– Я старалась не замечать плохое и хвалить за хорошее.
из сети Интернет
К наиболее распространенным средствам педагогического воздействия относят положительные стимулы (похвалу, одобрение, поощрение) и отрицательные (порицание, критика, взыскание). Несмотря на то что давно доказана меньшая эффективность отрицательных стимулов, в воспитании они продолжают использоваться значительно чаще положительных. Да и в остальных сферах жизнедеятельности тоже. Например, если мы обратимся к профессиональной сфере, то увидим, что хорошо сделанная работа обычно рассматривается как норма и работник редко получает положительный отклик (причем речь необязательно идет о материальном стимулировании – премии, ведь положительное подкрепление может заключаться в вербальном поощрении, благодарности). Зато малейший промах часто сопровождается публичным взысканием.
Сначала попробуем разобраться, с какими целями родители используют каждое из этих средств. Я предложила родителям вспомнить ситуации, когда они хвалили или ругали (порицали) ребенка, и подумать, с какими намерениями они это делали, какие чувства испытывали при этом.
Григорий, отец двух дочерей: «Это задание просто выбило меня из колеи, я сразу вспомнил свое детство. Меня никогда не хвалили, только ругали. Это ужасно. Я так не хочу для своих дочерей. А что касается меня как родителя. Когда я ругаю, я как будто хочу им показать, что они должны становиться лучше, показываю, что они не так делают. А когда хвалю, то это вроде как награда».
Марианна, мать сына и дочери: «Я задумалась. Когда ругаю, мне кажется, я больше хочу выплеснуть свою злость, раздражение. А когда хвалю, даже не знаю, наверно, хочу детям показать, что они молодцы. Хвалю реже».
Антонина, мать троих детей: «Когда ругаю, хочу донести до них, что так делать нельзя. Задумалась сейчас над вашим вопросом. Все я, вроде, и правильно делаю, но ведь мои дети не глупые, они все понимают с первого раза, мало того, часто даже не с первого, а в тот момент, когда сделали что-то непотребное. А я им долдоню и долдоню одно и то же. Спасибо, я думаю, мне есть что изменить в своем поведении. А хвалить надо бы почаще».
А теперь, уважаемые взрослые, давайте примерим порицание на себя. Но не на себя-ребенка, а на себя-взрослого. Взрослые, кстати, реже получают порицания, чем дети. Но чувства испытывают примерно те же.
Порицание нередко выбивает человека из колеи на некоторое время. Иногда вы расстраиваетесь, иногда злитесь, иногда раздражаетесь. Конечно, в идеале было бы хорошо, если бы мы были настолько самодостаточны, что не зависели бы ни от положительной, ни от отрицательной оценки. Но чтобы достигнуть такого уровня осознанности, нужно пройти большой путь.
А как же дети? Давайте подсчитаем, сколько раз в день мы, родители, их порицаем (ругаем, наказываем, обращаем внимание на то, что они сделали что-то не так), а сколько раз поощряем, хвалим. В качестве одного из домашних заданий для родителей, которые посещают мои консультации, я просила подсчитывать, сколько раз в день они хвалят ребенка и сколько раз порицают. Выяснилось, что количество порицаний исчисляется десятками, а поощрений – единицами. Вот, например, некоторые отчеты.
Валентина: «Я заметила, что я какой-то поток порицаний. Замечаю все и обязательно доношу до сына. Он пришел с прогулки, а я сразу ему говорю, что он ноги не вытер, потом ругаю, что не помогает, потом еще что-то. Я наблюдала за собой целый день и поняла, что, если сын делает что-то хорошее, я просто оставляю это без внимания. Я стала поступать иначе. Начала больше замечать хорошего и говорить сыну об этом. Например, вижу, что он убрал игрушки, и говорю: “Как чисто в комнате”. У нас отношения сразу стали улучшаться».
Ирина: «Я, конечно, стала подсчитывать, как вы сказали. Тут все понятно мне стало очень быстро. И я немного в свою сторону размышления обернула. Я, например, если приготовила ужин, хочу получить обратную связь от близких. Хочу слышать, что вкусно. И я совсем не хочу слышать порицания относительно того, что я не успела, например, прибраться».
По данным Кэтрин Кволс[4], в среднем ребенок получает в день 432 негативных замечания и всего 32 позитивных! Согласитесь, статистика впечатляющая. Конечно, не все эти порицания ребенок получает от родителей, он также слышит их от воспитателей, учителей, бабушек и дедушек, иногда даже от прохожих и соседей. Получается, среднестатистический ребенок живет в мире упреков, порицания, наказаний.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Пытливые читатели нередко задаются вопросом о том, что же будет, если ребенок скажет: «Не хочу». Так, одна мама предположила, что ребенок может не захотеть, чтобы ему напоминали о том, что он был неумехой. Что делать в этом случае? Заметим, что взрослый читатель «примеряет» ситуацию как бы на себя. В этом случае он делает акцент на том, что он не умел. Это фокус внимания некоторых взрослых. Для ребенка чаще фокусом внимания является то, что взрослый (мама или папа) хочет ему что-то рассказать. Обычно дети с большим удовольствием слушают какие-то истории из собственного прошлого, для человека самый интересный объект – это он сам. Однако если вы опасаетесь, что именно ваш ребенок ответит: «Не хочу» (вы уж точно хорошо знаете своего ребенка и нередко можете предугадать его реакции), то можно использовать другую формулировку. Например: «Давай я тебе расскажу, как ты научилась пить из чашки. Так вот, раньше ты…». В этом случае фокус внимания будет с самого начала на том, чему ребенок уже научился.
2
Родителям таких детей рекомендую прочесть книгу Р. Грин «Взрывной ребенок. Новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых детей». (М.: Теревинф, 2020. 264 с.)
3
Рефлексия – процесс самопознания человеком своих собственных внутренних состояний, чувств, ощущений, обращение внимания субъекта на самого себя.
4
Кволс К. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания. СПб.: Весь. 228 с.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги