Отдавая должное летчикам Одесского округа, организованно встретившим войну, следует отметить, что наиболее тяжелые потери противник понес при вторжении в воздушное пространство Киевского ОВО. На этом участке фронта наибольшее количество советских побед подтверждается немецкими документами. Например, после тарана старшего лейтенанта И.И. Иванова около Млынова упал и взорвался Не111 из 7-го отряда эскадры KG55 «Гриф», пилотируемый унтер-офицером Х. Вольфайлем (H.Wohlfeil); все пять членов экипажа погибли. Рядом упал еще один «хейнкель» из того же отряда – его сбили летчики 46-го иап. Во втором случае пилоту и штурману удалось спастись с парашютом [165].
По подсчетам автора, 5-й авиакорпус потерял 35 боевых самолетов и 27 полных экипажей. Ни одному из соединений не удалось избежать жертв. Так, в эскадре KG55 было безвозвратно потеряно 10 Не111 (разрушение на 100% по немецкой шкале оценок – самолет взорвался или не вернулся из-за линии фронта). Особо сильно пострадала эскадра KG51 «Эдельвейс». В журнале боевых действий читаем:
«После посадки последнего самолета в 20 ч 23 мин во дворце в замке Полянка около Кросно коммодор подполковник Шульц-Хайн (Schulz-Heyn) подвел итоги дня: они оказались неутешительными. 60 человек (15 полных экипажей!) летного персонала погибли или пропали без вести, в III группе 14 машин оказались сбиты или получили повреждения. Таким образом, выбыло из строя 50% имевшихся сил. В других группах положение оказалось немногим лучше. Командир 5-го отряда, “старый вояка”, умевший с юмором смотреть на превратности войны, обер-лейтенант фон Веншовски (von Wenchowski) погиб. Погибли и многие другие офицеры, а оставшимся было не до шуток. В лихорадочной спешке заделывались пробоины, устраняли следы аварийных посадок и уцелевшие самолеты готовились к следующим боям...» [166].
Но Шульц-Хайн не совсем точен. Г. фон Веншовски был сбит зенитной артиллерией 10 июля 1941 г. около Казатина и попал в плен [167]. На допросе он назвался капитаном. А вот его непосредственного командира капитана М. Штадельмайера (M. Stadelmeier), возглавлявшего II/KG51, 22 июня 1941 г. в последний раз видели живым. Спустя 4 недели (!) вышел к своим войскам командир 4-го отряда обер-лейтенант В. Штеммлер (W. Stemmler). Как уточнил генерал-квартирмейстер люфтваффе в своем отчете, общие безвозвратные потери в KG51 составили 52 авиатора.
Среди других жертв этого дня был командир 8/JG3 обер-лейтенант В. Штанге (W. Stange) (8 побед) и командир II/JG53 капитан Г. Бретнютц (H. Bretnutz). Последний отличился еще в Испании, где одержал две победы. За новые успехи Бретнютц получил Рыцарский крест в октябре 1940 г. (большая редкость в то время). В бою с группой СБ из 40-го бап капитан сбил один из них (32-я победа с начала войны), но ответным огнем стрелка мотор его самолета был поврежден, а сам летчик получил ранение. Бретнютц смог приземлиться в поле около Немана и был доставлен в госпиталь, однако от полученных ран через несколько дней умер [168].
Командир II/JG53 капитан Г. Бретнютц получил смертельное ранение 22 июня
По поводу гибели командира 27-й истребительной эскадры майора В. Шельмана (W. Schellmann), сбившего 7 республиканских самолетов в августе 1938 г. над Эбро, существуют разные версии. Был ли он сбит в результате обстрела с земли или столкнулся с обломками им же сбитого советского истребителя – установить трудно. Известно, что обратно он не вернулся [169]. Наиболее подробно пишут о Шельмане немецкие историки Г. Ринг и В. Гирбиг [170]. По их данным, коммодор JG27 столкнулся с уже падающей «Ратой» (И-16) и был вынужден покинуть истребитель с парашютом. Такой вывод был сделан после того, как немецкие пехотинцы обнаружили около Гродно спланировавший Bf109 с отметками на руле поворота о 13 победах и рядом обломки советского истребителя. А по тому, что у одного крестьянина нашли Рыцарский крест и Золотой испанский крест с Бриллиантами – награды Шельмана – Ринг и Гирбиг делают вывод о захвате аса войсками НКВД (в тексте – ГПУ). Стало им известно и о неудачной попытке к бегству. Но ведь могло быть по-другому: по советским данным, неподалеку от Гродно в районе Каменок ст. лейтенант П.А. Кузьмин из 127-го иап таранил немецкий «мессершмитт» и сам погиб [171]. (Правда, таран был выполнен не на И-16, а на И-153, но немцы вполне могли ошибиться при определении типа советского истребителя по его обломкам.)
Штадельмайер, Бретнютц, Шельман открыли длинный список потерь командного состава люфтваффе в России. Достаточно сказать, что среди четырех командиров авиагрупп самой сильной эскадры – JG51 – вскоре двое пали в бою. Среди начавших воевать на Востоке командиров, пожалуй, только капитан Д. Храбак (D. Hrabak), возглавлявший 22 июня 1941 г. группу II/JG54, остался в строю и весной 1945 г. командовал 54-й истребительной эскадрой в Прибалтике.
Встретившие войну у границы советские командиры тоже далеко не все праздновали День Победы в действующей армии. Удалось проследить за судьбой некоторых, служивших в июне 1941 г. на Украине. Про одного из них, командира 20-го иап, Совинформбюро сообщало: «Летчик-орденоносец капитан Гейбо, выручая товарища, вступил в бой с двумя фашистскими самолетами, прикрыл выход товарища из боя и заставил противника отступить. Во главе небольшой группы истребителей он атаковал 18 немецких бомбардировщиков и обратил их в бегство» [172]. Пройдя по долгим дорогам войны, полковник И.И. Гейбо закончил ее на 2-м Украинском фронте, командуя 6-й гвардейской Сегедской Донской иад. Бок о бок с ним в Венгрии в 1945 г. сражались гвардейские корпуса, возглавляемые генералами И.Д. Подгорным и В.В. Степичевым. В июне 1941 г. они возглавляли, соответственно, 46-й иап в Млынове и 136-й бап в Бердичеве. Их коллегами по Киевскому округу перед войной были Герой Советского Союза П.Т. Коробков и А.П. Осадчий, удостоенный этого высокого звания уже после Победы. Оба длительное время успешно командовали авиадивизиями. На этой оптимистичной ноте хотелось бы закончить рассказ о самом трагичном дне в истории советской авиации.
Источники и литература
1. Составлено по: ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 107559. Д. 5. Л. 116 – 154, 169 – 233, 286; Ф. 208. Оп. 142690. Д. 3. Л. 5 – 7; Ф. 217. Оп. 142688. Д. 1. Л. 2, 4, 16.
2. Пшеняник Г.А. Советские ВВС в борьбе с немецко-фашистской авиацией в летне-осенней кампании 1941 г. М., 1961. С. 29.
3. Там же. С. 33, 34.
4. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 225925. Д. 12. Л. 77.
5. Русский архив. Великая Отечественная. Т. 1. М., 1993. С. 193.
6. Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. в цифрах. М., 1962. С. 45, 69, 80.
7. Военно-исторический журнал. 1959. N 1. С. 90, 91.
8. 1941 г. – опыт планирования и применения ВВС, уроки и выводы (материалы конференции). М., 1989. С. 38 – 39.
9. Air Enthusiast. 1971. October. Р. 252, 253.
10. Дашичев В.И. Банкротство стратегии германского фашизма. М., 1972. С. 148.
11. Suchenwirth R. Command and Leadership in the German Air Force. London, 1968. P. 169, 170.
12. Россия. ХХ век. 1941 г. Кн. 2. М., 1998. С. 350.
13. Dierich W. Kampfgeshwader 51 «Edelweiss». Stuttgart, 1973. S. 157.
14. Составлено по: Groehler O. Geschichte des Luftkriegs 1910 bis 1980. Berlin, 1981. S. 294; Советская авиация в Великой Отечественной войне. С. 45, 69, 80.
15. ЦАМО РФ. Ф. 325. Оп. 4570. Д. 36. Л. 1.
16. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Вып. 37. М., 1959. С. 8.
17. Там же. С. 11.
18. Справочник по боевому и численному составу ВВС КА 1941–1945 гг. М., 1957. С. 10.
19. ЦАМО РФ. Ф. 31-го иап. Оп. 519038. Д. 1. Л. 7.
20. Сборник боевых документов... С. 180.
21. Schwabedissen W. The Russian Air Force in the Eyes of German Commanders. New York, 1960. P. 54.
22. ЦАМО РФ. Ф. 325. Оп. 4570. Д. 36. Л. 1.
23. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11280. Д. 126. Л. 216, 217, 235.
24. Анфилов В.А. Провал «Блицкрига». М., 1974. С. 229.
25. Рытов А.Р. Рыцари пятого океана. М., 1970. С. 108 – 116.
26. Schwabedissen W. Указ. соч. Р. 90, 91.
27. Пшеняник Г.А. Советские ВВС в борьбе с немецко-фашистской авиацией в летне-осенней кампании 1941 г. М., 1961. С. 59.
28. Schwabedissen W. Указ. соч. Р. 54.
29. ЦАМО РФ. Ф. 20045. Оп. 1. Д. 3. Л. 3.
30. Ситковский А.Н. В небе «Соколы». Махачкала, 1990. С. 41, 42.
31. BA/MA RL 2 III/1177 «Flugzeugunfaelle und Verluste bei den (fliegende) Verbaenden».
32. Groehler O. Geschichte des Luftkriegs. Berlin, 1981. S. 416.
33. Balke U. Der Luftkrieg in Europa. Bd. 1. Koblenz, 1989. S. 294.
34. Prien J., Stemmer G., Rodeike P., Bock W. Die Jagdfliegerverbaende der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945. Teil 6/II. Eutin, 2004. S. 26, 41, 48.
35. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11321. Д. 51. Л. 118.
36. Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. М., 1968. С. 30.
37. Военно-исторический журнал. 1989. N 6. С. 28.
38. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11285. Д. 1103. Л. 1.
39. ЦАМО РФ. Ф. 20045. Оп. 1. Д. 3. Л. 4.
40. Brutting G. Das waren die deutschen Kampflieger-Asse 1939-1945. Stuttgart, 1974. S. 257.
41. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11321. Д. 51. Л.
42. ЦАМО РФ. Ф. 20045. Оп. 1. Д. 3. Л. 4.
43. Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. в цифрах. М., 1962. С. 45, 69, 80.
44. Военно-исторический журнал. 1989. N 9. С. 15, 16.
45. ЦАМО РФ. Ф. 221. Оп. 3928. Д. 28. Л. 8.
46. Гот Г. Танковые операции./ Пер. с нем. М., 1961. С. 66.
47. ЦАМО РФ Ф. 208. Оп. 268301. Д. 1. Л. 3 – 5.
48. Захаров Г.Н. Я – истребитель. М., 1985. С. 105.
49. Русский архив. Великая Отечественная. Т. 2 (1). М., 1994. С. 199, 200.
50. Пшеняник Г.А. Советские ВВС в борьбе с немецко-фашистской авиацией в летне-осенней кампании 1941 г. М., 1961. С. 40.
51. Там же. С. 41.
52. РГАЭ Ф. 8044. Оп. 1. Д. 652. Л. 99.
53. ЦАМО РФ Ф. 553. Оп. 5908. Д. 1. Л. 1 – 10.
54. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Т. 1. М., 1988. С. 300, 301.
55. Иринархов Р.С. Западный особый... Минск, 2002. С. 130.
56. Захаров Г.Н. Указ. соч. С. 99.
57. ЦАМО РФ. Ф. 208. Оп. 2589. Д. 94. Л. 80 – 90.
58. Balke U. Der Luftkrieg in Europa. Bd. 1. Koblenz, 1989. S. 294.
59. Groehler O. Geschishte des Luftkriegs. Berlin, 1981. S. 294; Prien J., Stemmer G., Rodeike P., Bock W. Die Jagdfliegerverbaende der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945. Teil 6/I. Eutin, 2004. S. 5.
60. Мировая война 1939–1945 гг. Сборник статей. / Пер. с нем. М., 1957. С. 414.
61. Carell P. Unternehmen «Barbarossa». Frankurt a/M., 1963. S. 28, 29.
62. Болдин И.В. Сорок пять дней в тылу врага. // Военно-исторический журнал. 1961. N 4. С. 65.
