Книга О светлых красках души. Как мы учимся жить своей жизнью и за ее пределами - читать онлайн бесплатно, автор Уве Бошмейер
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
О светлых красках души. Как мы учимся жить своей жизнью и за ее пределами
О светлых красках души. Как мы учимся жить своей жизнью и за ее пределами
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

О светлых красках души. Как мы учимся жить своей жизнью и за ее пределами

Уве Бошмейер

О светлых красках души

Как мы учимся жить своей жизнью и за ее пределами

Uwe Böschemeyer

VON DEN HELLEN FARBEN DER SEELE

This translation published by arrangement with Red Bull Media House GmbH

Данный перевод и публикация выполнены по договоренности с Red Bull Media House GmbH

Red Bull Media House GmbH, a limited liability company duly incorporated under Austrian law with registered offices at Oberst-Lepperdinger Str. 11–15, 5071 Wals near Salzburg, Austria, represented by two of its jointly authorized officers; UID/VAT: ATU63611700


Серия «Логотерапия и экзистенциальный анализ»

Перевод с немецкого Маргариты Матвеевой


Все права на перевод, издание и публикацию этой книги в печатном и электронном виде принадлежат исключительно Московскому институту психоанализа

* * *

Предисловие

Карла Густава Юнга однажды спросили, что человеку остается делать в старости. На это он ответил, что перед человеком всегда находится что-то новое.

В будущем году мне исполнится 80. Целых 50 лет я работаю с людьми, жизнь которых не была легкой или таковой не является. В прошлом году мне пришла идея обобщить свой опыт в книге, но не в сухой и не (только) теоретической форме, а в красочной и живой.

Сначала я хотел бы осветить период своей жизни, который оказал влияние на мой профессиональный путь, показать то, что на меня повлияло. Это прежде всего мои студенческие поездки в Вену к Виктору Франклу, чьим учеником я лично имел честь быть. Затем я расскажу, что я исследовал сам за рамками работ Франкла. Я называю это ценностно-ориентированным формированием личности (WOP®)[1]. Я считаю это самостоятельной разработкой, основанной на логотерапевтическом превентивном концепте. То, с чем я вас познакомлю, я мог бы назвать также теоретической и практической школой жизни.

Для кого я написал эту книгу?

• Для людей, которые хотели бы развивать свою личность.

• Для людей, которые открыты новым взглядам на человека.

• Для коллег из других областей, которые хотят расширить свои горизонты.

• Для тех, кто хочет заразиться моей надеждой на лучшую жизнь.

• Для тех, кто интересуется опытом состарившегося психотерапевта.


Книга, которая в общих чертах отражает мой конкретный труд – ценностно-ориентированное формирование личности – опирается на три колонны:

• имажинацию ценностей (WIM®)[2];

• эннеаграмму, интерпретированную с точки зрения ориентации на ценности;

• ценностно-ориентированную беседу.


Я написал много книг, но ни одна не стала столь важной и ни одна не далась мне так трудно, как эта. Почему? Потому что, прежде всего, мне было трудно писать про первую колонну – имажинацию ценностей, так как она касается внутреннего мира, который наука называет подсознанием. Уже более сотни лет ведутся разговоры о бессознательном, но связанные с ним идеи все еще не являются общепринятыми. Это известно из физики.

Поэтому, дорогие читатели, я лучше приглашу вас в свой прекрасный кабинет и совершу с вами реальное «путешествие» в то ценное внутреннее пространство, в ту область, которую мой учитель Франкл назвал «духовным бессознательным».

Если бы мне удалось дать представление об имажинации ценностей, которое нашло бы отклик в умах и сердцах, то с ним смогло бы соприкоснуться больше людей, со временем оно смогло бы войти в самые разные области науки, например, в естествознание, психологию, теологию и изучение проблем мира. Для двух последних тем я описал два примера.

Почему я так настойчиво хочу поделиться своим воодушевлением по поводу этой первой колонны? Я изучаю ее с начала 1990-х годов и пережил по меньшей мере от 60 000 до 80 000 внутренних «путешествий» (благодаря сопровождению клиентов, групповой работе и тренингам). Лишним будет говорить, что имажинация существовала задолго до имажинации ценностей. Вспомним, например, К. Г. Юнга и его учеников[3].

Я знаю, что вторая колонна – эннеаграмма – для многих образованных читателей словно бельмо на глазу, но только до того момента, как они с ней познакомятся ближе. Их реакция является следствием предрассудка, что эннеаграмма приклеивает на людей ярлыки. Но такая реакция сразу исчезнет, если человек вникнет в учение, которое я интерпретирую с точки зрения ценностной ориентации. Я сильно «разгрузил» эту систему, отказался от многих дополнительных моментов. Почему я так смело говорю об эннеаграмме? Потому что мне случайно (!) во время работы с имажинацией ценностей открылось, что они пусть не всегда, но часто отражают «девять ликов души».

Третья колонна – ценностно-ориентированная беседа – образует с двумя другими единство. Она разрабатывалась мной, прежде всего, через работу с имажинацией ценности и эннеаграммой.

Моя жена поощряла, даже требовала, чтобы я писал то, что думаю. Этого я и придерживался. Обозначение новой «системы» на пестром поле психологии определенно вызывает не только аплодисменты. Мои ученики и клиенты также подбадривали меня, чтобы я опубликовал свою работу.

Светлые краски души – что под этим подразумевается? То хорошее, красивое, достойное любви в нас, то, что Виктор Франкл называл ценностями, свойственными человеку: свобода, ответственность, творчество, духовность – и это не полный список. Короче говоря, это то, что имеет смысл, то, что имеет ценность, на чем основана радость от жизни и от нас самих, что дает нам силу, благодаря чему мы хотим жить.

Есть ли действительно «это всё» в нас? Не живем ли мы во время, когда люди вокруг себя постоянно обнаруживают противоположность того, что должны им обещать светлые краски души? Не являются ли нашей реальностью насилие, война, голод, безнадежность, бесстыдство, равнодушие, ненависть, обман? То есть реальны прежде всего темные краски души: страх, угнетенность (вглядитесь, пожалуйста, в слово!), бессмыслие, безотрадность, равнодушие, пессимизм. Да, темная сторона жизни, конечно, существует! И хорошо, что эту сторону души исследуют, что о ней рассказывают, информируют, делают передачи и на нее жалуются! И так должно оставаться.

Но слишком мало остается для другой стороны души, для ее светлых красок, которые, по моему опыту, коренятся в «духовном бессознательном»! В науках, в общественной жизни, в конкретной жизни человека. Но они есть! Они не всегда видимы, даже по большей части незримы, но, тем не менее, присутствуют, ждут того, чтобы их прожили. И многие тоскуют о них, даже того не понимая.

О чем я так «целительно» толкую? Я говорю не об исцелении, ведь это, как я полагаю, делается в других местах, а прежде всего о том, что мы, люди, несем в себе, в своей душе, в которой кроме темного есть столько же светлого – нужно лишь начать искать, а не упрямо отбрасывать как нечто несуществующее.

Разве я, как терапевт, не видел ту бездну, которые мы, люди, носим в себе? Видел! Разве не замечал, что многие не используют или не хотят использовать свою свободу, чтобы развиваться и меняться? Конечно, замечал. Разве я не был в отчаянии от факта, что люди не испытывают в жизни самое ценное, что у них есть – любовь? Разумеется. И откуда тогда, несмотря на это, я набираюсь мужества для написания книги, которая рассказывает о светлых красках души? Еще раз: потому что эти светлые «краски» есть! Потому что о них редко говорят, потому что многих душевных и телесных заболеваний можно было бы избежать, если бы больше людей узнало, что мы богаче, чем думаем.

Вот 15 ключевых моментов, которые лежат в основе WOP®[4]:

1. Жизнь в мире, таком, каков он есть, имеет смысл.

2. Дух – это то особенное, специфическое, что присуще человеку.

Дух – это то, что делает возможным для человека формирование своей внутренней и внешней жизни, это высшее проявление всех ценностей, свойственных человеку.

3. Главное условие для того, чтобы помочь своему духу стать живым и таким образом познать свою уникальность – это конфронтация с собственной сущностной проблемой.

4. Еще одно условие уникальной жизни состоит в том, что нужно разобраться со своим внутренним миром, в котором коренятся специфически человеческие ценности: например, оптимизм, чувство смысла, свобода, ответственность, мужество, любовь, творчество, духовность. Доступ к этим ценностям открывает имажинация ценности.

5. Каждый человек свободнее, чем он думает.

6. Каждый человек богаче, чем он подозревает.

7. Каждый человек несет ответственность перед собой и миром, в котором он живет.

8. У каждого человека в душе есть большая часть «жизни, которая ждет» (Виктор фон Вайцзэкер).

9. Жизнь удовлетворяет человека, когда внутренний и внешний миры совпадают.

10. Открытие любви в себе и к другим – это самое целительное чувство.

11. Нет! Детство не определяет всю нашу жизнь!

12. Нет! Не обстоятельства определяют наше бытие, а наше отношение к ним.

13. Экзистенциальное столкновение с духовностью в особой мере создает возможности для нахождения смысла и опоры в жизни.

14. К (дальнейшему) совершенствованию личности относится, прежде всего, искренность.

15. Жизнь несет в себе надежду изо дня в день, потому что изо дня в день можно познать смысл.


В завершение два замечания:

1. Эта книга требовательна к читателям-рационалистам, потому что она требует от них признаться, что мы знаем о людях не так много, как думаем. Например, если кто-то говорит, что он знает того или иного человека от сих до сих, мне трудно сдержать улыбку. Такой человек подобен тому, кто стоит у моря и говорит, что его видит. При этом он видит не более чем на семь километров. То, что мы не можем сказать, что знаем человека до конца, свидетельствует во многом о человеческом достоинстве. В этом должны себе признаться и мы, психотерапевты и наставники формирования личности.

2. Уважаемые читатели, пожалуйста, не принимайте близко к сердцу, что я не всегда указываю на различие между мужчиной и женщиной (в немецком языке при обозначении лиц дается как слово мужского, так и женского рода: например, читатели и читательницы – прим. пер.). Я работаю в Институте логотерапии и экзистенциального анализа, которым руковожу, а также в Академии WOP® по большей части с женщинами и очень их ценю. Когда я говорю о мужчине или женщине, я имею в виду человека!

Введение

Вот пересказ одной африканской сказки.

Один специалист по птицам обнаружил в курятнике орла, хозяин которого называл его курицей, потому что думал, что вырастил его как курицу. Знаток птиц возразил ему, что эта отличающаяся от куриц птица, очевидно, называется орлом. Тогда оба решили устроить проверку. Птицевед взял орла, поднял в воздух и воззвал к нему: «Орел, расправь свои крылья и лети, ведь ты орел!». Но птица лишь равнодушно оглянулась, посмотрела, как куры клюют зерна и спрыгнула обратно во двор.

На следующий день знаток птиц повторил свой эксперимент: он забрался с орлом на крышу и настойчиво напомнил ему о том, кто тот есть: «Орел, расправь свои крылья и лети, ведь ты орел!». Но и эта попытка была напрасна.

Владелец птичьего двора в последний раз разрешил провести эксперимент. Тогда знаток птиц пошел с орлом к подножию горы, на которую солнце проливало свой яркий свет, и сказал: «Орел, твое место на небе, а не на земле, ведь ты орел. Расправь свои крылья и лети!». Большое тело орла начало двигаться, но он не взлетел. Тогда человек повернул орла к солнцу, птица расправила свои сильные крылья и, издав мощный крик, полетела навстречу солнцу.

Иногда я разрываюсь между бессилием и гневом, когда обнаруживаю, что многих бед можно было бы избежать, что многие жизненные процессы не были бы такими трудными, что многие люди смогли бы испытать больше счастья, если бы они осознали, кто они на самом деле: люди с сокровищами в чертогах своей жизни. Поэтому есть своего рода трагедия в том факте, что многие не знают, какие силы в них есть; что они не замечают, какие способности и дарования они в себе хранят; что они даже не страдают от того, что сами себя забросили! Что они равнодушны к собственной жизни[5]. Что они не замечают, сколь много в них киснет «жизни, которая ждет» (Виктор фон Вайцзэкер).

Но это не всегда носит судьбоносный характер.

История с орлом уже много лет сопровождает меня. Как знаток птиц страдает от того, что орел не помнит, что он орел, а не курица, так же часто страдаю я рядом с людьми, которые никак не вспомнят, кто они и для чего живут, так как они отстранились от самих себя. И как знаток птиц не бросает надежду, что новая попытка удастся, так и я надеюсь (и многие мои коллеги), что человек, который ждет от меня помощи, сможет понять, что я не могу «полететь» за него, и что он «полетит» только тогда, когда поймет, что его жизненные силы, таланты, дарования ждут этого, а его жизненная воля чувствует необходимость снова ожить.

Орел из нашей истории не болен! Просто он не помнит, кто он и где его место. Он забыл, что его называют «покорителем высот». Он позабыл себя, свою сущность. Поэтому он не помнит, куда хотел попасть и где его цель. Только тогда, когда он увидел свою позабытую цель («Вперед, к солнцу, к свету!»), он чувствует, ощущает, понимает, что́ принадлежит ему, и оставляет все куриное позади.

Есть много «знатоков людей», и у многих есть разные идеи по поводу того, как мнимым курицам снова стать орлами. Я один из них и очень ценю работу коллег. Я сам вижу свою задачу такой, как она описана в африканской сказке: мне нужно сделать, чтобы мои клиенты (я бы лучше назвал их посетителями):

• распознали, почувствовали и поняли, что к ним не относится, что их отдалило от самих себя;

• распознали, почувствовали и поняли, кто они в действительности, то есть дали свободу «жизни, которая ждет»;

• распознали, почувствовали и поняли, как они сами могут найти смысл, то есть солнце в своей жизни.


Я уже говорил, что орел в курятнике не болен. И многие клиенты, о которых я сейчас думаю, тоже не больны. Но они тоскуют, осознавая это или нет. Это тоска по собственной жизни – сугубо личной, уникальной, полной смысла. Поскольку они не больны, но чувствуют себя больными, им не нужно обязательно обращаться к психиатру или психотерапевту, но к «знатоку людей», который работал бы с ними превентивно, то есть предупреждающе. Я называю такого специалиста наставником формирования личности, который имеет опыт работы с людьми или с вопросами о человеке.

Пока я пишу это предложение, я снова вспоминаю о своем первом клиенте:

Это был молодой высокий мужчина с волнистыми волосами, на которого сразу обращаешь внимание. Ему еще даже не перевалило за 30. Он стоял в моем очень скромном кабинете и, по-видимому, стеснялся присесть. При этом мне бросилось в глаза, что он стоял немного согнувшись. Поскольку он молчал, я спросил о его жалобах.

Я сначала не мог понять, о чем он говорит. Он говорил, что у него больные ноги. Потом стало ясно, что он не нашел для себя ни подходящего образования, ни профессии. Он не мог ни крепко стоять на ногах, ни двигаться дальше. Это его сильно удручало, потому он и пришел. Он рассказывал мне о себе, о своих братьях и сестрах, родителях, о своем окружении. Я его не прерывал, потому что чувствовал, что его душа начала открываться. В то время как он говорил, я все время на него смотрел. Это был разговор двух душ. При этом мне все больше открывалось, что человек, сидящий напротив меня, был жемчужиной. Я дал ему это понять в сдержанной форме. Тогда он выпрямился, и его улыбка перестала быть напряженной. Мы работали с ним еще какое-то время. Его личная и профессиональная жизнь наладилась.

Какие тематические области находятся в компетенции WOP®?

• Общая целевая группа – это здоровые люди, которые знают, что в уходе нуждается не только тело, но и душа; что последняя ни в коем случае не может жить только благодаря расслаблению, но и, прежде всего, благодаря живому духу. Ведь постоянно меняющиеся жизненные ситуации требуют настраиваться и перенастраиваться.

• Специфическая целевая группа – это здоровые люди, пребывающие в экзистенциальной фрустрации, которые не видят (больше) смысла в жизни. Проблемы, которые встречаются в этой группе, – кризисы жизни и смысла в их разнообразных формах, например, проблематика самооценки, сомнения в смысле, кризисы развития, среднего возраста, переломные моменты, связанные с переменами в жизни, кризисы отношений, конфликты воспитания, страх перед жизнью и смертью, потери, скорбь, экзистенциальная вина, данности судьбы.

WOP®на данный момент практикуется:

• в индивидуальных беседах с терапевтом;

• в группах самопознания и познания смысла;

• в работе с детьми;

• в образовании взрослых;

• в «Школе жизни»;

• в пастырской деятельности;

• в консультировании персонала;

• в работе с общественностью.

«Куриный двор» нашего времени

Куриный двор, как правило, огорожен забором. Всё, что находится за забором, к курятнику не относится, поэтому кур не касается. А орлиный «двор» (я имею в виду орла, который парит в воздухе), напротив, просторный, как мир. Он не знает границ.

Что характерно для «куриного двора» нашего времени? Я ограничусь лишь некоторыми моментами. У вас ведь есть свой опыт.

Деньги для многих кажутся самым главным. Поэтому те, кто живет в современном курятнике, делают все, чтобы «обезопасить», хорошо «вложить» свои деньги. Они страхуют себя от ситуаций, в которых их можно было бы чего-то лишить. Бессонные ночи – жертва в денежную копилку.

Для обитателей этого двора большое значение имеет также озабоченность своим здоровьем. Поэтому охота за «стопроцентно» действующими средствами, лекарствами, пилюлями, примочками, порошочками и т. д., кажется, относится к особо важным формам заботы о себе. Но это также может привести к постоянному страху ожидания.

Другой признак современного «куриного двора» – это «псевдо-легкость» в обращении с разнообразными формами культуры. Назову лишь несколько аспектов: вспоминаются, к примеру, определенные агрессивные «бестселлеры», которые находят покупателей больше и быстрее, чем это делает настоящая литература, и которые относятся к «художественным» произведениям. Я думаю об оглушающей «музыке», действие которой, надеюсь, скоро будет исследовано нейробиологами (если это еще не произошло). Я думаю об огромных дверях в торговых центрах, которые могут повредить спину человеку, если тот, кто уже прошел перед ним, не придержал ее. Невольно вспоминается небрежность в мыслях и речи. Язык – это высшая форма выражения культуры, как говорил известный социолог и психолог Эрих Фромм. Я замечаю, что даже те, кто получает возможность высказываться в СМИ, обращают мало внимания на эту мысль.

Эти или другие сравнительно безобидные примеры на тему «культура» (или «бескультурье»), кажется, подтверждают смысл того, что Эрих Фромм уже когда-то говорил: большинство людей не заинтересованы в том, чтобы развивать свою личность. Причина этого в недостатке готовности сталкиваться со своим внутренним сопротивлением. Орлу сначала тоже казалось достаточным быть на уровне с курами, клюющими зерно во дворе. Так он мог жить и дальше. Но он не мог видеть солнца и чувствовать мощь своих крыльев, пока знаток птиц не напомнил ему о его сущности.

Когда я пишу эти строки, я вспоминаю о господине К. из «двора». Тогда ему было около 40. Сейчас его уже нет в живых. У него была заметно тяжелая походка, которая передавала груз всей его жизни. Этот человек был умен, но несмотря на это, все время лишался работы в своей коммерческой области. Однажды я поручился за него, уверив его нового начальника в том, что господин К. продержится долго, получи он эту вакансию. Господин К. продержался 6 лет. Я в него «верил». Поэтому он оставался там так долго.

Господин К. был сиротой. Однажды его усыновили. Его детство прошло безрадостно. Жену он себе не нашел. В какой-то момент он выяснил, где живет его настоящая мать. Встреча с ней прошла так же, как проходила вся его жизнь. На ее похоронах он разразился смехом. С каким удовольствием я с ним поработал! Он ничего не знал об орле внутри себя.

Мир по ту сторону «куриного двора»

Ежегодно 58 000 жителей ЕС кончают жизнь самоубийством. Количество попыток суицида превышает совершенные примерно в десять раз.

Ежегодно 18,4 миллиона человек в возрасте от 18 до 65 лет в границах ЕС страдают от депрессий[6]. Эти числа меня потрясают. В каком же мире мы живем!

Мы живем во время, когда страх стал чувством, определяющим жизнь. Я имею в виду страх перед масштабами собственной души, страх перед другими людьми, перед миром, в котором мы живем. Это касается не только наших широт, но и всего мира. И причина не только лишь в экономических кризисах. Мы знаем об этом не только из книг или СМИ. Каждый, кто проводит терапию или консультации, или остался открытым к бедам современности, знает об этом.

Страх среди людей настолько же велик, насколько сильна нехватка смысла. А смысла не хватает, потому что так мало в жизни того, за что можно держаться, потому что поиск смысла усложнился из-за запутанности жизни и кажущихся скрытыми путей к нему. Поскольку пути к смыслу представляются такими скрытыми, страх среди нас настолько силен, а чувство идентичности настолько слабо. Есть ли реальные основания для этого процесса?

Никогда еще люди не испытывали таких разнообразных перемен, как сейчас. Изменения приносят как радость, так и отчаяние. Мы свидетели стремительного технологического развития, всеобъемлющего превращения общества в информационное, интернационализации жизни, радикальных перемен в мире экономики и занятости, огромного разнообразия мировоззрений.

Эти и другие процессы являются совершенно новым вызовом человеку. Нужно заново осмыслить жизнь и заново к ней приспособиться. 11 сентября 2001 года – день, когда рухнули башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке – изменил представления о жизни людей на всей планете. Перемены для многих людей означали то, что они перестали понимать, кто они и какой смысл имеет жизнь, что они больше не знают, что они чувствуют и где их место в жизни. Они больше не разбираются в собственной жизни, не говоря уже о мире. Эти процессы поднимают глубокие вопросы, такие как: куда все «это» ведет? На что я могу положиться? Каковы законы в этом новом мире? Кто я «на самом деле»? Как мне остаться здоровым? Какой жизнью я был бы доволен, и какая имела бы смысл?

Проблема нашего времени состоит не в недостатке ценностей и смысла, а в недостатке доступа к ценностям и смыслу. Они будто скрыты, спрятаны от многих наших современников. Но они открываются в той мере, в которой их открывает дух. Поэтому столкновение с духовным измерением и с коренящимися в нем силами ценностей является необходимой задачей нашего времени. Что конкретно это значит? Развитие личности, которое одновременно является предпосылкой для поиска смысла и возможностью для предотвращения расстройств. Эта задача стоит перед теми, кто теоретически и практически занимается благополучием человека. Она стоит не только перед врачами и психологами, но перед всеми, кто сопровождает людей или руководит ими. Я хотел бы относиться к этим людям.

Страдания от болезней – экзистенциальные страдания

Психиатр и теолог Манфред Лютц в предисловии к книге Георга Псота «Широкий горизонт души» относит «к компетентному обращению с темой (психических заболеваний) знание о том, что возросло не столько количество тяжелых психических заболеваний, сколько тенденция нашего общества превозносить жизненные проблемы до уровня психических болезней».

Лютц иллюстрирует свое высказывание ярким примером: «Если женщину резко бросает мужчина, это может ее сильно потрясти, и иногда это хуже, чем глубокая депрессия, но это не болезнь, а здоровая реакция на ужасную ситуацию»[7]. Здесь, как и во многих других случаях, мы говорим о жизненной ситуации, не о проблеме болезни. Еще философ и психиатр Карл Ясперс говорил, что недопустимо приравнивать все человеческие беды к душевным заболеваниям. Нужно различать страдания от болезни и экзистенциальные страдания. Виктор Франкл выразил мысль, которая имела для меня лично большое значение: «Нужно, чтобы было что-то, что предупреждало бы поход человека к психиатру». (Мне жаль, что я не смог найти доказательство этой фразы ни в одной из книг Франкла. Но он сказал ее мне! Я вижу, как Франкл ходит передо мной в своей квартире. Он сказал эти слова как бы между прочим.)