«Депо» – это место, где встречаются и/или пересекаются сразу несколько векторов миофасциальной силы; примерами «депо» являются лобковая кость или передняя верхняя подвздошная ость (рис. 2.12). «Депо» нередко являются костными ориентирами миофасциальных «путей». Их положение имеет решающее значение для анализа структуры по схеме Анатомических поездов, так как через них проходят конкурирующие силы натяжения.
Рис. 2.10. Слои фасции брюшной полости сходятся и расходятся, создавая сложный функциональный рисунок. (Воспроизведено с любезного разрешения Grundy, 1982 г.)
Рис. 2.11. Пример «стрелки»: от большой ромбовидной мышцы усилие передается либо на переднюю зубчатую мышцу по «пути», проходящему вокруг туловища (мышца под лопаткой, обозначенная красным цветом – часть Спиральной Линии, см. рис. 2.7 и Гл. 6), либо в подостную мышцу по другому «пути», проходящему к руке (часть Глубинной Задней Линии руки, см. Гл. 7)
Рис. 2.12. Через «депо» (В) передней верхней подвздошной ости (А) во всех направлениях проходит множество противоборствующих векторов миофасциальной силы
4. «Экспрессы» и «электрички»
На поверхности тела располагается множество многосуставных мышц (пересекающих более одного сустава). Эти мышцы часто перекрывают ряд односуставных мышц, каждая из которых дублирует какую-то отдельную часть общей функции многосуставной мышцы. Когда такая ситуация возникает в Анатомическом поезде, тогда многосуставные мышцы принято называть «экспрессами», а лежащие под ними односуставные мышцы – «электричками».
В качестве примера можно рассмотреть длинную головку двуглавой мышцы бедра, которая пересекает тазобедренный сустав и проходит вниз под колено, и, таким образом, оказывает влияние на оба сустава, а соответственно, является «экспрессом». Глубоко под ней находятся две «электрички»: большая приводящая мышца – односуставная «электричка», пересекающая тазобедренный сустав и отвечающая за разгибание и приведение бедра; и короткая головка двуглавой мышцы бедра – односуставная мышца, пересекающая только колено и отвечающая за его сгибание и ротацию (рис. 2.13).
Рис. 2.13. Длинная головка двуглавой мышцы бедра – это двухсуставный «экспресс», часть Cпиральной Линии (слева). Под ней проходят односуставные «электрички»: короткая головка двуглавой мышцы бедра соединяется через шероховатую линию бедренной кости со средней частью большой приводящей мышцы (справа). Соединение образованно плотным пересечением их фасциальных тканей. Функция этих двух «электричек» аналогична функции одного «экспресса»
Рис. 2.14. На рисунке показаны пять более или менее прямых продольных линий (считая левую и правую Латеральные Линии за две), отображенные на поперечном сечении тела позвоночного (как будто вы смотрите на срез рыбы). Обратите внимание на взаимодействие между самими линиями, а также между линиями и основными органическими структурами
По нашему глубокому убеждению, состояние осанки определяется не столько поверхностными «экспрессами», сколько более глубокими «электричками», которые нередко игнорируются (как говорится, «с глаз долой – из сердца вон»). Предполагается, что при переднем наклоне таза (постуральное сгибание бедра) в большей степени может помочь высвобождение гребенчатой и подвздошной мышцы (односуставные сгибатели бедра), чем релиз прямой мышцы бедра или портняжной мышцы. А, например, хроническое сгибание локтевого сустава лучше всего лечить посредством расслабления плечевой мышцы, а не концентрировать все внимание на более доступной и знакомой двуглавой мышце плеча.
Краткое изложение правил и руководящих принципов
В этой книге мы попытались достаточно подробно познакомить читателя с основными крупными миофасциальными меридианами, функционирующими в человеческом теле (рис. 2.14). В то же время читатели могут найти и построить свои собственные меридианы, руководствуясь описанными ниже правилами. (Например, некоторые студенты и коллеги аргументированно пытались построить миофасциальный меридиан «Глубинной Задней Линии» в соответствии с этими правилами, но автор скептически относится к полученному результату.)
• Следуйте за волокнами соединительной ткани, сохраняя постоянное направление, не перепрыгивая между уровнями и не пересекая промежуточные пласты фасции.
• Обращайте внимание на «станции», где миофасциальные «пути» соединяются с пролегающими под ними тканями.
• Обращайте внимание на любые другие «пути», которые расходятся или сходятся с выбранной линией.
• Ищите нижележащие односуставные мышцы, которые могут повлиять на работу линии.
Чем концепция Анатомических поездов НЕ является
… Всеобъемлющей теорией мануальной терапииДанная книга и теория Анатомических поездов имеют дело лишь с «внешней сумкой» париетальной миофасции, как описано в Приложении 1. Все вопросы, касающиеся манипуляций с суставами, выходят за рамки концепции миофасциальных меридианов и остаются предметом рассмотрения работ по остеопатии и хиропрактике. Безусловно, мы обнаружили, что достижение баланса между линиями снижает нагрузку на суставы и, таким образом, возможно, продлевает жизнь суставов. Работа и внимательное отношение к «внутреннему мешку» околосуставных тканей, а также к соединительным тканям дорсальной и вентральной полостей (краниальные и висцеральные манипуляции) имеют крайне важное значение, но эта тема не входит в круг вопросов, освещаемых в данной книге.
… Всеобъемлющей теорией функционирования мышцТеория Анатомических поездов разработана не для того, чтобы заменить имеющиеся знания о функции мышц, а для того, чтобы их дополнить. Функцией подостной мышцы по-прежнему будет латеральная ротация плечевой кости, контроль чрезмерной медиальной ротации, а также стабилизация плечевого сустава. Мы просто добавляем к этому идею, что она также является частью Глубинной Задней Линии руки, функционально связанного миофасциального меридиана, который проходит от мизинца к грудному и шейному отделам позвоночника.
В то время как описанные в этой книге миофасциальные меридианы включают в себя большинство известных мышц человеческого тела, некоторые мышцы нелегко описать посредством нашей метафоры. Так, например, глубокие латеральные ротаторы бедра фасциально являются частью Глубинной Фронтальной Линии. Однако в действительности их с трудом можно отнести к какой-либо длинной фасциальной линии передачи усилия. Эти мышцы легче всего представить в сочетании с другими мышцами, окружающими тазобедренный сустав, в виде трех взаимосвязанных вееров1.
Мышцы, не названные в качестве элементов карты Анатомических поездов, несомненно по-прежнему функционируют, координируя свою работу с другими мышцами в теле, но, возможно, не действуют вдоль описанных здесь миофасциальных цепей.
… Всеобъемлющей теорией движенияХотя некоторые движения определенно происходят вдоль линий меридианов, любые движения, более сложные, чем рефлексы или жесты, едва ли можно описать действием одной линии. Так, например, при колке дров топором укорачивается Поверхностная Фронтальная Линия и удлиняется Поверхностная Задняя Линия, но смещение топора в вашу доминирующую сторону при замахе для каждого следующего удара задействует целый комплекс линий – Спиральную, Функциональную, Латеральную. Движения всего тела, связанные с фиксацией суставов, стабилизацией туловища или с вытяжением всего тела, в большей степени поддаются анализу посредством концепции Анатомических поездов и легко описываются с помощью карты меридианов. Таким образом, наша система позволяет проводить постуральный анализ, который, в первую очередь, зависит от фиксации в теле.
Каждый меридиан описывает одну очень точную линию натяжения, проходящую через тело. Но большинство сложных движений (например, удар футболиста по мячу или метание диска спортсменом), конечно же, охватывает все тело, каждую секунду меняя угол вектора натяжения линий. Хотя концепцию Анатомических поездов можно применять для анализа сложных движений, не совсем понятно, внесет ли это какое-то новшество в современную кинезиологию. С другой стороны, будет очень полезен анализ того, какие линии ограничивают реакцию тела на первичное движение или стабилизируют тело для выполнения такого движения. Иными словами, полезно уметь выявлять чрезмерно стянутые, зажатые, неработающие или, наоборот, опасно ослабленные миофасциальные линии. Эта информация помогает в разработке новых стратегий по раскрытию структур тела для восстановления его баланса.
… Единственным способом структурного анализа телаВ мире существует множество форм структурного анализа2–4. Описанный в Главе 11 метод оказался полезным с практической точки зрения, при этом он нейтрален с психологической точки зрения, что является его заметным преимуществом. В некоторых подходах используется определенная «сетка», линия отвеса или некоторая форма абстрактной «нормы» или нейтрали, которые накладываются на разнообразие человеческого телосложения. Мы же предпочитаем ориентироваться исключительно на взаимосвязи внутри тела конкретного человека.
… Полным описанием анатомии человекаХотя предметом этой книги является мышечно-скелетное взаимодействие, она не является всеобъемлющим учебником по анатомии. Анатомические поезда можно охарактеризовать как «продольную анатомию». Поэтому, в дополнение к данному тексту, мы рекомендуем использовать любой хороший подробный анатомический атлас5–9.
… Научно подтвержденной теориейКонцепции, изложенные в этой книге, являются результатом многолетней практики, в которой встречалось немало анекдотических примеров. И эти концепции успешно применяются терапевтами в различных дисциплинах.
Подтверждением наших идей являются приведенные здесь доказательства, полученные в ходе диссекций; при этом они еще не были подтверждены более детальной диссекцией или другой научно-достоверной оценкой. Caveat Emptor – концепция Анатомических поездов находится в процессе развития.[3]
Как мы описываем линии
Еще с самой эпохи Возрождения, когда Ян Стефан ван Калькар начал делать рисунки для Андреаса Везалия, преподаватели анатомии мучились от необходимости описывать трехмерную, живую и движущуюся анатомию на неподвижных двухмерных страницах. Миофасциальные меридианы можно описывать по-разному: как четкую одномерную линию, как составную цепь миофасций, как часть более широкого фасциального пласта или как объемное пространство (см. рис. 1.20–1.22). В данной книге мы попытались объединить все четыре варианта в надежде поразить воображение читателя одним или несколькими из них. И хотя карта является лишь посредником и не всегда в точности описывает всю территорию, тем не менее она может оказаться весьма полезной.
В начале каждой главы приводятся описания точных линий, с «путями» и «станциями», с кратким описанием постуральной и двигательной функции; а внутри самих глав описываются суставные цепи миофасций. Более важные вопросы, касающиеся линий, обсуждаются в конце каждой главы; более второстепенные отмечены в тексте значками. В описании первой линии (Глава 3, Поверхностная Задняя Линия) представлены терминология и концепции, используемые в последующих главах, поэтому его стоит изучить в первую очередь.
Кроме того, в каждой главе содержится руководство по пальпации линии и по ее участию в движении. Оно написано как инструкция и для потребителя, и для практикующего врача. При обсуждении некоторых клинических подходов приводятся отдельные техники, многие из которых взяты из библиотеки Структурной интеграции2. Эти техники обсуждаются лишь поверхностно, и тому есть несколько причин.
Во-первых, Анатомические поезда можно успешно применять к различным мануальным и двигательным техникам; описание любого одного конкретного набора техник привело бы к исключению других. Намерение автора состоит в том, чтобы эта теория способствовала диалогу и обмену опытом вне технических и профессиональных границ.
Принимая во внимание ограниченные возможности описания живых техник текстом, автор предпочитает обучение «из рук в руки», которое недостижимо в формате книги. Если читатель заинтересуется методами работы с паттернами, выявленными посредством анализа меридианов, тем лучше: он сможет найти соответствующее обучение или наставника. Но несмотря на все ограничения, многие из упомянутых приемов описаны в другой книге10. Кроме того, на сайте www.anatomytrains.com доступно онлайн обучение техникам фасциального релиза.
В главах 10 и 11 представлены конкретные примеры использования данной системы и других знакомых автору методик, применяемых для структурного анализа и оценки движения. Мы очень надеемся, что практикующие специалисты разных направлений смогут перенести такого рода анализ в свою область знаний.
Литература
1. Myers T. Fansofthehipjoint.Massage Magazine No.75, 1998.
2. Rolf I. Rolfing. Rochester, VT: Healing Arts Press; 1977.
3. Aston J. Aston Postural Assessment Workbook. San Antonio, TX: Therapy Skill Builders; 1998.
4. Keleman S. Emotional Anatomy. Berkeley, CA: Center Press; 1985.
5. Netter F. Atlas of Human Anatomy. 2nd ed. East Hanover, NJ: Novartis; 1997.
6. Clemente C. Anatomy: A Regional Atlas. 4th ed. Philadelphia: Lea and Febiger; 1995.
7. Biel A. Trail Guide to the Body. Boulder, CO: Discovery Books; 1997.
8. Ross L, Lamperti E. Atlas of Anatomy. New York: Thieme; 2006.
9. Gorman D. The Body Moveable. Guelph, Ontario: Ampersand Press; 1978.
10. Earls J, Myers T. Fascial Release for Structural Balance. 2nd ed. Berkeley: North Atlantic; 2017.
3. Поверхностная Задняя Линия
Первая линия, Поверхностная Задняя Линия (ПЗЛ) (рис. 3.1), описана достаточно подробно для прояснения общих и частных понятий концепции Анатомических поездов. Терминология и структура изложения, используемые в этой главе, применяются и в последующих главах. Какая бы линия вас ни интересовала, возможно, сначала будет полезно прочитать эту главу.
ОПИСАНИЕПоверхностная Задняя Линия (ПЗЛ) объединяет и, подобно панцирю, защищает всю заднюю поверхность тела, от подошвы стопы до макушки, двумя участками – от пальцев стоп до коленей и от коленей до бровей (рис. 3.2 / Таблица. 3.1). При разогнутых коленях (как в положении стоя на прямых ногах) ПЗЛ функционирует как одна непрерывная линия взаимосвязанных участков миофасции. ПЗЛ можно иссечь как единое целое. В книге представлены фотографии изолированной иссеченной ПЗЛ и ПЗЛ с наложением на пластиковый скелет (рис. 3.3 и 3.4, см. также рис. 1.13).
Рис. 3.1. Поверхностная Задняя Линия
Постуральная функция
Общая постуральная функция ПЗЛ заключается в том, чтобы поддерживать тело в вертикальном положении и предотвращать его скручивание в позу эмбриона. Так как данная постуральная функция осуществляется на протяжении всего дня, для ее выполнения требуется, чтобы в мышечной части этого миофасциального единства преобладали более медленные, выносливые мышечные волокна. Кроме того, для поддержания такого положения необходимо, чтобы фасциальная часть состояла из сверхплотных пластов и областей, таких как, например, подошвенный апоневроз, ахиллово сухожилие, фасции мышц задней поверхности бедра, крестцово-бугорная связка, грудопоясничная фасция, «тросы» мышц, выпрямляющих позвоночник, и широкая выйная связка у затылочного гребня.
Основная функция ПЗЛ – разгибание. Исключением являются колени, которые, в отличие от других суставов, сгибаются благодаря работе мышц ПЗЛ. В положении стоя сцепленные между собой в области колена сухожилия ПЗЛ помогают крестообразным связкам поддерживать постуральное выравнивание между большеберцовой и бедренной костями.
Двигательная функция
За исключением сгибания коленей, общая двигательная функция ПЗЛ состоит в выпрямлении и разгибании. В процессе развития человека именно мышцы ПЗЛ поднимают голову ребенка из положения сгибания, характерного для эмбриона. Это происходит благодаря постепенной активации глаз и желанию исследовать окружающий мир взглядом. При дальнейшем развитии мышцы ПЗЛ обеспечивают все большую поддержку в различных положениях тела ребенка относительно земли – лежа на животе, сидя, стоя на коленях и на ногах – по мере того, как ребенок достигает стабильности на каждом из этапов развития, пока в конце концов не окажется в вертикальном положении спустя примерно год после рождения (рис. 3.5, см. также рис. 10.38–10.44).
Поскольку при рождении тело находится в положении сгибания и весь фокус нашего внимания обращен внутрь, развитие силы, навыков и устойчивости ПЗЛ тесно связано с постепенным процессом созревания, в ходе которого мы переходим из первоначального согнутого положения в полноценное вертикальное положение тела и легко его удерживаем на протяжении всей жизни. Автор 121-го Псалма, написавший «Я подниму свой взор к холмам, откуда мне приходит помощь», способен выполнить свое намерение именно благодаря Поверхностной Задней Линии.
Поверхностная Задняя Линия в деталях
ВНИМАНИЕ. Мы начинаем рассмотрение большинства «кардинальных» линий (расположенных спереди, сзади и по бокам) с их дистального, или каудального, конца. Это простая условность: мы с таким же успехом могли бы продвигаться вниз, начиная от головы. Наше тело создает натяжение и передает усилие во всех направлениях, или же передает его из центра в обоих направлениях: вниз и вверх. Таким образом, за нашим выбором не стоит никаких особых причин.
Общие соображенияНаиболее общее утверждение, которое можно сделать о любой из линий Анатомических поездов, звучит следующим образом: натяжение, напряжение (плохое и хорошее), травма и сила, создаваемая движением, проходит через всю структуру по этим фасциальным линиям.
ПЗЛ – это кардинальная линия, которая, в первую очередь, координирует осанку и движение в сагиттальной плоскости. Она либо ограничивает (контролирует) движение вперед (сгибание), либо создает или поддерживает чрезмерное движение назад (разгибание).
Рис. 3.2. «Пути» и «станции» Поверхностной Задней Линии. Затемненные линии показывают участки тела, где она влияет и сама оказывается под влиянием более поверхностных фасций (дермы, жировой ткани и глубокой фасции).
ТАБЛИЦА 3.1.
Поверхностная Задняя Линия: миофасциальные «пути» и костные «станции» (Рис. 3.2)
Рис. 3.3. Диссекция Поверхностной Задней Линии, целиком выделенной из тела. На изображении отмечены отдельные ее части. Но глядя на это разделение, становится очевидным, что фокусирование внимания на отдельных анатомических «частях» тела ограничивает мышление и что логичнее рассматривать эти меридианы как функциональные «единства»
Рис. 3.4. Тот же самый образец, представленный на демонстрационном скелете для большей наглядности. Донор был значительно выше представленного скелета. (Видео 4.3)
Хотя мы говорим о ПЗЛ в единственном числе, разумеется, в действительности существуют две ПЗЛ – одна справа и одна слева. Следует отмечать дисбалансы между ними и корректировать их наряду с коррекцией билатеральных паттернов, ограничивающих движения этой Линии.
Распространенные паттерны постуральной компенсации, связанные с ПЗЛ, включают в себя ограничение тыльного сгибания голеностопного сустава, переразгибание коленного сустава, укорочение мышц задней поверхности бедра (они берут на себя функцию неадекватно работающих глубоких латеральных ротаторов), смещение таза вперед, нутацию крестца, лордоз, увеличение ширины разгибателей при сгибании грудного отдела, ограничение в подзатылочных мышцах, ведущее к переразгибанию верхней части шейного отдела позвоночника, смещению вперед или ротации затылка на атланте кпереди и нарушение связи движения глаз-позвоночника (глазодвигательный рефлекс).
От пальцев стопы до пяткиНаша исходная «станция» на этой длинной Линии миофасции – это подошвенная сторона дистальных фаланг пальцев стопы. Первый «путь» проходит по подошве стопы. Он включает подошвенную фасцию, а также сухожилия и мышцы коротких сгибателей пальцев стопы.
Эти пять полос сливаются в единый апоневроз, который проходит по передней части пяточной кости (передне-нижняя сторона пяточной кости). Подошвенная фасция включает в себя еще одну важную 6-ую «нить» – латеральный тяж, который начинается на 5-ой плюсневой кости и вплетается во внешний край пяточной кости (рис. 3.6 и 3.7).
Эти фасции и связанные с ними мышцы создают натяжение в нижней части стопы и образуют регулируемую «тетиву» продольных арок стопы. Эта «тетива» помогает сближать два конца, тем самым поддерживает арки стопы, проходящие между пяткой и головками 1-й и 5-й плюсневых костей (рис. 3.8). «Тетива» стопы имеет три слоя. Подошвенный апоневроз составляет лишь одну ее часть. Еще два слоя формируют более короткие и прочные длинную подошвенную связку и пяточно-ладьевидную связку (пружинную связку), расположенные более глубоко (более краниально) в предплюсне стопы (их можно увидеть под подтаранным суставом на рис. 3.9, см. также рис. 3.34).
Рис. 3.5. В процессе развития ПЗЛ укорачивается. Её сокращение выводит тело из согнутого положения эмбриона в вертикальное положение и формирует уравновешивающие друг друга изгибы позвоночника. Дальнейшее укорочение мышц ПЗЛ приводит к переразгибанию
Рис. 3.6. Подошвенная фасция, первый «путь» ПЗЛ, включающий латеральный тяж
Рис. 3.7. Диссекция подошвенной фасции. Обратите внимание, что латеральный тяж (А) создает отчасти отдельный, но связанный «путь» (©Ralph T. Hutchings. Воспроизведено с любезного разрешения McMinn и соавт., 1993.)
Рис. 3.8. Подошвенный апоневроз образует «батут» под арками стопы – единую пружинистую арку между точками контакта стопы с опорой: головкой 5-ой плюсневой кости, головкой 1-ой плюсневой кости и пяткой
Рис. 3.9. Сагиттальный разрез медиальной продольной арки стопы, демонстрирующий, каким образом подошвенная фасция и расположенные еще глубже ткани образуют несколько слоев «тетивы», которые поддерживают медиальную арку стопы и выполняют роль пружин (©Ralph T. Hutchings. Воспроизведено с любезного разрешения Abrahams, и соавт., 1993.)
Подошвенная фасцияНередко подошвенный апоневроз является источником проблем, передающихся дальше вверх по всей линии. Наличие ограничения в этой области часто сопровождается зажатыми мышцами задней поверхности бедра, поясничным лордозом и стойким переразгибанием в верхней части шейного отдела позвоночника. Структурная работа с подошвенной фасцией требует использования костяшек пальцев и достаточно сильного растяжения этой плотной фасции. При этом любая методика, применяемая для ее расслабления, будет способствовать снятию напряжения с тканей, расположенных выше. Если ваши руки не готовы к такой задаче, можно применить технику «мяч под стопой», описанную ниже в разделе «Простой тест».