Книга Несгибаемое Заполярье - читать онлайн бесплатно, автор Александр Валентинович Надысев. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Несгибаемое Заполярье
Несгибаемое Заполярье
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Несгибаемое Заполярье

***

30 мая 1942 года командир 2-го гвардейского Краснознамённого авиаполка ВВС Северного флота подполковник Сафонов, во главе звена из четырёх истребителей «Киттихаук» английского производства, вылетел на прикрытие каравана судов PQ-16, следовавших к Мурманску. В явно неравном воздушном бою Сафонов потерял своего ведомого и сразу попал под огонь бомбардировщиков. Он сумел лишь передать по радио: «Сбил три Ю-88. Мотор подбит, иду на вынужденную», и связь оборвалась.

Моряки-наблюдатели с эсминцев «Валериан Куйбышев», «Грозный» и «Сокрушительный», сопровождавших караван PQ-16 видели, как советский истребитель «Киттихаук» вышел из боя, задымился и в крутом пике врезался в море.

Так погиб советский ас Борис Сафонов.

Указом Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года Сафонов был награждён второй медалью «Золотая звезда», но это представление пришло после гибели лётчика.

Глава 4. Незабываемые Средний и Рыбачий

И вновь, о кратком позабыв тепле,

Спешить на зов береговых орудий,

В победу верить на родной земле,

Вот этот камень защищая грудью …

Е. Стюарт


Вернёмся к началу войны. В три часа ночи 29 июня без артподготовки в густом тумане немецкие егеря пошли в наступление: 3-я немецкая горнострелковая дивизия перешла реку Титовку, а 2-я дивизия пошла по труднопроходимой тундре, но уже днём остановилась, потому что намеченных на картах дорог не оказалось.

Отражая постоянные атаки немцев с суши и моря, около 22-х тысяч бойцов 14-ой стрелковой дивизии Красной армии вместе с пограничниками медленно отступали. Одна часть отходила вдоль берега Баренцева моря к Мурманску, а другая отступала на север по хребту Муста-Тунтури, что означает по-фински «Чёрные горы».

Своевременно собранное мурманское ополчение «Полярная дивизия» неожиданно ударило во фланг егерям и, остановив их наступление на Мурманск, закрепилось на оборонительных рубежах.

Оставлять полуостров Рыбачий в руках немцев, наступающих по хребту Муста-Тунтури, было недопустимо. С его берегов они могли перехватывать транспортные суда, доставляющие оружие, продовольствие и другие жизненно важные грузы. Поэтому солдаты Красной армии держали оборону на полуострове до последнего, хотя сухопутная связь с «большой землёй» уже была потеряна. Гитлеровские войска попытались совершить прорыв и даже смогли форсировать реку Западная Лица, глубоко вклинившись в оборонительную линию Красной армии. Однако, благодаря десантированию моряков и батальона пограничников, посланных контр-адмиралом Головко, враг был отброшен обратно. Это позволило Красной армии перейти в контрнаступление и закрепиться. А с моря в тылу врага уже действовали другие морские десанты.

Несмотря на все усилия, немцы смогли продвинуться всего лишь на 70 километров от границы и достичь хребта Муста-Тунтури. Здесь их остановила Красная армия, и горные стрелки из немецкого 19-го горно-егерского корпуса, который наступал на Мурманск, впали в уныние.

– Что за война в Заполярье? – жаловались егеря. – Тундра, горы, никаких дорог, и не знаешь, от чего погибнешь – то ли от пули, то ли от холода. А русские упрямы и, кажется, готовят нам, как они говорят, «кирдык»!

***

29 июня Вячеслав Молотов, министр иностранных дел, при встрече с британским послом в СССР Стаффордом Криппсом просил об участии военных кораблей и авиации Англии в Баренцевом море. И в Арктику была направлена эскадра в составе двух авианосцев, двух крейсеров и шести эсминцев с целью пресечения немецких конвоев, доставляющих воинские части в норвежский Киркенес.

В те суровые времена воины Красной армии с исключительным мужеством отстаивали свои оборонительные рубежи и сопки. Особенно ожесточённые бои велись за стратегические высоты, на одной из которых развернулись трагические события.

30 июня 1941 года советские разведчики 135-го стрелкового полка заняли оборону высоты № 122,0, расположенной между материком и полуостровом Средний, и закрепились на ней. Немецкие горные стрелки из 136-го Тирольского горнострелкового полка и 2-й горнострелковой дивизии корпуса «Норвегия» отправили свою разведку на захваченную высоту, стремясь незаметно подойти к ней. Однако им это не удалось, и завязался короткий бой, в ходе которого немцы, укрываясь за камнями, отступили, оставив на месте своих убитых и раненых. Получив информацию о малочисленности русских, 2-я рота горных егерей ринулась на штурм и, несмотря на большие потери, заняла высоту. В ходе боя немцы захватили в плен двух красноармейцев, сфотографировали их и тут же расстреляли на месте. На следующий день были напечатаны фотографии этого расстрела. Горные стрелки рассматривали их, смеялись и, хвастаясь, передавали друг другу.

– Так будет с каждым русским, кто встанет на нашем пути, – поправив каску, произнес рыжий немец, командир роты обер-лейтенант Роде.

– Ты прав, командир, – поддержал его другой горный стрелок. – Эти гордые русские должны работать на нас!

– А я вижу, – заметил пожилой немец, – русские стоят перед расстрелом совершенно спокойно и не просят пощады.

– Да, да, и глядят, я бы сказал, смело! – захохотал Роде. – Но мы их заставим покориться!

***

И только в 2013 году в ходе поисковых работ по фотографиям из немецких архивов энтузиасты-следопыты разыскали место расстрела, и обнаружили останки тех двух героев красноармейцев, защитников 122-ой высоты. С человеческими останками были найдены обрывки шинели, ремни, обломки вещей и, главное, жетон с надписью: «Корольков Сергей Макарович, 1912 г.р. Призван 22. 06. 1941. Кировский РВК, Великолукская обл., Серёжинский р-н.»

Группа следопытов, обследуя место расстрела, стала внимательно рассматривать архивные фотографии. Они, передавая друг другу фронтовые фотографии, обсуждали:

– На немецкой фотографии, видите, стоит Сергей Корольков в шинели и смело смотрит смерти в лицо, а на другой фотографии в гимнастёрке стоит в окружении немцев другой красноармеец. Он горд и суров и, подбоченясь, с презрением не обращает никакого внимания на издевательские жесты фрицев. Его имя пока неизвестно, но мы найдём! Вот они герои Заполярья!

Глава 5. В воздухе асы

Вернёмся к событиям начала войны. С некоторым опозданием, 1 июля 1941 года на Кандалакшском направлении перешёл в наступление немецкий 36-ой армейский корпус, в задачи которого входило захватить Кандалакшу и нарушить деятельность Кировской железной дороги. Ему противостоял 42-ой стрелковый корпус Красной армии, бои с которым продолжались с переменным успехом почти 40 дней. Немцы атаковали всеми силами, в том числе и авиацией, от налётов которой пострадали мурманские верфи, портовые сооружения и городская электростанция. А советская авиация громила немецкие причалы и нефтехранилища в Петсамо и потопила транспортный пароход. Но главной задачей Люфтваффе, поставленной немецким командованием, было разрушить Кировскую железную дорогу – главный путь транспортировки военных грузов и продовольствия из Мурманска и обратно. Трудно себе представить, что в те грозные дни «Кировка» разрушалась авиационными налётами противника более 100 раз, и каждый раз железнодорожники восстанавливали её разбитые пути, используя рассредоточенные по всей железной дороге запасы строительных материалов, нужных для ремонта. Светлая память этим героям!

Авиационные налёты осуществлялись немецкими бомбардировщиками в сопровождении истребителей, в основном «Мессершмиттами» Bf-109, Bf-110. На подступах к «Кировке» их встречали советские истребители И-16, и закипали в воздухе такие бои, что дух захватывало. В то время немецкий ас, гауптман Шашке, был особо ненавистен всем советским лётчикам Заполярья. Ему даже дали прозвище – Рыжий.

– У него прицел с фотоэлементом, – говорили техники и добавляли, – а броня его «Мессера» непробиваемая.

13 июля 1941 года – эту дату никто и никогда не забудет. В небе над аэродромом 145-го авиаполка у посёлка Шонгуй на малой высоте пролетели три Мессершмитта Bf-109.

– Какая наглость, сволочи! – выругался командир дивизии Николай Белов и отправил в погоню звено И-16 из 4-ой эскадрильи под командой лейтенанта Василия Ишакова, со словами. – Переломать им кости!

При взлёте своего звена лейтенант Ишаков вдруг увидел справа от себя пылающий самолет своего ведомого. Он стал вертеть головой и заметил, как самолёт другого ведомого тоже задымился.

«Что такое, что случилось? Да и откуда зенитки?»– терялся в догадках Ишаков, продолжая набирать высоту, и вдруг краем глаза увидел «Мессера».

– Вот, гад, атаковал снизу! – сообразил Ишаков, и тут же стал разворачиваться, но не успел … и получил от «Мессера» залп из носовой пушки. И-16-ый вздрогнул и загорелся, а Ишаков выбрался из пылающего самолёта, но из-за малой высоты раскрыть парашют ему не удалось. Так погиб советский ас.

Все, кто находился на аэродроме, видели, как вслед за тройкой немецких истребителей, низко над лесом шёл в атаку на взлетающее звено Ишакова «Мессер», раскрашенный под щуку.

– Ну, смотри же, Ишаков – кричали с аэродрома, – немец снизу тебя атакует!

– Как будто он вас слышит, – пробурчал механик. – Как жаль, что на «Ишаках» нет раций.

Другие кричали:

– Смотри, подбил немец ведомого. И ещё, ещё! Какая сволочь, подобрался снизу, как змея гремучая!

«Мессер», лениво выполнив «бочку», ушёл на запад, а командир авиаполка выругался и погрозил ему вслед:

– Мы ещё с тобой поквитаемся, змейский ас!

А замполит напомнил ему:

– Наш Иван Калабушкин в первый день войны на своём биплане «Чайка» сбил два «Мессера» и три бомбардировщика, вот кто настоящий ас!

– Знаю, только уточню. Калабушкин в первый день войны на «Чайке» в районе Бреста сбил одного «Мессера-109». На следующий день в районе Пинска сбил два «Юнкерса-88» и был ранен, 28 июля в районе Едрово сбил снова одного «Мессера-109 и 31 июля сбил ещё «Хеншель-126».

– Какой герой! – согласился замполит. – Свалил столько фрицев!

***

А немецкий ас гауптман Шашке, который на своём двухмоторном «Мессершмитте» только что сбил сразу трёх «Ишаков», уже сидел в подземном блиндаже и пил пиво с друзьями, пилотами обер-фельдфебелем Хуго Даймаром и обер-лейтенантом Хорсом Карганико, тоже асами, у которых на счету было немало сбитых русских. Шашке был в ударе и постоянно хвастался.

– В бою моя тактика просто идеальна, и ни разу меня не подвела. Я летаю под прикрытием наших «Мессеров», которые выманивают русских. Ха, ха! Они взлетают, а я снизу пушечкой распарываю им животы. Ха-ха-ха!

– Это похоже на мою охоту «на дикого медведя» – захохотал Даймар и хлопнул по плечу Шашке. – Везёт же тебе! Три «Ишака» зараз, тебе явно грозит Железный крест!

Но Шашке не знал, что его блестящая карьера «хитрой лисы» быстро закончится и даже креста на его могиле не будет! И неотвратимая кара настигла! 4 августа 1941 года немцы вновь решили бомбить аэродром в Шонгуи, и на этот раз в налёте участвовали четыре «Мессершмитта» Bf-110 и девять Bf-109. Сразу в небо были подняты три И-16 и четыре ЛаГГ-3 145-ого истребительного авиаполка. Несмотря на превосходство противника, советские пилоты атаковали немцев. Старшим лейтенантом Шелухиным сходу был сбит немецкий Bf-109, а командир эскадрильи капитан Зайцев из своих пушек пропорол брюхо ведущему «Мессершмитту-110», с раскраской под «щуку».

– Ага, получай, Рыжий!», – выкрикнул он.

«Мессер» загорелся и стал падать, а Зайцев проводил его взглядом до самого леса и, увидев взрыв, прокричал:

– Вот тебе, Шашке!

***

36-ой немецкий армейский корпус в это время окончательно увяз в боях у Саллы. И всё чаще и чаще пикирующим бомбардировщикам приходилось вылетать на поддержку немецких войск. Им не давали прицельно пикировать советские истребители И-16, которые с «Мессерами» постоянно крутили в воздухе смертельную кадриль. Но и этой поддержки с воздуха было явно недостаточно и наступление немцев на Мурманск стало сворачиваться. С другой стороны немецкое наступление на Кировскую железную дорогу так же не имело серьёзных успехов, так как советские войска сумели остановить противника в районе Алакуртти, после чего началась вялая позиционная война.

Так в советском Заполярье хвалёные немецкие егеря ничего не добились в своём желании овладеть Мурманском, и Кировская железная дорога по-прежнему оставалась основной транспортной магистралью, по которой доставлялось британское и американское вооружение, продовольствие и прочее оборудование.

Гитлер был вне себя. Он чихвостил своего любимца генерал-лейтенанта Дитля, а тот все неудачи сваливал на непролазную тундру и русский мороз.

***

Уже 30 августа у северных берегов Норвегии советская подлодка потопила два немецких транспорта, которые везли подкрепление для егерского корпуса «Норвегия», а 7 сентября британская эскадра атаковала немецкий конвой, и один корабль «Бремзе» был потоплен.

– Для начала неплохо, – радовался контр-адмирал Головко. – Не получит Дитль свежих егерей. Вот ему! А мы ему своими морскими десантами отрежем я…!

– Когда же мы дадим пинка этим фрицам? – спрашивали офицеры.

– Вот перегруппируемся, и тогда подпалим им задницы!

Уже тогда немецкое командование, потерпев фиаско по захвату Мурманска, решило организовать диверсионную деятельность на Северной железной дороге, и таким образом прервать сообщение Москвы с Мурманском. Кроме того, разрабатывало рейдерские операции своих подводных лодок по перехвату транспортных судов, следующих по Северному морскому пути, и погрому советских полярных метеостанций, разбросанных по всему побережью Заполярья.

Глава 6. Остров Домашний в 41-ом году



Начало войны с фашистами застало советских полярников Бориса Кремера и его двух товарищей на самой северной оконечности Северной Земли на острове Комсомолец, где они работали на метеостанции, расположенной на мысе Арктическом. Условия работы на острове были крайне тяжёлые, и полярники были настолько истощены и измучены, что когда за ними пришёл ледокольный пароход «Садко», то у них не было сил дотащить до шлюпки собственное имущество. Они взяли с собой только самое ценное: собранные коллекции камней, растений, журналы наблюдений и личное оружие. Зато прибыв на Диксон, они забыли про усталость и радовались, как дети, своему прибытию на Большую Землю.

– Лафа! Наконец-то, мы в отпуске!

Но совершенно неожиданно Кремера вызвали в радиорубку Диксона на переговоры с начальником Главсевморпути Иваном Папаниным, который сразу предложил ему новое назначение:

«Началась война, и нужно срочно расконсервировать полярную метеостанцию на острове Домашнем Северной Земли, с целью получения ежечасной метеосводки и движения льдов. Пойдёшь?»

Кремер сразу ответил шифровкой:

«Я готов!»

И тут же получил ответ:

«Тогда иди в «колхоз» Корельского, они тебе помогут».

Кремер направился было к Корельскому, капитану ледокола «Садко», как его остановил заместитель Папанина Пётр Ширшов:

– Борис Александрович, я думаю, не стоит идти на судне. Давай, по воздуху. Побудь там до весны, а потом мы тебя сменим, честное слово! Согласен? Тогда иди к пилоту Каменскому, я его введу в курс дела.

В то время полярный лётчик Каменский обивал пороги у начальства с заявлением идти «на фронт», но Ареф Минеев, начальник морских операций в Западном секторе Арктики, положил его заявление в стол и приказал:

– Доставишь трёх полярников на остров Домашний, а уж после поговорим о фронте. Исполняй!

Когда полярники сели в гидросамолёт, то Каминский удивился:

– Не понятно, почему зимовщики только с вещмешками, и не взяли с собой ни продукты, ни снаряжение?

Опытный штурман пояснил:

– Ты же знаешь, на Домашнем всё осталось от последней смены полярников. Правда, продукты с порядочным сроком годности, но перебиться можно! А мы ничего «свежего» взять в гидросамолёт не можем, так как на обратный путь загрузили дополнительные баки с топливом.

Взревели моторы, и гидросамолёт взмыл в небо. Полёт прошёл удачно и вскоре три полярника выгрузились на берег острова Домашний. Отбив доски с окон и дверей метеостанции, они сразу принялись за оперативную работу, ежечасно давая сводки о погоде. В свободную минутку Скворцов записал в свой дневник:

«Сентябрь 1941 г. Расконсервировав станцию на о. Домашнем, стали обживать её. Выяснилось, что с запасами продовольствия дело обстояло плохо. Свежего завоза давно уже не было, и сохранились лишь запасы продуктов с 1932 года от экспедиции Г. А. Ушакова, когда они с геологом Урванцевым и каюром Журавлёвым за два года объехали на собаках и нанесли на карту весь архипелаг Северной Земли».

Пережив трудную зиму, полярники ждали прилёта лётчика Орлова, но тот не смог прилететь, потому что был занят эвакуацией полярников и их семей из осаждённого Ленинграда.

– Что же нам делать? – забеспокоился радист и метеоролог Всеволод Скворцов,

– Видно, придётся зимовать во вторую смену? – нахмурился механик и он же повар, Илья Шенцов, – а продуктов-то маловато.

– Сейчас война, и мы держим фронт на острове Домашнем, так что крепитесь! – резко отреагировал начальник арктической группы, метеоролог Борис Кремер, и тут же получил радиограмму:

«На Домашний придёт пароходом смена полярников во главе с радистом Анатолием Шаршавиным. Ждите».

– Ну вот, к нам прибывает смена, – услышав радостную весть, заулыбался Скворцов. – Скоро и у нас будет передых.

– Хорошо бы, – подтвердил Шенцов, – а мне бы хотелось в Москву на Красную площадь. Подождём!

Глава 7. Всё для фронта

В тревожное время 41-ого года на западном фронте Красная армии, уступая немецкой в численности войск и технике, постоянно отступала. Немцы нахрапом брали города, и Москва готовилась к обороне. Тысячи москвичей вышли в поля, где строили оборонительные сооружения и рыли противотанковые рвы. В эти годы войны патриотизм стал важнейшей ценностью в Советском Союзе, ведь стоял вопрос быть или не быть советскому государству. Вся страна поднялась на защиту своего отечества, и не было ничего выше и дороже этого, во имя спасения родной земли от нашествия фашистов. Школьники тоже рвались на фронт. Скрывая свой возраст, они обивали пороги военкоматов, а оттуда их отправляли учиться.

Так восьмиклассник Лев Венцковский, получив отказ в военкомате, стал заманивать своих товарищей записаться в училище связи.

– Вот подучимся там, и на фронт – радистами, – говорил он своим друзьям, – ведь радист – первый человек на войне.

Осенью Райком комсомола призвал школьников старших классов принять участие в укреплении столицы, и вскоре из Москвы выехал старенький автобус. Из открытых окон слышались песни и смех. Автобус был набит старшеклассниками, и он кряхтел, подпрыгивая на ухабах, а шофёр ругался и клял чёртову дорогу. А «зелёным» пассажирам было всё нипочём, они весело шутили и, перебивая друг друга, резвились. Особенно среди шумевших школьников выделялись своими проказами двое 8-класников, Лев Венцковский и его приятель Иван Ковалёв. Они резвились, несмотря на замечания учителя, и никак не могли остановиться.

– Куда нас везут? – кричал Иван. – Копать ямки? Ха, ха!

– Когда выгрузят, тогда и узнаешь!

– Говорили, что будем копать траншеи, – не унимался Иван.

А Лев поправил:

– Не траншеи, а настоящие глубокие противотанковые рвы.

– Мне отец говорил, что рвы на некоторое время задерживают продвижение танков, – уже серьёзно рассуждал Иван Ковалёв. – И танки, застывшие на рву, становятся прекрасными мишенями для наших артиллеристов.

Неожиданно заскрипели тормоза и автобус остановился. Шофёр обернулся и прокричал из кабины:

– Берём одну лопату на двоих и выходим.

– Это почему?

– Один работает, другой отдыхает, – ухмыльнулся шофёр.

– А-а-а, – протянул учитель. – Теперь, ребята, быстро разбирайте лопаты и идём за шофёром.

Когда школьники вышли из автобуса, то увидели множество людей, которые уже трудились на высоком земляном валу. Ребята встали в растерянности.

– Что приуныли? – заулыбался шофёр. – Идите за этот вал и спускайтесь вниз. Там вам скажут, что нужно делать!

– И что делать?

– Вы будите углублять ров, а землю выбрасывать по его сторонам, вот тогда и будет оборонительный рубеж. Поняли? Ну, я пошёл.

– Да, – спохватился он, – лопаты сдайте начальнику, а я вечерком за вами заеду.

Когда ребята посмотрели в глубокий ров, только тогда они поняли, какая предстоит тяжёлая работа. Они спустились вниз и по указанию начальника стали выкапывать землю и забрасывать её наверх, откуда другие люди перебрасывали ещё выше на следующий земляной вал. Вскоре руки устали, ноги дрожали, хотелось пить. Начальник, добрый дядька, присматривая за школьниками, только качал головой:

– Посылают детей, и на такие работы.

Заметив просящие глаза, он понял:

– Отдохните, ребята, я сейчас водички принесу.

Он быстро ушёл. Как вдруг раздался гул, и самолёт на малой высоте промчался вдоль рва, и сразу в воздухе появились летящие с неба листовки. Венцковский первым ухватил листовку и стал читать:

– Да, это стихи на русском языке и они, гады немцы, предлагают нам бросить лопаты и сдаваться!

– А вот им … – выкрикнул белобрысый паренёк, и с остервенением стал копать, за ним сразу схватились за лопаты и остальные.

Но немцы, видно, не успокоились, и вскоре загудела сирена.

– Что это?

– Тревога, – закричал, прибежавший с водой начальник. – На землю ложись!

Вдруг всё вокруг задрожало от рёва множества летящих самолётов.

– Это немцы. Сейчас будут бомбить.

И действительно, несколько бомбардировщиков отделились от своей группы и понеслись надо рвом. Сразу всё загрохотало, от взрывов закладывало уши, а школьники жались к стенке рва. Земля сыпалась на головы, и они не знали, что делать, а многие закрыли глаза руками и дрожали от страха. Совсем рядом со Львом Венцковским упала авиационная бомба и глубоко врезалась в землю.

«Какая страшная», – подумал он, и мощный взрыв опрокинул его и засыпал землёй.

Так же неожиданно рёв самолётов стих, и Лев, засыпанный землёй, соображал, спрашивая себя:

– Неужели я живой?

И сразу почувствовал, как его вытаскивают из земли. Когда же его схватили за левое плечо, он заорал от дикой боли и потерял сознание …

***

Лев с трудом открыл глаза и спросил:

– Где я?

– Ты в госпитале, – ответил врач в белом халате.

– Что со мной? – опять спросил Лев. – Я буду жить?

– Конечно, – осторожно ответил врач.

– А что с рукой? – простонал Лев. – Я её не чувствую.

– Мужайся, – сказал правду врач, – руку тебе оторвало осколком авиационной бомбы.

– Что же мне делать?

– Жить и работать, – успокаивал его врач. – Вот люди, без двух ног, а работают на «оборонке» и этим мстят фашистам.

– И я буду мстить!

***

– Лёва, привет! – влетел в палату Иван Ковалёв. – Как ты?

– Уже поправился, – ответил Лев Венцковский. – будут выписывать.

– А мы с Иркой записались в училище связи. Помнишь, ты об этом мечтал.

– Конечно, помню, – как-то неуверенно ответил Лев, – но меня в училище без руки не возьмут.

– А ты попробуй, – придвинулся к другу Иван, – ведь радисты работают на «ключе» одной рукой. Может и возьмут.

Лев Венцковский «попробовал» и они втроём поступили в училище связи. Счастливые, они побежали к «бочке» и, попивая квас, прослушали сообщение Информбюро:

« … Полный провал блицкрига Гитлера в Заполярье. Ура, товарищи!»

Глава 8. Подвиг СКР-22



В июле 1941 года немецкое командование, увидев, что генерал-лейтенант Дитль не справляется с блицкригом в Заполярье, решило направить ему в поддержку пять эсминцев 6-й флотилии под командованием Шульце-Хинрикса. Надо отметить, что этот офицер был очень осторожный «морской волк». Он до своего назначения был командиром эсминца Z-13 «Эрих Кёлльнер», которого британцы в бою при Нарвике, за 10 минут обстрела, потопили. И этот пережитый ужас придавал Шульце-Хинриксу некоторую неуверенность в его военных действиях. Именно поэтому он и решил патрулировать только в Белом море и наотрез отказал генерал-лейтенанту Дитлю в использовании своих эсминцев для уничтожения советских кораблей, обстреливающих горных егерей.

Так эсминцы Шульце-Хинрикса появились в Белом море. Им противостояли бывшие «рыболовы», советские сторожевики, небыстрые, но крепкие суда, вооружённые «сорокопятками» и пулемётами. Некоторые из них имели гидрофоны и запас глубинных бомб из 10-12 штук, но этим вооружением «рыболовы» могли лишь создать угрозу заблудившейся подлодке противника, не более.