banner banner banner
Психология Логоса
Психология Логоса
Оценить:
 Рейтинг: 0

Психология Логоса

И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние [было] вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» (Иез. 1; 22 – 28)

По мнению многих толкователей Ветхого Завета речь идёт о символичном «кристалле сознания» человека, который и символизирует «Меркаба», как конечная фаза развития сознания, сливающегося с Божеством. В данном случае интерес вызывают оба символа и Тетраморф (Человек, Вол, Лев, Орёл) и сияющий радужным светом «кристалл сознания» (Меркаба) в виде двух совмещённых пирамид, символизирующих «Звезду Давида», поскольку эти символы приближают нас к пониманию модели логоса человека.

Принцип соединения в меркабе земного и божественного

Вместе с тем остаётся ещё ряд вопросов о том, почему в данных моделях логоса присутствуют символы «пирамид» и как именно пирамидальная структура может быт связана с малым и большим Логосом. За подсказкой мы обращаемся к древнеегипетской культуре и традиции, где также присутствуют символы «пирамиды» и «яйца», поскольку по гелиопольской мифологии именно из «священного яйца» Большого белого Гуся вышел бог «Ра», а «пирамида» – это традиционный символ пути к высшему духовному совершенству в древнем Египте.

Иными словами «пирамида» – это некий наиболее универсальный символ духовного роста и совершенствования души, присутствующий в разных культурах и традициях, включая египетскую и иудейскую. Как и «Меркаба» в иудаизме, «пирамида» в Египте считалась тем священным «транспортом», который помогал душе переправиться после земной жизни в загробный мир и обрести вечную жизнь.

В этой символике духовного перехода от земной жизни к духовной уже более непосредственно просматриваются контуры модели логоса, поскольку переход души в загробный мир это и есть переход души и энергии сознания, как малого логоса, в Логос большой, что ещё больше приближает нас к пониманию модели логоса и взаимодействия сознания человека и Логоса.

Ещё больше пищи для размышления на эту тему даёт структурный анализ древнего иероглифа «Гор Дэн» (Гор Простиратель), который является прямым олицетворением главных этапов на пути к высшему духовному совершенству. Данных этапов мы обнаруживаем 4, что является традиционным не только для древнего Египта, а и всей мистики Сирии и древнего Востока.

Иероглиф Гор Дэн

Глядя на древний иероглиф «Гор Дэн», состоящий из 4-х символов, в его основании сразу же можно увидеть уже известный нам иероглиф «Серекх» в виде сходящихся и возрастающих вверх структур, обозначающих, как уже известно, принцип группировки смыслов в Логосе по аналогии группировки из отдельных «когов» гиперсети «когнитома».

Далее идут символы «Воды», как некого «долгого пути», и «Руки», как «обретения навыка и знания». Вершину иероглифа украшает «Сокол» (Орёл), как символ высшего «духовного совершенства, силы и могущества». Схожую картину мы наблюдаем и в древнеиудейском Тетраморфе (Человек, Вол, Лев, Орёл), который также символизирует путь души к высшему духовному совершенству и его вершиной и четвёртой ступенью также является Орёл, как символ божественности и совершенства, который частично перешёл в христианство и православие в виде символа Евангелия от Иоанна, как самого духовного.

В этой четырёхуровневой схеме и последовательности достижения высшего духовного совершенства мы находим крайне важную информацию для понимания структуры логоса человека, восходящего к большому Логосу, поскольку данные четыре ступени есть не что иное, как сакральные вехи трансформации сил души. Вот почему видение пророка Иезекииля, созерцавшего данную тайну в священных образах, имеет принипиальное значение.

Что же всё-таки созерцал пророк Иезекииль?

«И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их – ноги прямые, и ступни ног их – как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, (и крылья их легкие). И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них – у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния». (Иезек. 1:5—14)

Видение пророка Иезекииля

Данный архетип «божественной колесницы» относится к одному из наиболее трудно понимаемых в современном богословии. В православии существует множество самых разных и зачастую противоречащих друг другу толкований этого видения, но одно из наиболеех глубоких мы находим у преп. Макария Египетского, который данное видение понимает так:

«Пророк созерцал тайну души, имеющей принять Господа своего и сделаться престолом славы Его» (Добротолюбие, Т.1., Преп. Макарий Египетский, Наставления о христианской жизни)

Иными словами, по мненеию преп. Макария видение Тетраморфа есть созерцание в сакральных образах священного пути души к божественной славе от «Человека» до «Орла», который состоит из 4-х этапов и вех трансформации всех сил и энергий души, которая и уподобляется в начале пути Человеку, позднее Волу, ещё далее Льву, а в конце пути Орлу, как олицетворению Логоса. Это может показаться отчасти невероятным по христианским представлениям, но подтверждение этому мы находим в толковании данного видения преподобным Антонием Великим, как учителем преп. Макария.

«Серафим, которого видел Пророк Иезекииль (Иезек. 1:4. 9), есть образ верных душ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имел он шесть крыльев, преисполненных очами; имел также четыре лица, смотрящих на четыре стороны: одно лицо подобно лицу человека, другое – лицу тельца, третье – лицу льва, четвертое – лицу орла.

Первое лицо Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мiре, исполняют заповеди на них лежащие.

Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжелые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные.

Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей.

Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстями и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественные видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, уподобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство.» (Добротолюбие, Т. 1, Наставления св. Антония Великого)

Данное толкование преподобного Антония весьма убедительно говорит нам о том, что четырёхступенчатая модель достижения духовного совершенства имела отношение не только к древнеегипетской и древнеиудейской традициям, а и к раннему христианству в лице пустынничества и аскетичного подвижничества, хотя в синодальном богословии была истолкована иначе. Иными словами, модель преподобного Антония Великого даёт нам общую схему психологии достижения Логоса, которая подобна пирамиде из 4 уровней:

1-й уровень (Евангелие от Матфея – «Человек») – символ обратившихся к вере и ступивших на путь исполнения заповедей Евангелия.

«Первое лицо Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мiре, исполняют заповеди на них лежащие.»

2-й уровень (Евангелие от Луки – «Вол») – символ выходящих в общежитийное монашество (киновию) и трудничество для обретения веры совершенной.

«Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжелые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные.»

3-й уровень (Евангелие от Марка – «Лев») – символ выходящих из коллективного монашества (общежития) в анахоретство (уединение) и священнобезмолвие (исихию) для достижения безстрастия и духовной силы через умное делание и вступление в борьбу с духами искусителями.

«Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей.»

4-й уровень (Евангелие от Иоанна – «Орёл») – символ победивших и совлёкших ветхого человека и выходящих на уровень духовного совершенства, как ведения и благодати Святого Духа.

«Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстями и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественные видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, уподобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство».

Последние две ступени имеют прямое отношение и ко Христу, который также проходил в пустыне уединённую аскезу с постом и искушение сатаной. Таким образом, в Тетраморфе мы видим единую последовательность этапов (уровней) трансформации души на пути достижения духовного совершенства и Логоса. Для нас это принципиально важно, поскольку это и есть одна из ключевых составляющих модели малого логоса, как структурной схемы трансформации сознания Человека, который дорастает своим умом (малым логосом) до уровня Логоса, последовательно проходя все 4 ступени.

Таким образом правило 4-х уровней мы можем сделать первой структурной составляющей модели логоса.*

* Вызывает некоторое сожаление тот факт, что этот древнейший смысл достижения высшего духовного совершенства, не случайно заложенный в Четвероевангелие в виде символов четырёх животных, к сожалению не был верно понят и истолкован в синодальном богословии, а получил на порядок более низкое и сугубо моральное толкование, которое не отражало связи Тетраморфа с Логосом.

В качестве второй структурной составляющей логоса человека мы можем взять модель «пирамиды», как того наиболее универсального сакрального символа духовного совершенства, который присутствует в различных культурах и традициях, а не только древнеегипетской и древнеиудейской. Как уже было сказано, «пирамида» является наиболее общим символом восхождения к высшему духовному совершенству по принципу иерархии и духовного роста, поскольку сама форма пирамиды, сужающаяся к вершине, символизирует стремление духа человека к высшим идеалам и духовному совершенству.

Любители исторических изысканий наверняка не удовлетворятся только иудейской и египетской культурами и, перелопатив не мало различных исторических и эзотерических материалов, откроют для себя целый спектр самых разных духовных теорий и концепций, связанных с пирамидами и пирамидальными структурами. Следующий рисунок подтверждает извечную тягу ума к пирамидам в поиске некого тайного кода и смысла пирамидальной структуры.

Сакральные символы пирамид в различных культурах

Нашей задачей в этом исследовании не является подробное исследование и толкование каждой из представленных схем, а является поиск наиболее приемлемой формы и структуры для создания модели логоса человека, как объективного закона развития сознания и его структуры. Именно поэтому из всех исследованных закономерностей, образов и схем, мы можем пока остановиться на двух составляющих:

– Четырёх уровнях восхождения к высшему духовному совершенству согласно Тетраморфа (Человек, Вол, Лев, Орёл)

– Форме пирамиды, как наиболее приемлемой и универсальной модели логоса.

Вопрос теперь стоит в соединении этих двух составляющих в одну модель и наполнении её не оккультным или эзотерическим, а реальным содержанием, соответствующим Логосу, учению Христа и святых отцов Восточной Церкви, и это представляет собой наибольшую сложность, поскольку в массовом христианстве и православии подобные эзотерические изыскания попросту отсутствуют.

В этом месте нужно обязательно сделать ремарку, поскольку поиск наполнения занял у автора много лет, но неожиданно подсказку дала современная нейронаука и концепция «когнитом» с моделью «кога», как структурной единицы сознания.

Логика рассуждений такова – если «ког» – это мельчайший из «логосов», как структурная единица сознания, то логос человека – это своего рода «гипер ког», как структурное соединение в одну гиперсеть «когнитома» миллионов и миллиардов отдельных «когов». При этом Логос может представлять собой вселенский «Мета Ког» или Сеть сетей сетей, в которой существуют все малые логосы, включая и человеческий, как наиболее совершенный.

При этом если «ког» имеет форму «конуса» (или «пирамиды»), значит, и логос человека должен иметь форму «гипер конуса» или «гипер пирамиды» сознания, имеющей не менее четырёх уровней смыслов. Визуализация сразу же сформировала подобную модель.

Визуализация модели логоса человека, как «когнитома»

Модель «гипер кога» нужно понимать конечно же не плоской, а объёмной в виде объёмного «конуса» или «тетраэдра», составленного из невообразимо большого числа «микро когов», сопоставимого с числом нейронных связей в нейросети мозга. В целом данная модель весьма концептуальна и отвечает требованиям и современной нейронауки и древней духовной традиции. В общем-то с этого места можно было бы и уйти с головой в высшую математику «когнитома» логоса, начав пытаться расписывать этапы развития человеческого сознания посредством дифференциальных операторов и топологии, но оставалась одна большая проблема.

Это проблемой было то, что в духовных первоисточниках христианства и православия не было ни единого намёка и подсказки к созданию данной гиперсетевой модели сознания человека и поэтому данная модель выглядела как бы «не христианской», а скорее «оккультной» при всей её концептуальности.

Проще говоря, ни в Евангелие, ни в согласном учении святых отцов не было подсказок к тому, чтобы изложить сруктуру логоса человека в сетевом и гиперсетевом понимании и получившаяся модель «гипер кога» сознания человека напоминала собой некую умозрительную строительную конструкцию в виде многослойных «лесов сознания». Как сказал один наш набожный коллега, друг и знаток Священного Писания, «нет никакой связи этой „этажерки“ с Евангелием».

Это было, действительно, так и данная ситуация долгое время оставалась неразрешимой, пока совершенно неожиданно самая главная подсказка не пришла прямо из Евангелия и одной из последних и весьма глубоких притч «О сети, заброшенной по правую сторону», в которую попало много крупных рыб числом 153. Толкование этой притчи всё поставило на ноги, поскольку в ней с нашей «этажеркой» коррелировало абсолютно всё – и сама «сеть», как символ гиперсети сознания и «ловля рыбы», как поиск логосов и духовных смыслов и пойманные в сеть именно «153 крупных рыбы», как духовные открытия, сделанные умом человека.

«Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли, и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу;