Книга Сам себе Психолог - читать онлайн бесплатно, автор Наталья Макаровская Казеко. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сам себе Психолог
Сам себе Психолог
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сам себе Психолог

Специалистам в сфере психологии всегда нужно помнить, что последствия и ответственность за принятие и применение тех или иных психологических методов и терапии всегда остаётся на человеке и его судьбе.

Каждый Человек пришёл в этот мир со своей неведанной миссией. Нас всех объединяет то, что мы пришли в этот мир для познания и развития, чтобы наработать и реализовать наши таланты и чувства во всех сферах жизни плюсминус – через испытания, преодоления, Надежду, Веру и Любовь.

Глава 3. Ценности и установки

Вторым важным аспектом понимания себя и происходя щего в своей жизни являются ценности человека и его уста новки, которые важно серьёзно различать.

Ценности определяют смысл жизни, дают ясность проис ходящего и избирательность того, за чем и с кем следовать по жизни, что приносит истинное удовольствие, приятные чувства, развитие и уверенность в принятии решений.

Установки – это, скажем так, «сезонное» понятие, навязы ваемое нам модой, социумом, маркетингом, различными трендами времени, в котором мы живём, и что конкретно мы выбираем для себя из этого всего.

Небольшое, но важное уточнение и напоминание: только человек, обладающий истинными ценностями, способный их отстаивать и защищать, становится Личностью.

Не путать с одержимостью. Это другое.

Если мы научимся различать свои ценности и установки, мы всегда сможем прояснить себе свои поступки, замыслы, поведение и неслучайный полученный результат. Проана лизировать свои поступки очень легко – ведь ценности про являются в момент принятия того или иного решения! Или же – не ценности, а следование за установками. И тут уже начинается совсем другой сценарий жизни и мироощущения. Но и в одном, и в другом случае для нас становится очевидна причинноследственная связь и фокусирование проблемной ситуации на себе, на основном «строителе» своей жизни. Это абсолютная необходимость для ясности осознания происхо дящего в жизни, для поднятия воли человека в преодолении трудностей, разрешении проблем, для исправления ошибок и улучшения качества собственной жизни.


Мы – как сообщающиеся сосуды (Рис.2)


На первый взгляд, эти простые, но определяющие жизнь человека вещи кажутся обычными и не заслуживающими детального разбирательства. Но, это не так. Если бы можно было увидеть статистический показатель – какое количество (%) людей, которые чувствуют себя несчастными, непонятыми, преданными, неудовлетворенными, обесцененными, разочарованными, эмоционально опустошенными, которые ищут ответы и причины своих бед в других людях, случайных обстоятельствах, обидах на родителей и т.д., то многие пересмотрели бы свой подход и степень осознания себя и своих поступков. А если происходит осознание и принятие человеком череды его жизненных неслучайностей и проблем, то и выход всегда будет найден правильный и наилучший. Но никогда нельзя изменить жизнь, если мы каждый день будем продолжать совершать одни и те же действия и поступки, и при этом ждать и надеяться на получение другого результата. Такого просто не бывает.

Итак, простым языком о наших ценностях и установках. Наши Ценности:

К примеру, у молодой девушки (парня) к их 17-ти, 18-ти, а у когото к 20-ти годам есть уже чёткое понимание их ценностей: – любовь, счастливые отношения, желание иметь семью в будущем. Однозначно, все мечтают о счастливой семье. Никто никогда не мечтает об обратном. Это факт. Семья – это ценность.

Большинство молодых людей видят себя в будущем семейными людьми, женой, мужем, мамой, папой и т. д. У них присутствует абсолютное желание иметь семью с любящим (ей), добрым (ой) и любимым (ой), умным (ой), заботливым (ой), понимающим (ей) мужем/ женой и 2, 3-мя детьми, у кого как. «Я хочу стать (быть) мамой». Это ценности и мечты.


Наши Установки:

Как они включаются в процесс нашего становления и уводят нас от наших ценностей?

– Я не выйду замуж, пока не напутешествуюсь, не закончу институт, не заработаю на квартиру, не закончу аспиран туру и т.д.;

– Я не женюсь, пока не нагуляюсь, не увижу мир, не зара ботаю на машину и т.д.;

– Я не выйду замуж, пока не встречу мужа не менее 2 метра ростом, обеспеченного, с загородным домом, с машиной и т.д.;

– Я женюсь только на блондинке, 90x60х90, она должна быть домохозяйкой и т.д.;

– Я должна не позже 25ти лет родить ребёнка, мне нужен уже ребенок;

– Я должна, как минимум в 24и года выйти замуж, иначе никто не возьмёт меня позже;

– все к 25ти годам выходят замуж и к 30 женятся – и я должна/ должен;

– Мой муж должен меня обеспечивать, содержать детей и т. д. И если немного подробнее рассмотреть всего пару примеров, смысл будет абсолютно ясен, как и важность этих жизненных моментов.

К примеру, в ценностях у девушки – семья, любовь и желание найти доброго, чуткого, умного, заботливого человека, который бы её понимал и т. д. Она взрослеет, идёт учиться и встречает любящего, доброго, любимого молодого человека, который хочет, чтобы она стала его женой и родила ему детей. В этот момент она начинает взвешивать ситуацию, исходя из её ценностных желаний и установочных: «Я не выйду замуж, пока не напутешествуюсь, не закончу институт, не заработаю на квартиру, не закончу аспирантуру и т.д.». У каждого они свои, малая часть из которых приведена выше. Итак, она сомневается, какое решение принять. В этот момент она также может обратиться за советом к друзьям, родным людям, психологам. Каждый совет будет соответствовать той душевной организации и ценностям человека, к кому она обратится. Она принимает их и определяется со своим выбором, к примеру:

«А, действительно, ещё мир не увидела, ещё хочу попробовать пожить в другой стране, реализоваться в „таком-то хобби“, занятии, на жизнь ещё не заработала».

«Сейчас у меня только мои проблемы, а так они удвоятся».

«Мне ещё хочется то и то, интересно в этом и в том и в другом».

«Встречу я ещё свою любовь».

И она – отказывает своему молодому человеку. Но в этот момент она отказывает не только ему, она отказывается в первую очередь от своих ценностей: любви, создания семьи с любимым добрым и любящим человеком, который хочет, чтобы именно она стала мамой его детей, готов сделать все, чтобы его женщина была счастлива. В этом – его стимул, воодушевление, вдохновение. И вот тут дальнейшее будущее этой девушки уже идёт по другому жизненному сценарию. К сожалению, очень часто молодые и взрослые женщины приходят на сеанс к психологу с обидой на жизнь.

И другой пример.

В ценностях у девушки – семья, любовь, понимание значимости доброго, умного, хорошовоспитанного, честного, жизнерадостного, заботливого, самодостаточного, не конфликтного, порядочного мужчины, для которого семья также является ценностью и, чтобы в будущем он стал прекрасным мужем и отцом желанных детей.

Одновременно эта девушка живёт с установками на жизнь следующего характера:

– «Я должна не позже 25 лет родить ребёнка»;

– «Я должна, как минимум, в 23-и года выйти замуж, иначе кто возьмет меня позже?»

– «Все к 25-ти годам выходят замуж. Потом вообще никого не встречу».

Возрастные и временные установки срабатывают. И в 23—25 лет она встречает (ей посылается) молодой человек, который готов взять её замуж. Но, всех перечисленных человеческих и мужских качеств в нём абсолютно нет. Он может быть эгоистичен, невежествен, непорядочен, недобр, конфликтен и т. д. Но в ее голове доминирует: «А кто меня возьмёт ещё? Возраст. Уже очень хочу детей».

Первичность и значимость своего человека на всю жизнь подменяется отказом от своих ценностей, а значит и от себя. Ответственность за благополучие своей жизни, за жизни своих будущих детей и другие важные взаимосвязанные аспекты жизни уходят в совершенно противоположное русло от благополучия, спокойствия, радости жизни и семейного счастья.

Установки (вторичность) всегда дают размывание первичного, ценного, значимого – того, что делает нас счастливыми в будущем. Мы как будто не проходим испытания, выбирая соблазн жизни, а не ценность. Подменяя, не понимая или не имея свои ценности, человек всегда чувствует себя неуверенным и часто сбивается с верного жизненного пути.


Ценности в сфере труда, работы, бизнеса:

– «Я хочу и должен развиваться профессионально, стремиться реализовывать и развивать свои таланты, нарабатывать на выки, приобретать профессиональный и социальный опыт, реализовывать себя в социуме, среди профессионалов, открыть собственный бизнес и т.д.»

– «Я хочу стать хорошим руководи телем, специалистом, VIP менеджером, хозяином компании, профессионалом и получать достойное вознаграждение».

– «Хочу достойно и значимо реализоваться в профессио нальной среде».


Установки в сфере труда, работы, бизнеса:

– «Я не пойду работать в компанию, которая только откры лась – неизвестно, что в дальнейшем с ними будет»;

– «Я не пойду работать меньше, чем за оплату $$$$, возна граждение и т.д.»;

– «Я не собираюсь ездить по командировкам»;

– «Я не собираюсь идти унижаться и просить о повышении зарплаты, мне легче поменять работу»;

– «Я никогда не буду пробовать заниматься тем, что мне не нравится»;

– «Если меня не пригласят в этот проект и не дадут бонус, я уволюсь»;

– «Даже если мне не нравится моя работа и у меня нет ка рьерного роста, развития, маленькая заработная плата, которая меня не устраивает – я всё равно не хочу менять работу, потому что мне здесь спокойно и стабильно».

Первичность к успеху и достижениям – наши ценности и мотивация, развитие в труде, в профессиональной деятельности.

Вторичность – наши установки, домыслы, страхи, неуверенность, лень, то есть путь в «неразвитие».

К примеру, человек с профессиональными амбициями, желанием развиваться в определённой сфере деятельности для достижения статуса, уважения и материального достойного вознаграждения.

Когда доминируют ценности, то человек:

– хорошо понимает, что практический опыт всегда даёт по лезные и значимые для карьеры плоды;

– осознаёт, что хорошим начальником можно стать, если ты лучше понимаешь бизнес процессы, начиная с нижнего звена и всего рабочего цикла, зон ответственности и обя зательств;

– погружается в любую работу, чтобы нарабатывать опыт и профессиональные навыки;

– готов трудиться за меньшую зарплату, перерабатывать без сожаления, ездить в командировки и проявлять инициа тиву для достижения всех своих целей и желаний;

– проявляет такие качества, как уверенность, активность, инициативность, трудолюбие, вера в себя и т. д.

Когда доминируют установки, человек:

– начинает блокировать себя и своё развитие в профессио нальной сфере, ограничивая свои шансы на получение успеха исходя из нересурсного мышления, которое доми нирует изза его установок.

Выжидательная позиция – это всегда позиция пассивная, особенно если она еще и в начале профессионального пути и становления.

Компания, которая только открылась, может дать огромный профессиональный навык, даже если на краткосрочное время. Но останется самое ценное —приобретённый опыт. Человек часто сам лишает себя шанса на успех. Предположим, если компания начнёт развиваться и превратиться в крупное предприятие, где можно легко подняться по карьерной лестнице и получить достойное денежное вознаграждение, даже больше желаемого на тот момент. Устанавливая ожидание определённого денежного вознаграждения, человек лишает себя возможности проб и ошибок, что очень важно для получения реального опыта и профессиональных наработок. Хорошего профессионала отличает высокая стрессоустойчивость, а это только приобретается из опыта, и никак, не от размышлений. Также теряется шанс в будущем получать больше, стать профессиональным авторитетом, так как необходимо находится в коллективе и преодолевать проблемы и рабочие трудности вместе с коллегами, в одной команде.

Всегда можно уволиться и уйти, а вот не попробовать – означает не дать себе шанс на познание, развитие и испытание.


Основные ценности человека:

Долг, Любовь, Дружба, Родина, Вера, Духовная жизнь, Богатство.

Совокупность этих ценностей – это самый высокий уровень развития человека, его сознания, духовного, мыслительного и нравственного самоопределения, который он способен выражать, отстаивать и защищать через слова и поступки.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги