Совершенно очевидно, что преосвященный Игнатий не издал это дополнение к своей статье, оставив его в своих рукописях, по своему глубокому смирению. Очевидно также, что опыт, описанный в этом добавлении, принадлежит несомненно самому Святителю: более подробно и глубоко невозможно было бы описать это событие, если бы оно не было личным. Очевидно, наконец, что будущий Святитель еще в свои юные годы пережил такой глубокий опыт посещения Божия, что смог это выразить в слове, отмеченном нами выше: Дух есть книга того сердца, в которое Он вселится. – Книга, которая не имеет предела и конца.
В свете изложенного становятся понятными те по существу невыносимые телесные и духовные страдания, которым подвергнется позднее подвижник Божий, испытавший великое откровение и сподобившийся видения Светлого Креста Христова. Он со своим другом изгоняется из Площанской пустыни вслед за старцем Леонидом, после чего начинается длительный период тяжелых телесных страданий, странствований по монастырям, возвращения в болезни под кров родительского дома и опять – болезней и трудов в других монашеских обителях.
Вероятно, именно к этому периоду странствий и страданий относятся слова святителя Игнатия, изображенные им в его «Плаче» уже тогда, когда он достиг зрелого возраста. «Инок должен при свете Евангелия вступить в борьбу с самим собою…» – утверждает Святитель и продолжает – «Чтоб окрепли и возмужали в иноке евангельские свойства, нужны непременно скорби и искушения. Кротость его должна быть испытана; смирение его должно быть испытано; терпение и вера – испытаны. Должно быть испытано – дороже ли ему Евангелие, слова и заповеди Христовы… дороже ли они преимуществ, удобств и обычаев мира, дороже ли самой жизни? Таким сначала представляется вступление в искушения; но без них невозможно научиться прощению всех обид, любви к врагам, зрению во всем Промысла Божия… Если же внутренний человек не будет образован всеми заповедями, то он не может соделаться жилищем Святаго Духа»[37].
Из Площанской пустыни духовные друзья, послушники Димитрий и Михаил, не имея средств, на собранные братией рубли направились в Белобережскую пустынь, оттуда в Свенский монастырь, где имели беседу с иеромонахом Афанасием, учеником старца Паисия Величковского, после чего направились в Оптину обитель, где уже обосновался старец Леонид со своими близкими духовными братиями. Жизнь в Оптиной была очень прискорбной; духовные друзья тяжело болели сильной лихорадкой, сначала Димитрий, а потом и Михаил; ухаживая друг за другом, они падали тут же на свой одр. В это время, по случаю болезни матери и узнав о болезни сына, отец Димитрия Александр Семенович Брянчанинов прислал экипаж, чтобы перевезти болящих друзей в Покровское. Послушник Михаил был так слаб, что был перенесен в повозку на руках.
Друзья понемногу оправились от болезни, но уже в конце зимы в феврале 1830 года направились в Кириллово-Новоезерский монастырь, так как жизнь под кровом родительским была трудной для послушников. Монастырь, расположенный на острове, был красив, но его сырой климат быстро уложил в постель болезненного послушника Димитрия; тяжелая лихорадка три месяца мучила молодого ревнителя благочестия. Позднее от рецидива бывшей у него ранее лихорадки свалился и послушник Михаил. Родители опять предложили больным подвижникам транспорт и приглашение приехать в Покровское. Послушнику Димитрию было необходимо переменить климат. Он покинул обитель, но на этот раз не вернулся под кров отчего дома, а остановился в городе Вологде у родственников. Здоровье его здесь понемногу поправлялось.
Виделся уже и конец душевных и духовных страданий Димитрия Александровича, исполнялось три года его скитаний по монастырям с возвращением по болезни в родной дом. Сам он пишет об этом в строках своего «Плача»: «Вскоре по вступлении моем в монастырь полились на меня скорби, как вода очистительная. То были и внутренние брани, и нашествия болезней, и угнетение нуждою, и потрясения от собственных неведения, неопытности, неблагоразумия; скорби от человеков были умеренные»[38]. Следует отметить, что духовные друзья, послушники Димитрий и Михаил за годы их странствий стремились попасть в те монастыри, которые были связаны с именами старцев иеромонаха Леонида и схимника Феодора, а также посетили старца Афанасия – всех тех, кто был соединен с великим преобразователем монашеской жизни преподобным старцем Паисием Величковским.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
См.: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова // Игнатий Брянчанинов, епископ. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: [В 6 т.]. СПб., 1905. 3-е изд., исп. и доп. Т. 1: Аскетические опыты. С. 3–80. – М.И.
Полный текст этого Жизнеописания, сокращенный тогда по требованиям цензуры, недавно опубликован. См.: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова. М., 2002. 512 с. – Ред.
2
См.: Игнатий (Садковский), иеромонах. В поисках Живаго Бога. М., 1913. 78, II с.
3
См.: Илиодор (Труфанов), иеромонах. Религиозно-нравственное мировоззрение святителя Игнатия. СПб., 1905.
4
См.: Соколов Л. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения: В 2 ч. Киев, 1915. Ч. 1. 417 с.; Ч. 2. 408, VI, 290, [1] с.
5
См.: Лесков Н.С. Инженеры-бессребреники // Полное собрание сочинений: В 12 т. 2-е изд. Т. 2. СПб., 1897. С. 176–242.
6
См.: Марк (Лозинский), иеромонах. Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия Брянчанинова: В 3 ч. [В 2 т.] C приложениями: [В 6 т.]. Загорск, 1968. Машинопись.
7
Игнатий Брянчанинов, епископ. Плач мой // Сочинения… Т. 1. С. 552–570. – Ред.
8
Там же. С. 555.
9
См.: Марк (Лозинский), иеромонах. Духовная жизнь мирянина и монаха… Ч. 1. С. 2 (второй пагинации). – М. И.
10
Игнатий Брянчанинов, епископ. Плач мой // Сочинения… Т. 1. С. 555.
11
Там же.
12
Там же.
13
Там же.
14
Там же.
15
Там же.
16
Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова // Игнатий Брянчанинов, епископ. Сочинения… Т. 1. С. 14.
17
См.: Игнатий (Садковский), иеромонах. В поисках Живаго Бога. С. 8.
18
Игнатий Брянчанинов, епископ. Плач мой // Сочинения… Т. 1. С. 559–560.
19
Там же. С. 561.
20
Там же. С. 560.
21
Там же.
22
Имеется в виду иеромонах Леонид, в схиме – Лев (Наголкин; 1768–1841), – духовный внук преподобного Паисия Величковского, основатель старчества в Оптиной пустыни, наставник многих светильников Русской Церкви (например, преподобного Амвросия Оптинского). Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания в лике преподобных в 2000 г. – А.Б.
23
Игнатий Брянчанинов, епископ. Плач мой // Сочинения… Т. 1. С. 563.
24
Там же. С. 562.
25
Там же. С. 561.
26
Там же. С. 563.
27
Игнатий Брянчанинов, епископ. Древо зимой пред окнами келлии // Сочинения… Т. 1. С. 181.
28
Авторское словоупотребление монахини Игнатии. Ср. церковнославян . возникнути «подняться, встать, разогнуться; оторваться от чего-либо», сопоставимое с восклонитися: «Возникни от земли, душе моя» (Канон покаянный «Ныне приступих…», песнь 3, на «Славу…»); «…душе… возникни, зовущи…» (Утреня Великого Вторника, икос). – А.Б.
29
См.: Марк (Лозинский), иеромонах. Духовная жизнь мирянина и монаха… Ч. 1. С. 68–69.
30
Игнатий Брянчанинов, епископ. Сад во время зимы // Сочинения… Т. 1. С. 179–180.
31
Там же. С. 75.
32
Там же.
33
Примечательно, что в своем слове на вечере, приуроченном к 175-летию со дня рождения святителя Игнатия, Святейший Патриарх Пимен признает епископа Игнатия учеником и последователем старца схиархимандрита Паисия Величковского как приобщавшегося к опыту оптинского старчества через старца иеромонаха Леонида. Во всей последующей деятельности святителя Игнатия русский Первоиерарх видит решение благородной задачи «возрождения духовной жизни русского монашества», подобно тому как об этом болела и душа великого старца Паисия. Творческое наследие и вся жизнь епископа Игнатия, по слову Святейшего Патриарха Пимена, «посвящены самому главному вопросу христианской жизни – стяжанию подлинной духовности». См. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена на академическом вечере 14 декабря 1982 года // Журнал Московской Патриархии. 1983. № 4. С. 17.
34
Игнатий Брянчанинов, епископ. Сад во время зимы // Сочинения… Т. 1. С. 180.
35
Там же. С. 179.
36
Цит. по: Марк (Лозинский), иеромонах. Духовная жизнь мирянина и монаха… Приложения. Т. 1. Неизданное добавление к статье «Сад во время зимы». С. 49. Курсив в цитате наш. – М.И.
37
Игнатий Брянчанинов, епископ. Плач мой // Сочинения… Т. 1. С. 564–565.
38
Там же. С. 567.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги