В книге кандидата филологических наук В.Н. Остапцевой решаются актуальные вопросы, связанные с содержанием и поэтикой русской литературы 30-х годов XIX века. Автор находит тот аспект изучения лирической прозы, который позволяет дифференцировать схожие понятия «лирического» и «поэтического», а также высветить одно из самых значимых свойств «лирического» — его духовную доминанту. Исследование основывается на обширном материале журналов и альманахов 30-х годов XIX века — прозаических произведений И.В. Киреевского, Н.В. Станкевича, Н.А. Полевого, Н.Ф. Павлова, А.Н. Муравьева, Е.А. Боратынского, И.И. Срезнев ского, Н.А. Мельгунова, В.П. Титова, С.П. Шевырева. По-новому представлена проза В.Ф. Одоевского и убедительно доказано, что лиризм присутствует в его произведениях разного типа; не холодный дидактизм — определяющая черта творческой личности Одоевского, но пламенный энтузиазм. На примере творчества М.Ю. Лермонтова прослежена эволюция его лиризма, которая определена как движение из замкнутого мира «эго» в мир внешний: человеческого общества, мира природы и, наконец, как прорыв к Богу. Динамичность, трудность этого прорыва Лермонтова составляет сущность его лиризма, который определяется как «лиризм высокого напряжения».