Книга Имитация. Когда космос становится реальным - читать онлайн бесплатно, автор Алишер Арсланович Таксанов. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Имитация. Когда космос становится реальным
Имитация. Когда космос становится реальным
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Имитация. Когда космос становится реальным

Он был прав, это и безопасно, учитывая, что стекло в иллюминаторе не всегда способно защитить от мощного солнечного ветра – высокоэнергетических частиц, имеющих энергию от 10 до 100 МэВ, которые легко разрушают клетки и ДНК. Теоретически сплав, из которого был сконструирован корпус, должен был выдержать любую солнечную вспышку, но как это практически… нет-нет, проверить это мы не могли, это на своей шкуре испытают настоящий астронавты – может, это единственное, что вызывало у меня злорадство по отношению к членам экипажа «Радуги». После истории в баре мое отношение к ним было не столь уж благосклонное и позитивное. А с другой стороны, ведь через иллюминатор мы, испытатели, видели бы все тот же Тестово-испытательный центр, а значит, психологически настраивали себя на земную жизнь. Такого допустить было нельзя.

На экране появился Геннадий Андреевич:

– Предупреждаю, мы запустим вам на мониторы имитацию старта. Вы испытаете перегрузку, а для этого раскрутим «колесо», но не беспокойтесь, все в рамках предусмотренного…

– Хе, только не переусердствуйте в реалистичности, пожалуйста, – хмыкнул Ушаков. – А то в штаны наложим!

– Сергей! – возмущенно вскрикнула Марина, стукнув его по спине – она сидела сбоку и взади него, только за пультом медицинского контроля. В наши комбинезоны встроены датчики разного калибра, фиксирующие состояние организма, уверен, что мое учащенное сердцебиение она видела на экране, потому что сказала: – Анвар, дыши спокойно, потребляешь много кислорода…

– Есть, могу вообще не дышать, – буркнул я. Ей ли объяснять, что испытывает человек, которому предстоит совершить… имитационный старт?

К семи часам все процедуры были завершены. Готовность была стопроцентная. Осталось последнее… Пока было немного времени, я быстро сбегал в туалет и спустил содержимое мочевого пузыря в специальный песьюар – моча, как я знал, будет потом переработана в питьевую воду и подана нам для потребления; – и, вернувшись в центральный пост, сел в свое кресло и пристегнулся ремнями безопасности. На табло отчистывалось время: 19.13… Получив итоговые результаты, Хамков, который наблюдал за происходящим со своего монитора, дал команду:

– Внимание…

– Есть внимание! – одновременно ответили Саркисов и дежурный оператор в Тестово-испытательном центре. Все заметно волновались.

– Ключ на старт!

Мягко загудели моторы. По обшивке прошла мелкая дрожь, однако стабилизаторы в наших креслах гасили колебания. Индикаторы на пультах мигали как светомузыкальные установки прям в ритм и такт клапанам моторов. С мониторов подавались обзорные картины корабля-макета. Мне казалось, что все оброрудование запускается в реальности, ибо я видел, как поочередно включаются предстартовые механизмы, загружаются компьютерные программы, обслуживающие и сопровождающие взлет.

– Есть!

– Продувка!

Гул усилился. На экране мы наблюдали, как раскрылись купола над макетом, и яркое солнце осветила Тестово-испытательный центр, как иссине-яркий факел начал полыхать за дюзами – свидетельство прогрева электрореактивных двигателей.

– Есть!

– Протяжка один!

– Есть!

– Протяжка два!

– Включается рельсотрон! – сообщил голос диспечера ТИЦа. Этот механизм должен был разогнать по рельсам корабль и выбросить в стратосферу, а там уже запустились бы на полную мощь маршевые двигатели на подъемном режиме.

Я видел, как цифры на индикаторах подтверждали готовность рельсотрона, на котором покоился наш галеон, начать свое пятикилометровое движение с подъемом к небу. Теоретический, естественно, подъем, ибо корабль-макет могли раскачивать всякие там устройства, создавая ощущение ускорения и взлета, но с места он не сдвинется.

– Пять… четыре… три… два… – начал отсчет диспечер. С экран на нас глядели взволнованные лица сотни сотрудников Тестового центра, складывалось впечатление, что они на самом деле наблюдали за реальным стартом, уж в этом они перестарались, так показалось мне. Лишь хмурым был Хамков, впрочем, улыбающимся я его никогда не видел, и я почему-то передернулся от неприятия этой личности. Скользкий и хитрый, жестокий и наглый – таково впечатление о Данииле Дмитриевиче сложилось не только у меня. Его не любил, по-моему, и Масляков, который, в свою очередь, искренне переживал за нас.

– Один… Старт!

Загудело под кораблем, и я почувствовал, как мягкая рука надавила на мою грудь, как бы вталкивая в кресло – обычно такое состояние происходит от ускорения. Но мы не могли ускряться, ведь макет оставался на месте!! Странная ситуация! Между тем, датчики с корабля передавали сигналы на мониторы, и мы видели свой взлет. Условный, естественно, ибо все это было компьютерной проекцией имитационного полета. Единственное, что меня удивляло, как сумели создать ощущение ускорения, такого, который бывает при взлете обычного самолета с аэродрома. И у нас сработали противоперегрузочные костюмы, представляющие собой матерчатые брюки с резиновыми трубчатыми камерами, которые располагались на животе, бедрах и голенях и соединялись между собой. При перегрузках камеры автоматически наполняются воздухом, костюм обжимает живот и ноги и препятствует притоку крови к голове (или оттоку от нее). Кроме того, на нас были специальные шлемы, создающие повышенное давление воздуха на шею и голову в случае продольных отрицательных перегрузок. Благодаря своей конструкции кабина астронавтов располагалась так, чтобы максимально уменьшить действие перегрузок или хотя бы распределить их в наиболее подходящем для человека направлении. Поэтому кресла помогали нам принять оптимальную позу и обеспечивают большую площадь противодавления. Кроме того, мы занимались спортом, имели хорошую мышечную массу и поэтому это обстоятельство также позволяло переносить нагрузки.

На мониторе мелькали изображения нашего разбега по рельсам. Мы вишли за пределы купола и теперь под нами чернело темное пространство Сибири, а в вышине горела Луна и звезды, еще не затронутые пеленой облаков. Рельсотрон ускорялся, и сила продолжала давить на нас. А я все вспоминал из уроков, что нам читали в ТИЦе: «С момента старта до вывода пилотируемого корабля на орбиту астронавты испытывают продольные, поперечные и боковые перегрузки. Первые действуют по направлению от ног к голове, при их воздействии внутренние органы смещаются, что может привести к нарушению их работы; а когда направление от головы к ногам – внутренние органы прижимаются к диафрагме, затрудняя деятельность сердца и легких. В обоих случаях происходит перераспределение крови, ее прилив (или отлив) к голове, что в целом оказывает неблагоприятное воздействие на весь организм. Поперечные (по направлению от груди к спине или наоборот) и боковые (от одного бока к другому) перегрузки переносятся человеком легче, чем продольные, так как они не влияют на перераспределение крови в организме. Поэтому в момент взлета или торможения астронавты должны располагаться таким образам, чтобы на них действовали поперечные перегрузки». Получается так, что данные уроки имели смысл и для имитации, странно как-то? А тем временем индикаторы показывали быстроменяющиеся цифры: 100… 300… 500… 700… 1000… 1200 километров в час… и тут галеон слегка вздрогнул – это рельсотрон остановился, а мы продолжили взлет по инерции, пока не включились в автоматическом режиме двигатели. Экраны показывали, что мы прошли облачный покров, зачит, находились на высоте свыше десяти километров.

Луна ярко светила нам в глаза. От работы двигателей нас сильнее прижало к креслам. Я видел, как кровь отхлынула от лица моих товарищей, они были взволнованы не меньше моего и, может, у них тоже возникло мнение, что инженеры, создающие имитацию, слегка переборщили в этом – такого взлета можно было нам и не предлагать. Хотя отмечу, что каких-то уж слишком неприятных ощущений, какие бывают у астронавтов на борту вертикально стартующих ракет, испытать не пришлось. Галеон сотрясался и не разваливался, проходя через атмосферу. Мы продолжали снимать показания с датчиков, Ашот держал рычаги, хотя переходить на ручное управление ему полагалось лищь в случае отказа автоматики, а это считалось делом маловероятным. В любом случае, пилотировать такую махину и при такой скорости было очень сложно, и только наш командир получил допуск к такой операции. Жаль только, что в реальности ему не придется применить свои навыки и знания.

– Точка невозвращения пройдена, – произнес Саркисов, и диспечер откликнулся:

– Вас понял! Продолжайте взлет!

Под нами растилался темный фон поверхности, лишь где-то слева горели огоньки городов и поселков, мчавшихся автомобилей, словно там в хороводе кружились светлячки. А корабль поднимался дальше, и команда «продолжать взлет» считалась условной, так как прекратить его мы могли лишь в случае экстренной ситуации и лишь с переходом на ручное управление. Перегрузка – 2g, но это терпимо. Ушаков говорил:

– Температура обшивки: триста градусов… триста пятьдесят… Конструкция устойчива, нагрузка на несущие стержни в пределах нормы…

Нас продолжало трясти – не очень приятное ощущение, словно находишься в турбулентном потоке в салоне пассажирского лайнера. В реалии, наверное, наш Центральный пост представлял собой не только командный пункт управления, но и камеру спасения. Иначе говоря, в случае угрозы мы могли отстрельнуть от корабля и спуститься на поверхность за счет пяти парашютов, встроенных именно в этот отсек. Впрочем, и здесь не требовалось человеческого решения – компьютер просчитывал угрозы быстрее и сам принимал решение в рамках программу, что следует делать. Другое дело – синдром Кесслера4, который невозможно предугадать. Меня же успокаивала мысль, что в имитационном полете нет смысла моделировать возможность столкновения с каким-либо куском обвалившегося космического зонда. Такую опасность придется избежать экипажу «Радуги», хотя я уверен, что на сей счет в «Роскосмосе» уже проработаны соответствующие методы.

Мы были на высоте ста километров, и панорама поверхности Земли раскрылась перед нами в своей красоте. Это было невероятно – слой воздуха и зелено-сине-коричневая поверхность, отражающиеся от атмосферы звезды и солнечные лучи. Слева горела Луна, причем более ярко, чем это можно увидеть с Земли. Я аж задохнулся от восхищения. Мониторы в режиме 3D создавали иллюзию реальности и, казалось, протяни руку, и ты почувствуешь каждый объект в космическом пространстве. Я огляделся и заметил, что у Сергея и Марины была точно такая же реакция на события – они руками махали на голограмму, вызвав у меня легкий смех.

Круглая Земля – в это трудно поверить, находясь на ее поверхности. В средние века утверждали, что она плоская, возможно, так считали люди с плоским мышлением. Впрочем, были еретики этого утверждения, причем еще до Инквизиции. Уже в 330 году до нашей эры Аристотель привёл доказательства сферичности Земли, а в I веке нашей эры Плиний Старший заявлял о сферической Земле как об общепринятом факте. И все же, на самом деле наша планета не имеет форму идеального шара, она приплюснута с полюсов из-за суточного вращения. Кроме того, материки оказались тоже не не на одной плоскости, так как поверхность искажают приливные деформации. Из-за этого есть разное понимание высот. Например, Эверест – самая высокая гора, если отсчет вести от уровня моря, но если от подножья, то Мауна-Кеа (свыше 10,2 км), большая часть которой скрыта под водой; а если от центра Земли, тогда самой высокой следует считать Чимборасо. Вот такие познания порой дает подготовка к имитационному полету.

Тем временем диспечер сообщил:

– Первый этап завершен. Вы достигли низкой орбиты!

На этой высоте мы ощущали легкое сотрясение атмосферы, и по обшивке стреляли электрические заряды, но угроза состояла в том, что мы могли быстро потерять скорость и упасть на Землю. Под нами находился Атлантический океан – мы взлетали по направлению вращения планеты, – и огромная масса водного пространства вызвали у меня ассоциации с его обитателями – рыбами, морскими млекопитающимися, а также бурной и непростой историей мореплавания; эти картины сами собой всплывали из памяти. Водная поверхность отражала солнечные лучи, создавая ощущение зеркала. Я видел заснеженные горные хребты, желтые пятна пустынь и зеленые массивы континентов – там, где бурно произрастала растительность. Были бы у меня сейчас краски – точно бы нарисовал эту картину увиденного. Между тем, следовало перейти ко второму этапу – подъему на более высокую орбиту.

– Перевести режим двигателей на фазу «два», – приказал диспечер. Но выполнять этот приказ должен был бортовой компьютер, а мы лишь фиксировали действия системы. Ашот продолжал сжимать рычаги, а я следил за функциональной работой компьютеров, тогда как Сергей отвечал за агрегаты и приборы, Марина наблюдала за состоянием нашего самочувствования через прикрепленные к телу датчики, результаты которых поступали на ее медицинский дисплей. Уверен, сигналы говорили о возбуждении и нашей нервозности, интенсивном потоотделении и повышенном сердечном ритме.

Спустя несколько секунд заработали двигатели, только более мощнее, и макет опять задрожал, нас придавило к креслам. Мониторы показывали траектории движения с разных ракурсов и системы координат. Теоретически отслеживать курс должны были наземные станции, но сигналы приходили от Тестово-испытательного центра, ведь мы находились на Земле. Только я все продолжал поражаться реальности имитации: да, вот в этом российская наука и технологии преуспели не меньше, чем в создании реального корабля «Радуга». Центральный пост был залит световыми сигналами, исходящими как от приборов, так и дисплеев, мониторов, и наши лица казались погруженными в радугу.

Макет-галеон «поднялся» на высоту пятьсот километров над Землей. Двигатели замолкли, ускорение прекратилось. Все стихло, даже не было шума трения об атмосферу. Мы переглянулись, и я увидел улыбки на лицах моих товарищей. Начало нашему эксперименту был дан с хорошим стартом. Но вставать с кресел нам не полагалось, по программе корабль следовало развернуть на траекторию полета к Марсу, а затем включить механизмы внутренней гравитации. По правилу, все предметы в этот момент должны были быть закрепленными, но я заметил, как оставленная мной на пульте авторучка вдруг… стала плавно подниматься в воздух. Я ошарашенно смотрел на нее, ничего не понимая. Ручка оказалась в состоянии невесомости! Как это возможно? Неужели Тестово-испытательный центр способен имитироваь и микрогравитацию? Я закрыл глаза, думая, что это галлюцинации от напряжения и возбуждения.

В этот момент послышался голос диспечера:

– Внимание, включается искусственная гравитация!

Послышалось жужжание моторов, приводящих в действие механизмы вращения «колеса», при определенной скорости – около 30 оборотов в минуту – человек испытывал привычное земное притяжение. Я почувствовал, как закружилась голова, но это ощущение прошло. Ведь моторы работали вхолостую, на Земле не нужна такая «искусственность». Я открыл глаза и увидел валявшуюся на полу авторучку. Когда поступило разрешение покинуть свое место, то я вскочил, быстро нагнулся и поднял с пола забытый предмет. О том, что мне погрезилось, я никому не сказал. Ведь в космосе нас итак ожидают неприятности, и об этом нам поведала Марина, когда я начал чуть позднее разговор. А сейчас Масляков поздравлял нас:

– Дорогие друзья! Поздравляю. Вы на околоземной орбите! Наши локтаторы и станции слежения держат вас под своим наблюдением! Все параметры кругового движения соответствуют расчетным! Отклонения практически нет! Теоретически вы – в космосе!

По стандартам НАСА космосом считалась высота в 100 километров, ВВС США – 80 километров, а «Роскосмоса» – 120 километров над Землей – это границы между планетой и безвоздушным пространством, но практически наш галеон оставался в Тестово-испытательном центре, и астронавтами мы были только условно. Я вздохнул, едва такие мысли пришли мне в голову. И все же, мы считались кем-то значимыми в этой большой и необходимой для страны программе! И все же околоземная орбита… Хотел я хотел посмотреть с высоты сотни километров Великую китайскую стену, говорят, ее видно из космоса. Правда, потом мне Ашот пояснил, что это невозможно, так как стена достигает 9 метров в ширину и по цвету сливается с поверхностью, так что ее невооруженным глазом невозможно обнаружить.

– Спасибо, – поблагодарили мы. Трудно описать, какие чувства испытывали, когда наконец-то наш полет начался. На нас смотрели сотни, если не тысячи людей, работающих на Госкорпорацию. Я собирался доказать наблюдающим за нами в Тестово-испытательном центре, что не подведу, оправдаю доверие и прославлю свой этнос как нацию покорителей невозможного. Пускай я не в космосе, не в настоящем полете, однако даже такой эксперимент дает шанс на многое как мне, в частности, так и всем узбекам, в общем.

Даниил Дмитриевич хмыкнул и ничего нам не сказал, он отключился. Видимо, его соучастие в имитационном старте на этом завершилось. Теперь следить и корректировать наш пролет, поведение, помогать во всем должна команда во главе с Масляковым, а в его глазах я узрел некую грусть, словно не радовал его наш первый шаг. Понимаю, реальный полет на борту «Радуги» окажется более сложным и серьезным, чем наш, но все равно, ведь мы сейчас протоптываем тропинку к Марсу – зачем грустить?

– С вами все в порядке, Геннадий Андреевич? – спросил я, шагая по кабине.

Тот встрепенулся – экран четко показал это состояние – и торопливо ответил, будто боялся в чем-то быть изоблеченным:

– О, Анвар, конечно все хорошо! Мы теперь должны работать так, чтобы были положительные тесты вашей имитации, и настоящий полет «Радуги» открыл нам путь к Марсу! А теперь я отвлекусь, вам дается полдня для отдыха и проверки всех бортовых систем. Помните, что в сектора от «L» до «S» вам входить запрещено: сейчас там минусовая температура и минимум атмосферного давления и кислорода – это делается для эффективной работы агрегатов и машин корабля.

– В 01.30 часов мы произведем включение маршевых двигателей для разгона. С этого момента вы считаетесь летящими к Марсу, – добавил диспечер, имя которого я так и не узнал. Впрочем, познакомимся позже, ведь он не единственный, кто будет координировать наши действия на борту макета.

Итак, сейчас мы были свободными, можно было покинуть Центральный пост и разбрести по кораблю. Проверку Ашот обязал нас сделать через два часа. Я посмотрел на мониторы и увидел, как под нами вращается Земля, а Луна как бы приблизилась, что я мог разглядеть кратеры и трещины на ее поверхности. Да, картинка четкая и объемная, нынешнии технологии действительно создают эффект присутствия. Наши астрономические приборы считывали всю информацию о звездах и небесных телах, определяя наши точные координаты, после чего компьютер должен был начать перерасчет на траекторию полета к Марсу. Это задача, конечно, была решена ранее, однако требовались уточняющие детали.

– Эх, по мне бы лучше невесомость, – проворчал я, топча ногами по полу и оттягиваясь. И получил ответ от Марины, которая удивленно посмотрела на меня:

– Невесомость – первый враг астронавта, ты разве этого не знал?

– А что враг? В невесомости все легко дается, – в недоумении сказал я.

– Тогда позволь мне просветить тебя в некоторых медицинских вопросах, связанных с микрогравитацией, – с серьезным тоном произнесла бортовой врач. – Прежде всего, это рост человека и деформация его органов… Не смотри на меня так. Я не шучу! В условиях невесомости наш позвоночник распрямляется, ибо уже не испытывает земное притяжение, и рост может достигнуть шести-семи сантиметров; это может вызвать боли в спине, ущемление нерва. Далее, все наши органы сдвигаются вверх по туловищу, и это приводит к сужению талии также на несколько сантиметров. Не меньше страдает сердечнососудистая система: перераспределяется отток крови и жидкости от ног к верхней части туловища, что приводит к увеличению торса и уменьшению обхвата ног; кстати, американцы этот феномен называют «куринные ножки». Человек больше походит на некий мультяшный образ героя, у которого тонкие ноги и узкая талия, но огромная грудь, шея и лицо, которое, кстати, одутловатое и опухшее. Сам понимаешь, что синдром космической адаптации вызывает далеко не самые полезные последствия для организма.

– Мдя, – произнес Ушаков, который тоже внимательно слушал лекцию о вредности невесомости. Видимо, он представил себя таким, каким мог бы быть, исходя из сказанного Мариной. Это видение его не воодушевило, как и меня мое тоже.

– Кроме того, в условиях невесомости мозг перестает нормально воспринимать окружающий мир, поскольку мы все оцениваем через силу притяжения, например, расположение вещей, падение, взлет. Из-за этого мозг путается, у человека развивается космическая болезнь, которая по симптомам похожа на морскую: от тошноты и легкого дискомфорта до непрекращающейся рвоты и галлюцинаций. Астронавты используют лекарства от укачивания, однако они не всегда помогают. Кстати, есть такой термин – «Шкала Гарна», не слышал?

Я развел руками:

– Нет…

Я увидел ухмылку на лице Ульянову и понял, что кое-что может относится ко мне:

– Это имя американского астронавта Джейка Гарна, ставшего позже сенатором. Так вот, он стал чемпионом мира по худшей адаптации к космическому пространству. НАСА старается не признаваться в этой истории, но многое что всплывает, особенно среди сообщества профессионалов нашего профиля. Данная неофициальная, естественно, «шкала» – это состояние страшного недомогания и полной некомпетенции, все то, что проявил Гарн в своем полете.

– Но я не так уж некомпетентен, – пытался оправдаться я, чувствуя, как краснею. Сергей прыснул в кулак, увидев мою реакцию. А Марина продолжала как ни в чем ни бывало:

– Надеюсь, Анвар, ты не передешь по этой шкале» больше чем на 0,1 Гарна…

– Ха-ха-ха! – тут уже не выдержал Саркисов, и чуть не получил от меня кулаком по спине. Правда, командир вовремя остановился и стал внимательно смотреть на приборы и мониторы, хотя я был уверен, что его уши локатором направлены в зону нашего разговора.

– В невесомости человек перестает ощущать руки и ноги, и ему кажется, что он все время вверх ногами. А при прилете на Землю астронавтам приходится переучиваться жить: например, они пробуют оставить чашку в воздухе, подсознательно ожидая, что она зависнет в воздухе. Теперь о сне… Не все так просто в условиях микрогравитации. Нужно быть всегда пристегнутым к стене, к кровати, находится в спальном мешке, чтобы тебя не отнесло в сторону и ты не ударился о какие-либо приборы, не сломав не только их, но и свою голову, – подняв палец к потолку, произнесла Марина. – Правда, есть кое-что положительное в этой ситуации: человек в невесомости не храпит и опасность апноэ незначительна.

– Хм, – многозначительно произнес Саркисов и снова уткнулся в приборы. Однако мы все поняли, что это могло означать. Ашоту, видимо, лучше жить в условиях невесомости. Хотя его храп мы до сих пор не слышали, но следует радоваться, что каждая каюта звуконепронициаема и отделена от другой. Создатели галеона учитывали право каждого на собственое «я», а отдельное помещение было тому подтверждение.

– Гигиена – это важный аспект общежития астронавтов, находящихся в замкнутом пространстве и долгое время друг с другом, – говорила Марина. – Мы можем стирать одежду, так как используем техническую воду, которая очищается и вновь подается для пользования в бытовых нуждах. А вот тем астронавтам, которые проживали на орбитальных станциях и в условиях невесомости, приходилось каждые три дня менять одежду, а старую выкидывать, ибо простирать ее не имелось возможности. Вода – это был ограниченный ресурс на всех обитаемых аппаратах, но использовать ее не так уж и просто, если говорить о ваннах или душе. Дело в том, что вода из душа прилипает к телу или летает в виде шариков, что делает невозможным купание; приходилось использовать влажные губки, а волосы мыть шампунем, не требующем ополаскивания. Бриться приходилось машинками с засасывающим устройством, так как волосы могли попасть в глаза, рот астранавтам или забиться в аппаратуру, что могло привести к поломке. Зубы мыть тоже считалось проблемой, поэтому зубную пасту нужно было проглотить, а не выплевывать.

– Мдя-я, – протянул второй раз Ушаков. – Не весело.

– Конечно, особенно, если узнаешь, как сложны были туалетные процедуры… Первые туалеты просто всасывали в себя фекалии и мочу и складировали их в пакеты для последующей утилизации на Земле или выкидывали в открытый космос – для этого часто использовались вакуумные трубки. Сейчас эффективно используются механизмы управлением отходами: аппаратура ферментирует испражнения, высушивает, и мы можем использовать в качестве удобрения в наших оранжереях. Звучит, конечно, не очень приятно, но технологи пытались создать более-менее стабильную экологическую и замкнутую систему на «Радуге» и, естественно, на нашем корабле-макете. Астронавтов учили пользоваться унитазом при помощи видеоаппаратуры, так как в условиях невесомости любая ошибка может стоить больших неприятностей для всех. А мочу фильтруют и подают нам на стол в качестве питьевой воды.