1950 год. За письмо Сталину по доносу арестован и осужден на 25 лет Генрих Альтшуллер, будущий основатель теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). В 1954 году реабилитирован. Первое авторское свидетельство об изобретении он получил в десятом классе. Следующие несколько изобретений сделал, находясь в заключении. Разработает систему ТРИЗ, позволявшую решать задачи самого разного свойства. В 1997 году будет создана Международная ассоциация ТРИЗ. Сейчас ТРИЗ – обязательный предмет обучения во многих альтернативных школах России и мира.
1953 год, март. Подполковник Даниил Борисович Эльконин, участник войны, награжденный медалями, сотрудник Московского областного военно-педагогического института Советской Армии, приглашается на комиссию для обсуждения «ошибок космополитического характера». Заседание не состоится. В сентябре Даниил Эльконин становится сотрудником Института психологии, где проработает всю жизнь.
1960 год. В 91-й московской школе в районе Арбата организованы экспериментальные классы. Начинает разрабатываться система Эльконина-Давыдова. В 1962 году вышла книга «Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников» под редакцией Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Сейчас система Эльконина-Давыдова – одна из самых распространенных и внедряемых как в частных школах, так и в альтернативных. Система меняет содержание образования. Задача – помочь ребенку самостоятельно находить решения, проявлять инициативу, вырабатывать критическое мышление. В классе приветствуется сотрудничество учеников и учителя. 91-я московская школа – по-прежнему школа «по системе Эльконина-Давыдова».
1962 год. В Ленинграде открывается первая физико-математическая школа. Уже через несколько лет в СССР будут созданы физико-математические школы во всех крупных городах и школы-интернаты. Задача – вырастить для страны ученых, способных развивать в первую очередь военно-промышленный комплекс. Учителей в такие школы подобрать трудно, и туда идут преподавать учителя с университетским образованием, практики науки с яркими именами. Их уровень знаний значительно выше, чем у обычных учителей в стране. В школах нет привычной рутины, в них почти нет идеологии. Деятельность пионерской и комсомольской организаций сведена к минимуму – они не должны мешать задаче создания для страны гениальных математиков и физиков. Учебники подбираются и меняются по степени решаемой задачи. Даже дневники не всегда есть. Поощряются дискуссии, за ошибки не осуждают – их тщательно разбирают. Большое внимание уделяется гуманитарным предметам и языкам. На литературе много споров и сочинений. Организуются дебаты на литературные темы. В школы на встречи с учениками приглашают известных актеров, музыкантов, поэтов. Дети вместе с преподавателями ходят в походы, отдыхают в специальных лагерях. Между школами налажены связи и развита коммуникация, обмен открытиями и научными находками. Именно выпускники этих школ и составят гордость советской науки. А после падения железного занавеса – гордость науки и других стран.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги