– энергию. Агни, или Чит-Агни, повсюду одно и то же. Мы говорим о нисходящей или восходящей силе, о ментальной, витальной или ма- териальной силе, но не существует многих различных видов сил – в мире есть только одна Сила, единый ток, который проходит через нас, как и через все предметы, который обладает тем или иным свойством в зависимости от уровня, на котором он действует. Электрический ток, освещающий храм или бар, школьный класс или кафе, остается все тем же током, хотя он освещает разные объекты. Точно так же эта Сила, это Тепло, Агни – всегда одна и та же, оживляет ли она или осве- щает наше внутреннее убежище, нашу ментальную фабрику, наш ви- тальный театр или пещеры физического. В зависимости от уровня она несет более или менее интенсивный свет, более или менее тяжелые вибрации – сверхсознательные, ментальные, витальные, физические
– но всегда она связывает все и оживляет все. Это основная субстан- ция вселенной: Сознание – Сила. Чит-Агни. (Сатпрем, 1989г.).
И последнее уравнение. Сознание – это не только сила, не толь- ко бытие, но и радость, Ананда – Сознание – Радость, Чит-Ананда. Осознавать – это радость. Когда сознание освобождается от тысяч ментальных, витальных или физических вибраций, в которых оно было погребено, мы открываем радость. Все существо как бы запол- няется массой вибрирующей силы – прозрачной, неподвижной, ни- куда не стремящейся («подобно четко оформленной колонне», – как говорит Риг Веда, V, ˗ 45).
Это – чистое сознание, чистая сила, чистая радость, ибо все это – одно и то же, это же есть и конкретная радость, широкая и покойная субстанция радости, которая, кажется, не имеет ни начала, ни конца, ни причины и находится везде, в предметах и существах и является их скрытой причиной роста и скрытой потребностью расти – именно потому, что эта радость присутствует и здесь, рядом, и повсюду, все любят жизнь, и никто не хочет уйти из нее. Ей ничего не нужно для существования, она есть, подобная скале, незыблемой во времени и в пространстве, подобная улыбке, спрятанной по ту сторону всех вещей. В ней – вся Загадка вселенной. В ней – все, что существует. Незаметная, скрытая улыбка, почти ничто, которое есть все. И все – это радость, потому что все – это Дух, который есть радость, Сат- Чит-Ананда, Существование-Сознание-Блаженство, вечная троица, которая есть вселенная и которая есть мы, тайна, которую мы должны открыть и пережить в нашем длинном эволюционном путешествии.
«Из Блаженства родились все эти существа, благодаря Блаженству они существуют и растут, к Блаженству они возвращаются» (Таитти- рийя Упанишада, III.6).
Рассмотрим некоторые концепции:
1. Концепция З.Фрейда.
1. Топографический аспект психики по Фрейду.
Имеются три уровня организации психических функций. В «поверхностном слое» сосредоточены «те психические функции, с помощью которых мы осознаем их наличие.
В глубоких слоях сосредоточено то, что мы не осознаем. Таким образом, мы различаем сознательное, предсознательное и бессознательное.
Сознательное – это та часть психических функций, благодаря которым личность осознает себя и окружающий мир в любой момент.
Предсознательное – находится в преддверии сознания и занимает промежуточное положение между сознательным и бессознательным. Оно охватывает те психические функции, которые становятся осознанными тогда, когда внимание будет сконцентрировано на этом.
Бессознательное составляет большую часть психической деятельности и находится в глубине, далеко от сознательного, содержит чувства, идеи, порывы, стремления, фантазии, которые находятся вне сознательного восприятия и не могут стать осознаваемыми даже в том случае, когда мы приложим к этому усилия.
Я (эго) – по Фрейду одно, на Востоке «Я» нечто более глубинное.
Все что нам недозволенно мы вытесняем вглубь, в бессознательное. Все, что вытеснено в подсознание, может перейти на уровень сознательного в случае если ослабнет цензура Я (Эго), как это случается в снах, в ассоциациях, под воздействием некоторых лекарств и гипноза.
Изучение бессознательного составляет краеугольный камень теории психоанализа и психотерапии.
2. Структурный аспект, или трактовка структуры человеческой личности.
Компонентами являются психические инстанции, обозначенные терминами Оно (ид), Я (Эго) и Супер – Эго.
Их следует рассматривать не как отдельные а как тесно взаимодействующие психические инстанции.
Под Оно, следует понимать наиболее примитивную часть психической функции человека, которая охватывает инстинктивные, врожденные потребности, такие, как потребность в воздухе, воде, пище, в воспроизведении потомства, агрессивные проявления, бегство от опасности и т.д.
Оно не отличает реальное, от нереального, объективное от субъективного, нравственное от безнравственного, подчинено принципу достижения удовольствия, помогает избежать боль и неприятное, обеспечивает связь психических функций с соматическими (биологическими) функциями.
Я (Эго) – следует принципам реальности и помогает адаптироваться к окружающей среде. Формирование «Я» начинается с момента рождения и в последующем, с накоплением опыта, идет постепенное осознание своей личности, т. е. своего «Я». Уже в трехлетнем возрасте маленький человек начинает осознавать себя отдельной личностью. Осознав свое «Я», человек может давать оценку событиям, находить решения, идти на компромисс, защищаться и т. д. «Я» пытается привести в гармоничное состояние и приспособить к реальности все то, что исходит от Оно, к примеру инстинктивные побуждения, а также то, что исходит от Супер-Эго, т. е. запреты (цензура). В отличие от побуждений Оно, которые служат для удовлетворения личности и получения наслаждений, Я исходит из реальности, т. е. учитываются ограничения, которые диктуются действительностью, реальностью окружающего мира.
Супер-Эго формируется в результате воспитания, когда в личности вменяются определенные нормы поведения в обществе. Это целый комплекс нравственных, религиозных запретов, которые в большей степени являются осознаваемыми личностью.
2. Тибетская концепция.
Для глубинного и непосредственного постижения внутреннего «Я» необходимы такие качества, как объемность восприятия, ясность мысли и добросердечие.
В Тибете ищущие развить объемность восприятия, отправляются в горы для созерцания небосвода, который в этих местах практически всегда ясен и безоблачен. Если обратить на небо пристальный взор, то можно убедиться, что оно обладает бесконечной, необозримой и неизмеримой глубиной.
Осознание этого само по себе производит устрашающее впечатление, порождает чувство, которое многие описывают как сверхъестественное. Созерцание неба заставляет нас почувствовать его глубину, и одновременно мы понимаем и нечто другое – небо является зеркальным отражением нашей души или ума.
Человеческое сознание, как и небо, бесконечно. Оно является вместилищем всех наших мыслей, воспоминаний и переживаний. Сознание – это венец творения. В его «пространстве» появляются мысли.
Появляющаяся на фоне небосвода птица привлекает наше внимание и мы забываем о небе, т. к. мысли сосредоточены на птице.
Для нас птица существует, а небо уходит в небытие, ибо в этот момент наше сознание его игнорирует.
Таким же образом наше внимание сосредотачивается на мыслях, и мы забываем о породившем их разуме.
Если продолжать наблюдение за птицей или мыслью, то обнаружится, что с течением времени они исчезают или же растворяются в глубинах небосвода или разума, причем последние остаются неизмененными.
В такой момент человек осознает, что разум, как и небо – безграничное вместилище объектов созерцания.
Каждая мысль, эмоция и ощущение возникают в уме, на какое-то время завладевают нашим вниманием и аналогично пролетающей птице, исчезают и растворяются в глубинах разума.
Процесс мышления осуществляется следующим образом. Корень или источник мысли находится на самом глубоком уровне подсознания, откуда она произрастает, проходя через все уровни и достигая, таким образом, сознательного уровня разума.
Только в тот момент, когда мысль достигает сознательного уровня, она воспринимается в качестве мысли. Она всплывает из самой глубины подсознания, наподобие воздушного пузырька со дна озера. По мере того, как этот пузырек поднимается, он увеличивается и только когда достигает поверхности его размеры становятся достаточно заметными для того, чтобы мы его разглядели (рис.). Подобно воздушному пузырьку, мысль восходя от уровня Z, расширяется когда достигается поверхностный уровень А, она достаточно развита для того, чтобы мы признали ее мыслью. Таким образом речь идет об уровне сознательного разума.
Рис. Механизм осознания мыслей.
Субтильные состояния сферы-мысли, расположенные ниже уровня сознательного состояния, явно не воспринимаются. Если бы существовал способ, который позволял бы нам сознательно оценить мысль на всех этапах ее развития, включая и основной ее источник Z, тогда ограниченная область сознательного разума V1 стала бы намного обширнее. Если можно было бы сознательно оценить мысль ниже уровня A, как и на всех своих увеличивающихся уровнях субтильности, между A и Z, тогда можно было бы ввести или, иначе говоря, интегрировать даже уровень Z в пределе сознательного разума. Тем самым глубина сознательного разума в параметрах V1 расширилась бы посредством способа предоставленного через V2 и сила сознательного разума увеличилась бы во много раз.
Сферы мысли порождаются одна за другой в непрерывном потоке, и разум нацеливается на то, чтобы всегда реализовывать опыт той сферы, которая расположена ближе к источнику своего последовательного развития на пути от А к Z.
Когда внимание достигает уровня Z, это означает, что оно коснулось глубины разума, дойдя до источника творческого разума человека. Источник мысли, источник творческой энергии обнаруживается таким образом внутри сознательного разума, и это переполняет более могущественной силой того кто способен дойти до него, зондируя самые глубокие уровни подсознания. Так глубина сознательного разума обозначенная на рисунке как V1, преобразуется, достигая глубины V2, и сознательный разум достигает максимального объема, охватывая источник творческого разума приобретая в итоге неограниченную силу.
Это открытие в области современной психологии сделано продвинутыми практиками, практикующими различные виды йоги, особенно Лайа Йоги.
Сообщается, что на более поздних стадиях, когда у практикующих прочно устанавливается внутреннее безмолвие, он будет в состоянии воспринимать ментальные и витальные вибрации еще на периферии нашего околосознательного.
«Если вы будете осознавать это ваше окружающее «Я» [the environmental self of yours], – писал Шри Ауробиндо ученику, – то вы сможете уловить мысль, страсть, внушение или силу болезни и предотвратить их вторжение в вас» (Letters on Yoga, 21:833, цит. По Сатпрем).
Важно знать, что для того кто четко уяснил механизм субтильного созвучия с неограниченным источником космической энергии, эта техника расширения сознательного разума через слияние относительно проста и доступна любому.
Осознав, что «созерцаемая птица» отражает состояние его психики, наблюдающий пересматривает отношение к собственному сознанию.
К примеру, если он голоден, то ощущает голод как образ птицы в контексте собственной психики. С достижением объемного восприятия сознания чувство голода может раствориться в умственном пространстве. Вместо него возникнут другие ощущения и мысли.
Летящие в небе птицы и проплывающие облака, подобно мыслям и эмоциям, находят отражения в нашей психике, а затем исчезают. Но небо и разум остаются неизменными.
Научившись одновременно воспринимать конкретные мысли и безграничность собственного разума в целом, практикующий постепенно относится к происходящему более терпимо.
Обычно степень сосредоточенности зависит от того, как мы относимся к происходящему.
Если нам что-то не нравится то мы оставляем этот объект без внимания. Не интересующие нас объекты действительности становятся частью подсознательного. Если же объект любопытен нам, то мы сосредотачиваем на нем свое внимание и призываем его к существованию. Так функционирует психика здорового человека.
Научившись сосредотачивать сознание на мысли, эмоции или ином жизненном переживании, мы расширяем возможности собственного восприятия, которое становится независимыми от наших пристрастий и предубеждений. Эти факторы предопределяют наше поведение.
«Еслибы мне пришлось вновь получать образование и было бы позволено учиться только тому, что я считаю нужным для себя, я бы развивал в себе умение сосредотачиваться и не реагировать на что-то постороннее» С. Вивекананда.
Если человек способен к восприятию идей и стремлений, заключенных в глубинах подсознания, он становится более терпим к негативу, т. к. знает, что он преходящ.
С обретением способности к объемному восприятию человек освобождается от рабства пристрастий и предубежденности. В бесконечном вместилище нашей души он волен поступать согласно собственному выбору.
Сбросив оковы условного пространства, мы освобождаемся от негативных эмоций, к примеру гнева т. К. понимаем что существует множество путей для самовыражения.
Не предвзятое отношение к объекту созерцания позволяет рассматривать любой мысленный образ, как парящую в небе птицу.
3. Концепция М.К. Гупта.
Основой всех видов йоги и духовного образования является контроль над сознанием. Однажды подчинив свое сознание, вы обретете счастье и мир как естественные последствия такого шага.
Практически все наши страдания и беды происходят от того, что мы не умеем правильно контролировать наше сознание.
Сознание – это нечто, посредством чего мы можем познавать и понимать себя. Познание и понимание себя и других являются основными характеристиками сознания.
Тело – это всего лишь инструмент сознания, с помощью которого оно (сознание) действует в мире, а также страдает и получает удовольствие.
Сознание и мозг не одно и тоже.
Мозг – это физический орган, как и многие другие органы в теле человека, в то время как сознание – это нефизическая сущность. Мозг можно сравнить с высокоинтеллектуальным компьютером, с помощью которого сознание поддерживает связь с телом и управляет им. Таким образом мозг играет роль своеобразной связи между сознанием и телом.
Мышление, рассуждение, чувства, воображение и т.д. являются неотъемлемыми чертами именно сознания.
Сознание не имеет ни веса, ни других измерений.
Сознание или душа, не имеет ни начала, ни конца. Оно вечно и бессмертно.
Сознание неделимо в природе.
Сознание само снабжает себя светом и энергией.
Разум, или сознание не нуждается ни в каком внешнем источнике энергии для функционирования.
Сознание может существовать независимо от тела.
Сознание и тело влияют друг на друга.
Сознание и тело взаимовоздействуют друг на друга и реагируют друг на друга. Однако действие сознания на тело более значительное, чем влияние тела на сознание.
Уровни сознания.
Существуют три уровня сознания, которые вместе делают его единым целым.
1. Сознательный уровень (сознательная психика) – это та часть нашего сознания, которая размышляет, думает, различает, созерцает и анализирует. Разнообразные эмоции и чувства такие как симпатии и антипатии, любовь и ненависть, ревность, раздражение и радость, сожаление и другие – все возникают на этом уровне сознания.
2. Подсознательный уровень (подсознательная психика) – это другой уровень сознания доступ к которому открывается, когда мы глубоко уходим в себя.
Подсознание – это кладовая нашей памяти.
3. Сверхсознательный уровень (сверхсознательная психика) – это наша истинная личность, лишенная любой нечистоты и полная счастья и мира. Если мы можем почувствовать его проблеск хотя бы на мгновение, то наполнимся непередаваемым спокойствием. Это подобно питью из фонтана радости мира.
На самом деле то, что мы называем бесконечным счастьем и спокойствием, приходит к нам лишь при контакте с нашим истинным Я.
Самый главный вопрос – как поддерживать связь со сверхсознательным уровнем разума и истинным Я?
Подсознание выступает в роли своеобразного барьера между сознательным и сверхсознательным уровнями нашего разума и не позволяет сознательной психике осознавать сверхсознательную психику уходя в себя.
Если проиллюстрировать это аналогией, то подсознание подобно озеру, наполненному водой, тогда сверхсознательная психика – это одно озеро, а сознательная психика – наблюдатель смотрящий сверху через воду озера. Если вода озера грязная и мутная (то есть подсознание наполнено нечистотой), то сознательная психика не может увидеть дно этого озера.
Но когда вода озера спокойная и чистая (то есть чисто наше подсознание, лишенное всех нечистот), вы легко можете увидеть дно озера.
Значит, другими словами, техники самореализации не что иное, как процесс очищения подсознания и успокоение сознательной психики и обращения ее во внутрь.
Состояние сознания и волны мозга.
Учеными установлено, что мозг порождает электрические волны разной частоты в зависимости от состояния сознания. Эти частоты можно измерить с помощью прибора – ЭЭГ (электроэнцефалограф).
1. При занятии будничными делами мозговые волны распространяются с частотой 14 – 21 Гц и называются бета-волны.
2. Когда мы вполне расслаблены частота мозговых волн 8 -13 Гц, и такие волны называются альфа-волны.
3. Когда мы засыпаем, частота мозговых волн расположены между отметками 4 – 7 Гц, и они называются тета-волны.
4. Когда мы находимся в состоянии глубокого сна частота мозговых волн составляет 0 – 3 Гц, и такие волны называются дельта-волны.
4. Концепция Шри Аурбиндо.
Однажды одному из учеников предстояло принять трудное решение. Он обратился за советом к Шри Ауробиндо, написав ему письмо, и был сильно обескуражен, когда прочел ответ, где говорилось, что решение должно прийти „из вершины его сознания". Он был человеком Запада и недоумевал: что бы это могло значить? Что это за „вершина сознания" – особый способ усиленного размышления, некий восторг, который возникает, когда мозг хорошо разогрет, или что-то еще? Таковы были мысли ученика, ведь единственный вид сознания, известный нам на Западе – это ментальный процесс: я думаю – значит, я существую. Такова уж наша особая точка зрения на сознание.
После того, как Шри Ауробиндо достиг определенного уровня ментального безмолвия, он заметил: Ментальное сознание – это диапазон чисто человеческий, он отнюдь не охватывает всех возможных диапазонов сознания точно так же, как человеческое зрение не может охватить все цветовые оттенки, а человеческий слух – все уровни звука – ибо есть множество звуков и цветов, которые находятся выше или ниже доступного человеку диапазона, которые человек не может видеть и слышать. Точно так же есть планы сознания выше и ниже человеческого плана; обыкновенный человек не имеет с ними контакта, и они кажутся ему лишенными сознания – супраментальный или глобально-ментальный и субментальный планы.
Есть по меньшей мере семь центров, распределенных в четырех зонах (рис.28-29).
1) Сверхсознательное с единственным центром немного выше макушки головы, который управляет нашим размышляющим умом и сообщается с высшими ментальными сферами – с озаренным разумом, интуитивным разумом, глобальным разумом и т. д.
2) Разум, имеющий два центра: один между бровями, который управляет волей и динамикой нашей ментальной активности (он является также центром тонкого видения, „третьим глазом", о котором говорят некоторые традиции); второй – на уровне горла, он управляет всеми формами ментального выражения.
3) Витальное, имеет три центра: один – на уровне сердца – управляет нашей эмоциональной жизнью (любовь, ненависть и т. д.); второй – на уровне пупа – управляет нашими импульсами власти: господствовать, обладать, покорять, а также нашим честолюбием и т. д.; и третий, низшее витальное – между пупом и половым центром, на уровне брыжейкового сплетения – управляет низшими вибрациями – ревностью, завистью, вожделением, жадностью, гневом.
4) Физическое и подсознательное, с центром у основания позвоночника – этот центр управляет нашим физическим существом и сексуальными импульсами; этот центр также открыт низшим регионам подсознательного. см. рис..
Рис. Основные семь центров распределения энергии в человеческом организме.
Рис. Центры сознания в соответствии с индийской тантрической традицией
Обычно у „нормального" человека эти центры спят или они закрыты, или же через них проходит лишь маленький ток, необходимый для ограниченного существования личности; в действительности человек замурован внутри самого себя, он не может общаться с миром непосредственно и это общение ограничено довольно узким кругом; по сути дела, он не видит других людей или предметы, но видит себя в других, себя в предметах – везде только себя.
…Всеобщая Природа, – говорит Шри Ауробиндо, — откладывает в нас определенные привычки движения, личности, характера, способностей, склонностей, тенденций – и это то, что мы обычно называем самими собой. Мы даже не можем сказать, что данное „я" по-настоящему устойчиво: Видимость стабильности создается постоянным повторением и возвращением одних и тех же вибраций и образований, потому что она всегда одна и та же – длина волны, которую мы ловим! или, вернее, которая ловит нас в соответствии с законами нашей среды или воспитания, потому что они всегда одни и те же – вновь и вновь проходящие через наши центры ментальные, витальные или иные вибрации, которые мы присваиваем себе автоматически, бессознательно и непрестанно. В действительности все находится в состоянии постоянного движения, все приходит к нам из разума более широкого, чем наш – из всеобщего, из витального более широкого, чем наше – из всеобщего, или из еще более низких сфер – из регионов подсознательного, или из высших сфер – сфер сверхсознательного. Таким образом, это маленькое фронтальное существо окружено, затемняется, поддерживается, пересекается и приводится в движение целой иерархией „миров", что было хорошо известно древней мудрости: „Без усилий один мир движется в другом", – говорит Риг Веда (II. 24. 5). Шри Ауробиндо называет эту иерархию лестницей планов сознания, которые размещаются по порядку от чистого Духа до Материи, и каждый из которых связан с одним из наших центров. Но мы осознаем лишь какое-то пузырение на поверхности, что же остается от нас самих во всем этом! По правде говоря, немного или все – взависимости от того, какой уровень сознания мы имеем в виду.
5. Концепция Агни Йоги.
Мудрость всех веков указывает: «Познай самого себя». В таком совете обращается внимание на то сокровенное, которому в Новой Эпохе суждено стать явным. Ясно одно: великие силы и возможности таятся в человеческом организме, о котором люди составили лишь телесное, плотное представление.
Агни Йога говорит: как есть физическое (плотное) тело человека, так же существуют два психических, или душевных, тела его: материальное тело чувств и желаний (так называемое астральное) и материальное тело мышления (так называемое ментальное). Эти два психических тела соответствуют западному понятию души. Все эти три тела (физическое, астральное, ментальное) называются личностью человека— смертной, преходящей частью его.
Эта личность является орудием, инструментом сущности человека, называемой индивидуальностью, что соответствует западному Духу. Агни Йога считает её бессмертной, вечной, единой для всех жизней: её качества, умноженные и усовершенствованные в одной жизни, переходят вместе с Индивидуальностью в следующее воплощение.
Наконец, божественной основой Индивидуальности является Монада – бессмертная частица божественного Космического Огня. Монада есть подлинное, истинное «Я» человека – повелитель того микрокосма, который называют человеком. Монада вдохновляет Индивидуальность, чтобы та выполняла свою миссию в её воплощении на Земле, и побуждает её к раскрытию и развитию её качеств, она дает ей силу очищать и дисциплинировать личность.