Книга Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых - читать онлайн бесплатно, автор Сборник. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых
Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых

Все мы имеем нужду в милости, но не все достойны милости. Потому что она, хотя и милость, ищет достойного, как Сам Бог сказал: помилую, егоже аще милую, и ущедрю, егоже аще щедрю (Исх. 33, 19).

Свт. Иоанн Златоуст

Бог верен Своим обетованиям, но только для людей, верных своим обетам.

Не даров у Бога недостает для нас, а нас недостает для даров Его.

Свт. Филарет Московский

Благодарность Богу за полученные от Него дары есть сосуд, в который благодать Божия полагает новые.

Он же

Ничто так не угодно Богу, как благодарность.

Свт. Иоанн Златоуст

Будь благодарен за малое, и станешь достоин получить большее.

Фома Кемпийский

Верный в малом приобретает доверенность во многом (см.: Мф. 25, 21–23). Верный в благодарении за малый дар Божий обретает дерзновение просить великого. В самом деле, по собственному ощущению, христианин, можешь знать, что сердце благодарящее свободнее открывается и пространнее отверзается, нежели просящее; следственно, тем более оно способно к приятию благодати.

Свт. Филарет Московский

Господь подает и ущедряет дары Свои тому, кто приемлет их со смиренным благодарением, а от неблагодарного вземлется и то, что мнится имети.

Димитрий, архиеп. Херсонский

Чем больше солнечных лучей падает на цветы и другие растения, тем более испускают они благоуханий к солнцу; наше солнце – Бог; будем благодарны Ему, подобно цветам.

Прот. И. Толмачев

Каковы мы для Бога, таков и Бог для нас.

Хвали Бога, и получишь сам похвалу от Него.

Когда человек ограничивает свое служение Богу, тогда и Бог ограничивает Свои благодеяния.

Кто забывает Бога, того и Бог забудет Своею милостию.

Суды Божии отличны от судов человеческих. Если бы милосердый и любвеобильный Господь способен был подчиняться страсти гнева и всякое оскорбление Своего Божественного величия наказывал на месте, то давно уже вымер бы весь род человеческий.

Господь по Своему долготерпению и человеколюбию долго угрожает прежде, нежели поражает.

Бог так долго терпел и терпит тебя, и, несмотря на то, ты все не исправляешься!

Если Бог откладывает Свое наказание, то ты не откладывай своего обращения.

Блж. Августин

Бог милосерд, но и правосуден – бесконечно милосерд, но и бесконечно правосуден.

Свт. Филарет Московский

Кто, уповая на милость Божию, не перестает грешить, тому опасаться надобно, чтобы не почувствовать на себе праведного суда Его.

Свт. Тихон Задонский

Кто живет с беспечною надеждою на милосердие Божие, тот просит у Бога суда над собою.

Кто нерадит о благости Божией, тот правду Божию на себе узнает.

Свт. Тихон Задонский

Великий в Своей благости, равно велик и в Своем правосудии.

Благость Божия да подвигнет нас к тому, да не дознаем на себе правды Божией.

Свт. Тихон Задонский

И у Долготерпеливого есть мера терпению.

Одним оком взирай на милосердие Божие, а другим на правду Его.

Свт. Тихон Задонский

Чтобы не согрешить, нужен страх суда Божия; чтобы согрешившему не отчаяться, полезна надежда милосердия Божия.

Свт. Василий Великий

Праведен ли ты, бойся гнева (Божия), дабы не пасть; грешен ли ты, берись за милосердие (Божие), чтобы встать.

Свт. Григорий Двоеслов

Необходимо иметь страх Божий, но такой, который бы не подавлял надежды; необходимо питать в душе надежду, но такую, которая не исключает страха Божия.

Не усиливайся проникать в тайны судеб Божиих. Не дерзали на это и святые.

Не будем жаловаться на праведный суд Божий. Мы невежды, чтобы подавать свое мнение о неизреченных судах Божиих.

Свт. Василий Великий

Как малое дитя не в состоянии справедливо судить о действиях и поступках своего отца, так и мы не способны с надлежащею верностию исследовать пути премудрого Промысла.

Иногда то самое, что нам представляется ошибкою, на самом деле есть высшее устроение Божие.

Иногда то, что кажется нашим взорам достойным похвал, мерзостно бывает пред Господом Богом.

Не думай, что там уже и нет правды Божией, где не усматривает ее твое нетонкое око.

Свт. Филарет Московский

Благосостояние нечестивых, с одной стороны, снимает подозрение в добродетели, которая в злострадании являет свою внутреннюю силу и величие, а с другой – лишает нечестивого всякого оправдания пред Богом, Который самыми благодеяниями призывает его на путь добродетели.

Не будем удивляться счастию нечестивого и бедствиям праведного.

Если не здесь, то там, и тем более там, если не здесь, Бог воздаст каждому по делам его.

Свт. Иннокентий Херсонский

Полная разгадка разнообразия участей наших будет там. Там все увидят, как все хорошо было устроено; а здесь мы живем пока во тьме.

Хотя и сокрыты от нас причины Божиих распоряжений, однако же все, что бывает по распоряжению премудрого и любящего нас Бога, как оно ни трудно, непременно должно быть для нас приятно.

Свт. Василий Великий

Господь ведет все к лучшему, и ведет самым лучшим образом.

Бог, без всякого сомнения, распоряжает нашими делами лучше, нежели как предначертали бы мы сами.

Свт. Василий Великий

Не желай, чтобы случилось то, чего ты хочешь, но – что угодно Богу. Ты должен желать того, чего хочет Бог.

Чего Бог нам желает, то и есть самое лучшее для нас.

Прот. И. Толмачев

Что полезно для нас, того хочет Бог; чего хочет Бог, то полезно для нас.

Свт. Иоанн Златоуст

Все, что с тобой ни случится, принимай как доброе, зная, что без Бога не бывает ничего.

Прп. Симеон Новый Богослов

Не почитай пустым и самого малого обстоятельства в твоей жизни, каково бы оно ни было, Бог хочет чему-нибудь научить тебя или от чего-нибудь очистить тебя. Если рассмотришь его (обстоятельство в твоей жизни) со вниманием, то увидишь, что оно служит к твоему благу.

В приключениях жизни слышится голос Провидения, зовущий человека на путь Господень.

Свт. Филарет Московский

Веруй, что все, случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по Промыслу Божию, и тогда ты без смущения будешь переносить все, находящее на тебя.

Прп. Дорофей Палестинский

Вспомни, что без Бога ничего не делается, и – спокойствие водворится в душе твоей.

Истинно преданный на волю Божию не заботится излишне о будущем, как бы мрачен ни казался горизонт его жизни. «Все от Бога, – мыслит он в себе, – все мудро, все для пользы нашей. Что будет, то и будет; а будет то, что Бог даст. Что хочет Бог мой, того и я хочу».

Премудрость Божия находит средства и пути к нашему счастию даже там, где мы не видим ничего, кроме опасностей и страданий.

Прот. И. Толмачев

Когда ты говоришь: «Бог человеколюбив, а потому не накажет», – то по-твоему выйдет, что Он уже не человеколюбив, если накажет.

Свт. Иоанн Златоуст

Бог и тогда нам благотворит, когда нас наказывает.

Бог в Своей мудрости посылает несчастие для нашего же счастия.

Прот. И. Толмачев

Если Всеблагий послал тебе скорбь, следовательно, и в самой скорби есть для тебя благо.

Бог наказывает нас вмале, дабы помиловать милостию великою.

Горькое, посылаемое от руки Небесного Врача, более благоприятно здравию душевному, нежели сладкое, предлагаемое миром.

Свт. Филарет Московский

И благополучие может быть опаснее бедствия, и бедствие спасительнее благополучия.

Он же

Часто видим, что довольство влечет за собою самодовольство.

Как редко и как холодно люди молились бы, если бы не было скорбей и страданий!

Прот. И. Толмачев

Господь скорбями избавляет от больших скорбей.

Свт. Филарет Московский

Бог наказывает тело за грехи души, чтобы вразумить душу.

Большая часть людей таковы, что их надобно возбуждать отвне, чтобы они могли войти внутрь себя.

Время напастей есть время преимущественного памятования о нас Бога: время напастей есть то время, в которое Бог зиждет души наши.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Как семена имеют нужду в дожде, так мы в слезах. Как землю нужно пахать и копать, так и для души вместо заступа нужны искушения и скорби, чтобы она не произращала худых трав, чтобы смягчилась ее жестокость, чтобы она не возгордилась. И земля без тщательного возделывания не приносит ничего здорового.

Свт. Иоанн Златоуст

Для воспламенения огня Божественной любви нет лучшего древа, как древо креста (скорби).

Школа креста – самая лучшая школа. Воспитание крестной школы делает: а) безумных умными, а умных мудрыми; б) гордых смиренными, а смиренных смиренномудрыми; в) худых добрыми, а добрых лучшими; г) слабых сильными, а сильных непобедимыми.

Прот. И. Толмачев

Если нет человека, который бы без искушений благоугождал Богу, то должно благодарить Бога за всякий скорбный случай.

Какое бы искушение ни постигло человека, он должен говорить: «Это по милости Божией!».

Авва Сисой

Когда найдет искушение, не ищи, отчего и для чего оно нашло; но (о том позаботься), чтобы благодарно, бесскорбно и незлопамятно перенести его.

Прп. Марк Подвижник

Бог в нынешние времена не попускает таких искушений врага, какие были прежде, потому что знает, что ныне люди слабы и не перенесут их.

Прп. Антоний Великий

Бог знает нужды каждого человека, меру сил и силу немощей каждого.

Скудельник знает, сколько нужно держать в огне глиняные сосуды, которые, будучи передержаны, расседаются, а будучи недодержаны, негодны к употреблению: тем более знает Бог, какой силы и степени нужен огонь испытаний для словесных сосудов Божиих – христиан, чтобы они сделались способными к наследованию Царства Небесного.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Бог не попускает нам ни постоянно бедствовать, чтобы мы не отчаялись, ни постоянно благоденствовать, чтобы мы не пали (нравственно).

Свт. Иоанн Златоуст

Бог не оставляет людей навсегда ни в несчастий, чтобы они не изнемогли, ни в счастии, чтобы они не сделались беспечными, но различными способами устрояет их спасение.

Он же

Надобно благодарить Бога, когда Он подает блага, и не выходить из терпения, когда Он не ущедряет ими.

Свт. Василий Великий

Пришло благополучие – благодари Бога, и благополучие твердо будет. Пришли несчастия – благодари Бога, и несчастия прекратятся.

Свт. Иоанн Златоуст

Слава Богу за все! Не перестану говорить это всегда и во всех приключениях моей жизни.

Он же

Горами ли, дебрями ли ведет меня невидимая рука Провидения, только бы привела меня в мое горнее Отечество.

Свт. Филарет Московский

2. Священное Писание, или Библия

Священное Писание для каждого из нас должно быть учебною книгою и первою настольною во всю жизнь.

Что телесная пища для поддержания наших сил, то же и чтение Писания для души.

Свт. Иоанн Златоуст

Как лишенный естественного света не может идти надлежащею дорогою, так и не освященный лучом Божественных Писаний принужден непрестанно погрешать во многом, потому что бродит в глубокой тьме.

Он же

На то, что можешь видеть, смотри своими глазами; но в рассуждении невидимого и вечного полагайся на слово Божие.

В молитве мы беседуем с Богом – в Священном Писании Бог беседует с нами.

Блж. Августин

Советую каждому купить Библию или, по крайней мере, Новый Завет! Книги эти всегда послужат вам к научению вашему.

Вода по свойству своему мягка, а камень тверд. Но если над камнем висит желобок, то вода, стекая каплями, мало-помалу пробивает камень. Так и слово Божие мягко, а сердце наше грубо; но если человек часто слушает (или читает) слово Божие, то страх Божий приходит в сердце его.

Прп. Пимен Великий

Библия с ума сведет, со светского на духовный.

Пером. Адриан Югский

Кто Библию имеет, тому может принести она большую пользу и великое утешение. Часто один взгляд на эту священную книгу лишает уже нас охоты ко греху.

Свт. Иоанн Златоуст

Не гляди только в Библию, но читай усердно и сохраняй рачительно в памяти читанное.

Он же

Некто спросил однажды мудреца: «Зачем ты постоянно читаешь книги, в которых содержится учение о Божестве и обязанностях человека? Ведь ты уже несколько раз их читал». – Мудрец сказал: «Зачем ты ныне требуешь пищи себе? Ведь ты вчера ел». – «Я делаю это для того, чтобы жить», – отвечал спрашивавший. – «Ия читаю для того, чтобы также жить», – сказал мудрец. Видно, что, по понятию мудреца, как для жизни тела ежедневно требуется пища вещественная, так и для души ежедневно нужна пища духовная.

Петр, еп. Томский

Один добродетельный муж в продолжение двадцати лет постоянно читал Библию, не чуждаясь при этом ни служебных, ни литературных занятий. Раз как-то спросили его, неужто не наскучило ему повторение одного и того же? «Кто ж вам сказал, – отвечал он, – что тут повторение одного и того же? Напротив, я с каждым днем открываю в слове Писания непременно что-нибудь новое, что-нибудь такое, чего прежде не заметил, – и, Бог свидетель, что если бы человеку нынешнего века пришлось прожить Мафусаловы лета (см.: Быт. 5, 25), то и тогда не прочитал бы он до конца этой книги, читая ее всякий день».

По тому, как человек разумеет Священное Писание, можно видеть, что он сам есть и чем стал быть; его разумение соответствует той ступени, на которой он стоит. Если он еще ведет жизнь естественную, то и в Писании находит только вещи естественные; когда же он сам восходит выше, то и слово Писания для него возвышеннее. Вообще, чем он стоит выше, тем возвышеннейшие открывает таинства в слове Божием.

Прилежи внимательному чтению Божественных Писаний и не ленись часто приступать к нему – понимаешь ли силу слов или не понимаешь, – потому что частое поучение в нем разрешит не понятное вначале. Часто чего не поймем ныне, поймем завтра, благодатию Бога, невидимо разверзающего ум наш разуметь Писания.

Духовный Маргарит

Если не понимаешь слово Божие, так бесы понимают, что ты читаешь, и трепещут.

Это великое благодеяние Божие, что некоторые места Божественного Писания весьма ясны, а некоторые неясны, чтобы одними мы утверждались в вере и любви и от многого непонимания не впали в неверие и уныние, а другими возбуждаемы были к изысканию и труду, избавились от гордости и приобрели смирение чрез то, что не можем постигнуть.

Свт. Иоанн Златоуст

Мы должны думать так, как говорит Священное Писание, но не заставлять его говорить так, как мы думаем.

«В этой величественной книге, – написал Байрон на Библии, принадлежащей ему, – содержится таинство таинств. Счастливы те смертные, коим дарована от Бога благодать читать, разуметь, благоговеть, молитвенно произносить слова сей книги! Счастливы те, которые усиливаются отворить дверь и стремятся по стези! Но лучше бы не родиться тем, которые читают, чтобы сомневаться и презирать!».

Многие читают Священное Писание для того, чтобы быть в состоянии только говорить о нем, а многие, по примеру Ирода (см.: Мф. 2, 1–8), значение оного обращают даже против Иисуса Христа; но ты упражняйся в нем для обретения Христа, по примеру мудрецов восточных.

Прот. П. Соколов

Слово Божественного Писания читай делами, а не многословь, тщеславясь одним простым вниманием.

Прп. Марк Подвижник

Что сказано в Писании, сказано не для того, чтобы мы знали (только), но чтобы исполняли.

Авва Исихий

Садясь за чтение Божественного Писания, прежде призови Господа, да отверзет очи сердца твоего, чтобы не только уразуметь написанное, но и исполнить то, потому что читающий и не творящий есть презритель Божественного Писания.

Духовный Маргарит

Слышанное Божие слово (из уст проповедника или в Писании прочитанное) в больший вред обращается тому, кто слышит и не исправляется от него.

Свт. Тихон Задонский

Недостаток в человеке – не знать Писания; но двойной недостаток имеет тот, кто знает оное и пренебрегает им.

Прп. Ефрем Сирин

Старайтесь быть всегда не заботливыми слушателями слова Христова, но творцами дела спасения.

Свт. Филарет Московский

О, если бы книгами Священного Писания мы пользовались так, чтобы собственное наше сердце становилось оттого книгою, исписанною Духом Божиим! (См.: 2 Кор. 3, 3).

3. Господь Иисус Христос

Иисус есть мнимый сын тектона Иосифа, но истинный – Архитектона, создавшего небо и землю[8].

Свт. Филарет Московский

Мы – душа и тело; Иисус же – Бог, душа и тело.

Сын Божий явился на землю с душою, телом и Божеством, чтобы как Бог избавить душу и тело от смерти.

Прп. Фалассий Ливийский

Господь наш Иисус Христос, дабы соделать нас тем, что Он Сам, по безмерной любви Своей соделался тем, что мы.

Сщмч. Ириией Лионский

Бог Слово, равный Отцу, соделался причастным нашей смертности не по Своему, а по нашему естеству, да мы соделаемся причастниками Божества Его – не нашею, а Его силою.

Блж. Августин

Бог снисшел до человека, чтобы человека возвести до Бога.

Сын Божий сошел с неба для того, чтобы нас возвести на небо.

Сын Божий сделался Сыном человеческим, чтобы человеческих сынов сделать чадами Божиими (см.: Гал. 4, 4–5).

Прот. П. Соколов

Сын Божий сделался Сыном человеческим, не переставая быть Сыном Божиим.

Слово, по человеколюбию со делавшись плотию, не изменило ни того, что было, ни того, чем сделалось.

Прп. Фалассий Ливийский

Если железо положить в огонь, то оно всецело проникается огнем, однако ж не сделается само огнем и, наоборот, огонь не делается железом; так и во Иисусе Христе каждое из естеств (Божеское и человеческое) удержало свои свойства, осталось тем, чем было.

Прот. Е. Попов

Руссо, беспристрастный свидетель, говорил, что лицо Иисуса Христа не может быть вымышлено, потому что не могут быть вымышлены Его действия.

Свт. Иннокентий Херсонский

Мудрость Иисуса Христа так видна в Его учении, что доказывать ее есть то же, если бы кто хотел доказывать, что солнце светит.

Он же

В целой истории Божественного Учителя нет ничего, что бы оскорбило чувство нравственности… Над всею Его жизнию можно надписать: Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя (Ин. 4, 34).

Он же

Христос от самого рождения начал нести крест ради нашего спасения.

Христос родился в яслях, жил, где случится, и умер на Кресте.

Свт. Иннокентий Херсонский

Рассмотрите внимательнее человека – Христа, и вы несомненно увидите в Нем Бога.

Если Сократ жил и умер, как мудрец, то Иисус Христос жил и умер, как Бог.

Жан-Жак Руссо

Если Ты Сын Божий – говорили Иисусу Христу иудеи, – то сойди теперь со Креста и уверуем в Тебя (ср.: Мф. 27, 40–42). Потому-то самому Он и не сойдет, что есть Сын Божий. Он предсказал, что Ему надлежит умереть на Кресте, и Он умирает.

Действительно, для человека было бы что-то особое – сойти со креста и спастись от смерти; но одного Бога достойно и одному только Богу возможно торжествовать на Кресте, со Креста привлекать к Себе вселенную, остаться живым и по смерти и даже посредством смерти даровать жизнь миру.

О. Николь

Хочешь всякий день видеть чудо? Всякий день размышляй о воплощении и страдании Христовом.

Свт. Тихон Задонский

Как недальновиден ум человеческий со всею хитростию, со всем коварством страстей! Люди думали, что, предавая на смерть Христа Господа, они делают только то, что хотелось страстям их. А оказалось, что самые страсти выполняли то самое, что хотела любовь небесная, любовь Сына Божия.

Филарет, архиеп. Черниговский

Бог стал человеком, чтобы стать Жертвою, и Жертвою, чтобы соделаться Спасителем.

Христос умер для того, чтобы в нас грех умер.

Умри для греха скорее без всякого отлагательства и рассуждения; иначе ты потеряешь Христа, а с Ним и все!

Мы смотрим на Крест Христов и читаем Его страсти, а сами не переносим ни одной обиды.

Древний патерик

Природа сынов Адамовых порывается возникнуть от чувственного к духовному, подобно как иногда рыба мечется из воды в воздух, но так же легко и скоро, как рыба в воду, погружается опять в чувственность; только Христос благодатною силою может ее решительно возвысить, обновить, возродить и дать ей постоянное духовное направление.

Свт. Филарет Московский

Когда буря начнет колебать корабль души нашей, тогда возбудим Христа молитвою, и – мир водворится в душе нашей (см.: Лк. 8, 23–24).

Распятый за нас поможет нам распинать наши страсти и похоти.

Иисус есть вместе Врач и врачевство.

Христос Своею смертию победил грех и Своим Воскресением победил смерть.

Не в первый день, не тотчас по смерти воскрес Господь, чтобы освятить наш путь ко гробу и осветить надеждою наши могилы, – не во второй день, не в субботу, чтобы сохранить покой законной субботы и чтобы продолжительным пребыванием во гробе уверить всех в истине Своей смерти и погребения и тем увеличить славу Воскресения. Не далее как в третий день воскрес Господь, чтобы не оставлять долее учеников Своих в тоске и смятении, чтобы скорее обрадовать их и утешить. Да и могла ли смерть долго держать в своих узах Источника жизни?

Прот. И. Яхонтов

Христос как Воскресением Своим сокрушил двери ада и открыл верующим исход из него, так Вознесением Своим отверзает двери Неба и открывает верующим вход в него.

Свт. Филарет Московский

Любовь наша на страдании Христовом, вера наша на Воскресении Его, надежда на Вознесении утверждается.

Низшедши на землю, Сын Божий не оставил Своего Небесного Отца и, восшедши на Небо, не разлучился с верующими во имя Его.

Не видя Христа, веруй в Него, люби Его, и радуйся, и будь блажен.

Свт. Филарет Московский

Если ты, подобно мироносицам, не просыпаешь утра для Господа и спешишь к Нему духом своим, то если и не увидишь Его, получишь, однако ж, наставление, где увидеть Его.

Христос сошел с неба для искупления, а восшел на небо для прославления нас.

Мы более приобрели во Христе, нежели сколько потеряли в Адаме.

До Христа – Авраам в аду; после Христа – разбойник в раю.

Если творение мира есть дело любви Божией, то дело искупления людей смертию Сына Божия есть чудо любви Божией.

Филарет, архиеп. Черниговский

Если мы всем обязаны Богу за сделанное Им благодеяние сотворения нас, то чем же мы можем воздать Богу за содеянное Им благодеяние искупления нашего и – так содеянное?

Гиродо

Если отдашь Богу не только все, что имеешь, но и все, что мыслишь, чувствуешь, делаешь, – душу, тело, жизнь, можешь ли не признать, что сим еще мало воздашь Божия Богови (см.: Мф. 22, 21)? Если это можно почесть достаточным, то не потому ли только, что не можешь сделать более?

Свт. Филарет Московский

О! Не объять уму человеческому всей широты и высоты любви Божией, излившейся на нас во Христе Иисусе. Но тем страшнее быть неблагодарным пред такою любовию.

Филарет, архиеп. Черниговский

Христос с Креста говорит как бы всем и каждому: «Вот что Я для тебя сделал. Что же сделал ты для Меня?».

Желаешь ли для Христа оказать приятную услугу? – Окажи нищему благодеяние.

Что получает нищий, то принимает в лице нищего Сам Христос (см.: Мф. 25, 40).

Христос возлюбил нас, недостойных; возлюбим и мы Его, достойного всякой любви.

Пусть будет у тебя любовь к людям ради Иисуса, а к Иисусу любовь ради Него Самого.

Фома Кемпийский

Надо любить родителя, но предпочитать ему Спасителя (см.: Лк. 9, 59–60).

Блж. Августин

Выбери лучше – весь мир иметь себе противником, нежели оскорбить Иисуса.

Фома Кемпийский

Будь таков в отношении к Иисусу, каким желаешь видеть Его в отношении к тебе. Ты желаешь, чтобы Он явил на тебе все богатство любви Своей, открой Ему всю широту твоего сердца.