Делая все это он ещё не человек.
Человеком его создает Игра!
Вот и философ Хейзинга породил новое определение Человека.
Не умелый, не разумный – нет, нет! – Играющий!
Гомо люденс!
И именно это – самое важное!
И не удивляйтесь порабощению наших детей современными гаджетами.
Слишком долго к Игре относились легковесно, не серьёзно, не глубоко!
Хорошо!
Нет сил читать великого краснодарского поэта Юрия Кузнецова и его «Золотую гору».
Но давайте сыграем!
Я вам процитирую финал этой фантастически глубокой поэмы.
«Где пил Гомер, где пил Софокл, где мрачный Дант алкал
Где Пушкин отхлебнул глоток, но больше расплескал
Он слил в одну из разных чаш осадок золотой
Ударил поздно звёздный час, но всё-таки он – мой!
И отозвалась тишина, глубокая как медь
Тому, кому не умереть, подруга не нужна
На вышине твой звёздный час, а мой – на глубине
И глубина ещё не раз напомнит обо мне».
Юрий Кузнецов
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ В ШКАТУЛКЕ
Игра большими шахматными фигурами на Большой доске
Игра фигурами на демонстрационной доске
Игра шахматными фигурами на шахматном столике
Игра сказочными фигурками на шахматном столике
Самостоятельная игра без партнёра
Игра с одним партнёром
Игра в группе
Игра с компьютером
Решение заданий по карточкам
Решение заданий в компьютере
Микроигра в компьютере
Микроигра с партнером
Самостоятельное решение заданий
Расстановки фигур
Хождение по Большой доске в качестве «живой» шахматной фигуры
Танец на Большой доске
Групповая игра на Большой доске
Урок в группе – демонстрация на магнитной доске
Урок в группе – компьютерный урок на Большом экране
Индивидуальная Игра с тренером
Участие в сеансе одновременной игры против тренера
Индивидуальная игра с партнером
Упражнения с шахматными часами
Ученический блиц с тренером
Заучивание Логической формулы урока
Заучивание комбинации ходов урока
Заучивание дебютной схемы
Игра на различение элементов позиций
Учебные игры:
Шашки
Поддавки
Тише едешь – дальше будешь
Уголки
Шатрандж
Чатуранга
Табии
Козлики и волки – 3 версии
Маша и Глаша
Лисичка Обжора
Охота на мамонта
Учебные позиции – более 3200
ИГРА С ЧАСАМИ
Собственно шахматные часы были придуманы для борьбы с тугодумами: находились любители поразмышлять над ходом не один час!
Устроены они просто: вы нажали на свою кнопочку – она ближе к вам – и ваши часы остановились, а часы партнера пошли. Как только время на партию закончилось – флажок падает.
Вначале он еще поднимается минутной стрелкой, а потом просто падает и повисает!
Правила просты: всё делается одной рукой:
Взял свою фигуру, сделал ход, отпустил фигуру и этой же рукой – пальчиком! – жмём на кнопочку!
Нажали и тут же отпустили.
Борьба на тему «кто сильнее надавит» запрещена.
Нажал и отпустил тут же – всё! Время партнёра пошло!
Часики тикают!
Сколько времени дается на одну игру?
Это вопрос о КОНТРОЛЕ ВРЕМЕНИ.
Обычно это предусмотрено регламентом состязаний.
Сейчас техника позволяет очень сильно варьировать.
Традиционно давали два с половиной часа на сорок ходов, а потом еще по часу на каждые следующие двадцать ходов.
Сейчас больше любят ускоренный контроль: часа полтора на всю партию.
В турнирах по «быстрым» шахматам отводится на всю партию от получаса до пятнадцати минут.
Турниры по молниеносной игре («блиц») обычно игрались с контролем по пять минут на партию.
Есть любители играть трехминутные партии.
А то и по минутке на всю игру.
При этом сын Евгения Шевченко в Архангельске (имя сразу не вспомню – а врать не хочу) играл вслепую партию по минуте! Правда, просил партнера переключать часы. А то и давал фору: себе брал минуту. А партнеру давал пять минут.
