Разлад у них начался через пару лет после того, как Роман отошел от дел. Как-то он заметил, что генеральный тоже стал брать с него пример. То на усталость пожалуется, то в отгул попросится, а то и вообще в отпуск засобирался. Пару раз посреди дня с работы исчезал. И, главное, на звонки при этом не отвечает! В первые годы их сотрудничества такое и представить было невозможно.
Сначала Роман попытался образумить своего любимчика и даже проявил определенное терпение и великодушие, чем сам был приятно удивлен. Не ожидал от себя такого. В приливе благородства он завалил генерального дорогими подарками, обновил ему служебный автомобиль на шикарную модель, выписал крупную премию, по-доброму посоветовал, куда лучше съездить с детьми на праздники.
Однако длилось это совсем недолго. Вскоре эгоистичная натура Романа восстала. «Какого хрена? – мысленно возмутился он. – С кем этот козел вздумал равняться? Одно дело – хозяин, который вообще работать не обязан, и совсем другое – управленец, наемная рабочая сила».
Да и подарки оказались, что называется – не в коня корм! Вместо благодарного рвения генеральный, наоборот, выказал отчуждение, стал избегать общения, отмалчиваться. На заседаниях совета сидел мрачный и, хотя после пары стычек в открытую больше не перечил, было видно, что с решениями хозяина не очень согласен.
А уж когда доброжелатели донесли, что эта неблагодарная тварь нелестно отозвалась о некоторых действиях Романа, – ну, тут стало окончательно ясно: все, издох бобик. Теперь это больше не боевой патрон, а стреляная гильза. Толку с него уже не будет. И главное, отпустить же нельзя! Слишком много знает! Прикинь, если, падло, к тем же банкирам переметнется! Вместе они его, Поспелова, в тонкий блин раскатают!
Роман представил своего бывшего любимчика в первых рядах недругов, и внутри все заныло от ревности, омерзения и злобы.
Так генеральный директор оказался фигурой, неудобной на занимаемом посту, зато очень удобной в качестве жертвы при разыгрывании гамбита.
А как иначе? Слишком значительные ресурсы на кону. В мире больших денег ценность человеческой жизни падает ниже плинтуса. Это факт. Грустный, но факт.
Роман сцепил пальцы на холодном стакане виски и задумался.
«Большие деньги. Что они дают человеку?
Брать все, что хочешь, все, что нравится, не думая, не считая. Покупать людей. Зачищать последствия своих ошибок и идиотских поступков. Не бояться будущего. Быть принятым в серьезные круги.
Хотя считать, конечно, все равно приходится. Потому что в мире больших денег возникают такие желания, что простому смертному в голову не придут. Да и самые простые вещи приобретают такой ценник, что – о-го-го! Богатый человек – это тот, кто платит миллионы за то, что бедный имеет практически даром. Как говорят китайцы, неимущий крутит педали велосипеда на улице, а толстосум – педали велотренажера в личном спортзале. Вот и вся разница.
Каждый шаг вверх по ступеням комфорта и влияния требует все больших затрат. Чтобы покупка была лучше вдвое, платить приходится совсем не вдвое, а десятикратно, а то и больше».
Когда он после возвращения из своей кругосветки купил дом в Барселоне и перевез туда семью, поначалу было интересно. Они с женой дружно обставляли респектабельное жилище, скупая все самое красивое и дорогое. Наконец-то появилось время для детей: аквапарки, диснейленды всякие.
В Барселоне хороший шопинг по шмоткам, пожалуй, один из лучших в Европе. Особенно, что касается престижных брендов. На какое-то время это увлекло, но потом гардеробные комнаты оказались забиты пакетами и коробками с вещами, о которых он просто даже не помнил, а, распаковывая, удивлялся. Как в том анекдоте, где одна подруга говорит другой: «Ты знаешь, мне иногда кажется, что часть гардероба я специально держу на тот случай, если вдруг сойду с ума! Чтоб было в чем тогда выйти!»
Обустроенный дом после нескольких показов статусным гостям тоже как-то в глазах Романа потускнел. Можно было бы купить и получше.
Ни один автомобиль уже не казался достаточно приемистым и достаточно комфортным. Стоило приобрести одну модель, как тут же хотелось другую.
