Книга МУЗЫКА И ПРАВО. Монография - читать онлайн бесплатно, автор Лариса Геннадьевна Свечникова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
МУЗЫКА И ПРАВО. Монография
МУЗЫКА И ПРАВО. Монография
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

МУЗЫКА И ПРАВО. Монография

Как произошло становление российского музыкального профессионального образования, и какую роль при этом играло законодательство мы с вами и рассмотрим в представленном исследовании.

II. МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ


XVIII—XIX вв.

Основы официального регулирования музыкального образования и исполнительского искусства в России лежат в XVIII веке, характеризующемся большими изменениями в культурной области жизни. Домашнее музицирование становится неотъемлемой частью жизни высшего общества, считаясь «хорошим тоном». Помещики открывают домашние театры, где поют и играют крепостные, некоторых из которых специально отправляли учиться игре на музыкальных инструментах, пению. Во второй половине столетия в крупных учебных заведениях начинается преподавание музыки. Так, в 1757 году в Санкт-Петербурге была открыта Академия художеств40, в которой предусматривались и музыкальные классы. По штату Академии, утвержденному в 1802 году, учителя музыки получали 790 рублей в год41. Отметим, что музыка, как в Академии, так и в двух кадетских корпусах, в Московском университете, в Обществе благородных девиц (Смольном институте) преподавалась как самостоятельная дисциплина.

В домах лиц «благородного происхождения» основы музыкального образования дети получали под руководством приглашенных гувернеров и музыкантов, играющих в большей степени на клавесинах и клавикордах.

Но впервые в официальных документах музыканты и певчие упоминаются в указе 1685 года42, согласно которому руководители государевых хоров, так называемые «верховые уставщики певчие» могли брать в «служивую» кабалу вольных людей для своего хора. Так шел набор молодых певчих, который служили в хоре при царском дворе. Служивая кабала, как юридический акт, подразумевала службу набранных певчих до смерти господина.


Придворные хоры, а с 1763 года – капеллы, формировались из холопов, вольных людей, обладающих музыкально-вокалическими способностями. А в 1738 году, в период правления Анны Иоанновны, в Малороссии началось профессиональное обучение певческому и исполнительскому искусству43.


Именной, данный из Кабинета Ея Величества Гвардии Майору Шипову

«Об учреждении в Малороссии школы пения и

инструментальной музыки»

14 сентября 1738 г.


…Из упомянутых певчих оставить одного регента, который бы в пении четверо-голосном и партесном был совершенно искусен, и учредить небольшую школу, в которую набирать со всей Малой России из церковниковых, також из казачьих и мещанских детей и из прочих, и содержать всегда в той школе до 20 человек, выбирая, чтобы самые лучшие голоса были, и велеть их оному регенту обучать Киевского, також и партесного пения44, а притом сыскав искусных мастеров, из иностранных и из Малороссийских, и велеть из оных же учеников обучать и струнной музыке, а именно на скрипице, на гуслях и на бандоре45, дабы могли на оных инструментах с нот играть, и которые пению, також и на струнной музыке обучены будут, из тех по вся годы лучших присылать ко Двору нашему человек по 10, а на те места паки вновь набирать, и пока те учителя тамо в школе обучать будут, давать им надлежащее жалованье, а ученикам определить на пропитание и платье и обувь, сколько потребно…

Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. Т.Х. №7656.


О привилегированном положении музыкантов и певчих в первой половине XVIII века свидетельствует и указ Елизаветы Петровны 1749 года, согласно которому не только придворные певчие, но и их родственники, в том числе родители, братья и сестры, живущие в Малороссии, освобождались от всех без исключения податей, служб и постоя46.


В 1806 году вокальные и музыкальные классы, которые к тому времени располагались в Харькове, в гимназии, были упразднены47. Но придворная капелла продолжала существовать, получив с 1763 года статус Императорской.


Деятельность Императорской капеллы в дальнейшем регулировалась многими нормативными актами. Так, только в 1830 году их вышло три: о пенсионном обеспечении придворных певчих, срок службы которых начал исчисляться со времени их определения в малолетние певчие при капелле48; о приравнивании учителей пения и певчих придворной капеллы к знаку отличия беспорочной службы наравне с классными чиновниками гражданского ведомства49; о неприеме в придворные певчие лиц, круг которых был очерчен указом 14 октября 1827 года50.

Именной, объявленный Обер-Гофмаршалу НарышкинуМинистром Императорского Двора«О непринимании в Придворные певчие из званий,воспрещенных Высочайше утвержденным положением14 Октября 1827 г.»29 декабря 1830 г.

