На первый взгляд, звучит всё очень благостно и хорошо, особенно для тех людей, которые действительно оказались в сложных жизненных ситуациях, которых обидели, не поняли, разочаровали, предали и т. д. И тут главное, чтобы практическая работа психолога с клиентом не начала строится на погружении человека в уникальность его собственного Я, своей значимости и исключительности, которые, на самом деле, уводят человека от объективной оценки собственных поступков и происходящего с ним, ведь шкалы ценностей и норм поведения, проявления чувств и эмоций, «хорошо» и «плохо» в психологии не существует.
А для человека в реальной жизни это очень важные понятия. И если в результате работы с психологом, их неверно внедрить в сознание человека, в будущей перспективе это будет отражаться не в фундаментальном и созидательном разрешении трудных жизненных ситуаций, поиске и становлении себя, как личности, а просто в требованиях, претензиях и капризах к своему близкому окружению или же, к избеганию социума для краткосрочного удовлетворения ущемлённого ЭГО, раздутого до размеров «морского ежа», до состояния, граничащего с эгоизмом и обесцениванием прошлой жизни, вклада близких людей, семьи, уроков и опытом всей жизни.
И сейчас учёные тех же школ психологии заявляют, что после 100 лет психотерапии мир людей становится все хуже. Самое главное здоровье человека – душевное, эмоциональное, ментальное в наши дни оставляет желать лучшего. Вот почему очень важно с осторожностью и с большой ответственностью
«нырять» в необъятный поглощающий океан психологии, выбора специалиста, психологических тренингов – как самим специалистам, так и всем интересующимся и попавшим в непростые жизненные ситуации людям.
Я и Психология. Как понять себя?
Для того, чтобы чувствовать себя уверенно, предсказуемо и спокойно в нашем динамичном и столь стремительно меняющемся мире, в любой жизненной ситуации очень важно научиться правильно понимать себя. Залог нашей счастливой и успешной жизни во многом зависит от умения чувствовать и доверять себе. Понимать и определять свой путь «в развитии», в умении окружать себя лучшим и следовать за ним, понимать свой путь проб и ошибок, в умении признавать, исправлять и не повторять их.
Лучшее для каждого человека – это именно то, что подходит ему, что дарит счастье и ощущение себя в благодарности и воодушевлении этой жизнью, востребованности и радости бытия, удовлетворении и вдохновении принятия жизни такой, какой «я её строю». И на самом деле не так сложно понять себя, свои эмоции, мышление, чувства и поступки.
Из огромного океана теоретических основ психологии, философии, педагогики, естествознания, практических знаний и опыта, различных мнений, я постаралась систематизировать этот необъятный поток информации к пониманию и размышлению человека о себе доступным и системным подходом.
Итак, о сложном простыми словами.
Когда мы рождаемся, начинается каждодневный процесс приобретения жизненных навыков с учётом уже заложенных в нас генов (наследственный фактор) и среды, где мы появились на свет.
Существует только две группы личностных качеств, влияющих на наше становление и накопительный потенциал: врождённые и приобретённые.
Врождённые (здесь всё ясно) – это накопительный фонд от родителей, предков, которые закладываются в нас на генетическом уровне по внешним признакам (особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи), интеллектуальной (внимание, память, мышление, речь, скорость психических процессов и пр.) и физиологической (обмен веществ человека, особенности работы иммунной системы, уровень стрессоустойчивости и т.д.).
А приобретённые качества в нас закладываются из социальной среды, в которой мы родились: из семьи, школы, окружения, влияния культуры и идеологии страны, где мы проживаем.
Наши жизненные устои, наш характер и ценности закла дываются в нас путем воспитания: родительского, школьного, общественного, национального и личного, – личной избирательностью.
То есть, воспитание определяет наши личностные качества. За основы воспитания отвечает наука педагогика, а не психология, что очень важно к пониманию. Именно педагогика несет в себе законы воспитания и образования человека, изучает закономерности успешной передачи социального опыта от старшего поколения младшему, учит выстраивать добропорядочные отношения в обществе. Вытеснение значимости этой науки и доминирующее влияние психологии на жизнь человека в наше дни является существенной причиной разрозненности и асоциальности общества.
Асоциальность – это поведение и поступки, не соответ ствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали. А, как я упоминала ранее, психология не воспитывает и не придерживается какихлибо норм и правил морали.
И вот тут особенно важно человеку из всего огромного потока новомодных введений, утверждений и их трактования научиться распознавать и выбирать для себя всё только самое нужное и полезное.
Расскажу вам обо всем по порядку.
Глава 2. Положительные и отрицательные качества и эмоции
Мы все хорошо знаем, что совершенных людей не бывает. Это простая истина. Каждый человек имеет свой набор положительных и отрицательных качеств, которые мы приобретаем в течении всей нашей жизни. И чем лучше мы знаем свои положительные и отрицательные черты характера, чувства, эмоции, тем яснее мы осознаем и понимаем происходящее в нашей жизни, а также приобретаем способность дальновидней строить желаемые перспективы для приобретения самого главного – счастья в личной жизни.
Научиться этому не сложно.
Давайте представим, что человек – это как сообщающиеся сосуды, один из которых наполнен положительными (ресурсными) качествами, а другой отрицательными (негативными) качествами. Но, в отличие от физики имеют свойство поддерживать разный уровень наполнения в своих сосудах.
Доминирование положительных (ресурсных) качеств и эмоций даёт нам уверенность и удовлетворение жизнью, приносит радость, успех и гармоничное ощущение себя.
А доминирование негативных качеств и эмоций приносит нам неуверенность в себе, тревоги, страхи, раздражение, разочарование, обиды, злобу, гнев, печаль, ненависть, чувство вины, безразличие, апатию и т. д.
Вот именно с преобладанием второго состояния, люди приходят на прием к психологам и психотерапевтам. Когда у человека все хорошо, он к психологам не идёт. Это факт.
И именно на этом этапе специалисту необходимо понять, что же происходит с человеком, и совместно найти причину его проблем.
Часто в своей практике, когда я прошу клиентов подробно описать себя, люди готовы сделать это сразу. И очень напрасно.
Важность самых малых деталей, на первый взгляд незначительных, даёт невероятные результаты в работе над этим увлекательным процессом – познанием себя самого. И этой работе необходимо уделить достойное время. Сосредоточиться необходимо буквально на всём, – всё имеет значение. Этот процесс я называю «сканирование» и сравниваю с работой аппарата МРТ, – чем больше пикселей и детализации, тем более точный диагноз и результат.
Каждый человек может это сделать для себя в соответствии с рисунком ниже.
Работая с людьми в их непростой период жизни (как я уже отмечала ранее, именно в такой период люди обращаются за консультацией и помощью к специалисту), я заметила одну важную закономерность. Именно в трудный период, в непростом эмоциональном состоянии человек склонен видеть и искать причины своих проблем «на стороне», невольно смещая акцент и фокус, а также поиск причины в другой зоне ответственности и окружения. В этот непростой для человека период жизни, когда доминирование негативных (разрушающих) эмоций и качеств значительно преобладает над положительными (ресурсными), очень легко человека повести по ложному пути решения его сложной жизненной ситуации и накопившихся проблем.
МЫ – как сообщающиеся сосуды (Рис.1)
Размытость понятий в психологии, обилие различных методик и практик, субъективность, а также полюбившийся многим специалистам и клиентам разбор детских травм прошлой жизни, «несвоевременные» сепарации – всё это, гдето неосознанно, а часто недальновидно уводит человека в сторону еще большего усугубления проблемы. В этих сложных и часто ненужных аспектах происходит обесценивание прошлой жизни и перекладывание проблем сегодняшнего дня на изжившие себя проблемы прошлого. Часто клиент с удовольствием и, даже с неким облегчением включается в процесс обсуждения своего прошлого, несправедливых наказаний, начиная от прабабушек, дедушек, мам, пап, братьев, сестёр, учителей, тренеров, первой любви и т. д. И уже с помощью психолога он уводит себя от себя же сегодняшнего, решения своих насущных проблем и сложившийся ситуации, где очень часто истина и причина лежат на поверхности и требуют совершенно другого подхода в решении. Множество сеансов, потраченное время и финансовые ресурсы не дают гарантии человеку на выявления самого главного – причины его проблем и построение дальновидного, глубокого подхода для их решения. В случае недолжного понимания специалистом личностных качеств клиента, его ценностей (установок) и мотивации построения отношений в обществе и семье происходит ещё большее усугубление вреда психическому и эмоциональному здоровью человека, его мышлению и поступкам.
Одним из основных правил и условий в работе психолога является безоценочное восприятие и мышление в работе с клиентом. Звучит следующим образом: «Отказ от оценивания личности или поведения когото в терминах „хорошо“ или „плохо“. Человек с безоценочной позицией настроен на то, чтобы лучше понять другого, принять ситуацию или человека таким, какой он есть, основываясь на фактах без домыслов». Звучит очень хорошо, максимально объективно. Но, давайте разбираться, возможно ли такое на практике? Выслушать клиента из позиции того, что человек излагает – это не сложно. Но что на самом деле в этот момент происходит со специалистом, к которому обратился клиент за помощью? А происходит именно то субъективное восприятие клиента в своей «системе координат безоценочности». И здесь важно признать одну важную деталь: если бы нужно было просто выслушать рассказ и пересказать его, то вероятность «безоценочного» была бы значительно выше. Но суть в том, что все мы склонны смотреть на вещи сквозь призму своего субъективного восприятия. И психологи здесь не исключение. Oдни обратят внимание на oдно и акцентируют внимание, а другие – на совершенно противоположное. А отсюда и появляются уточняющие вопросы. И это только пример с пересказом, а что же тогда говорить за полный курс терапии? Конечно же, включается анализ – оценочное восприятие. В процессе рассказа клиента приходится задавать уточняющие и проясняющие вопросы, чтобы понять природу проблемы и эмоциональных переживаний. Как раз здесь один психолог со своим «безоценочным» восприятием будет задавать одни вопросы, а другой – совершенно другие, что приведёт к совершенно другому пути работы с клиентом, который зависит от личностных и профессиональных качеств специалиста.
Поэтому, для своей практики я и разработала свою концепцию оценочнобезоценочного знакомства с клиентом. Безусловно, я слушаю рассказ клиента внимательно, с эмпатией.
Но не приступаю к поиску и решению проблем, не поняв, кто находится передо мной, как человек себя воспринимает в данный период времени.
Я прошу клиента очень детально описать свои положительные (ресурсные) качества, эмоции и отри цательные. Объясняя, что именно доминирование негативных качеств и эмоций в данный момент, не даёт человеку справиться с трудностями и негативным эмоциональным фоном, настроить своё качество жизни на уверенное, спокойное, позитивное, радостное восприятие. Такая визуальная работа человека с собой даёт очень хорошие результаты (Рис.1).
Нам всем кажется, что мы достаточно хорошо себя знаем. Но здесь кроется много сюрпризов для человека. Открытие и преображение себя заново, подругому дарят человеку новое знакомство с собой, а психологу – новые познания и открытия. Человек обращается к психологу, когда в нём происходит доминирование негативных качеств и эмоций, неудовлетворённость жизнью. Эти разрушающие качество жизни эмоции преобладают в человеке в данный момент времени, имеют свойство накапливаться и «накрывают», «побеждают» его, отправляют в пассив положительные (ресурсные) качества и эмоции, благодаря которым человек способен справляться с проблемами и выходить из стресса.
Хочу привести несколько примеров, которые способны показать, как неверное восприятие самих себя не позволяет найти причину жизненных трудностей, а, соответственно, и возможности их исправления.
Ко мне обратилась женщина 45 лет, с просьбой (запросом) помочь ей разобраться в большом количестве конфликтов во всех сферах её жизни: и дома, и на работе, в отношениях с людьми, природу которых она искренне не понимает. С мужем разошлась по собственной инициативе, и по этому поводу сожалению нет, для всех и везде старается, но количество конфликтов не уменьшается, а раздражённость, обиды, злоба, усталость, апатия от такой жизни растут в геометрической прогрессии. Никто не ценит и не понимает. Она долго рассказывала с примерами из жизни (очень важны конкретные примеры) и к следующему сеансу, я задала ей «домашнее задание» детально описать свои положительные и отрицательные качества, эмоции, а также попросила описать свои ценности и приоритеты. И вот часть из них:
Безусловно, сразу бросается в глаза «добрая» и «отсутствие эмпатии» – это два антонима. То есть, человек не может быть добрым, если он не эмпатичный. Но человекто искренне считает себя добрым, потому и её сильно обижают неоправданные ожидания от других. В процессе разговора даже выясняется, что клиент не особо любит людей, многие раздражают. И если чтото для когото делает, то взамен ждёт отдачи и вознаграждения. В беседе дальше, выясняем, что она действительно достаточно заботливая и ответственная, но только для членов своей семьи. Но и тут конфликты с пожилыми родителями, с сыном и дочерью. Попросила рассказать об отдельно выделенном положительном качестве «аккуратность» и тут: «О, да! Если полотенца не висят на месте и в один рядок, на определённой полке, то..!, если из сахарницы достали сахар, а крупицы не убраны в тот час, то..!, если газету дедушка положил не на ту полку, то..! и т.д.» А человекто уверен, что он просто аккуратный и просит исполнения от других. Просит, не требует, он же аккуратный, он же не педант, не перфекционист. Он добрый, аккуратный, справедливый человек. Но именно поэтому и накопил весь негативный капитал своих эмоций и качеств, которые отравляют в первую очередь его жизнь, а также жизнь дорогих ему, близких людей. Не складываются отношения с сотрудниками, с мужчинами и т. д. Это всего лишь осмысление и проработка нескольких качеств, которые взаимосвязаны между собой, как сообщающиеся сосуды.
Безусловно, работа специалиста должна строиться деликатно и тонко, чтобы помочь человеку самому увидеть причины его проблем и житейских невзгод. Для этого обязательно надо понять ценности и приоритеты человека, чтобы скорректировать его фокус (осознание) и мышление на подъем его положительного, позитивного, ресурсного начала. Помочь увидеть себя, прочувствовать себя, понять себя, принять себя и начать работу на корректировку и моделирование своего нового позитивного мироощущения через мышление.
Или ещё пример.
Обратилась молодая женщина, 24 года с просьбой помочь разобраться в принятии решения, сепарации от мужа. От услышанного «сепарации от мужа», я сразу поняла, что человек уже побывал на консультации у психолога, в чем не ошиблась. Не буду скрывать, у меня особое чувство к этой новомодной терминологии «сепарация, экологичность, токсичность» и т.д., её использованию и трактованию, но об этом позже. Так вот, девушка рассказала, что очень трудно всегда принимала решения и это продолжается до сих пор. Всегда сомневается, не уверена и принимает те решения, которые ей предлагают и навязывают другие. Она год назад работала с психологом, которая ей помогла поверить в себя, что она лидер и должна быть смелее в своих желаниях. Но, так как на протяжении этого года существенных результатов не произошло, она решила получить еще одно мнение специалиста. После рассказа о себе и ответов на мои вопросы, она описала себя следующим образом.
И вот часть из её описания:
Передо мной сидела действительно умная, хорошо образованная девушка, с интеллектом, скромная, при этом очень зрело рассуждающая. Чувствовалось, что ей очень интересна её жизнь, что она многим интересуется, всегда может себя занять и увлечь – это считывалось очень легко из её рассказа. Но она часто делала акцент на том, что уже стала считать себя лидером. Я поинтересовалась, когда, после каких событий или наблюдений она стала считать, что она лидер. И она сказала, что в этом ей помогла работа с психологом. Я спросила: «А что еще?» Она задумалась и сказала, что, к примеру, когда она встречается с какимлибо приятелем/ приятельницей один на один, так как большие компании она не любит, то знакомые часто говорили, что хотели бы быть на неё похожи. Я охотно в это верила, так как передо мной сидела действительна очень приятная, хорошо воспитанная девушка. Только всё не могла понять, где в её описании качеств и рассказе лидер. С одной стороны, она искренне в это верила, а с другой, – это не совпадало с представлениями о себе и её реальными действиями и поступками, что не давало ей того нового ощущения себя в реальной жизни, в социуме.
А секрет в том, что справиться с внешними проблемами и трудностями можно только тогда, когда понимаешь и принимаешь себя без прикрас и самообмана. Иначе всегда результат один – неоправданные ожидания, разочарование и обида, раздражение и злость и т. д. В таких ситуациях возникает ощущение, что не ты руководишь и управляешь своей жизнью, что вокруг – только сплошные неудачи и невезения.
В процессе работы я попросила её рассказать, кто такие лидеры в её представлении, описать их качества. Спросила, возможно ли стать человеку лидером, избегая общества, вне социума.
Наша совместная работа принесла очень хорошие результаты. Мой клиент пришел к выводу, что она пока что не лидер, она просто самодостаточный человек, которому всегда была интересна её собственная жизнь. Она всегда много читала и изучала, при этом избегала любых состязаний, соревнований, выступлений и общественных мероприятий, всегда наблюдала и изучала, но себя держала как будто на «скамейке запасных», в игру не вступала, – а всё изза боязни ошибиться, показаться смешной, быть не лучшей и т. д. И от этого осознания абсолютно иначе стала строится наша дальнейшая совместная работа с клиентом, моделирование её дальнейших действий, мотивации к достижению целей и желаний.
Многие молодые люди от 20ти до 40ка лет после сеансов с психологами или после прочитанных психологических статей, начинают считать эгоизм своим положительным качеством. Надо понимать, что на самом деле это очень паразитирующее качество для человека, которое мешает его развитию. Погружать себя с помощью эгоизма в инфантилизм, эксцентричность, неоправданность ожиданий, асоциальность, бесчувственность, манипуляции и прочие сопутствующие эгоизму качества – дорога прямая. Можно приобретать большое количество различных навыков, но они не дают внутреннее развитие человеку, развитие его личностных характеристик в социуме. И эгоизм – как раз этому пример.
Или, когда обращается человек с проблемой низкой самооценки и построения отношений в обществе. А в процессе работы (по его рассказам, примерам и описанию себя, своих качеств) очевидным становится, что самооценка не занижена, а достаточно завышена. И здесь с огромной осторожностью и корректностью психолог должен помочь прояснить клиенту его проблемы в социуме, в профессиональном развитии и самом главном —ощущении и понимании себя.
Очень хорошие результаты такой подход даёт в работе с парами, которые часто уже на гране разрыва и развода. Это помогает выявить причину и прояснить их конфликтные отношения. Часто сеанс начинается со слов о том, «какие мы разные, у нас полное отсутствие взаимопонимания» что, бесспорно, понятно, поскольку негативные эмоции подавляют весь хороший чувственно эмоциональный фон. А когда начинаем работать и разбираться, то новый подход к разрешению конфликта, выстраивание новой модели по урегулированию конфликтов, исходящей из личностных качеств и потребностей человека, очень быстро снимают накал негативных эмоций. А когда супруга ещё, записав в положительные качества артистичность, понимает, откуда тогда в негативных эмоциях и качествах у неё драматизм, истеричность, капризность и мнительность, то мы оставляем в положительных, позитивных, ресурсных качествах только её обаяние – это очень важное положительное ресурсное качество для всех сфер жизни. А вот со всеми остальными начинаем работать, во благо разрешения конфликтов. Чётко определяем, что и почему необходимо контролировать и как уводить в пассив негативное мышление и эмоции, опираясь именно на личный ресурсный функционал клиента. Выбираем не путь постоянного сдерживания негативных эмоций, а управление ими, чтобы не накапливать их в себе. Работа над своим эмоциональным интеллектом – всегда имеет значимый и положительный результат для любого человека.
Самым удивительным для меня в работе с парами было то, что когда один из супругов, прожив в браке 5, 10, 15, 20 и даже 25 лет, не смог ничего о себе написать хорошего. Негативную сторону заполнили, негативные качества и эмоции написали, а положительные – нет. Люди сидели растерянные и не знали, что писать. Я предположила, что может скромность не позволяет чтото хорошее о себе написать? Но в разных подобных моих случаях с клиентами, мне было сказано, что я не понимаю, какой (ая) я и какие у меня хорошие качества, ценности, приоритеты и есть ли вообще – я не пойму какой (ая) я сейчас.
В таких ситуациях, безусловно, самым бы правильным было задуматься второй половинке, супругу или супруге о происходящем с ними, о мироощущении одного человека с другим, о пути их отношений и развитии на совместном жизненном пути, о значимости и ценности друг для друга.
И здесь работа строится на поиске человека, его лучшего начала. Нужно не просто говорить обнадёживающие речи, что он лидер и личность, что он особенный и т.д., а предоставляя инициативу самому человеку, помочь найти и обозначить всё то ресурсное в нём, что определяет его через мысли, эмоции, чувства и поступки.
Я хорошо осознаю, как важно вдохновить человека, который попал в трудные жизненные обстоятельства, воодушевить его и простимулировать для преодоления трудностей и проблем. Как важно, чтобы человек поверил в себя, нашёл в себе силы для изменения качества собственной жизни. Но ещё лучше я понимаю, как важно человека не увести от него самого, подменив понятия и дав поверить в то, чего у него нет для решения насущной проблемы.
Это как выдать человеку обувь не своего размера. И как он будет в ней потом ковылять по жизни, спотыкаясь, как будут на это смотреть и реагировать окружающие – этого психолог уже не увидит и не узнает. Психолог может подсказать еще и в свете того, что, если ктото тебя таким «лидером», «добрым», «прекрасным» и т. д. не видит – нужно уходить от таких людей, оградить себя от общения с ними, они для тебя токсичны. И это уже профессиональная преступная халатность и не дальновидность.
Знать, понимать и признавать природу своих слабых или негативных сторон, на самом деле – наша сила, адекватность и разум. Это умение правильно расставлять свои приоритеты способностей и возможностей, понимать куда стремиться.
Восприятие себя самим человеком в период сложностей, проблем, неудовлетворённости, потрясений и т. д. – очень серьёзная и важная тема. Человек в такой период очень подавлен, эмоционально опустошён, раздражён и личностно растерян.
Если сравнить жизненную проблему с бактерией или инфекцией, которая вторглась в жизнь человека, и, чтобы она его не разъедала, необходимо пропить 10 дней нужный антибиотик. И этот антибиотик нужно выписать чётко от этой инфекции, иначе можно бесконечно пропивать разные антибиотики, убивать организм и привести себя к другим не утешительным проблемам со здоровьем.
В работе с психологом и психотерапевтом должен быть похожий подход. Найти причину и за «10 дней» (max сеансов) совместными усилиями найти путь излечения исходя из ресурсных, сильных качеств человека, завести его «эмоциональный иммунитет», а он есть у каждого. Или в случае непонимания причины посоветовать другого специалиста.