banner banner banner
Психология Логоса
Психология Логоса
Оценить:
 Рейтинг: 0

Психология Логоса

Таким образом не сложно заметить, что человеческий эгоизм имеет прочную привязку к психофизиологии человека, будучи извращённой формой патологической «любви к телу» и всему, что с связано с телесным чувством и ощущением в виде удовольствия и самоудовлетворения. Это принципиальный момент характеристики «Эго» к которому мы вернёмся чуть позже, а пока обратимся к истории исследований «Эго».

За всё время существования психологии, как науки, многие известные авторы брались за исследование структуры «Эго», включая: Зигмунда Фрейда, Анну Фрейд, К. Г. Юнга, Карен Хорни, Эрика Эриксона, Георгия Жизневского, Эриха Фромма, Эрика Берн и др. из которых наиболее глубокие исследования принадлежат Зигмунду Фрейду и Карлу Густаву Юнгу. Глубина их исследований «Эго» определяется тем, что они в своих исследованиях обращались к помощи древних духовных первоисточников иудаизма и в частности учения Каббалы о «Сфиротах», помогающем представить концентрическую модель малого логоса.

Собственно именно по этой причине нами и была использована 10-и слойная концентрическая модель психического бытия, данная К. Г. Юнгом в 1935 г. в его «Тавистокских лекциях». По этой модели «Эго» – это не отдельное место или точка в когнитивной сфере, а по сути целый отражающий слой сознания, создающий своего рода «зеркало», обращённое исключительно во внешний мир для его отражения.

Заслугой К. Г. Юнга является то, что он одним из первых предложил и принципиальную схему работы «Эго», как отражающего «зеркала сознания», направленного во внешний мир.

Модель эго К. Г. Юнга

На этой схеме К. Г. Юнга область D и представляет собой область эго сознания. Прямая А – А условно обозначает линию порога сознания (когнитивного порога). С – внутренняя область мышления недоступная «Эго» и углубляющаяся в направлении бессознательного. B – символизирует направленность вектора эго ума в сторону познания внешнего мира.

Структура «Эго»

Как видно из данной схемы, «Эго» имеет внешнюю границу, которая находится в области постоянного взаимодействия с внешним миром D – В. При такой направленности вектора внимания В, в плоскости «зеркала восприятия» эго ума может отражаться только внешний мир. При этом познание «эго умом» самого себя в направлении С снизу ограничено когнитивным порогом А – А.

Данная схема устройства и работы «Эго» К. Г. Юнга полностью коррелирует с пирамидальной схемой и святоотеческой моделью работы ума через призму «модели глаза» человека, который также смотрит только во внешний мир и не имеет возможности посмотреть на самого себя без внешних отражающих устройств.

«Орган зрения телесного – глаза, орган зрения душевного – ум… Душа, не имеющая благого ума и доброй жизни, слепа… Глаз видит видимое, а ум постигает невидимое. Боголюбивый ум есть свет души. У кого ум боголюбив, тот просвещен сердцем и зрит Бога умом своим» (Св. Антоний Великий, О доброй нравственности и святой жизни, Добротолюбие, Т.1)

Так чем же по существу является «Эго» с точки зрения святоотеческого учения о душе?

«Эго» с точки зрения учения святых отцов о душе является местом сосредоточения «слепого» или «телесного ума» центра головного мозга, который не связан с центром «духовного сердца» и Логосом, а подобно глазу человека направлен только во внешний мир, а потому совершенно не видит сам себя, своей природы и своего внутреннего устройства, лежащего ниже границы С и когнитивного порога А – А на схеме К. Г. Юнга.

Иными словами «Эго» – это своего рода «мыльный пузырь» сознания и восприятия, имеющий зеркальную плёнку «поверхностного натяжения» сознания, которая выполняет роль «когнитивного зеркала» для отражения явлений исключительно внешнего мира, а не внутреннего.

Модель «Эго» – «мыльный пузырь» восприятия

Разобравшись с общей структурой «Эго», не меньший интерес представляет понимание «Я-концепции», с точки зрения современной нейронауки и теории «когнитом». Догадки многих исследователей структуры сознания сводятся в настоящее время к тому, что «Я» представляет собой не что иное, как «фокус сознания» или то место гиперсети сознания, которое в настоящий момент активировано (подсвечено изнутри) некой высшей энергией, создающей эффект восприятия и отражения.

Проще говоря, «Я» можно условно соотнести со «световым пятном» в огромной гиперсети сознания, как тем сегментом и участком «когнитома», который в настоящее время активен, поскольку запитан энергией восприятия, а потому имеет возможность взаимодействия с гиперсетью и установления связей. Образно это можно сравнить с «пятном света» на тёмной стене от карманного фонарика, где световое пятно и есть образ человеческого «Я», как того участка стены, который в настоящее время «подсвечен» за счёт светового потока от луча фонарика.

Примерно то же самое имеет место и в гиперсети сознания, где «световым пятном» выступает некая группа «базовых когов», которая, получая потенциал энергии восприятия и осознания, как бы становится условным центром гиперсети, замыкая на себя когнитивные связи. Схематически это можно отобразить следующим образом.

Фокус «Я» в структуре «Эго»

Таким образом «Я» в структуре гиперсети сознания – это совершенно условный центр или участок гиперсети, имеющий наиболее интенсивную «подсветку» энергией восприятия и осознания в настоящий момент. На этом рисунке «Я» – это и световое пятно и тот активированный слой осознания, который и подсвечивается фокусом сознания «Я», замыкая на себя все когнитивные связи данного слоя. Таким образом «Эго» в структуре «когнитома» представляет собой систему, состоящую из «фокуса сознания» и того «когнитивного слоя», который активируется (подсвечивается) «фокусом сознания». Не сложно понять, что в системе «Эго» вектор движения энергии для расширения активированного слоя направлен исключительно во внешний мир.

Именно поэтому «Эго» видит только внешний мир и расширяет себя преимущественно во вне, а о своём внутреннем устройстве, как и о «духовном сердце» и о Логосе совершенно ничего не знает, ориентируясь исключительно ценностями внешнего мира, как преходящего. Об этом качестве эго ума очень точно выразился Христос, сравнив его с окрашенным гробом:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.» (Мф.23;27 – 28)

С этой точки зрения «Эго» – это ложный или суррогатный центр и способ управления сознанием, который является порождением центра головного мозга, а не «духовного сердца», а потому исходит сугубо из внешних и корыстных интересов утверждения себя и личности только в мире внешних форм, поскольку мир внутренний (духовный), как мир «духовного сердца», оказывается для «Эго» закрыт и недоступен.

Автор в данном случае не склонен считать «Эго» абсолютным «злом», как думают некоторые блюстители морали. Человеческое «Эго» – это скорее не обученное, а потому глупое, слепое и во многом духовно необразованное «дитя», которое просто ещё не приведено к высшим духовным ценностям и представлениям о подлинном нравственном и духовном совершенстве.

В данной связи существует серьёзная (глобальная) когнитивная проблема, именуемая духовным просвещением или точнее духовным «инициированием эго» через раскрытие ему тайны души и собственного устройства, как ума не совершенного и ложного, который ничего не знает о «духовном сердце», как истинном центре управления сознанием и Логосе (Христе), как высшем Законе Божьем.

Данное инициирование (просвещение) эго ума и есть не что иное, как его «обращение» от мира в сторону «духовного сердца» и Логоса. Как известно в христианстве данное инициирование эго ума через обращение к Богу и есть «таинство крещения» при котором ум получает монаду Логоса и вектор расширения сознания в сторону мира меняется на противоположный вектор расширения в сторону Бога (Логоса). Данное таинство схематически можно изобразить следующим образом.

Принцип обращения сети сознания при крещении

Данный процесс, а точнее акт обращения вектора расширения гиперсети сознания в сторону духовного сердца известен в христианстве и православии как эффект «метанойи» и может быть отражён и на концентрической модели.

Принцип «метанойи»

Согласно учения святых отцов Восточной Церкви о душе «Эго» при всех его рациональных и корыстных преимуществах в телесном состоянии человека является по своей сущности «безбожным умом» высшего хищника, который не имеет нравственной монады Логоса, а потому не подчиняется Закону Логоса, как закону совести, нравственности и безусловной любви.

Именно по этой причине святые отцы Восточной Церкви рекомендуют ни при каких условиях не заигрывать с «Эго», как низшей программой управления умом и сознанием посредством страстей и инстинктов, а буквально искоренять на корню, как «сорняк души», который подобен «змию», который и погубил Адама.

«Главное расположение, гнездящееся в самой глубине души у человека, падшего и еще не восставшего, есть самолюбие, или эгоизм. Это расположение так естественно, всеобще, сильно, неотразимо, что Аристотель в своем нравоучении написал: «даже и добрый человек все делает для себя, потому и должно любить себя». Вот почему заповедуется в самом начале доброй жизни во Христе Иисусе отвергаться себя, потом во все продолжение хождения в след Христа не себе угождати (Рим. 15, 1), не своего искать (ср.: Флп. 2, 4).

Когда Макарий Великий * советует войти глубоко внутрь себя и убить на самом дне сердца гнездящегося змия, то разумеет под сим змием самолюбие (эгоизм).» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, 387)

«Эгоизм нaдо убить. Если сaми не убьете, то Господь молот зa молотом будет посылaть, чтобы рaзбить сей кaмень.

Сaмоугодие и сaможaление свидетельствуют, что в сердце пребывaет я, a не Господь» (Св. Феофан Затворник, Наставления в духовной жизни)

К слову, «убийство» эгоизма – это метафора, которую нужно понимать правильно с точки зрения энергии, поскольку «Эго» – это энергетическая структура, а убить энергию в принципе невозможно, а можно только трансформировать или точнее реконструировать, изменив структуру и качества данной силы и энергии.

Данный процесс изменения качеств и энергий «Эго» в христианстве и Восточном Православии известен как процесс искоренения страстей души, которых отцы насчитывают около 300, на противоположные им энергии и качества добродетелей, которых насчитывается примерно столько же.

«Цель, и единственная цель, нашей жизни заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположными добродетелями». (Преп. Варсонофий Оптинский).

Данная цитата по существу объясняет то, что стоит за процессом искоренения и транформации эгоизма в христианской духовной культуре и традиции. Целью искоренения, а точнее трансформации эгоизма, является переход в более высокое и совершенное состояние сознания, которое называется душевным или «нравственно-религиозным», поскольку данное состояние и символизирует обращение (не достижение) ума и гиперсети сознания к Богу, а точнее к духовному сердцу и Логосу.

Данное обращённое состояние гиперсети разума и сознания принципиально отличается от эгоцентричного тем, что в нём актуализируется более высокий слой и уровень осознания, именуемого «душевным», в котором доминантой выступает уже не человеческое «Я», а совесть, какнравственный закон, транслируемый Логосом и изложенный в заповедях Евангелия.

Таким образом душа, управлявшаяся ранее «Эго» и законом рационального эгоизма, переходит под управление более высокого и совершенного нравственного закона совести, который можно назвать естественным законом правильной и добропорядочной, т. е. нравственной жизни. Данный закон соответствует естественному состоянию человека и потому именуется у отцов естественным законом.

«Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон». (Преп. Авва Дорофей, Душеполезные поучения, О совести, 3)

Естественный нравственный закон нельзя ни в коей мере соотносить с высшим духовным законом, поскольку нравственность и духовность соотносятся как «душевное» и «духовное», поэтому переход от эгоизма к нравственности – это только первая ступень в системе Тетраморфа, как переход от зверского начала к состоянию «Человека», который учится исполнять заповеди нравственного закона.

В следующих главах мы более подробно рассмотрим все последующие ступени расширения осознания, как этапы продвижения души вверх по лестнице достижения духовного совершенства.

Нравственность в структуре логоса

В предыдущей главе мы рассмотрели «Эго», как особый тип упорядочивания сознания посредством образования в «когнитоме» такой гиперсетевой структуры, как «Я», которая берёт на себя функции основы и ядра эго личности, представляя собой наиболее примитивный способ защиты и упорядочивания сознания посредством «эгоцентризма», т.е. захвата и самоутверждения. Данный тип упорядочивания сознания имеет место в тех когнитивных средах, где развитие сознания происходит по принципу жёсткого естественного отбора и конкуренции, а потому необходимо утверждение себя (самоутверждение) фактически любым доступным способом через захват чужого.

Кроме этого мы рассмотрели в общем виде и процесс трансформации «Эго» в системе Логоса в более высокую доктрину морали посредством «метанойи» и обращения гиперсети сознания от внешнего мира вовнутрь к духовному сердцу, как месту соединения (совмещения) малого логоса с большим.

В этой главе мы более подробно рассмотрим то состояние сознания, к которому должно прийти «Эго» в процессе глубокой трансформации, которая идёт путём постепенной замены «страстей», как качеств и энергий «Эго», противоположными им качествами и энергиями человеческих «добродетелей».

* В данном месте нужно сделать оговорку, поскольку «добродетели» бывают двух уровней – душевные и духовные и кроме человеческих добродетелей,какдушевных, существуют ещё и высшие божественные, характерные исключительно духовному состояниючеловека: мудрость, мужество, здравомыслие, правда.

Таким образом, в этой главе мы постараемся рассмотреть следующее за эгоизмом качественное состояние души, которое в структуре малого логоса выступает качественно более высокой ступенью внутреннего роста и развития сознания, которое от телесной фазы роста и развития переходит к следующей душевной. Именно на этой фазе роста и развития сознания у человека впервые активизируется принципиально новое управляющее качество, вытесняющее и ограничивающее «Эго», которое именуется «Нравственностью».

Любопытно то, что «Нравственность» не просто выступает противоположностью эгоизма, но создаёт в сознании особую систему нравственных принципов и правил, которые именуются моралью, как общепринятыми нормами нравственного поведения.