И помните, те, кто обладает даром медиумизма, не единственные члены общества, которые мошенничают. Давайте посмотрим этому вопросу прямо в лицо. Каждый служитель религии, который повторяет Апостольский Символ веры и все же не верит твердо в рождение Христа от чистой Девы, Его воскресение в Его естественном теле и Его вознесение на небеса в том же теле – это обман. Каждый врач, который наносит ненужный визит пациенту и берет за это плату, – обманщик; каждый адвокат, который принимает плату за то, чтобы предстать перед судом от имени клиента и не является, – обманщик. Мошенничество процветает в торговле, в судоходстве, в муниципалитетах и, конечно же, в некоторых правительствах христианских стран. Оно всегда возмутительно очевидно во время войны, когда строгий надзор приходится ослаблять; а в мирное время оно ограничивается только объемом осуществляемого надзора. Поэтому бесполезно говорить о мошенничестве так, как будто оно свойственно только медиумам.
Некоторые из худших мошенников, по моему мнению, это те, кто заявляет, что может рассказать нам, «как это делается», кто объясняет каждое проявление обычным жонглированием. За такими людьми нужно хорошо ухаживать. Становится прибыльной профессией писать книги, описывающие, как все явления в комнате для спиритических сеансов могут быть вызваны обычными средствами; поскольку такие работы популярны. Одно слово против спиритического проявления имеет больше веса в настоящее время, чем пятьдесят слов в его пользу, и подавляющее большинство людей в западном мире враждебно относятся к любой новой идее, которая подразумевает, что вокруг нас есть вещи, которые мы не можем видеть, влияния, которые мы не можем классифицировать, существа, которых мы не можем ощущать нашими органами чувств. Человек, которого знают на его загородной вилле только его торговцы и несколько соседей, и который в противном случае умер бы в безвестности, на которую его социальный ранг и официальное значение ему дают право, называется «ученым», если он пишет книгу, подвергающую сомнению научное наблюдение Крукса или правдивость и честь Стейнтона Мозеса. Друзья говорили мне, что такие книги полезны, так как они предлагают нам различные трюки, которые могут помочь нам обнаружить обман в, казалось бы, подлинных проявлениях медиумов. Я это отрицаю. Большинство правдоподобных объяснений являются просто усилиями воображения, и не только не приносят никакой пользы, но и фактически сбивают нас со следа. В моих расследованиях мне не помогал ни один из этих кабинетных детективов. Ничего из того, о чем они пишут, не соответствует тому, что я видел. Отвлекая наше внимание от реального зла спиритизма, они являются общественным неудобством. В качестве конкретного примера глупых предложений, выдвигаемых одним из этих невежественных «всезнаек», я хотел бы указать на недавнюю работу, в которой есть описание того, как выполняется письмо на грифельной доске с помощью обмана. Автор говорит, что посетитель приносит свою собственную двойную доску, а экстрасенс ловко вставляет небольшой кусочек мела (в качестве карандаша), предварительно подготовленный путем смешивания со стальными опилками. Пока грифельная доска находится под столом или в другом месте, экстрасенс перемещает карандаш с помощью магнита, спрятанного в рукаве, и делает это как при зеркальном письме. Теперь, заметьте, он не говорит: «Вот как я думаю, это можно сделать»; это было бы глупо, но не преступно. Он говорит: «Вот как это делается». Он утверждает это как факт. Это утверждение факта неверно; такое невозможно сделать. Даже с электромагнитом на виду невозможно написать двадцать разборчивых слов; когда человек сидит рядом с вами и наблюдает за вами, невозможно написать пять разборчивых слов, не будучи обнаруженным. Именно из такого материала написаны книги, рассказывающие нам, «как это делается». Когда я окунулся в них, я сказал себе: «И это все? Если так, то ничего из того, что я видел, не было объяснено». Но эти писания хорошо оплачиваются; они создают авторам репутацию высшей проницательности и выводят их в социальную атмосферу выше их уровня; ибо большинство образованных людей не хотят, чтобы их потревожили в их любезных доктринах о Судном дне и огненном материальном аде, уготованном тем, кто с ними не согласен.
Говоря это, я не имею в виду тех добросовестных фокусников, которые действительно верят, что весь спиритизм – фарс, и готовы пойти на трудности и расходы, чтобы доказать свою правоту; которые берутся повторять явления и которые тратят утомительные дни на практику жонглирования, которые, как они искренне думают, объяснят явления в комнате для спиритических сеансов. Такие люди, как мистер Уильям Марриотт в Англии и мистер Дэвид Эбботт в Соединенных Штатах, очень полезны для исследователей. Я имею в виду кабинетных писателей, которые развивают свои объяснения исключительно из своего воображения.
Экстрасенсы или медиумы, в конце концов, всего лишь телеграфные отделения, с помощью которых мы можем, когда условия подходят, соприкоснуться со следующим состоянием сознания. Дар истинного медиумизма, как и дар поэзии, искусства и изобретательства, совершенно не зависит от характера. На первый взгляд может показаться уместным и правильным, что этот божественный дар видения следующего состояния бытия, пассивное средство принесения утешения в траурный дом, утешения скорбящих, будет дарован только тем, кто заслужил его, ведя хорошую жизнь. Ничего подобного не происходит. Есть много медиумов с хорошим характером, но некоторые из них мошенники. Я помню одного превосходного американского медиума, который дал мне (совершенно незнакомому ему человеку) несколько очень точных тестов, но он был мошенником. Я знаю хорошую ясновидящую в этой стране, которая не может говорить всей правды, в своем обычном состоянии, ни о чем. Однажды она была свидетелем в суде, и судья сказал о ней: «Что касается этой миссис –, я не верю ни единому ее слову»; и он был прав. В ходе своих исследований я стал свидетелем самых убедительных психических и физических проявлений через экстрасенсов с плохим моральным характером. Мы находим все это в Библии. Взгляните на случай Валаама, который был, вероятно, самым знаменитым медиумом в Сирии. Призванный проклясть Израиль, он попытался обмануть и не смог: Дух Господень сошел на него, и он вместо этого благословил их. Поэзия – это божественный дар, но посмотрите на характер некоторых поэтов. Когда мы идем на телеграф, чтобы отправить сообщение, мы не спрашиваем характер оператора или клавиатуры. Почему же тогда ожидать, что медиумы, которых мы используем для связи с невидимым миром, должны быть инструментами безупречного морального характера.
В настоящее время мы еще не открыли, что составляет медиума. Мы можем только сказать наверняка, что феномены происходят исключительно в присутствии и непосредственной близости определенных людей. Эти люди обычно ненормальны и способны по своему желанию приводить себя в такое состояние пассивности, чтобы быть крайне чувствительными к любым впечатлениям, производимым на них воплощенными и развоплощенными духами. Конечно, существует много различных фаз медиумизма; но я уверен, что когда-нибудь будет доказано, что они подчиняются одному и тому же закону. Но что это за закон? Мне кажется, что следующее может быть найдено в качестве рабочей гипотезы, пока мы не получим лучшую. У человека есть два тела – естественное и духовное – хорошо описанные выдающимся экстрасенсом апостолом Павлом: «Если есть тело душевное, есть и тело духовное» (1 Кор. 15:44). Оба эти тела у него сейчас здесь. Не неразумно предположить, что у некоторых людей духовное тело может быть слабо связано с естественным и более свободно выполнять свои функции, чем у других. Ясновидение, яснослышание и ясночувствование являются функциями духовного тела, и с помощью тренировки эти дары могут быть выведены на передний план. В случае обычного мужчины или женщины эти два тела кажутся мне очень тесно связанными друг с другом, так сказать; и постоянно присутствующие требования естественного тела всегда на переднем плане, духовного тела – никогда. Теперь установлено без сомнения, что духовное тело человека может быть освобождено от естественного даже при жизни, путешествовать на большие расстояния и быть увиденным смертными. Феномен материализации, внезапного рождения симулякра человеческого тела и его внезапного исчезновения, можно объяснить только предположением, что форма, которую мы видим в комнате для сеансов, получает свою материальность от медиума, участников сеанса и составляющих атмосферы, но что ядро – это духовное или астральное тело медиума, все существо, созданное для удовлетворения потребностей духа, который желает его занять. Духовное тело, согласно полученной мной информации, является экстрактом, аналогом естественного, и является связующим звеном между нами и следующим состоянием. После физической смерти оно отправляется в свой новый дом.
Духовное тело не обязательно «духовно» в религиозном смысле; на самом деле, очень часто наоборот. Медиум – это просто наиболее эффективное средство, которое может найти дух. Иногда притяжение – это большой запас животного магнетизма, из которого невидимые операторы черпают силу для выполнения своих замечательных проявлений. Давно пришел к выводу, что на сеансе часто смешивались подлинные и мошеннические явления, особенно беспорядочные сеансы. Мы можем быть уверены в этом: легче не обманывать, и ложные методы не прибегают, пока не отключается питание.
Беспорядочные сеансы – ошибка. Круг обычно состоит из нескольких людей, которые не знают друг друга. Некоторые приходят из любопытства, некоторые – чтобы попытаться обнаружить мошенничество, некоторые, несомненно, из чистых побуждений. Но их вибрации не смешиваются гармонично, и в результате медиум испытывает нагрузку. Лучшие сеансы везде получаются, когда пять или семь человек, хорошо знакомых друг с другом, сидят с одним и тем же экстрасенсом один или два раза в неделю в течение длительного времени. Лекарство от мошенничества – это формирование, скажем, тридцати мужчин и женщин, связанных общим желанием узнать правду. Они должны нанимать медиума только для своих встреч, и он должен получать фиксированную зарплату. Незнакомцев в общество не следует вводить. Я знаю, трудно помешать медиуму проводить сеансы вне дома, но его немедленное увольнение было бы штрафом. Одним из условий его найма будет то, что он должен проводить не менее четырех часов в день на открытом воздухе. Сеансы должны проводиться только дважды в неделю, и каждый круг должен состоять не более чем из семи человек. Г-н Гамбье Болтон предпринял хорошую попытку создания двух обществ такого рода. Они потерпели неудачу по разным причинам, главным образом потому, что в то время было невозможно обеспечить необходимый фиксированный доход для медиума; и, следовательно, последний, вероятно, не будет стоить каждому члену общества более десяти фунтов в год, в дополнение к гонорару в пять шиллингов всякий раз, когда он будет формировать один из кругов.
Отказ от доказательств, полученных через медиума, который ранее один или два раза был осужден за мошенничество, является ошибкой. Каждый сеанс следует оценивать по его собственным достоинствам. Некоторые из моих самых ранних уроков в этом исследовании были получены во время сеансов с Ф. Крэддоком, который впоследствии был уличен в том, что бродил снаружи своего кабинета, когда он должен был сидеть внутри в трансе. Я присутствовал и не сомневаюсь в его виновности в том случае. Но при благоприятных условиях в этой стране я сидел с этим медиумом и видел и слышал явления, которые, несомненно, были подлинными. Все было в его пользу, и не было никакого стимула обманывать. Нет ни одного профессионального медиума в Англии, который бы в то или иное время не подозревался в мошенничестве; но я могу заверить студента, который хочет узнать, что прогресс его образования будет очень медленным, если он вообще не прекратится, если он будет сидеть только с частными экстрасенсами. Без материализации и телекинеза доказательства существования развоплощенных духов не являются полными.
Я хотел бы сказать несколько слов о двух любимых возражениях против практики спиритизма:
(1) Почему медиумам нужно платить? (2) Почему темнота часто необходима? Почему медиумам нужно платить? Истинный вопрос должен звучать так: «Почему им не нужно платить?» Медиумизм – это дар, как живопись, музыка, поэзия, ораторское искусство. Если вы отрицаете право медиумов на оплату, когда они используют свой дар на благо других, под каким предлогом вы позволяете это священникам, художникам, певцам, композиторам или кому-либо еще, кто родился со склонностью к какой-то определенной профессии? Дело в том, что есть больше причин платить медиумам, чем другим людям. Хороший экстрасенс не приспособлен по развитию своего дара к какой-либо другой профессии и в любой момент может его покинуть. Почему темнота часто необходима? Когда меня спрашивают об этом, я говорю: «Друг мой, ты знаешь, что ты был рожден в темноте; и не только ты, но и каждое млекопитающее, когда-либо рождавшееся живым? Можешь ли ты сказать мне, почему? Когда ты ответишь на этот вопрос, я скажу тебе, почему симулякр человека не может быть создан иначе, как в темноте». Единственным симулякром, когда-либо рожденным при хорошем освещении, было духовное тело самого медиума; и это было замечено всего один или два раза за последние шестьдесят лет. Свет разлагает материалы, из которых состоят формы и фантомы. После формирования они могут появляться в частичном свете и оставаться некоторое время; но их созревание должно происходить в шкафу или, в любом случае, в темноте.
На самом деле, темнота позволяет провести очень хорошие тесты на подлинность медиума. Сеансы Хаска всегда проходят в кромешной тьме. Я упомяну три хороших теста, которые я получил, сидя с этим медиумом. Когда я приводил друга в наши комнаты, я иногда сажал его на конец овального стола, в четырех футах от левой руки Хаска, которую держал мой друг. Затем подсвечник ставился перед ним на стол, и его просили положить на него палец, но не сопротивляться его перемещению. После того, как электрический свет выключался, и человек, который это делал, возвращался на свое место, свеча гасла. Через несколько минут я чувствовал постукивание маленькой руки по своей, а затем подсвечник отбирался у моего друга и с грохотом ставился в углу комнаты.
Однажды ночью в нашу комнату за полчаса до назначенного времени сеанса пришла моя гостья. Она уронила свой открытый кошелек на пол, и монеты покатились по ковру. Мистер Гамбье Болтон и я подобрали все, что смогли найти, и дама заявила, что удовлетворена тем, что вернула все, что было в ее кошельке. Двадцать минут спустя прибыл медиум (Хаск). В середине сеанса «Джоуи», один из духов-завсегдатаев круга, подошел к моему другу и сказал: «Миссис Арнольд, вот пенни, который вы уронили на ковер». На следующем сеансе я спросил Джоуи, как он узнал, что монета принадлежит миссис Арнольд. Он сказал: «Дух, который был в комнате, когда она ее уронила, сказал мне».
В другой раз я был в доме Хаска, и «дядя», один из контролеров, пришел, по-видимому, передо мной, чтобы немного поболтать. Пока он говорил, я повернул голову, сначала влево, а затем вправо, чтобы посмотреть, смогу ли я точно определить положение говорящего. Дядя сказал мне: «Почему ты поворачиваешь голову из стороны в сторону?» Я мог бы привести и другие примеры удовлетворительных тестов в темноте.
Когда речь идет о материализации, бесполезно для людей устанавливать какой-либо закон относительно света и тьмы. Во всех физических явлениях результаты быстрее достигаются в темноте. У очень высокоразвитых экстрасенсов, которых нет ни в Европе, немного света допускается даже во время фазы материализации; как я сейчас покажу, некоторые из самых необычных подвигов совершаются невидимыми разумами среди бела дня.
В Англии есть один медиум, через которого происходят материализации, который не впадает в транс. Поскольку его можно обнаружить разумно беседующим со своим соседом, когда самосветящиеся фигуры общаются с сидящими в нескольких футах от него, идентифицируя себя и разговаривая, не может быть никаких сомнений относительно его психической силы; но я боюсь, что также мало сомнений в том, что в нескольких случаях его уличали в мошенничестве.
Лучший пример сочетания мошенничества и подлинных явлений на сеансе, который я слышал, был рассказан мне несколько лет назад одним из самых известных ученых Европы. В компании был молодой человек, который привлек к себе внимание, высмеивая предметы встречи, и это продолжалось даже после начала сеанса. Внезапно он замолчал. Сеанс прошел успешно; присутствующим было передано много сообщений. После того, как зажглись огни, мой информатор обратился к молодому скептику: «Ну, молодой человек, как это вы так задумались во время нашего сидения?» Ответ был: «Это было так. Когда сеанс начался, я устроился на своем месте так, чтобы я мог постучать носком ноги по нижней стороне стола, не привлекая подозрений; и сумел таким образом продолжить начало сообщения. Вскоре я устал от этого представления, убрал ногу и сел в обычной манере; но сообщение продолжалось! Это дало мне
сильно испугался и молчал до конца заседания».
Снова и снова было замечено, что ментальное отношение участников сеансов оказывает заметное влияние на успех сеансов. Атмосферные условия, хотя они в значительной степени способствуют или препятствуют проявлениям, не имеют такого большого значения. Основным условием является небольшой, гармоничный круг людей, связанных общей верой в возможность общения с существами в другом состоянии сознания; не слепо доверчивые, но со всеми своими чувствами на алтаре и пассивные в своих ожиданиях любой индивидуальности. Если медиум находится в трансе, он будет открыт для внушения и восприимчив к мыслям вокруг. Подозрительность и враждебность производят на него мгновенное впечатление; и я думаю, не будет преувеличением сказать, что если более половины круга подозревают мошенничество, то компания в целом получит его в той или иной форме. Лично я никогда больше не буду сидеть в кругу с каким-либо псевдонаучным исследователем или откровенным материалистом. Если человек не может поверить, что наши ограниченные чувства неспособны воспринять семь восьмых чудес природы, он не в состоянии оценить происходящее. Не было более честного человека, чем Чарльз Брэдло, Джордж Джейкоб Холиоук, Чарльз Уоттс или Роберт Ингерсолл. Они не смогли получить никаких явлений, которые убедили бы их в том, что они находятся в контакте с другим миром. Брэдло однажды сказал на трибуне: «Я уделял внимание этому предмету в течение двадцати лет и никогда не видел ни одного явления». Конечно, нет! Каким бы хорошим человеком он ни был, тонкие проявления спиритизма были не для таких, как он. Открытый агностик не вреден; но человек, который заявляет, как он, что не существует ничего, кроме материи, познаваемой нашими бедными чувствами, надел броню, которую не пробьет никакое духовное оружие; он неуязвим.
Я давно подозревал, что в комнате для спиритических сеансов в основном функционирует духовное тело. Если я прав, это объясняет большой скептицизм. Человек видит и слышит много вещей, которые его пугают. Он впечатлен и идет домой, недоумевая, что все это значит; он засыпает, недоумевая; просыпается; принимает ванну и завтракает; и отправляется по своим делам. К этому времени его духовное тело занимает свое обычное заднее место, его естественное тело выходит вперед, и его объективный разум заставляет его верить, что он стал жертвой заблуждения.
Первый сеанс, на котором я присутствовал, состоялся 16 ноября 1904 года в частной комнате – студии в Акация Гарденс, Сент-Джонс-Вуд. Медиумом был Сесил Хаск, который почти слеп. Я считаю, что он может видеть картины или надписи, поднесенные очень близко к его лицу, но при всей обыденности жизни он беспомощен, и за ним должен присматривать на улице кто-то из членов его семьи. Стол в этом случае был круглым, диаметром от четырех до пяти футов. За ним сидело двенадцать человек, включая мистера и миссис Хаск и наших хозяина и хозяйку; также был органист за органом, скрытый от глаз тяжелой занавеской. Среди гостей был медиум материализации Ф. Крэддок. Я сидел прямо напротив Хаска, с дамами по обе стороны от меня, обе они одарены экстрасенсорными способностями. На столе лежали две карты, нарисованные светящейся краской и заключенные в алюминиевые рамки с ручкой из того же вещества сзади, положенные лицевой стороной вниз; картонная трубка, легкая цитра, которая имела два фосфоресцирующих пятна на нижней части деки. Это позволяло нам видеть ее, когда она была поднята над столом.
Хаск вошел в транс. В комнате было совсем темно; органист играл волюнт. Вскоре над столом замелькали огни. Я смог увидеть только один или два, но мои соседи-психопаты увидели несколько; а дама справа от меня утверждала, что видит очень слабо освещенные облака. Вокруг нас почуяли запах. Вскоре старый слабый голос, звучавший откуда-то сверху и справа от Хаска, когда я стоял перед ним, произнес латинскую молитву, закончив ее Бенедиктом. Мне сказали, что это был кардинал Ньюман. Он обошел стол, благословляя сидящих по отдельности; и после одного последнего коллективного благословения мы больше его не слышим. Затем мы спели «Веди, добрый Свет» под аккомпанемент органа. Голоса духов, бас и тенор, с большой энергией присоединились к ним в нескольких футах над головой медиума и по обе стороны от нее. Я думал, что было три таких голоса, и они были очень хорошего качества; большая комната наполнилась звуком. Затем управляющий, которого называли «Дядя», дал о себе знать голосом, обойдя и поприветствовав каждого члена круга. Он говорил естественным голосом, но так, как будто у него во рту был небольшой камень. Внезапно громкий басовый голос, доносившийся сверху и слева от Хаска, крикнул: «Бог благословит вас всех». Это был главный управляющий, «Джон Кинг», чье имя в земной жизни было Генри Морган, знаменитый пират времен Карла II. Он приветствовал всех в кругу по имени, кроме меня; мне пришлось представиться. Позже он рассказал мне, что был трижды губернатором Ямайки и был посвящен в рыцари Карлом II.
Пришествие Джона Кинга всегда является прелюдией к материализации, но прежде чем они произошли, на цитре (обычно известной как «волшебные колокольчики») разумно играл дух, имя которого, как я впоследствии узнал, было Эбенезер. Он поднялся со стола и воспарил над кругом, все время исполняя определенную мелодию. За его движениями можно было следить по фосфоресцирующим пятнам на его нижней стороне. Он поднялся на высоту многих футов (я прикинул, около десяти) над столом, замер на минуту, затем опустился и после двух или трех завихрений над нашими головами рухнул на пол. Очевидно, он прошел сквозь пол, потому что снизу была слышна слабая музыка; после короткого промежутка она становилась все громче и громче, пока внезапное изменение силы мелодии не заставило нас осознать, что он снова в комнате. После нескольких вращений его осторожно положили на стол. Материализация заняла около трех четвертей часа. Материализовалось около пятнадцати духов. Были видны только лицо и бюст. Они были показаны одной из освещенных карточек, прижатой к лицу правой рукой. Лица женщин были замотаны чем-то вроде повязки под носом. Один из сидящих, который не мог узнать своего родственника, попросил снять ее; карточка была брошена, и вскоре форма появилась снова без повязки, когда он опознал своего посетителя. На этот раз освещенную карточку держали не за ручку сзади, а двумя маленькими пальцами, которые я видел, сжимающими ее сбоку. Лица были примерно в две трети натуральной величины. Трое подошли ко мне. Они предстали над серединой стола примерно на полпути между медиумом и мной. Один из них трижды отсалютовал своей освещенной карточкой. Сначала я ее не узнал, но потом выяснил, что это был адмирал Т., офицер, под началом которого я служил девятнадцать лет назад. Первое и третье появления были одинаковыми. Я не мог их опознать, и только через несколько месяцев я обнаружил, что это был незнакомец, пытающийся повлиять на меня, чтобы познакомить его с членом моей семьи.
Также появился индус, либо для меня, либо для моей соседки слева (мисс Бейтс). Он опустился на стол; я наблюдал, как он исчез, пока не осталась видна только его голова; освещенная карточка (или «сланец», как ее часто называют) упала на нее, и он исчез.
Одно из соло Генделя было исполнено глубоким басом огромного диапазона и силы; низкие ноты были такими, каких я никогда раньше не слышал.
Последним событием материализации была серия порывов воздуха, длившихся две-три минуты и очень напоминающих эффекты панка, а также громкие царапины на столе. Пока продолжались эти царапины, послышался голос дяди, предупреждавший духа не производить такой шум. Ему ответил голос из центра стола, кричащий «Чупрао, Чупрао!» (заткнись, заткнись!).