Книга Лукошко с трухой. Эссе по истории и культуре - читать онлайн бесплатно, автор Кирилл Юрьевич Резников. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Лукошко с трухой. Эссе по истории и культуре
Лукошко с трухой. Эссе по истории и культуре
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Лукошко с трухой. Эссе по истории и культуре

Склонность к европейскому типу красоты заметна у расово смешанных народов недавнего происхождения. Примером могут служить конкурсы красоты. Неевропейских красавиц там, конечно, немало, в том числе, среди претенденток из Европы. Но кандидатки из Латинской Америки почти всегда белой расы. Причины этого предпочтения не имеют ничего общего с биологическими основами чувства красоты.

Красота древних

Первобытные охотники неолита Европы оставили после себя статуэтки полных женщин с большими грудями и задами, не меньшими, чем у бушменок и готтентоток. Любовь к упитанным женщинам у примитивных племен описана многими путешественниками. Любовь эта была бескорыстна, женская полнота редко оценивалась с кулинарным интересом. Обычно ели мужчин и мальчиков из враждебных племен. Так в XV столетии н. э. карибы съели араваков Восточных Антил, но не их женщин.[17]

Древний Египет являет уже общество, в котором люди редко умирали от голода. Египтяне не стыдились наготы, были чистоплотны и следили за своей внешностью. Уход за кожей, удаление лишних волос, пятен и морщин кожи достигли уровня, мало уступающего современному. Широко применялись парфюмерия и косметика. Прелестны женщины Египта, со стройными, но не плоскими фигурами, правильными чертами лица и красновато-смуглой кожей. Я не нашел рисунков или описаний египтянок, занимающихся спортом. Возможно, стройностью тела они обязаны танцам. Мужчины занимались спортом и охотой. Все же не думаю, что египтяне были физически сильным народом. Изображения фараонов подавляют размерами, но не мощью сложения. Скульптуры чиновников Нового царства вполне современны, большинство из них – слабые мужчины, с круглыми животами и оплывшей грудью.[18]

Древние семиты[19] впечатляют.[20] Особенно мужчины – с выпуклыми носами, мясистыми губами, густыми бровями, шапкой курчавых волос и огромными завитыми бородами, предметом гордости и забот. Автопортреты семитов отличаются от их изображений египтянами тщательной прорисовкой укладки бороды. Семитские женщины тоже есть на египетских фресках. Как и у мужчин, у женщин массивное телосложение, густые брови и выпуклый нос. Густые брови считались красивыми на Ближнем Востоке, они перешли с изображений ассирийцев и вавилонян на изображения арийцев персов, завоевавших Иран и смешавшихся с местными народами. Мода пережила тысячелетия и видна на иранских миниатюрах XVI века, где изображены красавицы с густыми, сросшимися на переносице бровями. [21] Все как у Саши Черного, пародировавшего описание Суламифи из «Песни Песней»:

Нос твой, как Башня Ливана.Щеки, как две половинки граната.Рот твой – земля Ханаана.Брови, как два корабельных каната. [22]

Несколько слов о древнем Крите.[23] Искусство минойской цивилизации дает представление о внешности критян. Это были стройные люди, с узкой талией, прямым носом и длинными прядями волос, как змеи спускавшимися с головы. Женщины – с открытой грудью и крутыми бедрами, мужчины – в набедренных повязках. Изображения свидетельствуют об увлечении критян разными видами спорта и танцами. Уникальны танцы вокруг быка, когда обнаженные юноши и девушки хватали быка за рога и перепрыгивали через его спину. Современные матадоры с трудом верят, что это возможно.

От цивилизации Крита не так далеко до архаической, а потом классической Эллады. Греческое искусство всем знакомо.[24] Принято считать, что оно являет идеал красоты белой расы. Насчет мужской красоты сомнений нет, предлагаются различные ее варианты: красота зрелого мужчины – статуи Зевса, других богов и героев; красота юноши в период расцвета телесного совершенства – статуя дискобола; стройная красота юноши-подростка – бронзовая скульптура Праксителя. В изображениях юношей и мальчиков, например Ганимеда, заметна бисексуальность греков. В статуях Гермафродита в прекрасном юном создании слиты мужские и женские черты.

Идеал женской красоты греков заметно отличался от внешности участниц конкурсов «Мисс вселенная». Об Афродите Праксителя писали, что женщине с такими параметрами сейчас не пройти отбора во второсортном конкурсе красоты. Действительно, Афродита перешла границу юности и оформилась как расцветшая женщина. Ее талия широка, а груди недостаточно велики. Юная Артемида больше соответствует современным критериям, но у богини-охотницы слишком строгое выражение лица. Женщины на греческих вазах стройны, привлекательны, но для нас в их лицах не достает чувственной экзотики широких скул и утолщенных губ. Гречанки тех времен ценили светлые волосы и нередко красились в блондинок. Многие боги Эллады светловолосы – златокудрый Аполлон, светловолосая Гера. В греках была струя северной крови, особенно у дорийцев (спартанцев), но большинство эллинов блондинами не были.


Римляне следуют канонам эллинской красоты, также как римское искусство – традициям греческого искусства. Но изображения людей периода расцвета Римской империи более портретны и человечны, чем у греков.[25] Римляне были похожи на современных жителей средней и южной Европы. Они немного уступали по росту современной итальянской молодежи, но были заметно выше, чем средневековые европейцы. Римляне уделяли много внимания телу. Раз в день они мылись дома, либо ходили в бани, где кроме парных и бассейнов были залы для гимнастики. Женщины тоже тренировались. Сохранились фрески, где римлянки, одетые во вполне современные пляжные костюмы, упражняются с гантелями и диском, бегают или играют в мяч. Оба пола тратили много времени и денег на косметические процедуры, в том числе на полное удаление волос с тела. Овидий высмеивает любовников, не позаботившихся удалить волосы из носа и ушей. Как и грекам, римлянам нравились белокурые волосы. Многие знатные римлянки красили волосы или носили парики. В то же время, согласно закону, проститутки города Рима были обязаны носить желтый парик или краситься в блондинок.[26]

Европейские красавицы: от Ренессанса до Тулуз-Лотрека

Представления об идеалах красоты раннего Средневековье до нас не дошли. Христианская церковь переместила усилия художников на изображение божественного, а не телесного. Резко упала техника живописи и скульптуры. Перелом наступил в XI веке, когда изображения людей стали менее условными. Картины и миниатюры позднего Средневековья [27] создают впечатление, что Европу населяли светловолосые люди. Трудно поверить, что в северной Италии или Франции, откуда происходит большинство средневековой живописи, совсем не встречались темные волосы. Также мало изображений полных людей. Между тем, в средние века полнота у мужчин подразумевала принадлежность к буржуазии или духовенству. Худоба означала бедность. На дворян эти правила не распространялись: для воина и дуэлянта лишний вес мог быть помехой.

Ренессанс оставил непревзойденные изображения лиц женщин и юношей.[28] Для меня нет ничего прекраснее лиц девы Марии и ангела на картине «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи. Не только Девы, но и ангела; ангела больше, чем девы Марии. Я думаю, дело в сексуальных интересах Леонардо. Он писал прекрасные женские лица, но прекрасное лицо, оживленное чувственностью, появилось у ангела, который для художника был мальчиком, а для меня стал девушкой редкого очарования. Многие предпочтут Джоконду, модель для «Моны Лизы». Я ею восхищаюсь, но ангел мне милее.

Женское тело на картинах художников Ренессанса вряд ли вызовет восхищение в конце XX века. Обнаженные женщины кажутся излишне полными и мягкими. В то же время, изображение мужчин в нескольких случаях приближается к пределу возможной человеческой красоты. В первую очередь, я имею в виду статую Давида Микеланджело.

В изображении тела женщины у художников, начиная с Ренессанса и вплоть до XX века, чувствуется раздвоенность. Большая часть художников тяготела к округлости форм, переходящей у Рубенса и Йордана в пышность. В то же время, Кранах рисовал стройных, слегка анемичных женщин. Одетых женщин общества и дорогих куртизанок изображали стройными, с прямой осанкой и тонкой талией. Однако у Буше, придворного художника Людовика XV, голая О'Мёрфи, юная любовница короля, покрыта слоем жирка, явно излишнего по современным понятиям. Обнаженных женщин Буше рисовал охотно и много,[29] но весь этот товар (картины и женщины), удовлетворявший французских аристократов, не соответствует нашему пониманию красоты женского тела. В XIX веке мало что изменилось: мы видим стройных светских женщин, одетых в длинные платья и затянутых в корсеты, но если художник их раздевает, открываются пухлые ягодицы и мясистые бедра. Причины ясны: женщины не занимались спортом и прятали тело. В начале XIX века были популярны купальные раздевалки на колесах. В них женщин свозили в море, чтобы никто из мужчин не видел их наготу.[30] Впрочем, целомудрие XIX века не стоит преувеличивать. Ведь законодателем мод, вкусов и развлечений был Париж. А парижане, особенно второй половины XIX века, жили смачно. Чрево Парижа описал Золя, тропки, ведущие к сердцу Парижа, разведаны Флобером и Мопассаном, зуд чресл Парижа живописал Тулуз-Лотрек. Секс был без подделок: ни смены пола, ни виртуального сладострастья. Мы утратили жовиальность парижских буржуа.

