banner banner banner
Точка Х: прошлое и будущее в моменте. Смотреть на свою жизнь, как на интересное кино
Точка Х: прошлое и будущее в моменте. Смотреть на свою жизнь, как на интересное кино
Оценить:
 Рейтинг: 0

Точка Х: прошлое и будущее в моменте. Смотреть на свою жизнь, как на интересное кино


2015 год, 5 июля. Александре – 4 года, а Георгию – 2. Мы вчетвером с мужем и детьми Швейцарии, в Женеве. Наконец-то вылетели, правда не без приключений – на паспортном контроле пограничник потерял посадочный билет Георгия, была слишком конфузная ситуация, пришлось брать талон заново, на котором испуганный пограничник в этот раз забыл поставить печать.

Прилетели в Женеву в 20.00 вместе со случайным попутчиком – соседом по самолету- наполовину грузином Махой. Здесь у нас была пересадка на несколько часов до утра. Вместе отправились осматривать город. Электричка от аэропорта напоминала наши «доисторические» поезда РЖД из эпохи 90-х — с граффити по бокам, а дома на окраине – архитектуру Хрущевского периода. Удивление не заставило себя долго ждать.

Старый город также произвел впечатление! Сначала показалась набережная, высокий фонтан оросил нас холодной водой. Народ, шумно прогуливающийся вдоль воды, более чем раскрепощенный. Проезжую часть перекрывают по ночам для пешеходов, автомобильного движения нет. Публика в основном была южноафриканская с разноцветными волосами и шумной яркостью. Все пестрело, словно на фестивале. И почему-то урн категорически не хватало – мусор так и развевался по ветру. Видимо, утром придут уборщики и все уберут. А пока нам всем хотелось найти более похожее на наши ожидания места. И тут на горе появился объект притяжения – возвышающаяся над крышами Церковная башня, словно построенная ребенком из мокрых песочных капелек. Дети сидели верхом на чемоданах и весело рассматривали окружение. Маленькие колесики их транспорта при этом с трудом проделывали путь по брусчатке. Взобравшись по крутому подъему маленького переулка, мы наконец-то оказались возле стены Женевского Кафедрального Собора, он же Собор святого Петра. Интересно, что завершалось наше Испанское путешествие в Цюрихе – в старейшей церкви того же апостола Петра.

Шум и гам становился все тише, а нашему взору предстало долгожданное кафе, украшенное милыми фонариками, создающими уютную атмосферу ожидаемой Европы. Усталые путники приободрились. Крепкий по телосложению Маха кстати не ел – у него был закон – не есть после 19.00 и до 5 утра. Часы показывали 23.00 – несмотря на все уговоры о полезности ночного голодания, мы не могли отказаться от возможности передохнуть и порадовать свой желудок какой-то едой. Дети уже свисали как желе с чемоданов, подверженные власти снов. Дальше путь приходилось продолжать, неся их на руках. Мы отказывались от такой ноши и предлагали вернуться в аэропорт, но наш сильный товарищ, схватил один из наших чемоданов, Алекс усадил на плечи, заявив, что она просто пушинка, и позвал компанию скорее на прогулку. Ничего не оставалось, как последовать за ним – 2-х летнего ребенка еще можно как-то понести на руках. Ночь предоставила нам возможность полноценно насладится красивейшими площадями, по достоинству оценить организацию доступной среды – без бордюров и лестниц – тогда в России как раз вводились изменения в СП -59 13330 – Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» – а мы, как владельцы архитектурной компании, много работавшие на тот период с проектами для МГН (маломобильные группы населения) очень тщательно все проверяли, как где выполняются основные принципы доступной среды и универсального дизайна. Надо сказать, что люди, у кого есть маленькие дети, перемещающиеся в колясках – крайне нуждаются в реализации таких решений, иначе возникает очень явное ощущение того, что ты не на прогулке, а на бесконечной полосе препятствий. В Женеве мы обнаружили, что везде есть возможность проехать по широкому пандусу. Я немного вспомнила французский, расспрашивая попадающихся редких прохожих, как нам пройти по направлению в аэропорт. Здесь ходят ночные трамваи, чем мы и воспользовались, шаг за шагом продвигаясь к назначенной цели. Ожидая ранний самолет, мы были удивлены, что европейские пассажиры совершенно не беспокоятся о том, как им провести время сна – кто расположился на полу в магазине, кто на кафеле, ну а мы сдвинули в кафе скамейки и разместились там. Самое удивительное, что владельцы данных круглосуточных заведений, совершенно не обращали внимания на спящих людей. Продолжалась торговля и обслуживание.

Так мы начали свой большой отпуск по пути в Каталонию. Именно там, в последнюю ночь нашего пребывания, я получила озарение того, что написала в своей первой книге: чтобы стать здоровым, надо быть счастливым.

Подтверждением данной возникшей тогда идее по собственному здоровью, стали многочисленные исследования и книги. Майк Викинг (исследователь счастья в Дании): пишет: «Между счастьем и здоровьем существует обратная связь: счастье влияет на здоровье, и высокий уровень счастья приводит к укреплению физического здоровья. Согласно Всемирному отчету 2012 г. о счастье «Лица с высоким положительным аффектом имеют более здоровую нейроэндокринную и сердечно-сосудистую деятельность. Обладатели высокого положительного аффекта также реже простужаются». Основоположник позитивной психологии Мартин Селигман проводит непосредственную связь между здоровьем и ощущением внутреннего счастья пациентов различных болезней. При проведении огромного количества экспериментов, было неоднократно подтверждено, что тренируя на себе позитивное сознание, люди быстрее выписываются из больниц.

Пока я пишу эту книгу, все еще происходит моя борьба с хронической мигренью. Многие доктора обозначают такое понятие, как «гиперактивность головного мозга», которая на физическом уровне буквально «взрывается» после доведения себя до крайности в трудоголизме или иных формах чувств. Между прочим, довольно интересный факт в том, что не только отрицательные эмоции, но и слишком положительные – могут привести к приступу мигрени. Поэтому, в своей первой книге «PRO счастье» я делала акцент именно на внутренний эмоциональный баланс, на равновесие эмоционального состояния.

Проводя собственные эксперименты и исследования над собой, мне интересно поделиться с читателем наработками и подходами, которые возникают ежедневно при нахождении в движении и познании мира, что составляет весьма интересную картину бытия, охватывающую не только вопросы физического здоровья, но и все остальные аспекты нашего времени на Земле.

Я влюблена в жизнь и предлагаю вам тоже влюбиться! Это прекрасное, окрыленное чувство. Жизнь, видя, как к ней относятся, начинает улыбаться и по-тихому, словно добрый Санта Клаус, подбрасывать разные подарки, постоянно играя в прятки, подмигивая своему спутнику.

Глава 2. Энергия страсти и интереса: 2014 г., Италия, Венеция

Ведь чем бы дело не кончилось, сейчас в его душе происходило что-то удивительное…

Элизабет Гилберт «Законный брак»

«Переговоры» (пастель, карандаши, ручка). 30 мая 2023 г.

А пока мы спим в аэропорту Женевы, хотелось бы перенести читателя на год назад в начало сентября 2014 -го, когда наша парочка отправились в Италию в командировку по поводу сбора участников и заключения контракта международного консорциума для участия в конкурсе, организованным Комитетом по архитектуре и градостроительству г. Москвы «Набережная Москва – реки». Маленьких детей взяли с собой. И там я провела свой один из лучших дней рождения. Дело было так: прилетели из Москвы в Верону. Я заранее забронировала автомобиль в прокат. Но когда мы начали процедуру оформления, выяснилось, что муж забыл права, никто из наших сотрудников не мог прислать даже фотографию, поэтому вежливый персонал нам отказал соответственно в аренде. Но в этом оказался большой плюс, т.к. поездка на поезде экономила 2 часа времени. Сидя за столиком, мы рассматривали чудесные водные пространства, маленький Георгий спал, а Алекс играла с пожилыми итальянками в шляпках. Эта «электричка» значительно отличалась от той, которую мы потом встретим в Женеве. Итак, прибыли в Венецию – в город, в котором разворачивался сюжет одного из моих любимых фильмов «Честная куртизанка» режиссёра Маршалла Херсковица, снятого в 1998 году по книге Маргарет Розенталь, написавшей биографию по архивным сведениям и письмам Вероники Франко – женщины -куртизанки, имеющей довольно значимый вес среди политиков. Как поэтесса она не уступала в своем таланте придворным поэтам, имела доступ к библиотекам, была образованным и высокоинтеллектуальным человеком. Удивительно, что женщины, так называемые «приличные» и замужние не могли себе позволить заниматься ничем, кроме вышивания, им нельзя было не то, чтобы участвовать в разговорах с мужчинами, но и читать. Вероника имела хорошо поставленную речь и обладала ораторским искусством, что даже смогла защититься в суде во время ее ареста при появлении инквизиции в Венеции. А выйти из суда живой – нонсенс того времени. В фильме конечно же привнесли романтизма в истории с судом, когда ее единственная любовь из всех мужчин, вдруг осмелел и выступил с горячей речью. Но, как оказалось, ничего такого не было. Женщина стала адвокатом себе сама.

Каждое место несет в себе какую-то изюминку, нечто, что погружает тебя на уровне подсознания – в прошлое, если оно старое, или – в будущее, если оно молодое. Прибытие в город, ассоциируемый мной с любовными интригами и романтикой, на котором наложен отпечаток богатства и красоты периода, когда Венеция процветала во всех отношениях, уже можно было считать подарком.

Коллин Эллард, психогеограф и психолог в своей книге «Среда обитания» раскладывает городское пространство на такие категории: места любви, места страсти, места скуки, места тревоги, места благоговения. В его концепции, каждое место имеет свои характеристики, вызывающие определенные эмоции. Это связано со множеством факторов: природой или ее отсутствием, формой зданий, сооружений, историческими аспектами. «Длительное общение с другим человеком взращивает в нас чувства нежности, доверия и близости. Похожим образом наши повторные посещения какого-либо места… могут породить глубокую привязанность». Видимо, по этим причинам – из-за любви – люди, живущие в бараках, не готовы уступить свои некомфортные дома для сноса ради строительства нового жилого квартала застройщиками, судятся, отстаивают свои права и остаются жить в ветхом жилье вместо того, чтобы получить новую удобную квартиру. Все дело в привязанности, во впечатлениях и счастливых моментах, прожитых в этом месте, а также страхе, что новое не заменит старого. Французский поэт и философ Гастон Башляр считает, что наш первый дом (а я подумала, может быть, тоже самое и с первой любовью?) встраивает в нас «иерархию функций, связанных с обитанием в нем», а все остальные дома – лишь «вариации на основную тему».

Я могу совершенно уверенно заявить, что Венеция – это одно из мест страсти, связанная с сексуальной энергией. Архитектор Рихард Нойтр, один из первых начал исследование секса в архитектуре. Посмотрев его работы, я честно говоря, не увидела страсти, даже дом в виде пениса с яйцами, проект которого опубликовал Playboy в 1965 году не показался мне эротичным в отличие от всего города Венеция. Это связано с тем, что место содержит в себе историческую связь прошлого и будущего, концентрируясь в той точке Х, из которой мы наблюдаем здания, атмосферу. Страсть не выражается в одних половых органах, она в изяществе фантазий, возбуждения и контрастов, которые сохранились в улочках, в гондолах, окошках, несмотря на то, что туристический поток словно сносил всю эротику, закупоривал ее «по подвалам инквизиции», но тем не менее, генетические ассоциации пространства, наложившие отпечаток на городской среде, пробивались своими ростками сквозь пелену вальяжно настроенного современного многонационального народа. Если же говорить о современной эротической архитектуре, то на мой взгляд самым удачным ее воплощением могут служить работы Захи Хадит, ее будоражащее сознание плавность линий, словно переплетение тел в пламени чувств. По ее фуникулеру в Инсбруке мы еще прокатимся в главе «Архитектура и сознание».

Когда вы будете гулять по своему или чужому городу, подумайте, какие ощущения у вас возникают от той или иной его части, какие эмоции вызывает, хочется ли скорее уйти или остаться? Мы можем взаимодействовать со средой и брать от нее пользу для своего ума, своих ощущений и здоровья.

Но двигаемся дальше. Так как я большая любительница приключений, они не заставили себя долго ждать: вскоре выяснилось, что в городе проходит регата в этот день, в связи с чем каналы перекрыты, а наши апартаменты на другой стороне водной артерии. Мы пытались обойти препятствия пешим ходом, предварительно перекусив пиццей, (вкусом которой я была крайне разочарована) возле вокзала с видом на канал. Все дороги покрыты брусчаткой и наш чемодан потерпел крушение на одном из высоких мостиков через узкий канал, по которому гондольеры не прекращали свое движение – колесо отвалилось.

Стояла жара, знойное время суток, путники ушли не на ту улицу, не в тот район, не в ту часть города. Казалось невозможным проделать такой же путь в обратную сторону. 3-х летний ребенок еле- еле передвигался за нами, а годовалый просто висел на плечах то у одного, то у другого родителя. При этом я констатировала удивительный факт: в течение всех этих передряг у меня не болела голова (чтобы вы понимали мою радость, тогда у меня голова болела каждый день). Потом пункт «новые впечатления» ляжет в один из важных элементов созданной мной «таблицы мониторинга здоровья – Happy Health», благодаря которой у человека вырабатывается нейромедиатор дофамин, отвечающий за усвоение информации, интерес, память.

Так, при прочих возможных наступлениях боли в результате очевидных триггеров, таких как перерыв в питании, физическая нагрузка, длительная дорога, стресс – не сработали, благодаря дофамину и эротизму, спрятанному в изгибах улочек и старины. И тут напрашивается некий вывод о том, что каждый человек вкладывает в окружающее пространство свою эмоцию, то есть, создает субъективную реальность архитектуры. Не у всех возникают такие ощущения при приезде в Венецию, не каждый увидит и почувствует в ней возбуждение, которое перекрывает все триггеры боли. Но ты оставляешь там кусочек, крохотную капельку своей интерпретации места, наполняя его. Возможно, по принципу зеркальных нейронов – твоя субъективная реальность откликнется еще кому-то и так начинается круговорот восприятия, как метеоры во вселенной, мчащиеся в огромном космическом поле в разные стороны. Это дает нам возможность смотреть на одно и тоже с разных точек зрения и в некотором смысле подчинять себе среду, в которой есть множество ресурсов, наполненных энергией разнообразных людей.

Глава 3. Найти новые впечатления в старых местах: 2020 г., с. Велегож. Тульская область

Золотистые лучи мощной арией Баха в переплетении с вальсом Шопена в легкости симфонии Чайковского переливались в разных ипостасях бытия, купаясь то в розовых, то в лиловых, то в темно-фиолетовых ваннах неба.

Запись из дневника, 2023 г.

«Нарнийское дерево» (пастель, карандаши, ручка). 30 ноября 2023 г.

Село Велегож будет появляться в книге не один раз, как это можно обнаружить по оглавлению. Если Венеции на мой взгляд подходит определение «места страсти», то я бы расширила линейку восприятия пространства Элларда, назвав еще несколько. Один из них – это «место умиротворения». Село Велегож находится вблизи усадьбы знаменитого русского художника Василия Дмитриевича Поленова, родившегося на реке Свирь на Севере и переехавшего совершенно в противоположную часть страны. Одним из мест, которое он рассматривал для создания творческой усадьбы считается Велегож, который на тот момент оказался слишком дорогостоящим. По одной из теории формирования названия является перевод с татарского «Велико Гоже», то есть «очень хорошо» во время, скажем так, тесного взаимодействия Руси с Татаро-монгольским Княжеством. Вся территория сейчас покрыта зоной влияния усадьбы Поленова, выставляющей определенные ограничения на строительство, что дает возможность сохранения основных видовых характеристик и атмосферы, тянущейся, словно ладан из конца 19 начала 20 века, эпохи «страстного модерна», когда сюда приезжали Врубель, Васнецов, Цветаева и вся «тусовка».

Для меня открыл это место мой будущий муж в начале 2009 года, когда мы приехали сюда в крохотный домик праздновать новый год. Это был восторг, я словно перенеслась в иные миры, расслабившись как медуза, утопая в снегах и еловом аромате леса. Велегож славится своим большим куполом неба. В один солнечный день мне казалось, что солнце и луна словно встретились, не как планеты, а как стихии. Тяжеловесная мощь могущества океана зимних лесов – темных и бесконечных под корой белой туники снега распростерла объятия к одухотворенному золотому сиянию прозрачной стены лучей, в пробивающуюся щель этого неразгаданного неба эпох.

Когда в 2020 году у нашей семьи, как и у всех остальных, ввиду мировой пандемии, не было возможности путешествовать и получать новые впечатления, я их придумывала искусственно, и надо сказать, получалось – эффект был такой же положительный, единственное, усилий приходилось прикладывать больше, чем просто шататься по Венеции в поисках своего жилья. Дофамин, наряду с адреналином и норэпинефрином входят в категорию катехоламинов – нейромедиаторов, то есть химических посредников в межклеточном взаимодействии. Эти трое синтезируются в мозговом веществе надпочечников и мозге. Говоря о дофамине, хотелось бы отметить, что данный гормон улучшает кровоток, увеличивает сердечный ритм и содержание глюкозы в крови.

Подчас кажется, что у тебя нет возможности получить новые впечатления, а так бы надо и хочется. Когда наступила пандемия и ее самый пик весной 2020 года, все закрывалось, людям нельзя было выходить на улицу, а перемещаться только по пропускам, я вдруг поняла как находить новые впечатления там, где их нет.

Что я делала:

– строила дом с мужем, а именно: научилась работать шуруповертом и строгать доски

– сама сделала столик для утреннего кофе на балконе

– рисовала сама и с детьми

– делала уроки с детьми и придумывала костюмированные театральные видео выступления

– много читала

– изучала растения

– писала книгу

– проводила вебинары

– занималась фотографией

– заказывала разнообразные наборы для изобретательства

И много еще чего…. все это я либо никогда раньше не делала либо делала очень давно, так как не было времени из-за бизнеса. А пока он был в положении бездействия, можно было отлично погрузиться в детство и получить максимум удовольствия.

Пандемия – эпохальное длительное событие, которое, войдет впоследствии в историю, ее будут трактовать, изучать, рассматривать совершенно с разных точек зрения из других поколений. Наверное, можно сравнить с военным сражением. Многие, как и на поле брани, погибали. Кто-то находился на фронте, кто-то в тылу.

Один небольшой цветочный магазин за один день опустел, а розы, тюльпаны, лилии – остались. Стилист, рассказывающая мне эту историю, часто, проходя мимо прилавка на работу, любовалась этими цветами и хотела себе какой-нибудь из них. И тут, в день, когда стало моментально запрещено ходить в «левые» магазины, кроме продуктовых, цветочница отдает женщине -стилисту все свои цветы. «Я много дней любовалась на них и ухаживала!» – восторгается Татьяна. Эта история мне напомнила чудесную сказку Андерсена «Цветы маленькой Иды», которые оживали и устраивали балы по ночам.

Я писала дневник, считая дни карантина – 56 дней. В них я увидела положительную сторону полной изоляции от мира. У большинства людей что-то изменилось в это время – образ мыслей, бизнеса, мироощущения, приоритеты. Я же радовалась каждой минуте тех дней, когда ты каждый день можешь наблюдать за одним и тем же листиком, который сначала был крохотной почкой, становясь все более и более зеленым и свежим. Так ты в полной мере можешь ощутить слово импрессионизм — impression – впечатление. Стоит обратить внимание на основателя данного направления в искусстве Клода Моне – его любимым сюжетом был сад в его загородном доме в Живерни, где он провел 43 года, запечатлел его 324 раза и окрестности деревушки – 238 раз. Но именно его кувшинки, находящиеся – в одном и том же месте смогли показать миру столько граней ВПЕЧАТЛЕНИЯ, сколько, возможно, мы сами не могли бы увидеть в огромном количестве смены мест и пространств.

Бывает, ограничения дают возможность ощутить вкус свободы и радость жизни.

А когда выбор сводится к минимуму, он то же время раскрывает спектр возможностей.

Глава 4. Взлететь над городом: 2022. Москва

Облетев землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета…

Юрий Гагарин

«Мэри Поппинс и Питер Пэн встретились " (пастель, ручка, карандаши). 14 июня 2023 г.