Книга Правительство и рынки: Меняющаяся экономическая роль государства - читать онлайн бесплатно, автор Вито Танци. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Правительство и рынки: Меняющаяся экономическая роль государства
Правительство и рынки: Меняющаяся экономическая роль государства
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Правительство и рынки: Меняющаяся экономическая роль государства

11

В прошедшее десятилетие компенсация за работу на государственных рабочих местах в североевропейских странах была на 8 % ВВП выше, чем в Германии. По оценкам Европейской комиссии, в 2005 г. производительные государственные расходы (на НИОКР, общественный транспорт, образование) были на 20 % ниже основных расходов (см. European Commission, 2008, p. 140). Основные расходы – сумма общих государственных расходов за вычетом процентов по государственному долгу. Административно-бюджетное управление Соединенных Штатов сообщает о значительном сокращении государственных расходов на цели накопления основных фондов (см. www.OMB.gov).

12

Высокие налоги привели к образованию клина между стоимостью трудовых ресурсов для частных предприятий и заработной платы сотрудников после уплаты налогов. Они также привели к росту стоимости товаров и услуг, приобретаемых на рынке.

13

Результатам вертикального перераспределения уделялось гораздо больше внимания, чем результатам горизонтального перераспределения.

14

Этот дух проявляется сильнее в странах Северной Европы, чем в англосаксонских странах. Возможно, это связано с доверием граждан к тем, кто работает в правительстве, и к государственным учреждениям. Недавнее исследование показало, что уровень такого доверия в странах Северной Европы выше, чем в других европейских странах (см. European Foundation, 2008). Как сказал один из высокопоставленных шведских государственных деятелей, «одно из правдоподобных объяснений готовности североевропейских народов к относительно высокому уровню налогообложения состоит в том, что большая часть их прямых налогов идет на оказание государственных услуг в их собственных общинах» (см. Rexed, 2000, p. 9).

15

Вопрос об эффективности государственных расходов будет рассмотрен в следующих главах. Следует понимать, что стоимость благосостояния, ассоциируемая с определенными уровнями налогов, может меняться от страны к стране в зависимости от отношения граждан к налогам и государственным программам, а также от структуры и эффективности налоговой системы.

16

Следует снова отметить, что многие аргументы представителей современной теории государственного выбора более века назад уже были представлены в более простой и менее формальной форме во французской и итальянской литературе о государственных финансах.

17

Сама цель вырастить «ведущие предприятия страны» – еще один пример целей, преследование которых не имеет никакого отношения к деятельности конкретных предприятий и к оказанию услуг гражданам.

18

Вопросу о том, недальновидны ли граждане или просто иррациональны, было посвящено много работ и статей последнего времени. См., например, Ariely, 2008; Ариэли, 2010; Thaler and Sunstein, 2008; Della Vigna, 2008. Эти авторы показали, что люди склонны к иррациональному выбору. Этот выбор (например, поддержание недостаточного уровня сбережений) может объясняться недальновидностью. Результатом иррационального выбора могут быть и избыточные сбережения, как, например, в классических случаях бессмысленной скупости или в более общем случае кейнсианского недопотребления. Более того, политики, как и обычные люди, также могут быть иррациональны. И не существует никаких фильтров, гарантирующих, что политиками, которые будут принимать решения, станут люди с иммунитетом к иррациональному. Вопросы конкретного применения теории поведенческой экономики к области государственных финансов рассматриваются в McCaffrey and Slemrod, 2006.

19

Такие обязательства рассматриваются в обширной литературе по учету поколений. См., например, Auerback, Gokhale and Kotlikoff, 1991.

20

См. также Rizza and Tommasino, 2008.

21

Это уже случилось в некоторых странах.

22

Кейнсианская революция с ее акцентом на совокупный спрос и скрытым, а иногда и открытым страхом недостаточного потребления привела к тому, что бережливость стала считаться не достоинством, а едва ли не изъяном человеческого поведения. В современном обществе хороший кредитный рейтинг считается более ценным активом, чем отсутствие долгов. Чтобы иметь хороший кредитный рейтинг, человеку нужны не сбережения, а долги, которые обсуживаются удовлетворительным образом. Те же, кто сберегал и не занимал, не могут иметь хороший кредитный рейтинг. Превратив сбережение из достоинства в недостаток, кейнсианская революция неявным образом сыграла на повышение роли государственных программ помощи нуждающимся.

23

Например, сообщалось, что в середине XIX в. 95 % английских детей учились в частных школах, а их родители тратили на их образование долю национального дохода, которая примерно соответствовала современным государственным расходам на детей того же возраста. См. Tooley, 1996 и West, 1970. Более того, эти школы давали ученикам образование и подготовку, которые в большей степени отвечали потребностям рынка, чем те, которые дают современные государственные школы. Таким образом, частное образование больше отвечало потребностям общества. Интересное обсуждение формального и неформального образования в западных странах содержится в Cippola, 1969.

24

Благотворительная помощь в Соединенных Штатах достигает примерно 2 % ВВП. Сюда не входят время, потраченное волонтерами на благотворительную деятельность, и неофициальная помощь. Учет этих показателей может значительно увеличить объем благотворительной помощи. См. Andreoni, 2006.

25

Примеры из различных областей и обширные статистические данные можно найти в Beito et al., 2002.

26

В действительности ситуация может быть еще хуже, так как ранее существовавшие частные общества взаимной помощи уже не существуют и не смогут помочь.

27

Кстати, позиция Нозика сходна с позицией классических французских экономистов XIX в., таких как Жан-Батист Сэй, Фредерик Бастиа и Густав де Молинари.

28

Следует добавить, что существовавшая ранее частная сеть взаимопомощи, вытесненная с рынка с появлением государственных программ, не возродится после того, как государственные программы будут отменены, а налоги понижены. Кроме того, Нозик указал бы, что никто не мешает мне самому предложить беднякам переехать подальше от места, где я живу, в обмен на денежную выплату. Теоретически проблему экстерналий должны облегчить коузианские контракты. См. Coase,1960; Коуз 2007б. Но в реальности подобные контракты едва ли помогут решить проблему.

29

См.: Coase,1960; Коуз, 2007б.

30

В Соединенных Штатах некоторые считают требование федеральной власти приобретать медицинские страховки антиконституционным. Это решение федерального правительства продолжают оспаривать в судах Соединенных Штатов. Аналогичные возражения раздавались в 1930-е годы против требования, чтобы рабочие вступали в систему социального обеспечения.

31

Домашнее образование приобретает все большую популярность в отдельных странах, включая Соединенные Штаты и Великобританию.

32

Вплоть до нынешнего финансового кризиса предполагалось, что доходность частных пенсионных вкладов будет выше, чем доходность государственных пенсионных взносов. Теперь, с учетом последствий нынешнего финансового кризиса для государственных финансов, это предположение можно оспорить, особенно если рассматривать вопрос в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе оно остается верным. Однако следует снова подчеркнуть, что будет иллюзией считать, будто государственные пенсии не подвержены никаким рискам. Вопрос должен заключаться в следующем: где риск выше, а также какой из вариантов лучше подходит для большинства граждан?

33

Такие программы с фиксированными взносами были в последние годы введены в скандинавских государствах всеобщего благосостояния. См. главу 13.

34

Есть по крайней мере 11 стран (а также штат Массачусетс в США), в которых медицинское страхование является обязательным. См. World Bank, 2008. В одной стране (Сингапур) обязательными являются счета на оплату медицинских услуг. В Соединенных Штатах также требуется приобретать медицинские страховки.

35

За исключением кризиса 2008–2009 гг., большинство реальных рынков функционировали достаточно эффективно.

36

При этом следует помнить о неэффективности универсальных государственных услуг.

37

Следует также учитывать мотивационные факторы, связанные с «капканом бедности». Эти проблемы менее заметны в тех случаях, когда нет официального права на получение помощи.

38

Декларированный доход должен подтверждаться другой информацией, такой как информация о месте жительства, наличии автомобиля, уровне образования.

39

Конечно, как утверждал Амартия Сен во многих своих работах, а также и другие экономисты до него, развитие состоит не в одном только экономическом росте. Поэтому мы не должны впадать в другую крайность и считать, что значение имеет только экономический рост.

40

Маловероятно, что в случае, если получатель благ получит наличные деньги вместо бесплатных государственных услуг, он захочет потратить их на эти же услуги.

41

Это уже происходит в Европе, где много пожилых людей обслуживается мигрантами из Восточной Европы.

42

Кризис 2008–2009 гг. подтвердил, что риски не ограничиваются только отдельными странами или только частным сектором, что показывает опыт Исландии, Греции, Ирландии и Португалии. Если правительствам было трудно выполнять свои обязательства в области пенсионного обеспечения и здравоохранения в прошлом, то это станет еще труднее в будущем. В 2010 г. Ирландия и Греция испытывали серьезные трудности в финансировании государственного долга.

43

См. аргументы в отношении регулирования монополий, сходные с аргументами представителей чикагской экономической школы, в de Molinari, 1849.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги