Зачастую клиенты не понимают, чего хочет от них терапевт. Они переспрашивают, рассказывают о других людях или незначительных событиях, теряются… Предложение клиенту рассказать что-нибудь о себе, вопросы «Что вы чувствуете, рассказывая мне о том, кто вы и какой вы человек?», «Чего вы хотите?» и т. п. – начало кропотливой работы по восстановлению Я клиента от тех ранних травм, которые нанесли такой сильный ущерб его психике. Но бабушка Русалочки не психотерапевт. Она не пытается понять желания внучки, а обесценивает их.
– Вздор! Нечего и думать об этом! – сказала старуха. – Нам тут живется куда лучше, чем людям на земле!
Бабушка не замечает границ между своим Я и Я Русалочки. Старуха достаточно хорошо чувствует себя в подводном мире, не видит и не осознает страданий девушки. Бабушка подчиняется существующим правилам и законам, она горда собой и большое значение придает социальному статусу и его атрибутам. Воспитание таким человеком не способствует самопониманию ребенка, а обычно ведет к формированию симбиотической личности. Последняя не видит разницу между Я и не-Я.
Однако Русалочка находится в кризисе и пробует продвинуться с той точки, на которой она находилась раньше. Она начинает конфронтировать с бабушкой.
– Значит, и я умру, стану морской пеной, не буду больше слышать музыки волн, не увижу чудесных цветов и красного солнца! Неужели я никак не могу обрести бессмертную душу?
– Можешь, – сказала бабушка, – если кто-нибудь из людей полюбит тебя так, что ты станешь ему дороже отца и матери, если отдастся он тебе всем своим сердцем и всеми помыслами и велит священнику соединить ваши руки в знак вечной верности друг другу; тогда частица его души сообщится тебе и когда-нибудь ты вкусишь вечного блаженства. Он даст тебе душу и сохранит при себе свою. Но этому не бывать никогда! Ведь то, что у нас считается красивым, твой рыбий хвост, например, люди находят безобразным; они ничего не смыслят в красоте; по их мнению, чтобы быть красивым, надо непременно иметь две неуклюжие подпорки – ноги, как они их называют.
Русалочка глубоко вздохнула и печально посмотрела на свой рыбий хвост.
Итак, у Русалочки нет души.
«Возвращение души» возможно только благодаря исцелению. В формате терапевтических отношений психолог выполняет для клиента материнскую функцию. Он становится для него «хорошей матерью» – безусловно принимающей, чувствительной, эмпатичной – именно такой, какой ему не хватало на ранних этапах развития. Но при этом специалист сохраняет терапевтическую позицию: «Он даст тебе душу и сохранит при себе свою». Это очень точная метафора терапевтических отношений.
В реальных же отношениях «…этому не бывать никогда!». Из-за неудовлетворенной потребности, например, в привязанности человек в течение всей жизни может искать идеальные отношения в надежде «закрыть» ситуацию. Но сделать это действительно нереально, так как сложно представить, что партнер будет готов стать для человека такой «матерью». В реальности мы можем периодически становиться для своих партнеров и родителями, и детьми, и братьями, и сестрами – и это абсолютно нормально. Однако современные «гуру» часто пугают своих адептов тем, что даже такое ограниченное во времени родительство для своего партнера – когда ему плохо, тяжело, больно – разрушает отношения.
Но Русалочка все же пытается это сделать. Она меняет свою русалочью идентичность на человеческую. Но мир людей для нее – это мир невозможного. Существуют вещи, которые мы не можем изменить и которые нам необходимо принять. Это наш пол и наш возраст. Принимая эти факты, мы соглашаемся с реальностью и существующими в ней границами между полами и поколениями.
Для Русалочки к миру невозможного относится еще и строение тела. Ниже талии у нее хвост, а не две ноги, как у обычного человека. Она прекрасна в своем мире, но ей этого мало. Бабушка говорит ей прямо: «То, чем ты обладаешь, в мире людей считается некрасивым», но Русалочка не слышит. Чарующий и манящий мир людей овладел ее сердцем. Она не может думать ни о чем другом – только о невозможном, о том, что имеет непреодолимую границу. Ее наличие она не хочет замечать и признавать.
Клиенты, недовольные собой, уверенные, что только внешние изменения сделают их счастливыми, не могут принять реальность или чаще всего видят ее в искаженном свете. Все больше и больше людей меняют свое тело и платят за это высокую цену – боль, осложнения от операций, утрату здоровья. Так сильна их вера в то, что изменение строения тела изменит их жизнь, судьбу и позволит наконец обрести счастье.
Психолог не должен игнорировать мысли клиента о внешних изменениях. Еще он не должен говорить банальностей типа «посмотри на себя, ты же красивая», «зачем тебе делать пластическую операцию», «для чего ты изнуряшь себя тяжелой диетой». Необходимо кропотливо исследовать, каких внутренних изменений жаждет клиент и какой, по его представлениям, станет его жизнь после того, как его внешность трансформируется. Такое исследование открывает истинные потребности и желания клиента – в любви, заботе, внимании, признании. Когда настоящие потребности выявлены, можно начать другие способы их удовлетворения.
Мать и ведьма
Вечером во дворце, где живет Русалочка, проходит бал. На время героиня отвлекается от своих переживаний, но позже снова пускается в печаль.
Посреди залы вода струилась широким потоком, и в нем танцевали водяные и русалки под свое чудное пение. Таких звучных, нежных голосов не бывает у людей. Русалочка пела лучше всех, и все хлопали ей в ладоши. На минуту ей сделалось весело при мысли о том, что ни у кого и нигде, ни в море, ни на земле нет такого чудесного голоса, как у нее; но потом она опять начала думать о надводном мире, о прекрасном принце, и ей стало грустно, что у нее нет бессмертной души.
У Русалочки есть признанная красота, прекрасный голос, самый чудесный в мире, но ее это не радует. Она мечтает о невозможном – о том, чего у нее нет, и при этом не способна ценить то, чем обладает. Русалочку нельзя назвать самодостаточной, как любую оральную личность. Она всегда испытывает душевный голод. Ее отношение к миру может измениться, только если она залатает все внутренние «дыры» – найдет того, кто будет ее любить, кто поделится частичкой своей души. Душа есть у земного человека, то есть живущего в другой стихии и обладающего твердой почвой под ногами. Пока этого не произойдет, Русалочка не сможет получать удовольствие от жизни.
Она незаметно ускользнула из дворца, и, пока там пели и веселились, печально сидела в своем садике. Вдруг сверху до нее донеслись звуки валторн, и она подумала: «Вот он опять катается на лодке! Как я люблю его! Больше, чем отца и мать! Я принадлежу ему всем сердцем, всеми своими помыслами, ему я бы охотно вручила счастье всей моей жизни! На все бы я пошла – только бы быть с ним и обрести бессмертную душу! Пока сестры танцуют в отцовском дворце, поплыву-ка я к морской ведьме; я всегда боялась ее, но, может быть, она что-нибудь посоветует или как-нибудь поможет мне!»
Итак, находясь в отчаянии, неспособная рационально размышлять Русалочка принимает импульсивное решение – обратиться за помощью к ведьме. Все ее мечты и замыслы крутятся вокруг обретения души, своего Я. И сделать это она хочет путем вручения себя и своей жизни принцу. Русалочка не мыслит критически – она действует как одержимая. Вся ее жизненная энергия, ее помыслы, фантазии, планы направлены на другого человека, который, как ей кажется, решит все ее проблемы. Мужчина стал для нее воплощением ее незакрытой потребности в близких отношениях. Бессознательно девушка полагает, что контакт с принцем поможет ей «дорасти», «дозреть».
Часть истории, посвященная пути Русалочки к жилищу ведьмы, пронизана страхом. В задушенной полипами русалке, которую она встречает по дороге, угадывается намек на невозможность для нашей героини вырваться из своего привычного мира, перейти границу. С одной стороны, у Русалочки есть сильное желание измениться, а с другой – не менее сильный страх умереть.
Лучший способ пережить этот страх – не убегать от него, а осознать, что за ним скрывается. Все агрессивные и аутоагрессивные действия, которые происходят на протяжении истории, можно объяснить попытками Русалочки найти себя и страхом, что она умрет, так и не обретя свое Я. Но не осознающая своих желаний, опасений и тревог Русалочка пытается защититься. В попытке найти себя она использует следующие защитные механизмы:
• идентификация – приписывание другим людям собственных характеристик, заимствование идентичности у других или слияние собственной и чужой идентичности (попытки стать девушкой путем отказа от своей «русалочьей» личности);
• перенос – процесс, при котором чувства переносятся с одного объекта на другой, который становится заменителем первоначального объекта (мать – мраморный мальчик – принц);
• инверсия – обращение чувств, мыслей, желаний в их противоположность (боль при ходьбе превращается в смех и радость от общения с принцем);
• обращение против себя – перенаправление негативного аффекта, относящегося к внешнему объекту, на себя (агрессия к принцу трансформируется в аутоагрессию).
Все это – защиты орального характера. Мечтая слиться с принцем, Русалочка рискует своей жизнью, испытывает боль и ужас, но продолжает упорно идти к своей цели. Другой человек имеет для Русалочки гораздо большую ценность, чем она сама. У героини есть иллюзия, что только через другого она сможет найти путь к себе.
Остановившаяся в своем развитии, Русалочка не способна «перескочить» через ступеньку и пытается вернуться к симбиотической фазе. Похоже, только после ее прохождения возможно перейти к этапу сепарации-индивидуации. Именно поэтому все попытки найти себя обречены на неудачу – этап близости и взаимопонимания не завершился. По сути, героиня бросается в омут с головой. Но она об этом не знает – и поэтому верит в помощь ведьмы.
Морская ведьма, эквивалент Бабы-яги в славянских сказках, – один из самых ярких женских образов в истории Андерсена. Она обладает большой властью и силой. Отталкивающая внешность, полипы, дом из человеческих костей – все это атрибуты границы между царством живых и царством мертвых. Ведьма принадлежит обоим мирам – именно поэтому Русалочка надеется, что она поможет ей попасть в мир людей. Обычно ведьма испытывает героев, помогая лишь тем, кто вынес трудности. Испытанием стало уже само путешествие к ее дому, опасное и угрожающее жизни.
Интересно, что в славянских сказках в обрядах инициации и посвящения (на лопату – и в печь) Баба-яга выступает для подростков еще и как проводник в мир взрослых. Русалочка же обращается к ведьме за пропуском в мир невозможного. Однако это большой риск. Может быть, задушенная полипами русалка – это предупреждение о том, что не стоит пытаться перейти границу?
Образ ведьмы олицетворяет материнскую бессознательную стихию, иногда – злую, «плохую» мать. Интерес вызывает то, что ведьма, по сути, является единственной «матерью» Русалочки. Остальные родительские объекты или не способны заботиться о ней, как бабушка, или просто отсутствуют в ее жизни, как отец. Из двух возможностей – не иметь никакой матери или иметь плохую – Русалочка выбирает вторую. Это происходит потому, что, несмотря на все негативные стороны, ведьма готова помочь Русалочке.
– Знаю, знаю, зачем ты пришла! – сказала Русалочке морская ведьма. – Глупости ты затеваешь, ну да я все-таки помогу тебе – тебе же на беду, моя красавица! Ты хочешь отделаться от своего хвоста и получить вместо него две подпорки, чтобы ходить, как люди; хочешь, чтобы молодой принц полюбил тебя, а ты получила бы бессмертную душу!
Ведьма выступает в этой истории в качестве материнского объекта, она знает и понимает, чего хочет ребенок, но не объясняет ему, почему это желание не нужно удовлетворять. Ведьма – это садистическая мать. Но она, в отличие от девушки, может мыслить критически и оценивать последствия. Тем не менее женщина готова поддержать ее в таком саморазрушающем поведении. Ведьма воплощает агрессивные импульсы, которые нужны для построения границ, утверждения своего Я. Но если ведьма не уравновешена «хорошей матерью», то одержимый внутренней ведьмой человек будет крайне разрушительным – для других или для себя.
Когда у ребенка еще не сформирована зрелая способность совершать выбор, он нуждается в такой матери, которая может объяснять ему, как правильно поступать. При этом она не будет поддерживать его разрушительных и саморазрушительных намерений, а поможет контейнировать страх и ярость. Чем старше ребенок, тем сложнее удерживать его путем объяснений и уговоров от различных неадекватных с точки зрения социума действий. В норме у ребенка со временем складываются внутренние «удерживающие» структуры: вина, стыд, совесть. Он начинает понимать, где его границы, а где границы других.
Русалочка, которая была лишена контакта с теплой матерью, не имеет возможности посмотреть на ситуацию с взрослой позиции. Девушка способна взаимодействовать лишь с внутренней ведьмой. Это злая, отнимающая, разрушающая и поглощающая мать. Но у Русалочки нет другой, и поэтому все, что делает реальная ведьма, принимается ею как должное.
– Ну ладно, ты пришла в самое время! – продолжала ведьма. – <..> Я изготовлю тебе питье, ты возьмешь его, поплывешь с ним к берегу еще до восхода солнца, сядешь там и выпьешь все до капли; тогда твой хвост раздвоится и превратится в пару стройных, как сказали бы люди, ножек. Но тебе будет так больно, как будто тебя пронзят острым мечом. Зато все, кто тебя увидит, скажут, что такой прелестной девушки они еще не встречали! Ты сохранишь свою плавную, скользящую походку – ни одна танцовщица не сравнится с тобой; но помни, что ты будешь ступать как по лезвию ножа и изранишь свои ножки в кровь. Вытерпишь все это? Тогда я помогу тебе.
– Да! – сказала Русалочка дрожащим голосом и подумала о принце и о бессмертной душе.
Русалочка соглашается с тем, что, став человеком, никогда больше не увидит свой дом и родных, а если принц не полюбит ее всем сердцем, то она не получит и бессмертной души. И даже последнее предупреждение ведьмы: «С первой же зарей после его женитьбы на другой твое сердце разорвется на части, и ты станешь пеной морской!» не останавливает девушку. Героиня относится к себе с крайним пренебрежением и равнодушием.
Мать определяет образ мира ребенка. Отсутствие души у Русалочки символизирует еще и ее собственное не-присутствие, слабость, хрупкость в этом мире. В терминах психотерапии отсутствие души можно определить как несформированную идентичность. Иными словами, человек не знает, кто он, чего хочет, к чему стремится, какие у него способности, ресурсы, ограничения и слабости.
Ребенок – это открытая система, постоянно вступающая во взаимодействия с внешним миром. Путем этих взаимодействий ребенок создает собственный внутренний мир, представление о самом себе и о Других. В дальнейшем процессе индивидуации ребенок строит собственную идентичность. Он начинает воспринимать себя как отличного от Других. Если в развитии происходит «сбой», у ребенка сохраняется иллюзия слияния с архаическим образом матери своего раннего детства. Идентичность не формируется, что переживается ребенком как чувство внутренней опустошенности.
Функция матери в этом процессе – выступать и в роли щита против разрушительных для ребенка стимулов, факторов, и в качестве посредника, расшифровывающего сообщения ребенка и дающего на них адекватные ответы. Когда ребенок испуган, обижен, расстроен, болен или рассержен, он ничего не может сделать с этими состояниями. Мать выступает в роли объекта, который может принести малышу спокойствие и облегчить страдания.
Если у ребенка нет возможности создавать образ успокаивающей и опекающей его матери и внутренне объединяться с этой фигурой, то отсутствие ментальной защиты сохраняется и во взрослой жизни. Такой человек остается, по сути, ребенком, у него нет чувства стабильности, уверенности, он принимает импульсивные решения и доверяет тем, кому не следует доверять, либо минимизирует контакты с окружением.
Образ матери в таких случаях может быть расщепленным.
С одной стороны, существует идеализированный и недостижимый образ всемогущей матери, которая может помочь в любой ситуации и удовлетворить любое его желание. Ребенок пытается найти эту «идеальную мать», проецируя желаемые качества на объекты привязанности уже во взрослой жизни. Для Русалочки таким объектом становится принц.
С другой стороны, у ребенка имеется также образ отвергающей, наказывающей, плохой матери, в нашей истории – это образ ведьмы. Если он преобладает, по мере взросления ребенок начинает идентифицироваться с этими аспектами и относиться к себе точно так же, как «плохая» внутренняя мать.
Стратегическая задача терапии с таким клиентом – помочь ему осознать свою агрессивную, живую, активную часть и научить использовать ее для удовлетворения собственных желаний и потребностей. Но работа по признанию и принятию своей «плохой» части (внутренней ведьмы) требует терпения и времени.
Внутренняя ведьма, аутоагрессия и алекситимия
Когда ведьма заявляет Русалочке, что та должна заплатить ей за помощь, у читателя может возникнуть сопереживание героине и желание остановить, удержать ее от безрассудного поступка. Ведь ведьма точно знает, чего она хочет, и прекрасно обращается со своими желаниями. Она сообщает девушке, что платой за зелье будет немота – свой прекрасный голос героиня навсегда отдаст ведьме. Эта ситуация показывает, какая маленькая и беззащитная Русалочка и как легко ее обмануть.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
В этот период новорожденный способен воспринимать лишь немногое из того, что находится вне его организма; кажется, что он живет по большей части в мире внутренних стимулов и действует на чисто интуитивном уровне.
2
Обряд, знаменующий переход человека на новую ступень развития.
3
Возмещение убытков.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов