Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) поднялся выше седьмого неба. Он достиг того места, где было слышно скрип перьев, записывающих предопределение Всемогущего и Великого Аллаха. Насколько мы знаем, больше никто не достигал этого высокого места. Там Всемогущий и Великий Аллах говорил с ним без посредников. Всевышний Аллах послал Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) ко всем Своим творениям. Аллах поддержал его великими знамениями, которые не были дарованы прежде никому из посланников. Самым великим знанием этого пророка (да благословит его Аллах и приветствует) был Священный Коран. Ничего подобного этому Корану не было даровано никому из прежних посланников. Именно поэтому Всевышний Аллах сказал:
«И сказали они [многобожники]: „Почему не ниспосланы ему [Мухаммаду] знамения от его Господа?“ Скажи (им): „Ведь знамения только у Аллаха, и ведь я только разъясняющий увещеватель“. Разве им не достаточно того, что Мы ниспослали тебе (о пророк) Писание [Коран], которое читается им?»28
Только лишь этого Корана достаточно как знамения для того, у кого есть сердце и кто прислушивается и внимает речи. Что же касается отвернувшегося, то он говорит то же самое, что говорили предыдущие поколения: «Это – сказки древних народов».
Суть в том, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был посланником Аллахом и последним из пророков. Всевышний Аллах сделал его последним пророком и посланником.
«Он – последний из пророков…» ― однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) привел притчу, в которой поведал о себе и об остальных пророках. Он сказал: «Чтобы сравнить меня с пророками, жившими прежде, достаточно привести притчу о человеке, который построил хороший дом и украсил его, если не считать того, что в одном углу не хватало последнего кирпича. Люди же стали ходить вокруг этого дома, дивясь его красоте и говоря: «Вот если бы и этот кирпич был на месте!» И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я и есть этот кирпич, и я – последний из пророков»29.
То есть посредством этого пророка строение стало полноценным, и он был последним из пророков. Следовательно, если кто-то заявляет о том, что после Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) есть еще один пророк, то он становится неверующим во Всемогущего и Великого Аллаха, ибо своим заявлением он обвиняет во лжи Коран.
«…и предводитель богобоязненных…» ― он – предводитель богобоязненных из этой общины и предыдущих общин. Именно поэтому, когда он был перенесен ночью в Иерусалим30, он стал имамом всех пророков, которые совершали молитву позади него31.
Богобоязненные (мутаккун) – это люди, которые остерегаются наказания Аллаха посредством выполнения Его приказов и оставления того, что Он запретил.
СКАЗАЛ АВТОР КНИГИ:
«Пусть Аллах благословит его, членов его семьи, его сподвижников и всех тех, кто последовал за ними наилучшим образом вплоть до Дня Воздаяния».
Разъяснение текста книги:
«Пусть Аллах благословит его…» ― наилучшим разъяснением термина «благословение» являются слова Абу-ль ′Алии, да помилует его Аллах, который сказал: «Благословение Аллахом Его посланника – это похвала Аллахом посланника в наивысшем обществе (среди ангелов)».
Некоторые ученые говорили, что термин «благословение Аллаха» означает «милость Аллаха», однако данное мнение является слабым. Милость Аллаха касается каждого человека. Именно поэтому ученые единогласны в том, что ты можешь сказать о любом (мусульманине): «Да помилует его Аллах!» Однако ученые разногласят в том, можно ли сказать о любом человеке: «Да благословит его Аллах и приветствует». Это указывает на то, что термин «благословение» не есть то же самое, что милость.
Также Всевышний Аллах сказал:
«Это – те, над которыми благословения от их Господа и милость»32.
Здесь благословение и милость перечисляются через союз «и», что указывает на то, что эти термины указывают на разные понятия.
Таким образом, благословение – это более узкое понятие, чем милость. Благословение Аллаха – это упоминание Им Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) среди наивысшего общества.
«…членов его семьи (аль)…» ― под словом «аль» (آل) имеются в виду последователи Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в его религии. Например, если слово «аль» упоминается в одном контексте со словом «сподвижники», то под словом «аль» имеются в виду все последователи Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) вплоть до Дня Воскресения.
На это указывают слова Аллаха:
«Огонь, к которому они подвергаются по утрам и по вечерам. А в тот день, когда наступит Час [Судный День] (будет сказано ангелам-стражам Ада): «Введите последователей Фараона (алю фир′аун) в сильнейшее наказание!»33
Речь идет о последователях Фараона в его религии.
Если же слово «аль» упоминается в одном контексте со словом «последователи», то под словом «аль» имеются в виду верующие родственники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)34.
«…его сподвижников…» ― сподвижником Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) называют каждого человека, который встретился с ним, будучи верующим, и скончался на истинной вере, даже если он не увидел Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), (например, из-за слепоты). Сподвижником считается даже тот, кто встретился с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) лишь на очень короткое время.
Это является отличительной особенностью Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Что касается остальных людей, то их сподвижниками (или соратниками) называют только тех, кто сопровождал их на протяжении длительного периода времени.
«…и всех тех, кто последовал за ними наилучшим образом…» ― следует заметить, что по отношению к сподвижникам людей можно разделить на три группы:
1. Люди, которые отказались последовать за сподвижниками;
2. Люди, которые последовали по их стопам наилучшим образом;
3. Люди, которые последовали за ними дурным образом.
Когда мы призываем благословение, то должны призывать благословение именно на тех людей, которые последовали за Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижниками наилучшим образом. Что касается людей, которые отказались последовать за сподвижниками, то они вообще не заслуживают мольбы о благословении. Что же касается людей, которые последовали за ними дурным образом, то они заслуживают этой мольбы лишь в той мере, в какой они последовали за сподвижниками.
СКАЗАЛ АВТОР КНИГИ:
«А затем:
Поистине, Аллах Всевышний послал Своего посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) с верным руководством и религией истины как милость для миров, пример для тружеников и довод против всех рабов».
Разъяснение текста книги:
«…с верным руководством…» ― под «верным руководством» имеется в виду полезное знание.
«…и религией истины…» ― речь идет о праведных деяниях35.
«…как милость для миров…» ― на это указывают слова Всевышнего:
«И Мы послали тебя (о Мухаммад) только как милость для миров»36.
То есть Всевышний Аллах послал этого посланника (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы посредством него проявить Свою милость ко всем мирам. Именно так и обстоит дело в действительности. Этот посланник (да благословит его Аллах и приветствует) был послан к людям, некоторые люди последовали за ним? и Аллах оказал им Свою милость.
«…пример для тружеников…» ― посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) – это наш пример, наш предводитель и наш образец для подражания.
«…и довод против всех рабов…» ― это выражение использовали многие ученые. Из него следует, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был послан и к джиннам, и к ангелам, и вообще ко всем творениям. Что касается его послания к джиннам, то это – вещь известная. Что же касается его послания к ангелам, то это не так.
Поэтому было бы лучше использовать такое выражение: «…и довод против всех рабов, к которым он был послан». Ведь у нас нет точного знания относительно того, был ли он послан к ангелам или нет. А ангелы, вне всякого сомнения, тоже являются рабами Аллаха. Именно поэтому упомянутое нами выражение является более безопасным.
СКАЗАЛ АВТОР КНИГИ:
«Посредством него и посредством ниспосланных ему Писания и мудрости Аллах разъяснил все, что несет рабам пользу, и все, что приводит в порядок их религию и мирскую жизнь».
Разъяснение текста книги:
Всемогущий и Великий Аллах посредством Своего посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и ниспосланных ему Корана и мудрости (Сунны) разъяснил все то, что несет рабам пользу, и все то, что исправляет их религию и мирскую жизнь.
Это знает каждый человек, изучивший пророческую миссию Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Например, сказал Абу Зарр (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) скончался, но (еще при жизни) упомянул нам знание даже о птице, которая летит в небесах»37.
Слова Абу Зарра означают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил им всякую вещь.
Однажды некий иудей сказал, обращаясь к Сальману аль-Фариси (да будет доволен им Аллах): «Ваш пророк научил вас всему и даже тому, как (следует удовлетворять) большую нужду». Сальман ответил: «Да, он запрещал нам удовлетворять большую или малую нужду, повернувшись лицом к Каабе, подмываться правой рукой, использовать для очищения менее трёх камней и очищаться с помощью экскрементов животных или костей»38.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) научил нас тому, как надевать и снимать одежду39. Он научил нас тому, как вставать40. Он научил нас тому, как садиться41. Он научил нас тому, как отходить ко сну42. Таким образом, он разъяснил нам все, в чем мы нуждаемся.
Иногда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советовал что-то, но когда понимал, что лучше поступить иначе, то сразу же исправлял свою ошибку.
Когда он прибыл в Медину, то обнаружил, что люди опыляют пальмы. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подумал, что они зря обременяют себя таким тяжелым трудом: взбираются на пальмы, а затем спускаются с них по несколько раз. Он сказал: «О, если бы вы прекратили делать так!» Эти слова были произнесены им из сочувствия к ним и желания облегчить их труд, но люди подумали, что это – откровение, внушенное ему Аллахом. Они прекратили опылять пальмы, однако после этого урожай фиников получился крайне неудачным. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы лучше меня знаете о делах вашей ближней жизни». Таким образом, он позволил им опылять пальмы43.
Всевышний Аллах сказал в Своем Писании:
«И ниспослали Мы тебе Книгу [Коран] для разъяснения всего»44.
Таким образом, всякая вещь разъяснена в этом Коране.
Мне рассказывали, или, возможно, я читал как-то в прошлом биографию известного египтянина Мухаммада ′Абдо аль-Мисри. Однажды он посетил Париж, и там в одной столовой вместе принимали пищу мусульмане, христиане, иудеи и вообще все люди. Ведь, Париж – это город, где (в основном) живут иноверцы. Вдруг к нему подошел христианин и сказал: «О шейх! Поистине, в вашей Книге есть аят, в котором сказано: „И ниспослали Мы тебе Книгу для разъяснения всего“. Если ты веруешь в эти слова, то сообщи мне о том, как готовят эту еду?» В это время на столе лежали сэндвич, рис, мясо и другие продукты питания. И вот этот христианин спрашивает, где об этом говорится в Коране.
Мухаммада ′Абдо ответил: «Да, в Коране говорится и об этом».
Христианин возразил: «Где же в Коране говорится об этом?» Тут христианин пригласил повара и спросил: «Как готовится эта пища?» Тот разъяснил ему принцип ее приготовления, доли продуктов и так далее.
Мухаммада ′Абдо сказал: «То же самое есть и в Коране», – чему христианин сильно удивился. Мухаммада ′Абдо продолжил: «Поистине, Всевышний Аллах говорит:
«Спросите же обладателей знания, если вы не знаете этого»45.
Таким образом, данное правило охватывает любые вопросы. Этот аят не касается только лишь религиозного знания. Коран велит нам спрашивать у специалистов каждой области то, чего мы не знаем в этой области. После такого ответа тот, который не уверовал, пришел в замешательство и не смог ничем возразить.
Таким образом, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) научил нас всему. Возникает вопрос: «Научил ли Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сподвижников правильному убеждению в отношении Аллаха, Его имен, атрибутов и действий?»
Несомненно, научил. Он научил людей этим вопросам в первую очередь.
Следует заметить, что приверженцы «тафуида»46 говорят: «Если ты видишь аят или хадис об атрибуте Аллаха, то поручи его смысл Аллаху и ни в коем случае не говори о нем сам».
Шейх ислама Ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал: «Эти слова – одни из худших слов приверженцев нововведений и отклонений».
Также Ибн Теймия указал на то, что именно из-за таких людей философы получили власть над умами мусульман. Иначе говоря, эти люди говорили: «Мы ничего не знаем о смыслах аятов и хадисов, в которых говорится об атрибутах Аллаха». И тогда философы сказали: «А мы знаем о смыслах этих религиозных текстов», – и начали разъяснять эти религиозные тексты так, как пожелает их душа.
Таким образом, если человек заявляет о знании смысла этих религиозных текстов, то он лучше (в глазах людей), чем тот, кто заявляет о своем невежестве. Если человек говорит: «Я не знаю смысла этих текстов», – то он заявляет о своем невежестве. В это же время второй человек заявляет о своем знании. Он говорит первому: «В отличие от тебя я обладаю знанием, ибо ты ничего не знаешь о смысле этих религиозных текстов». После этого первый никак не может ему возразить, ибо он сам говорит, что ничего не знает. Тот, кто не обладает знанием, является безоружным. Таким образом, философ говорит ему: «Ты не знаешь, но зато я знаю. Смысл этих текстов такой-то и такой-то».
Также следует заметить, что сейчас в некоторых книгах пишут, что праведные предшественники были приверженцами «тафуида». В этих книгах сказано, что приверженцы сунны (ахлю ссунна) делятся на две группы:
1) люди, оставляющие смысл текстов Аллаху (люди тафуида);
2) люди, истолковывающие религиозные тексты (люди таъуиля).
Под «людьми, истолковывающими религиозные тексты» они имеют в виду тех, кто искажает эти тексты. Например, они говорят: «Аллах сказал:
«Милостивый вознесся [истауа] над Троном»47.
Под словом «вознесся» (истауа) имеется в виду «завладел» (истауля). Также Аллах сказал:
«Обе руки Его распростерты»48.
Под «руками» здесь имеются в виду «милости Аллаха». Также Аллах сказал:
«И вечен лишь лик Господа твоего»49.
Под «ликом Господа» здесь имеется в виду «награда Аллаха». Именно так они искажают множество религиозных текстов.
Так вот, в книгах (заблудших) говорится, что приверженцы сунны (ахлю ссунна) делятся на две группы:
1) люди, оставляющие смысл текстов Аллаху (люди тафуида);
2) люди, истолковывающие религиозные тексты (люди таъуиля).
Однако данное утверждение является ложным. Люди «тафуида» не являются приверженцами сунны. Приверженцы сунны знают смыслы религиозных текстов об атрибутах Аллаха, но не знают лишь образа этих атрибутов. Например, сторонники сунны говорят: «Аллах сказал:
«Милостивый вознесся [истауа] над Троном»50.
Мы знаем, что глагол «вознесся» (истауа) означает «возвысился над Троном». Но мы не знаем, как именно Он возвысился».
Это и есть величайшая благопристойность по отношению к Всемогущему и Великому Аллаху. Если Аллах не сообщил тебе о каких-либо сокровенных вещах, то поручай это знание Аллаху (и не говори о нем).
Суть в том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) научил членов своей общины всему, в чем они нуждаются в мирской жизни и в религии. И даже если он иногда говорил то, что казалось ему правильным в мирских делах, то сразу же изменял свое мнение, если понимал, что лучше поступить иначе. Об этом, например, говорится в хадисе об опылении пальм.
Также нужно заметить, что некоторые поздние и современные ученые извлекли из этого хадиса такие выводы, которые он в себе не содержит. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в этом хадисе: «Вы лучше меня знаете о делах вашей ближней жизни». Они сказали: «Эта фраза имеет отношение и к бытовым вопросам, и к вопросам религиозных постановлений». Что означают их слова?! Они означают следующее: например, мы знаем, как сделать дверь, как возвести здание и так далее. Также мы знаем и о религиозных постановлениях этих вещей. Более того, они даже сказали: «Если, например, ростовщичество способствует укреплению государственной экономики, то оно является разрешенным, ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы лучше меня знаете о делах вашей ближней жизни».
Это – ошибка, ибо религиозные постановления возвращаются к Аллаху и Его Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует). Аллах сказал:
«И решение того, относительно чего вы разошлись, (нужно искать, обратившись) к Аллаху»51.
Да, мы лучше Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) разбираемся в промышленности и в изобретениях. Именно поэтому ты можешь видеть, что определенный человек ничего не знает о религии и не обладает религиозным знанием, но знает, как собрать микрофон. А, например, с другой стороны, выдающийся религиозный ученый может не знать даже, как включать эти современные изобретения. Первый человек разбирается в мирских делах лучше этого ученого, но ученый лучше разбирается в религии.
Я хочу обратить внимание на то, что некоторые люди разглагольствуют в религиозных вопросах и иногда разъясняют религиозные тексты, извлекая такие выводы, которых там нет. Это происходит либо по причине невежества, либо по причине душевной прихоти. А Аллах – Тот, у Кого нужно искать помощи!
И здесь можно привести лишь один хадис, который закроет им рты. В этом хадисе сообщается, что однажды Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) принесли хорошие финики, и он спросил: «Все ли финики Хайбара таковы?» Люди ответили: «Клянёмся Аллахом, нет, о Посланник Аллаха. Мы берём один са»52 таких (фиников) за два са» (других), а за два са» (таких) мы отдаём три са» (других)». Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это и есть ростовщичество!» – и велел сначала продавать плохие финики, а затем на вырученные деньги покупать хорошие финики53.
Например, если мы возьмем 2.5 кг фиников хорошего сорта и взамен дадим 5 кг фиников низшего сорта, то здесь не будет никакой несправедливости к людям, ибо цена этих 2.5 кг равна цене тех 5 кг. Но, несмотря на это, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) все равно назвал это ростовщичеством.
Эти люди везде кричат о том, что исламские законы регулируют только сферу поклонения. Но удивительно, как они притворяются, будто бы не знают, что самый длинный аят в Книге Аллаха повествует именно о долге54. Этот аят целиком говорит о взаимоотношениях между людьми, не затрагивая вопросов поклонения. Но, несмотря на это, эти люди приходят и говорят: «Исламская религия регулирует лишь отношения человека с Творцом».
СКАЗАЛ АВТОР КНИГИ:
«Аллах разъяснил нам правильные убеждения, правильные поступки, достойные нравственные качества и высокие нормы благопристойности».
Разъяснение текста книги:
Убеждения (′акыда) – это то, на основании чего человек выносит суждения в сердце. Они могут быть правильными, а могут быть неправильными. Если убеждения человека соответствуют истине, то они являются правильными. Если же они не соответствуют истине, то являются ложными.
Разница между понятиями «убеждения» (′акыда) и «знание» (′ильм):
Во-первых, знание заключается в том, что человек постигает какую-то вещь в том виде, в котором она есть на самом деле. Убеждения (′акыда) же – это то, что укрепилось в сердце человека. Убеждения (′акыда) – это более широкое понятие. Убеждения человека могут соответствовать истине, а могут не соответствовать. А знание (′ильм) – это то, что соответствует истине.
Во-вторых, знание всегда соответствует действительности, а убеждения могут противоречить действительности. Например, ты можешь быть убежден в том, что такой-то человек занимается торговлей, хотя на самом деле он ею не занимается. Ты можешь быть убежден (′акыда) в том, что такой-то человек является ученым, хотя на самом деле он им не является. Ты можешь быть убежден в том, что определенная вещь запрещена, хотя на самом деле она не запрещена.
«…правильные поступки…» ― речь идет о различных видах поклонения.
«…достойные нравственные качества…» ― нравственные качества – это то, как ведет себя человек во взаимоотношениях с другими людьми. Например, мягкость, радушие и так далее.
«…и высокие нормы благопристойности…» ― это внутренние нормы, согласно которым человек живет и которые запрещают ему совершать то, что противоречит благородству.
СКАЗАЛ АВТОР КНИГИ:
«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) оставил членов своей общины на ясном пути, ночь на котором подобна дню, и не собьется с него никто, кроме действительно погибшего».
Разъяснение текста книги:
Речь идет о пути ясном и испускающем свет. Никто не собьется с этого пути, кроме действительно погибшего.
СКАЗАЛ АВТОР КНИГИ:
«По этому пути последовали члены его общины, ответившие Аллаху и Его Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует). Они – лучшие творения из числа сподвижников, таби′инов и всех тех, кто последовал за ними наилучшим образом».
Разъяснение текста книги:
«Они – лучшие творения…» ― конечно же, после пророков. Наилучшими творениями Аллаха являются пророки, затем – правдивейшие, затем – павшие мученики, затем – праведники. Среди сподвижников были и правдивейшие рабы Аллаха, и павшие мученики, и праведники. Сподвижники являются наилучшими творениями (после пророков).
СКАЗАЛ АВТОР КНИГИ:
«Они жили в соответствии с шариатом Аллаха и крепко схватились за сунну Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) своими коренными зубами. Они переняли от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) убеждения, поклонения, нравы и нормы благопристойности. Они стали группой, которая будет открыто придерживаться истины вплоть до Судного Дня. Не повредит им ни тот, кто оставил их без помощи, ни тот, кто противоречит им, пока не придет повеление Всевышнего Аллаха, а они до сих пор будут твердо стоять на этом».
Разъяснение текста книги:
Об этом поведал сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). В хадисе сказано: «Не перестанет группа из моей общины открыто придерживаться истины, и не повредит им тот, кто противоречит им, пока не придет повеление Аллаха, а они до сих пор будут твердо стоять на этом»55.
О каком повелении Аллаха идет речь? Речь идет о том повелении, когда Аллах постановит, что все люди, в которых есть хоть какое-то благо, должны умереть. А когда наступит Судный Час, на земле будут жить лишь худшие люди56. Достоверно сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Судный Час не наступит, пока (на земле) будут говорить: «Аллах, Аллах!»57