Книга Страна, которую придумал я. Или которая придумала меня - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Журихин. Cтраница 11
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Страна, которую придумал я. Или которая придумала меня
Страна, которую придумал я. Или которая придумала меня
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Страна, которую придумал я. Или которая придумала меня


Или вот Телецкое озеро – в нём, поговаривают, клад невиданный схоронен. Нашёл как-то охотник самородок аршинный, видом как конская голова. Радовался-радовался, да тут беда пришла – засуха, голод. И самородок никому не нужен стал – не купишь на него ни крошки. С досады и бросил охотник золото в озеро – так и назвали его Алтын-Кёль, Золотым то бишь.


А про реки алтайские – это же вообще песня! Взять тех же Бию с Катунью. Говорят, полюбили друг друга когда-то парень бедный Бий и красавица Катунь, дочка местного богатея. Батька, конечно, и слышать не хотел про их союз. Вот и сбежали влюбленные. Да только нагнал их папаша-деспот, озверел – взял и обратил собственное дитя с её суженым в реки бурливые. Мол, не бывать вам вместе ни на земле, ни под землёй!


Да только не тут-то было. Вопреки всему, сошлись водами Бия и Катунь, слились в единый поток. И потекли по земле рекой могучей, что Обью зовётся. Так и живут теперь в веках – неразлучные, непокорённые.


Но, пожалуй, самое завораживающее на Алтае – это гора Белуха. Прямо сердце края, его душа, его зов высокий. Недаром алтайцы испокон веков приписывали ей силу магическую – мол, в недрах её, в тайных пещерах духи предков заключены. Да и само название – Белуха, Ак-Сюмер – о чём-то сакральном, запредельном говорит.


По древним сказаниям, в Белухе-то и хранится чаша судьбы человеческой. Когда мир людей к концу идти будет – явится из горы дева святая, мир от погибели спасать. Да только случится это, если сама Белуха устоит, не дрогнет. А коли рухнет она, коли пики её в прах обратятся – тогда всему и конец, тогда тьме и хаосу на земле воцариться.


Потому-то и берегли алтайцы гору свою, никого близко не подпускали. Первых учёных-первопроходцев, кто на вершину взойти пытался – и тех отваживали. Мол, нечего соваться, куда не просят – мало ли что в горе пробудите, какую беду накличете.


Так и стоит Белуха-матушка – нерушимая, немая, от мира дольнего отрешённая. Знает что-то, хранит – да не говорит, в себе держит. Лишь безмолвием своим вечным, льдами искрящимися намекает – есть, мол, тайна во мне великая, да не вам, бренным, её постичь. Не вашего ума это дело.


Вот они какие, сказы-легенды алтайские. То ли быль, то ли небыль – поди разбери. Но одно ясно – не просто так все они сложены, не на пустом месте. Века мудрости в них, тысячелетия опыта людского. О том, как мир вокруг устроен, по каким законам существует. Что в нём главное, непреходящее – а что так, суета сует.


И ещё – о связи нерушимой человека и природы, микрокосма и макрокосма. О том, что всё мы – звенья одной цепи, дети одной матери-земли. Из одного корня растём, одним ветром колышемся. И беда придёт – так тоже всем миром принимать её, всем скопом от напасти оборонять.


Так что вот он какой, Алтай – сказочный, былинный, мифами овеянный. Идёшь по нему – и чуешь, как из-под ног веками копившаяся сила бьёт. То ли от гор это исполинских, то ли от неба высокого, то ли от рек-провидиц – а только чувствуешь ты себя здесь живее всех живых, бодрее самых бодрых. На подъём лёгок, на подвиг готов.


А на подвиги эта земля щедра – что ни день, то испытание, что ни миг – то квест. Справишься – твоя удаль молодецкая, не справишься – не серчай, сам виноват. Закон тут простой – или ты природу, или она тебя. Третьего не дано.


Но одно я точно скажу – побывав на Алтае, уже не будешь ты прежним. Не сможешь. Проникнет в тебя его дух изначальный, первородный – и пиши пропало. Станешь и сам – немного Алтай, немного стихия. Потянет и впредь в горы высокие, к небу синему – воли глоток ловить, себя настоящего искать.


В общем, вот так я с Алтаем и познакомился. С наскоку, без подготовки – раз, и в пекло. Понравилось ли? Да что там понравилось – влюбился по уши, пропал навсегда! И ведь главное, ощущение – будто сам Алтай в меня тоже влюбился, признал, отметил.


