Еще хотелось бы напомнить, что сны – это образные выражения живых жизненных структур. Что это означает? Вы затрагиваете один из фрагментов сна, тем самым касаясь какого-то живого органа, с которым он связан, и работаете с ним.
Слушатель: Чем отличается работа с обычными снами от работы с архетипическими снами?
Архетипический сон отличается особым уровнем энергетики, которая от него исходит. Но сон, который затрагивает обыденные вещи, как бы требует того, чтобы его внедрили в обычную жизнь. Скажем, вам приснился родственник, с которым вы чем-то или каким-то образом связаны. Вам придется поговорить о разного рода отношениях с ним и послушать, что же скажет бессознательное. Возможно, в какой-то момент наступит глубокое разочарование.
Но в то же время я должен сам себе возразить. Как раз сейчас мне приходят на ум сны, сообщающие следующее: сновидец рассказывает о сне, в котором он едет на машине. Он представляет, что сидит рядом с водителем или на заднем сидении, или вообще в багажнике.
Вопрос, который я задал в связи с этими явлениями: «Вы правда не управляете своим дизелем, автомобилем жизни?».
И тут вдруг клиент понял, что за рулем его жизни сидит кто-то другой. Когда подошло время, клиент «созрел» – для него это было большое потрясение.
За рулем твоей жизни может быть кто угодно: мать, отец, брат, сестра, знакомые и т. д., и это может оказаться опасным.
Сны с так называемым бытовым материалом часто имеют своего рода лестницу, которая ведет глубоко вниз. А куда, заранее мы знать не можем.
Слушатель: В части бессознательного сновидений есть ли какие-то творческие процессы в виде рисования, писания и т. д.?
В анализе снов есть творческий процесс – это активное воображение. Выбирая какую-нибудь фигуру (образ) из своих фантазий или снов и полностью осознавая, что я делаю, я вступаю с ним в активный диалог. Такой подход был предложен К. Г. Юнгом в период кризиса. Данный аспект можно увидеть в его «Красной книге». Решающим фактором здесь является умение задержать свое сознание, зацепить его. Это делается иначе, чем в других практиках и медитациях. Учитывая, что бессознательное полностью автономно, в этот момент и начинается процесс творческого взаимодействия сознательного и бессознательного. Активному воображению можно научиться на семинаре или во время индивидуального анализа. Это очень полезный и творческий метод работы со своими снами и со снами клиентов. Но этот процесс не единственный. Как мне представляется, сама запись снов – это уже творческий процесс.
Во время работы со снами происходит именно творческий процесс. По мере его развития все время появляется что-то новое и новое. Как пример можно использовать образы из любых сказок. В сказках герой часто получает клубок, который катится перед ним, раскручивается и приводит к чему-то новому.
Можно привести некоторые примеры, которые приводились раньше (утром). Там говорилось о том, что кто-то приходил в соприкосновение с сознанием, и от этого соприкосновения возникали сны или фантазии.
Самое главное – задавать своим клиентам следующий вопрос: Какая творческая деятельность помогает вам выражать свои образы, символы (самовыражаться), т. е. выражать взаимодействие сознательного с бессознательным?
Ведь многие выходят из школы с комплексом учителя рисования и черчения. Они говорят, что рисовать не умеют, поскольку думают, будто мы хотим, чтобы они рисовали как художники.
Однако, если вы рисуете на сеансе психотерапии или при работе с собственными снами, от вас не требуется никаких особых навыков. Мы просто требуем оформления процесса взаимодействия сознания и бессознательного.
Слушатель: Какие встречаются рисунки?
Многие рисуют людей штрихами (и дети, и взрослые), и у нарисованного человека нет рук или есть ноги, но нет ступней. Это говорит о том, что у человека нет той способности, которую символизирует данная часть тела.
Или другой пример, который может привести к травматичным последствиям. Люди, впавшие в психоз, часто рисуют глаза без зрачков. Глаза без зрачков или с очень маленькими зрачками показывают нам, что у человека психоз. Глаза являются символом сознания. Если глаза пустые, сознание отсутствует. Поэтому нужно внимательно смотреть, как нарисованы человечки.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Вы понимаете, мой мальчик? (фр.).
2
Вы понимаете, черт вас дери (фр.).
3
Толстой Л. Н. Война и мир. Т. 4. Ч. 3.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги