Книга МУЗЫКА И ПРАВО. Монография - читать онлайн бесплатно, автор Лариса Геннадьевна Свечникова. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
МУЗЫКА И ПРАВО. Монография
МУЗЫКА И ПРАВО. Монография
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

МУЗЫКА И ПРАВО. Монография


В первой четверти XIX века в России получило распространение преподавание игры на фортепиано, которая вначале была востребована в дворянских кругах, а затем в среде городской интеллигенции. Кроме этого, как нами уже было сказано, фортепианные (клавикордные) классы были созданы в ряде высших учебных заведений: в Московском университете, Академии художеств, Казанском, Харьковском и Петербургском университетах, Смольном институте благородных девиц и ряде других.

Как указывают исследователи, усиление профессиональной направленности музыкального образования происходило по мере проникновения в Россию западноевропейской светской музыкальной традиции, фактически положившей начало развитию в России музыкального образования светской ориентации, в то время как в предыдущие периоды господствующее положение занимало музыкальное образование религиозно-духовной ориентации. Особое значение для профессионализации музыкального образования светской ориентации имело развитие инструментального музицирования. Это было обусловлено тем, что игра на музыкальном инструменте требует более длительного формирования умений и навыков, чем любые формы вокально-хоровой деятельности. В результате содержание музыкально-образовательного процесса в области обучения игре на музыкальных инструментах (в первую очередь – клавишных как наиболее распространенных и универсальных) фактически становилось профессиональным, что явилось фактором повышения музыкальной культуры общества, с одной стороны, и ограничило распространение данного вида обучения в масштабе всего общества – с другой78.

Проблема музыкального образования в первой половине XIX века заключалось и в отсутствии теоретиков, так как мало было учить на слух произведения, нужно было знать и нотную грамоту. Так, основоположник русской классической музыки Михаил Иванович Глинка, помимо домашнего обучения, был вынужден уехать за границу, в Берлин, для более полного изучения нотной грамоты. Аналогично складывалось обучение и у других не менее известных композиторов: основоположника национального лирического романса Александра Александровича Алябьева и создателя русской романтической оперы Алексея Николаевича Верстовского.



Михаил Иванович Глинка


Все это приводило к мысли о создании в России профессионального музыкального образования, одним из первых которую высказал Фридрих Шольц, капельмейстер московского Большого театра. В 1819 году он составил записку о необходимости «заведения в Москве Музыкальной Консерватории», в которой доказывал, что «недостаток в хороших композиторах в нашем отечестве происходить единственно от неимения у нас удобного случая основательно изучать правила гармонии, без чего нельзя смело и свободно излагать свои мысли»79. Но этот проект в то время оказался преждевременным. Как указывает Н. Ф. Финдейзен, единственно, что удалось сделать Ф. Шольцу, так добиться разрешения открыть у себя на дому бесплатное преподавание «генерал-баса и композиции». Но так как это было сделано в год его смерти, начинание ничем не закончилось, но имя Фридриха Ефимовича Шольца осталось в истории русской музыкальной культуры как «пионера музыкального образования».

Исполнители и композиторы были вынуждены брать частные уроки или у приезжих зарубежных исполнителей и теоретиков, либо самим ездить за границу для обучения. Несмотря на это, во второй трети XIX века в России наблюдается оживление в сфере музыкальной культуры, начинают проходить концерты отечественных исполнителей, в числе которых следует отметить ежегодные Университетские, которые устраивались по воскресеньям (не менее 10 концертов в сезон) под названием «Музыкальных упражнений студентов Императорского С.-Петербургского Университета».

Большим событием в музыкальной жизни не только Санкт-Петербурга, но и всей страны стало учреждение в столице Симфонического общества80, с идеей учреждения которого выступили братья Михаил и Матвей Виельгорские и Антон Герке. Общество устраивало ежегодные симфонические и камерные концерты, которые имели огромный успех у публики.

Высочайше утвержденное положение Комитета Министров«О учреждении в С. Петербурге Симфонического Общества»21 января 1847 г.

Записка. С. Петербургский Военный Генерал-Губернатор сообщил мне на разрешение прошение Генерала от Инфантерии Шуберта, Генерал-Лейтенанта Зварковского, Действительного Статского Советника Шахматова и других, пользующихся известностью лиц, о дозволении учредить в здешней столице Симфоническое Общество, на основании прилагаемого при сем устава, для исполнения инструментальных и вокальных классических музыкальных произведений и доставления любителям случая упражняться в полифонической музыке…


Рассмотрев помянутый проект устава Симфонического Общества в С. Петербурге, я нахожу, что учреждение оного действительно может быть полезно для развития музыкальных дарований, и что постановляемые для того правила не заключают в себе ничего противного общественному порядку и частным пользам…

Устав Симфонического Общества в С. Петербурге

1. Цель Общества: а) Исполнение классических произведений, сочиненных преимущественно для большого оркестра, как то симфоний, увертюр и проч., а равно и таких пьес, которые требуют участия многих инструментов и которых исполнение затруднено обыкновенными средствами. б) Доставление любителям музыки случая упражняться в полифонической музыке, и в) Исполнение, если возможно, больших ансамблей вокальной музыки, с сопровождением оркестра.

2. Общество состоит из членов исполнителей, участвующих в оркестре, и членов слушателей.

3. Число членов неопределенное.

4. Члены избирают между собой, по большинству голосов. Пять Директоров, которые составляют Комитет, уполномоченный заведовать как искусственною, так и хозяйственною частями Общества…

5. От Директоров зависит выбор разыгрываемых пьес, составление программы каждого вечера, размещение оркестра и проч.

7. Директоры уполномочены принимать в Общество любителей или артистов без платы, если они возьмут на себя обязанность, из любви к искусству, в свободное от должности время, участвовать в музыкальных вечерах Общества, и если участие их в оркестре может споспешествовать изящному исполнению разыгрываемых средств.

8. Директора озабочиваются приисканием искусных артистов, необходимых для исполнения некоторых партий в оркестре, и по взаимном соглашении назначают им приличную плату из кассы Общества.

10. Директоры распоряжаются приобретением, сообразно средствам Общества, необходимых нот и дублированием потребного числа партий, которых полагается иметь для первых и вторых скрипок по 7, альтов 4, а басов 6 экземпляров.

12. Для управления оркестром приглашается, по усмотрению Директоров, опытный музыкант из артистов.

14. Каждый из членов вносит в кассу Общества по 15 руб. серебром и получает от Директора билет на все продолжение музыкальных вечеров в течение зимы.

15. Членам, по желанию, выдаются билеты для дам. За каждый из таких билетов, доставляющий доступ к музыкальным вечерам, на всю зиму, одной даме, вносится по 5 руб. серебром.

Примечание. Билеты для членов (голубого), а для дам (розового цвета), должны быть предъявляемы у входа…

16. Сверх того каждый из членов получает от Директоров бесплатно по 5 билетов для посетителей мужского пола.

18. Каждый член имеет право, предуведомив о том Директоров и получив их согласие, ввести артиста, для принятия безвозмездно участия в оркестре.

19 Музыкальные вечера продолжаются по возможности с Октября до начатия Великого Поста, еженедельно от 8 до 11 часов.

20. На музыкальных вечерах допускается исполнение членами Общества не более одного соло в вечер, причем избираются преимущественно пьесы, требующие сопровождения полного оркестра…

Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. XXII. №20831.


Симфоническое общество просуществовало недолго, его сменило в 1850 году Концертное Общество, основанное князем Алексеем Федоровичем Львовым, выдающимся русским скрипачом, дирижером и композитором. В 1833 году князь А.Ф.Львов получил широкую известность как автор музыки нового русского национального гимна. По отзывам современников, он виртуозно играл на скрипке, был одним из лучших русских скрипачей своего времени. Из-за своего служебного положения Львов не имел возможности выступать в публичных концертах, однако во время путешествий за границу он выступал перед широкой аудиторией. Здесь у него завязались дружеские отношения с Ф. Мендельсоном, Дж. Мейербером, Р. Шуманом. С 1835 года в доме А. Ф. Львова проходили еженедельные квартетные собрания. Широкую известность получили устраиваемые им симфонические концерты. Они и стали основой Концертного общества, деятельность которого сыграла значительную роль в развитии музыкальной культуры Санкт-Петербурга81.

Общество также давало ежегодные оркестровые концерты, под управлением К. Б. Шуберта. В программу каждого концерта обычно входили симфонии, увертюры и сольные выступления. Звучали произведения Гайдна, Бетховена, Моцарта, Мендельсона82. Здесь же были впервые исполнены увертюры М. А. Балакирева, симфония А. Г. Рубинштейна «Океан» и другие произведения русских композиторов.

Отдельно давались концерты для представителей высшего общества, в которое входили и охотно участвовали в числе зрителей и члены императорской фамилии. Ежегодно устраивались восемь концертов во время Великого поста в зале Придворной певческой капеллы. В 1850-х гг. вечера Концертного общества отличались серьезной программой и исполнением: оркестром руководил Людвиг Маурер, хором Певческой Капеллы управлял А. Львов; солистами могли быть только высокопрофессиональные музыканты, отбор которых производился на самом высшем уровне. Звучали произведения Мендельсона, Бетховена и другая серьезная классическая музыка.

В это же время, в конце 1850-х гг. дирекцией Императорских театров стали устраиваться симфонические концерты, под управлением К. Б. Шуберта и К. Н. Лядова, которые в дальнейшем приняли активное участие в учреждении Русского музыкального общества.

Нам сейчас, конечно, трудно представить, что положение профессиональных музыкантов в России в первой половине XIX века было достаточно тяжелым. Они не пользовались никакими правами, если не были приняты на службу в учебные заведения или императорские театры. Поэтому одной из целей создания нового музыкального общества было как раз «создание русского музыканта профессионального типа и тем навсегда освободить русскую музыкальную жизнь от зависимости от приезжих иностранцев»83.

О положении музыкантов в России хорошо сказано в статье А. Рубинштейна «О музыке в России»: «В России почти нет артистов-музыкантов в обыкновенном значении слова. Это происходит, конечно, от того, что Правительство наше не дает, покамест, музыкальному искусству тех же привилегий, которыми пользуются другие искусства, как-то: живопись, скульптура и проч., т.е. не дает тому, кто им занимается, звания художника»… «Многие из наших дилетантов, правда, хотят учиться, но могут ли они сделать это? Нет, потому что уроки музыки так дороги, что нужно быть богатым, чтобы брать их. Да это еще не все; главная причина, что нет русских учителей музыки и человек, не знающий по-французски и по-немецки, не может брать уроки, потому что быть только музыкантом – значит, для русского не иметь никакого звания. Отсюда происходит отсутствие русских музыкальных учителей. – Большая часть иностранных учителей, поселяясь в России на время, необходимое для обогащения, и желая как можно скорее заслужить расположение родителей, очень бегло проходит скучные основные правила музыки и старается только чтобы ученик выучил какую-нибудь модную пьесу, все же основные правила, без которых нельзя сделаться музыкантом, или пренебрегаются ими вовсе или изучение их продолжается самое короткое время… Грустно становится, когда видишь такой порядок в стране, где музыка могла бы достигнуть до высокой степени совершенства, потому что никто не станет спорить, что русский народ одарен несомненною способностью к этому искусству»84.

Русское музыкальное общество было создано в 1859 году на базе Симфонического общества85. Цель его создания была прописана в Уставе: «Развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России, и поощрение отечественных талантов»86. Главным инициатором и вдохновителем создания общества был Антон Григорьевич Рубинштейн, с именем которого связано развитие профессионального музыкального образования в Санкт-Петербурге, а в Москве – с именем его брата – Николая Григорьевича Рубинштейна. Братья Рубинштейн, определенно, сыграли огромную роль не только в становлении музыкального образования, но и просветительской деятельности. Будучи сами талантливыми пианистами, они не только пытались показать свое исполнительское искусство, но и сделали все возможное, чтобы талантливые русские исполнители, композиторы, вокалисты смогли получить достойное образование и работу, достойную для деятелей культуры.



За семь лет, с 1859 по 1866 год в программах русского музыкального общества прозвучало множество классических произведений: Бетховена, Глюка, Генделя, Баха, Моцарта, Мендельсона, Шумана, Листа, Шуберта, Вагнера. Большинство из них звучало в исполнении и под управлением А. Г. Рубинштейна. Как указывают исследователи, все эти сочинения российские любители музыки ранее могли изучать только по нотным изданиям87; и только со второй половины XIX века они могли услышать произведения «вживую».


Высочайше утвержденный Устав Русского Музыкального Общества

1 мая 1859 г.

§1. Цель Общества: Развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России, и поощрение отечественных талантов.

§2. Для достижения своих целей Общество:

а) Исполняет в возможном совершенстве лучшие произведения музыки инструментальной и вокальной, как то: симфонии, увертюры, квартеты, трио, оратории, мессы, кантаты и проч.

б) Доставляет отечественным композиторам возможность слышать свои произведения в исполнении.

в) Назначает конкурсы для музыкальных сочинений и отличившимся выдает золотые и серебряные медали, похвальные листы и денежные премии.

г) По мере развития своих средств, оказавшимся особенно способными как в музыкальном сочинении, так и в исполнении (в пении или игре на каком либо инструменте), Общество выдает денежные и другие премии, на свой счет печатает замечательнейшие музыкальные произведения Русских авторов, по взаимному с ними соглашению, посылает за границу для усовершенствования и проч.

§4. Членами Общества могут быть лица обоего пола. Число членов неограниченно.

§7. Члены Общества имеют право присутствовать в общем собрании с правом голоса, пользоваться музыкальной библиотекой и получаемыми в ней музыкальными журналами и газетами…

§11. Для управления оркестром и хорами, для выбора артистов, участвующих в исполнении, Комитет избирает опытного артиста, который имеет право голоса во всех собраниях Комитета.

Примечание. Если автор, представивший свое сочинение для исполнения в Обществе, пожелает им сам дирижировать, то это должно быть ему дозволено.

§12. Представление сочинений, представленных на соискание премий или на конкурс, а равно и для исполнения, присуждение премий исполнителям, составление программ для концертов, Комитет поручает Директору, избранному им для управления концертами, вместе с известными своими музыкальными познаниями лицами и, соображаясь с их заключениями, делает окончательные постановления.

Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. XXXIV. №34441.


В декабре 1859 года Русское музыкальное общество было принято под покровительство великой княгини Елены Павловны88, супруги великого князя Михаила Павловича, известной благотворительницы и покровительницы изящных искусств

В том же, 1859 году в Москве было открыто отделение Русского музыкального общества89, во главе которого стал Николай Григорьевич Рубинштейн, брат Антона Рубинштейна. Впоследствии на его базе была открыта Московская консерватория.

В следующем, 1860 г., в Петербурге по инициативе А. Рубинштейна открываются музыкальные классы. Это было следствием проводимой линии по организации музыкального образования в России. Обучение вначале было бесплатным, затем за чисто символическую плату в один рубль. Бесплатное было и преподавание: класс фортепиано вели Т. Лешетицкий и Ф. Бегров; скрипки – Г. Венявский, солист придворного оркестра; виолончель преподавал дирижер придворного оркестра К. Шуберт; хоровое пение – композитор и дирижер Итальянской оперы в Петербурге О. Дютш и русский композитор и дирижер Г. Ломакин. Они же составили и основное ядро будущей Петербургской консерватории, об открытии которой хлопотал Антон Рубинштейн90.

Так, в 1861 году в журнале «Век» выходит уже упомянутая нами его статья «О музыке в России»91, в которой он обосновал идею создания консерватории: «Консерватория даст русских учителей музыки, русских музыкантов для оркестра, русских певцов и певиц, которые будут трудиться так, как трудится человек, который видит в своем искусстве средство к существованию, право на общественное уважение, средство прославиться, средство совершенно предаться своему божественному призванию, как должен трудиться всякий уважающий себя и свое искусство». А. Рубинштейном особо подчеркивалось, что «желание учиться музыке очень развито, особенно в низшем кругу; доказательством этого служит то, что когда наше общество открыло бесплатные курсы, то к нам явилось столько кандидатов, что мы вынуждены были принять только треть».

Остаются актуальными его слова и о том, что «Музыкальное искусство, как и всякое другое, требует, чтобы тот, кто им занимается, приносил ему в жертву все свои мысли, все чувства, все время, все существо свое; только тому, кто таким образом всего себя посвящает этому искусству, оно иногда улыбается, позволяет разоблачать свои тайны, и тогда этот избранник получает право называться артистом и привилегию возвещать миру свое искусство – страшный удел, налагающий на артиста обязанность доставлять своим близким бесконечное наслаждение и дающий ему в вознаграждение за это только пальму мученика»92.

В марте 1861 года Антон Рубинштейн в «Докладе о необходимости открытия в Петербурге музыкального училища» указывал, что, несмотря на бесспорно сильные музыкальные способности русского народа, «все наши оркестры наполнены иностранцами, все преподаватели музыки у нас иностранцы»93.



Братья Николай Григорьевич и Антон Григорьевич Рубинштейн


Усилия подвижников-музыкантов во главе с А. Рубинштейном не прошли даром. В октябре 1861 года был утвержден Устав музыкального училища (Санкт-Петербургской консерватории) при Русском Музыкальном Обществе94, а в сентябре 1862 года состоялось торжественное открытие консерватории в Санкт-Петербурге. Действовала она на основании Устава музыкального училища, как вначале ее хотели назвать95.

Высочайше утвержденный Устав Музыкального Училищапри Русском Музыкальном Обществе17 октября 1861 г.

§1. При Русском Музыкальном Обществе учреждается Музыкальное Училище для обучения музыкальному искусству во всех его отраслях. Училище, наравне с Обществом, состоит под непосредственным покровительством Ее Императорского Высочества, Государыни Великой Княгини Елены Павловны.

§2. В Училище преподаются: пение, игра на фортепиано и на всех инструментах, входящих в состав оркестра, теория композиции и инструментовка, история музыки, эстетика и декламация. Сии предметы распределяются по классам; первый класс называется низшим, второй – средним и третий – высшим. Преподавание должно быть по возможности на Русском языке.

§3. Как по учебной, так и по хозяйственной части Училище руководствуется особыми инструкциями, составляемыми в Комитете Русского Музыкального Общества с утверждением Покровительницы оного.

§4. Училищем заведывает как по хозяйственной, так и по искусственной части Комитет Русского Музыкального Общества, непосредственное же заведывание Училищем поручается особому Директору, который должен быть непременно из артистов; он получает по сей должности определяемое Комитетом жалованье.

§5. Директор Училища избирается Комитетом Общества на три года и утверждается в сем звании Покровительницею Общества.

§6. На обязанности Директора Училища лежит: 1) избрание старших и младших преподавателей, которых он представляет на утверждение Комитета Общества; 2) наблюдение за преподаванием, приемом учащихся, переводом из курса в курс, одним словом за всем, что касается до учебной части; 3) распределение времени занятий в училище, и 4) удовлетворение материальным потребностям Училища по части учебной.

§7. Из старших преподавателей образуется Совет Училища, под председательством Директора.

§8. На Совет Училища возлагается решение всех вопросов относительно:

а) Распределения означенных в §2 предметов по классам.

б) Вообще распоряжений по учебной части.

§9. Поступать в Училище могут лица обоего пола всех сословий не моложе 14 лет, умеющие читать и писать и знающие первые четыре правила арифметики; сверх того требуется знание нот.

§10. Прием назначается раз в год.

§11. Все желающие поступить в Училище представляют метрические свидетельства, а те из лиц, которые принадлежат к податным сословиям, представляют сверх того увольнительные свидетельства от их обществ.

§12. Ученики, принадлежащие к податному сословию, во время обучения их в Училище, избавляются от рекрутской повинности.

§13. Полный курс, для поступающих в первый класс, продолжается не более шести лет; а годичный курс, за исключением вакационного времени, 101/2 месяцев.

§14. Каждый из обучающихся может посвятить себя изучению того или другого инструмента, или предмета предпочтительно, но во всяком случае обязан учиться хоровому пению, игре на фортепиано, истории и эстетике музыки.

§15. Комитет Русского Музыкального Общества озабочивается, чтобы учащиеся получали в Училище сверх музыкального образования, необходимые сведения в Русском языке, начальных основаниях истории и географии, и были бы достаточно ознакомлены с Русскою литературою.

§18. Окончившим курс производится особою Комиссией экзаменаторов публичное испытание по программе, утвержденной Комитетом Общества. Комиссия эта состоит из депутатов от Правительства, из Директоров Музыкального Общества, Директора и старших преподавателей Училища…

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Марр Н. Я. Яфетическая теория. Программа общего курса учения об языке. АзГИЗ: Баку, 1928. С.16—18.

2

См., например: Алпатов В. М.. История одного мифа: Марр и марризм. М., 1991; его же. Марксизм и марризм (заметки неисторика) // Восток. 1992. №3; его же. Актуально ли учение Марра? // Вопросы языкознания. М., 2006, №1; Васильков Я. В. Трагедия академика Марра//Христианский Восток. Новая серия. Т. 2 (VIII). СПб.; М., 2001; Илизаров Б. С. К истории дискуссии по вопросам языкознания в 1950 году // Новая и новейшая история. 2004. №5 и др.

3

Венгеров А. Б. Значение археологии и этнографии для юридической науки // Советское государство и право. 1983. №3; Венгеров А. Б. Этнография и науки о государстве и праве // Вестник АН СССР. 1984. №10; Косвен M. О. Очерки истории первобытной культуры. М. Изд-во АН СССР, 1957; Думанов Х. М., Першиц А. И. Мононорматика и начальное право // Государство и право. 2000. №1; Першиц А. И. Проблемы нормативной этнографии // Исследования по общей этнографии. М.: Наука, 1979.

4

Кочеткова В. И. Количественная характеристика изменчивости лобной доли эндокранов ископаемых гоминид. // Вестник Археологии. 1961. Вып.6. С.15; ее же. Эволюция специфически человеческих областей коры головного мозга гоминид // Вестник археологии. 1969. Вып.7. С.16; ее же. Палеоневрология. М.: МГУ, 1973. С.191—195, 202.