Книга …И в просвещении стать с веком наравне. Том II - читать онлайн бесплатно, автор Борис Константинович Тебиев. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
…И в просвещении стать с веком наравне. Том II
…И в просвещении стать с веком наравне. Том II
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

…И в просвещении стать с веком наравне. Том II

В 4 старших классах гимназии продолжаются отмеченных выше предметы, за исключением чистописания, рисования и черчения. К общему курсу в классических гимназиях добавляется греческий язык. В общих гимназиях в большем объеме, чем в классических, преподают русский язык и словесность, немецкий и французский языки, математику и естествоведение, а в классических гимназиях – в больших объемах по сравнению с общими – латинский язык.

В окончательном виде проект устава гимназий и прогимназий 27 февраля 1864 года был представлен в Государственный совет, в Соединенный департамент законов и экономии. Рассмотрение проходило дважды – 15 мая и 4 июня. Проект устава не встретил полного одобрения. Многие члены Совета решили, что обучение в гимназии слишком растянуто и предлагали ограничиться не предложенным министерством 8-летним, а 7-летним курсом. Были среди членов Государственного совета и сторонники классицизма. Аргументируя свое мнение, они приводили два основных довода – пример народов цивилизованного мира, положивших изучение греческого и латинского языков в течение трех последних столетий в основу обучения, и то, что высокая педагогическая ценность классических языков доказана опытом. Единственным сдерживающим фактором для введения классицизма, по их мнению, могло быть лишь отсутствие хороших преподавателей.

Противники монополии классицизма на образование [15], обратив внимание на то, что средняя школа России, так и не выработав четкой системы соединения практической цели с научной, указывали на существенные различия между западной и российской школой. Древний латинский мир тесно связан с жизнью и просвещением жителей западных государств. Влияние его распространялось на все гражданское устройство, и, несмотря на значительное развитие отдельных народностей, без знания латинского трудно совершенствоваться в изучении новейших языков, постигнуть прямой смысл и дух законов, проистекающих из римского права, понимать богослужение.

Не так в России: древний латинский мир не имеет почти никакой связи ни с ее языком, ни с ее законами, ни с ее верой. Влияние греческого языка в России проявилось только в формах церковно-славянского языка, и сюда проникла одна только словесность Греции, но не древнего мира, а первых веков христианства. Изучение латинского языка, конечно, полезно для поступающих в университеты, но 75% выпускников гимназий в университеты не поступают, и потому нет ни надобности, ни даже справедливости ставить им в обязанность учиться языку, который имеет лишь слабую связь с жизнью России и не найдет никакого применения в их практической жизни [16].

Доработанный Министерством народного просвещения с учетом замечаний и предложений членов Государственного совета и лично Александра II проект устава гимназий и прогимназий 2 ноября 1864 года был единогласно принят Государственным советов, а 19 ноября утвержден императором и вступил в силу.

Согласно Уставу 19 ноября 1864 года основным типом реального образования в стране становились 7-классные реальные гимназии, действовавшие наравне с классическими гимназиями и дававшие своим воспитанникам «общее образование и подготовление к вступлению в высшие специальные учебные заведения». Реальные гимназии были доступны для детей всех состояний и вероисповеданий. Учебная программа во многом была сходна с программой классических гимназий, точно таким же определялся и административный персонал, в одинаковом объеме преподавались Закон Божий, русский язык с церковнославянским языком, русская словесность, история, география, чистописание. В несколько большем объеме, чем в классических гимназиях, здесь преподавались математика (25 часов), естественная история с химией (23 часа), физика и космография (9 часов), немецкий (24 часа) и французский (22 часа) языки, которые были обязательными, рисование и черчение (20 часов). Наглядное представление о предметах и распределении учебных часов дает таблица 1.

Таблица 1Сравнительная таблица недельных часов в классических и реальных гимназиях по Уставу 1864 года

Примечания: 1. В гимназиях с обоими древними языками или французский, или немецкий. В остальных оба. 2. Только в трех младших классах. 3. Сюда же входила и химия.

Источник: Медынский Е. Н. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции. Изд. 2-е. М., 1938.


Свидетельство об окончании курса реальной гимназии давало ее выпускнику одинаковые с выпускником классической гимназии льготы по службе и воинской повинности. Однако при поступлении в высшее учебное заведение для окончившего реальную гимназию существовали определенные ограничения. В частности, при поступлении в университет он был обязан сдать экзамены по латинского и греческому языкам, которые не изучались в реальной гимназии. Годовое содержание персонала реальных гимназий определялось в 20 300 рублей.

Ввиду недостатка квалифицированных педагогических кадров было решено открыть реальные гимназии в «немногих городах», а с решением кадрового вопроса и проблем материального обеспечения расширить их сеть до необходимого количества.

Примечательно, что в канун принятия решения о создании реальных гимназий, летом 1863 года, в России произошла реформа военных учебных заведений. Одним из наиболее существенных ее результатов была организация в стране на базе бывших кадетских корпусов военных гимназий с 5-летним курсом обучения, который в 1870 году был продлен до 7 лет. Военных гимназии в России были вполне полноценными средними общеобразовательными учебными заведениями и имели явно выраженный реальный профиль, как этого требовали нужды армии [17]. Основными дисциплинами учебного плана были математика (42 часа), русский язык (33 часа), два новых иностранных языка (54 часа), естествознание, физика и химия. Активно культивируя естественно-научные и физико-математические знания, военные гимназии не только порывали с традициями армейского консерватизма, но и способствовали развитию в России методики и дидактики реального образования. Они были полностью не зависимы от Министерства народного просвещения, поскольку подчинялись только военному ведомству.

Покушение на жизнь императора Александра II в 1866 году привело к активизации консервативных сил русского общества, стремившихся помешать проведению в стране либерально-буржуазных реформ. В конце 1860 – начале 1870-х годов на волне консервативной критики реального образования, еще не успевшего принести ощутимых плодов, в средней школе Российской империи начинает усиленно насаждаться формалистический классицизм, реанимируется принцип сословности образования. Реализация этого принципа сохраняла за представителями дворянского сословия ведущие позиции в системе государственного управления. Классическая гимназия и университет являлись при этом своеобразным фильтром, который препятствовал карьерному росту представителей «неблагородных сословий» [18].

Ведущими проводниками контрреформ в образовательной сфере выступили министр народного просвещения граф Д. А. Толстой и консервативный публицист М. Н. Катков, призывавший со страниц «Московских ведомостей» признать очевидность того факта, что естествознание в Европе, «как и всякие науки», вышло именно из классических гимназий, которые в России предлагается «уволить в отставку».

Реанимированный российский школьный классицизм принял весьма уродливые формы. Внимание педагогов и учащихся гимназий акцентировалось не на воспитательном влиянии классической древности, не на изучении античной литературы, а на сухом схоластическом изучении латинского и греческого языков.

27 февраля 1871 года, разработанный в Министерстве народного просвещения проект реорганизации средней школы был внесен на рассмотрение Государственного совета. Комментируя проект, министр народного просвещения Толстой отмечал, что имевшее место ослабление классицизма в гимназиях развивает материализм и нигилизм у учащихся, разрушает их нравственность. Противопоставляя древние языки и отчасти математику естествознанию, министр указывал, что при обучении древним языкам «вся совокупность познаний учеников подлежит непрерывной и почти безошибочной проверке, препятствующей развитию в учениках самомнения, тогда как надлежащее понимание учениками преподанного им из всех других наук, особенно же из естествознания, почти уходит из-под учительского контроля, почему здесь и возможно, с одной стороны, развитие крайнего самомнения, а с другой – самых превратных воззрений» [19].

Министерский проект предусматривал за счет усиления преподавания древних языков сокращение учебных часов по русскому языку и словесности, по математике и физике, признание обязательным только одного нового иностранного языка (вместо прежних двух), уменьшение часов по чистописанию и черчению, отмену преподавания рисования, законоведения и естественной истории. Министр предложил усилить контроль учебной администрации за образом мыслей и поведением учащихся.

Согласно проекту Толстого, реальные гимназии в стране должны быть ликвидированы. Вместо них предполагалось учредить реальные училища с 6-годичным курсом обучения – учебные заведения низшего (по сравнению с гимназиями) типа, не дающие ни при каких обстоятельствах права их выпускникам поступать в университеты. Согласно проекту, реальные училища были должны обслуживать развивающуюся промышленность. В зависимости от местных условий они могли иметь шесть различных курсов: технический с преобладанием механики, технический с преобладанием химии, горнозаводской, сельскохозяйственный, технологическо-агрономический, коммерческий. Дополнительный курс предназначался для тех, кто желал продолжать образование в высших специальных учебных заведениях.

Проект реформы среднего образования рассмотрела комиссия Государственного совета, состоявшая из 14 членов. 6 членов совета высказались против вводимых Толстым инноваций, отметив, что признать общеобразовательное значение исключительно за древними языками и классическими гимназиями «значило бы идти вразлад с самыми положительными указаниями современной педагогической теории и практики». Члены Совета считали необходимым сохранить классические гимназии и реальные гимназии с преподаванием одного латинского языка, как это было предусмотрено Уставом 19 ноября 1864 года; расширить права реальных гимназий, предоставив их выпускникам право поступать на физико-математический и медицинский факультеты; половину гимназий сделать классическими, а половину – реальными с 8-летним курсом обучения.

Отбивая нападки М. Н. Каткова и других представителей воинствующего консерватизма на естественнонаучные предметы школьного курса, члены комиссии утверждали, что наука (то есть изучение законов природы и человеческих обществ, явлений мира физического и мира духовного, изыскание истины, систематическое изложение какой-либо новой отрасли человеческого знания) сама по себе может сообщать только полезные знания и не может указывать ни религиозное, ни нравственное, ни политическое направление. Но преподаватель всегда имеет такую возможность, если только захочет, все равно – придет он в класс с греческой, латинской грамматикой или с катехизисом Филарета, либо с историей хотя бы Беллярминова [20]. Можно воспользоваться каждым случаем, чтобы принести пользу или вред, произвести впечатление благое или вредное, бросить в себя доброе или насадить плевелы. Наука тут не виновата [21].

Несмотря на то что большинство членов Государственного совета поддержали мнение членов комиссии – противников предложенных Д. А. Толстым мер, путем закулисных влияний и придворных интриг министерский проект удалось утвердить у Александра II. 30 июля 1871 года новый устав классических гимназий вступил в силу. 15 мая 1872 года император утвердил Устав реальных училищ с профессионально-техническим уклоном. «Реальные училища, отмечалось в Уставе, имеют целью доставлять учащемуся в них юношеству общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний».

Согласно Уставу реальные училища состояли из 6 классов. Они могли также состоять из 5, 4, 3 и даже 2 классов, но непременно старших. В первых 4 классах училищ давалось общее образование, а с 5-го класса – специальное. 5-й и 6-й классы состояли из двух отделений – основного и коммерческого, или из одного из них, в зависимости от местных условий и потребностей.

При старшем основном отделении допускался дополнительный класс с тремя отделениями (разрядами) – общим для подготовки учащихся к поступлению в высшие специальные учебные заведения; механико-техническим и химико-техническим для подготовки специалистов со среднетехническим образованием соответствующего профиля.

Курс первых трех классов реального училища был приравнен к программе уездных училищ, что давало возможность их выпускникам продолжать образование в реальной школе. Учебный план старших классов реальных училищ предусматривал изучение естественной истории, физики, географии, истории. Важное внимание уделялось изучению математики и новых иностранных языков, причем наряду с обязательными (немецким и французским) языками в некоторых училищах в зависимости от местных условий могли преподаваться английский, итальянский или новогреческий языки.

Учебный план реальных училищ по Уставу 1872 года (табл. 2) включал учебные часы на практически-технические предметы, а также на изучение таких важных общеобразовательных предметов, как естественная история, география, всеобщая и отечественная история. Их курсы «были более чем элементарные» [22]. Близко к уровню курса классических гимназий в реальных училищах стояло только преподавание русского языка и литературы. В условиях гонения на реальную школу Министерство народного просвещения потребовало отменить реальное образование и в военных гимназиях. Однако военный министр и прогрессивный реформатор Д. А. Милютин решительно выступил против позиции учебного ведомства. Свою позицию он аргументировал потребностями перевооружения русской армии и необходимостью поддерживать ее высокую боеготовность в связи с начавшейся Франко-прусской войной (1870—1871). Благодаря этому консервативные изменения в подведомственных Министерству народного просвещения школах не затронули гимназии военного ведомства. В условиях бурного насаждения толстовского классицизма они завоевали авторитет лучших средних учебных заведений России [23].

Исследователи по-разному оценивали суть произошедших в реальном образовании перемен. Большинство из них полагали, что реформа реального образования начала 1870-х годов резко снизила общеобразовательное значение реальных училищ. Так, известный дореволюционный историк гимназического образования И. А. Алешинцев констатировал: «по самому количеству общеобразовательного элемента реальные училища оказывались средними школами весьма низкой пробы» [24]. Крайне консервативным руководством учебного ведомства им было определена «роль хорошего отвода от университетов для среднего сословия» [25]. Аналогичного взгляда на реальные училища образца 1872 года придерживался советский профессор Е. Н. Медынский. Он называл эти училища «недоношенными», поскольку они не давали «ни достаточного общего образования (естественной истории уделялось всего 8 часов), ни тем более сколько-нибудь удовлетворительного профтехнического образования» [26]. Современник реформы, бывший министр народного просвещения А. В. Головнин в своем «особом мнении» указывал, что соединение в одном учебном заведении общеобразовательного и специального курса ненормально и вредно, что такое «двойное» учебное заведение не достигнет целей ни общего, ни специального образования [27].

