Или вот Телецкое озеро – в нём, поговаривают, клад невиданный схоронен. Нашёл как-то охотник самородок аршинный, видом как конская голова. Радовался-радовался, да тут беда пришла – засуха, голод. И самородок никому не нужен стал – не купишь на него ни крошки. С досады и бросил охотник золото в озеро – так и назвали его Алтын-Кёль, Золотым то бишь.
А про реки алтайские – это же вообще песня! Взять тех же Бию с Катунью. Говорят, полюбили друг друга когда-то парень бедный Бий и красавица Катунь, дочка местного богатея. Батька, конечно, и слышать не хотел про их союз. Вот и сбежали влюбленные. Да только нагнал их папаша-деспот, озверел – взял и обратил собственное дитя с её суженым в реки бурливые. Мол, не бывать вам вместе ни на земле, ни под землёй!
Да только не тут-то было. Вопреки всему, сошлись водами Бия и Катунь, слились в единый поток. И потекли по земле рекой могучей, что Обью зовётся. Так и живут теперь в веках – неразлучные, непокорённые.
Но, пожалуй, самое завораживающее на Алтае – это гора Белуха. Прямо сердце края, его душа, его зов высокий. Недаром алтайцы испокон веков приписывали ей силу магическую – мол, в недрах её, в тайных пещерах духи предков заключены. Да и само название – Белуха, Ак-Сюмер – о чём-то сакральном, запредельном говорит.
По древним сказаниям, в Белухе-то и хранится чаша судьбы человеческой. Когда мир людей к концу идти будет – явится из горы дева святая, мир от погибели спасать. Да только случится это, если сама Белуха устоит, не дрогнет. А коли рухнет она, коли пики её в прах обратятся – тогда всему и конец, тогда тьме и хаосу на земле воцариться.
Потому-то и берегли алтайцы гору свою, никого близко не подпускали. Первых учёных-первопроходцев, кто на вершину взойти пытался – и тех отваживали. Мол, нечего соваться, куда не просят – мало ли что в горе пробудите, какую беду накличете.
Так и стоит Белуха-матушка – нерушимая, немая, от мира дольнего отрешённая. Знает что-то, хранит – да не говорит, в себе держит. Лишь безмолвием своим вечным, льдами искрящимися намекает – есть, мол, тайна во мне великая, да не вам, бренным, её постичь. Не вашего ума это дело.
Вот они какие, сказы-легенды алтайские. То ли быль, то ли небыль – поди разбери. Но одно ясно – не просто так все они сложены, не на пустом месте. Века мудрости в них, тысячелетия опыта людского. О том, как мир вокруг устроен, по каким законам существует. Что в нём главное, непреходящее – а что так, суета сует.
И ещё – о связи нерушимой человека и природы, микрокосма и макрокосма. О том, что всё мы – звенья одной цепи, дети одной матери-земли. Из одного корня растём, одним ветром колышемся. И беда придёт – так тоже всем миром принимать её, всем скопом от напасти оборонять.
Так что вот он какой, Алтай – сказочный, былинный, мифами овеянный. Идёшь по нему – и чуешь, как из-под ног веками копившаяся сила бьёт. То ли от гор это исполинских, то ли от неба высокого, то ли от рек-провидиц – а только чувствуешь ты себя здесь живее всех живых, бодрее самых бодрых. На подъём лёгок, на подвиг готов.
А на подвиги эта земля щедра – что ни день, то испытание, что ни миг – то квест. Справишься – твоя удаль молодецкая, не справишься – не серчай, сам виноват. Закон тут простой – или ты природу, или она тебя. Третьего не дано.
Но одно я точно скажу – побывав на Алтае, уже не будешь ты прежним. Не сможешь. Проникнет в тебя его дух изначальный, первородный – и пиши пропало. Станешь и сам – немного Алтай, немного стихия. Потянет и впредь в горы высокие, к небу синему – воли глоток ловить, себя настоящего искать.
В общем, вот так я с Алтаем и познакомился. С наскоку, без подготовки – раз, и в пекло. Понравилось ли? Да что там понравилось – влюбился по уши, пропал навсегда! И ведь главное, ощущение – будто сам Алтай в меня тоже влюбился, признал, отметил.
Потому как взаимно это, обоюдно. Чем больше отдаёшь – тем больше тебе воздастся. Такой вот закон здешний, правило местное. На века установленное, алтайскими духами скреплённое.
А устанавливали они, духи эти, порядки свои – тоже не просто так. Мудрость в том великая, промысел извечный. Чтоб, значит, человек не просто брал от природы, чтоб и отдавал. Берёг её, холил-лелеял. Тогда и самому ему – жить-поживать, добра наживать. А чуть что не так – получи от Алтая-батюшки втык, вразумление строгое.
И всё же, разве одними легендами да сказами славен Алтай? Конечно же, нет! Главное его богатство, основа основ – это люди. Народ алтайский – вот где истинный клад, вот где ключ к пониманию этого дивного края.
Алтайцы – они ведь особенные. В них будто сама природа воплотилась, сама суть здешних мест. Неспешные, мудрые, немногословные. С лицами, будто из камня точёными, с глазами – омутами бездонными. Глянешь в них – и утонешь, пропадёшь навеки.
А как живут – любо-дорого посмотреть! Привычки да обычаи свои блюдут свято, от дедов-прадедов заветы берегут. По сей день всё больше скотоводством промышляют, с отарами своими по бескрайним степям кочуют. Или охотой-рыбалкой добывают пропитание, тайгой-кормилицей умело пользуются.
И в быту их – всё то же исконное, первозданное. Юрты войлочные, узорами дивными расписанные. Одежда традиционная – чегедеки расшитые, шапки лисьи, сапоги из кожи. Утварь – резная да берестяная. Ковры ручной работы, войлоки с орнаментом затейливым.
Но не только внешний антураж важен – суть в другом. В том, КАК они всем этим пользуются, какой смысл в обыденные, казалось бы, вещи вкладывают. Для алтайца ведь что юрта, что чегедек, что трубка курительная – не просто предметы обихода, но вместилище духа, оберег священный.
Взять хоть узоры те же, коврами да одеждой разбросанные. Для непосвящённого – просто загогулины красивые, глазу услада. А для алтайца каждый символ – слово тайное, весть зашифрованная. О мире горнем, о силах незримых, человеческий удел направляющих.
Или вот огонь очажный – это ж для них святыня святынь, средоточие жизни кочевой. Он и обогреет, и накормит, и от напастей защитит. К нему первому гостя ведут, его первого даром привечают. Ведь огонь – он живой, он душу имеет. Страж домашний, семьи охранитель.
А сколько ритуалов, сколько таинств с ним связано! Вот, к примеру, когда молодая семья свой очаг зажигает – тут целый обряд предусмотрен. Берут огонь из отчего дома, в новую юрту бережно переносят. А как внесут – так сразу благопожелания да славословия горячие. Чтоб жарко пламя горело, чтоб дому лад да покой давало.
И так – во всём. Что ни вещь, что ни действие – всё у алтайцев глубинным смыслом наделено, всё с верованьями да мировоззрением их увязано. Потому как живут они – в полной гармонии с окружающим миром, в единении кровном с силами природными.
Природа для них – не абстракция эфемерная, не декорация пустая. Но – мать родная, божество всемогущее. Каждое дерево, каждый камушек – всё насквозь одухотворено, всё внимания да почитания взыскует. Оттого и относятся алтайцы к среде своей обитания с таким трепетом, с такой нежностью щемящей.
Бывало, идёшь с ними тропой горной, а они то и дело приостанавливаются, к поднебесью взор возводят. Молитву творят безмолвную, благодарение Алтаю-батюшке возносят. За красоты его несказанные, за щедроты безмерные. И лица их в эти мгновения – светом неземным озаряются, теплом душевным разглаживаются.
Вот она, основа-то ихняя, суть первородная! Тут тебе и философия цельная, и этика жизненная, и эстетика утончённая. Всё вместе – в один узор сплетается, единую картину мира рождает. Где нет разделения меж материей и духом, меж узколобым прагматизмом и возвышенным созерцанием. Но всё течёт, всё взаимопроникает, единым организмом космическим живёт-дышит.
И алтайцы в нём – клеточки неотъемлемые, частицы мироздания сознательные. Оттого и мудрость их – особая, глубинная. Не из книг вычитанная, не в университетах обретённая. Но – с молоком матери впитанная, на лоне природы взлелеянная.
Послушаешь старца какого алтайского – диву даёшься. Речь неспешная, тягучая, а в ней – будто вся история человеческая свернулась, все тайны бытия схоронились. О жизни да смерти толкует, о любви да злобе, о вечном и тленном. И всё так просто, так дОходно – хоть стой, хоть падай.
А почему? Да потому что из сердца у него всё, из нутра живого. Пережито каждое слово, прочувствовано. За каждой сентенцией – опыт долгий стоит, судьба непростая. Тем и берёт за душу, тем и западает в самую глубь потаённую.
Вот она, загадка-то алтайская, ключ к пониманию местной силы первозданной! В людях она, в образе их жизни исконном. В ладу с природой-матушкой, в гармонии с собой и миром. Тут уж никакие катаклизмы не страшны, никакие напасти не погубят.
Корни у них – крепкие, ввысь устремлённые. Ветвями – всё небо объявшие, кроной – солнце заслонившие. Такое древо жизни – ни сломить, ни искоренить. Стоять ему – вечно, цвести – бесконечно.
Уезжаю с Алтая – обновлённым, умиротворённым. В сердце – тепло человеческое, в мыслях – ясность кристальная. Будто и правда – у Белухи-матушки побывал, у подножия Мудрости извечной.
И дорога теперь – по новому видится. Не путь из пункта А в пункт Б, но – странствие духа, поиск сути сокровенной. А в каждой встрече случайной, в каждом попутчике – тоже ведь Алтай отзывается. Своим зовом вольным, правдой безыскусной.
И знаю теперь – чтобы Человеком быть, мало разумом блистать да статью гордиться. Тут – сердце нужно большое, душа распахнутая.
На алтайский лад – живая, искренняя.
Глава 33. Бажовские сказы
И вот – пора прощаться с Алтаем. Грустно? Да. Но и радостно – впереди новые открытия, новые горизонты. А Алтай… он теперь всегда со мной. В сердце, в мыслях. Стоит прикрыть глаза – и вот они, заснеженные пики Белухи, бирюзовая гладь Телецкого, молчаливое величие Чуйской степи.
Куда теперь? На Урал! В самое сердце России, в опорный край державы. Хочется воочию увидеть – что за люди там живут, какие сказы-легенды хранят, чем дышат. Путь неблизкий – больше двух тысяч километров. Но разве это преграда для истинного искателя, для вечного странника? Тем более, когда душа трепещет в предвкушении чудес, когда мысль работает в лихорадочном ритме – что ещё почерпну, чему научусь?
Еду – и в голове роятся обрывки знаний об Урале. Горы древние, ровесники динозавров. Кладовая земли – там ведь чего только не добывали: и золото, и самоцветы, и руду всякую. А леса! Говорят, уральская тайга – она особая, заповедная. Забредёшь – и заблудишься не только в чащобах, но и во времени.
Размышляя об этом, незаметно для себя начинаю… философствовать. А ведь и правда – каждый край воспитывает своих людей, лепит их по образу и подобию. Алтаец не может быть не мудрым – с такими-то горами вокруг. А уралец? Каков он? Должно быть, крепок как кремень, несгибаем как та руда, что испокон веков здесь добывают. И душа – с причудливыми прожилками, как малахит.
От этих дум – на душе вдруг становится тепло, уютно. Будто еду не в незнакомый край, а в гости к старому другу. Которого, может, и не видел никогда, но всей душой чувствую – свой, родной. Пейзаж за окном меняется исподволь. Алтайские громады сменяются увалами предгорий, бескрайними лесами. А потом – горы снова! Но уже другие – не такие высокие, но более округлые, мягкие. Древний, стёртый временем Урал…
Глядя на эти горы-старцы, на вековые ели, невольно проникаешься почтением. Сколько они видели на своем веку! Сколько тайн хранят в молчаливых недрах… И кажется – стоит только прислушаться, и услышишь их неспешный сказ. О временах былинных, о людях знаменитых – первопроходцах, мастеровых, рудознатцах.
Один из них – легендарный Данила-мастер. Вот уж воистину – магическое имя для каждого уральца! Камнерез от Бога, художник, мыслитель. По преданиям – именно он открыл многие секреты обработки самоцветов. Малахитовую шкатулку, вазу из цельного орлеца – всё это его рук дело.
Вспоминаю бажовские сказы – и дивлюсь. Ну не мог обычный человек ТАКОЕ сотворить! Тут впору о высших силах говорить. О тайной помощи духов гор, властелинов недр земных. Может, и впрямь благоволила Данилке сама Хозяйка Медной горы?
Образ её – загадочный, притягательный – всплывает в сознании. Красавица и чаровница, а по сути – душа самого Урала. Капризная и щедрая, суровая и ласковая. К достойным – благосклонна, а чужаков, алчных до богатств – не жалует…
И ведь все мы, если вдуматься – немного Данилы-мастера. Ищем в глыбе бытия – свой узор неповторимый, свою малахитовую строку. Долбим и шлифуем, надеемся и верим. А Хозяйка – она рядом, поблизости. То улыбнётся лукаво, то нахмурится. Испытывает. Ждёт, когда же свершится таинство. Когда мастер и камень его души станут единым целым…
Пока предавался этим размышлениям – незаметно въехал в Екатеринбург. Ох и город! Даром что почти ровесник Петербурга – а всё равно в нём есть что-то такое… Неистребимо уральское. В архитектуре – размах и основательность, в людях – твёрдость характера, хватка. Истории разные, судьбы – а всех роднит этот сплав несгибаемости и душевности. Алмаз в неказистой породе.
Иду по улицам, впитываю атмосферу – и чувствую, как меняюсь сам. Ещё вчера, на Алтае – пел осанну вечной гармонии мира и человека. Сливался с природой, растворялся в космосе. А здесь – будто заземлился. Ощутил силу и правду земного бытия, красоту и поэзию труда.
И то сказать – не за красивые же глаза полюбил Урал Бажов, Мамин-Сибиряк! Не за туманы волшебные – а за людей самобытных, искусных, за жизнь, что бьёт ключом вопреки всем законам и теориям. Где и как – Бог весть, в каменном мешке, без проблеска солнца. Но – бьёт! Так, что другим и не снилось.
Смеюсь невольно – эко меня занесло в дебри лирические! А всё Урал виноват. Мало того что сам – тайна тайн, загадка вечная. Так ещё и тебя заставляет душу наизнанку вывернуть. Мол, нечего юлить – показывай, чем богат!
И вот я в Екатеринбурге. Ох и город! Даром что почти ровесник Петербурга – а совсем другая аура, иная энергетика. В архитектуре – размах и основательность, в людях – твёрдость характера, хватка. Истории разные, судьбы – а всех роднит этот сплав несгибаемости и душевности. Алмаз в неказистой породе.
Сразу чувствуется – место намоленное, пропитанное духом предков. Недаром ведь здесь, на берегах Исети, начиналась горнозаводская империя Демидовых. Сколько руды добыто, сколько металла выплавлено! А сколько судеб человеческих вокруг этого заводского дела закручено…
Иду по проспекту Ленина – бывшей Главной улице. Дух захватывает – вот она, история в камне! Дома купеческие, особняки старинные – а рядом конструктивизм советский, громады административные. И всё это – в единой симфонии, в неповторимом сплаве времён и стилей.
Город контрастов, город-трудяга. По нему сразу видно – не про панельки-муравейники речь, не про безликие кварталы. Тут каждый дом – с историей, с харизмой. Взять хоть усадьбу Расторгуевых-Харитоновых – разве не песня? Колонны беломраморные, парк старинный – ну чисто дворянское гнездо! А ведь строил-то заводчик, мастеровой в первом поколении…
Или Храм на Крови, что на месте Ипатьевского дома возвели. Само имя – у дрожь пробирает. Тут ведь, если вдуматься, вся трагедия России в одной точке сошлась. Конец династии, крах империи – и начало чего-то нового, невиданного доселе. И как символ этого – строгие линии собора, его золотые купола в уральском небе…
Гуляю, вспоминаю легенды екатеринбургские – и диву даюсь, как они… живы, что ли. Вот Каменный цветок Данилы-мастера – а вот и сам он, в бронзе-граните увековеченный. Смотрит чуть лукаво, будто спрашивает – ну что, странник, постиг ли тайну мастерства?
А я и сам не знаю, что ответить. Одно чувствую – ближе стал к разгадке, хоть краем глаза заглянул в суть вещей. Ведь Екатеринбург – он как шкатулка малахитовая. Снаружи – прост и угловат, а внутри – сокровища несметные. Духовные, культурные, человеческие…
Вот музей изобразительных искусств – гордость города. Русский авангард, Каслинское литьё – это ж целая вселенная! А рядом – мастерские современных умельцев, продолжателей традиций. Глядишь на их творения – и веришь: не прервётся нить, не уйдёт в небытие уральская школа.
Или театры екатеринбургские – что ни название, то легенда. Оперный, где Шаляпин пел, драма, где Мамин-Сибиряк заправлял. А сегодня – новые имена, новые постановки. Но всё тот же нерв, та же искра божья – дерзкая, неистребимо уральская…
Захожу в трактир старинный – пообедать, отдохнуть. И тут – как в сказку попал. Кружева деревянные, расписные потолки. А на столе – разносолы местные: пельмени, строганина, пироги. Хлебосольный край, щедрый на угощение!
И рядом за столиком – старик-старовер. Борода седая, взгляд прозорливый. Завели разговор – и будто в другой мир перенёсся. Про скиты тайные, про обряды древние, про Беловодье заветное… Слушаю – и чувствую, как мурашки по коже. Вот она, живая история! Не в книгах – в памяти людской хранится…
А вечером – на Плотинку, в самое сердце города. Тут ведь начиналось всё, тут исток! Пруд рабочий, плотина историческая – а ныне место отдохновения, паломничества. Стар и млад сюда стекаются – красотой налюбоваться, воздухом речным надышаться.
Сижу на парапете, слушаю уличных музыкантов – и думы думаю. Про судьбу-злодейку, про выбор да ответственность. А ещё – про чудеса, в которые и верить боязно. Ну как, как в одном городе могло столько всего намешаться? Столько эпох, стилей, характеров?
Загадка, да и только. Поди разгадай – а я и не берусь. Просто впитываю эту атмосферу, этот неповторимый сплав. Деловитой хватки и душевной щедрости, размаха имперского и новаторства дерзкого. Всего того, что и зовётся – уральский характер…
И ведь главное – люди. Вот где истинное богатство Екатеринбурга! Которое ни в злате не измеришь, ни пробой не определишь. Но без которого – грош цена и камню самоцветному, и металлу драгоценному.
Смотрю на лица екатеринбуржцев – открытые, с хитринкой. На руки их – рабочие, мозолистые. И думаю – вот он, ключ к загадке уральской! В этом единстве духа и плоти, искусства и ремесла. В умении – жить по совести, любить беззаветно, творить вопреки всему…
Глава 34. На стыке яви и мифа, вымысла и были
Просыпаюсь в своем номере в центре Екатеринбурга.
За окном – раннее утро, солнце только-только поднимается над городскими крышами. Вчера я вдоволь побродил по улицам, любуясь старинными особняками и конструктивистскими громадами. Кажется, начал немного понимать этот город, его характер, его ритм. Но чувствую – чего-то не хватает. Не хватает какой-то изюминки, какой-то тайны.
И тут меня осеняет – а ведь Екатеринбург буквально пропитан мифами и легендами! За три века своей истории он оброс таким количеством удивительных историй, что хватит не на один приключенческий роман. Загадочные подземелья, мистические артефакты, призраки и клады – вот что мне нужно, чтобы постичь подлинный дух города!
Быстро собираюсь, заглатываю на ходу завтрак – и вперед, навстречу екатеринбургским тайнам.
Встречаюсь с Михаилом – местным гидом и краеведом, который обещал посвятить меня в мистические тайны Екатеринбурга. Начинаем с усадьбы Харитоновых-Расторгуевых. Пока я любуюсь роскошным особняком, Михаил рассказывает леденящие кровь истории о замурованных в подземельях крепостных и кладах, спрятанных в тайных комнатах.
– Конечно, большинство этих легенд – просто красивые сказки, – улыбается он. – На самом деле в подвалах были обычные склады и мастерские. А вот насчет золота – чистая правда. Была в этих краях золотая лихорадка, да быстро сошла на нет. Осталась только россыпь мифов да штольни под Харитоновской горкой.
Дальше наш путь лежит к подземной речке Мельковке. Оказывается, когда-то в ее водах мыли золотоносный песок! Теперь она течет глубоко под городом, рождая легенды о тайных ходах и несметных богатствах.
– Говорят, особо отчаянные диггеры спускаются по старому руслу, – понижает голос Михаил. – Идут, понимаешь, с фонарями, по колено в воде. А как возвращаются – карманы от самородков оттопыриваются. Только все больше слухи это, байки. Кто ж в здравом уме полезет в такую темень да сырость?
Следующая остановка – Городок чекистов, монументальное воплощение конструктивизма. С ним связаны самые мрачные городские легенды – о пыточных подвалах, расстрелах, замученных узниках. Михаил только посмеивается:
– Ну что за фантазии у народа! Откуда в жилом доме застенки? Там максимум прачечные были да кладовки. Другое дело – история о нехорошей квартире. Якобы люди там пропадают, призраки похищают. Одна жиличка божилась, что по ночам из пустой квартиры крики слышала, грохот какой-то. Жуть!
Проезжаем мимо усадьбы Железнова – мрачного готичного особняка, где по слухам до сих пор бродит призрак купчихи-сумасшедшей.
– Сам в этих стенах бываю регулярно, – делится Михаил. – Не к покойной хозяйке, конечно, по работе. Так вот, ни разу никаких привидений не встречал. Хотя атмосфера и правда жутковатая. Того и гляди из-за угла дама в белом выплывет!
К обеду мы добираемся до Зеленой рощи – облюбовать руины бывшей больницы. Заброшка производит неизгладимое впечатление: разбитые окна, облупленные стены, мрачные завалы битого кирпича. Самое то для городских легенд!
– Чего только не рассказывают, – Михаил аж руками всплескивает. – И призраки-самоубийцы тут бродят, и время по-другому идет. Вранье, конечно. Но выглядит правдоподобно, чего уж там. Недаром всякие киношники любят здесь ужастики снимать – антураж что надо! Жаль только, историческая постройка разрушается. Хорошо хоть скоро под онкоцентр отдадут, глядишь, оживет это гиблое место.
Постепенно перемещаемся в центр, к площади 1905 года. Стоим прямо над могильными плитами, а под ногами, оказывается, покоится прах высокопоставленных особ! Михаил с придыханием повествует о жутковатом пророчестве:
– Был тут, понимаешь, собор знаменитый, а при нем – кладбище архиерейское. Ну а как советская власть пришла – храм-то снесли к чертям собачьим. А покойнички, стало быть, остались. Вот и ходит легенда, что восстанут они в гневе праведном и утащат памятник Ленину прямиком под землю, в свои могильные чертоги. Любят у нас такие страшилки! Хотя на самом деле останки давно в другое место перенесли. Так что вождь мирового пролетариата может спать спокойно.
На Михайловской горке у Михаила припасена очередная мрачная байка – о лютеранском кладбище, чьи плиты пошли на стройматериалы. Теперь призраки стучатся в окна по ночам, требуя вернуть надгробья на место. Прямо готовый сценарий для фильма ужасов!
– А знаешь, кто еще здесь упокоен? – Михаил понижает голос до зловещего шепота. – Дятловцы, те самые! Которые при загадочных обстоятельствах погибли. Прямо мороз по коже, как представишь такое соседство. Мистика, да и только!
Финальный аккорд нашей экскурсии – Уктусский лесопарк, овеянный легендами о языческом прошлом. Если верить преданиям, на одной из вершин древние вогулы проводили свои шаманские ритуалы. Отсюда и мистический флер, притягивающий экстрасенсов и прочих адептов тайных знаний.
– Является им тут, понимаешь, всякое, – посмеивается Михаил. – Видения из прошлых жизней, озарения космические. Ну а как же, место-то намоленное! Хочешь, можем и твои экстрасенсорные способности проверить. Для этого нужно встать в центре капища, глаза закрыть и сосредоточиться. Глядишь, че и привидится!
Поддавшись на уговоры, пробую. Стою, жмурюсь до цветных кругов перед глазами. Но – увы и ах! Никаких тебе видений, никаких потусторонних голосов. То ли я скептик прожженный, то ли дара во мне ни на грош.
Солнце клонится к закату, наше мистическое турне подходит к концу. Мы с Михаилом усаживаемся на скамейку, делимся впечатлениями. От услышанного голова идет кругом – столько всего, оказывается, скрывается за фасадом привычного города! Недаром говорят – чужая душа потемки. А уж душа целого мегаполиса – та еще загадка, тот еще клубок легенд и преданий!
Михаил прощается, оставляя меня наедине с мыслями. Сижу, размышляю о превратностях истории и извилистых путях человеческой фантазии. Как много мы привносим в окружающую действительность, как любим дополнять ее собственными домыслами и вымыслами! И пусть большинство городских легенд не выдерживают столкновения с реальностью. Само их существование, samo их живучесть говорит о многом. О нашей тяге к чудесному, о неистребимой жажде тайны.
Да, быть может, призраки Екатеринбурга существуют только в нашем воображении. Может, сокровища под Харитоновской горкой давно найдены и поделены. Но разве от этого легенды становятся менее прекрасными? Разве они перестают волновать умы, щекотать нервы, будить в нас те самые полузабытые детские мечты о кладах и приключениях?