Книга Любишь ли ты? - читать онлайн бесплатно, автор Алексей Прокопенко. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Любишь ли ты?
Любишь ли ты?
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Любишь ли ты?

На проблему служения без любви указывал Христос в Своем обращении к ефесской церкви:


…знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься (Откр. 2:2-5).


У этой церкви было много хорошего. Во-первых, они много трудились. Христос говорит об этом: «Знаю… труд твой…» (ст. 2). Они утруждали себя служением Господу и не боялись отдавать этому все свои силы. Во-вторых, они проявляли терпение: «Знаю… терпение твое…» (ст. 2). Это значит, что, столкнувшись с трудностями, они не паниковали и не опускали руки. В-третьих, они практиковали церковную дисциплину: «…ты не можешь сносить развратных…» (ст. 2). Они обличали грешников и удаляли нераскаянных из своей среды путем отлучения. В-четвертых, они серьезно относились к богословию: «…и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы…» (ст. 2). Это подразумевает, что ефесская церковь не принимала учителей, которые проповедовали разного рода заблуждения. Даже если эти учителя называли себя апостолами. Им не было места за кафедрой в Эфесе. В-пятых, эта церковь успешно перенесла гонения: «…ты много переносил и имеешь терпение…» (ст. 3). Они не были тепличными верующими. Они знали, что такое страдать за Христа. И, что немаловажно, в этих гонениях они не переставали трудиться для Господа: «…и для имени Моего трудился и не изнемогал» (ст. 3). Таким образом, у них было множество духовных даров, которые активно проявлялись в делах служения.

Однако этой же самой церкви Христос ставит неутешительный диагноз. «Но имею против тебя…» (ст. 4). Некоторым другим церквям Он скажет: «Имею немного против тебя». Однако ефесской церкви Он не говорит «немного». Его обличение звучит без всяких смягчающих слов. «Имею против тебя!» Какое же обвинение наш Первосвященник, воскресший и прославленный Господь Иисус выдвигает против этой церкви, которая так много трудилась и служила? «…Имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (ст. 4). Без любви все их служение со всеми духовными дарами было пустотой. Мыльным пузырем. Внешней оболочкой, лишенной духовной силы. Христос добавляет: «Итак вспомни, откуда ты ниспал…» (ст. 5). Вслушайтесь в это слово: «ниспал»! Как будто они упали с высокой горы. Летели, летели, пока не шмякнулись с треском и звоном о самую землю! «Вспомни, откуда ты ниспал…» Вот как Христос смотрит на церковь, которая при здравом учении и активном труде забыла о любви.

Потерявшую любовь церковь Христос призывает покаяться, то есть восстановить любовь. «…А если не так, – продолжает Он, – скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его…» Светильник, как объяснялось в 1:20, – это церковь. Убрать светильник с его места – значит убрать церковь из того города, в котором она находилась. Христос угрожает закрыть ефесскую церковь! Почему? Потому что церковь, в которой нет любви, Его не интересует. Точнее сказать, церковь, в которой нет любви, – это просто не церковь. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:35). Если в церкви не осталось любви, то не осталось признака, по которому узнаются ученики Христа. Значит, это уже не церковь, и Христос готов Сам ее убрать.

Однажды знаменитый миссионер Хадсон Тейлор проводил собеседование с некоторыми молодыми людьми, которые хотели трудиться в его китайской миссии. Он задавал им несколько вопросов, чтобы определить, готовы ли они к той непростой жизни, с которой им предстоит столкнуться. «Так почему вы хотите поехать миссионером в другую страну?» – спрашивал он. Один человек ответил: «Я хочу нести весть о Христе в других странах, потому что Христос повелел нам идти по всему миру и проповедовать Евангелие всему творению». Другой сказал: «Я хочу поехать в Китай, потому что миллионы людей в этой стране умирают, так и не услышав об Иисусе, тогда как только Он может их спасти». Другие люди давали подобные ответы. Хадсон Тейлор задумчиво посмотрел на них и произнес: «У всех вас хорошие мотивы, но я боюсь, что они окажутся недостаточными, когда вы столкнетесь с настоящими скорбями и испытаниями, особенно если вам будет угрожать смерть за свидетельство о Господе. Единственный мотив, который поможет вам сохранить верность, записан во 2 Коринфянам 5:14. Если Христова любовь будет гореть в вашем сердце, тогда вы останетесь верными в любой ситуации»9.

Дуайт Муди говорил: «Бог использует смелых людей, но лишь тех, кто любит. Обязательно проявляйте любовь. Нет никакого смысла трудиться без любви. Врач или юрист могут хорошо справиться со своей работой и без любви, но Божья работа без любви выполняться не может»10. И это правда. Церковная деятельность или любое духовное служение без любви не приносит пользу для созидания Церкви. «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5:6).

Итак, без любви самая лучшая речь вызывает раздражение. Без любви самые впечатляющие служения не созидают. Теперь посмотрим на третью истину, подчеркивающую абсолютную необходимость любви.


Без любви самые большие жертвы не заслуживают награды (ст. 3)


И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13:3).


Раздать все свое имение – это большая жертва. Первая христианская община в Иерусалиме образовалась из жителей разных городов и даже стран. Все они пришли в храм на праздник седмиц (шавуот), там услышали проповедь апостолов и обратились. Чтобы больше узнать о Христе и Его учении, они надолго задержались в Иерусалиме. По прошествии дней припасенные на праздник деньги закончились. Тогда, чтобы помочь им выжить, некоторые верующие стали продавать свое имущество и покупать пищу для всех нуждающихся. «И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:45). Это было жертвенным поступком. Ради благополучия других верующих и блага Церкви эти люди отказывались от спокойного и обеспеченного будущего.

Однако отдать на сожжение свое тело – жертва еще более великая. Как и в предыдущих двух стихах, апостол Павел начинает с реальной мысли, а потом доводит ее до крайности, используя литературный прием – гиперболу. Господь никогда не требовал человеческих жертвоприношений. Принесение в жертву людей – это языческая практика, осуждавшаяся еще в Ветхом Завете11. Бог хочет, чтобы мы представили свои тела «в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения [нашего]» (Рим. 12:1). Однако даже если бы кто-то принес такую огромную жертву – отдал себя самого во всесожжение, – без любви эта колоссальная жертва не удостоилась бы никакой награды: нет мне в том никакой пользы. Если в предыдущем стихе говорилось о пользе для церкви: «я ничто», – то здесь говорится о пользе для себя, то есть о награде: «нет мне в том никакой пользы». Принесенная без любви, самая большая жертва не удостоилась бы даже Божьего взгляда.

В ранние века христианства и потом в православной и католической церквях считалось, что мученическая смерть искупает все грехи. Принявшего мученическую кончину почитали как святого. К примеру, в конце III – начале IV веков в Антиохии жил христианский учитель Лукиан. Он утверждал, что Христос – не Бог, и в этом пропагандировал примерно такое же учение, как Свидетели Иеговы. При жизни многие его отвергали и осуждали, однако, когда он принял мученическую смерть, его полностью оправдали. Я не хочу ничего плохого сказать о Лукиане и даже не ставлю под сомнение чистоту его намерений. Но вот что важно: даже мученическая кончина может быть совершенно бесполезной и не получить Божьего одобрения – если она принесена без любви.

Подумайте о том, какую самую большую жертву вы принесли. Подумайте, какие жертвы вам приходится приносить в своем служении. Если эти жертвы приносятся с любовью и из любви, то приносящие их не потеряют награды своей. Если же без любви, то даже самая большая жертва напрасна. Христос сказал:


…кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей (Матф. 10:41-42).


Если человек приносит даже маленькую жертву – принимает у себя пророка, предоставляя ему пищу и ночлег, – то он не останется без награды. Обратите внимание на маленькую фразу «во имя пророка». Она показывает, что этот человек принимает пророка не потому, что ему нравится этот человек или с ним приятно общаться, а именно потому, что он пророк, то есть слуга Христов12. То же самое можно увидеть и в следующих двух случаях: «во имя праведника», «во имя ученика». Человек, который принимает пророка, праведника или ученика ради того, что они служат Христу, показывает тем самым, что он любит Господа и заботится о Его народе. Он делает это с любовью. Он не потеряет награды своей. Даже чаша холодной воды не останется без небесного вознаграждения. Подумайте: чаша холодной воды – это очень маленькая жертва. Во времена, когда на воду не ставили счетчиков, чаша холодной воды была настолько дешевой, что даже не имела денежного эквивалента. Подать чашу холодной воды ничего не стоило. Однако даже такая маленькая жертва, принесенная с любовью, не останется без награды. Смотрите, как интересно получается: самая большая жертва без любви не удостоится награды, а самая ничтожная жертва, принесенная с любовью, не потеряет награды.

Один пастор предлагал уроки божественной математики. Он говорил: «Напишите в своем воображении или на листе бумаги ряд нулей. Продолжайте добавлять нули, пока не заполните целой строчки. Чему равняется их сумма? Совершенно верно, нулю! Если вы даже напишете тысячу нулей, они останутся ничем. Но поставьте перед ними какое-нибудь положительное число, и они немедленно приобретают ценность. Так же с нашими духовными дарами, верой и усердием. Все это – нули на странице, ничто. Но поставьте перед ними любовь, и они тут же становятся ценными»13. Более того, каждый дополнительный нолик после единицы будет вносить существенную разницу. Это легко увидеть, если сравнить зарплату в 10 000 и 100 000 рублей. Так и каждое дело, которое мы с любовью совершили для Церкви, и каждая маленькая жертва, которую мы из любви принесли ради Господа. Представ перед Христом, мы будем жалеть, что не сделали таких дел больше.

Итак, без любви самая лучшая речь вызывает раздражение, самые впечатляющие служения не созидают и самые большие жертвы не заслуживают награды. Однако любовь переворачивает картину! С любовью даже простые слова проникают в сердце. С любовью даже малые и не впечатляющие дела созидают Церковь. С любовью даже самые скромные жертвы не останутся без награды.

Хорошим заключительным аккордом в теме об абсолютной необходимости любви будет парафраз данного текста, который был опубликован в одной южноафриканской газете:


Если я в совершенстве овладею языком туземцев, но не проникнусь Его любовью к ним, я ничто. Если я удостоюсь дипломов и степеней и буду знать все суперсовременные методики, но не проявляю понимающей любви, я ничто. Если я умею вести дебаты с представителями других религий и могу выставить их неучами, но не привлекаю их Его любовью, я ничто. Если я обладаю сильной верой, великими идеалами и смелыми замыслами, но не имею любви, которая плачет, переживает, истекает кровью, взывает и молится, я ничто. Если я раздам свою одежду и деньги, но не проникнусь Его любовью к людям, я ничто.

Если я откажусь от всех привилегий, оставлю дом и друзей и положу жизнь на миссионерское служение, однако при этом стану недовольным и себялюбивым из-за огорчений и трудностей миссионерской жизни и не буду проявлять любви, которая отказывается от своих прав, удовольствий и личных планов, то я ничто. Во мне иссякла добродетель. Если я могу исцелять от болезней, но огорчаю сердца и раню чувства из-за недостатка Его доброй любви, я ничто. Если я способен писать статьи и издавать популярные книги, но не умею излагать слово о Кресте языком Его любви, то я ничто14.

Великодушие любви. Долготерпит (1 Кор. 13:4а)

Существует серьезная ошибка, приводящая к трагичным последствиям. Некоторые люди берут библейское требование о любви и объединяют его с небиблейским определением любви. Они говорят: «Библия учит, что мы должны любить всех людей. Бог есть любовь!15 Любовь – это главное качество христианина. Любовь важнее суда!16 Если мы не любим, мы никто!» До сих пор все правильно. Но дальше они заявляют: «И вот как мы будем любить: мы будем снисходительно относиться к греху в церкви, мы не будем осуждать борцов за права сексуальных меньшинств, мы будем отстаивать право молодежи на свободные отношения. Потому что мы должны всех любить!» В чем проблема такого подхода? Проблема в том, что люди берут библейское требование о любви и объединяют его с небиблейским определением любви. Когда Библия говорит: «Любите друг друга», – святые писатели и пророки подразумевают под любовью нечто совершенно иное, сильно отличающееся от того образа любви, который рисует нам Голливуд или массовая культура.

Конечно, не всегда отклонение от библейского понимания любви принимает столь искаженные формы, как в приведенном выше примере. Однако ошибка неправильного определения любви часто встречается как в церкви, так и в семейных отношениях. Ярлыком любви нередко прикрываются самые разные отступления от Божьей воли, открытой в Библии. Чтобы избежать этой ошибки, мы должны изучать, что говорит о любви Священное Писание. И мы начали это делать, обратившись к самому подробному и емкому описанию любви в Новом Завете – 13-й главе Первого послания коринфянам. В первых трех стихах этой главы показана абсолютная необходимость любви, а в последующих раскрываются качества любви. Иными словами, в этом библейском тексте Божье требование о любви сопровождается Его же определением любви. Давайте прочтем это определение:


Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает… (1 Кор. 13:4-8).


Изучению каждого из этих качеств будут посвящены дальнейшие главы. В каждой главе мы будем рассматривать несколько вопросов: что означает данное качество? В чем оно проявляется? Какой пример этого качества показывает нам Христос? Как это выглядит в семье и церкви? Итак, начнем с самого первого качества в определении любви: Любовь долготерпит…


Что означает «долготерпение»?


В греческом языке Нового Завета есть несколько слов, относящихся к сфере перенесения трудностей. «Долготерпение» – одно из таких слов. Что оно означает? И чем это качество отличается от просто «терпения»? Обычно мы автоматически предполагаем, что длительностью: мол, терпение – это на короткое время, а долготерпение – на долгое. Мы говорим: когда заканчивается терпение, вступает в силу долготерпение. Однако это не совсем так. Вернее, совсем не так.

«Долготерпение» отличается от «терпения» не просто длительностью. Неужели просто «терпение» не должно быть длительным? Если оно не длительное, то какое же оно терпение? Любой, даже самый нетерпеливый, человек может, напрягшись, потерпеть пять минут, однако если его терпение быстро иссякает, то какое же это терпение? «Терпение» и «долготерпение» в Писании часто упоминаются вместе, в одних и тех же перечнях качеств17. Если бы они различались лишь длительностью, то в этом не было бы большого смысла, так как одно включало бы другое. Сказав «долготерпение», мы бы тем самым охватили и обычное «терпение». Было бы излишне – и даже нелогично! – говорить: «Пусть у вас будет долгое терпение, ну еще и короткое терпение тоже…»

«Терпение» и «долготерпение» должны различаться не просто длительностью, а чем-то другим. И это различие становится понятным, если обратиться к языку оригинала – к исходным греческим терминам. Слово «терпение» по-гречески – хупомонэ́ )ὑπομονή); оно происходит от корня ме́но, обозначающего «оставаться, пребывать», и приставки хупо́ («гипо-») со значением «под». В результате получается: «оставаться под». Данный термин подразумевает способность оставаться под гнетом неблагоприятных факторов, переносить давление, преодолевать трудности18. Как правило, он употребляется по отношению к каким-либо внешним силам или обстоятельствам.

Слово «долготерпение» в греческом оригинале иного происхождения. Макротуми́а (μακροθυμία) образовано от прилагательного макро́с – «долгий, далекий»19 и существительного тумо́с – «гнев». В результате получается: «нескорый на гнев» или «удаленный от гнева». Этот термин обозначает способность долго не гневаться и сохранять спокойствие даже во время провокации20. Как правило, он употребляется по отношению к людям и подразумевает снисхождение к чужим недостаткам. Это качество – способность принимать людей с их недостатками – по-другому можно назвать «великодушием». Именно так термин макротуми́а несколько раз передан в Синодальном переводе (см. Кол. 1:11; 2 Тим. 3:10).

Таким образом, термин «терпение» в Писании обычно относится к обстоятельствам, а «долготерпение» – к людям21. Терпение – это способность оставаться под давлением неблагоприятных факторов, а долготерпение (или, как выше было сказано, великодушие) – способность не гневаться на недостатки и промахи окружающих.

Великодушие – это внутренний настрой, который ведет к доброму поведению. О любви в 1-м Коринфянам мы читаем, что она сначала «долготерпит», потом – «милосердствует». То есть сначала принимает другого человека с его недостатками, потом – делает ему добро. Любовь сначала проявляет великодушие как внутренний настрой, затем этот внутренний настрой проявляется во внешних действиях.

Итак, великодушие – это способность принимать других людей с их недостатками, зная об их недостатках. И это – самое первое проявление любви.


В чем проявляется великодушие?


Великодушие любви проявляется, во-первых, в открытости сердца. Прекрасный пример, раскрывающий эту идею, мы находим во 2-м Послании к коринфянам. Хотя само слово «великодушие» в этом тексте не упоминается, содержащийся в нем образ «широкого сердца» полностью соответствует данному качеству:


Уста наши отверсты к вам, коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, – говорю, как детям, – распространитесь и вы (2 Кор. 6:11-13).


В этих стихах апостол Павел говорит, что его сердце «расширено» по отношению к коринфянам. То есть он и его сотрудники были готовы принять в свое сердце коринфских верующих со всеми их неровностями, острыми углами и колючками. Павел прекрасно знал о многочисленных проблемах и недостатках этой церкви, однако не отворачивался от них. Он знал об их доктринальных заблуждениях, о бушующих внутри церкви раздорах и отсутствии мира, о вопиющих случаях греха и даже… об ужасно неблагодарном и греховно негативном отношении к самому апостолу Павлу. Тем не менее он все равно был готов принимать их. Почему? Потому что его сердце было «расширено». В нем жила великодушная любовь, которая готова принимать других людей с их недостатками, прекрасно зная об этих недостатках.

Широкое сердце Павла проявлялось в готовности не прекращать общения с коринфянами. Выражение «уста наши отверсты к вам» подразумевает, что Павел и его сотрудники продолжали разговаривать с коринфянами, и Второе послание Павла коринфянам является ярким подтверждением данного факта. Как мы обычно поступаем, когда какой-нибудь человек нам сильно досаждает или плохо к нам относится? Мы начинаем его избегать. Прекращаем с ним разговаривать. Уходим от общения. Блокируем в интернете. Удаляем из жизни. Вычеркиваем из списка друзей (не только виртуально, но и в реальности). Мы поступаем по принципу «с глаз долой – из сердца вон». Но не так поступает великодушная любовь. Широкое сердце любви вмещает неудобных людей, не прекращая общения с ними.

Великодушное поведение Павла было таким, что коринфяне не чувствовали неловкости в общении с ним. У них не складывалось впечатление, что Павел загоняет их в узкие рамки, малейшее отклонение от которых вызывает его гнев или недовольство. Поэтому он мог сказать: «Вам не тесно в нас…» Великодушное сердце подобно просторной и удобной комнате, в которой легко находиться и карлику, и великану. Великодушие приводит к тому, что окружающие люди чувствуют себя свободно. С великодушным человеком, который не придирается к мелочам и не серчает на недостатки, легко и просто общаться. Не зря говорят: «Будь проще – и люди к тебе потянутся». Это действительно так. Простота, которая делает общение легким и приятным, – это не уличная вульгарность, а именно великодушие.

Наоборот, с человеком, который не готов принимать других такими, какие они есть, трудно поддерживать близкое общение, а иногда и вовсе неприятно рядом находиться. Такое чувство испытывал Павел в общении с коринфянами. Он чувствовал себя так, как будто попал в маленькую каморку, в которой он задыхается от недостатка кислорода. «…Но в сердцах ваших тесно».

Кто-то из читателей может подумать: «Вот! Это про мою семью. Я чувствую, что меня не принимают таким, какой я есть. Я задыхаюсь от недостатка кислорода. Я не умещаюсь в узкие рамки, которые мне предъявляет придирчивый муж… или недовольная жена. Меня постоянно критикуют, я вечно кого-то не устраиваю. Мне это надоело до глубины души! Я больше не могу этого терпеть». Если вы так думаете, то остановитесь, поразмыслите и не спешите. Хотя апостолу Павлу было «тесно» в сердцах коринфян, он все равно не отворачивался от них. Он написал эти слова не для того, чтобы вы их использовали как оправдание для разрыва отношений с тем, кто вас не принимает. Наоборот, он показал пример, как не делать этого. Господь хочет, чтобы мы не жаловались на отсутствие великодушия со стороны других людей, а развивали свое собственное великодушие.

К этому призывает Павел и коринфян: «В равное возмездие, – говорю, как детям, – распространитесь и вы». Он переходит на детский язык. «В равное возмездие» – то есть дашь на дашь. Ты мне – я тебе. Павел предлагает, как детям: «Давайте играть по-честному! Я расширил свое сердце, чтобы принимать вас такими, какие вы есть. Так расширьте свои сердца и вы! В ответ на мое великодушие – постарайтесь и вы быть великодушными. Не воздвигайте барьеров между мной и вами! В этом будет проявляться ваша великодушная любовь».

Во-вторых, великодушие любви проявляется в готовности терпеть нанесенный нам ущерб. Христос рассказывал притчу об одном царедворце, который задолжал своему царю десять тысяч талантов. Чтобы вы могли представить, насколько велика эта сумма, достаточно вспомнить, что во II веке до н.э. римский консул Луций Сципион наложил на правителя Сирийской империи Антиоха III контрибуцию в пятнадцать тысяч талантов22. Требуемая дань была настолько большой, что Антиох не сумел собрать ее со всех своих подданных. А здесь десять тысяч талантов был должен даже не царь, а один из его рабов! Бедный должник упал перед царем на колени и умолял проявить к нему великодушие. Удивительно, но, согласно сюжету притчи, царь смирился с потерей невообразимой суммы денег и полностью простил должника:


…тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «Государь! Потерпи на мне, и все тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему (Матф. 18:26-27).


На месте слова «потерпи» в оригинале употреблен тот же глагол, что и «долготерпит» в 1 Коринфянам 13:4. Должник просит проявить к нему великодушие, и царь это делает. Великодушие царя выразилось в том, что он не только не стал требовать возврата полной суммы, но и вовсе покрыл весь этот долг. Вряд ли ему было легко это сделать, ведь десять тысяч талантов оказались потерянными для его казны. Однако царь был готов взять весь ущерб на себя.

Затем тот же самый царедворец, сбросив со своих плеч гору неоплатного долга, решил немного улучшить свое материальное положение, истребовав со своего друга сто динариев. Надо сказать, что это тоже немалая сумма. За полный рабочий день наемным рабочим в те времена платили по одному динарию, поэтому сто динариев – это сумма, соответствующая трем с лишним месяцам работы, то есть более чем трем среднемесячным зарплатам. Однако, конечно же, она не идет ни в какое сравнение с десятью тысячами талантов, которые были прощены самому царедворцу. Второй должник тоже стал просить о великодушии: «Потерпи на мне, и все отдам тебе» (ст. 29), но не получил его (ст. 30). Отсутствие великодушия у царедворца проявилось в неготовности понести ущерб.