banner banner banner
4\24. Историко-фантастическая повесть
4\24. Историко-фантастическая повесть
Оценить:
 Рейтинг: 0

4\24. Историко-фантастическая повесть


На лице девушки отразилось недоумение, и она так же шёпотом спросила:

– А вы чего шепчете?

– Библиотека же, тишина должна быть… – не понял он вопроса.

– Так нет никого! – улыбаясь ответила библиотекарша.

Денис повторил вопрос. Девушка смешно сморщила носик и начала рыться в каталоге. Минут через десять она сходила в закрома и принесла новую книжицу под названием «Путеводитель по Ленинграду». Денис полистал её и с разочарованием положил на стол.

– Не, не пойдёт. Слишком кратко здесь. Это мы и так знаем. Нам бы что-нибудь поподробнее. И желательно какие-нибудь малоизвестные факты. Мы доклад готовим в школе. О-очень нужно, – он прижал правую руку к сердцу и проникновенно посмотрел девушке в глаза.

Та задумалась, постукивая концом карандаша о стол. Затем подняла глаза, посмотрела поверх очков на посетителей, не торопливо поднялась и вошла в дверь, спрятавшуюся от посторонних взглядов за дальним стеллажом. Через минуту она появилась, бережно неся впереди себя на почти полностью вытянутых руках, толстую тяжёлую книгу в коленкоровом переплёте, и аккуратно положила её на стол. На обложке старинными буквами золотистого цвета было выгравировано: «Архитектура Петербурга. Данилов Н. П. 1887 год».

– Здесь вы сможете найти действительно уникальную информацию по интересующей вас теме.

– Спасибо! – Костя с широкой улыбкой на лице потянулся за книгой, но рука библиотекарши пресекла его попытку.

– С собой ни в коем случае. Только здесь, в читальном зале. И ещё. Пообещайте, что о ней вы никому не расскажете.

– Клянёмся, – заговорщицки проговорил Костя, – завтра в то же время на том же месте. Пароль прежний.

Ребята исчезли, хлопнув на прощание скрипучей дверью и услышав вдогонку: «Паспорта не забудьте!»

На следующий день, вооружившись ручками, друзья аккуратно перелистывали страницы под всевидящим оком хранительницы антиквариата, которая перед тем, как выдать книгу, долго изучала паспорта и заполняла карточки читателей, после чего не преминула провести подробный инструктаж о порядке обращения с раритетными изданиями.

Склонившись над книгой, Костя прилежно выписывал в тетрадку интересные, по его мнению, сведения о Китайском дворце Екатерины Второй. Друзья устроились за столиком рядом с библиотекаршей, изредка на них посматривающей. Полная тишина и отсутствие посетителей расположили бы любого библиофила к неспешному изучению трудов писателя девятнадцатого века, но только не Костю. Его эта обстановка, наоборот, угнетала. Хотелось побыстрее закончить и выскочить на прекраснейший в мире промозглый, ветреный и шумный городской простор. Накатав в тетрадке пару листов, он отложил ручку и толкнул коленом друга. А тот с интересом изучал одну страницу за другой, позабыв зачем пришёл и не реагируя на дружеский толчок. Тогда Костя двинул сильнее. Денис оторвался и недовольно взглянул на него. Костя показал глазами на выход. Дениска вздохнул, кивнул, перелистнул ещё несколько страниц, и хотел было закрыть книгу, но тут обнаружил большой лист, сложенный в несколько раз. Он его вытащил и начал разворачивать, что не укрылось от бдительного ока библиотекарши. Она с неудовольствием посмотрела на Денискины манипуляции, но промолчала, неотрывно глядя на беспокойных посетителей. Аккуратно разложив и расправив лист, ребята прочитали: «Планъ Санктъ Петербурга и окрестностей». На плане кружками были отмечены архитектурные сооружения, описанные в тексте. Нашли ребята и Китайский Дворец, о котором предстоит докладывать на уроке, и Меншиковский Дворец, и Петерштадт. Немного поизучав непонятные и полустёршиеся надписи, они начали было сворачивать план, как вдруг Дениску что-то заинтересовало. Он вновь развернул его и склонился над столом.

– А это что? – ткнул Денис пальцем в акваторию Финского залива.

Костя безразлично пожал плечами и начал одевать куртку, всем своим видом показывая, что уроков истории на сегодня достаточно. А вот библиотекаршу Денискин вопрос заинтересовал. Она подошла и посмотрела куда это тычет парень. А тыкал он в отмеченные кружками островки.

– А! Так это форты, – с облегчением вздохнула она, собрала карту и положила в книгу, аккуратно её закрыв.

– Что за форты?

– Военные сооружения восемнадцатого века. Вы не знаете про них ничего, что ли? – удивлённо посмотрела она на ребят.

– Нет, знаем, конечно, просто тут всё так отмечено не очень, плохо видно, вот и не понял поэтому, – неуклюже попытался оправдаться Дениска, однако девушка ему не особо поверила. А может просто ей было всё равно.

Ребята оделись и направились к скрипящей двери.

– Совесть-то есть? Даже спасибо не дождалась, – покачала головой библиотекарша.

Совесть у парней была. Она заставила их развернуться и картинно поклониться, прижав руки к груди.

– Весьма премного вам благодарны! – почти искренне сказал Денис.

– Просим извинения, поелику мы зело опаздывать изволим, – извинился и Костик.

– Да идите уже, – рассмеялась строгая книгохранительница.

На следующий день, как только начался урок истории, Костя тянул руку вверх.

– Константин, вы что-то хотели? – спросил Александр Иванович.

– Ну да. Мы с Денисом доклад подготовили, как вы и говорили.

– А! И о чём же будет ваш доклад?

– О Китайском дворце.

– Это интересно. Прошу вас.

Ребята поднялись. Не отходя от парты, Костя, ежесекундно заглядывая в свой исписанный корявым почерком листок, начал:

– Китайский дворец построен в 1768 году по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди. Он расположен на территории «Собственной дачи» императрицы Екатерины Второй. А знаете почему «собственной»?

– Ну-ка, ну-ка, интересно… – посмотрел на него учитель.

– Да просто потому, что она предназначалась для императорских особ и туда приглашались только избранные. Остальным вход был запрещён! – Костя победоносно окинул взглядом класс.

– Сначала, кстати, его называли «Голландским домиком», подобно «Монплезиру». Я надеюсь, вы бывали в «Монплезире»? – дополнил Костю Денис неожиданным вопросом, глядя на учителя.

– Да уж, приходилось, – усмехнулся тот.

– А что это означает в переводе с французского, знаете?

– Уж просветите нас, – Александр Иванович слегка развел руки.

– «Моё удовольствие»! – настал черёд Денискиной победоносной улыбки.

– Китайский дворец называется так потому, что он оформлен в духе эстетики Китая. Там очень много подлинных произведений китайских мастеров. Китайцы там, кстати, не жили, как вы могли бы подумать, – продолжил Костя, заглянув в шпаргалку.

Доклад занял добрую половину урока. В основном рассказывал Костик, выуживая информацию из своих записей, а Денис дополнял почти каждый рассказанный факт интересной историей. В кабинете стояла тишина, полная уважения к одноклассникам. Александр Иванович слушал с огромным вниманием, не перебивая и не двигаясь. Только однажды, когда у нерадивого ученика за последней партой упал на пол карандаш с грохотом истребителя, преодолевшего звуковой барьер, он вскинул левую руку в его сторону, прижав одновременно указательный палец правой к губам.

Однако, выражение лица учителя постепенно в течение доклада изменилось с улыбчиво-добродушного на задумчиво-озабоченное. Ребята завершили повествование рассказом об уникальных паркетах дворца. Несколько секунд в классе стояла тишина, а затем Александр Иванович произнёс:

– Браво, молодые люди! Вы не могли бы задержаться после урока?

– Ну да, хорошо… А оценка-то какая?

– Отлично! – сказал учитель, подошёл, и взял в руки Костину тетрадь, обратившись к Денису. – А ваши записи?

– У меня их нет, я так, устно, прочитал и запомнил…

Как только прозвенел звонок, друзья подошли к учительскому столу с настороженным видом. Учитель дождался пока в классе никого не осталось, и спросил:

– Скажите, а где вы почерпнули столь интересные факты?