Геннадий Иванович Малейчук, Наталья Ивановна Олифирович
Сказки на кушетке
Кай, Аленушка, Мертвая Царевна, Кощей Бессмертный и другие персонажи глазами психотерапевтов
Все права защищены. Книга или любая ее часть не может быть скопирована, воспроизведена в электронной или механической форме, в виде фотокопии, записи в память ЭВМ, репродукции или каким-либо иным способом, а также использована в любой информационной системе без получения разрешения от издателя. Копирование, воспроизведение и иное использование книги или ее части без согласия издателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.
© Олифирович Н.И., Малейчук Г.И., текст, 2024
© Бортник В.О., иллюстрация на обложке, 2024
© Бортник В.О, иллюстрации в блоке, 2024
© Оформление. ООО «Издательство „Эксмо“», 2024
Вступление
Не отмахивайся от бабушкиных сказок, ведь только в них сберегается знание, забытое теми, кто считал себя мудрым.
Джон Р. Р. ТолкинПомните бессмертное высказывание Л. Н. Толстого? О том, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»? Нам захотелось поспорить с классиком – ведь это слишком широкое обобщение. Мы решили выявить повторяющиеся сценарии на примере знакомых с детства сказочных историй, а заодно поставить «диагнозы» типичным несчастливым семьям, умножающим до боли распространенные детские страдания.
Ведь почти у каждого в окружении найдется вечно уставшая «Золушка», постоянно попадающий в неприятности «братец Иванушка» или отец-деспот, которого за глаза иначе как Кощеем и не называют…
Мы приглашаем вас нырнуть с нами в эту книгу, как в волшебную нору Алисы. Здесь вас ждет удивительное превращение старых сказок в психологический нарратив. Гарантируем, что будет интересно, но предупреждаем – из этого книжного путешествия вы не вернетесь прежним. Ведь искушенный читатель знает, что из волшебного шкафа или Зазеркалья возвращается совсем не тот герой, который открывал дверь в другое измерение. Он так много повидал и испытал, он столько пережил, что стал мудрее и взрослее.
Сказки – это не только развлечение. Еще дедушка Юнг говорил, что «символ всегда заключает в себе больше, чем его очевидное и сразу приходящее на ум значение». При близком и даже скрупулезном рассмотрении старых сказок, в пробелах и прорехах знакомых сюжетов вы можете неожиданно увидеть «театр теней», в котором разыгрываются такие привычные вам постановки и представления. И есть риск, что уже к середине книги вы с болью осознаете, что «мама мне так добра желает» – это про мать, которая крадет жизнь дочери из ревности, а «папа знает, как лучше» – это про отца-тирана. А если у кого-то родного и близкого «просто такой сложный характер», то вам совсем не обязательно из-за этого страдать всю оставшуюся жизнь…
Предупреждаем, что некоторые главы, возможно, вам будет с каждой страницей читать все тяжелее, как Русалочка с каждым шагом испытывала «сильную боль, как будто тысячи кинжалов впиваются… в ступни». Поверьте нашему шестидесятилетнему на двоих опыту работы с людьми: самые неприятные, «скучные», «болезненные» главы – они же и самые терапевтические. Вы самостоятельно осознаете суть своих психологических проблем, а благодаря резюме в конце каждой главы поймете, как именно подойти к их решению и с каким запросом пойти на личную или групповую терапию.
Первые три издания этой книги были рассчитаны на студентов психологических факультетов и начинающих психотерапевтов. Однако со временем запрос со стороны широкой читательской аудитории подтолкнул нас на доработку этой книги: мы сделали ее понятной и для непрофессионалов, но при этом оставили многочисленные отсылки к классическим психологическим трудам.
Что в итоге получилось? А вы представьте, что на золотом крыльце из детской считалочки уселись Фрейд и Юнг, Винникотт и Мак-Вильямс с Джонсоном, к ним Выготский заглянул на огонек. Вы примостились рядышком и слушаете их рассуждения о сказках, о том, как события из детства влияют на наши отношения, предпочтения и выборы, как человеку наконец-то по-настоящему повзрослеть и найти самого себя в бесконечных отражениях кривых зеркал – установках, навязанных родителями, бабушками и дедушками, воспитателями и педагогами.
За годы психологической практики и научной деятельности мы написали больше 600 статей, провели немало серьезных исследований, но нас заворожила именно глубина и универсальность детских сказок. Оказалось, что в простых и таких знакомых сюжетах прячутся золотые ключики к решению практически всех основных психологических проблем.
В сказках, словно в волшебном зеркальце, отразились типичные деструктивные семейные сценарии: мы повстречаем в этой книге родителей-захватчиков и родителей-нарциссов, эксплуатирующих своих детей, разберемся с проявлениями созависимости, осознаем всю опасность нарциссических травм, обнаружим корни проблем дисфункциональных семей, увидим, как из-за безразличия взрослых ребенок теряет связь с реальностью.
А самое главное – мы наконец-то обратим внимание на годами заброшенного собственного внутреннего ребенка и сможем «расколдовать» нечувствительного взрослого. А значит, какой бы неожиданный поворот сюжета ни готовила нам судьба, мы сможем обнаружить и организовать свой собственный хэппи-энд.
Сказочные истории – Между вымыслом и реальностью
Сказка ложь, да в ней намек…
Александр ПушкинПсихотерапия today
Сегодня психология и психотерапия все больше проникают в нашу жизнь. Профессия психолога очень популярна и существует как в виде «чистой» специальности, так и в виде совмещения с педагогикой, социальной работой, медициной, музыкой, иностранным языком, рекламой и др. В каждом глянцевом журнале есть рубрика с комментариями психолога или психологическими тестами.
Специальные психологические термины используют и в повседневной жизни: каждый второй знает, кто такой социопат (Шерлок Холмс в исполнении Бенедикта Камбербэтча), психопат (Ганнибал Лектер в разных воплощениях), носитель синдрома Аспергера (Лисбет Саландер из фильма «Девушка с татуировкой дракона»). Авторы и сценаристы наделяют персонажей психологизмом. Каждой проблеме – воспитанию детей, отношениям на работе и дома – посвящаются передачи, подкасты, лекции, книги и пр. Фактически мы живем в эпоху, когда обладание психологическими знаниями – это своеобразный признак социальной нормальности.
Но несмотря на такое бурное развитие психологии, люди не стали счастливее. Наоборот, согласно данным ВОЗ, в мире ежегодно растет число людей с депрессиями, нервно-психическими расстройствами, увеличивается количество суицидов. Причин у этого явления много. Например, важная и нужная психологическая информация зачастую не доходит до человека, потому что излагается сложно и непонятно.
Обычный человек, не вооруженный психологическими знаниями, просто не видит связи между своим поведением и отношениями в семье, проблемами детей, сложностями на работе. И даже профессиональный психолог часто не в силах ему помочь, так как не умеет доносить психологическую информацию просто и ясно.
Почему? Потому что этому на психфаке не учат. Учат речи, красивой с научной точки зрения: сложной, с огромным количеством специальной терминологии, с философскими рассуждениями, логическими умозаключениями… Студент, изучая психологию, становится профессионалом и продолжает действовать так, как его научили. Он научно, непонятно и запутанно рассуждает о простых и жизненно важных вещах, оперирует общими понятиями, дает невнятные – и поэтому бесполезные – объяснения и советы.
Именно поэтому у нас родилась идея показать будущим психологам, а в последствии и обычным читателям суть психологических феноменов на жизненных примерах. Материалом для нас стали популярные сказки, мифы, мультфильмы – то, что доступно для восприятия и понимания любому из нас.
В нашей книге мы делаем акцент на шаблонах поведения, которые возникают в ранних детско-родительских отношениях и в последствии появляются во взрослой жизни. Эти паттерны прослеживаются в супружеских, дружеских, партнерских, деловых связях и в том, как человек обращается с самим собой.
И так приходят к психологам «Аленушки», что снова и снова спасают «Иванушек», «Русалочки», которые молчат как партизаны, но верят, что их и без слов поймут, «Золушки», которым проще вкладывать силы и ресурсы в других, часто неблагодарных, чем в себя. Мы надеемся, что наша книга позволит сделать эти повторяющиеся способы поведения «прозрачными», понять, почему люди так себя ведут, откуда «растут ноги» у такого поведения и что мешает человеку измениться.
Структура сказки и ее герой
У разных народов мира можно встретить мифы, легенды, волшебные, героические сказки со сходными идеями, персонажами, способами преодоления трудностей. Но зачем такое количество историй, транслирующих один сюжет?
Нам кажется, это связано с закономерностью этапов в жизни человека. Взрослея, мы переходим на новые ступени жизни, обретаем новый статус, новую идентичность. Как из девочки стать женщиной? Что нужно, чтобы превратиться в настоящего мужчину? Как правильно: искать своего «суженого» – того единственного, кто предназначен тебе судьбой, или можно жить счастливо с разными партнерами? Каждый из нас в какой-то момент жизни искал ответы на эти вопросы.
Именно поэтому существуют бесконечные вариации тем: «взросление», «любовь», «тяжелая судьба», «сиротство», «насилие», «поиск себя», «старение», «воспитание детей», «переживание утраты».
Фольклорист и филолог Владимир Пропп исследовал структуру и композицию разных сказок. Он выделил 31 неизменную сказочную функцию и создал метасхему волшебной сказки. Также Пропп обнаружил набор поступков главного героя (функций), важных для развития сказочного сюжета. Фольклорист описал последовательность этих действий и набор ролей, распределенных среди семи персонажей: героя, антагониста (вредителя), дарителя, чудесного помощника, царевны или ее отца, отправителя, ложного героя. Не все функции обязательно присутствуют в конкретной сказке, но, согласно Проппу, их число ограниченно, а порядок появления в сказке неизменен.
Исследуя волшебные сказки вслед за Проппом, советский филолог Елеазар Мелетинский объединил функции героев в более крупные структурообразующие единицы. Это позволило определить жанровые типы самих волшебных сказок, таких, например, как героические сказки змееборческого типа, архаические сказки типа «дети у людоеда», сказки о свадебных испытаниях и др.
По мнению российских психологов, в сказке есть пять задач, обеспечивающих достижение сказочной цели.
1. Побуждение к действию. Эта задача наиболее актуальна в начале сюжета, когда герой:
а) наносит вред самому себе и/или окружающим из-за нарушения закона, запрета – «Незнайка на Луне».
б) получает удар от судьбы или терпит ущерб в силу сложившихся обстоятельств – «Карлик Нос».
2. Выбор. Эта задача связана с переходом героя из привычной жизни в неизвестные и порой смертельно опасные условия. В новых обстоятельствах он должен обрести или проявить качества, необходимые для разрешения проблемы. При этом герой стоит перед неизбежным выбором: куда идти (направление), для чего идти (смысл). Например, девочка Оля из сказки «Королевство кривых зеркал» отправляется в новый для себя мир, полный странных существ. Она встречает министра Абажа (жабу), короля Топседа (деспота) и др.
3. Накопление ресурсов. В ходе развития сюжета главный герой добывает волшебные средства и встречает чудесных помощников, преодолевает препятствия и/или проявляет «правильное поведение», тем самым наращивая духовный потенциал. Девочка Элли, шагая по дороге из желтого кирпича, встречает Дровосека, Льва, Страшилу. А пес Тотошка приносит героине волшебные туфельки.
4. Самосовершенствование. Накопление ресурсов имеет смысл лишь в случае их успешного использования, которое осуществляется в ходе испытаний героя сказки. Например, Буратино в конце истории открывает золотым ключиком (ресурс) дверь в театр.
5. Преображение. Главный момент преображения героя – это борьба и победа над сильнейшим врагом. Эта трансформация приводит к изменению проблемной ситуации и завершается воцарением героя как формы признания окружающими победы. Чиполлино побеждает синьора Помидора и принца Лимона, и все фрукты и овощи чествуют его.
Многие современные дети и взрослые, играя в компьютерные игры и наблюдая за развитием героев, используют другую систему координат для анализа характеров. Она довольно содержательная и позволяет описать каждого героя. В ней есть две дихотомические оси: «добро – зло» и «законопослушность – хаотичность».
Благодаря этой модели можно не только описывать персонажей, но и предсказывать их поведение, и молодежь, увлеченная ролевыми играми, опирается именно на эти схемы.
Как видите, сказку и ее героев можно анализировать, опираясь на разные модели. Главным фокусом нашего внимания оказываются по большей части психологические переживания героев, их мотивы, чувства, желания, особенности личности и другие аспекты психики.
Сказочная история как кейс
Все сказки изначально адресованы детям и нацелены на сознательное или подсознательное:
• обучение правилам поведения в обществе;
• развитие умение ставить жизненные цели и добиваться их;
• понимание неизбежности появления различных трудностей и проблем;
• развитие навыков поиска наилучшего выхода из сложившейся ситуации;
• формирование способности заводить друзей, строить близкие отношения и др.
Сказки в образно-символической форме показывают реальность в виде конкретных аллегорий (иносказаний), взаимодействий и отношений. Благодаря знанию о том, что в волшебной истории почти всегда есть счастливый конец, дети учатся верить в хорошее. Именно сказки в детских книжках или мультиках – первые художественные произведения, с которыми каждый из нас встречается в детстве. Однако они также понятны и интересны взрослым. Это позволяет использовать их в качестве примеров либо объяснений тех или иных психологических явлений.
Но мы хотели не просто проанализировать сказки, а посмотреть на них через призму психотерапии. Если взглянуть на героя произведения как на клиента, то можно за историей увидеть психотерапевтические задачи. Иными словами, понять, как можно помочь «Аленушкам», «Золушкам», «Иванушкам» и другим.
Истории, которые есть в книге, выбраны неслучайно.
Во-первых, мы хотели показать на конкретных примерах, как окружение, влияя на человека, приводит к появлению и поддержанию негибкого, неадаптивного поведения.
Во-вторых, нам было важно продемонстрировать разные аспекты психологии и психотерапии с помощью описания тех или иных действий, реакций, выборов и переживаний персонажей.
В-третьих, мы старались способствовать развитию эмпатии будущих психологов, а также родителей, супругов, партнеров через сопереживание героям сказок.
В-четвертых, мы хотели научить замечать психологические феномены и синдромы в сказочных историях и интерпретировать поведение персонажей с точки зрения психологии.
Функции сказочных историй
Использование сказок позволяет в полной мере включить все их функции: диагностическую, терапевтическую, прогностическую, катарсическую, творческую и развивающую.
Диагностическую функцию мы используем в нескольких случаях.
Во-первых, сама история позволяет «примерить» на главного героя различные «диагнозы», устроить «сказочный консилиум», обсудить наиболее эффективные стратегии помощи персонажам.
Во-вторых, психологи и те, кто хочет помочь своим близким, учатся использовать ресурсы сказочных историй в работе с реальными людьми. Ведь у каждого человека есть своя любимая сказка и персонаж. Благодаря психоаналитику Хансу Дикманну в психологии появился популярный термин «любимая детская сказка». Именно он писал, что различные чудовища и ведьмы – это наши страхи, проблемы и неудачи, а феи и животные-помощники – наши внутренние ресурсы.
Например, если девушка выбирает в качестве любимого сказочного героя Золушку, то, вероятно, она выполняет много рутинной бессмысленной домашней работы, ожидая за это вознаграждения – сказочного бала и принца. Но, возможно, эта история отражает сложности ее отношений с матерью, которую женщина воспринимает как жестокую «мачеху».
Так, психолог учится не принимать историю буквально, а, скорее, каждый раз пытается понять: что скрывается за выбором клиентом того или иного персонажа? Чем он симпатичен для клиента? Как жизнь сказочного героя похожа на жизнь клиента? Чем заканчивается сказка и устраивает ли клиента такой финал? И т. д.
В-третьих, в отличие от реальной терапии, диагностика случаев сказочных героев – это безопасный процесс и для психолога, и для воображаемого клиента.
В-четвертых, предлагаемый «диагноз» говорит об авторе интерпретации (например, психологе) не меньше, а, возможно, и больше, чем о самом персонаже. То есть мы сами становимся авторами и создателями именно такого видения сказочной истории.
Терапевтическая функция сказки состоит в том, что сама история всегда содержит и проблему, и способ ее разрешения. Так, осознание «своей» сказки, «своих» жизненных сценариев и персонажей – первый шаг к изменению. Примеряя на себя поведение героя и его способ разрешения ситуации, вы можете получить позитивный опыт работы с проблемой.
Прогностическая функция состоит в возможности предугадывать определенные феномены. Всем понятно, что агрессивная мачеха будет пытаться всячески извести Белоснежку. Тогда у человека, знающего «прогноз», появляется совершенно понятный план действий – обеспечить себе безопасность, выстроить границы и т. д. А еще в сказке есть ключ к разгадке, позволяющий психологу выбрать стратегию работы с клиентом.
Катарсическая функция сказки дает возможность человеку «прожить» важные для него моменты его жизни заново. Заново отреагировать, пересмотреть свой опыт.
Благодаря творческой функции сказки мы можем стать соавторами произведения, прочитать историю по-своему, включиться в креативный процесс создания новых смыслов, идей, фреймов. Можем «пересочинить» концовку, придумать новые сюжетные линии.
Развивающая функция сказки позволяет опираться на внутренние ресурсы клиента и развивать те из них, которые по каким-то причинам не задействуются сейчас. Волшебные помощники, зарытые сокровища, новые модели поведения дают возможность человеку получить толчок к развитию себя, своих умений и навыков, способов взаимодействия с окружением и т. п.
Уровни функционирования героя
Так как истории многогранны и содержат огромное количество различных смысловых категорий, для удобства анализа мы использовали представления о нескольких уровнях функционирования героя. При анализе сказок мы учитывали то, что любая история может рассматриваться на трех уровнях:
• внутриличностном;
• межличностном;
• архетипическом.
Внутриличностный уровень показыват «внутренний театр» человека, то есть то, что у него происходит в душе. Какие шаблоны поведения он использует и зачем.
Акцент на межличностном уровне позволяет проанализировать отношения главного героя с другими персонажами, увидеть, как они влияют на человека.
Архетипический уровень основан на идее прообразов, универсальных символов и мотивов.
Когда мы начинали писать книгу, мы хотели понятно объяснить важные идеи психотерапии через сказки. Они, по сути, являются фантазиями – сновидениями – ассоциациями огромного количества людей.
Анализ фантазий и сновидений, как считал Зигмунд Фрейд, – это «королевская дорога в бессознательное». Анализ сказок – это возможность выявить шаблоны детско-родительских отношений, которые присущи всем людям. Анализируя сказки, мы удивлялись, как в образной форме точно схвачены последствия психологических нарушений и травм в важных для человека отношениях.
Каждый из нас должен пройти в своей жизни определенные этапы развития: сепарироваться от родителей, найти себя, встретить подходящего партнера, создать семью, отпустить детей, передать жизненный опыт, обрести мудрость… Каждый из этих этапов сопровождается разными кризисами, которые в зашифрованном виде вы найдете в сказках.
Конечно, любой анализ сказки – это лишь одна из многочисленных версий, одна из попыток понять многогранный и сложный мир, имя которому – Человек. И в этой книге мы предлагаем собственный взгляд на психологический портрет различных героев, который не претендует на абсолютную истину.
«Русалочка»
Сказка про безразличный мир и жертвующего ребенка, или История про жизнь для другого
Жертва – это отказ от чего-то желанного ради чего-то нежеланного. Она никогда не бывает нужна.
Ричард БахРаннее развитие Я
Существует категория людей, которым крайне тяжело даются любые социальные контакты. Они склонны к депрессии, апатии и могут переживать острое чувство одиночества, даже находясь в кругу людей.
Казалось бы, нет никаких предпосылок для таких эмоциональных проблем, но человек все равно страдает. В чем дело? Проблема может крыться в глубоком детстве. А именно в ранних детско-родительских отношениях, в которых ребенок не получил любви.
И необязательно малыш рос в условиях насилия или абьюза. Он мог иметь полноценную семью – мать и отца. Но правда в том, что не только жестокое обращение, но и дефицит внимания и заботы может стать причиной развития психических отклонений.
Сказка «Русалочка» как раз ярко иллюстрирует идею о том, что недостаток любви, возникающий в ранних отношениях со значимыми близкими, человек пытается восполнить в течение всей последующей жизни.
Напомним содержание сказки. Главная героиня, Русалочка, младшая из шести дочерей морского царя, рано потеряла мать. Повзрослев, она влюбилась в человека – принца. С помощью ведьмы героиня превращает свой хвост в ноги и пытается стать обычной девушкой. Ей приходится принести жертву – она отдает ведьме свой голос. Из-за немоты Русалочка не в силах сообщить принцу о своих чувствах. В итоге она умирает в день свадьбы любимого.
В этой главе мы попытались проанализировать психологические особенности личности, условно относящейся к типу «Русалочка», и описать специфику терапевтической работы с ними. Также мы сосредоточились на проблеме, связанной с жизнью ребенка в условиях дефицита любви и эмпатии.
Кратко обозначим ориентиры для анализа.
Обычно заботу о младенце берет на себя мать. Отношения с ней очень важны для последующего понимания ребенком себя, своих чувств и желаний. Разбирая истории жизни клиентов, мы зачастую сталкиваемся либо с пренебрежением, либо с неспособностью родителей удовлетворить нужды малыша. Речь идет не о биологических потребностях, которые гораздо проще «закрыть», а о потребностях, связанных с контактом, близостью, установлением взаимоотношений. Маленькие дети в большей степени сфокусированы не сколько на получении молока, сколько на восприятии заботы о самом себе и чувстве теплоты и близости.
Самые серьезные случаи личностных нарушений как раз возникают из-за проблем взаимоотношений с матерью в раннем детстве. В нормальной аутической фазе[1], которая продолжается с момента рождения примерно до месячного возраста, новорожденный живет инстинктами. Задача матери – быть «внешним исполнительным Я ребенка», помогать ему оставаться сытым, сухим, чистым и довольным.
Когда у ребенка появляется понимание, что удовлетворение его потребностей зависит от отдельного объекта (мамы), то это говорит о его переходе из аутической в симбиотическую фазу. Нормальная симбиотическая фаза предполагает состояние слияния ребенка с матерью. То есть малыш еще не осознает, где он, а где его родитель, где Я, а где не-Я. Эта фаза продолжается примерно от полутора до 5–6 месяцев. Это этап жизни ребенка, когда он только начинает обнаруживать, что он – отдельное от матери существо.
На этой фазе у него проявляется способность формировать эмоциональную привязанность к родителю, которая является основой для всех его дальнейших взаимоотношений. Если ребенок нормально прошел симбиотическую фазу, если слияние с мамой было прочным, то на последующей фазе сепарации-индивидуации, в будущем, он сможет отделиться от матери. Хорошее слияние и последующее отделение – условие нормального развития личности.