<…>
Когда ребенок чувствует ценность и свободу выражать себя, он становится творцом культуры. Именно поэтому образование стремится не только к интеллектуальной, но и к эмоциональной и духовной зрелости.
Образование и мир
Образование не только про пятерки и двойки. Образование должно развивать личность, развивать способность к взаимопониманию, должно воспитывать способность к мирному сосуществованию. Развивать эмоции, духовную зрелость. Через такое образование можно заложить основы для мирного будущего. Это не менее важно, чем поступление в престижный ВУЗ.
Мы же не хотим, чтобы наши дети…
Ребенок, который никогда не учился действовать сам и направлять собственные действия, управлять своей волей, став взрослым, легко поддается влиянию и всегда опирается на других (выделено мной. – А.С.).
Мария Монтессори. Образование и мир
Трудно представить, как можно научить ребенка самостоятельности и умению принимать решения, ни разу не дав ему этой возможности. Самостоятельная личность не будет поддаваться пропаганде, она не будет легкой добычей манипуляций сознанием. Монтессори видит будущее образование ответственным за недопущение агрессии. Новое образование должно воспитывать ценности, которые не позволят развязать новую войну в Европе и мире. Она будет писать об этом статьи, даже выступать в Лиге Наций.
Между тем в Европе становилось все сложнее. В 1940 году Мария Монтессори по приглашению Теософского общества переезжает в Индию. Она читает лекции, проводит встречи с учителями, открывает школы. В Индии до сих пор работают школы, которые открывала Монтессори. Она проживет в Индии до окончания войны и вернется в Европу в 1946 году.
Мария Монтессори умерла 6 мая 1952 года в Нидерландах. Похоронена на кладбище города Нордвейк. На ее могиле эпитафия: «Я прошу дорогих детей, которые могут все, присоединиться ко мне для построения мира среди людей и в мире». Это почти точное повторение слов, сказанных папой Бенедиктом XV в 1916 году, с которыми он обращался к детям Рима во время Первой мировой войны.
Теперь поговорим о самой системе Монтессори, о главных ее особенностях, о главных ценностях и как они формируются. Как идея свободы реализуется в монтессори-педагогике.
Начнем с того, что в монтессори важна среда, это средовая педагогика. Что это такое? Ребенок сразу погружается в ситуацию, где обучение неизбежно. Хочешь – не хочешь, но чему-то учишься. Когда попадаешь в монтессори-школу, прежде всего замечаешь отсутствие классов, школа – это открытая территория. Не ограниченная дверями. То есть двери, конечно, есть в хозяйственных целях, спортзал может быть отделен, например, тоже, но образовательная среда границ не имеет, коврики – наши границы. Но про коврики дальше.
Наша цель – не просто заставить ребенка учиться, а развивать в нем естественное желание учиться. Мы считаем, что каждый ребенок рождается с жаждой познания.
Вся монтессори-среда разбита на зоны, в каждой есть материал, который полезен для развития. Попадая в среду, ребенок свободно осуществляет выбор своей деятельности: идет по классу и выбирает. Иногда, если у него возникают проблемы с выбором, учитель ему помогает. Осторожно и не навязывая себя.
Свобода деятельности
Ребенок может подобрать себе то, что ему интересно, он выбирает, что ему делать. Он свободно передвигается по классу, может выбирать, где остановиться и чем заняться. Сначала естественный интерес, а за ним следует деятельность. Таким образом вырабатывается привычка к ответственности за свой выбор, за право его сменить в любой момент или не менять. Он может собирать пирамидки, работать в биологической зоне, или смотреть карты в географической, или писать буквы в русском языке. Он выбирает сам. Сам регулирует время, глубину своего интереса. Все происходит как бы само собой, естественно (как завещал нам Жан-Жак Руссо, которого Монтессори очень ценила).
Для деятельности-работы выбираем место. Любой родитель, который водил своего ребенка в монтессори-школу или сад, знает, что:
Если коврик на пути,Коврик надо обойти.Через вот такие не особо хитрые стишки ребенок, а потом родители запоминают главные правила – мы уважаем чужую территорию и чужую работу: обходим и не мешаем. Коврик – это самый настоящий коврик сравнительно небольших размеров, но достаточный, чтобы на нем разместился ребенок и, например, поднос с каким-то материалом. Место, где ты можешь спокойно работать и не волноваться, тебе не помешают. Ты обошел коврик, значит, и твой коврик тоже обойдут. Понравилось, выбрал дело сам, сидишь и его делаешь.
Свобода не означает распущенность или анархию; свобода означает существование права каждого действовать справедливо и в соответствии с собственными возможностями и интересами.
Любое нарушение границ коврика только с разрешения владельца коврика!
Все мы очень твердо знаем —Мы друзей не обижаем.Свобода общения
Конечно, дети общаются и друг с другом, и с учителями. День начинается с «круга». Это важный формат, который переймут себе другие школы с некоторыми изменениями. Круг является одним из основных символов и элементов в методике Монтессори. Круг используется как основной элемент обучения. Он передающий детям понятия порядка, цикличности и гармонии в окружающем мире. В круге можно взаимодействовать на равных.
Группы Монтессори разновозрастные. В них нет деления по возрасту. Старший может помочь младшему, если его попросят, и наоборот. Опыт взаимодействия свободно перетекает от одного человека к другому. Не знаешь что-то – спроси соседа. Спроси учителя. В любом случае человек может сам выбрать, с кем он хочет взаимодействовать, а с кем нет. Будет ребенок делать индивидуальный проект или с кем-то. Позовет он учителя или друга. Выбор есть. Это про что? Про то, с кем сесть за один стол на завтраке, или про то, как выбрать, с кем жить, например?
«Помоги мне сделать самому» – важнейший лозунг педагогики Монтессори, обращенный к учителю.
Обучение монтессори-педагогике начинается с наблюдения. Великий талант, которого не хватает очень многим нашим педагогам. Хочется им сказать: «Молчите, ничего не трогайте руками и просто внимательно смотрите, долго смотрите на ребенка. Куда пошел? Что взял? Куда положил? Кому отдал?» Подумайте и только потом помогите.
Мы друг другу не мешаем,Если надо, помогаем.Если вы зайдете в класс Монтессори, когда там не будет детей, вы увидите идеальный порядок. Все лежит на своих местах очень аккуратно. Это не потому что ждали вас и все убрали. Это такое правило!
Можно все что хочешь взять,Поработать и убрать.Границы есть везде. Границы есть у вещей. Есть их место, и оно не должно быть нарушено. Вещь должна быть возвращена туда, откуда ее взяли. Есть границы у людей – нельзя их трогать без разрешения. Нужно уважать тело человека (право на жизнь), место человека (неприкосновенность жилища, собственности), уважать его мнение (свобода слова).
Наука о свободе: как правильно взаимодействовать на границах, не нарушая их и уважая соседа. Это про что? Про детский садик Монтессори или уже про нашу взрослую жизнь? Это про коврики, кубики и пирамидки? Или уже нет?
Свобода рефлексии
Рефлексия – важная наука, как понимать самого себя. Большой шаг в эту сторону. Многие взрослые до старости не могут научиться этой науке. Жаль очень.
Рефлексия – умение оценить достигнутый результат, сделать выводы, исправить и пробовать дальше, если надо.
В ходе работы – самостоятельной или с кем-то – у ребенка вырабатывается способность оценивать свою работу. Ему не ставят оценку, он сам себе не ставит оценку. Он может обсудить работу с учителем или с соседями, получить обратную связь, он может поделиться своим мнением на круге. Важнее всего – его собственная оценка своих успехов. Важно, что эта оценка не может быть отрицательной. Это всегда поддержка. Это оценка всегда в условиях безопасности. Ребенок учится ошибаться. Исправлять ошибку и двигаться дальше. Он учится быть самостоятельным и самостоятельно заниматься поиском решения. Навык важный, какую бы науку мы ни изучали и сколько б лет нам ни было.
Для рефлексии важна и возможность накапливать достижения в папке портфолио. В каждой школе всегда на открытых полочках можно найти папочки с портфолио детей, где за год копятся их работы. Там лежат его работы, фото проектных работ, все его достижения. Это не оценка – это сохранение, архив достижений, которые могут видеть и учителя, и родители, и сам ребенок.
Интересно, что в отличие от других альтернативных направлений педагогики, в монтессори не особо приветствуют участие родителей. Считается, что ребенок должен быть самостоятельным, должен сам себя обслуживать, сам все делать и родители только отвлекают его и подталкивают к беспомощности. Готовьтесь к тому, что в некоторых монтессори-школах вас дальше входной двери не пустят. Может, это и хорошо. В любом случае вы должны иметь представление, что вас ждет. Монтессори – это система, направленная на индивидуальное воспитание и обучение. Может быть, самая радикальная в хорошем смысле.
В конце книги вы можете прочитать выдержку из моего интервью с Валентиной Михайловой, основателем одной из лучших монтессори-школ в России МШМ (СПб), где она рассказывает о том, как понимается в монтессори понятие «свобода».
Свобода, самостоятельность, уважение к ребенку – главные ценности. Ими проникнуто все обучение в школе. Монтессори-педагогика умеет приводить к этим целям.
Если монтессори – проект индивидуального поиска, то следующий наш герой за поиск коллективный, но цель будет та же – как научить ребенка быть свободным.
Одновременно с методом Марии Монтессори в Германии и Австрии формируется другое направление альтернативной педагогики.
Свободная вальдорфская школа
Именно так называлась школа, созданная в 1919 году в Штутгарте в Германии. Ее основателем был не Вальдорф, как можно было бы подумать из названия. Так называлась табачная фабрика – «Вальдорф-Астория». Для детей рабочих щедрый владелец Эмиль Мольт решил открыть школу. Руководство он попросил взять на себя основателя Антропософского общества Рудольфа Штейнера. Предприниматель был восхищен и увлечен идеями Штейнера и хотел реализовать их в своей фабричной школе. От этой фабрики и возникло название всех вальдорфских школ.
Если Мария Монтессори имела хорошее инженерное и медицинское образование, была человеком весьма практичным, системным и с самого начала много работала с детьми, то Штейнер был совсем другой. Он, кажется, даже одного урока с детьми не провел (со взрослыми проводил). Его были идеи и руководство на старте. Штейнер был ученый, философ и духовный практик с очень хорошими организационными способностями. Вдохновлять и объединять умел. Он не ездил по всему миру, продвигая свои идеи. Он ограничивался Европой. Однако влияние его на педагогику оказалось весьма заметным. Если Монтессори была очень практична и наука – ее сила, то у Штейнера интуиция и духовный поиск становятся главными. Если Монтессори за индивидуальный подход, но Штейнер предпочитал индивидуальный поиск истины увязывать с групповой работой. Вальдорфские классы весьма многочисленны.
Рудольф Штейнер родился в 1861 году в Австро-Венгерской империи. Образование его было многосторонним. Он учился в Венском политехническом институте. Изучал математику, физику, естествознание. Параллельно – философию Фихте, Гете и Шиллера. Изучая Гете, он соединяет две его ипостаси – писателя и ученого, духовного и практичного. Его работа продолжается в сфере идей, в сфере философии. В 1893 году он пишет работу «Философия свободы». Работа сложная и подвластна только знатокам немецкой философии, каковым я, к сожалению, не являюсь. В этой работе Штейнер высказывает важную мысль: через творчество человек становится свободным. Давайте запомним эту идею.
Штейнер много сотрудничал с Теософским обществом. В 1913 году бросает Теософское (Мудрость Бога) общество и открывает свое – Антропософское (Мудрость человека). В «Философии свободы» Штейнер писал: «Познание есть не что иное, как созерцание, наполненное человеческими внутренними переживаниями».
Антропософия – сложная философская эзотерическая концепция, которая охватывает самые разные направления человеческой жизни, как ее и задумывал Штейнер. Сейчас я не ставлю целью ее пересказать. Для нас важна ее педагогическая составляющая – вальдорфские школы. Важно понять, как концепция Штейнера будет реализовываться в образовании. Понять это не будет сложным, к тому же она вполне реализуется в образовательной программе самих вальдорфских школ.
Крайне упрощенно концепция Штейнера:
Человек может познать мир через свои чувства, свои эмоции, они первичны – сначала действие, ощущения после действия, потом понимание. Создание произведения искусства – это действие. Эмоции выражаются в искусстве – в искусстве выражается личность человека, через искусство мы приводим человека к его истинному назначению. Поэтому у нас в вальдорфской школе: музыка, поэзия, живопись, танцы и, конечно, эвритмия (об этом замечательном изобретении антропософии мы поговорим позже) – предметы не менее важные, а может, более важные, чем все остальные, например, математика.
После того как вальдорфская школа стала частью образовательной системы России, ее часто обвиняют в оккультизме. И напрасно.
Еще в 1919 году Штейнер говорил учителям своей школы:
«Вальдорфская школа не должна быть школой мировоззрения, в которой мы будем набивать головы детям антропософским догмами… Мы должны живо интересоваться всем, что происходит сейчас в мире, иначе мы будем плохими учителями. Мы не можем работать во имя своих особых задач».
В школах вы не увидите портретов Рудольфа Штейнера, как в монтессори-школах портреты Марии Монтессори, его идеи вложены в сам процесс обучения, это дух школы, ее атмосфера. Главное, что в основе этого духа школы – ценность человека, его духовного мира.
Я бывал в школе «Путь зерна» в Москве. Природные материалы в каждом подходящем месте, в игровых пространствах – мебель без углов и прямых линий, много музыкальных инструментов, картин, художественных и музыкальных мастерских. Для вальдорфских школ важна среда обитания, важна близость к естественному и простому. Вальдорфские игрушки будто не доделаны – ребенок должен сам додумать, сам доделать игрушку, проявить фантазию.
Ценности школы легко понять всем, кто собирается в ней учиться. На сайте школы «Путь зерна» (Какое название у школы! Правда здорово? Какая прекрасная метафора! – Ребенок как зерно, за которым нужно ухаживать, чтобы оно росло. Но нельзя торопить рост – иначе зерно погибнет. Все естественно.) цели и задачи школы определены точно:
Воспитание к свободе, или цель вальдорфской школы
Ставя себе задачу увидеть индивидуальность в каждом ребенке, вальдорфская школа понимает, что эти индивидуальности очень разные: от одаренного ребенка до ребенка, испытывающего трудности в обучении, от абсолютно здорового до часто болеющего, от активного и открытого до пассивного и закрытого. Но тем и ценен подход вальдорфской педагогики, что она каждому позволяет пробудить в себе то, что необходимо именно ему. Главное, чтобы, став взрослым, человек смело брался за что-то новое, чувствовал интерес и способности к решению жизненных задач. Одно из важных качеств вальдорфских учеников, выявляемое при исследованиях учебных способностей, – креативность, нестандартность мышления; при исследованиях социальных взаимодействий – толерантность, открытость. Учителя вальдорфской школы заботятся о том, чтобы, став взрослыми, ученики приобрели устойчивое стремление к свободе как к способности осознанно менять свою жизнь.
Свободно самоопределяющаяся творческая личность, имеющая здоровье, способности и силы для осознанного выбора и самореализации, целостно и образно воспринимающая мир – вот цель вальдорфской школы в работе с каждым ребенком.
Я остановлюсь кратко на самых интересных, с моей точки зрения, образовательных форматах школы и традициях.
Обучение эпохами
Ученики школы учатся по программам государственным, но все же некоторые отличия есть. Важно не количество информации, загруженной в детскую головку, а привычка к самореализации. Это правило характерно в принципе для многих свободных школ. Если программа есть, ее надо пройти. Обучение эпохами – это погружение на две-четыре недели в одну тему, один предмет. Часто в погружении в эпоху происходит и межпредметное обучение. Изучая географию, легко пройти и историю, и астрономию (как плавали без инструментов в древности?), ботанику, литературу.
Если вы слышали о методе погружения школы Щетинина, то это практически то же самое. Изобретено в вальдорфских школах, однако сильно раньше.
Литература
Ее нет. То есть она есть в расписании, но совсем не такая, как в обычных школах. Учебников нет, есть тетради, куда записывают полученную информацию и свои находки (такие тетради есть по всем предметам), есть личный поиск материалов, есть выбор книг, есть работа с ними. Читают много, но больше учат думать над прочитанным и это записывать. В средней школе, однако, появляются учебники, но и там больше свободного выбора и работы с книгами. Не с одним источником! Со многими. Информация – это совокупность источников. Учитель готовит несколько точек зрения. Ученики изучают и формируют свою. Один учебник – это зло.
Ниже вы увидите, что подобный подход характерен для многих современных альтернативных школ и самых продвинутых школ Советского Союза.
Тетрадки
Они пустые. Вальдорфские тетрадки – это одно из характерных отличий от обычных школ. Таких нет нигде. В них нет ничего: ни полей, ни строчек, ни наклонных линий, чтобы почерк. Ни-че-го. Белый лист. Заполняй чем хочешь, рисуй, твори. Пиши как хочешь. Да, есть некоторые трудности. Свобода творить важнее! Помните, что в вальдорфе творчество – самое важное. Рисование и музыка могут быть не менее важны, чем русский язык и математика. Через творчество формируется человек. А творчество – это деятельность (здравствуйте, Мария Монтессори). А формирование человека творческого и свободного – цель школы.
День дублера
День дублера может длиться неделю. Время, когда ученики заменяют учителей и ходят преподавать в другие классы. Очень интересно. Сейчас эту интересную фишку можно увидеть во многих альтернативных школах.
Оценки
Их нет. Оценки – зло. До восьмого класса вместо них есть характеристики, разговоры с учеником и родителями и система «зачет-незачет». Потом пора приучать детей к системе оценивая, оценки появляются, но есть опять характеристики учителей, обратная связь: «Вашему ребенку есть к чему стремиться».
Музыка
Все ученики вальдорфских школ умеют играть на музыкальных инструментах. Сначала выбирают, какой больше подходит. Подбор индивидуальный. Каждый человек – уникальный инструмент. У каждого человека – свой инструмент. После подбора совместное творчество, созвучие людей, созвучие инструментов – получается оркестр.
Эвритмия
Предмет, которого нет в других школах. Вальдорфский эксклюзив. Вальдорфская гордость. Предмет справедливого восхищения всех зрителей. Придуман самим Рудольфом Штейнером и его женой Марией фон Сиверс. В школе один из (возможно, и самый) важных предметов. В эвритмии собраны все смыслы вальдорфской педагогики. Эвритмия – синтез музыки, стиха, прозы, танца, света, театра и экспромта, личного творчества, самовыражения. Это объединяющий предмет. На нем и говорят, и танцуют, и поют, и смотрят – задействованы все органы чувств.
Эвритмия имеет три ступени в соответствии с возрастом ребенка и отражает рост личности:
1. Сначала нужно понять себя. Ребенок учится видеть себя в пространстве, понимать, где лево и право, где верх и низ, как и где он сам находится и что он может самостоятельно сделать.
2. Я+другой. Умение взаимодействовать с окружающими людьми, с окружающим пространством. Понимать свое тело, и свое тело в пространстве, и взаимодействие его с другими людьми, гармоничное, неконфликтное взаимодействие. Совместное творчество.
3. Сценическое искусство. Апогей. Сформированная личность. Ученик создает сценический образ и участвует в представлении, театре, где реализует себя. Человек становится частью искусства, сам становится объектом искусства. Через искусство мы приходим к формированию личности. Математика тоже важна, но искусство – это про дух и душу, это про воспитание личности. Математика важна, но математика без души – как-то уже не очень.
Если у вас будет возможность посмотреть эвритмию – детей или взрослых, может быть, открытый урок, – обязательно воспользуйтесь этой возможностью. Невероятное красивое действие. Фестиваль эвритмии носит справедливое название – «Искусство быть свободным». Не можете сходить посмотреть – погуглите. Объяснить эвритмию текстом сложно. Надо видеть это фантастическое действие.
Важнейшим для свободного образования видом искусства является театр. Два театра – академический и театр скетчей – будут в колонии Антона Макаренко, Януш Корчак будет ставить спектакли даже в Варшавском гетто, желая поддержать дух детей и соседей. В наше время замечательные спектакли ставят в МШМ (Монтессори школа Михайловой) и школе ИЛИ СПб, замечательные спектакли ставят в школе «Макарун» (Москва) и во многих, многих других альтернативных школах. Значимость театра невероятна. Это единое пространство для самовыражения и самопонимания и зрителей, и актеров.
Демократия в вальдорфской школе
Ее нет. Но есть самоуправление. Идею предложил еще Рудольф Штейнер. Он не мог постоянно бывать в школе в Германии и предложил учителям самим решать вопросы и педагогические, и хозяйственные. Идея была хорошей со всех сторон. Когда Штейнер умирает в 1925 году, школа продолжает существовать и развиваться. Появляются последователи, школ становится все больше.
Что такое самоуправление? Штейнер называет управление «коллегиальным». Ученики не участвуют. На классной коллегии собираются учителя разных классов и предметов и обсуждают учеников и их успехи и неудачи. Один взгляд хорошо, а десять лучше. Таким образом они формируют целостное понимание ученика. Почему он на одном уроке хорошо учится, а на другом плохо, например. Таким образом складывается общая картина и союз между учителями, родителями, учеником.
Учителя, руководители школы собираются на конференцию и решают на ней вопросы уже школы. Очень важно, что на собрании все равны. Директор всего лишь тот, кто занимает некоторую должность, несет некоторую ответственность в школе, но он не тот, кто диктует условия другим. Все равны. Каждый может предложить свою идею и осуществить ее в рамках школы. Образуются специальные группы. Например, финансовая, где решаются вопросы финансирования школы и финансовое участие родителей учеников, оплата обучения. Группы по проведению праздников (их в вальдорфе довольно много), концертов, выступлений. Круг доверия – формат, где родители и учителя решают вместе конфликты в школе. Такую систему часто называют горизонтальной. То есть власть не в руках директора-деспота, а коллектива, который решает главные вопросы школы. Школа – живой организм, цель которого развиваться. Развиваться можно только в условиях согласия, уважения, инициатив и гармонии.
В конце книги есть интервью с Александрой Манукян, директором частной школы IB «Европейская гимназия» (Москва), где она подробно рассказывает, как у них в школе устроена система взаимодействия учителей и администрации в горизонтальном управлении. Она практически полностью совпадает с системой, предложенной Рудольфом Штейнером. Если вы прочитаете интервью, у вас сложится более четкое представление, как это делается и в вальдорфе.
Родители
Единица – самое большое число в математике. Нужно обладать некоторым особым набором ценностей, чтобы единица была больше двойки. Знание или незнание математики – это еще не показатель успеха, отставание по некоторым предметам программы госшколы (если вы зачем-то решили за ней следить, а сами отдали ребенка в вальдорфскую школу) не так уж и важно. Главное – самореализация, творческий поиск и воплощение личности в искусстве. Научитесь восхищаться эвритмией, праздниками, концертами, счастливым ребенком, наконец…