Книга Бездна - читать онлайн бесплатно, автор Алексей Ефимов. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Бездна
Бездна
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Бездна

В небытии все равны. Все остальное иллюзия.

Он подошел к окну и, отодвинув в сторону горшок с засохшим цветком, раскрыл настежь окно.

С улицы пахнуло весной. Он услышал, как поет птаха и как смеется ребенок.

Так-то лучше.

Кто-то умер, но ты жив. Не закапывай себя прежде времени, а иди-ка лучше домой и думай о чем-то хорошем. Сегодня надо любить, а не грустить. Не надо думать о смерти и о грымзах, плюющихся желчью. Их уже не исправить – как и тебя. Ты мог бы сдержаться и не поддаться на провокацию, но вместо этого ввязался в бессмысленную дискуссию. Религиозные споры никогда не доводили до добра – знаешь ли это? Кровопролитие сопровождает веру на протяжении всей истории человечества, в том числе и сейчас, когда мы осваиваем космос и разводим детишек в пробирках, штудируя Дарвина. Еще немало жизней будет принесено в жертву, прежде чем закончатся религиозные войны. Рано или поздно все стихнет. Может, через пятьсот лет. Пока же это тема, которую лучше не трогать, и тем более не нужно о ней спорить. Слишком она личная. Это дело каждого, во что верить и как, и веские доводы разума бессильны против чувства верующего, корни которого много глубже, чем ты думаешь.

Однажды в Израиле ты услышал ответ на вопрос о том, есть ли Бог. «Кто сомневается, тот одновременно силен и слаб, – сказал седобородый еврей у Стены Плача. – Он отрицает Бога, но не может отвергнуть его полностью».

Во что же веришь ты? В чем твоя вера? Что для тебя Бог? У Бога много имен, и хотя бы одно приемлешь?

Он открыл тетрадь и взял шариковую ручку.


«В каждой религии и философии есть мудрость и есть перегибы. Можно взять от каждой лучшее для своего собственного бога, своей веры, своего видения мира. Один предпочитает одну крайность, другой – другую; и то, что первый считает правильным, будет отторгнуто вторым, а иному мудрому – он не сторонник крайностей – нужны обе точки зрения: зная их, он отыщет собственный путь. Человек человеку рознь. У каждого есть что-то, что он впитал с молоком матери; уникальное мировоззрение, сложившееся в силу воспитания, условий жизни и опыта предшествующих поколений, – и если попробует он взглянуть как бы извне на свои ценности, на веру или безверие, то вскоре почувствует, как мозг становится ватным и картинка уходит из фокуса. Это не обычное самосозерцание, а созерцание себя – да и в чем-то всего человечества – изнутри-снаружи. Как насчет того, чтобы увидеть шаблоны и выйти за них? Это не легче, чем отрезать себе гангренозную ногу. Тот, кто способен изменить не только себя, но и других, и может прорваться к новому мировоззрению, рождается один раз в несколько сотен лет.

Будда, Иешуа, Мохаммед – они были такими.

Каждый из них был ЧЕЛОВЕКОМ.

И только Иешуа почитают как Бога. Вместо того чтобы искать Бога в человеке, христианство развело их навечно, при том что центральная фигура этой религии (в отличие от иудаизма и ислама) – Человек. Когда-то был погибший и воскресший Осирис, затем – Адонис, потом ему на смену пришел Иисус-Логос. Он Бог-сын, у которого есть Бог-отец. Бог един в трех лицах: Отец, Сын и Святой дух. Трансцендентное единство, которое можно принять, но невозможно понять, оспорить, доказать. Или веруешь, или нет. Догмат. В данном случае он прекрасен в своей законченности и гармонии. Нет ничего подобного в нашем мире. Правда, и здесь нашелся повод для спора. Уже многие сотни лет не могут прийти к согласию в вопросе о том, от кого исходит Святой дух – от одного Отца или от Отца и Сына.

Бог людей антропоморфен. Он и не может быть другим. Даже ветхозаветный ЯХВЕ был таким, не говоря уже о Боге евангелий. Бог – это Отец, который имеет власть миловать и наказывать. Под уходящими в полумрак сводами храма, в его темных стенах, среди тусклых свечей, ты встречаешься с Ним. Глядя на распятого Сына, не радуешься встрече с Отцом, не смеешься по-детски, а трепещешь. Все устроено так, чтобы ты был придавлен к полу его взглядом и взглядами с икон и чувствовал себя вошью на теле Земли, достойной лишь кары. Не по себе здесь. Почему здесь так мрачно? Почему душно? Почему не дозволен смех? Почему здесь вечно скорбят по тому, кто воскрес и однажды вернется? Если тебе здесь не нравится, значит, не веруешь? Если, напротив, ходишь в церковь, крестишься, читаешь Библию и знаешь молитвы, то ты истинно верующий, добро пожаловать в семью? Смирение через подавление. И не оставляет тебя чувство вины. Оно повсюду с тобой, даже в то время, когда его как бы нет. Уж так устроены люди, что грешат (за что отправляются в геенну огненную своим же создателем), и даже самые праведные не всегда справляются с искушениями, подсовываемыми им не иначе как Диаволом. Что уж говорить о простых смертных?

Если рай есть, в нем живут только души младенцев.

А люди и на Земле как в аду. Здесь их ад. В своих подземельях: в сырости, мраке и холоде – они прячут страхи и грезы. Если нет смелости сделать мечты явью, стоит ли мучиться? Сотни желаний копятся в подвалах год за годом, и когда однажды отваживаешься зайти туда, то с ужасом видишь груды белых костей и серые лица умерших.

Скорее наверх! Здесь страшно. Низкие каменные своды давят, а там светит солнце и еще есть надежда. Можно дать шанс забытым мечтам и стать немного счастливее.

Кто знает, что имел в виду Иисус, когда говорил – «Царствие Небесное», «геенна огненная»? Не было ли это аллегориями и символами? Насколько точно изложено его учение его последователями? Не добавили ли они кое-что от себя – скажем, агрессию? Без страха нет веры? «Кто не со мной, тот против меня». «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». «Не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч». И тут же, рядом: «Любите врагов ваших», «Ударившему тебя по щеке подставь и другую». Смирение и любовь ближе к духу учения Христа, чем агрессия, но последней, к сожалению, хватало на протяжении двух тысяч лет. А сколько крови пролито за три тысячи лет в Иерусалиме, на священной для трех религий земле? Количество религий, конфессий и вражда их адептов (не всех, но многих) смущает того, кто колеблется. Своего Бога считают единственно правильным, «светлым», и отрицают иных, «темных». Единственно верное учение – наше, а все остальные – в ад. Религия как причина раздоров и войн – это как? Есть фанатики, но истоки вражды нужно искать в древних книгах, подпитывающих его против чужих. Если все равно гореть «негодному рабу» в геенне огненной и не любит его Бог, то его не жаль. Он враг. Он зло.

Эх, люди… Когда вы научитесь быть счастливыми и поймете, что ваши раздоры нелепы в контексте вечности? Это все ваша природа, по Дарвину, и вы не можете с ней справиться? Сочувствую. Взгляните на это дерево. Оно не думает о Боге и смысле жизни. Оно вообще не думает. Оно просто живет. Иногда хочется стать им, чтобы не было страшно и не преследовали мысли тяжкие и ненужные. Дерево не знает, что есть смерть и что однажды его спилят и разрежут на части. Люди боятся конца, а дерево – нет. Да и живет оно дольше. Дубу-красавцу несколько столетий отпущено. В Заельцовском парке один такой вымахал, что его и вдвоем не обхватишь. Сколько ему лет? А оливам Гефсиманского сада? Может, они в самом деле видели Иисуса Христа, который молился здесь, и поведали бы нам правду, если б могли?

Так все-таки – во что веришь ты? Ведь невозможно совсем без веры. Где твоя опора? Где мерило добра и зла, хорошего и плохого?

Кто твой Бог?

Он не антропоморфный. Не жестокий. Он не ходит по воде и не воскрешает мертвых. В каком-то смысле он тоже бессмертен. Кто он? Он всеобщее и единичное. Он вечное развитие. Опора внутри. Смысл – внутри. Познание себя. Единичное умрет, а всеобщее останется, взяв от него. Бессмертие сущности.

Это Гегель. И это ему ближе, чем Бог, который не в человеке, а над ним. В таком случае у человека больше ответственности за себя и он знает, что другой жизни не будет. Это единственная. Не прелюдия, в течение которой он заслуживает путевку в рай через смирение пред ликом Господа и страшится иного финала, а – главное действие. Вечная жизнь – земная жизнь духа после смерти, рай – земное счастье.

У тебя нет Бога, который указывает тебе сверху, что делать.

Трудно быть богом, да?»


Задумавшись, он не заметил, как в класс кто-то вошел. На дощатый, давно не крашеный пол упала тень.

– Здравствуйте, Сергей Иванович! Скучаете?

В приятном женском голосе – весенняя легкость.

Он улыбнулся:

– Здравствуйте, Елена Владимировна!

Это Елена Стрельцова, учительница музыки. Ей тридцать четыре. Со своей неброской классической красотой она словно сошла с картины художника эпохи Возрождения: мягкие черты лица, спокойный взгляд, каштановые волосы до плеч – есть в ней что-то оттуда, из Ренессанса. За ее внешностью – сила немалая, и это для многих сюрприз. Снаружи мягко, а внутри твердо. Жизнь научила ее защищаться. Порой достаточно пары фраз и тона голоса, чтобы больше не лезли. Она молчит, когда вокруг закипают страсти, попусту не расходуется, но не стоит в стороне по важным вопросам.

Ей досталось по жизни.

Муж-алкоголик ушел, когда их сыну не было и года, алименты не платит. Она рассчитывает лишь на себя. Это значит жить с ребенком на зарплату учителя средней школы, скромно жить, без роскоши, и знать, что никто в случае чего не подставит плечо, не поможет. Никто однако не слышал, чтобы она оплакивала себя. «Что не убивает меня, то делает меня сильнее». Это о ней, о Елене Стрельцовой. Она работает здесь полтора года, и если сначала их общение сводилось к «здравствуйте – до свидания» и к эпизодическим светским беседам на бытовые и школьные темы, то однажды все изменилось. Они вместе дошли до метро и поняли, что им интересно друг с другом. Подружились. Порой присаживались на лавочку в парке, болтали – и людская молва сделала их любовниками. Смешно. Они все еще обращались друг к другу на «вы» – вот так любовнички. Но если кому-то очень хочется – нате вам.

Елена – загадка.

Разве кто-то знает ее? Кто-то заглядывал под ее маску? Ее броня искусственная, наращенная, мягкая, за ней она от всех прячется. Он, пожалуй, единственный в школе, кому она позволила сделать шаг-другой к себе, а потом – стоп, терра инкогнито, нет. Пока – нет. Я еще не готова. Других я и сюда не пускаю. Есть те, кто по-свински нагадит, натопчет.

Когда она пришла сюда два года назад, тетушки хотели взять ее, новенькую, под свое крылышко, в свою кучку, навязывали ей свое наигранное участие, но она увидела их истинные лица за улыбочками и сюсюканьем и отвергла их дружбу. Напели ей про всех кучу гадостей, а сами были аки белые ангелы с крылышками. Когда же они поняли, что она не с ними, то она тут же стала врагом номер два, после Сергея Ивановича. Задела их за живое и дряблое. Они-то к ней со всей душой, как к дочери, а она вон значит как. В таком случае кто не с нами, тот против нас. Красавица и умница тут же стала зазнайкой и бездарностью с изъянами внешности. Воображение, подстегнутое эмоциями, гнало не на шутку. Здесь и роман с Грачевым, и прочее. Ах вот ты какая! Воротишь нос? Ладно, ладно! Ты тут никто, а уже возомнила о себе бог весть что! Мы рожки-то тебе пообломаем, козочка ты наша!

Однажды они напали и куснули ее больно, до крови. А она дала сдачи. Да такой, что еще пару месяцев не отваживались на реванш. Зализывая раны и копя злобу, доказывали себе и другим, что на самом деле они выиграли тот раунд. Потом еще раз напали – и снова им досталось. С тех пор они пакостили исподтишка и покусывали потихоньку. Тем и жили.

Ладно, хватит о грустном. В глазах Лены – блики солнца. Она улыбается.

– Домой? – спрашивает она.

– Да, – отвечает он.

Они выходят из класса.

Глава 15

Хромого рвало. Его скручивало, изо рта выплескивалось толчками, и сугроб перед ним покрывался желто-зелеными пятнами. После каждого приступа он громко хрипел матом.

Он упал. Кое-как встал, пошел, а через пару метров снова упал. Немногочисленные прохожие, завидев его издали, заранее сдвигались к краю тротуара.

Навстречу проехал УАЗик с милицией. Проехал медленно. Не остановился. Кому нужен бомж? Что с него взять?

Хромой согнулся, прошла судорога – и его снова вырвало горьким желудочным соком.

Сплюнув на валенок, он сказал что-то глухо и пошел дальше. Уже близко. Дома он ляжет спать.

Мужик пришел в пять, затемно. На нем была дубленка и норковая шапка, в руках был портфель. Он улыбался. С чего вдруг? Ждала телка с течкой? Или денег много?

Он шел по другой стороне улицы и вдруг перешел к ним.

Хромой вздрогнул.

– Помогите ради Господа! Ради Христа! – завел он шарманку, крестясь.

Васька тоже стал ныть, креститься.

Не снимая варежек на морозе, мужик вынул ПОЛТИННИК и бросил в банку Хромого:

– Выпей.

Сказал и ушел.

Хромой опешил. Не спит ли он?

Он спрятал полтинник в карман. Сунул во внутренний карман, так как наружные были с дырками, в них даже пол-литра проваливалась.

Васька завидует. Тоже хочет выпить. Все хотят, дело ясное. Когда есть бабки, к тебе лезут, ты свой. А если нет, то и не нужен ты, хоть сдохни. Здесь за просто так друг дружку не любят и многие леты не тянут как в церкви. Васька другой. У него когда есть, он делится. И ему можно дать. А если еще кто пристроится, то хрен тому с маслом.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги