Всего блаженнее любить Христа и быть от Него любимым.
†Всех беднее, кто живет без Иисуса; всех богаче, кому добро быть с Иисусом.
Фома Кемпийский
†Христос – вот наша радость, вот наше сокровище, вот наше – все!
†Человек, пребывающий с Иисусом, богат, если он и нищ в вещественном отношении.
Авва Евгений
†Лучше лишиться всего в мире, нежели потерять Иисуса Христа: все лишения Он вознаградит сторицею, а лишение Его Самого не может быть вознаграждено обладанием целого мира.
Прот. П. Соколов
†Лучше терпеть скудость и быть со Христом, нежели вне общения с Ним изобиловать всем житейским.
†Без Сладчайшего Иисуса горько жить в этом многобедном мире.
†Жизнь без Христа хуже смерти.
†Горе тем, которые отженяют от себя Иисуса! Потому что и они некогда должны будут отойти от Него.
Прот. П. Соколов
†Не восхотевшие слушать Христа, зовущего: Приидите ко Мне, еси труждающиися и обремененный (Мф. 11, 28), услышат некогда Его, повелевающего: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный (Мф. 25, 41).
†Не удаляйся от Иисуса, но соединись с Ним скорее теснейшими узами любви, если желаешь себе счастия и блаженства не только в будущей, но и в настоящей жизни.
†Со Сладчайшим Иисусом все для тебя сладко будет. Самые скорби тебе покажутся нектаром небесным.
†Не находим ли мы высокого удовольствия, если можем перенести трудный подвиг для человека, которого чтим и любим? Из всего, по восхождению от малого к великому, самое верное заключение есть то, что если охотно понесем крест для Христа, найдем блаженство в самом подвиге прежде блаженства за подвиг.
Свт. Филарет Московский
†«Мы никогда с таким удовольствием не пиршествовали, с какою радостию переносим это для Иисуса Христа», – отвечали святые братья Марк и Марцеллии, когда один из мучителей изъявил им свое сострадание, что они привязаны к столбу и прибиты страшными гвоздями.
†Как дитя или человек необразованный не понимает удовольствий, какие находит просвещенный муж в чтении глубокомысленного сочинения или в решении труднейшей задачи, так мудрейший философ или проницательнейший гений, но чуждый спасительной веры, не может составить себе даже слабого понятия о той радости, которую христианин почерпает из любви Иисуса Христа!
†Если плотская любовь так порабощает душу, что отвлекает ее от всего и привязывает только к любимой особе, то чего не сделает любовь ко Христу и страх быть отлученным от Него?
Свт. Иоанн Златоуст
†«О, если б насладились мною звери, назначенные для растерзания моего, – которых я прошу ускорить мою кончину!
†Если же они не захотят поспешить, я сам приложу усилия, я настою, чтобы они растерзали меня! Да устремятся на меня огнь, крест, звери, сокрушение костей, рассечение частей (тела) и все ужасы диавола, только б насладиться мне Христом!» – таким рвением, с такою готовностию святой Игнатий Антиохийский ожидает, требует, вынуждает для себя мучений за Христа!
†«О, благий крест, давно деланный, страстно любимый, неослабно искомый и теперь-то и приготовленный для желающей души! Я прихожу к тебе спокойный и радостный, и ты с торжеством прими меня!» Так взывает святой Андрей Первозванный и в ужасах крестной смерти поставляет свое блаженство!
†Мы должны почитать для себя за великое счастие, если сподобимся что-либо претерпеть для Господа.
†Нет большей славы, как разделять бесчестие с Иисусом.
Свт. Филарет Московский
†Крест и различные скорби суть знамя христианское, под которым христиане воинствуют Царю своему, на Кресте распятому.
Свт. Тихон Задонский
†Когда хорошо рассудишь, что есть Христос – что, и ради чего, и ради кого страшное мучение и бесчестие претерпел, – получишь великое утешение во всякой скорби и всякую скорбь примешь с благодарением и радостию.
Он же
†У Креста находят утешение все, которых ничто в свете не может утешить.
†Если Христос, безвинный, за наши вины соизволил перенести скорбь и тугу смертную, ты ли не покоришься перенести без сравнения меньшую скорбь, без сомнения за некие вины твои пред Богом, хотя, может быть, и безвинно пред человеками?
Свт. Филарет Московский
†Терпи до конца со Христом и Христа ради, если хочешь со Христом царствовать (см.: Рим. 8, 17).
Фома Кемпийский
†Кто хочет быть участником вечного Царствия с Иисусом, тот должен быть участником и страданий, и терпения Его (см.: Рим. 8, 17).
Свт. Тихон Задонский
†Кто хочет быть сообразным Иисусу Христу по славе, тот должен быть сообразен Ему и по жизни.
†Если любишь Христа, не забывай исполнять Его заповеди (см.: Ин. 14, 15, 21).
Авва Евагрий Понтийский
†Противник Христов не только тот, кто учением, но и кто житием слову Его противится.
Свт. Тихон Задонский
†Тот не есть Христов, кто не так мыслит и действует, как Христос.
†Во всем да будет твоим учителем Господь Иисус Христос, на Которого взирая оком ума своего, спрашивай себя самого чаще: «Что в этом случае помыслил бы, сказал и сделал Иисус Христос?».
†Уметь смиряться значит уметь подражать Иисусу Христу.
Свт. Василий Великий
†Облеченный во смирение, Бог явился человекам, и кто из человеков облечется в смирение, соделывается богоподобным.
†Сделайся младенцем с Иисусом (в смысле смирения и простоты), и ты будешь возрастать с Ним в премудрости (см.: Лк. 2, 40).
†Помни, христианин, что вертеп и ясли вифлеемские, где родился и был повит пеленами Спаситель Господь наш, должны быть гробом твоего честолюбия и властолюбия.
†Если Сын Божий смирил Себя, то и мы должны уничижать себя, тем более что за гордость нашу смирил Он Себя.
†Ради тебя Бог смирил Себя; а ты и ради себя не смиряешься, но превозносишься и кичишься.
Прп. Макарий Великий
†Христос, призываемый к царствованию, удалился от него, а званный на поругание и Крестную смерть, добровольно согласился. Итак, человек, желающий уподобиться Христу, должен увеселяться больше поношениями, нежели славою.
†Помяни Господа в вертепе и в темнице: и тебя не будет прельщать великолепно украшенный дом.
Свт. Филарет Московский
†Помяни Христа обнаженного и облекаемого в одежду поругания, и для тебя не желательна будет изящная одежда.
Он же
†Помяни оцет и желчь, вкушаемые Христом: и ты не взалчешь роскошного пиршества.
Он же
†Помяни Христа, Которого, по изображению пророческому, колена изнемогоста от поста (ср.: Пс. 108, 24), и пост будет для тебя сладок и питателен паче пиршества.
Он же
†Помяни Христа, пролившего Свою кровь и за тех, которые проливали ее; помяни Его, возносившего с Креста молитву и за тех, которые вознесли Его на Крест: и ты не станешь думать о мщении врагам своим, но великодушно простишь им.
†Поминай Господа, восшедшаго со славою на небеса в сороковой день, по Своем преславном восстании из гроба, и седящаго одесную Отца; помни сказанное Им обещание: идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Ин. 12, 26): и тебе иго служения Иисусу покажется благим (ср.: Мф. 11, 30) и сладостным.
†Идеже есмь Аз — говорит Христос, – ту и слуга Мой будет (Ин. 12, 26). Где же Христос? На небесах. Итак, переселимся туда душою и умом и прежде воскресения.
Свт. Иоанн Златоуст
4. Благодать
†Благодать – это Бог, ощущаемый и видимый в сердце и сердцем.
Б. Паскаль
†Благодать – это есть присутствие Господа нашего внутри нас. Самое блистательное доказательство математической истины может ли сравниться в очевидности с действиями благодати, когда сердце для нее открыто?
Граф М. М. Сперанский
†Благодать в духовной жизни человека есть то же, что дыхание в жизни телесной. Человек без дыхания мертв телом; христианин без благодати не христианин (см.: Рим. 8, 9), мертв духом (см.: Еф. 2, 1).
Петр, еп. Томский
†Благодать для нас то же, что солнце для земли: она нас озаряет, согревает и оживляет.
Прот. И. Толмачев
†Как глаз самый здоровый не может видеть, если не озаряется никаким лучом света, так и человек, как бы он ни был по-видимому честен, не в состоянии без благодати Божией проводить добродетельной жизни.
Блж. Августин
†Те из христиан, которые желают быть добродетельными и не стараются о стяжании благодати Святаго Духа, находятся в величайшем заблуждении. Они сеют на камне, пашут на воде, хотят летать без крыльев, дышать без воздуха.
Прот. И. Толмачев
†Что для корабля опытный кормчий, то Дух Святый для людей в продолжение их плавания по океану духовной жизни, исполненного опасностей.
Он же
†Как расснащенный корабль влается[9] сюда и туда по произволу бури, так и душа, лишенная благодати Божией, постоянно находится под управлением греха, который влечет ее не туда, куда она хочет, а туда, куда направит ее демон.
Свт. Иоанн Златоуст
†В христианстве все благодатию и ничего без благодати. Да печется же каждый из нас обрести для себя благодать.
Свт. Филарет Московский
†Спасительна благодать Божия сама в себе, но не спасает нас без нас.
Он же
†Благодать Божия хотящих спасает, а не нехотящих.
Свт. Тихон Задонский
†Сотворивший нас без нас определил спасти нас не без нашей воли.
Свт. Филарет Московский
†Бог не делает насилия нехотящим, но влечет только желающих.
†Бог действует не так, чтобы люди нехотя веровали, что невозможно, а так, чтобы из нехотящих они стали хотящими веровать.
†Земля ничего не производит без дождя, и без земли дождь бесполезен; точно так же и благодать не действует без содействия самого человека, ни воля человека – без содействия благодати.
Свт. Иоанн Златоуст
†Божественная благодать и человеческое усилие должны действовать вместе. Поле приносит плоды только тогда, когда Бог благословляет, а мы трудимся.
Прот. И. Толмачев
†Бог не трудится за нас, а только помогает нам.
†Благодать не уничтожает затруднений, но помогает их преодолевать.
†Начнем только, и Бог с нами начнет дело нашего спасения.
†Бог Господь простирает тебе Свою руку: дай Ему свою!
Свт. Иоанн Златоуст
†Как родник, непрестанно источающий чистые ручьи и обильные потоки, никогда не воспрещает желающему в обилии наслаждаться даром чистых вод, так и Божественная благодать отверста всем, чтобы каждый наслаждался, сколько хочет.
Прп. Ефрем Сирин
†Молитва есть простертая рука для принятия благодати Божией.
Свт. Филарет Московский
†Солнце не проникает своим светом в цветок, если его чашечка закрыта; так и благодать не озаряет душй, если она не раскрывается в молитве.
Прот. И. Толмачев
†Мы только можем быть далеки от Духа Божия, а Дух Божий не может быть далеко от нас.
Свт. Филарет Московский
†Как магнит привлекает не все, к чему приближается, а одно только железо, так и Бог ко всем приближается, но привлекает только тех, которые способны и обнаруживают некоторое родство с Ним (в смысле согласия своей воли и сочувствия Богу, желающему всем спасения).
Блж. Феофилакт Болгарский
†И нечистое зеркало не может принимать в себя отражения и изображений; и душе, которая предзанята житейскими попечениями и омрачена страстями плотского мудрования, невозможно принять в себя озарений Святаго Духа.
Свт. Василий Великий
†Хотя Дух един, однако же дарования не равны, потому что не равны преемники Духа.
Свт. Григорий Богослое
†Различие даров Святаго Духа зависит от различия умственных и нравственных сил лиц приемлющих.
Свт. Иннокентий Херсонский
†Как дождь, излившийся на землю, подает произрастениям свойственное им качество: сладким сладость, жестким жесткость; так и благодать, входящая в сердца верных, не изменяясь, дарует соответственные добродетелям силы.
Прп. Марк Подвижник
†Благодать, когда ей угодно, может возводить и пастырей в чин пророков, и рыбарей в чин апостолов.
†Щедро Бог дарует благодать, но не расточает ее напрасно.
Свт. Филарет Московский
†Как, по Божиим мерам, отмеривается мера нашей жизни, так, по мерам жизни, отмеривается и Божия мера (даров благодати).
Свт. Григорий Богослов
†Сколько мы, веруя, исполняем заповеди Божии, столько и Дух Святый производит в нас Свои плоды.
Прп. Марк Подвижник
†Благодать есть талант Домовладыки, Который верного и усердного раба обогащает, а неверного и ленивого осуждает и отъемлется у него (см.: Мф. 25, 14–30).
Свт. Филарет Московский
†Как милосердию Божию свойственно открывать для нас, даже и недостойных, сокровища благодати Своей в ожидании нашего покаяния и исправления, так равно и правосудию Его свойственно отнимать Божественные дары, оскорбляемые пренебрежением, и наказывать неблагодарность.
Он же
†Не только пагубно не делать дела Божия, но и делать его с небрежением страшно (см.: Иер. 48, 10).
Он же
†Как огонь требует дров, так и благодать – нашего усердия, чтобы она воспламенилась.
Свт. Иоапп Златоуст
†Духа не угашайте — говорит Апостол (1 Фес. 5, 19) и тем дает видеть, что точно так же, как обыкновенный огонь гаснет, если не подкладывать сгораемого вещества, а еще более погаснет, когда будут лить на него воду, – и в нашем духе огонь благодати непременно будет умаляться с умалением в нас святых помыслов, чистых ощущений, богоугодных намерений и дел, и еще скорее погаснет, когда наполняем душу всем, что есть противного духу святыни.
Филарет, архиеп. Черпиговский
†Благодать, как скоро усмотрит, что в помысле человека начало появляться несколько самомнения и стал он высоко о себе думать, тотчас попускает, чтобы усилились и укрепились против него искушения, пока познает свою немощь и не емлется в смирении за Бога.
Прп. Исаак Сирип
†Кто хочет удержать в себе благодать Божию, да будет благодарен за благодать, когда она дается, терпелив, когда отнимается; пусть молится, чтобы возвратилась она; пусть смотрит за собою и смиряется, чтобы не потерять ее.
Фома Кемпийский
†Потеря благодати страшнее всех потерь: нет бедственнее состояния, как состояние человека, потерявшего благодать. Весьма немногие возвращали ее величайшими подвигами. Надобно иметь непрестанную бдительность, чтобы сохранить ее. Она дается нам туне, по одному милосердию Божию, но к сохранению ее мы должны прилагать все свое тщание.
Схимоп. Парфепий
†Утешения благодати иногда оставляют и ведущего добродетельную, даже подвижническую жизнь; но это не есть потеря благодати, и потому не должно смущать нас. Благодать никогда не оставляет верующего, а, скрываясь, оставляет в нем только место для высших подвигов его веры и терпения.
†Бог присущ людям во всех их приключениях и взирает на все бедствия верных рабов Своих, но иногда представляется удаляющимся от них, чтобы с еще большею щедростию наградить искушенное благочестие. Так нередко и родители, для изощрения разума и научения опытности, отсылают детей своих от себя на чужую сторону. Святой Антоний Великий, быв искушаем и мучим злыми духами, не зрел Иисуса Христа в своем мучении. Потом, увидевши Его, воззвал с горячностию: «Где Ты был, Господи мой, где Ты был?». – «Я был здесь и смотрел на твое мужество и терпение», – был ответ Спасителя.
Феофан (Прокопович), архиеп. Новгородский
5. Вера. Религия. Христианство
†Ничто столько не нужно человеку, как вера. От нее зависит не только блаженство будущей жизни, но и благополучие настоящей жизни, и не только благополучие каждого из нас, но и благосостояние целых обществ.
Свт. Филарет Московский
Человек без веры подобен кораблю без руля, носимому по волнам морским.
†Святой Петр шел твердою стопою по безднам моря, пока смотрел на одного Иисуса Христа; но начал утопать, лишь только подумал о бурном ветре и воздымающихся волнах, и стал ослабевать в своей вере в Богочеловека (см.: Мф. 14, 29–31).
†Якорь нужен для корабля во время бури; вера нужна человеку во время бедствий.
†Якорь – надежда кораблю в море; вера – якорь человеку на земле (см.: Евр. 6, 17–20).
†Какое великое благо вера! Она спасает нас и тогда, когда мы приходим в безвыходное положение, когда нам угрожает смерть, когда наши обстоятельства отчаянны!
Свт. Иоанн Златоуст
†Вера получает и то, чего не смеет надеяться, как показал это пример благоразумного разбойника на кресте (см.: Лк. 23, 40–43).
Прп. Иоанн Лествичник
†Вера – душа народа. Когда гаснет она в народе, то он превращается в безжизненный труп, быстро разлагающийся, предающийся тлению.
Филарет, архиеп. Черниговский
†Все великие эпохи в истории государств были в то же время и периодами процветания религии (следовательно, и веры, без которой немыслима религия), и упадок последней неминуемо влек за собой падение и разложение также государственной жизни народов.
†Чего ожидать для людей, когда снимают с страстей самую прочную узду – правила святой веры!
Филарет, архиеп. Черниговский
†Где нет веры, там нет и доброго дела; потому что намерение прежде всего делает дело добрым, а доброе намерение происходит от веры.
Блж. Августин
†Без елея не будет гореть светильник, и без веры никто не приобретает доброй мысли.
Прп. Ефрем Сирин
†Возможно ли существование какого-либо человеческого общества и самой идеи справедливости, если прекращается благочестие в отношении к Богу (то есть религия)?
Цицерон
†Законы имеют свою высшую гарантию (охрану) в религии.
†Что такое государства без справедливости (основание которой заключается в религии), как не большие разбойнические банды?
Блж. Августин
†Общество людей без веры в Бога и бессмертие души – это почти стадо диких зверей, хотя и одаренных разумом, которые всегда готовы терзать и истреблять друг друга.
Макарий, митр. Московский
†Даже члены разбойничьей шайки для успехов общего дела связывают себя клятвою. Так нужна религия для прочности человеческих обществ!
Филарет, архиеп. Черниговский
†Кто не имеет веры в Бога, тот не заслуживает никакой веры и у людей.
†Вера чистая, святая, открытая Небом, дорога не только по отношению к вечной жизни, но и к жизни временной.
Филарет, архиеп. Черниговский
†Что имеет еще человек, если он не имеет веры ни в Бога, ни в бессмертие души? – Ничего, решительно ничего.
†Религия есть материнское лоно, из которого вышла вся духовная жизнь человечества; вся высшая культура человеческого рода есть дочь религии.
X. Э. Лютардт
†Высшая цивилизация никак не может быть внесена в среду народа без соответствующей ей высшей религии. Отсюда вполне основательно, по общему признанию, первое место в ряду цивилизующих средств диких народов приписывается христианско-миссионерской деятельности.
†Из всех религий, существующих на земле, одно только христианство есть истинная религия, и потому только христианство может даровать человеку и человечеству блага и счастия – небесные и земные.
†Внесите в жизнь человечества все начала христианские, изгоните из нее все, что воспрещает христианство, тогда на земле откроется рай.
Прот. И. Рождественский
†Христианская религия – удивительно чудное явление; она по-видимому имеет своим предметом только блаженство будущей жизни, но созидает в то же время и счастие настоящей жизни.
Ш. Монтескье
†Архимед требовал, чтобы ему дали точку опоры, и он брался переворотить мир. Иисус Христос установил такую точку и при посредстве ее возобновил лице земли. Это – вера, о которой Он Сам говорил, что кто будет иметь ее с зерно горчичное, тому возможно будет переставлять горы (см.: Мф. 17, 20).
О. Николь
†Орфей, по утверждению поэтов, умягчил тигров пением своим; но Бог христианский, призвав людей к истинной религии, сделал несравненно более: Он умягчил неукротимейшего из зверей – человека.
Климент Александрийский
†Один старец (близ Александрии), окруженный толпою неверных, стал подвергаться со стороны их не только злословию, но и ударам, и когда с насмешкою говорили ему: «Что удивительного сделал вам Христос, Которого вы почитаете?» – сказал: «То, что я не возмущаюсь и не оскорбляюсь этими и большими обидами, если бы вы нанесли».
Прп. Херемон Египетский
†И философия, по-видимому, в лице своих лучших представителей стремилась усовершенствовать нравственно человека, но все ее стремления не привели к своей цели и никогда не приведут, потому что философия ничем не гарантирует своих правил нравственности; она не указывает и не дает тех венцов за подвиги любви, терпения и других добродетелей, какие получает истинный последователь религии, даже и среди скорбей настоящей жизни предвкушающий будущее, ожидающее его блаженство.
†Терпи, – учит философия; а христианство прибавляет: и надейся.
†Человек, не верующий Божеству и будущности, никогда не будет так смирен и мужествен, как тот, у кого есть эти верования.
И. К. Лафатер
†Без сомнения, человечество никогда не могло жить нигде без понятий о Боге, о бессмертии души и о суде в будущей жизни; но понятия об этих истинах вне христианства всегда были неопределенны, нетверды, неполны вследствие разрушительного действия страстей, которым они отданы были без защиты и которые мало-помалу переделали их по своему виду. С этими понятиями было то же, что со статуей Главка, о котором говорит Плутарх, что она была поставлена на морском берегу и, съедаемая непрестанными приражениями волн, утратила наконец все черты изображаемого ею божества и стала не больше как безобразный камень.
О. Николь
†Истина религиозная и нравственность суть лучи одного света: где первая смешана с заблуждением, там нечиста и последняя.
Свт. Филарет Московский
†Выше и чище христианского учения нет и не может быть на земле.
Филарет, архиеп. Черниговский
†Сколько величия в христианской религии! Вот ее сущность в сжатом виде: до времени Слово было у Бога; в начале времени Слово сотворило мир; среди времени Слово воплотилось ради нашего спасения, в конце времени воплощенное Слово, Богочеловек Иисус Христос будет судить человеков и останется, как и до сотворения мира, вечность.
Гиродо
†Христианин препростый (не получивший никакого образования), который научен догматам святой веры, далеко мудрейший есть паче Платона и Аристотеля и прочих языческих мудрецов.
Свт. Тихон Задонский
†Младенцы в недрах христианства более знают о Боге и жизни вечной, нежели сколько знали великие мудрецы мира древнего.
†Христианин знает и утверждает там, где философ предполагает и сомневается.
А. Рандю
†Христианская религия просвещает человека, озаряет его умственный горизонт, возвышает уровень его знаний, но она не все открывает своему последователю. Ее учение исполнено тайн, непостижимых разумом человеческим и могущих быть принятыми одною только верою.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Настоящее Предисловие написано к изданию 1903 года. Мы публикуем его с незначительными изменениями, в частности, имена недавно прославленных архиереев указаны в чине святителей. Это же замечание относится и ко всему тексту Цветника: имена святых, канонизированных после 1903 года, указаны в соответствии с их чином прославления в лике святых. – Ред.
2
В отношении предметов веры и нравственности «садом» можно именовать только творения духовных мужей и писателей как специальных учителей веры и нравственности.
3
Имя автора высказывания относится только к той цитате, непосредственно под которой стоит подпись. – Ред.