памяти, истории семей в значительной мере стимулировал внимание исследователей к новым тематикам в своих исследованиях. Активная разработка на Кубани казачьей проблематики заострила внимание на истории многих казачьих родов и судьбе отдельных представителей Кубанского казачьего войска.
Таким образом, можно отметить, что мы наблюдаем складывание нового комплексного междисциплинарного знания, лежащего на стыке просопографики, этнологии, социологии, истории России, краеведения, педагогики.
Генеалогия кубанского казачества развивается в пространстве исторического регионоведения Северного Кавказа, изучает происхождение кубанских казачьих родов и отдельных исторических личностей, их место и роль в историческом процессе.
Интенсивное изучение семейной истории кубанского казачества и активизация историко-генеалогических исследований вполне закономерно для современного развития отечественной исторической науки. Как отмечают С.И. Маловичко и Т.А. Булыгина, «качественное изменение состояния сообщества, науки и ее преподавания охватывает все пространство гуманитарного знания, имеет выход на общество, меняет статус науки и менталитет сообществ»101. Генеалогия, не имевшая перспектив развития в прежних идеологических и методологических рамках, получает мощный импульс для своей дальнейшей эволюции в конце 80-х – начале 90-х гг. XX века. Создаются генеалогические и родословные общества, проводятся научные конференции и форумы по генеалогической тематике102. Активное развитие получают генеалогические исследования в регионах, где они гармонично вписываются в систему краеведческих и историко-региональных научных изысканий. Об этом можно судить по издаваемым научным сборникам и периодическим изданиям103.
При этом необходимо отметить что, генеалогия российского казачества, в отличие от других сословий и этносоциальных групп, пока получила слабое освещение в отечественной историографии. Это связано с отсутствием опыта и традиций составления казачьих родословных в дореволюционный и советский периоды, «распыленностью» материалов среди большого количества архивохранилищ, отсутствием должной теоретической проработки вопросов методологии и методики генеалогии казачества. На недостаточное использование потенциала генеалогии при рассмотрении вопросов казачьей истории обращает внимание В.А. Колесников, «…хотелось бы обратить внимание и на пока еще маловостребованный аспект казачьей истории, а именно – на прошлое отдельных войсковых родов, фамилий, повседневную жизнь конкретных офицеров и казаков, членов их семей, что, несомненно, отвечает столь актуальным ныне направлениям гуманитарной науки»104.
Тем не менее, несмотря на объективные трудности, исследователи истории казачества продолжают обращаться к генеалогической тематике. Большой интерес представляют материалы по генеалогии и семейной истории донского казачества, подготовленные и изданные В.Н. Королевым и С.В. Корягиным105. Здесь нашли отображение не только поколенные росписи известных атаманов, но и формулярные списки офицеров, урядников, казаков.
Появляются публикации, затрагивающие различные аспекты семейной истории и генеалогии кубанского казачества, реконструирующие биографии атаманов, политических деятелей, ученых. Более подробно состояние развития казачьей генеалогии освещается автором в статье «Историография генеалогии кубанского казачества»106. Существенным фактором, тормозящим развитие историко-генеалогических исследований, является фрагментарный, бессистемный характер обращения исследователей к проблематике генеалогических контактов кубанского казачества, эволюции их родов, своеобразию источниковой базы родословных построений. Наиболее системно и последовательно выдвинутые вопросы решались силами научно- педагогической Кавказоведческой Школы академика В.Б. Виноградова107, центром притяжения которой ранее являлась кафедра регионоведения и специальных исторических дисциплин Армавирского государственного педагогического университета. «Обращение к генеалогической, историко-семейной проблематике, – отмечает В.Б. Виноградов, – проявилось здесь с 1997 г. и за первое пятилетие своего развития принесло, вполне зримые плоды…С тех пор генеалогическая тематика постоянно присутствует в программах всех без исключения конференций и сборниках их материалов, издаваемых на Средней Кубани…»108.
Достигнутые результаты генеалогических исследований, проведенных в историко-региональном пространстве Северного Кавказа, и имеющиеся научно-методические наработки, позволяют говорить о формировании нового научного направления – генеалогии кубанского казачества, которое интенсивно развивается в двух плоскостях.
Во-первых, как ответвление «материнской» генеалогии, подчиняющееся тем же общетеоретическим законам, имеющее на вооружении тот же научный инструментарий и методику исследований.
Во-вторых, как метод познания региональной истории, направленный на восстановление и изучение истории семей, родов, отдельных индивидов. При этом именно в рамках регионального пространства, наиболее четко проявляется полидисциплинарный характер генеалогических исследований.
Для формирования нового научного направления необходимы определенные условия и факторы. Среди них основными являются: 1) социальная потребность в знаниях нового научного направления; 2) научные наработки, методы, накопленные знания и т.д.; 3) уровень дисциплинарной организации науки, взаимодействие между учеными и т.д.; 4) подготовка специалистов данного профиля (наличие специальности, учебных курсов, учебников, кафедр и т.д.).
Относительно социальных и научных условий для формирования генеалогии кубанского казачества в качестве нового направления можно ответить положительно – такие условия складываются. Но что касается частоты и плотности взаимодействия между учеными, то они пока недостаточны. Параллельно происходит складывание и нового учебного предмета, который уже сейчас востребован кубанским научно-педагогическим сообществом. Для его полноценного внедрения разработана учебная программа109, лекционные и практические курсы.
В последние годы историко-генеалогические исследования все шире применяются в отечественной исторической науке, что определяется резко возросшим интересом к роли человека в истории. При изучении региональных пластов истории историко-генеалогический метод является основой для широкого круга демографических реконструкций, историко-этнографических описаний, становится незаменимым инструментом, дающим возможность исследовать различные уровни исторического бытия.
Рассматривая те или иные аспекты генеалогии кубанского казачества, активно реализующейся в системе исторического регионоведения Северного Кавказа, мы должны отметить необходимость разработки теоретико-методологических основ этой новой отрасли научного гуманитарного знания. Как отмечает В.Ф. Коломийцев, «к методологии истории относятся как рекомендации источниковедения, так и изучение историографии по теме исследования, которая помогает определить направление нового поиска»110.
Взяв во внимание эти два аспекта, можно отметить, что действительно, источники по генеалогии кубанского казачества напрямую влияют на методику и характер исследований по семейной истории кубанских казаков, а обзор историографии по этой проблематике позволяет отметить «белые пятна» генеалогии казачества в качестве исходных точек будущего научного поиска.
Теоретическая разработка обрисованной проблемы означает, прежде всего, изучение структуры, характера и особенностей источниковой базы генеалогии кубанского казачества, «…методологические поиски…не могут быть плодотворными без использования эмпирических данных, без разговора об источниках как базы любого исторического исследования»111. Ввиду важности и обширности этого вопроса ему будет посвящен отдельный параграф в нашем исследовании.
В качестве исходных теоретических положений генеалогии кубанского казачества мы можем выделить три аспекта:
1) генеалогия кубанского казачества, направление и характер историко-родословного исследования тесно взаимосвязаны с основными этапами истории Кубанского казачьего войска;
2) дуалистичный характер развития кубанской казачьей генеалогии как новой отрасли научного знания. Это проявляется в сохранении и использовании теоретической основы традиционной генеалогии как вспомогательной исторической дисциплины при активном освоении регионального пространства Северного Кавказа;
3) полидисциплинарный характер генеалогических исследований кубанского казачества, открывающий новые перспективы развития и самореализации генеалогии.
Развитие генеалогии в регионах имеет свои особенности, обусловленные своеобразием исторического развития того или иного края. В развитии кубанской казачьей генеалогии, безусловно, отразились специфические особенности исторического процесса на территории Кубани в XVIII – XIX вв. В контексте этого вопроса ключевым моментом является история формирования Кубанского казачьего войска, т.е. его «родословная». Генеалогия любого российского казачества, в данном случае кубанского, впрямую связана с основными этапами его реформирования, изменения структуры, складывания этнического и сословного состава.
Указом Александра II от 19 ноября 1860 г. было образовано Кубанское казачье войско, путем слияния Черноморского казачьего войска и первых шести бригад Кавказского Линейного казачьего войска, которые и определили социокультурное и этническое своеобразие «родословной структуры» Кубанского казачьего войска.
История черноморских казаков своими корнями уходит в Запорожскую Сечь, интегрировавшую в себя самый разнородный этнический и социальный компонент на основе преобладающего малороссийского. Таким образом, у истоков генеалогии черноморских казачьих родов, чья судьба неразрывно будет связана с кубанской землей, мы можем увидеть беглых крепостных, солдат, недоучившихся священников, младших отпрысков дворянских фамилий, и являвшихся представителями самых разных народов112.
При поселении на Тамани и Правобережной Кубани черноморские казаки стали нести большие людские потери, которые правительство стремилось восполнить. Целенаправленные мероприятия российского правительства по переселению определенных категорий населения на Кубань и вливание их в ряды казачества, также имеют непосредственное отношение к семейной истории кубанских казачьих родов.