Вообще часы были изобретены просто как средство от тугодумов, но постепенно появилось много любителей играть не столько в шахматы, сколько в часы.
Смотришь – только ручки мелькают, да фигурки летят во все стороны.
С ребёнком эти вещи необходимо пресекать и сильно часиками не увлекаться.
ИГРА НА ЧИСЛО ХОДОВ
Играть с тем, кто намного слабее тебя – не интересно. Но если вы – тренер, а он или она – ваш ученик или ваша ученица – играть приходится. В этих условиях интерес игре могут придать несколько приемов. Первый – тайная норма. То есть некое требование, которое вы устанавливаете сами для себя, но не оглашаете партнеру. Например: не получить ни одного шаха! Или: поставить мат конем на поле е2. Или – превращать пешки только в слонов. В общем, тут вы сами решаете, как предельно осложнить себе задачу. Другой приём – опубликовать число ходов, за которое вы намерены победить партнера. Игра на число ходов весьма интересное упражнение. Задача вашего партнера не выиграть – об этом он и не мечтает, а продержаться как можно дольше. При большой разнице в классе я обычно играю на 20 ходов. При средней разнице в классе – на 30 ходов. С юным первым разрядом я играю на 40 или 50 ходов. Если я объявил 30 ходов и на 30-ом ходу мат на доске моему партнеру ещё не стоит – я проиграл.
СЕАНС НА ЧИСЛО ХОДОВ
Сеанс на число ходов играется так: на каждом круге мы делаем ровно по одному ходу. И число кругов сеансера равно числу сделанных ходов. Все, кто продержался заданное число кругов и не получили мат – выиграли! Каждый круг я громко и четко объявляю номер хода. Проигравший участник покидает свой столик. Как правило в учебных группах малышей игра на число ходов почти не применяется. Для такой игры дети должны уже иметь рейтинг под 1650—1700. Понятно, что в детском саду играть на число ходов можно только с ограниченным материалом и исключительно в стандартных положениях. Например, задача дающего сеанс – продержаться семь ходов против двух ладей с одним королём. Или продержаться восемь ходов с лисичкой против восьми курочек бегущих «в домик».
СЕАНСОВЫЙ МЕТОД
Сеансы одновременной игры я даю давно. Самые лучшие результаты – 6:0 против шести чемпионов Качканара разных лет с часами при контроле один час на партию, и 41:0 против шахматистов 1—2 разрядов в Соломбале в далёком 1979-ом году в дни Первомайских праздников.
Понятно, что в своих педагогических практиках я не мог не уделить этому методу надлежащее внимание. Учебный или обучающий сеанс одновременной игры довольно сильно разнится с обычным сеансом одновременной игры в шахматы. Несколько слов об обычных сеансах. Понятно, что мне довелось поиграть в сеансах с обеих сторон, и потому многие стороны этой формы состязания прочувствованы мною достаточно глубоко. Но лучший в моей жизни урок я получил от Евгения Андреевича Васюкова, когда он в 1978-ом году был приглашен к нам в только что созданный нами АШШК – Архангельский шахматно-шашечный клуб. На открытие клуба. Евгений Андреевич неспешно двигался вдоль расставленных по периметру шахматных столиков – более тридцати, неспешно делая ходы. В конце концов пару партий он проиграл, пару закончил вничью и в остальных уверенно победил. Дал он ряд сеансов в других местах города, в частности и у нас на Сульфате. После сеансов мы направились ужинать и я вежливо поинтересовался у знаменитого гостя, как он так спокойно дает сеансы по полтора-два часа кряду. И вот здесь он мне поведал свою историю, которая буквально открыла мне глаза на происходившее.
Я приведу его рассказ на память, и, надеюсь, сумею сохранить необычайный аромат этого повествования. Все сказки «Тысячи и одной ночи» буквально отдыхают!
– В начале шестидесятых я – молодой гроссмейстер – был направлен в один небольшой французский городок дать сеанс одновременной игры местным любителям. В центре города на площади перед городской ратушей при прекрасной погоде были расставлены по периметру шахматные столы за которые уселись играть мэр города, главный судья, прокурор, начальник полиции, авторитетные местные политики и крупные местные воротилы бизнеса, а также несколько местных сильнейших любителей для демонстрации силы города и проверки на прочность юного советского дарования. Я тогда был слишком молод и неопытен и буквально «вынес» их всех за пятнадцать минут ураганом пронесясь по кругу и молниеносно делая ходы.
Больше я так никогда не делал. Меня вызвали в Посольство и пропесочили по полной программе. «Мы тебя для чего туда отправили? Чтобы ты им показал свою силу? Мы тебя направили для установления более прочных дружеских отношений!» С тех пор я стал давать сеансы не спеша, всегда проигрывая одну-две партии и делая две-три аккуратных ничьи. Дело это не простое, поскольку надо не слишком грубо зевнуть и не слишком заметно ошибиться. Но, как видите, у меня это получается!
Да! Это был мне урок на всю жизнь! Сеанс – это не только и не столько форма состязания, сколько форма своеобразного доверительного общения на шахматном материале.
Иное дело – обучающий сеанс.
Зачетный сеанс – это игра по кругу с малышами при которой задача сеансера правильно и умело подправлять и подсказывать играющим.
Контрольный сеанс – это как правило игра на число ходов. Чем больше ходов продержался участник сеанса – тем успешнее он выступил.
Форм и техник здесь очень много. Особенно детям нравятся мои Новогодние сеансы Деда Мороза – это праздничный сеанс и задача его – доставить малышам как можно больше радости.
Ну а подробнее я постараюсь рассказать о каждой из форм отдельно.
ОДНОВРЕМЕННО
Среди расстановок столов особняком стоит веерная расстановка для одновременной игры с пятью детьми.
В отличие от сеанса одновременной игры здесь нет необходимости организовывать ожидание прихода сеансёра.
Когда ребёнку удобно сделать ход – тогда он его и делает.
Педагог имеет возможность общаться с каждым и каждому индивидуально советует и подсказывает.
Здесь расстановка столов для сеанса одновременной игры классическая.
Главное – чётко организовать ожидание участником прихода сеансёра.
Нетривиальная задача для детей этого возраста.
На фото группа, которая занимается уже полтора года!
Дети накануне перехода в школу.
И тем не менее это их первый осмысленный сеанс одновременной игры.
Число участников такого сеанса на этом возрастном интервале не должно превышать пяти-шести, поскольку слишком долгое ожидание ведёт к потере интереса.
Разумеется это внешняя организационная форма общения с детьми в «Шахматной Шкатулке».
Сеанс ведётся на число ходов.
Сеансёр активно подсказывает участникам варианты и раскрывает основные угрозы, обязательно разрешает брать назад крайне неудачные ходы и активно хвалит за каждый удачный ход и за каждый верный комментарий.
ЗАНЯТИЕ С ДИГИТАЛ ДОСКОЙ
Дигитал Доска – шахматная доска, воспроизводящая положение шахматных фигур на образе шахматной доски на экране.
Применяется на турнирах для демонстрации партий мастеров зрителям в турнирном зале и зрителям в Интернете по всему миру.
Для дошкольника знакомство с «волшебной доской» является большим эмоционально позитивно окрашенным событием.
Он видит красивую большую деревянную шахматную фигуру, которую размещает на большой красивой шахматной доске в центре выбранного им квадрата и видит, как символическое изображение этой фигуры возникает на символическом квадрате экранной версии отражения шахматной доски.
Сам факт постановки фигурки на доску и появление её изображения на экране вызывает у ребёнка шквал позитивных переживаний.
Это один из важных элементов Погружения в шахматный материал.
Понятно, что именно для детских садов требуется заметное расширение и графического и фигурного арсенала такой доски.
Пока изготовители похоже не особенно озабочены этим моментом, но мы надеемся, что и наши публикации натолкнут разработчиков на «правильный» ход мысли и специальные «детские шахматные дигитал-доски» в конце-концов появятся в арсенале наших дошкольных учреждений.
Ведь именно они позволят заметно интенсифицировать логическую составляющую оперирующего с абстрактными объектами мышления.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИГУРА
У ДОШКОЛЬНИКА – ДА! А У ВЗРОСЛОГО?
Наконец*, мы должны взглянуть на эту проблему вот с какой стороны:
– Пусть игра – основная и даже ведущая деятельность дошкольника в детском саду, но кто сказал, что она – основная или ведущая деятельность взрослого сотрудника детского сада?
Ряд специалистов детского сада используют игру дошкольников в своих арсеналах работы с малышами в том или ином направлении.
Это и дефектологи, и логопеды, и преподаватели физической культуры, и воспитатели, и музыкальные педагоги…
Кого-то я всё равно упустил.
Но для них это именно элементы, моменты в их «основной» деятельности, которая называется кратко и ёмко «труд» или «работа» и за которую они получают заработную плату, и которая фиксируется в их трудовых книжках.
И стаж им идёт именно трудовой, а не игровой.
Таким образом, само распределение смысловых и поведенческих акцентов в организационной структуре дошкольного учреждения образования противится приданию Игре некоего ведущего компонента структуры в целом.
Архитектурно-планировочные решения определяются гораздо больше сейсмичностью района застройки, экономическими показателями муниципалитета, социальной обстановкой в окружении.
И в самой меньшей степени приоритетами в деятельностях самого дошкольника.
И вот в силу этого комплекса условий и условностей в детском саду нет особого центра Игры.
Обществу ещё необходимо осознать глубину и всю значимость этой проблемы.
Обществу ещё только предстоит приблизиться к открытию и к пониманию остроты этого вопроса.
Это совсем не простой и совершенно не очевидный вопрос.
И уж тем более не прост и не очевиден ответ на него.
Точнее говоря – комплекс ответов.
* Примечание: в этой серии мы разбираемся с главным противоречием дошкольного учреждения образования – заявленной ведущей и основной деятельностью дошкольника – игрой и отсутствием в наличии специального центра под эту самую деятельность в самой конструкции детского садика.
АХ! ВЫ ЖЕ ПРЕКРАСНО ПОНИМАЕТЕ
Первым меня просветил в этой области Иван Васильевич!
Нет, профессий он не менял!
Он был Учителем от Бога!
И среди прочих и Моим Учителем!
Причём именно в педагогике моим самым главным Учителем.
Высокой литературе меня учили Зингра, Порфи, Рона и Борис Самойлович!
Философии меня учили дядя Миша, Вера Яковлевна и Валерий Петрович!
Юриспруденции меня учили Геннадий Александрович, Валерий Петрович и Виктор Георгиевич.
Но педагогом меня отворил именно Иван Васильевич Звягин.
И именно он впервые осветил мне область человеческого неприятия официально установленного.
Я задал ему свой вопрос о стабильности расписания школьных занятий и получил сокрушительный ответ:
– Ах, дорогой Алексей Алексеевич! Вы же прекрасно понимаете, что теории – теориями, а мы практики и должны заниматься решением живых повседневных вопросов. А жизнь и теория – это просто абсолютно разные вещи. Теоретически стабильное расписание возможно. И оно прекрасно чувствует себя в учебниках по педагогике! И там же отлично работает и школьное самоуправление!
Этот его ответ я обдумывал не один месяц!
То, что родилось в процессе обдумывания, в своё время наделало много шума в Урае и в столице нашей Родины – в Москве.
Выработанное мною в ответ получило устойчивые наименования: «модульная школа», «плавающий урок», «мультиплетное расписание занятий» и так далее.
Как говорится Богу Богово!
Умный поймёт!
Народ не протестует против того, что предъявлено как официальная точка зрения, как норма.
Если эта норма противоречит его, народа, установкам и моральным принципам, он – народ, просто двигается иначе и не так, как требуют опубликованные указки.
Это даже не сопротивление, не скрытый саботаж.
Просто масса обходит провальную «норму» далеко стороной.
И шутит в ее сторону.
Тонко и деликатно.
Да!
В руководящих документах эпохи эта деятельность названа ведущей и основной!
Продекларировано!
Прорекламировано!
Но мы-то с вами понимаем, что жизнь есть жизнь, и от теорий она находится довольно-таки далеко.
За «массовое отравление» или травму ребёнка в бассейне могут ведь и посадить!
А где вы видели судебный процесс по делу педагога, который вместо игры в домино, решил сыграть с детишками в «кошки-мышки»?
Вот если ребёнок на рисовании ткнёт товарища карандашиком в бок, это серьёзно, а знает ли он, как рубят в шашках – это дело третьестепенное.
Ребеночка нужно вовремя и покормить, и в туалет отвести, и переодеть, и спать уложить.
Так что теории – теориями, но игра – ведущий и основной вид деятельности ребёнка исключительно в учебных пособиях для студентов педагогических училищ и вузов. И там же находятся его ближайшие зоны развития.
Вот у нас в жизни ближайшие зоны в Гарях и в Нижнем Тагиле.
И ведь предупреждали же Колосковых: «Никаких жвачек с собой ребёнку не давать!»
О ПОЗИЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ФИГУРЫ
Центральной фигурой в окружении ребёнка в детском саду является воспитатель его родной группы.
Воспитатель и является тем самым должностным лицом, которое в силу своей должности обязано «знать», что «игра – ведущий, основной вид деятельности дошкольника».
Тут необходимо обратить внимание на целый ряд моментов.
Понятно, что никакой воспитатель дошкольного учреждения не знает, да и не может знать, что такое «игра».
И дело не только в первом принципе Пиррона («ничто не познаваемо!») или в ноуменальности самого термина «игра».
Мне повезло.
Потратив ЖИЗНЬ на это невесёлое занятие, я пришёл к твёрдому убеждению, что человечеству ещё предстоит веками разбираться с сей, наизаковырестейшей из всех универсальных категорий, как чистого, так и не очень чистого, разума.
И поскольку для меня непознанность самого этого понятия очевидна, я смело исключаю воспитателей ДОУ из числа людей, имеющих хоть сколько-нибудь отдаленные представления об игре.
К каким следствиям ведёт этот в целом методологически верно обоснованный вывод.
Во-первых, это вывод о личной персональной безответственности воспитателей «за базар».
Теории, как говорится, теориями, а воспитатели должны каким-то чудом обеспечивать ребеночку доступ к его основной и ведущей деятельности.
И здесь мы попадаем неожиданно и мощно из мира истины в мир мнений!
У воспитателя имеется собственное мнение, причём это мнение он держит при себе.
Оно нигде не опубликовано и никому ни в каком виде не предъявлено.
Но проявляется в каждом жесте, в каждом взгляде, в каждой обмолвке, в каждом слове, в каждой недомолвке, в каждой улыбке воспитателя, обращённых к деткам.
Ютюб сейчас наполнен рефератами (по большей части списанными или переписанными с ошибками) и видеороликами, показывающими как далёк воспитатель от ответственности за свои слова и поступки.
Воспитатели дошкольников – смелые люди!
И, – как пел Владимир Семёнович Высоцкий, – нам – не чета!
Они заходят в группу из двадцати пяти детей дошкольного возраста, как дрессировщик в клетку с разъярённым тигром.
И укрощают!
И плетут деткам сказки!
И выводят их на прогулки!
И укладывают их спать!
Чем мать восемнадцати детей в пещере отличалась от нашей воспитательницы в детском саду принципиально?
А тем, что у неё детки были родные («мы с тобой одной крови, ты и я!»), и разного возраста.
А в детском саду в одной группе собраны дети разных кровей и одного возраста.
Сие фундаментальное различие имеет целый ряд неопровержимо доказанных следствий.
Следствий весьма далёких от позитивных окрасок и оттенков.
На одной из своих самых ярких коротких и страстных игр, проведённых с коллективом педагогического училища в Екатеринбурге ещё в 1992-ом – если мне не изменяет быстро слабеющая память – году, я предложил собравшимся (педагоги, администрация, полсотни лучших студенток – все лица исключительно женского пола) разобраться с таким моим постулатом:
– Вы – женщины, которые бросили свои семьи и своих собственных детей и пришли сюда учить будущих женщин, которые также оставили свои семьи, чтобы встретиться с вами, и учите их здесь тому, как правильно бросать свои семьи и своих детей и идти воспитывать чужих детей, оставленных собственными матерями.
Зал просидел абсолютно молча четыре часа!
И потребовал «продолжения банкета»!
Один из главных выводов периода конца СССР прозвучал в педагогической гостиной Урайского эксперимента так: «В стране подорван инстинкт материнства!»
Бесконечные телешоу Андрея Малахова о брошенных детях и непутёвых мамках просто подтверждает этот страшный в своей простоте и безысходности вывод.
Искусственный отрыв женщины от исполнения материнских обязанностей влечёт непоправимые социально последствия.
И вот неродная мать читает неродному малышу неродным голосом не родительское нравоучение.
Отгадайте с трёх раз – насколько оно будет эффективно?
В Библии, точной формулировки я уж и не вспомню, говорится нечто вроде: «Чти отца и мать».
В лекциях Гармаева было введено в своё время замечательным образом различение «уважения» и «почитания». В СССР педагога, по Гармаеву, «уважали» и длилось это до того момента, пока он был официально «педагогом», а на следующий после расставания день его напрочь забывали. Почитание – это иной тип отношения.
Сделав эти необходимые предварительные пометки, теперь перейдём к более плотному рассмотрению нашего центрального вопроса.
Воспитатель и основной вид деятельности дошкольника.
Какова же реальная позиция этой «центральной» фигуры педагогического процесса?
Для неё «игра» конечно же «основной вид деятельности дошкольника», вот только с ответом на вопрос «какая именно Игра?» возникают определённые затруднения.
Так называемая «игральная (столовая)» комната в групповом блоке набита разнообразными игрушками и устройствами для множества игр, как бочка селёдками.
Множество ярких объектов, призванных «занять время» малышей расположено в несколько ярусов по самым различным полкам и полочкам.
За каждым кубиком, за каждой «безделушкой», за каждой «цацкой» скрывается огромный производственный и рекламный комплекс, поскольку всё это производится и продается в промышленных количествах.
Лего? – А это мировая корпорация!
Это промышленный гигант.
Это не одно производство – это целая отрасль.
Свои научно-изыскательские центры, конструкторские бюро, производители рекламы, обучающих роликов, поставщики методических пособий…
В современном детском садике нет, и не может быть, простых игрушек и игровых комплексов. Это арена ожесточенной борьбы за взгляд ребенка, за его «хочу!», за улыбку его родителя.
В 2016-ом повезло посетить ММСО – современный выставочный образовательный салон на ВДНХ в Москве. Я обошел все его стенды. И на последнем задал свою скромную серию вопросов самонадеянным молодым представителям, заявившим, что готовы де ответить на любые мои вопросы.
Это у них такая стартовая позиция «чиновника с опытом». Ему кажется что вот это он, а вот это мы. И у нас к нему как бы есть вопросы, а он на эти вопросы как бы и отвечает!
– Мы находимся в столице России?
– Да.
– То есть здесь выставлены товары для детей России?
– Да.
– А почему нет ни одной игрушки из русских народных сказок?
Видели бы вы их лица!
Воспитатель в группе – это агент всех представленных в группе промышленных гигантов дошкольной индустрии.
Он должен разбираться и в том, как собирать конструкции из Лего, и как вертеть Кубик Рубика, и как играть «в кухню», в «шитье», в «Фиксики».
Современный воспитатель вооружен методиками, комплексами и комплектами, гаджетами, видеороликами и программами, проекторами, телеэкранами и видеокамерами.
А еще он думает (точнее она думает – ибо это всегда она!) что знает, что такое Игра, и в какие именно игры следует сейчас играть Катюше, Ванечке и Оксане.
Разумеется воспитатель в группе – это в первую очередь Личность и Человек.