Книга Православные праздники и молитвы - читать онлайн бесплатно, автор Наталья Витальевна Цветкова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Православные праздники и молитвы
Православные праздники и молитвы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Православные праздники и молитвы

В соответствии со старинными обычаями, к этому дню из пшеничного теста приготавливали изображения животных: коров, быков, овец и домашних птиц. Их выставляли на окна для показа тому, кто проходил мимо, а также ставили с утра в горнице на общем столе «красоваться». Вечером же фигурки из теста в качестве подарков рассылали родным, знакомым и соседям.

Вечером, перед тем как сесть за стол, на котором, как уже говорилось, главным яством должна быть медовая кутья, селяне всей семьей выходили во двор – глядеть на звезды. Высматривали «путеводную», а заодно по приметам рождественской ночи определяли будущий урожай, благополучие в хозяйстве. Если ночь темная и звездная, то следовало ожидать большого приплода скота, а в лесу – обилия ягод и грибов. Иней на деревьях – к хорошему урожаю хлебов.

В сочельник вспоминали множество старинных примет, пословиц, поговорок. Вот лишь некоторые из них: «Коли в кутью тропинки черны – урожай на гречу», «Если в сочельник на небе много звезд – будет много грибов». Повсеместно считалось, что в это время «Не кормят кур, чтобы огороды не копали», «Спутывают ноги столу, чтобы скот не бегал», а также что «ткать грешно – несчастье угодит в праздник».

Считалось, что очищенный сорокадневным постом человек имеет право заглянуть в будущее. Делалось это обычно с помощью полушутливых рождественских гаданий, в осуществлении которых принимало участие большое количество людей – преимущественно молодежи. Особенно волновались девушки-невесты о замужестве в новом году: каков будет суженый, какое житье-бытье их ожидает.

Сняв башмачок или валенок, кидали за ворота. Если он падал носком к воротам – значит еще рано выходить замуж, а если в любую другую сторону – следовало ожидать жениха, причем оттуда, куда укажет носок валенка. Под Рождество гадали на воске: сначала его растапливали, а потом выливали в сосуд с водой. Если получилось колечко – к замужеству, развалины – к беде. Смотрели на небо: в какой стороне звезда упадет – там твой суженый живет.


ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 января – Обрезание Господне. Сказано: «Господь терпит за всех обрезание, человеческие прегрешения обрезая, давая спасение миру. Восседая на огненном Престоле вместе с безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от безбрачной Девы, Твоей Матери, почему и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава благому Твоему решению, слава Твоему попечению, слава Твоему снисхождению, единый Человеколюбивый».


Считалось, что очищенный сорокадневным постом человек имеет право заглянуть в будущее. Делалось это обычно с помощью полушутливых рождественских гаданий, в осуществлении которых принимало участие большое количество людей – преимущественно молодежи.

А чтобы определить, каким этот суженый будет, гадали следующим образом: бросали ночью пригоршнями снег – если он падал быстро и слышно, то муж будет молодым, если, наоборот, тихо и неплотно – быть за старым и глухим. Ходили в темноте в сарай с дровами, брали полено из поленницы и потом при свете лучины его осматривали: если полено попадалось с трещинками, то муж будет дурной и сердитый, если гладкое – хороший, ласковый.

Хозяева пытались выведать, каковы будут весна и лето, сулят ли они урожай и благополучие. В рождественский вечер шли на гумно, вынимали зубами из стожка соломинку. Если попалась с колоском – будет урожай, пустая – опасайся недорода. Мяли кусок бумаги и сжигали его на тарелке, загадывая желание. Исполнится оно или нет, можно было определить по тени, которую отбрасывал на стену сожженный комок. В полночь между двумя зеркалами ставили две свечи и смотрели в зеркало: что почудится, то и сбудется. Ждали вещего сна, а чтобы он сбылся, клали хлеб и ножницы под подушку.

