Книга Перестройка - читать онлайн бесплатно, автор Александр Черевков. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Перестройка
Перестройка
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Перестройка

Тот без сопротивления закрывает лицо руками и избитый падает в цветочную клумбу.

Нападающие садятся в его автомобиль и на полном ходу, на выезде из площади, врезаются в белый автомобиль "Волга", которая только что выехала из-за поворота наперерез "Москвича".

У автомобилей повреждены радиаторы, фары и передняя облицовка. Из обоих автомобилей выскакивают парни и сразу начинается между ними драка.

Увлечённые созерцанием драки, не замечаем откуда появляется автобус "ПАЗ", который тормозит рядом с автобусной остановкой. Не спрашивая, куда он едет, все стоящие на остановке люди втискиваются в переполненный автобус, который набирая скорость удаляется от железнодорожного вокзала.

В этот момент, среди дерущихся, раздаются пистолетные выстрелы. Возможно, что это уже оборвалась ещё одна чья-то человеческая жизнь? Но мы не смотрим туда, где стреляют.

Нам бы быстрее спасти себя. Только бы всем пассажирам выехать с опасного места. Автобус стремительно мчится. Спешит покинуть эти пределы страшного города, несущего людям смерть.

Мелькают перекрёстки улиц с потухшими светофорами. Все меньше разбитых домов и магазинов. Панорама города меняется прямо на наших глазах. В автобусе очень тесно, но никто не возмущается.

У каждого, наверно, в мыслях лишь одно, это скорее нам выехать в безопасное место? Наш автобус мчится в сторону Орджоникидзеабада. Скоро мы все будем у себя дома.

Вполне возможно, что каждый из пассажиров автобуса, ежедневно ездил здесь между городами Душанбе и Орджоникидзеабад? Люди даже не обращали никакого внимания на расстояние и время поездки, были заняты мыслями о повседневной жизни – учёба, работа, отдых, семья.

Душанбе – центр всех наших мероприятий. За многие годы проживания в Таджикистане, жизнь наша размеренная во всех движениях. Как обычно, мы следуем за нашими привычками и склонностями – туда-сюда, туда-сюда.

Как маршрут рейсового автобуса между городами, из пункта "А" в пункт "Б". Так мы мотаемся всю свою жизнь, из одного пункта в другой, совершенно не задумываемся над задачкой о скорости, времени и расстоянии.

Пока не вовлечёт нас в себя вихрь случайностей. Вот когда мы начинаем определять цену ежедневной потребности своего пути – скорость, время и расстояние.

Установленные на промежутке между пунктами жизни и смерти. Только тогда мы серьёзно начинаем думать о мере собственной жизни. Лишь в тот момент, когда опасность находится рядом, когда неожиданное событие затронуло нас.

Мы начинаем понимать сущность жизни, принимающей окраску происходящих событий. Нам приходится менять наши ежедневные привычки. Мы стараемся оценить прожитое и настоящее.

Стремимся заглянуть в будущее. Измерить то, о чём ранее даже не задумывались. Опять возвращаемся к нерешённым давно задачам прожитой нами жизни, которую нам не вернуть обратно, чтобы разобраться в наших необдуманных поступках совершенных за годы своей жизни.

Мы ни идём и ни едем, а нас несёт стремительный поток времени в неожиданных новых событиях, непредвиденных в нашей монотонной жизни. Тогда нам кажется, несмотря на большую скорость меняющихся событий, что время неожиданно остановилось.

Мы никак не можем преодолеть то расстояние нашей повседневной жизни, течение которой давно не замечали раньше. Знакомый нам путь во времени, превратился в вечность.

Начинаем подгонять, торопить время нашей жизни, как автобус, на котором мы пытаемся удрать от пришедшей опасности, чтобы быстрее добраться домой, к конечному пути нашей повседневной жизни, спокойно окунуться в непрерывное постоянство, которое завтра опять нас отправит в длительный путь жизни.

Мы вновь, окунёмся в монотонное постоянство повседневной жизни или в водоворот новых событий, о которых ещё никто из нас не знает и не может оценить их в потоке уже текущего времени жизни.

Над этим, может быть, толком никто не задумывался? Однако, мы всегда должны в какой-то степени иметь свой собственный ориентир в повседневной жизни, на случайный поток обрушившихся на нас неожиданных событий. Чтобы мы могли без больших потерь выбраться из самых сложных непредвиденных ситуаций.

Как это делают альпинисты высоко в горах во время снежной лавины или мореплаватели во время сильного шторма. Конечно, это не индивидуальное и не идеальное сравнение каждого с тем, что происходит на арене социальных катастроф, когда, парой, хозяйкой выступает "пуля дура" и наша жизнь в её власти.

Все же мы должны от чего-то отталкиваться, в каждой непредвиденной ситуации, в защиту своей собственной жизни. Только тогда, когда мы попадаем в какие-то непредвиденные события, то вспоминаем, что это давно уже с нами было однажды, может быть, в другой, выдуманной нами жизни?

Тогда до мелочей, моментально, мы можем определить последующее развитие текущих событий, чтобы на этот момент суметь защитить собственную жизнь.

В этот момент сможем чувствовать себя легко и естественно, не впадая в депрессию перед стоящей опасностью. Точно так, как в повседневной жизни, находить правильное решение поставленных перед нами задач, которые спасут нас от беды. Возможно, что тогда мы сумеем жить долго?

Может быть, это просто моя личная форма к самозащите? Впрочем, нет, самозащита – свойство иного Порядка у каждого человека, так, просто вполне естественная форма рефлекса животного мира к самосохранению этого вида.

Но животный рефлекс не просто давно отработанная в генах реакция вида на выживание человека, а именно что-то лично направленное от сознания каждого человека.

Предсказуемость обстановки во время происходящих событий. Да, пожалуй, именно, такое свойство помогает приспособиться человеку к экстремальным обстоятельствам.

Какое-то особое ощущение текущих событий, взаимопонимание группы людей, стремящихся выбраться из трудных ситуаций, может быть, даже порой, не соответствующих нашей действительности в обычной жизни каждого человека?

Каждый индивид объединяет общие понятия людей на сохранение собственной жизни, также как на группу людей, которые попадают с ним в данную ситуацию.

Такая реакция защиты человека отрабатывается в течении всей сознательной жизни. Всё-таки измывательства нашего пути к дому закончились. Автобус пересёк мост через реку Кафирниган, и мы въехали на городскую площадь.

Там всюду стояли большие толпы людей. Можно было подумать, что эти люди ждут каких-то очень важных гостей. В действительности, все ждали своих блудных родственников и новых тревожных вестей из нашей столицы.

К моему большому удивлению, когда автобус остановился и открыл двери, то из автобуса, кроме меня, вышли всего ещё только двое парней. Несмотря на то, что весь автобус был сильно переполнен пассажирами.

Возможно, что в автобусе были люди из соседних кишлаков? Автобус уехал дальше, а меня окружили знаковые и вовсе не знакомые люди. Присутствующие наперебой, словно представители прессы, стали задавать мне различные вопросы о происходящих событиях в Душанбе.

Но у меня кружилась голова и все ещё тошнило от увиденных жертв за этот день. Мне уже никак не хотелось разговаривать с окружившими меня горожанами, но знакомые и не знакомые, мужчины и женщины, стали меня спрашивать про столицу, в котором проживали их родственники и знакомые.

– Горожане! – громко, обратился, к окружающим. – Могу вам только сказать, что все это ужасно, что увидел в Душанбе. Извините, но сильно устал с дороги и мне нужно спешить домой. Меня ждёт семья.

Толпа людей расступилась, впервые за день ускорил шаг к своему дому. Сейчас понял, каким опасным был мой путь к дому, словно неожиданно шагнул через пропасть из моего прошлого в совершенно непредсказуемое моё опасное будущее. Для меня осталось загадкой, как это ужасное событие пощадило меня и оставило шанс к жизни. Совсем неуместен животный инстинкт на самосохранение.

Мне просто повезло в этот раз, и остался жив. Такое с людьми тоже бывает. Но никто не застрахован от опасности. Быстро шёл по пустым улицам нашего городка, не обращая внимания на редких прохожих, а также на шныряющих по городу под ногами беспризорных собак и кошек.

Почти каждое окно жилых домов светилось голубоватым светом, люди, затаив дыхание, с любопытством и ужасом смотрели страшные новости телевидения из Душанбе.

Так думаю, что именно по этой причине на улицах нашего города было пусто. Всех горожан интересовали события этих дней.


7. Семейный диалог.

Поднимаюсь по ступенькам на четвёртый этаж своего дома. С каждой ступенькой моё сердце все сильнее трепетало от радости к жизни. Скорой встречи с моими детьми и женой, которых не видел весь этот день.

Вот и мая квартира, место постоянного убежища от суеты повседневной жизни и забот. Там, за дверью, тепло и прекрасно. Хорошо быть в душе уверенным, что тебя всегда ждёт дома семья, тепло твоего очага.

– Саша! Боже мой! Ты целый! – всплеснув руками, радостно, вскрикнула жена, когда вошёл в квартиру. – Мы так беспокоились за тебя. Думали, что с тобой что-то случилось в Душанбе. Ведь там война.

– Что со мной может случится? – ответил ей. – Всегда вернусь. Если только меня дома любят и ждут родные.

Скверное самоощущение пережитого за день, окончательно покинуло меня дома. Посмотрел на своих детей. Они все не могли поверить тому, что отец приехал цел и не вредим.

Их лица были полны тревожного ожидания и неожиданного удивления. Мои дети стояли неподвижно, как восковые фигуры "Madam Tusso", такие одухотворённые, родные, прекрасные и любимые. Искренне был рад встречи с семьёй.

– Папочка! Миленький! – бросилась ко мне в объятья трёхлетняя дочь Виктория. – Думала, что тебя уже убили в Душанбе. Тебя нет и нет. Весь день тебя ждала и много плакала о тебе. Как рада тебе!

– Ну, что ты, доченька. – стал успокаивать её. – Со мной все в полном порядке. Целый и невредимый. Знал, что вы меня ждёте и любите, вот и приехал к вам живым. Вас всех очень люблю. Вы моя семья.

Посмотрел в сторону окон, скрывая, вдруг, набежавшую слезу. За окном уже было совсем темно. Лишь горизонт за домами был окрашен в кроваво-красный цвет заката, который словно подчёркивал итоги прошедшего дня, заполненного пожарами домов и человеческой кровью.

Был рад тому, что остался живым. Мою радость встречи с семьёй постепенно сменила усталость. Тело стало ныть, как от сильных побоев. На моих руках и ногах появилась какая-то тяжесть. Мышцы ощутили боль, словно от крепатуры, сильной перекачки мышц во время тренировки с поднятием тяжести. Было понятно, что на меня давит груз пережитых за день событий. Мне сразу захотелось быстрее лечь спать. Надо об этом сказать своей семье.

– Папаша, расскажи, что случилось сегодня в Душанбе? – спросил меня, старший сын Артур.

Мне не хотелось сейчас ворошить пережитое за день. Но понимал, что семья всё равно не отвяжется от меня с вопросами. Несмотря на то, что по моему виду было понятно об моей усталости и мне уже не до рассказов, за этот целый день опасного путешествия по Душанбе. У меня здесь не было выбора.

– Сейчас расскажу! – согласился с ним. – Но только приму хороший душ с дороги и приведу себя в порядок.

Входя в ванную, подумал, что будет приятно смыть грязь, которая нацеплялась на меня за весь ужасный день в моей жизни. Может быть, тогда сам воспряну душой и телом?

Разделся и стал под холодные струи воды, которые начали колоть все моё тело, как вовремя моих процедур иглоукалывания и приёма "душа Шарко" во время лечения от радикулита.

Было понятно, что нервы натянуты, надо расслабиться. Вода кололась и стекала по телу, как масло по сковородке ещё не нагретой огнём, но и не охлаждённой от обычной температуры.

То есть, моё тело находилось в каком-то неопределённом температурном режиме. Холодная вода безразлично текла по моему телу, не придавая мне наслаждения от своей температуры.

Несмотря на то, что начал изменял постоянно направление температуры воды в противоположные полюса. Моё тело находилось в заиндевелом состоянии к различной температуре и органам чувств.

Выходит, что был как бы живой труп. Моё тело было в нервном оцепенении. Совершенно не чувствовал своих нервных клеток в конечностях. Как бы моё сознание присутствовало, а тело нет.

У меня были потеряны острота восприятия, тонус возбуждения нервных клеток, чувствительность на смену температуры. Какие-то ещё не вполне понятные мне органы тела отказывались своим чутьём воспринимать окружающий мир.

К этому напрашивался вывод. Под струями воды находится моя душа, а моё тело осталось лежать на улице в Душанбе в луже собственной крови. Но мои мысли не пугали моё сознание. Владел своим умом.

По натуре своей сильный сангвиник, но не в коем случае не холерик, находился в состоянии противоположном депрессии. Во мне отсутствовала возбуждённость к повышенному настроению и агрессии.

Мне было совершенно безразлично, что сейчас происходит со мной. Моё сознание не было в состоянии аффекта, хотя условия положения моих нервов могли любого склонить к состоянию аффекта.

Обычное состояние моего сознания в повышенном тонусе, которое всегда хранилось во мне и не выплёскивалось наружу, находилось в промежуточном положении между апатией и обычным моим состоянием. В голове моей была такая неразбериха от различных мыслей, что трудно было определить, что же всё-таки в действительности сейчас со мной происходит.

Мне казалось, что состояние моего мышления находится в различных измерениях, которые воздействуют по-разному на оба полушария моего мозга и отстранили от работы беспокойное сердце, которое приняло нейтральное положение между сознанием и подсознанием моего разума.

Неизвестно мне сколько времени был под душем, в таком задурманенном положении. Видимо, что на это время совсем отключил своё сознание от окружающего меня пространства.

От резкого стука в дверь, вернулся в обычное мне состояние. Почувствовал на месте сердце, душу и разум. Три моих. Без которых нет моего разума. Обратно сознание полностью вернулось на прежнее место. Стало ясно, все в норме.

– Саша! – услышал голос Людмилы и стук в дверь. – Ты, что, заснул что ли? Выходи с ванной! Мы ждём!

– Все нормально! – ответил жене. – Сейчас оденусь и выйду. Ты ужин приготовь мне на стол. сильно голоден.

Мне казалось, что пронеслась целая вечность и рядом с ней одно мгновение моей жизни. Мой мозг работал так чётко, что все было понятно, словно при полном сознании вернулся из одного измерения жизни в другое измерение жизни.

Тело моё сильно горело. Мой взор обратился к телу, оно было красным и опухшим. Все понятно. Пока был в состоянии оцепенения и мои нервы не воспринимали температуру, горячая вода не потеряла способность варить биологические организмы.

Сам чуть заживо не сварил своё собственное тело, в то самое время, когда моё затуманенное сознание не подсказывало мне о присутствии тела под струями кипящей воды, только о моей душе, а душа не способна вариться даже в аду.

Так как душа без тела и бывает даже пуста. Но со мной всегда живёт норма моего эстетического чутья мысли. Мне стало понятно, что излишняя чистота тела не только бесполезна, но и вредна.

Также как собаки и кошки совсем не могут жить без блох. Так и человек может погибнуть без естественной грязи в пределах потребности тела в биологической норме.

Иначе бы мы жили, как во дворце снежной королевы, в одноименной сказке, без жизни и грязи. Своими размышлениями пришёл к такому выводу, что мне надо постепенно перекрыть общий доступ воды к душевой трубе.

Чтобы не превратиться из варёного омара в замороженного окуня. Когда моё тело полностью остыло от горячей воды и приняло обычную температуру, вышел из ванной в кухню.

У меня был такой огромный аппетит, что появилось беспокойство, а вдруг дома нет продуктов. Конечно, мои беспокойства были сейчас напрасны. На нашем столе находились мои любимые продукты.

Наш достархан сильно уступал достархану дома Рахима Баратова. Однако это был мой дом, мой собственный достархан, который создала моя семья. Кто скажет, что плохо?

Совсем не представляю себя без семейного очага. Стремлюсь к тому, чтобы мой очаг всегда был полной чашей, наполненный собственным трудом моей семьи.

Чтобы дети мои всегда помнили, что только хлеб, заработанный своим трудом, имеет приятный вкус. Этому меня учили с детства мои предки. Хочется, чтобы это уже с детства знали мои дети.

– Папа, ну, расскажи, расскажи, – стала приставать с расспросами дочь. – Что там было в Душанбе?

Посадил дочь к себе на колени. Стал рассказывать увиденное мной за день в Душанбе, обходя сцены окровавленных трупов, чтобы не травмировать ещё очень хрупкую детскую психику дочери и младшего сына Эдуарда, которому тогда было всего девять лет.

Можно, конечно, полагать, что современные дети уже с пелёнок, извините, с подгузников, насмотрелись такого по телевизору! Что самые "закрытые" темы жизни не могут разрушить психику человека, то есть ребёнка, так как психики, которой, возможно, уже нет у современного человека?

Прошедшего с пелёнок у телевизора все ужасы жизни. Нам надо подумать над этим, чтобы понять новое поколение людей, пришедшее на смену к нам в век телеинформации.

Среди тех, кто придерживается такого понятия, как психологическая безнравственность современного человека, зачастую оказывались люди с совершенно разрушенной психикой с детства.

Им всё равно – убить муху, животное или человека. Даже если в этом нет момента необходимости самосохранения или самозащиты человека в создавшейся ситуации.

Меня не покидает постоянное ощущение того, будто совершенно не понимаю психологию таких людей. Как это, взял и убил? Просто так, необдуманным движением руки, человек совершил убийство, лишил возможности жить себе подобное живое существо.

Почему тогда он не порешил с самим собой? Выходит, это он сам сознает, что хочет жить, а других лишает этой возможности жить. Да и как их понять, таких людей, если у них, по сути, психика с самого детства отсутствует.

У нас нет возможности чем-то отделиться от таких людей. Их всех невозможно посадить за решётку. Ведь, эти люди, по сути, не совершали преступлений. Таких людей нельзя упрятать в психушку.

Ведь даже у психов есть своя психология поведения, за которую и прячут таких людей в психушку. Убийцы не имеют обычной психики, также, как и психологии.

Так за что их в психушку? Такие люди как бы не из мира сего. Пришельцы и только. Но вы посмотрите внимательно на них, вы как в зеркале увидите своё социальное отражение в их лицах и повадках.

Это наше с вами отражение современной цивилизации и поэтому мы как-то должны с ними сосуществовать, если хотите, приживаться. Да, это не одна видимость, современной жизни, здесь есть ещё и другие какие-то глубокие различия в организации современной психологии человека.

Возможно, что это одна из подсознательных, многочисленных форм самозащиты и приспособления человека в экстремальных ситуациях современной жизни?

Самосохранения себя, человека, как ещё одного вида животного мира на планете Земля. Может быть, это таким путём сознание человека легко распределяет своё движение, место нахождения, во времени, в пространстве, в сложной ситуации?

Внутреннее сознание у такого человека замкнуто, в основном, в одном направлении, на момент самосохранения, сравнительно мало, но зато очень подвижно.

Вполне вероятно, что поэтому мышление у подобных людей воспринимаются абстрактно? Таким людям нет смысла вдаваться в подробности своего решения, так как оно у них фактически отсутствует.

У них существует момент самосохранения, как животный рефлекс, без сознания. Таким образом, мы сами сделаем вывод. Возможно, что человечество движется в своём развитии к животному состоянию понятия собственной жизни?

Общий принцип такого развития человека связывает все – цивилизация, современный прогресс в науке, животное восприятие окружающего состояния непредвиденных событий на самосохранение человека, как живого вида.

Может быть, они правы? Нам надо внимательно подумать над этим. Кто его знает, этот современный прогресс, как он повернёт в жизни людей?

Возможно, что скоро придётся и некоторые виды рас человека, как животный вид, записывать в "Красную книгу"? Если, конечно, это будет кому записывать.

Так что, возможно, здесь нам надо быть особенно осторожным в разборе сознания и психологии современного человека, чтобы нам здесь никак не впасть в заблуждение правильности своего решения?

Затем, дальше, мы не будем утомительно разбирать эту тему. Не станем более подробно вдаваться в причины того, как мы шагнули далеко из одного понятия жизни в другое.

Эти современные причины проблемы, конечно, многосложны, но ведь каждый человек разбирается в них по-своему. Поэтому невозможно навязывать каждому какое-то решение.

Каждый должен правильно решать свою задачу сохранения. Сейчас, думается, что нам нужно вернуться обратно к событиям того дня, о котором уже говорил выше.

– Папаша, а золота ты много набрал в ювелирном магазине? – поинтересовался Артур. – Может быть, это теперь мы жить лучше будем? Работать не надо, отдыхай и наслаждайся своей жизнью. Делай, что хочешь.

Укоризненно посмотрел на старшего сына. Подумал, что, наверно, зря говорил много раз дома о высоких моралях человеческого достоинства, нравственности и чести семьи?

Если сын, вот так сразу начинает, алчно, по-своему, решать проблемы всей своей дальнейшей жизни. Что тогда будет с моим сыном дальше?

– Нет, Артур, – ответил сыну. – Там ничего не было. Но, если б даже было, всё равно ничего не стал бы брать. Чужим добром человек богатым никогда не станет. Лишь свой труд всегда имеет цену, честно добытую.

Видимо, можно многое объяснить своим детям, но как внушить им те элементарные понятия и нормы повседневной жизни взрослого человека.

Когда дети легко подпадают под внушение своих лидеров с улицы, когда рушатся все стереотипы семейной жизни подростков. Если подросток подпал под влияние лидера с улицы, то дело принимает другой безнадёжный оборот в его сознании.

Он создаёт свой собственный стереотип и следует ему до конца, поклоняясь ему, как идолу, созданному собственными руками. Так будет до того момента, пока подросток сам не сожжёт того идола, которого создал, которому поклонялся и не вернётся к тому, что он сам отвергал когда-то ранее.

Тогда в таком случае подросток поймёт сам, истину жизни современного человека. На тему положения подростка в отношении влияния семьи и улицы мы говорили.

Конечно, наблюдать за отношением подростков к стереотипам семейной и уличной жизни, очень интересно. Если не ваши дети, а ученики школы или другого учебного заведения.

Но когда вы сталкиваетесь с этой проблемой в собственной семье, то все уже принимает совершенно другой оборот. Перед детьми, возможно, срабатывает принцип самосохранения самого себя?

В данном случае имеется в виду не индивид, а семья, как единое целое, которое надо спасти и сохранить на этапе развития подростка, твоего ребёнка.

Приходится нам приспосабливаться к его стереотипу жизни, исподволь, осторожно, направлять его понятие жизни в нужное русло. Нет такого закона и способа жизни подходящего к воспитанию каждого подростка.

Не редко, однако, оказывается, что все ваши опасения были напрасны. Постепенно оба стереотипа объединяются в одно целое и создают совершенно новый тип развития человека, о чём вы даже не могли ранее подумать.

Но, что больше возобладает над подростком, предсказать всегда очень трудно. Также как трудно, в данном случае, предвидеть, какой стереотип окажется над ним ведущим, а какой ведомым.

Однако, как повернётся дело в развитии подростка, зависит, конечно, чаще всего от состояния развития в самой семье, как единого целого организма в создании нового современного человека.

Так оно часто и бывает. Особенно если в семье нет постоянных раздоров на почве алкоголя, наркотического опьянения или супружеской измены. Таким образом, передать подростку самые лучшие человеческие качества можно личным примером родителей.

Так, именно, если искать надёжный пример, то он чаще всего бывает в самой семье подростка. Есть в жизни, конечно, множество и других примеров.

Нет смысла их всех перечислять. Остановимся мы на одном, семейном. Но понять развитие должен ребёнок-подросток сам, без навязывания идеи со стороны, в данном случае имеются в виду именно родители, которые должны быть внимательны. Что, может быть, иначе с подростком?

Мне просто страшно говорить о том, что, может быть, иначе? Так как подросток в дурном примере может и не быть вообще, как самостоятельная личность.

Подросток, тогда как губка вбирает в себя аморальные моменты обеих стереотипов и может произойти деградация его собственного сознания, которое превратит подростка в что-то отрешённое, от современного понятия человека, как личность.