Каждая покупка – это выбор. И, когда этот выбор делаешь, то, кроме удовольствия от приобретения, обязательно остается след сомнений от процесса выбора. А правильно ли ты его сделал? Может, то, что ты отверг, было все-таки лучше?
Когда только начинаешь восхождение по социальной лестнице, там все ясно: каждое твое приобретение на порядок превосходит предыдущее. Но потом разница переходит в какие-то детали. И парадокс, но чем выше качество товаров, из которых ты выбираешь, тем меньше удовлетворенности и больше сомнения приносит покупка. Вроде, хочешь чего-то, а купил – и разочаровался.
Тем более, радоваться-то все время невозможно. Количество и сила положительных и отрицательных эмоций не так сильно зависит от внешних причин. Это скорее внутреннее свойство характера. Когда есть потребность впасть в депрессию, благоприятные внешние факторы могут только отсрочить ее наступление и, сжимая пружину, усилят эффект. В конце концов, если нет другого повода, повеситься можно и от невыносимого, тоскливого, бесконечного отсутствия проблем.
Но обратного пути для того, кто отведал вкуса больших денег, уже нет. Пожив на вилле, переселяться в двушку с раздельным санузлом – все равно, что в гроб. Самому поддерживать чистоту и застилать постель – пытка, которую не вынести. Лететь экономклассом – не так тесно, как позорно. Поносив шорты за тысячу евро, надеть за тридцать – убийственное унижение.
Большие деньги – типичный наркотик. Сначала – кайф. Потом – привычка. И наконец, полная зависимость. Абсолютная невозможность жить, не тратя огромных сумм.
И доза нужна все больше и больше. И рано или поздно человек, находящийся во власти больших денег, как и наркоман, приходит к необходимости совершить преступление ради очередной дозы.
Роман откинулся на спинку дивана, запрокинув голову.
В мозгу всплыла мысль:
«Может, ты ерунду затеял? Из пушки по воробьям? Смерть – все-таки серьезное дело. Вдруг что-то пойдет не так? Ниточки потянутся…»
Но он тут же решительно отрубил:
«Не потянутся. В том-то и прелесть гамбита, что жертва – не вынужденная, не спровоцированная, а, значит и мотив не просматривается. Для всех я с генеральным – не разлей вода. Ну, даже если и высказался он где-то там с критикой, это что? Повод для убийства? Нет, конечно. Кто в это поверит? Долгов, скандалов, судебных тяжб нет. Следаку не за что зацепиться. Да и не будет никакого следствия. И, главное: другого способа разрешить ситуацию не существует. Все варианты просчитал. Пролетят три недели, выйдет судебное решение, и пойдет писать губерния. Попробуй потом развернуть назад это колесо! А смерть – в ней есть особая аура. Она все меняет. Человека, подписи которого стоят на всех документах, больше нет. Вообще нет! Как тут не отложить суды? Нового генерального можно назначать не сразу. И пока он войдет в курс дела! Мы же преемника не готовили. Кто мог ожидать такое несчастье? Да и вообще, можно посмотреть так, молча, с болью во взгляде, мол, вам не стыдно? Человек уже на небесах, а вы, грешники, все о суетном, о земном, о мелком… На какое-то время должно сработать. А его, времени-то, и нужно, чтобы закрыть вопрос – всего месяца три».
Он прислушался к себе. Придавленная весомыми аргументами, тревожная мысль затихла, ушла в глубину, но слабым эхом оттуда все-таки долетело: «Нельзя, не делай непоправимого!»
– Это страх, – успокоил себя Роман. – Просто страх. Не бзди. Все будет чики-пуки. Коля – профессионал. Наймет, кого надо. Я – вообще не при делах. А виноват во всем этот идиот, генеральный. Ну, нет другого выхода. Лишиться всех бабок – это сейчас хуже, чем лишиться жизни.
Глава вторая. ЗИМА
В последние дни уходящего 1969 года зима залютовала, будто отыгрываясь за долгую теплую осень, простоявшую почти до декабря. Снега навалило выше, чем по пояс. Это взрослому человеку. А шестилетнему Андрею сугробы и вовсе закрыли видимость во дворе на все, кроме трех расчищенных и утоптанных, присыпанных соломой дорожек.
Одна ведет от крыльца дома направо, к калитке на улицу. Другая – прямо, к обледенелому, обросшему сосульками колодцу. А третья – налево, к сараям, где, дыша паром, пережевывают сено две коровы. Дальше эта дорожка сужается и приводит к «домику неизвестного архитектора», как в шутку называет его отец, то есть к дощатому уличному туалету, посещение которого в трескучий мороз требует определенного мужества.
Впрочем, слово «туалет» не употребляется. Все говорят «сходить на двор». Вот мама – она жила раньше в городе – рассказала однажды, что у них в квартире был какой-то «унитаз», который смывался водой. Андрей заинтересовался и пытался представить себе такую диковину. Но бабушка, папина мама, только хмыкнула: «Тю, глупость какая! На двор в доме ходить! Неприлично даже».
Если на дорожке приподняться на цыпочки и посмотреть поверх снега в сторону огорода, то видно, как белая целина уходит до самого горизонта, и только с одного края темнеет мрачная стена глухого леса.
Все три дорожки отец расчищает поутру еще затемно, но потом из-за поземки и мелкого снега, постоянно сыплющего с пасмурного неба, их приходится поновлять по нескольку раз на дню.
Зима в деревне по сравнению с летом – время праздное. Без дела, конечно, никто не сидит, в хозяйстве забот всегда хватает, но делается все без горячки и напряга, не то, что в теплое время, когда, как известно, день – год кормит.
Коров, которые готовятся произвести на свет телят, уже не доят, поэтому женщины, лишенные ежедневной возни с молоком, больше уделяют внимания стряпне, частенько затеваются с пирогами и другими сложными блюдами, на которые летом времени никогда не хватает. А еще прядут куделю, вяжут коричневато-серые пуховые носки и варежки, вышивают диковинные красные и синие цветы на пододеяльниках и наволочках.
Мужчины, задав с утра корм скотине и вычистив стойла, весь день практически свободны. На работу в колхоз показываются на час, от силы на два. Готовить технику к посевной начнут ближе к весне, как всегда, авралом – так уж заведено. А пока, в канун Нового года – полное затишье. Все по домам, занимаются кто чем. Например, вчера отец весь день натягивал тонкую стальную проволоку в деревянные рамки. Андрей помогал. Он уже знал: вот минует зима, придет март, потом апрель, и наступит торжественный момент, когда из картонной коробки вынимаются аккуратные, переложенные пергаментной бумагой листы желтоватой вощины с четко отпечатанным шестигранным узором. Листы бережно просовываются между туго натянутой проволокой, и готовые рамки вставляются в ульи. У пчел появляется работа – «оттягивать соты».
Только когда она будет, эта весна! Больше двух месяцев ждать! Для Андрея это почти вечность.
В деревне немало выпивох, которые, несмотря на строгий пригляд со стороны жен, уже к обеду умудряются оказаться крепко «датенькими». Тихим морозным днем их пьяные выкрики и попытки запеть слышны далеко по улице.
Детвора же, на которую летом сваливается немалая часть забот по хозяйству, зимой получает карт-бланш гулять все свободное от уроков время. Для таких, как Андрей, кто в школу еще не ходит, это означает: с утра до вечера. Пока, цокотя зубами от голода, не ввалишься домой весь в снегу, с запорошенными ресницами и пунцовыми щеками, пританцовывая от нестерпимо прижавшей малой нужды и сдергивая зубами влажные от тающего снега, пахнущие козьим пухом вязаные варежки с непослушных, покалывающих после мороза ладошек. «Боже мой! – улыбаясь, покачает головой мама, – где тебя только черти носили! Быстро – мыть руки и за стол!»
Андрей едва отодвинул опустошенную тарелку наваристого бабушкиного борща, как снаружи кто-то постучал. После маминого «да» утепленная, обитая ватой и дерматином дверь, которую запирали только на ночь, приоткрылась, и в помещение просунулась голова в цигейковой ушанке, завязанной под подбородком. Это был Денис, друг и ровесник Андрея, живший через несколько дворов по этой же улице.
– Андрюха! – в запале закричал Денис, и тут же, опомнившись, смущенно поздоровался со всеми, вошел и прикрыл за собой дверь. – Там Колька и Федька – у них сегодня каникулы начались – распрягли дома коня и вытащили на улицу большие взрослые сани! Настоящие! И зовут нас все вместе скатиться в балку, если мы потом поможем вытолкать сани обратно!
Такое приключение, конечно, пропустить было нельзя!
– Нет-нет, это опасно, – строго сказала мама. – Там из взрослых кто-нибудь есть?
– Конечно, их папка с ними. Он сказал, тоже поедет!
– Шелопут! – усмехнулась мама. Отца Кольки и Федьки она прекрасно знала.
– Мам, можно? – спросил Андрей.
– Пускай идет. Надо, чтоб выгулялся, как следует, – замолвила слово бабушка, поддержав внука. Она всегда была сторонницей забав на свежем воздухе.
– Да он, по-моему, уже выгулялся, дальше некуда! – опять покачала головой мама и попыталась вразумить сына. – Ты же только что пришел!
– Ну, пожалуйста, мамочка, я недолго! – взмолился Андрей. – Мы только один разок съедем!
– Сегодня художка, ты не забыл? – напомнила мама.
«Точно! Конечно, забыл», – признался себе Андрей. Пятница. Вечером ему идти на занятия по рисованию. Хорошо, хоть домашнее задание он сделал еще вчера.
– А сколько времени?
– Осталось полтора часа.
«О! Время пока есть. Успеем!»
– Мамочка, ну пожалуйста, я очень прошу.
– Сорок минут. Только придешь сам, чтоб я искать тебя не выходила.
– Конечно! Спасибо, мамуля! – последние слова прозвучали уже неразборчиво, потому что Андрей зажал в зубах шерстяной шарф, торопливо надевая пальтишко.
– Андрюха, – сказал Денис, когда они уже шли по улице, – только я сбрехал про ихнего отца. Не продашь меня, ладно?
– То есть там – что? Совсем никого из взрослых нет?
– Как – нет? А Колька и Федька? Они же уже большие!
Соседские братья-близнецы, известные на всю деревню хулиганы, ходили уже в третий класс и казались Андрюхе с Денисом почти взрослыми дядьками.
Но все-таки Андрей остановился.
– Ты – что? Боишься? Струсил? – с усмешкой спросил Денис.
– Нет, конечно, – поспешно заверил друга Андрей, хотя на самом деле был не на шутку озадачен. Мама же сказала, что это опасно, а он привык ей верить.
– Не боись, дружище! – рассмеялся Денис, – мы только разочек скатимся – и по домам.
Обращение «дружище» он перенял у своего отца и применял его только к Андрею, выражая так свою искреннюю привязанность.
Ребята успели как раз к тому моменту, когда большие деревянные сани с обитыми железом полозьями были вытащены на край села и стояли посреди улицы на пригорке. Дальше дорога довольно круто уходила вниз, в балку. Вокруг саней собралось уже около десятка ребятишек разных возрастов – детское радио разнесло новость о затее по всей округе.
– Садись все! – закричал Федька. – Чур, кто последний – тот толкает.
Последними как раз и оказались подошедшие Денис с Андреем.
Но, сколько они ни тужились, им не удалось сдвинуть груженые сани ни на пядь.
– Ладно, малявки, нет с вас никакого толка! – с пренебрежением сказал Федька и вылез на подмогу. Когда они налегли втроем, сопя и упираясь изо всех силенок, сани, наконец, подались – помог небольшой уклон, да и снег был хорошо укатан.
Дальше полозья заскользили под горку, и сани пошли сами, разгоняясь все быстрее и быстрее.
– Запрыгивай скорей! – заорал Федька и подсадил Андрея. Денис вскарабкался самостоятельно. Федька остался стоять на полозе, держась сзади за деревянную спинку саней.
– Ух, классно! – кричал он во все горло. – Колька, рули там!
Хотя – как и чем Колька должен рулить – было совершенно непонятно.
От захватывающей дух скорости, от вида снежной колеи, набегающей под полозья, от понимания того, что они одни, без взрослых, – вся ватага малолетних пассажиров разразилась таким дружным и неумолчным визгом, что у самих уши заложило.
И Андрей, глядя то вперед, на дорогу, то на безумные глаза Дениса и других ребят, орал вместе со всеми, от страха и восторга, от щекотки в животе, от опасного вздрагивания и качания саней, и просто так, непроизвольно, потому что закрыть рот и прервать крик было совершенно невозможно.
Случилось то, что, конечно, и должно было случиться. На полном ходу сани подпрыгнули на какой-то ледяной кочке, вылетели из колеи, зацепили сугроб, развернулись и завалились набок. Каким-то чудом они никого не придавили и не ударили по голове кованым железом полозьев. На свое счастье, пассажиры высыпались в сугроб сразу, как только сани сильно накренились, и перевернутый набок транспорт тормозил в глубоком снегу уже порожняком.
Андрей оказался в самом низу кучи барахтающихся и хохочущих ребят. Может быть, для взрослого человека вес этих пацанят показался бы незначащим, но для Андрея это была немыслимая тяжесть, которая вдавила его, беспомощно лежащего на животе, в снег и лишила света, воздуха, возможности двигаться и дышать. Животный ужас пронизал мальчишку. Он вдруг понял, что сейчас умрет, просто и глупо задохнется под телами своих хохочущих товарищей, кое-кто из которых там, наверху, вскакивал, отбегал в сторону и с разгона снова запрыгивал на самую вершину кучи.
Какой-то рвущий горло звериный рев, неудержимый, как рвота, вырвался из груди Андрея. Это был дикий, некрасивый, инстинктивный крик существа, попавшего в смертельную опасность.
Почему человек непроизвольно кричит от боли, от страха, от испуга? Что это? Зов о помощи? Или, наоборот, предупреждение сородичам, дескать, бегите отсюда, сам погибну, а вас спасу? Трудно сказать. Инстинкт.
Андрей кричал до хрипа, до тошноты, пока в легких еще оставался воздух. Но никто не обратил внимания на этот крик, который оглушал самого кричавшего, но гас в снегу, залеплявшем рот, и тонул в шуме радостных голосов ребят сверху.
Андрей уже почти потерял сознание, когда шевелящаяся куча тел над ним вдруг случайно откатилась немного в сторону. Это позволило ему втянуть в себя воздух с мелкими комочками снега, истошно закашляться и подняться на четвереньки. Отдышавшись, он, пошатываясь, встал в полный рост.
– Классно прокатились, да? – подбежал к нему Денис. – А ты слышал? Кто-то так орал!
– Да, вроде, что-то слышал. Не знаю – кто.
Андрей изо всех сил улыбался, стараясь не выдать себя и утирая рукавом слезящиеся глаза, а внутри все дрожало от пережитого страха.
Он так никогда никому и не признается в том, что произошло. Но для себя – не явно, а где-то в подсознании – выведет правило: нельзя оказываться в самом низу кучи людей, даже если это твои друзья, не желающие тебе зла.
«Художка», как ее все называли, а правильно было «изостудия», находилась в здании старого клуба. После строительства кирпичного дворца культуры на другом конце села это побеленное известкой строение, чтоб не пустовало, отдали под благое дело местному живописцу, заслуженному фронтовику, бывшему военному летчику. Он стал – и директором студии, и ее единственным преподавателем. На занятия приходили одновременно ребята всех возрастов, от дошкольников до старшеклассников.
Перед входом все старательно обметали веником снег с валенок и проходили в коридор переобуваться, рассаживаясь на длинной деревянной скамье. Одним концом скамья почти упиралась в гудящую, жарко натопленную печь, а другим – в стоявшую на табурете большую оцинкованную бадью с питьевой водой из колодца. Бадья была снабжена латунным краном и примятой алюминиевой кружкой на цепочке.
Пройдя широкую и высокую дверь, ученики из полутемного коридора попадали в основное помещение. Большое, ярко освещенное мощными лампами, оно ослепляло белыми стенами и высоким белым потолком, который Андрею казался воспарившим в какое-то немыслимое поднебесье. Мальчишка еще не видел других потолков, кроме как в своем доме, да в соседских, но те были намного ниже.
Способность к рисованию ему досталась от отца, который хотя в художники не вышел, но нет-нет, да и баловался рисованием портретов. Отец и преподал Андрею первые уроки. Прошлым летом, в июне, погожим воскресным утром посадил он сына с мольбертом на крыльце, окинул взглядом тихую зеленую улочку и сказал, вручая карандаш и резинку:
– На, ну-ка нарисуй мне вон тот домик, что наискосок. Только изобрази его так, как видишь.
Андрей начал, было, неумело, по одной, вырисовывать штакетины забора, шедшего по дальней стороне улицы. Они оказались великоваты и никак не вмещались в рисунок. Отец, увидев, поспешил на помощь:
– Э, нет. Не пойдет. Разве ты отсюда так крупно видишь штакетины? На таком расстоянии они почти неразличимы. Ты просто помнишь, что они такие, что у них такие контуры. А на самом деле в мире никаких контуров нет – есть только свет и тень. И больше ничего. Доверься глазу. А, ну-ка, погоди, – он вошел в дом и вернулся с парой толстых книг и пустой рамкой для пчелиных сот. Положив книги на табурет, отец сверху установил на них рамку и, отойдя, взглянув на нее из-за плеча сына. – Пойдет. Посмотри сквозь эту рамку. Видишь, что в ней помещается? Вот это и рисуй. То, что видишь. И все получится. Умение рисовать – это умение видеть.
И действительно, когда потом Андрей, удивляя заходивших соседей выбором неинтересной натуры, рисовал то лежащую на столе луковицу, то рубанок со стружкой, то банку с простоквашей, – он сам удивлялся, что предметы, которые он рисовал, становились для него как бы четче, ярче, выпуклее.
Отец иногда поправлял:
– А вот эта тень, посмотри, она же не в ту сторону лежит.
Андрей присматривался – и точно не в ту. Как же он только что этого не видел?
И теперь уже четвертый месяц он ходит в изостудию. Каждое занятие ученики рассаживаются в большой белой комнате, достают резинки и карандаши различной мягкости, опирают мольберты на спинки стульев своих товарищей, сидящих впереди, прикалывают к мольбертам кнопками листы ватмана и пару часов рисуют. Сначала твердыми карандашами размечают лист, набрасывают контуры, потом берут карандаши помягче и крадут полутени. Наконец, сочной тушевкой мягкого карандаша чернят наименее освещенные места.
Каждая группа рисует свое.
Малыши – композиции из гипсовых конусов, пирамид и шаров, отбрасывающих друг на друга по две-три четких тени от освещающих их ламп, закрепленных на черных штативах.
Ребята постарше – слепки человеческих ушей, глаз и носов, развешанные на белых стенах. Самым взрослым разрешается рисовать красками – акварелью и маслом. Иногда они пишут портреты друг друга.
А в дальнем конце комнаты стоят тазы с вареным пластилином и витые проволочные каркасы, там работают скульпторы.
Седой учитель требует полной тишины. Обойдя всех и сделав шепотом кое-какие замечания, он садится на свое место, берет с подоконника стакан в подстаканнике, наливает в него горячий чай, позвякивает ложечкой, размешивая сахар, шумно прихлебывает и крутит ручку старой радиолы «Рекорд 60И», на полированных боковинах которой облупился лак. При этом зеленый глазок лампы индикатора настойки, горящий в круглом окошке на передней панели, загадочно подрагивает, то расширяясь, то сужаясь. И вот уже негромкая музыка далекой радиостанции вливается в тепло и уют большой белой комнаты.
От звуков этого прихлебывания и покашливания, от потрескивания радиопомех в приемнике, от гудения жаркой печи, от тихой музыки и усердного сопения рисующих товарищей, от аромата скипидарных масел в художественных растворителях Андрей впадает в какое-то блаженное оцепенение до мурашек по коже. Он прерывает рисование, откидывается на спинку стула и смотрит вверх. Там, в ярком белом пространстве парят свисающие на нитях с потолка модели боевых самолетов военных лет, деревянные, тщательно раскрашенные под настоящие. Старый учитель использует их при написании картин, изображая воздушные бои своей молодости.
И за стеклами высоких окон в темноте завывает метель…
Рисование, на самом деле, в чем-то сродни первозданному акту творения. Художник на листе ведь что делает? Карандашом ли, угольком ли – он отделяет свет от тьмы.
Домой с занятий в художке приходится добираться, угадывая дорогу в кромешном мраке. Кривая улица продувается ледяным ветром насквозь. Единственный фонарь – маленькая лампочка под крышечкой, напоминающей кастрюльную – раскачивается на проводах вдалеке, возле сельмага и освещает практически только себя.
Тащить большую черную папку с веревочными ручками, в которой лежат листы ватмана, не столько тяжело, сколько неудобно. Папка то бьет по ногам и волочится по мерзлым кочкам, то парусит на ветру, вырываясь из рук.
В такие моменты даже недолгая дорога кажется бесконечной. Охватывает чувство невыносимой тоски и жалкого одиночества. И, глядя вверх на равнодушные колючие звезды, отстраненно мерцающие в вышине, понимаешь, что весь мир пронизан этим полным отчаяния и безысходности темным холодом.