Потому как взаимно это, обоюдно. Чем больше отдаёшь – тем больше тебе воздастся. Такой вот закон здешний, правило местное. На века установленное, алтайскими духами скреплённое.


А устанавливали они, духи эти, порядки свои – тоже не просто так. Мудрость в том великая, промысел извечный. Чтоб, значит, человек не просто брал от природы, чтоб и отдавал. Берёг её, холил-лелеял. Тогда и самому ему – жить-поживать, добра наживать. А чуть что не так – получи от Алтая-батюшки втык, вразумление строгое.


И всё же, разве одними легендами да сказами славен Алтай? Конечно же, нет! Главное его богатство, основа основ – это люди. Народ алтайский – вот где истинный клад, вот где ключ к пониманию этого дивного края.


Алтайцы – они ведь особенные. В них будто сама природа воплотилась, сама суть здешних мест. Неспешные, мудрые, немногословные. С лицами, будто из камня точёными, с глазами – омутами бездонными. Глянешь в них – и утонешь, пропадёшь навеки.


А как живут – любо-дорого посмотреть! Привычки да обычаи свои блюдут свято, от дедов-прадедов заветы берегут. По сей день всё больше скотоводством промышляют, с отарами своими по бескрайним степям кочуют. Или охотой-рыбалкой добывают пропитание, тайгой-кормилицей умело пользуются.


И в быту их – всё то же исконное, первозданное. Юрты войлочные, узорами дивными расписанные. Одежда традиционная – чегедеки расшитые, шапки лисьи, сапоги из кожи. Утварь – резная да берестяная. Ковры ручной работы, войлоки с орнаментом затейливым.


Но не только внешний антураж важен – суть в другом. В том, КАК они всем этим пользуются, какой смысл в обыденные, казалось бы, вещи вкладывают. Для алтайца ведь что юрта, что чегедек, что трубка курительная – не просто предметы обихода, но вместилище духа, оберег священный.


Взять хоть узоры те же, коврами да одеждой разбросанные. Для непосвящённого – просто загогулины красивые, глазу услада. А для алтайца каждый символ – слово тайное, весть зашифрованная. О мире горнем, о силах незримых, человеческий удел направляющих.


Или вот огонь очажный – это ж для них святыня святынь, средоточие жизни кочевой. Он и обогреет, и накормит, и от напастей защитит. К нему первому гостя ведут, его первого даром привечают. Ведь огонь – он живой, он душу имеет. Страж домашний, семьи охранитель.


А сколько ритуалов, сколько таинств с ним связано! Вот, к примеру, когда молодая семья свой очаг зажигает – тут целый обряд предусмотрен. Берут огонь из отчего дома, в новую юрту бережно переносят. А как внесут – так сразу благопожелания да славословия горячие. Чтоб жарко пламя горело, чтоб дому лад да покой давало.


И так – во всём. Что ни вещь, что ни действие – всё у алтайцев глубинным смыслом наделено, всё с верованьями да мировоззрением их увязано. Потому как живут они – в полной гармонии с окружающим миром, в единении кровном с силами природными.


Природа для них – не абстракция эфемерная, не декорация пустая. Но – мать родная, божество всемогущее. Каждое дерево, каждый камушек – всё насквозь одухотворено, всё внимания да почитания взыскует. Оттого и относятся алтайцы к среде своей обитания с таким трепетом, с такой нежностью щемящей.


Бывало, идёшь с ними тропой горной, а они то и дело приостанавливаются, к поднебесью взор возводят. Молитву творят безмолвную, благодарение Алтаю-батюшке возносят. За красоты его несказанные, за щедроты безмерные. И лица их в эти мгновения – светом неземным озаряются, теплом душевным разглаживаются.


Вот она, основа-то ихняя, суть первородная! Тут тебе и философия цельная, и этика жизненная, и эстетика утончённая. Всё вместе – в один узор сплетается, единую картину мира рождает. Где нет разделения меж материей и духом, меж узколобым прагматизмом и возвышенным созерцанием. Но всё течёт, всё взаимопроникает, единым организмом космическим живёт-дышит.


И алтайцы в нём – клеточки неотъемлемые, частицы мироздания сознательные. Оттого и мудрость их – особая, глубинная. Не из книг вычитанная, не в университетах обретённая. Но – с молоком матери впитанная, на лоне природы взлелеянная.


Послушаешь старца какого алтайского – диву даёшься. Речь неспешная, тягучая, а в ней – будто вся история человеческая свернулась, все тайны бытия схоронились. О жизни да смерти толкует, о любви да злобе, о вечном и тленном. И всё так просто, так дОходно – хоть стой, хоть падай.


А почему? Да потому что из сердца у него всё, из нутра живого. Пережито каждое слово, прочувствовано. За каждой сентенцией – опыт долгий стоит, судьба непростая. Тем и берёт за душу, тем и западает в самую глубь потаённую.


Вот она, загадка-то алтайская, ключ к пониманию местной силы первозданной! В людях она, в образе их жизни исконном. В ладу с природой-матушкой, в гармонии с собой и миром. Тут уж никакие катаклизмы не страшны, никакие напасти не погубят.


Корни у них – крепкие, ввысь устремлённые. Ветвями – всё небо объявшие, кроной – солнце заслонившие. Такое древо жизни – ни сломить, ни искоренить. Стоять ему – вечно, цвести – бесконечно.


Уезжаю с Алтая – обновлённым, умиротворённым. В сердце – тепло человеческое, в мыслях – ясность кристальная. Будто и правда – у Белухи-матушки побывал, у подножия Мудрости извечной.


И дорога теперь – по новому видится. Не путь из пункта А в пункт Б, но – странствие духа, поиск сути сокровенной. А в каждой встрече случайной, в каждом попутчике – тоже ведь Алтай отзывается. Своим зовом вольным, правдой безыскусной.


И знаю теперь – чтобы Человеком быть, мало разумом блистать да статью гордиться. Тут – сердце нужно большое, душа распахнутая.


На алтайский лад – живая, искренняя.

Глава 33. Бажовские сказы

И вот – пора прощаться с Алтаем. Грустно? Да. Но и радостно – впереди новые открытия, новые горизонты. А Алтай… он теперь всегда со мной. В сердце, в мыслях. Стоит прикрыть глаза – и вот они, заснеженные пики Белухи, бирюзовая гладь Телецкого, молчаливое величие Чуйской степи.


Куда теперь? На Урал! В самое сердце России, в опорный край державы. Хочется воочию увидеть – что за люди там живут, какие сказы-легенды хранят, чем дышат. Путь неблизкий – больше двух тысяч километров. Но разве это преграда для истинного искателя, для вечного странника? Тем более, когда душа трепещет в предвкушении чудес, когда мысль работает в лихорадочном ритме – что ещё почерпну, чему научусь?


Еду – и в голове роятся обрывки знаний об Урале. Горы древние, ровесники динозавров. Кладовая земли – там ведь чего только не добывали: и золото, и самоцветы, и руду всякую. А леса! Говорят, уральская тайга – она особая, заповедная. Забредёшь – и заблудишься не только в чащобах, но и во времени.


Размышляя об этом, незаметно для себя начинаю… философствовать. А ведь и правда – каждый край воспитывает своих людей, лепит их по образу и подобию. Алтаец не может быть не мудрым – с такими-то горами вокруг. А уралец? Каков он? Должно быть, крепок как кремень, несгибаем как та руда, что испокон веков здесь добывают. И душа – с причудливыми прожилками, как малахит.


От этих дум – на душе вдруг становится тепло, уютно. Будто еду не в незнакомый край, а в гости к старому другу. Которого, может, и не видел никогда, но всей душой чувствую – свой, родной. Пейзаж за окном меняется исподволь. Алтайские громады сменяются увалами предгорий, бескрайними лесами. А потом – горы снова! Но уже другие – не такие высокие, но более округлые, мягкие. Древний, стёртый временем Урал…


Глядя на эти горы-старцы, на вековые ели, невольно проникаешься почтением. Сколько они видели на своем веку! Сколько тайн хранят в молчаливых недрах… И кажется – стоит только прислушаться, и услышишь их неспешный сказ. О временах былинных, о людях знаменитых – первопроходцах, мастеровых, рудознатцах.


Один из них – легендарный Данила-мастер. Вот уж воистину – магическое имя для каждого уральца! Камнерез от Бога, художник, мыслитель. По преданиям – именно он открыл многие секреты обработки самоцветов. Малахитовую шкатулку, вазу из цельного орлеца – всё это его рук дело.


Вспоминаю бажовские сказы – и дивлюсь. Ну не мог обычный человек ТАКОЕ сотворить! Тут впору о высших силах говорить. О тайной помощи духов гор, властелинов недр земных. Может, и впрямь благоволила Данилке сама Хозяйка Медной горы?


Образ её – загадочный, притягательный – всплывает в сознании. Красавица и чаровница, а по сути – душа самого Урала. Капризная и щедрая, суровая и ласковая. К достойным – благосклонна, а чужаков, алчных до богатств – не жалует…


И ведь все мы, если вдуматься – немного Данилы-мастера. Ищем в глыбе бытия – свой узор неповторимый, свою малахитовую строку. Долбим и шлифуем, надеемся и верим. А Хозяйка – она рядом, поблизости. То улыбнётся лукаво, то нахмурится. Испытывает. Ждёт, когда же свершится таинство. Когда мастер и камень его души станут единым целым…


Пока предавался этим размышлениям – незаметно въехал в Екатеринбург. Ох и город! Даром что почти ровесник Петербурга – а всё равно в нём есть что-то такое… Неистребимо уральское. В архитектуре – размах и основательность, в людях – твёрдость характера, хватка. Истории разные, судьбы – а всех роднит этот сплав несгибаемости и душевности. Алмаз в неказистой породе.


Иду по улицам, впитываю атмосферу – и чувствую, как меняюсь сам. Ещё вчера, на Алтае – пел осанну вечной гармонии мира и человека. Сливался с природой, растворялся в космосе. А здесь – будто заземлился. Ощутил силу и правду земного бытия, красоту и поэзию труда.


И то сказать – не за красивые же глаза полюбил Урал Бажов, Мамин-Сибиряк! Не за туманы волшебные – а за людей самобытных, искусных, за жизнь, что бьёт ключом вопреки всем законам и теориям. Где и как – Бог весть, в каменном мешке, без проблеска солнца. Но – бьёт! Так, что другим и не снилось.


Смеюсь невольно – эко меня занесло в дебри лирические! А всё Урал виноват. Мало того что сам – тайна тайн, загадка вечная. Так ещё и тебя заставляет душу наизнанку вывернуть. Мол, нечего юлить – показывай, чем богат!


И вот я в Екатеринбурге. Ох и город! Даром что почти ровесник Петербурга – а совсем другая аура, иная энергетика. В архитектуре – размах и основательность, в людях – твёрдость характера, хватка. Истории разные, судьбы – а всех роднит этот сплав несгибаемости и душевности. Алмаз в неказистой породе.


Сразу чувствуется – место намоленное, пропитанное духом предков. Недаром ведь здесь, на берегах Исети, начиналась горнозаводская империя Демидовых. Сколько руды добыто, сколько металла выплавлено! А сколько судеб человеческих вокруг этого заводского дела закручено…


Иду по проспекту Ленина – бывшей Главной улице. Дух захватывает – вот она, история в камне! Дома купеческие, особняки старинные – а рядом конструктивизм советский, громады административные. И всё это – в единой симфонии, в неповторимом сплаве времён и стилей.


Город контрастов, город-трудяга. По нему сразу видно – не про панельки-муравейники речь, не про безликие кварталы. Тут каждый дом – с историей, с харизмой. Взять хоть усадьбу Расторгуевых-Харитоновых – разве не песня? Колонны беломраморные, парк старинный – ну чисто дворянское гнездо! А ведь строил-то заводчик, мастеровой в первом поколении…


Или Храм на Крови, что на месте Ипатьевского дома возвели. Само имя – у дрожь пробирает. Тут ведь, если вдуматься, вся трагедия России в одной точке сошлась. Конец династии, крах империи – и начало чего-то нового, невиданного доселе. И как символ этого – строгие линии собора, его золотые купола в уральском небе…


Гуляю, вспоминаю легенды екатеринбургские – и диву даюсь, как они… живы, что ли. Вот Каменный цветок Данилы-мастера – а вот и сам он, в бронзе-граните увековеченный. Смотрит чуть лукаво, будто спрашивает – ну что, странник, постиг ли тайну мастерства?


А я и сам не знаю, что ответить. Одно чувствую – ближе стал к разгадке, хоть краем глаза заглянул в суть вещей. Ведь Екатеринбург – он как шкатулка малахитовая. Снаружи – прост и угловат, а внутри – сокровища несметные. Духовные, культурные, человеческие…


Вот музей изобразительных искусств – гордость города. Русский авангард, Каслинское литьё – это ж целая вселенная! А рядом – мастерские современных умельцев, продолжателей традиций. Глядишь на их творения – и веришь: не прервётся нить, не уйдёт в небытие уральская школа.


Или театры екатеринбургские – что ни название, то легенда. Оперный, где Шаляпин пел, драма, где Мамин-Сибиряк заправлял. А сегодня – новые имена, новые постановки. Но всё тот же нерв, та же искра божья – дерзкая, неистребимо уральская…


Захожу в трактир старинный – пообедать, отдохнуть. И тут – как в сказку попал. Кружева деревянные, расписные потолки. А на столе – разносолы местные: пельмени, строганина, пироги. Хлебосольный край, щедрый на угощение!


И рядом за столиком – старик-старовер. Борода седая, взгляд прозорливый. Завели разговор – и будто в другой мир перенёсся. Про скиты тайные, про обряды древние, про Беловодье заветное… Слушаю – и чувствую, как мурашки по коже. Вот она, живая история! Не в книгах – в памяти людской хранится…


А вечером – на Плотинку, в самое сердце города. Тут ведь начиналось всё, тут исток! Пруд рабочий, плотина историческая – а ныне место отдохновения, паломничества. Стар и млад сюда стекаются – красотой налюбоваться, воздухом речным надышаться.


Сижу на парапете, слушаю уличных музыкантов – и думы думаю. Про судьбу-злодейку, про выбор да ответственность. А ещё – про чудеса, в которые и верить боязно. Ну как, как в одном городе могло столько всего намешаться? Столько эпох, стилей, характеров?


Загадка, да и только. Поди разгадай – а я и не берусь. Просто впитываю эту атмосферу, этот неповторимый сплав. Деловитой хватки и душевной щедрости, размаха имперского и новаторства дерзкого. Всего того, что и зовётся – уральский характер…


И ведь главное – люди. Вот где истинное богатство Екатеринбурга! Которое ни в злате не измеришь, ни пробой не определишь. Но без которого – грош цена и камню самоцветному, и металлу драгоценному.


Смотрю на лица екатеринбуржцев – открытые, с хитринкой. На руки их – рабочие, мозолистые. И думаю – вот он, ключ к загадке уральской! В этом единстве духа и плоти, искусства и ремесла. В умении – жить по совести, любить беззаветно, творить вопреки всему…

Глава 34. На стыке яви и мифа, вымысла и были

Просыпаюсь в своем номере в центре Екатеринбурга.

За окном – раннее утро, солнце только-только поднимается над городскими крышами. Вчера я вдоволь побродил по улицам, любуясь старинными особняками и конструктивистскими громадами. Кажется, начал немного понимать этот город, его характер, его ритм. Но чувствую – чего-то не хватает. Не хватает какой-то изюминки, какой-то тайны.


И тут меня осеняет – а ведь Екатеринбург буквально пропитан мифами и легендами! За три века своей истории он оброс таким количеством удивительных историй, что хватит не на один приключенческий роман. Загадочные подземелья, мистические артефакты, призраки и клады – вот что мне нужно, чтобы постичь подлинный дух города!

Быстро собираюсь, заглатываю на ходу завтрак – и вперед, навстречу екатеринбургским тайнам.


Встречаюсь с Михаилом – местным гидом и краеведом, который обещал посвятить меня в мистические тайны Екатеринбурга. Начинаем с усадьбы Харитоновых-Расторгуевых. Пока я любуюсь роскошным особняком, Михаил рассказывает леденящие кровь истории о замурованных в подземельях крепостных и кладах, спрятанных в тайных комнатах.


– Конечно, большинство этих легенд – просто красивые сказки, – улыбается он. – На самом деле в подвалах были обычные склады и мастерские. А вот насчет золота – чистая правда. Была в этих краях золотая лихорадка, да быстро сошла на нет. Осталась только россыпь мифов да штольни под Харитоновской горкой.


Дальше наш путь лежит к подземной речке Мельковке. Оказывается, когда-то в ее водах мыли золотоносный песок! Теперь она течет глубоко под городом, рождая легенды о тайных ходах и несметных богатствах.


– Говорят, особо отчаянные диггеры спускаются по старому руслу, – понижает голос Михаил. – Идут, понимаешь, с фонарями, по колено в воде. А как возвращаются – карманы от самородков оттопыриваются. Только все больше слухи это, байки. Кто ж в здравом уме полезет в такую темень да сырость?


Следующая остановка – Городок чекистов, монументальное воплощение конструктивизма. С ним связаны самые мрачные городские легенды – о пыточных подвалах, расстрелах, замученных узниках. Михаил только посмеивается:


– Ну что за фантазии у народа! Откуда в жилом доме застенки? Там максимум прачечные были да кладовки. Другое дело – история о нехорошей квартире. Якобы люди там пропадают, призраки похищают. Одна жиличка божилась, что по ночам из пустой квартиры крики слышала, грохот какой-то. Жуть!


Проезжаем мимо усадьбы Железнова – мрачного готичного особняка, где по слухам до сих пор бродит призрак купчихи-сумасшедшей.


– Сам в этих стенах бываю регулярно, – делится Михаил. – Не к покойной хозяйке, конечно, по работе. Так вот, ни разу никаких привидений не встречал. Хотя атмосфера и правда жутковатая. Того и гляди из-за угла дама в белом выплывет!


К обеду мы добираемся до Зеленой рощи – облюбовать руины бывшей больницы. Заброшка производит неизгладимое впечатление: разбитые окна, облупленные стены, мрачные завалы битого кирпича. Самое то для городских легенд!


– Чего только не рассказывают, – Михаил аж руками всплескивает. – И призраки-самоубийцы тут бродят, и время по-другому идет. Вранье, конечно. Но выглядит правдоподобно, чего уж там. Недаром всякие киношники любят здесь ужастики снимать – антураж что надо! Жаль только, историческая постройка разрушается. Хорошо хоть скоро под онкоцентр отдадут, глядишь, оживет это гиблое место.


Постепенно перемещаемся в центр, к площади 1905 года. Стоим прямо над могильными плитами, а под ногами, оказывается, покоится прах высокопоставленных особ! Михаил с придыханием повествует о жутковатом пророчестве:


– Был тут, понимаешь, собор знаменитый, а при нем – кладбище архиерейское. Ну а как советская власть пришла – храм-то снесли к чертям собачьим. А покойнички, стало быть, остались. Вот и ходит легенда, что восстанут они в гневе праведном и утащат памятник Ленину прямиком под землю, в свои могильные чертоги. Любят у нас такие страшилки! Хотя на самом деле останки давно в другое место перенесли. Так что вождь мирового пролетариата может спать спокойно.


На Михайловской горке у Михаила припасена очередная мрачная байка – о лютеранском кладбище, чьи плиты пошли на стройматериалы. Теперь призраки стучатся в окна по ночам, требуя вернуть надгробья на место. Прямо готовый сценарий для фильма ужасов!


– А знаешь, кто еще здесь упокоен? – Михаил понижает голос до зловещего шепота. – Дятловцы, те самые! Которые при загадочных обстоятельствах погибли. Прямо мороз по коже, как представишь такое соседство. Мистика, да и только!


Финальный аккорд нашей экскурсии – Уктусский лесопарк, овеянный легендами о языческом прошлом. Если верить преданиям, на одной из вершин древние вогулы проводили свои шаманские ритуалы. Отсюда и мистический флер, притягивающий экстрасенсов и прочих адептов тайных знаний.


– Является им тут, понимаешь, всякое, – посмеивается Михаил. – Видения из прошлых жизней, озарения космические. Ну а как же, место-то намоленное! Хочешь, можем и твои экстрасенсорные способности проверить. Для этого нужно встать в центре капища, глаза закрыть и сосредоточиться. Глядишь, че и привидится!


Поддавшись на уговоры, пробую. Стою, жмурюсь до цветных кругов перед глазами. Но – увы и ах! Никаких тебе видений, никаких потусторонних голосов. То ли я скептик прожженный, то ли дара во мне ни на грош.


Солнце клонится к закату, наше мистическое турне подходит к концу. Мы с Михаилом усаживаемся на скамейку, делимся впечатлениями. От услышанного голова идет кругом – столько всего, оказывается, скрывается за фасадом привычного города! Недаром говорят – чужая душа потемки. А уж душа целого мегаполиса – та еще загадка, тот еще клубок легенд и преданий!


Михаил прощается, оставляя меня наедине с мыслями. Сижу, размышляю о превратностях истории и извилистых путях человеческой фантазии. Как много мы привносим в окружающую действительность, как любим дополнять ее собственными домыслами и вымыслами! И пусть большинство городских легенд не выдерживают столкновения с реальностью. Само их существование, samo их живучесть говорит о многом. О нашей тяге к чудесному, о неистребимой жажде тайны.


Да, быть может, призраки Екатеринбурга существуют только в нашем воображении. Может, сокровища под Харитоновской горкой давно найдены и поделены. Но разве от этого легенды становятся менее прекрасными? Разве они перестают волновать умы, щекотать нервы, будить в нас те самые полузабытые детские мечты о кладах и приключениях?