Таблица 2.Учебный план основного и коммерческого отделений реальных училищ (1872 г.)

*Данные учебные предметы изучались на техническом отделении реальных гимназий.

Однако потребность в технических кадрах была настолько велика, что даже толстовская модель реального училища пользовалась популярностью у населения. Если в 1872 году в целом по стране было открыто всего 7 реальных училищ с 1752 учащимися, то к 1 января 1877 году здесь насчитывалось уже 56 реальных училищ с 10888 учащимися, а на начало 1882 года – 79 училищ с 17484 учащимися, причем 63 учебных заведения были полными, с основным отделением, при 23 училищах имелись коммерческие отделения, а при одном училище – сельскохозяйственное и горнозаводское отделения.

В 1886 году министр народного образования И. Д. Делянов (занимал эту должность по прямой протекции Д. А. Толстого) внес в Государственный совет проект промышленного образования в Российской империи, предусматривающий реорганизацию реального образования и изменение статуса реальных училищ. Министр задался целью превратить реальные училища в пятиклассную общеобразовательную школу, которая стала бы первой ступенью подготовки специалистов со средним техническим образованием. Вторую ступень должны были составлять 2-х и 4-х годичные специальные технические школы, дающие познания «хотя и элементарные, но основательные и вполне приложимые на практике». В реальных училищах разрешалось создавать дополнительные специальные классы – технические, сельскохозяйственные, коммерческие. Доступ в высшие специальные учебные заведения имели только выпускники 4-годичной средней технической школы [28].

Такой же бездарный, как и его автор (писатель В. Г. Короленко назвал Делянова человеком, «много лет лежащим гнилой колодой поперек дороги народного образования»), министерский проект вызвал резкую критику как со стороны передовой педагогической общественности и российских деловых кругов, так и со стороны членов Государственного совета. При этом характер критики существенно разнился. Если общественность проект не устраивал по существу, то Государственный совет увидел в нем ущемление интересы обедневшего дворянства, лишаемого возможности обучать своих детей в реальных училищах. Противники деляновского проекта требовали рассматривать реальные училища как самостоятельные учебные заведения с углубленным изучением естествознания, математики и новых языков, предоставить реалистам право поступать в университеты.

9 июня 1888 года новый Устав реальных училищ был высочайше утвержден Александром III. Требования общественности частично были удовлетворены. В училищах закрывались механико-технические и химико-технические отделения как «не принесшие ожидаемой пользы», усиливались учебные курсы (главным образом в начальных классах) по математике, новым языкам, русскому языку, истории, физике, естественной истории. Количество уроков рисования, черчения, чистописания было сокращено. Из учебного плана исключались химия и механика. На местные средства разрешалось содержать приготовительные классы. 5-й и 6-й классы имели два отделения – основное и коммерческое. Дополнительный (7-й) класс был сохранен только для желающих поступать в высшие специальные учебные заведения.

В соответствии с Уставом от выпускников реальных училищ требовались такие знания, которые они могли бы использовать в практической работе. Были сформулированы конкретные требования к учителям. На уроках русской грамматики признавалось необходимым развивать у учащихся умение точно и грамотно излагать свои мысли, на уроках иностранных языков – бегло читать и писать. При изучении математики рекомендовалось обращать особое внимание на те разделы, которые имели бы непосредственное применение в обыденной жизни, давали навык в обращении с числами и пространственными понятиями. Уроки графики были призваны развивать умение дать точный чертеж предмета, его изображение.

Промышленный подъем конца XIX века способствовал дальнейшему росту популярности реальных училищ, инженерных и технических профессий. Многие выпускники училищ стремились к высшему образованию. В 1897 году, регулируя наплыв реалистов в вузы, Министерство народного просвещения предписало допускать в дополнительный класс только имеющих средний балл не меньшее 3,5 и направлять оканчивающих курс реального училища преимущественно на государственную службу.

В министерство Н. П. Боголепова, сменившего в 1898 году И. Д. Делянова, при сохранении двух основных типов средней школы – полноценной классической и неполноценной реальной – наметилось сближение программ двух первых классов учебных заведений. При министре П. С. Ванновском эти программы стали фактически идентичными.

Накануне революции 1905—1907 годов Министерством народного просвещения была создана специальная комиссия по разработке нового учебного плана для реальных училищ. В годы революции новый учебный план был утвержден. В результате его реализации произошло перераспределение учебных часов, были введены новые учебные предметы общеобразовательного характера, увеличилось время на изучение русского языка, истории, французского языка, в дополнительном классе вводилось преподавание законоведения. В 6 классе восполнялся пробел в преподавании естествознания, равномерно без ущерба для изучения математики распределялось преподавание физики [29].

Наиболее удачная и позитивно восспринятая обществом попытка реформирования реального образования «сверху» связана с деятельностью «министра общественного доверия» П. Н. Игнатьева. По разработанному под его руководством в 1915—1916 годах проекту предполагалось создать в России единую среднюю школу с общей начальной ступенью и полифуркацией на завершающей ступени обучения. Выделялись такие профили, как гуманитарно-классический, новогуманитарный, реально-естественный и реально-матема-тический.

4. За школу, чуткую к запросам жизни

Демократический подъем, охвативший Россию с началом либеральных реформ царя-освободителя Александра II, нашел свое яркое отражение в педагогической сфере. На рубеже 1850-1860-х годов под влиянием передовых идей Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского, подхваченных стремившимся к духовному раскрепощению учительством, в стране возникает и ширится общественно-педагогической движение за коренную модернизацию образования на началах гуманизма и демократии. Наполняя общественную мысль педагогической проблематикой, участники движения напрямую связывали грядущие успехи страны с успехами образования. Они призвали разночинную интеллигенцию к созиданию, упорному повседневному труду на благо народа.

Никогда еще критика казенной школы не звучала в России так громко и широко как в эти годы. Бескомпромиссно всрывая пороки феодально-крепостнической системы образования, Пирогов и его деятельные сподвижники отмечали такие ее хронические болезни, как отсутствие связи с жизнью, задачами хозяйственного развития, формализм, полное игнорирование возрастных и психологических особенностей детей. Раздавались голоса за отмену государственной монополии на образование, за повышение роли учителя в общественной и школьной жизни, за уважительное отношение к детской личности. Важнейшим принципом демократизации образования, как и всей общественной жизни страны, провозглашалось обеспечение всем молодым людям равных стартовых возможностей в жизни через систему общедоступного образования. «Идеально-нормальное состояние просвещения в обществе, – писал Пирогов, – было бы то, если бы все, без различия, одним путем вступали в жизнь: путем широким – университетским. Это значило бы, что все, без различия сословий и состояний, были бы обязаны пройти общий гимназический курс, поступить в университет… и потом уже выйти в жизнь…» [1].

Однако эта задача виделась педагогу перспективной, реализовать которую можно лишь в отдаленном будущем, когда в обществе созреют необходимые для этого материальные и культурные предпосылки. А пока важно было устранить тупиковость сословной школы, ликвидировать необоснованную многопредметность обучения, внедрить в школьную практику принципы естественнонаучного, реального образования [2].

Разрабатывая в 1860 г. план создания единой школы, свободной от сословных предрассудков, национальных и прочих ограничений, Пирогов предлагал создать особую систему школ-ступеней, которые сохраняли бы преемственность и в тоже время имели законченный характер на каждой стадии.

Первая ступень школьного образования, по мысли Пирогова, двухгодичная, общеобразовательная, однотипная, элементарная школа. Вторая ступень – прогимназия с 4-х летним курсом обучения – должна делиться на классическую и реальную. Третья ступень школьного образования – классические и реальные гимназии. В программах классических гимназий главное место должны занимать древние языки, русский язык, математика и история. Естествознание из программы классических гимназий исключалось. В реальных гимназиях отсутствовали древние языки. Основное внимание уделялось предметам природоведческого цикла.

Основной целью классической гимназии Пирогов считал подготовку к обучению в университете. Перед реальными гимназиями задача подготовки учащихся для поступления в высшую школу не ставилась, поскольку в то время в ведении Министерства народного просвещения еще не было высших технических школ. Они должны были готовить учащихся к практической жизни, к участию в экономической, хозяйственной деятельности. Пирогов прекрасно понимал, что финансовые возможности государства и населения весьма ограничены. Каждая семья, проектируя обучение детей, должна исходить из реальных возможностей.