63. ЦАМО РФ. Ф. 208. Оп. 2683. Д. 47. Л. 44.
64. Захаров Г.Н. Указ. соч. С. 60, 61.
65. ЦАМО РФ. Ф. 290. Оп. 3284. Д. 1. Л. 1–7.
66. Скрипко Н.С. По целям ближним и дальним. М., 1981. С. 70.
67. Федоров А.В. Авиация в битве под Москвой. М., 1975. С. 305.
68. Авиация и космонавтика СССР. М., 1968. С. 89.
69. Nowarra H.J. Luftwaffen Einsats «Barbarossa» 1941. Podzum, 1989. S. 36.
70. Скрипко Н.С. Указ. соч. С. 66.
71. Составлено по: Противовоздушная оборона войск в Великой Отечественной войне 1941–1945. Кн. 1. М., 1973. С. 79; Боевые действия немецкой авиации на Востоке. / Пер. с нем. М., 1947. С. 8.
72. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11285. Д. 233. Л. 1–16.
73. Bekker C. Angriffshoehe 4000. Hamburg, 1964. S. 279.
74. Aders G., Held W. Jagdgeschwader 51 «Moelders». Stuttgart, 1973. S. 87.
75. Скрипко Н.С. Указ. соч. С. 69.
76. Nowarra H.J. Указ. соч. S. 32.
77. ЦАМО РФ. Ф. 208. Оп. 2589. Д. 61. Л. 13.
78. Скрипко Н.С. Указ. соч. С. 58.
79. Захаров Г.Н. Указ. соч. С. 146 – 147.
80. Составлено по: Противовоздушная оборона войск в Великой Отечественной войне 1941–1945. Кн. 1. М., 1973. С. 79; Боевые действия немецкой авиации на Востоке. Пер. с нем. М., 1947. С. 8.
81. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 225930. Д. 8. Л. 1.
82. ЦАМО РФ. Ф. 208. Оп. 2589. Д. 61. Л. 16.
83. Скрипко Н.С. Указ. соч. С. 55.
84. Там же. С. 60.
85. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 3802. Д. 19. Л. 70.
86. ЦАМО РФ. Ф. 208. Оп. 2589. Д. 61. Л. 132.
87. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 3802. Д. 70, 71.
88. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11282. Д. 26. Л. 170 – 195.
89. Анфилов В.А. Провал «Блицкрига». М., 1974. С. 241.
90. ЦАМО РФ. Ф. 318. Оп. 4631. Д. 6. Л. 28, 29.
91. Болдин И.В. Указ. соч. С. 66.
92. Гальдер Ф. Военный дневник. / Пер. с нем. Т. 3. Кн. 1. М., 1971. С. 26, 29.
93. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 12462. Д. 547. Л. 15.
94. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11282, Д. 262. Л. 179 – 207.
95. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11285. Д. 234. Л. 13.
96. Иртюга М.В. Организация и ведение боевых действий ВВС Юго-Западного фронта в начальный период Великой Отечественной войны. Монино, 1975. С. 39.
97. Скрипко Н.С. По целям ближним и дальним. М., 1981. С. 116.
98. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11280. Д. 126. Л. 3 – 8.
99. ЦАМО РФ. Ф. 229. Оп. 181. Д. 47. Л. 7.
100. Balke U. Der Luftkrieg in Europa. Bd. 1. Koblenz, 1989. S. 416, 417.
101. Скрипко Н.С. Указ соч. С. 120.
102. ЦАМО РФ. Ф. 329. Оп. 181. Д. 47. Л. 8.
103. Пшеняник Г.А. Советские ВВС в борьбе с немецко-фашистской авиацией в летне-осенней компании 1941 г. М., 1961. С. 60.
104. Скрипко Н.С. Указ соч. С. 124, 125.
105. Dierich W. Kampfgeschwader 51 «Edelweis». Stuttgart, 1973. S. 152.
106. Brutting G. Das waren die deutschen Kampflieger-Asse 1939-1945. Stuttgart, 1974. S. 225.
107. Баграмян И.Х. Так начиналась война. М., 1977. С. 110.
108. Иртюга М.В. Указ. соч. С. 20, 21.
109. Пшеняник Г.А. Указ. соч. С. 61.
110. Скрипко Н.С. Указ. соч. С. 116, 117.
111. Великанов Е.Н., Голотюк В.Л., Лашков А.Ю., Ужанов А.Е. Звезды противовоздушной обороны России. М., 2004. С. 72.
112. Печенкин А. Черный день Красной Армии. / Независимое военное обозрение. 2003. N 6.
113. ЦАМО РФ, Ф. 35. Оп. 30799. Д. 2. Л. 41.
114. Groehler O. Geschishte des Luftkriegs. Berlin, 1981. S. 294, 295; Balke U. Указ. cоч. S. 419.
115. «Военная мысль». М., 1958. N 5 (43). С. 90 – 91.
116. Пшеняник Г.А. Указ. соч. С. 62.
117. ЦАМО РФ. Ф. 20078. Оп. 1. Д. 10. Л. 2.
118. Там же. Д. 3. Л. 10.
119. Мягков К.Н. Будни войны. Кишинев, 1986. С. 63.
120. ЦАМО РФ. Ф. 20078. Оп. 1. Д. 14. Л. 4.
121. Там же. Д. 3. Л. 6.
122. Пшеняник Г.А. Указ. соч. С. 63.
123. ЦАМО РФ. Ф. 20076. Оп. 1. Д. 8А. Л. 7.
124. BA/MA. RL 8/31 «Lagebericht v. 22.6.41».
125. ЦАМО РФ. Ф. 20078. Оп. 1. Д. 3. Л. 29.
126. Отделение ЦВМА. Ф. 243. Д. 37093. Л. 14 – 17.
127. Ванеев Г.И. Черноморцы в Великой Отечественной войне. М., 1978. С. 7.
128. MA/BA. RL 8/32 «Tagesberichten 4. Fliegerkorps».
129. Авдеев М.В. У самого Черного моря. М., 1968. С. 79.
130. Дорохов А.П. Морские летчики в обороне Одессы. Одесса, 1982. С. 10, 11.
131. Axworthy M. Flank Guard. Pt. 1. / Air Enthusiast. 1996. N 64. Р. 31.
132. Воздушная мощь Родины (под ред. Л.Л. Батехина). М., 1988. С. 181.
133. ЦАМО РФ. Ф. 32. Оп. 11302. Д. 65. Л. 203 – 211.
134. Кожевников М.Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941–1945. М., 1985. С. 36.
135. ЦАМО РФ. Ф. 20050. Оп. 1. Д. 1. Л. 4.
136. 1941 год – опыт планирования и применения Военно-воздушных сил, уроки и выводы. М., 1989. С. 14.
137. Шпанов Н.Н. Первый удар (Повесть о будущей войне). М., 1939. С. 32.
138. ЦАМО РФ. Ф. 20064. Оп. 1. Д. 5. Л. 55.
139. Prien J., Stemmer G., Rodeike P., Bock W. Die Jagdfliegerverbaende der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945. Teil 6/I. Eutin, 2004. S. 220 – 334.
140. Kriegstagebuch des Oberkommados der Wehrmacht. Bd. 1. Frankfurt/M., 1961. S. 1101.
141. Nowarra H. Luftwaffen-Einsatz «Barbarosa» 1941. Podzum, 1990. S. 28, 29.
142. Bekker C. Angriffshoehe 4000. Hamburg, 1964. S. 279.
143. ЦАМО РФ. Ф. 20050. Оп. 1. Д. 1. Л. 5.
144. Головко А.Г. Вместе с флотом. М., 1960. С. 17.
145. Противовоздушная оборона войск в Великой Отечественной войне. Т. 1. М., 1973. С. 76; Противовоздушная оборона страны (1914–1995 гг.) Военно-исторический труд. М., 1998. С. 109.
146. Бочкарев П.П., Парыгин Н.И. Годы в огненном небе. М., 1991. С. 22–23.
147. Пшеняник Г.А. Советские ВВС в борьбе с немецко-фашистской авиацией в летне-осенней кампании 1941 г.: М., 1961. С. 64.
148. Shores Ch. Luftwaffe fighter units Russia 1941-45. Osprey, 1978. P. 5
149. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11280. Д. 51. Л. 66.
150. Подсчитано по: ЦАМО РФ Ф. 35. Оп. 107559. Д. 6. Л. 4 – 6, 40 – 82.
151. Bekker C. Указ. cоч. S. 280.
152. ЦАМО РФ. Ф. 359. Оп. 6435. Д. 1. Л. 2.
153. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11333. Д23.Л.353
154. ЦАМО. РФ. Ф. 35. Оп. 11285. Д. 205. Л. 2.
155. Shores Ch. Указ. соч. P. 5.
156. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11280. Д. 798. Л. 182.
157. BA/MA RL 2 III/1177 «Flugzeugunfaelle und Verluste bei den (fliegende) Verbaenden».
158. Prien J. Einsatz des Jagdgeschwader 77 von 1939 bis 1945. Hamburg, 1993. S. 641.
159. Сообщения Советского информбюро. М., 1944. C. 3.
160. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 3802. Д. 15. Л. 80.
161. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11285. Д. 23. Л. 16.
162. Скрипко H.C. По целям ближним и дальним. М., 1981. C. 69.
163. ЦАМО РФ. 35. Оп. 11321. Д. 50. Л. 156.
164. «Красная Звезда», 9 июля 1941 г.
165. Dierich W. Kampfgeshwader 55 «Grif». Stuttgart, 1975, S. 416.
166. Dierich W. Kampfgeshwader 51 «Edelweiss». Stuttgart, 1973. S. 158.
167. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11280. Д. 51. Л. 70.
168. Obermaier E. Die Ritterkreutztrager der Luftwaffe. Bd.1. S. 102.
169. Shores Ch. Указ. соч. P. 5.
170. Ring H., Girbig W. Jagdgeschwader 27. Stuttgart, 1978. S. 68.
171. «Авиация и космонавтика». 1991. N 6. С. 14.
172. Сообщения Советского информбюро. С. 10.
ПЕРВАЯ ВОЗДУШНАЯ ОПЕРАЦИЯ СОВЕТСКИХ ВВС В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Из предыдущей главы видно, какое опустошение на наших аэродромах вызвали внезапные налеты люфтваффе, сколь заметное влияние они затем оказали на общий ход боевых действий на фронте. Спустя почти полвека после этих событий появилась версия, будто гитлеровская Германия вовсе не нападала на СССР 22 июня 1941 г., а лишь нанесла превентивный удар по изготовившемуся к агрессии соседу. Именно так трактует события бывший советский разведчик-перебежчик В.Б. Резун (литературный псевдоним – Виктор Суворов), чьи работы получили неожиданно широкий резонанс в постсоветской России. Его «Ледокол», «День-М» и «Последняя республика» вышли столь огромными тиражами, о каких профессиональные историки могут только мечтать. Более того, эти книги были переведены на многие иностранные языки и широко рекламировались в Великобритании, Франции, Германии, Польше и других странах. Бывший офицер Главного разведывательного управления Советской Армии претендует ни много ни мало на создание новой концепции начала Второй мировой войны. Мол, промедли Гитлер на 3–4 недели, ход истории был бы другим.
«6 июля 1941 г. в 3 ч 30 мин по московскому времени десятки тысяч советских орудий разорвали в клочья тишину, возвестив миру о начале великого освободительного похода Красной Армии. Артиллерия Красной Армии по количеству и качеству превосходила артиллерию всего остального мира. У советских границ были сосредоточены титанические резервы боеприпасов... – фантазирует Резун. – Германские аэродромы расположены крайне неудачно – у самой границы, у германских летчиков нет времени поднять свои самолеты в воздух. На германских аэродромах собрано огромное количество самолетов. Они стоят крылом к крылу, и пожар на одном распространяется на соседние, как огонь в спичечной коробке.
Аэропорт Мальми являлся одним из крупнейших в Финляндии
Над аэродромами – черными столбами дым. Эти черные столбы – ориентир для советских самолетов, которые идут волна за волной. С германских аэродромов успели подняться в воздух лишь немногие летчики. Германским летчикам категорически запрещалось открывать огонь по советским самолетам, но некоторые летчики, вопреки запрету командования, вступают в бой, уничтожают советские самолеты, а расстреляв все патроны, идут в последнюю самоубийственную атаку лобовым тараном. Потери советских самолетов огромны, но внезапность остается внезапностью...
Внезапность нападения действует ошеломляюще. Внезапность всегда ведет за собой целую цепь катастроф, каждая из которых тянет за собой другие: уничтожение авиации на аэродромах делает войска уязвимыми с воздуха, и они (не имея траншей и окопов в приграничных районах) вынуждены отходить. Отход означает, что у границ брошены тысячи тонн боеприпасов и топлива, отход означает, что брошены аэродромы, на которых противник немедленно уничтожает оставшиеся самолеты» [1].
Рассказывая на страницах своих книг о предполагаемой советской агрессии, которая оказалась сорванной якобы только благодаря вовремя предпринятым контрмерам Гитлера, «Суворов» рисует феерическую картину внезапного массированного удара ВВС Красной Армии по «спящим» германским аэродромам. И тогда не краснозвездные машины, как это было в действительности, а самолеты с черными крестами на крыльях за несколько часов превратились бы в груды обломков на всем протяжении границы. Сразу завоевав господство в воздухе, советская авиация мощными ударами нанесла бы огромные потери наземным частям вермахта, и Красная Армия, по версии автора «Ледокола», могла беспрепятственно ворваться в Западную Европу.
Никто из оппонентов «Суворова» почему-то до сих пор не обратил внимания на то, что события конца июня 1941 г., произошедшие в районе советско-финской границы, позволяют достаточно определенно ответить на вопрос, а что было бы, если бы Советский Союз действительно нанес упреждающий авиаудар. Ведь через день после начала войны советское руководство приняло решение атаковать аэродромы формально нейтральной Финляндии, нисколько не сомневаясь, что ее ВВС, а также расположенные там самолеты люфтваффе готовы к боевым действиям против нашей страны.
Как известно, вскоре после завершения советско-финской войны началось сближение позиций Финляндии и Германии. Особенно важный этап наступил в конце лета 1940 г. По мнению российского историка Н.И. Барышникова, «он был судьбоносным для Финляндии, поскольку положил начало вовлечению страны в осуществление Германией подготовки агрессии против Советского Союза» [2]. При этом Барышников отмечал важную роль в сближении хороших личных отношений, которые сложились между немецким рейхсмаршалом Г. Герингом и финским главнокомандующим К.Г. Маннергеймом. Постоянные контакты между военными и дипломатами двух стран шли особенно успешно осенью – зимой 1940 г. Когда в Германии заканчивалась работа по составлению плана «Барбаросса», начальник Генерального штаба сухопутных войск Германии генерал Ф. Гальдер встретился с финским посланником П. Талвела, после чего записал в своем рабочем дневнике: «Я просил сведения о сроках приведения финской армии в состояние скрытой боевой готовности для наступления в юго-восточном направлении» [3]. Уже из этой записи видно, что немцы имели предварительное согласие на участие Финляндии в агрессии против СССР.
Интенсивные переговоры между двумя странами велись и в последующие месяцы. Важным шагом по вовлечению Финляндии в новую войну стали секретные германо-финские переговоры, состоявшиеся с 25 по 28 мая 1941 г. Германский и финский генеральные штабы окончательно урегулировали и согласовали планы совместных операций, сроки мобилизации и начала наступления на севере. Финским войскам надлежало перейти к активным действиям через 14 дней после германского вторжения [4].
В данной главе нас особенно интересуют вопросы сотрудничества в области военно-воздушных сил. Оно включало перебазирование части немецкой авиации на финские аэродромы для последующих ударов по советской территории, передачу немцам подробных географических карт, выполнение разведывательных полетов финских самолетов над территорией Карельского перешейка и Северного Приладожья в интересах будущей операции, согласование границ операционных зон 1-го и 5-го немецких воздушных флотов с военно-воздушными силами Финляндии и др. [5].
Здание вокзала Турку перед налетом советских самолетов
Хотя «большой договор» между Германией и Финляндией о совместных военных действиях против СССР заключен не был, в военных штабах разработали план пропуска немецких войск через финскую территорию, учредили органы координации и связи верховного командования двух стран. Подробностей этих документов руководство нашей страны, разумеется, не знало. Тем не менее Советский Союз имел достоверную информацию о сосредоточении в Финляндии немецких войск и готовности своего северного соседа, пользуясь случаем, «отомстить» за поражение в «зимней войне».