Перед сочельнической трапезой глава семьи брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг избы. Возвратившись, несколько ложек кутьи хозяин выбрасывал за дверь на двор, угощая духов. И, широко открыв дверь, приглашал на кутью мороз и просил его не нападать весной «на жито, пшеницы и всякую пашицу», то есть не губить посевы. Ели кутью молча из общей чашки. В недоеденной кутье нужно было оставить свои ложки, что символизировало подаяние бедным странникам.

Этот древний обряд совершался с большой серьезностью и строгостью, хотя и воспринимался крестьянами как своеобразная игра, забава. Он вносил в настроение всех обитателей дома оживление и духовную легкость. Кутейный вечер воспринимался как начало праздника, долгого и затейливого.

С сочельника, как известно, начинаются Святки, которые продолжаются 12 дней. Это, безусловно, самое праздничное событие января: время веселых и окрыляющих забот и забав, наполненных торжественным одухотворением. Каждый получает возможность обновиться заново, вместе с рождением Божьего Сына и наступлением Нового года. А вместе с тем – приоткрыть завесу, скрывающую от человека его будущее.

Несмотря на то что православная церковь издавна порицала бытовую ворожбу и различные способы гадания, три дня в году считались едва ли не обязательными для определения своей судьбы. Это были сочельник, Новый год (по старому стилю) и Крещение.

Именно в это время большое значение придавалось общеизвестным приметам, заклинаниям и поверьям, которые являлись непременной частью предрождественских обрядов. Женщины в свят-вечер мотали тугие клубки пряжи, чтобы будущим летом уродились крупные кочаны капусты. Матери заневестившихся дочерей прислушивались: откуда слышится лай собаки, оттуда и свах ждать нужно. И задумывались: с которого двора? Разговоров хватало на весь вечер, который, из-за ожидания обильной трапезы, всем казался слишком долгим.

В тех губерниях, где занимались льноводством, крестьянки устраивали специальное гадание: под скатерть на столе прятали горстку злаковой соломки и затем наугад вытаскивали по одной. По длине вытащенной соломки определяли длину будущего льняного волокна. Нередко это гадание превращалось в веселую игру, имевшую, однако, глубокий символический смысл. Вслед за женщинами за вытаскивание соломинок принимались мужчины. Если вытаскивали обмолоченный колосок, следовало ожидать богатый урожай хлебов, а длинная и тонкая былинка сулила хороший сенокос. Гадание на соломке сопровождалось песнями и шутками. Обычно после этого мужчины выходили во двор и поджигали наложенную загодя кучу сухого навоза: чтобы родителям на том свете тепло и светло было.


Несмотря на то что православная церковь издавна порицала бытовую ворожбу и различные способы гадания, три дня в году считались едва ли не обязательными для определения своей судьбы. Это были сочельник, Новый год (по старому стилю) и Крещение.

Свои гадания были и у девушек. Юные селянки веселой гурьбой ходили в полночь к запертым церковным воротам и подслушивали. Той, которой чудился звон колокольчика, следовало ожидать скорого и удачного замужества. Глухой стук означал могилу, смерть.

Возвратившись, девушки гадали дома. И здесь начиналось то самое таинственное «действо», описание которого встречаем в балладе Жуковского:

В чашу с чистою водойКлали перстень золотой,Серьги изумрудны:Расстилали белый платИ над чашей пели в ладПесенки подблюдны…

Думаем, что вам будет чем заняться накануне светлого праздника Рождества Христова. Те, кто не верит в гадания, могут сходить в гости к друзьям, взяв в качестве подарка и угощения печенье в виде фигурок зверей и кутью. Советуем вам посетить церковь, принять участие хотя бы в начале церковной службы, почувствовать значимость наступающего праздника. Большинство из нас забывает, что сочельник – своего рода испытание для верующих, требующее строгого воздержания и умеренного веселья. Предрождественские часы нужно посвятить родным и близким, в особенности детям, которые наверняка проявят интерес к истории рождения Иисуса Христа, рассказанной вами при тихом мерцании свечей на елке.


АФОРИЗМЫ

Взойти на Голгофу. Это памятное событие, когда Иисуса Христа вели на Голгофу для казни. Тяжелый путь – когда Спаситель терпел издевательства и насмешки глумливой толпы, но продолжал идти.

БЛЮДА К СОЧЕЛЬНИКУ

Кутья медовая

Требуется: 2 стакана риса, 4 стакана воды, 1 стакан меда, 1/2 стакана изюма, 1/2 стакана лесных орехов, 1/2 ч. л. соли.

Способ приготовления. Переберите рис, всыпьте его в кастрюлю, залейте водой и доведите до кипения, затем посолите и дождитесь, чтобы вода в кастрюле выкипела до уровня риса, убавьте огонь, накройте кастрюлю крышкой и варите рис до готовности – на это потребуется еще минут 7–10. Если варить рис таким способом, то он получится рассыпчатым и пышным.

Сварив рис, выложите его на блюдо, чтобы он остыл, а сами тем временем пререберите изюм, очистив его от палочек и мусора, промойте его несколько раз и залейте на 20–30 минут теплой водой, чтобы он набух. Орехи мелко порубите ножом.

Откиньте изюм на дуршлаг, чтобы он обсох, затем смешайте изюм с орехами и половиной меда. Остальную половину смешайте с рисом. Смешайте рис с 2/3 начинки и выложите его на блюдо, а оставшуюся орехово-изюмную смесь красиво разложите поверх кутьи.

Подавать кутью следует с медовым напитком, или взваром.

Медовый напиток

Требуется: по 150 г любых сухофруктов – яблок, груш, чернослива, вишни, 1/2 стакана липового меда, 1/2 л воды.

Способ приготовления. Замочите сухофрукты в холодной воде на 1 час, затем залейте холодной водой и доведите до кипения. Как только вода закипит, убавь огонь и варите компот до тех пор, пока фрукты не станут мягкими. После этого снимите компот и остудите его до комнатной температуры. В остывший компот положите мед и размешайте.

Творог «Мозаика»

Требуется: 1 кг творога, 1 стакан сметаны, 1 стакан сахара, 1 пакетик ванилина, 1/2 стакана изюма, 1/2 стакана лесных орехов, 1/2 стакана цукатов.

Способ приготовления. Творог смешайте с сахаром, сметаной и ванилином, перемешайте миксером. Изюм переберите, очистите от веточек и замочите в теплой воде на 2 часа. Цукаты измельчите. Добавьте в творог изюм, орехи и цукаты, тщательно размешайте.

Творог «Зимняя вишня»

Требуется: 1 кг творога, 1 стакан сметаны, 1 стакан сахара, 2 стакана вишни без косточек, 1 стакана клюквы, сок 1/2 лимона.

Способ приготовления. Смешайте сметану и сахар, влейте в творог и размешайте вилкой. Можно протереть эту смесь сквозь сито, чтобы она стала однородной. Добавьте в творог лимонный сок. Если вы используете замороженные клюкву и вишню, то не размораживайте их. Если вы берете вишню из компота, то откиньте ее на дуршлаг и подождите, пока стечет сок. В вазу, в которой вы планируете продавать творог, слоями выкладывайте ягоды и творог. Последним слоем положите творог и посыпьте его вишней.

Однако из творога можно готовить не только сладкие, но и соленые и даже острые кушанья. Например, попробуйте подать на стол такую закуску:

Острая закуска «Смех сквозь слезы»

Требуется: 500–700 г творога или сыра, 250 г майонеза, 8 зубчиков чеснока, 1 пучок свежей зелени или 50–70 г замороженной, 2 ч. л. красного перца, 1/4 стакана грецких орехов, 4 ч. л. соли.

Способ приготовления. Если вы готовите из творога, то пропустите его через мясорубку, если же вы используете сыр, то натрите его на терке. Зелень порубите, черенком ножа разотрите чеснок с солью. Соедините подготовленные компоненты, посыпьте красным перцем и грецкими орехами, залейте майонезом и тщательно перемешайте.

МАЛЫЙ ПОСТ

Более двухсот дней в году надлежит поститься православным людям. На Руси бытовало предание, что «кто все четыре поста постится, за того все четыре евангелиста будут молиться». Одним из этих постов, почти столь же долгим, как и Великий пост, но не таким строгим, считался Рождественский (или Предрождественский) пост.

Этот пост являлся для верующих своеобразным путем, позволяющим очистить тело и душу человека перед величайшим событием – Рождеством Христовым. Церковь рассматривает пост как подвиг покаяния, когда воздержанность, аскетический образ жизни на земле обусловливают блаженство в загробном мире. Это относится также и к Рождественскому посту, хотя он и не очень строгий и даже считается «светлым», «радостным», в какой-то степени праздничным.

Рождественский пост всегда приходится на одно и то же время – с 28 ноября по 6 января включительно. Он продолжается ровно сорок дней. Таким образом, он лишь немногим короче Великого поста, который продолжается сорок дней и еще одну Страстную неделю.

Рождественский пост был установлен церковью как предваряющий праздник Рождества, отсюда и его название. Его же называют и Предрождественским. В то же время Рождественский пост, предваряющий приход в мир Спасителя, величайшее событие, называется радостным. Поэтому он не такой строгий, как Великий и Успенский посты.

Считалось, что именно этот пост поможет достойно подготовить верующих к празднованию дня рождения Иисуса Христа. Ведь именно в эти дни, по христианским преданиям, отправилась в путь скромная и на первый взгляд малоприметная семейная пара – старец Иосиф и Дева Мария. В эти дни начиналось спасение рода человеческого, по мнению верующих христиан, и поэтому вот уже две тысячи лет верующие посвящают эти дни сугубому посту и молитве, как бы следуя душой в Вифлеем – вслед за Девой, готовящейся стать Матерью Спасителя мира.


Рождественский пост был установлен церковью как предваряющий праздник Рождества, отсюда и его название. Его же называют и Предрождественским.

Рождественский пост именовали также и Филипповым постом. Такое название возникло по имени апостола Филиппа, одного из учеников Иисуса Христа, распятого на кресте вниз головой за проповедь Слова Божия. Святой апостол Филипп был одним из двенадцати учеников спасителя, уверовал Ему с самого начала Его земного служения. Имя апостола Филиппа несколько раз упоминается в Евангелии: он привел к Господу апостола Нафанаила, эллинов, желающих видеть Христа, во время Тайной Вечери именно апостол Филипп спрашивал Спасителя о Боге-Отце.


ДЕЯНИЯ И ЧУДЕСА СВЯТЫХ

Святой Антиох (IV в.) исцелял больных. Римляне, видя его силу, решили расправиться с ним. Но святой Антиох остался невредимым, когда его бросили на растерзание диким зверям. Не пострадал он также и тогда, когда его бросили в кипящую воду. От его молитв в прах рассыпались языческие изваяния. У язычников настолько силен был страх перед ним, что его обезглавили.

После Вознесения Господня апостол Филипп проповедовал слово Божие в Иудее, Греции, Сирии, Малой Азии. В городе Иераполе Фригийском он посрамил жрецов языческого храма, посвященного змеям, и был за это распят на кресте. В возрасте 87 лет святой апостол принял мученическую кончину. Поэтому 27 ноября все верующие на Руси говели, присутствовали на церковной службе и скорбели в память погибшего апостола.



Рождественский пост именуется Филипповым, так как начинается на следующий день после дня памяти святого апостола Филиппа. День же его памяти – 27 ноября – заговенье на Малый пост.

В этот день (заговенья) верующие христиане старались не есть мясных продуктов, ограничивали вообще прием пищи животного происхождения. В монастырях же в день заговения не вкушали пищу вообще.

В Рождественский пост верующие придерживались церковного канона, рекомендующего не есть мясного, рыбного и молочного. Но все-таки некоторое послабление позволялось истинным христианам, соблюдающим пост, в субботу и воскресенье. Эти два дня считаются «елейными», так как именно в эти дни в церквях происходило помазание елеем – нанесение на лоб символического очищающего креста. Поэтому по субботам и воскресеньям в нестрогий. Предрождественский пост дозволялось есть растительное масло, рыбу, морепродукты, некоторые сладости и вино.

Рыба и морепродукты разрешаются и в большие праздники, выпадающие на Рождественский пост. К таким праздникам, помимо Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), относятся: дни поминовения святого Николая (19 декабря), апостолов Матфея (29 ноября) и Андрея Первозванного (13 декабря), праведного Иоанна Кронштадского (2 января), святого Петра, митрополита Московского (3 января), преподобного Иоанна Дамаскина (17 декабря), преподобного Саввы освященного (18 декабря), Великого князя Александра Невского (6 декабря), великомучениц Варвары (17 декабря) и Екатерины (7 декабря), празднование дня иконы Божией Матери «Знамение» (10 декабря).

На Рождественский пост, в отличие от поста Великого, дозволительно было употреблять растительное масло во все дни, кроме понедельника, среды и пятницы – постных дней, соблюдаемых в течение всего года. Также мягкость этого поста проявлялась в том, что не требовалось в первую неделю соблюдать сухоядение – то есть есть не вареные, а лишь свежие и квашеные овощи.


На Рождественский пост, в отличие от поста Великого, дозволительно было употреблять растительное масло во все дни, кроме понедельника, среды и пятницы – постных дней, соблюдаемых в течение всего года.

Хотя, безусловно, в первый и последний дни Рождественского поста церковными традициями рекомендовалось постящимся ограничить себя в еде или даже не употреблять пищи совершенно. Разрешались лишь несладкие (конечно, не спиртные) напитки, хотя предпочтение отдавалось чистой воде. Если же человек не в силах был таким образом очищать свой организм, рекомендовалось в первый день поста ограничиваться сухоядением. То есть можно было употреблять лишь хлеб, свежие овощи и фрукты.

В старину те, кто соблюдал сухоядение (а это делали почти все), вкушали только постную холодную (не приготовленную на огне) пищу без масла и даже пили неподогретое питье. Наиболее благочестивые люди, несмотря на то что этот пост нестрогий, в первый день пили только простую воду, ели просфоры и немного хлеба с солью. Лишь затем они переходили на пищу, исключающую животные жиры.

В этот пост, в отличие от Великого поста, разрешалось умеренно употреблять семечки, мед и орехи.

Разрешены были всевозможные сухофрукты, а также квашеные, соленые овощи и фрукты. Далее, за исключением субботних и воскресных, все последующие дни поста, а особенно по понедельникам, средам и пятницам (постные дни), рекомендовалось «варение без елея». То есть разрешалось есть уже не только свежие и квашеные, соленые овощи и фрукты, но и вареные, только без добавления растительного масла (не говоря уж о каких-либо животных жирах). Но так как пост был нестрогий, то по субботам и воскресеньям, как и по праздникам, верующие могли есть растительное масло и даже рыбу, хотя и в небольших количествах. Недозволительными в это время считались лишь какие-либо животные жиры (мясо, жир, молочные продукты, сыры).


12 АПОСТОЛОВ

12 учеников, которых избрал Иисус Христос, были простыми людьми, но они стали друзьями и учениками Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия. Первыми его учениками были рыбаки Симон (Петр) и брат его Андрей. Они ловили рыбу в Галилейском море. Господь сказал им: «Идите за Мной, Я сделаю вас ловцами человеков». Иисус Христос сказал братьям, что научит их спасать заблудших людей от грехов и приводить их к истине.

Но следует учитывать, что церковь оговаривает – больным, беременным, маленьким детям, а также людям, занятым тяжелым физическим трудом, разрешается некоторое послабление поста, чтобы пощение не привело к упадку здоровья. Безусловно, это не значит, что верующий христианин позволял себе полное освобождение от поста и употреблял мясные продукты в не положенные уставом дни. Послабление касалось прежде всего молочных продуктов, растительного масла, рыбы.

А ранее на Руси ослабление поста допускалось лишь с особого разрешения священноначалия для каждого верующего человека. Этот вопрос обязательно обсуждался с приходским священником, и верующий непременно следовал его совету. Но даже в этом случае, приходя на исповедь, верующий непременно должен был вспомнить об этом нарушении и принести покаяние.

Но традиции соблюдения поста на Руси ранее затрагивали не только определенные ограничения в пище. Изменялась как духовная, так и физическая жизнь, поведение людей. С началом Предрождественского поста приходские священники ходили по домам с «постной молитвой», что являлось пастырским, отеческим обозрением своего прихода. Верующие старались хотя бы два-три раза в неделю неукоснительно посещать церковные службы. По воскресеньям же пропустить службу в церкви считалось совершенно недопустимым и дозволялось лишь маленьким детям и больным.

Соблюдение поста верующими людьми подразумевает не только определенные ограничения в еде, но и (это даже считается более важным) сдерживание себя в области духовной, то есть прежде всего очищение духовное, а не только телесное.

Именно эта сдержанность (как физическая – ограничения в еде, так и духовная – сдержанность чувств, покаяние и добродетельное поведение) и поможет во время Рождественского поста подготовить себя к величайшему событию – Богорождению, земному чуду. И в этом вам поможет, в свою очередь, пост – на Руси всегда верили, что подобные добровольные ограничения в еде помогают сдерживать нежелательные порывы ярости, злости, ведущие к греховным поступкам. Как сказал Авва Пимен: «Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержанным в пище».

Во время поста церковь не разрешает проводить какие-либо шумные праздники, увеселения. Хотя это правило, распространяющееся и на Предрождественский пост, не столь строго, как в Великий пост. Безусловно, на Руси существовала традиция, что во время поста не следует пить спиртные напитки (за исключением небольшого количества вина по субботам и воскресеньям), громко петь веселые песни, а тем более танцевать. Но вполне допустимыми считались «посиделки» (в деревнях) молодежи, на которых девушки могли негромко петь грустные или церковные песни, псалмы. Разрешались и нешумные игры, катания на санях. Но, конечно, никакого ярмарочного веселья и громкой радости не допускалось.

Во время поста во всех трактирах и ресторанах на Руси мясо не готовили, выбор блюд в это время мало чем отличался от монастырских: грибы, капуста, горох, кисели, сбитень. Не говеть Рождественским постом считалось великим, страшным грехом и порицалось не только в деревнях, где от согрешившего все отворачивались, но и в высшем обществе.

Правда, какие-то домашние события (именины, дни рождения) раньше на Руси не считалось грехом отпраздновать, но, конечно, не нарушая поста, разве что только позволяя себе принять пищу «с елеем» – растительным маслом, вином и сладостями.

В Рождественский пост (как и на другие посты) ранее ни в коем случае не играли свадеб. В эти дни в церкви не венчают. Сейчас хотя в это время и можно провести гражданскую церемонию бракосочетания, но венчание в церкви не состоится.

После второго января для верующих, блюдущих пост, всегда начинался особый торжественный период, время перед праздником Рождества Христова – предпразднество. Все оставшиеся пять дней в церквях уже читаются молитвы и поются песнопения Рождества, а верующие усугубляют домашнюю молитву и пост. Школьники эти пять дней не посещали школу, они говели и готовились к причастию. В эти дни (а у особо верующих и весь Рождественский пост) чтение как взрослых, так и детей было исключительно духовным, особой популярностью пользовалась житийная литература.

Удивительное, радостное, предпраздничное настроение охватывало людей, а прежде всего детей. Особой честью считалось в эти последние дни поста приютить у себя странника, богомольца, подать нищему, помочь бедным. Все увеселительные заведения на Руси закрывались.


В Рождественский пост (как и на другие посты) ранее ни в коем случае не играли свадеб. В эти дни в церкви не венчают.

На Руси ранее существовало немало примет и традиционных особенностей, свято соблюдаемых в городах и деревнях верующими людьми. Так, например, считалось, что во время Рождественского поста необходимо приобрести связку бубликов, и, отговев, ее следовало разделить с друзьями, в таком случае, считали верующие, они встретятся на том свете. Другой интересной традицией, которую старались свято соблюдать ранее, был запрет в дни Рождественского поста произносить слово «мясо», заменяли его словом «скоромь».