Государю Императору благоугодно было мне повелеть, что как Высочайше утвержденным положением 14 Октября 1827 года воспрещено принимать в Государственную службу и определять к каким либо местам: 1) купцов 2 и 3 гильдии и детей их, 2) вольноотпущенных и детей их, 3) мещан и вообще людей, принадлежащих в податным состояниям, 4) иностранцев, 5) отставленных от военной службы нижними чинами не дворян и детей их: то за сим отныне впредь не принимать никого из означенных званий и в Придворные певчие, разве только по совершенно-отличному голосу, но таковых наперед всегда представлять лично на смотр в Его Императорскому Величеству

Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т.V. №4225


Что касается производства придворных певчих в придворные чины, то этому посвящен ряд указов 1831, 1833 – 1837, 1848 гг. В 1852 году все предыдущие указы были обобщены в едином, «Правилах о производстве в классные чины официантов, певчих и других лиц Министерства Императорского Двора».

В указе, в частности отмечалось: «§9. Большие Придворные Певчие производятся в двенадцатый класс, …по выслуге Большого Певчего десяти лет; в следующие чины, но не далее десятого класса включительно, производятся они на основании общих правил, для гражданских чиновников 5 разряда установленных, а по достижении девятого класса, могут переходить в гражданскую службу. §10. Увольнение от службы из Придворной певческой капелли Большие Певчие, по болезненным припадкам, прежде истечения десятилетнего срока, и малолетние, за спадением с голосов, получают чин четырнадцатого класса, по прослужении в капелли: первые – шесть, а последние – десяти лет. §11. Малолетние певчие, увольняемые из капелли за спадением с голосов, могут быть принимаемы в гражданскую службу во все ведомства, и по вступлении в оную, те из них, кои по происхождению своему имеют на то право, распределяются в разряды по установленным общим правилам… Большие же Певчие, в случае увольнения из капелли до получения ими чина, принимаются в гражданскую службу только те, кои, по происхождению, имеют право на вступление в оную. §12. Увольняемые из певческой капелли как большие, так и малолетние придворные певчии не иначе могут поступать в гражданскую службу, как по выдержании установленного общего испытания, которому в таком случае подвергаются и учителя капелли, если они из певчих»51.

Последующие законодательные акты касались порядка производства в чины малолетних певчих, которые увольнялись до истечения десятилетнего срока из придворного хора52, а также их прав при увольнении53.

Певчие, как профессиональные певцы, были задействованы и в сценическом искусстве Российской империи. Так, при создании Русского театра в 1756 году актеров набирали «из обучающихся певчих»54. В 1773 году указом императрицы Екатерины II в Санкт-Петербурге для Русского театра было построено здание55, отданное во второй половине XIX века под здание консерватории. Отметим, однако, что основной состав оперных певцов и музыкантов набирался из французов и итальянцев; итальянская опера очень ценилась в России, а своих профессиональных певцов, композиторов и исполнителей было недостаточно.

О главенствующем положении иностранцев в развитии музыкального искусства в России свидетельствует ряд указов. Так, в 1762 году «вольному комедианту иноземцу Иоганну Нейгофу с женой Иоганою Элеонорою дозволить как в С. Петербурге, так и в Москве, Риге и Ревеле содержать вольные комедии своим коштом, и подлежащих к тому потребное число людей выписать»56.

В 1766 году выходит два указа: первый – о содержании «Итальянского, Французского и Русского Театров, и Камер и бальной музыки»57; второй – о штате содержания театральный трупп: русской итальянской и французской58. Последний для нас представляет интерес, так как в книге штатов, выписку из которой мы сейчас представим, указаны не только актеры, но и оперные певцы, «сочинители балетной музыки», музыканты с перечнем используемых музыкальных инструментов:



Представленная выдержка из штатов хорошо показывает, какие инструменты, и какие музыкальные направления были востребованы во второй половине XVIII века. Иностранная музыкальная культура все больше продолжала проникать в жизнь русского общества. В 1770 году в Санкт-Петербурге был открыт еще один французский театр59.

Государственное регулирование «театральными зрелищами и музыкою» было установлено в указе 1783 года60. Приведем его текст с небольшими изъятиями:


Именной, данный Действительному Тайному Советнику Олсуфьеву

«Об учреждении особого Комитета для управления

театральными зрелищами и музыкою»

12 июля 1783 г.


…1. Для управления различными зрелищами и музыкою, со всеми потребными людьми, составить особый Комитет или собрание, под председанием вашим, в котором присутствовать Генерал-Поручику Меллесино, Камергерам Дивову и Князю Голицину, Генерал-Майору Соймонову и Камер-Юнкеру Мятлеву…

2. На содержание всех зрелищ и музык для Двора Нашего и для публики отпускать из Кабинета ежегодно по 174.000 рублей в два срока, и именно в Генваре и в Июле месяцах.

3. Из сей суммы имеют содержаны быть: 1) Певцы Итальянские для концертов при дворе Нашем и для большой оперы; 2) Театр Российский; 3) Опера Комическая Итальянская; 4) театр Французский; 5) театр Немецкий; 6) балеты; 7) оркестр, как для концертов при Дворе, так и для всех означенных зрелищ достаточный, и наконец 8) все вообще для того потребные люди и вещи.

4. К каждому театру определяется по одному Инспектору или Надзирателю…

7. Буде последует от Нас повеление о принятии какого либо певца или актера, или музыканта, или танцовщика на службу, в таком случае онаго тотчас на вакансию помещать; но ежели сумма штатная вся в расходе, то испрашивать докладом от Комитета суммы на таковой сверхштатный расход…

10. Выписывание певцов, музыкантов, актеров и танцовщиков, производится Директором с согласия Комитета, посредством переписки с Российско-Императорскими Министрами и другими поверенными людьми в чужих краях, которые к сем деле, яко касающемся до службы Двора Нашего, обязаны делать всякое пособие.

11. Приезжающие сами собою добровольно могут приняты быть в службу, буде есть место, таланту их сходственное, и буде они окажутся надобны; но не прежде, покуда они пред Двором и публикою опыты искусства своего окажут, по предварительному испытанию или пробе в зале театральной Дирекции, в присутствии Комитета и Директора.

16. Под ведением Комитета и Директора иметь школу, в которой России обоего пола должны учиться и приуготовляемы быть к театру Российскому, к музыке, к танцованию и к разным мастерствам при театрах необходимо нужным. В сем заведении надлежит иметь предметом, чтобы не только свой театр из них наполнять, но дабы со временем достигнуть во всех мастерствах по театрам нужных, замены иностранцев своими природными.

17. Комитет и Директор обязаны относительно Двора Нашего: 1. Всякую неделю однажды или дважды в означенный день… дать концерт при дворце. 5. После четырех праздников Наших, також в новый год и в карнавал на масляной, дать по одному спектаклю большому, без платежа на большом городском театре; чего ради Капельмейстер обязан стараться, чтобы к тем дням изготовлены были пристойные зрелища, полагая по крайней мере на всякий год по одной или по две оперы новых серьезных, и по две новых оперы комических с балетами.

18. Впрочем, кроме вышеописанных придворных зрелищ, давать для публики оные за деньги в городских театрах.

29. Для больших опер, а в случае надобности и для комических, тоже и для концертов при Дворе, певчих или хористов заимствовать из Придворной церковной музыки.

30. …те из певчих, кои отменную способность, охоту и прилежание окажут в музыке, так оной обучаемы были, чтобы в случае надобности можно было их употребить в операх, особливо же когда Российские умножатся.

32. Российский театр нужно, чтобы был не для одних комедий и трагедий, но и для опер.

33. Для ободрения талантов, паче же в природных авторов и актеров, дозволяется… давать в пользу их бенефиции или зрелища, а именно: 1) для сочинителей комедий, трагедий и опер, коих труды приобрели в публике хвалу и удовольствие; 2) Капельмейстеров или сочинителей музыки за такие же успехи…

34. Для приобретения лучших успехов в театре и музыке, позволяется актеров, музыкантов и танцовщиков Российских посылать в чужие края, определяя им деньги на проезд содержание из экономической или остаточной суммы, по рассмотрению Директора и по согласию на то Комитета.

35. Долговременно в театрах, також в балетах и музыке служившие, кои не будут в состоянии продолжать далее труды их, могут ожидать пенсии с соблюдением однако же: 1) что никому пенсия не может быть дана иначе, как по выслужении прилежном и безотлучном, в совершенной исправности и послушании, десяти-летнего времени; 2) природные Российские долженствуют пользоваться в том преимуществом пред иностранными; 3) пенсии таковые могут определяемы быть, начиная с самого меньшего числа, даже до половины оклада для Российский, и до третьей части оного для иностранных…

Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. Т. XXI. №15783.


Император Павел I одним из своих первых указов 1796 года распустил французскую театральную группу, сделав упор на итальянских певцов и музыкантов: «Стараться составить наилучшим образом оперу Итальянскую, так, чтобы актеров хороших в ней было достаточно… певцы и певицы для стола и концертов, тоже балеты и наконец, театр Российский». При этом упор делался и на формирование собственных, русских исполнителей: «своих собственных актеров, танцовщиков и музыкантов заводить»61. Однако через полгода выходит другой указ, в соответствии с которым в придворный театр снова была выписана французская труппа62.

Часть денег, выручаемых от концертов, поступали в благотворительные заведения, находящиеся под попечительством императрицы Марии Федоровны63. Указом от 22 февраля 1798 года десятая часть средств, вырученных от концертов, поступало в казну благотворительного дома64.

Благотворительную цель вначале играло и основанное в 1802 году в Санкт-Петербурге Филармоническое общество. Вначале оно носило название «Касса музыкантских вдов», целью которой было «посредством сборов с нескольких ежегодно даваемых Императорской капеллой ораторий составить капитал, с процентов которого можно было бы выдавать ежегодные пенсии вдовам членов Общества»65. Однако говорить только о филантропическом направлении деятельности общества было бы не совсем правильно. В течение многих десятилетий Филантропическое общество знакомило публику с серьезными произведениями, в первую очередь Йозефа Гайдна, «Сотворение мира» которого неоднократно исполнялось в его стенах. Исследователи отмечают, что общество было основано, в том числе, и в честь этого композитора66. Помимо сочинений Гайдна неоднократно исполнялись произведения Бетховена, Моцарта. Отметим, что первое исполнение «Missa solemnis» (D-dur) Л. Бетховена произошло в 1824 году именно в Филармоническом обществе67.

Через три года после образования Общества, в 1805 году его устав был утвержден Санкт-Петербургским губернским правлением, и общество приобрело свое новое название – «Филармоническое»68.

УСТАВ

Вдовьей и сиротской кассы Филармонического общества,

учрежденного с Высочайшего соизволения в 1802 году

в Санкт-Петербурге


Общество музыкантов, составляющих здешнюю придворную Капеллу, решилось составить между собой Кассу, из которой бы по смерти их оставшимся их вдовам и сиротам делаемо было на необходимые нужды вспомоществование.

Чтобы надежнее достигнуть сей важной и благодетельной цели, по основательном рассмотрении вышеозначенное общество положило нижеследующие Статьи Устава сего нового заведения.

1. Участники сего заведения по правилу должны быть действительно Члены составляющие придворную Капеллу. Однако ни один из членов оной Капеллы не принуждаем быть в нем участником, но вступление в общество совершенно зависит от произвола.

2. Члены Императорской придворной Капеллы избирают между собою пятерых Директоров, попечению коих препоручаются все дела, могущие встретиться по сему заведению. Оные Директоры чрез каждые три года переменяются, при сложении должностей своих обязаны они дать отчет о своем управлении. Всякий выбывающий Директор может и в последующие три года опять быть избран.

3. Представляется на волю каждому Директору оставить свою должность, когда он заблагорассудит, представя для сего достаточные причины. На место выбывшего Директора тотчас на текущие три года избирается новый по большинству голосов.

5. Всякий, кто желает быть принят в члены, должен о том просить Дирекцию письмом; после сего прием делается в общество по большинству голосов.

6. Представляется на волю каждому новому Члену, вступить в первый, второй и третий Класс сего заведения. В первом Классе каждый участник, при его приеме, платит пятнадцать рублей, во втором десять, а в третьем пять рублей.

8. Вдова Члена первого Класса получает ежегодно триста рублей, второго Класса двести рублей, а третьего Класса сто рублей пансиону. Суммы сия могут в последствии времени умножиться, смотря по положению Кассы и усмотрению Дирекции.

13. Капитал сей вдовьей Кассы, будет помещен в Государственном банке и следовательно совершенно в сохранности. Члены сего общества не должны требовать из Кассы денег для каких либо дальновидных и опасных Спекуляций, и совершенно предоставить употребление оных рачению Директоров и ожидать пользы от их предосторожности.

20. Каждый член сего заведения, должен быть по крайней мере год Членом во оном, чтобы по смерти его вдова могла иметь право на получение пенсиона, равно как и вдова музыканта не может иметь в том пенсионе участия, если она по крайней мере не была год замужем за Членом.

23. Каждая вдова Члена сего Общества начинает получать причитающийся ей пенсион со дня смерти мужа ее69.


1808 году именным указом Санкт-Петербургского губернатора обществу было разрешено иметь свою печать70. Этот первый шаг создания музыкального сообщества повлек за собой создание других объединений с целью пропаганды отечественной музыки и отечественных исполнителей; учреждение профессиональных обществ и учебных заведений.

Так, в 1842 году аналогичное общество под непосредственным покровительством Новороссийского и Бессарабского Генерал-Губернатора было создано в Одессе с целью «распространения вкуса к классической музыке и вспомоществования семействам артистов, принадлежащих в сему обществу»71.

В Санкт-Петербурге стараниями членов общества за 115-летний период его существования (1802—1917 гг.) было организовано 204 концерта, на которых прозвучали произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Вебера, Берлиоза, Листа, Вагнера, Глинки и других выдающихся исполнителей72. В 1844 году императором утверждается его новый Устав73. В нем особо подчеркивалось, что общество имеет целью «распространение вкуса к классической музыке и вспомоществование семействам артистов, принадлежащих к сему обществу». В первую очередь это касалось вдов и детей умерших музыкантов. В 1859 году был утвержден новый устав Филармонического общества Санкт-Петербурга74, связанный с именем его директора и вдохновителя Евгения Альбрехта, выведшего общество на новый, более высокий, виток.

Еще один устав был утвержден в 1865 году75, ужесточив условия выплат пенсий вдовам и сиротам музыкантов – членов Общества. Как указывает Б. Березовский, все это стало следствием потерей лидерства в осуществлении концертной деятельности, что привело к ухудшению финансового положения Филармонического общества76. Как будет видно далее, в 1860-х гг. в Санкт-Петербурге возникли новые концертные общества, а также Русское музыкальное общество, на базе которого в дальнейшем возникла система музыкального образования.

Что касается Филармонического общества, то еще один его устав был принят и утвержден в 1901 году, перед празднованием 100-летнего юбилея.

УСТАВ


основанного в 1802 г. Филармонического общества в С.-Петербурге

13 июля 1901 г.


I. Цель, права и обязанности Общества

1. С.-Петербургское филармоническое Общество имеет целью:

а) развитие в публике интереса к древней и новейшей классической музыке и

б) вспомоществование из средств Общества вдовам и сиротам артистов, бывших действительными членами Общества.

2. Для достижения означенной цели Общество устраивает, как домашние, так и публичные концерты, квартетные собрания, публичные чтения и лекции о музыке и оперные представления.

3. Концерты, если они ограничиваются исполнением музыкальных пьес, изданных с надлежащего разрешения, могут быть устраиваемы без предварительного разрешения, но если предполагается исполнение произведений не изданных в печати, то таковые должны быть представлены предварительно на рассмотрение местного цензурного учреждения.

6. Филармоническое Общество состоит из членов: почетных и действительных.

8. Действительными членами Общества могут быть только артисты оркестров Императорских С.-Петербургских театров.

9. Почетные члены не пользуются никакими другими правами, кроме бесплатного входа на все концерты, оперные преставления, лекции о музыке и другие увеселения, устраиваемые Обществом.

10. число членов Общества вообще не ограничено; но число действительных членов должно сообразовываться с величиной капитала Общества с таким расчетом, чтобы на каждые 1200 рублей неприкосновенного капитала приходилось не более одного действительного члена.

11. Лицо, желающее поступить в число действительных членов Общества, подает о том прошение Правлению, Правление по рассмотрению прав просителя на поступление в члены Общества доводит о том до сведения Общего Собрания. Проситель баллотируется засим в Общем Собрании Общества и считается принятым в кандидаты, если при баллотировании получит большинство голосов. Кандидаты вносятся в особый список в порядке поступления от них прошений. В этом же порядке кандидаты принимаются в действительные члены Общества, по мере увеличения капитала его.

14. Лица, имеющие более 40 лет от роду, равно как и лица, отказавшиеся когда либо, без уважительных причин, в своих услугах Обществу, не могут быть приняты в число членов его.

23. Каждый член Общества обязан, по назначению Правления участвовать в устраиваемых Обществом концертах, оперных представлениях и т.п., а также наблюдать за кассой по продаже билетов и афиш служащими и т. п.

V. О пенсиях

78. Правом на пенсию из сумм Общества пользуются вдова и сироты умершего действительного члена, пробывшего в сем звании не менее 10 лет.

79. Вдове и сиротам действительного члена, пробывшего в сем звании менее 10 лет, пенсия не выдается, но им возвращаются все взносы, сделанные покойным при жизни, без процентов.

82. Кроме вдовы и сирот действительного члена, никто из родственников его не имеет права на пенсию и на возврат сделанных покойным взносов.

83. Вдова члена Общества получает следующую ей пенсию до своей смерти или вторичного замужества.

84. Сироты действительного члена Общества в случае смерти или вторичного выхода замуж их матерей продолжают получать полностью ее пенсию до достижения ими 19 летнего возраста. Пенсия сия должна быть обязательно обращаемы на их содержание и воспитание77.