banner banner banner
Константин Токаржевич. Эпизоды
Константин Токаржевич. Эпизоды
Оценить:
 Рейтинг: 0

Константин Токаржевич. Эпизоды

Константин Токаржевич. Эпизоды
Виктория Владимировна Гражданкина

Сергей Брониславович Войтковский

Изломы истории первой половины ХХ века в полной мере отразились на жизни и судьбах отечественного искусства в целом, как и на жизнях и судьбах отдельных его представителей. Официальная театральная историография не отражает полной картины истинных явлений, происходивших в искусстве того периода. Непосвященному известны лишь избранные имена. А между тем наряду с прославленными деятелями театра, такими как Фёдор Шаляпин, Михаил Чехов, Константин Станиславский, Михаил Булгаков и другими, был не менее выдающийся и не менее знаковый актер русской драмы Константин Константинович Токаржевич.

Эта книга о нем, его жизни, творчестве, встречах и достижениях.

В формате А4 PDF сохранён издательский макет.

Виктория Гражданкина, Сергей Войтковский

Константин Токаржевич. Эпизоды

© В. В. Гражданкина, С. Б. Войтковский, 2024

Предисловие

Это заключительная книга малой серии, состоящей из четырех работ, запланированной нами к созданию и изданию совместно с безвременно покинувшим нас другом А. М. Шавелем, выдающимся деятелем русской культуры второй половины XX – начала XXI веков.

Серия призвана запечатлеть величину личностей членов одной необычной московской семьи – семьи Андрея Милошевича Шавеля – и их достижения в искусстве. Его самого, его супруги – Валентины Ивановны Смирновой, их любимого автора – Виктора Михайловича Коклюшкина и отца-воспитателя Андрея Милошевича – великого артиста русской драмы первой половины ХХ века Константина Константиновича Токаржевича, ныне незаслуженно забытого театральной историографией.

Почему же нам было так важно завершить эту непростую работу?

Думается, для читателя будет убедительным сказать о том, что нас вдохновлял и нами двигал установленный исторический факт того, что К. К. Токаржевич, А. М. Шавель и В. И. Смирнова прослужили отечественному театру в меру своих сил и талантов в совокупности более ста лет:

– с 1917 года (год подписания Константином Токаржевичем первого профессионального контракта с Ф. А. Коршем) – по 2022 год (год последнего выступления Андрея Шавеля на публике).

А если присовокупить к этой самой по себе значительной цифре годы, которые были посвящены сцене и театральным подмосткам матери Константина Токаржевича – Варвары Сергеевны и его отчима – Петра Алексеевича Зайцева, то будет всем очевидно, что получается еще более значимый итог общесемейного служения искусству.

И этот более чем вековой отрезок отечественной истории и культуры очень непростой, но насыщенной творчеством и любовью к искусству человеческой жизни, заслуживающий самого искреннего уважения, сам попросился на страницы.

Первые три книги этой серии были созданы и изданы нами ранее.

В декабре 2022 года в рамках года празднований 90-летия со дня рождения еще при жизни Андрея Милошевича увидели свет «Воспоминания Андрея Шавеля», чему юбиляр был несказанно рад. Он несколько раз перечитал эту первую книгу задуманной серии и очень высоко оценил нашу работу.

Уже в марте 2023 года была издана следующая, вторая книга «Коклюшкин для Петрушки» – собрание сохранившихся в личном архиве А. М. Шавеля от совместной его работы с В. И. Смирновой и В. М. Коклюшкиным авторских текстов Виктора Михайловича – единственного и любимого автора их творческого дуэта. Книга будет полезна как начинающим и действующим кукольникам для расширения и упорядочения их репертуара, так и начинающим драматургам, которые посчитают возможным подвизаться на непростом поприще современных авторских текстов для традиционной русской народной кукольной комедии «Петрушка».

В сентябре 2023 года в преддверии юбилея – 75-летия мастера – увидела свет следующая, третья книга серии «Валентина Смирнова. Дуракова из Растяпино». Работа в общих чертах описывает творческий путь и достижения супруги А. М. Шавеля – выдающегося сценографа и художника-постановщика отечественного кукольного театра второй половины ХХ века, широта диапазона профессиональных интересов которой помогала представителям многих жанров и видов сценического искусства (и даже членам сборной России по фигурному катанию) достигать самых выдающихся творческих побед.

И, наконец, эта – четвертая, заключительная книга малой серии посвящена Константину Константиновичу Токаржевичу, отцу- воспитателю А. М. Шавеля.

И в этом месте абсолютно не лишним будет читателю напомнить, что Андрей Милошевич был и сам человек удивительной судьбы.

Ему (А. М. Шавелю) было чуть больше года, когда неожиданно погиб его родной отец – Генеральный секретарь компартии Сербии, член ЦК Коминтерна. И отцом-воспитателем ему стал выдающийся артист русской драмы первой половины ХХ века Константин Константинович Токаржевич, маркграф, последний представитель именитого дворянского рода, первое упоминание о котором в исторических летописях ведется от героя Грюнвальдской битвы. Матерью Константина была Варвара Сергеевна Токаржевич – последняя прямая наследница семьи фельдмаршала П. А. Румянцева, не проигравшего за свою военную карьеру на поле брани ни одного сражения.

Сам же Константин Токаржевич также как и Андрей Шавель рано (в три года отроду) потерял своего родного отца – полковника Генштаба Константина Иосифовича Токаржевича, умершего неожиданно от заражения крови. Его воспитал, передал секреты актерского ремесла и вывел на сцену Пётр Алексеевич Зайцев – любимец Александринки, замечательный актёр и режиссёр, а также успешный театральный антрепренёр конца XIX-начала ХХ веков.

Эти люди безгранично любили Россию, не покинули свой народ, когда наступила черная полоса истории, и в стране наступило время социальных потрясений и политико-экономических преобразований. Они безропотно несли вместе с ним все тяготы и лишения бренной жизни, выпавшие на их долю, продолжая служить ему в меру своих профессиональных и человеческих возможностей и физических сил.

Здесь и почили.

К слову сказать, Константин Константинович Токаржевич как в своё время и его отчим Пётр Алексеевич Зайцев не только воспитал, но передал секреты актерского ремесла и ввёл в мир живописи, драматургии и поэзии уже теперь своего пасынка Андрея Милошевича Шавеля, передав ему из своих рук эстафету служения русскому театру.

И на склоне своих лет Андрей Милошевич искренне горевал, что в силу самых разных обстоятельств собственной судьбы не смог увековечить память Константина Константиновича Токаржевича и от всего сердца поблагодарить его за всё, что тот сделал в жизни и искусстве для него.

Неожиданно появившийся в его детском возрасте, он стал для Андрея надежной опорой, школой жизни, нравственным ориентиром, домашним университетом, примером для подражания и путеводной звездой в собственной профессии. Как добрый волшебник, в каждую трудную минуту очень насыщенной жизни и творчества Андрея он всегда искренне и спокойно приходил на помощь. И всё решалось как- то обыденно и само собой.

Мужское равновесие и вдумчивая уверенность Токаржевича успокаивали и обезоруживали. И именно эти черты личности и характера Константина Константиновича делали жизнь Андрея Шавеля с детства и до последних дней надежной, устойчивой, предсказуемой и успешной. Стоило лишь заглянуть в глаза или задать вопрос, как тут же наступало тихое умиротворение!

И только за это – за полную замену погибшего отца и выдающееся человеческое, художественное, гражданское и артистическое воспитание – Андрей Милошевич был беспредельно ему признателен и благодарен!

Правда особенной чертой характера А. М. Шавеля и его мыслительной деятельности, к сожалению, было длительное рассмотрение вариантов решений, их обсуждение в беседах с людьми из ближнего круга, мнению которых он мог доверять, неуверенность в полученных результатах и принимаемых совместно окончательных решений, что требовало от него их постоянный пересмотр.

Характер его психики: покой!

Поэтому, даже если ему после диалога с кем-то нравилось принятое решение, то он долго и трудно с ним сживался. Иногда на это уходили недели. Иногда месяцы. Иногда складывалось впечатление, что для него важнее об этом поговорить, чем делать реальные шаги по воплощению решения в жизнь.

Но пока шаги были не сделаны, он постоянно возвращался в процессе общении к обсуждаемой теме с обязательным выходом на искомое для него решение. Так могли пройти и месяцы, а иногда и годы. Так случилось и с этой темой!

Многолетние и упорные его размышления, рассуждения и обсуждения с близким кругом людей о реальном способе хоть как-то поблагодарить своего отца-воспитателя (как А. М. Шавель до последних дней называл К. К. Токаржевича), постепенно, очень трудно и сначала как в тумане, но стали приобретать некоторые довольно важные и точные очертания. А вопросы «как ты это видишь и чего хочешь этим достичь?» заставляли его группироваться, концентрироваться на теме и целенаправленно соображать.

И, наконец, неожиданно его мысли выкристаллизовались!

Музей! Музеефикация!

Теперь было важно нисколечко не мешкать!

И тогда мы сели за компьютер, создали и открыли новый файл. Тут Андрей Милошевич, обращаясь за полгода до своей кончины к дирекции Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское», чистосердечно и с пониманием масштаба потерянного им времени и огромной меры своей личной ответственности за судьбы ушедших в иной мир людей надиктовал:

«На протяжении всей сознательной жизни, посвященной русскому художеству, меня сопровождали выдающиеся деятели отечественного театра, изобразительного искусства, культуры и науки. После того, как меня покинули все близкие мне люди, оставив после себя многочисленные историко-культурные артефакты, я глубоко задумался над их дальнейшей судьбой.

И, наконец, решился предложить их вам в качестве безвозмездного дара в Музейный фонд Российской Федерации, дабы история российская не пресеклась. В этих артефактах удивительным образом сплелись судьбы нескольких замечательных в истории Отечества фамилий…

Мы с Валентиной Ивановной Смирновой – последнее поколение в этой длинной истории переплетения имен. Как и предыдущие члены достойнейших русских фамилий Токаржевичей, Румянцевых, Скрипицыных, Всеволжских, чьи культурно-исторические артефакты хотим вам передать, мы в своей профессиональной жизни продолжали служить Отечеству и защищать его интересы на вверенных нам рубежах.

А нам с Валентиной Ивановной выпала особая честь – воскресить для России многовековую традицию русского народного театра „Петрушка“ и покорить своим искусством не только публику, но и профессиональное сообщество Европы».

Живущим в ХХI веке людям должно быть предельно ясно одно: это были в высшей степени достойные люди, достойно прожившие отпущенный им век! Они нашли силы в непростое время сохранить в себе и своем окружении сострадание, сопереживание, открытость, человечность, доброжелательность и чистосердечие. Они обладали завидным упорством в достижении вершин своего ремесла и несгибаемым духом русского человека и художника. И всё это вместе, как нам представляется, заслуживает самого искреннего уважения, неподдельного внимания и достойного увековечения памяти этих достойных людей.

Что мы и попытались в этой малой серии отчасти сотворить.

По правде сказать, эта наша книга должна была бы открывать задуманную вместе с А. М. Шавелем малую серию работ и стать первой в ряду других. Однако жизнь как всегда внесла в планы свои неожиданные коррективы. Поэтому сложилось так, как сложилось. Но мы надеемся, что вдумчивый читатель, познакомившись с содержанием предыдущих работ, нас поймёт и простит.

К сожалению, при создании текста этой книги мы были абсолютно ограничены в необходимых для нашей работы историко- архивных материалах. Это была главная и самая большая проблема. Да и жизнь подкидывала то одни, то другие «подарки».

Вместе с тем, цепкая память постоянно возвращала нас к тем навсегда ушедшим временам, когда Андрей Милошевич Шавель сам пытался поведать колоритные эпизоды жизни своей семьи, заставляя нас продолжить и закончить начатое. Тем более, что накануне его смерти дали ему слово серию не бросить и обязательно завершить!

В этой связи самую глубокую благодарность нам хочется высказать дирекции Московского объединенного музея-заповедника «Коломенское» и лично Ольге Поляковой и Екатерине Хлебутиной за неизменное внимание к нашим задачам, оказываемую всемерную помощь и поддержку в начинаниях. Кроме того, за некоторый объем найденного и разработанного исторического материала о семье Токаржевичей и за фотокопии ряда предметов, принадлежавших лично Константину Константиновичу. Они приоткроют читателю мир и величину личности этого незаурядного человека – гражданина, семьянина, выдающегося актера, разнообразие сыгранных им за жизнь ролей, созданных актерских работ, покажут среду и уровень его общения, а также в общих чертах обрисуют круг ближнего его окружения. Все эти материалы нашли в книге свое достойное место, а предоставленные фотокопии стали её истинным украшением.