ХХ век открывает ноги

Эстетика XIX века сошла на нет вместе с перебитыми в Мировой Войне европейскими мужчинами – появились короткие юбки, открывшие женские ноги. Становятся все более открытыми женские купальники. Тело приобретает все большее значение, в немалой степени за счет лица. Новое отношение к телу в первую очередь затронуло интеллигенцию и буржуазию. В период между двумя мировыми войнами служащие женщины стали регулярно делать физические упражнения и садиться на диету.

Особо следует сказать об эстетике тела в тоталитарных государствах – СССР и нацистской Германии. Перед женщинами поставили задачу – быть работницами и матерями. Задача мужчин – быть тружениками и солдатами. В здоровом теле – здоровый дух. Отсюда массовые занятия спортом, парады, молодежные лагеря. Изображения немецких и советских людей 30-х годов удивительно сходны: крепкие мускулистые женщины и мужчины, счастливые строители новой жизни и ее защитники.

С 60-х по 80-е годы ХХ века в Европе и Северной Америке происходило быстрое улучшение условий жизни. Зеркало в собственной ванне, укорочение рабочей недели и удлинение отпуска переместили интересы на проблемы досуга. Обнаженное тело вышло на свободу. Идеалы стройности распространились из верхних слоев общества в народ. Стало позорно быть толстым. Лишний жир – признак низкого социального статуса и культуры. Хуже того, полнота стала означать ущербность характера – лень и слабоволие. У толстяка меньше шансов устроиться на работу. Служащие стали получать рекомендации похудеть.[31] Культ тела требует жертв. Люди все больше тратят на поддержание и исправление своего тела. В ход пошли диеты, системы упражнений, кремы-метаболиты и, наконец, пластическая хирургия. Индустрия красоты превратилась в важнейшую отрасль мировой экономики. Появились заболевания, связанные со стремлением похудеть. Широко распространилась нервная анорексия – болезнь подростков, когда девочки отказываются есть, чтобы быть худыми.[32] Красота «себя» стала образом жизни и нередко смыслом жизни.

Звезды Голливуда

Люди антиэстетичного ХХ века помешаны на красоте. Красоте лица и тела, не красоте духа. Дух остался на старых иконах. Красоты ненавязчивый сервис соблазняет нас с экранов домашних спутников жизни, смотрится рекламой со стен улиц, проникает в дверную щель вместе с почтой. Красота – стиль жизни цивилизованных людей. Молодых, с тонкими талиями и толстыми бумажниками. На роликах вдоль пляжа. Искусственные зубы моложаво блестят. Как не вспомнить шлягер "If I had a million dollars!".

Нетрудно понять, что нами руководят. Мы собачки, которых учат трюкам ребята из Голливуда. «Веком имиджикратии» окрестил наше время Милан Кундера.[33]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Розанов В.В. Опавшие листья: Лирико-философские записки. 1913–1915. Современник, М.: 1992.

2

САСШ – Северо-Американские Соединенные Штаты. Так в дореволюционной России называли США.

3

Moore A. Ballroom dancing. 6th Edition. Pitman, London: 1951. Начало фокстроту положил водевильный актер Гарри Фокс, станцевавший быстрыми шагами (trotting steps) новый танец под музыку регтайма в танцевальном зале на крыше Нью-Йоркского театра в мае 1914. За несколько лет фокстрот (изначально, Fox's Trot) распространился по всему миру.

4

Fernandez-Armesto F. Civilizations. Key Porter Books, Toronto: 2000.

5

Поколение, не ставшее будущим Европы. Только один пример: Alain-Fournier H. 1913. Le Grand Meaulnes. В русск. пер.: Аллен-Фурнье А. Большой Мольн. М., 1999. – Описаны удивительные по чистоте чувства юноши, стремящегося попасть в царство мечты. Автор погиб через месяц после начала войны, в сентябре 1914. Было ему 28 лет. Единственный его роман признан шедевром.

6

Солженицын А.И. Август 14-го. ИМКА-Пресс, Париж: 1971.

7

Мережковский Д. Грядущий хам; 14 декабря; Гиппиус З. Дмитрий Мережковский. Московский рабочий, М.: 1991.

8

Darwin C. The descent of man, and selection in relation to sex. John Murray, London: 1871.

9

Ibid.

10

Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. М.: Наука, 1988.

11

Andersson M. Sexual selection. Princeton University Press, Princeton: 1994; Buss D. M. The evolution of desire. Basic Book, New York: 1994; Ridley M. The Red Queen. Penguin, New York: 1994.

12

White L.A. The evolution of culture: The development of civilization to the fall of Rome. McGraw-Hill, New York: 1959; Ghurye G. S. Caste and race in India. Popular Prakashan, Bombay: 1979.

13

Stenning D.J. Savannah Nomads: A study of the Wodhaabhe Pastoral Fulani of Western Bornu Province, Northern Region, Nigeria. Oxford University Press, London. Ibadan. Accra: 1959; Beckwith C. and van Offelen M. Nomads of Niger. H.N. Abrams, New York: 1983.

14

Рогинский Я.Я. и Левин М.Г. Основы антропологии. Изд-во Московского Университета, М.: 1955.

15

Гумилев Л.Н. Хунны в Китае. Наука, М.: 1974.

16

Reclus E.J. Nouvelle géographie universelle: la terre et les hommes. Vol. 1-19. Libr. Hachette, Paris: 1876–1894. В рус. пер.: Реклю Э. Земля и Люди. Всеобщая география. Т. 1-19. Всемирный путешественник, СПб., 1898–1901.

17

Bandelier A. F. Arawaks. The Catholic Encyclopedia, Vol. I. Robert Appleton Co., New York: 1907. Карибы съели араваков только на Малых Антильских островах. На Больших Антилах их извели испанцы. Ароваки сохранились в Южной Америке, но там они не были кроткими.

18

Alfred C. Egyptian art in the days of the Pharaohs. Thames and Hudson. N.Y.: 1985.

19

К семитским народам древности относятся ассирийцы, вавилоняне, финикийцы, арабы, арамеи, евреи, набатейцы и др. Расовый тип семитов во всей чистоте сохранился у народов Ближнего Востока, но сильно «разведен» у европейских евреев и их потомков в Америке и Израиле.

20

Pritchard J.B., ed. The ancient Near East: an anthology of texts and pictures. Princeton: 1958.

21

Гюзальян Л. Иранские миниатюры. М.-Л.:1935.

22

Саша Черный. Песнь песней (поэма). В кн.: Саша Черный. Диамант, СПб: 2001.

23

Karageorghis B. Ancient Cyprus: 7,000 years of art and archaeology. Louisiana State University Press, Baton Rouge: 1981.

24

Boardman J. Greek art. Praeger, New York: 1964.

25

Голубцова Е.С., Отв. Ред. Культура древнего Рима. В 2-х томах. Наука, М.: 1985.

26

Veyene P., Aries Ph., Goldhammer A. A history of private life. I: From Pagan Rome to Bysantium. Belknap/Harvard UP, Cambridge, Mass: 1987.

27

Ladner G.B. Ad imaginem Dei: the image of man in mediaeval art. Archabbey Press, Latrobe, Pa.: 1965.

28

Mann N. and Syson L., Eds. The image of the individual: portraits in the Renaissance. British Museum Press, London: 1998.

29

Ananoff A. and Wildenstein D., Eds. François Boucher: [catalogue des peintures]. Bibliothèque des arts, Lausanne: 1976.

30

Perrot M., Aries Ph., Duby G., Goldhammer A. A history of private life. IV: From the fires of Revolution to the Great War. Belknap/Harvard UP, Cambridge, Mass: 1990.

31

Prost A., Vincent G., Goldhammer A., Klapisch-Zuber C., Perrot M. A history of private life V: Riddles of identity in Modern World. Belknap/Harvard UP, Cambridge, Mass: 1991.

32

Нервная анорексия распространена там, где население хорошо питается. В СССР 70-x – 80-х годов нервная анорексия представляла медицинскую проблему. Наша лаборатория участвовала в разработке методов лечения этой болезни. Сейчас не любят вспоминать, что по потреблению мяса, рыбы, молочных продуктов на душу населения СССР не уступал (или уступал незначительно) самым богатым странам мира и вдвое превосходил современную Россию. Хуже было с фруктами. В Среднюю Россию и Сибирь фруктов завозили мало и стоили они дорого. Этот перекос торговой политики, допущенный бездарной властью, был в числе многих идиотизмов, приведших к бесславному краху великой и жизнеспособной страны.

33

Милан Кундера цитируется по книге Бенджамина Барбера «Джихад против МакГлобуса» (Barber B.R. Jihad vs. McWorld. Ballantine Books, New York: 1996). Книга Барбера – одна из стоящих современных работ о тенденциях развития человечества. В частности, в ней приведен материал о роли индустрии кино и шоу-бизнеса в насаждении «Нового мирового порядка».

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги