История ТРИЗ
Владимир Петров
© Владимир Петров, 2020
ISBN 978-5-4493-5372-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Владимир Петров
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРИЗ
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная гением Генриха Сауловича Альтшуллера, еще достаточно молодая наука. Ей немногим более 70 лет, но она уже имеет свою историю, которую мы кратко и попытаемся изложить.
Эта книга описывает только основные даты и события развития ТРИЗ и краткую историю развития инструментов ТРИЗ.
Под событиями понимаются проводимые мероприятия, исследования и выпуск материалов.
Книга предназначена тем, кто изучает и преподает ТРИЗ.
Для полноты картины советуем вам читать эту книгу совместно с книгой Петров Владимир. Фотоальбом ТРИЗ: Часть 1. 1926-1998/ Владимир Петров. [б. м.]: Издательские решения, 2018. – 294 с. – ISBN 978-5-4493-5369-6 (т.1), ISBN 978-5-4493-5370-2
Общая история ТРИЗ
1.1. Введение
Успех и значительное распространение ТРИЗ в мире связано с тем, что Генрих Альтшуллер не только разработал саму теорию, но построил и осуществил умную стратегию развития ТРИЗ: разработал учебные материалы и методику преподавания, подготовил преподавателей и исследователей, создал ТРИЗ-движение.
В данном перечне указаны только те события, которые автор смог обнаружить в своих архивах. Многие работы утеряны, и автор не имеет возможности использовать другие источники. Поэтому наверняка какие-то события и данные не отражены. Автор заранее приносит свои извинения.
Этой книгой мы хотим пригласить всех желающих к сотрудничеству по теме «История ТРИЗ». Материалы должны пополняться и корректироваться. Откорректированные и дополненные материалы будут выставляться на сайте Саммита разработчиков ТРИЗ http://triz-summit.ru. Хотелось бы собрать максимальное количество материалов. Пока это только сухое изложение фактов.
Замечания, предложения, дополнительные материалы (факты, статьи, воспоминания, фотографии, аудио- и видеозаписи и т. д.) прошу присылать по адресу vladpetr@013net.net.
Биография Г. С. Альтшуллера изложена на сайте его Официального фонда1.
1.2. Благодарности
Автор во многом ориентировался на материалы сайта Официального фонда Г. С. Альтшуллера, поэтому выражает глубокую благодарность, В. Н. Журавлевой, Л. А. Кожевниковой и Л. Д. Комарчевой за гигантскую работу, проделанную ими по наполнению сайта2.
Хотелось бы поблагодарить моих друзей-коллег Б. Голдовского, Б. Злотина, С. Литвина и М. Рубина за помощь в подготовке этого материала. Они инициировали эту работу и максимально помогали в составлении материалов.
Кроме того, автор благодорит всех коллег, приславших материалы: М. Гафитулина, А. Гина, С. Гин, Н. Козыреву, О. Краева, В. Крячко,
А. Нестеренко, Е. Пчелинцеву, Н. Рубину, В. Фея.
При составлении этой книги автор воспользовался работой Л. А. Кожевниковой «Фонд материалов по ТРИЗ ЧОУНБ Отчет о работе в связи с 30-летием со дня создания Фонда, или 30 лет – «это маленькая жизнь»3. За что автор особо благодарит ее.
1.3. Основные события
1926
События:
15 октября 1926 г. родился Генрих Саулович Альтшуллер в
г. Ташкенте (СССР, Узбекистан).
1931
События:
Семья Альтшуллера переезжает в г. Баку (СССР, Азербайджан).
1933
События:
Первые попытки изобретать (передвижной туалет, деревянная подводная лодка).
Год точно не установлен (1939—1942)
Изобретения: катер с ракетным двигателем, пистолет-огнемет, прибор следности для торпед.
1943
Изобретения ГСА:
Первое авторское свидетельство (а. с.) 6756 СССР (приоритет заявки от 09.11.1943)4.
1944
События:
В феврале 1944 г. Альтшуллер добровольно пошел в Советскую Армию с первого курса нефтемеханического факультета Азербайджанского индустрильного института. Учился в 21-й Военно-авиационной школе первоначального обучения пилотов (СССР, Грузия, г. Рустави).
1945
События:
1. Альтшуллер был направлен в инспекцию по изобретательству Каспийской Военной флотилии (командир отделения химической разведки в/ч 11513).
2. Альтшуллер отправил 103 заявки на изобретения и получил 103 отказа.
1946
События:
Начало разработки ТРИЗ. Альтшуллер Г. С. ведет исследования совместно с Рафаилом Борисовичем Шапиро.
1947
Изобретения ГСА:
А. с. 71 2895.
1948
События:
1. Г. С. Альтшуллер начал проводить занятия по методике изобретательства (ТРИЗ).
2. Альтшуллер вместе с Шапиро пишет письмо на 30 страницах И. В. Сталину, в несколько министерств и газет о недостатках изобретательского дела в СССР. Письмо содержит серию предложений, связанных с методикой изобретательства.
Изобретения ГСА:
А. с. 84 4606.
1949
Изобретения ГСА:
А. с. 83 0997, а. с. 85 9548.
1950
События:
1. Альтшуллер получил более 10 авторских свидетельств.
2. 28 июля 1950 г. Альтшуллер и Шапиро арестованы МГБ (министерство госбезопасности) СССР, без суда приговорены Особым Совещанием МГБ к 25 годам лишения свободы. Альтшуллер был отправлен в Речлаг – один из лагерей Воркуты. Лагерный номер:
1-Ч-502. В лагере сделал несколько изобретений.
Статьи ГСА:
«Портативный сварочный генератор»9.
1954
События:
22 октября 1954 года Альтшуллер реабилитирован КГБ (Комитет госбезопасности) при СМ СССР (Совете министров) по ЗакВО (Закавказский военный округ).
1956
События:
Проведение первых семинаров Альтшуллером.
Разработки ГСА:
Появление АРИЗ и приемов.
Изобретения ГСА:
Наиболее значительное изобретение Г. Альтшуллера совместно с
Р. Шапиро – газотеплозащитный скафандр (а. с. 111 144)10.
Статьи ГСА:
– Выход первой статьи по ТРИЗ «О психологии изобретательского творчества»11.
– «Больше нефти Родине!»12;
– «Новое в технологии термического крекинга»13;
– «В кругу отживших технических идей»14;
– «Покончить с неритмичностью и штурмовщиной»15;
– «Это сделали изобретатели»16;
– «Опыт скоростного ремонта крекинг-установок»17;
– «В костюме сквозь огонь»18.
1957
Рассказы ГСА:
1. Детективы:
– «Зиночка»19;
– «Сигнал СКРД»20;
– «Тайна тройного удара»21.
2. Юмористические рассказы:
– «Замечательная идея»22;
– «Из пушки на Луну»23.
Статьи ГСА:
«Опыт эксплуатации скважин сдвоенными трубными насосами»24.
1958
События:
Семинар по методике изобретательства в Министерстве строительства Азербайджана (г. Баку), в котором приняли участие 22 инженера и техника. Впервые сформулировано понятие ИКР.
Статьи ГСА:
– «Что предложил изобретатель…»25;
– «О некоторых вопросах советского изобретательского права»26;
– «Скважина будет жить»27;
– «Окисленная вода»28;
– «Вышки путешествуют»29;
– «Электротермический домкрат»30.
– «Наука изобретать»31.
Научно-фантастические рассказы:
– Первый фантастический рассказ «Икар и Дедал»32;
– «За чертой cпидометра»33.
Изобретения ГСА:
А. с. 120 90934, а. с. 124 85935.
1959
Статьи ГСА:
– Опубликована вторая статья «Изгнание шестикрылого серафима»36, где изложен АРИЗ-59.
– «Ищите техническое противоречие»37;
– «О „секретах“ изобретательства»38.
– «В заводской лаборатории»39;
– «Ищите технические противоречия»40;
– «Там, где рождается „СК“»41;
– «Первое изобретение»42;
– «В изобретательстве нет провинции»43;
– «Потуги играющей мысли»44.
– «Башня без башни»45
– «Существует ли секрет изобретателя»46
– «Как изобретать»47
Разработки ГСА:
Разработан АРИЗ-59.
Научно-фантастические рассказы:
– «Сверхновая Аретина (Легенда ХХV века)»48
– «Подводное озеро»49.
Статья о фантастике «Из пушки на Луну»50.
1960
Ризработки ГСА:
Работа «Как делаются открытия: Мысли о методике научной работы»51. 22.08.79.
Статья «Зажечь погасшие маяки!»52.
Научно-фантастические рассказы:
– «Богатырская симфония»53;
– «Огненный цветок»54;
– «Богатырская симфония»55;
– «В полночь»56;
– «Огненный цветок»57;
– «Полигон „Звездная река“»58;
– «Сокровища погибшего корабля (Скучный капитан)»59;
– «Баллада о звездах»60.
Статья о фантастике «Курс – на человека»61.
Переводы:
Перевод рассказа «Икар и Дедал» на чешский язык62.
1961
Книги ГСА:
Выход в свет первой книги «Альтшуллер Г. Как научиться изобретать»63.
Появление АРИЗ-61.
Статьи:
– «Умеете ли Вы изобретать?»64;
– «Если вы хотите изобрести…»65;
– «Тайны творчества»66;
– Изобретательству можно научиться67.
Книга Р. Шапиро «Изгнание шестикрылого серафима68, в основу которой положены работы Г. С. Альтшуллера по методике изобретательства.
Фантастика:
– Вышел первый сборник фантастических рассказов «Легенды о звездных капитанах» под псевдонимом Генрих Альтов69.
Научно-фантастические рассказы:
– «Баллада о звездах»70;
– «Генеральный конструктор»71;
– «Может ли машина мыслить?»72;
– «Полигон „Звездная река“»73.
Переводы:
Перевод книги «Альтшуллер Г. Как научиться изобретать» на болгарский язык74.
Перевод повести «Баллада о звездах» на венгерский и чешский.
Альтов Г. Баллада о звездах.
1962
Брошюра «Десять процентов приключений»75.
Альтшуллер провел более 30 учебных семинаров в Рязани, Пензе, Ставрополе, Москве и т. д.
Статьи:
– «10% приключений»76.
– «Тайны творчества»77.
– «Путь через невозможно»78
Статьи о фантастике:
– «Полет к Марсу – салют Октябрю»79;
– «Фантасты повторяются»80.
Научно-фантастический рассказ: «Богатырская симфония»81.
Переводы:
Перевод книги «Легенды о звездных капитанах» на румынский язык82.
Переводы:
Перевод повести «Баллада о звездах» на словацкий.
Содержание:
– Ballad of the Stars (Баллада о звездах);
– The Star River Test (Полигон «Звездная река»);
The Donkey Axiom (Ослик и аксиома;
The Star Captain Legends (Легенды о звездных капитанах).
Перевод на словацкий (Balada o hviezdach)83.
Перевод рассказа «Огненный цветок» на чешский язык84.
Перевод рассказа «Полигон „Звездная река“» на болгарский язык85.
1963
Выход в свет брошюры С. Корнеева86, в которой автор излагает теорию, разработанную Г. Альтшуллером.
– Описывается методика проведения занятий и поурочная программа семинара.
– Дается определение «идеальной машины» и пути стремления к ней.
– Изложены некоторые законы развития техники и возможность прогнозирования будущих машин.
– Представлен пошаговый алгоритм решения изобретательских задач, который содержит 4 стадии (17 шагов).
– Изложен 31 прием разрешения технических противоречий, их определения и примеры.
– Помещена таблица использования этих приемов.
Таблица содержала 16 универсальных показателей.
– Впервые появилось словосочетание «Алгоритм решения изобретательской задачи».
Издана книга Г. Альтшуллера «Как работать над изобретением» (она была сдана в печать в 1962 г.)87. В ней расширяются понятия, изложенные в книге «Как научиться изобретать».
Переводы:
Перевод книги «Как научиться изобретать» на болгарский язык88.
Начало разработки курса развитие творческого воображения (РТВ)89 – исследование фантастики.
Статьи о фантастике:
– «Долгая вахта Жюля Верна: Судьба предвидений
Жюля Верна»90;
– «Рубежи науки фантастики»91.
Научно-фантастические рассказы:
– Второй рейс «Стремительной черепахи»92;
– «Баллада о звездах»93.
Статья «Медицина йогов»94.
Радиоспектакли:
– «Конец острова „Сломанная челюсть“»95;
– «Полигон „Звездная Река“»96.
Переводы:
Перевод книги «Легенды о звездных капитанах» на словацкий97.
1964
Издана книга «Основы изобретательства»98.
В ней впервые дается название «Теория изобретательства»
(С. 3, 9).
Брошюра «Алгебра и гармония»99
В АРИЗ-64100 введена новая часть – «проверка и уточнение условий задачи». Эта часть нацелена на развитие АРИЗ как инструмента для решения трудных задач. Приемы разбиваются на подгруппы, и приводится таблица, использующая эти подгруппы.
Первая печатная работа по развитию изобретательской фантазии101. Основная идея – использование научно-фантастической литературы (НФЛ), как источника идей по развитию и созданию новой техники.
Альтшуллер составил первый вариант «Регистра современных научно-фантастических идей»102 – начало создания «патентного фонда» НФЛ.
Статьи:
– «Палеонтология и бионика»103;
– «Гибкий свет»104;
– «Задачу решит динозавр: (О бионике)»105;
– «Участники семинара говорят: можно научиться изобретать!»106.
– «Задачу решает динозавр: (о бионике)»107;
– «Участники семинара говорят: можно научиться изобретать!»108.
Статьи о фантастике:
– «А будет хуже…»109;
– «И вспоминается Жюль Верн»110;
– «Приключения мысли»111;
– «Путешествие к эпицентру полемики: (Анализ проблемы Тунгусского взрыва)»112;
– «Путешествие к эпицентру полемики: (Анализ проблемы Тунгусского взрыва)»113.
Научно-фантастические рассказы:
– «Десять минут»114;
– «Машина открытий»115;
– Путь «через невозможно»116.
1965
Статья «Внимание: алгоритм изобретения!»117. Впервые появилось аббревиатура АРИЗ и название «Алгоритм решения изобретательских задач».
Разработан АРИЗ-65.
Выпущена книга о жизни и творчестве Г. Альтшуллера и Р. Шапиро118.
Статьи:
– «10 процентов приключений»119;
– «В костюме сквозь огонь»120;
– «Как устроить хроноклазм» (как делать трансфер технологий)121.
– «Миллион дерзаний»122
Статьи о фантастике:
– «Обрести крылья»123;
– «Экран открытый в будущее»124;
– «Сила притяжения»125.
Научно-фантастические рассказы:
– «Антенна»126;
– «Богатырская симфония»127;
– «Порт Каменных бурь»128;
– «Клиника «Сапсан»129;
– «Шальная компания»130.
1966
Статья «Наука изобретать: Умственный труд и его проблемы»131.
Исследование фантастики132. Расширение и систематизация «Регистра РФ-идей».
Статья о фантастике «Перечитывая Уэллса»133.
Научно-фантастические рассказы:
– «Ослик и аксиома»134;
– «Клиника «Сапсан»135.
1967
Статья о фантастике «Мечта… Гипотеза… Реальность?»136.
Научно-фантастические рассказы:
– «Опаляющий разум»137;
– «На земле восемь миллиардов человек»138;
– «Ослик и аксиома»139;
– «Клиника «Сапсан»140;
– «Десять минут»141.
1968
Первый Всесоюзный семинар по методике изобретательства в Дзинтари (около Риги – Латвия), организованный Центральным Советом Всесоюзного Общества Изобретателей и Рационализаторов (ЦС ВОИР). Цель семинара – подготовка преподавателей методики изобретательства.
Создана секция Методического совета ЦС ВОИР, которая занимается разработкой и пропагандой методики изобретательства.
«Регистр РФ-идей» включает более 1000 стр. Включены идеи из старой фантастики.
В результате анализа «регистра» Альтшуллером разработан метод 4-этапного развития НФ-идей142 и некоторые другие методы и приемы фантазирования.
Издана книга «Карта страны фантазий»143.
Статьи о фантастике:
– «Любить или не любить»144;
– «Чтобы стать принцессой»145;
– «Фантастика»146;
– «Чтобы стать принцессой»147.
Сборник научно-фантастических рассказов:
– «Десять минут»,
– «Опаляющий разум»148.
Научно-фантастические рассказы:
– «Опаляющий разум»149;
– «На земле восемь миллиардов человек»150;
– «Ослик и аксиома»151;
– «Клиника «Сапсан»152.
1969
Выход первого издания книги «Алгоритм изобретения»153. В ней изложен АРИЗ-68154.
Начало разработки указателя физических эффектов (под руководством Г. Альтшуллера работу вел В. Гутник – Баку). Проанализировал свыше 5000 изобретений «с физическим уклоном» и отобрал из них примерно 500 наиболее интересных – эта информация положила начало картотеке по физическим эффектам. Появились первые наброски указателя, но работа прервалась.
Статья «Технологии творчества»155.
Открытие первых Школ ТРИЗ в городах Дубна (рук. В. Богач), Петрозаводске (рук. А. Селюцкий) и Каунасе (рук. Ю. Чяпяле).
Научно-фантастические рассказы:
– «Полигон „Звездная река“»156;
– «Третье тысячелетие»157.
1970
Организована Общественная Лаборатория Методики Изобретательства (ОЛМИ). Открыта Молодежная изобретательская школа при ЦК ЛКСМ Азербайджана и РС ВОИР.
Опубликованы работы по ТРИЗ:
– АРИЗ-68158;
– «Методика изобретательского творчества»159;
– «Сборник задач и упражнений по методике изобретательства»160;
– «Теория и практика решения изобретательских задач: Литература по курсу»161;
– «Теория и практика решения изобретательских задач: Учеб. программа»162;
– «Об изобретательских способностях»163;
– «Возможные пути организации изучения изобретательских способностей»164;
– «Проблема изобретательских способностей и методика решения изобретательских задач»165.
– Переносе технических решений на основе функционального подхода166.
Общие принципах построения алгоритмов творчества167 [ii].
Статьи на немецком168.
Развитие творческого воображения (РТВ)
Г. Альтшуллер разработал материалы по курсу «Развитие творческого воображения (РТВ)»:
– «Краски для фантазии»169;
– «Гадкие утята фантастики. 50 идей Александра Беляева»170;
– «Фантастика и читатели»171;
– «Проверьте свою фантазию»172.
Сборник научно-фантастических рассказов: «Создан для бури»173.
1971
ЦС ВОИР финансирует создание первого в СССР общественного института изобретательского творчества – «Азербайджанский Общественный Институт Изобретательского Творчества (АзОИИТ)» и ОЛМИ, руководимых Г. Альтшуллером.
Разработан АРИЗ-71174, содержащий 6 частей (36 шагов), 40 приемов устранения технических противоречий175 и таблицу их использования с 39 универсальными параметрами176. В этом виде приемы используются и сегодня. Позже были добавлены еще 10 (дополнительных) приемов177.
Выпущены учебные материалы по ТРИЗ:
– «Основные приемы устранения технических противоречий при решении изобретательских задач»178;
– «Изменение процесса решения изобретательской задачи…»179;
– «Разбор решений изобретательских задач»180;
– «Сборник задач и упражнений по методике изобретательства»181.
Статьи о фантастике:
– «Краски для фантазии»182;
– «Новые рубежи фантастики»183;
– Неакадемическая родословная»184.
Переводы:
– Перевод повести «Баллада о звездах» на испанский язык185;
– Перевод рассказа «Порт Каменных Бурь» на венгерский язык186.
1972
Работы по ТРИЗ:
1. «АРИЗ-71»187.
2. «Основные приемы устранения технических противоречий при решении изобретательских задач»188.
3. «Теория и практика решения изобретательских задач: Учеб. программа»189.
4. Статья «Алгоритмизация изобретательского творчества»190.
5. Конспекты и справки для слушателей191:
– Мозговой штурм;
– Морфологический анализ;
– Метод контрольных вопросов;
– Метод фокальных объектов;
– Синектика. Дополнительно о синектике;
– Основные положения алгоритмической теории решения изобретательских задач;
– Разборы решения учебных задач: К-5, К-12, К-23, К-50, 1—11,
1—28, 1—36, 2—13, 2—19, 2—36;
– К шагу 2.3;
– Оператор РВС;
– Об улучшении АРИЗ;
– К шагу 3.4;
– К шагу 2.1а;
– Решение сложных задач;
– Фантограммы;
– Пример применения оператора РВС;
– Еще к шагу 3.4.
Статья Г. С. Альтшуллера192.
Разработан учебник по курсу РТВ (Г. Альтов и П. Амнуэль)193. Вышла справка «Фантограммы»194.
Статья о фантастике: «Судьба предвидений Жюля Верна»195.
Создание Школы ТРИЗ в Горьком (рук. Ю. Шеломок и Б. Голдовский) и в Днепропетровске (рук. Ф. Маценко). В Ленинграде В. Митрофанов преподает ТРИЗ в НПО «Светлана».
Переводы:
– Перевод книги «Алгоритм изобретения (1969)» на польский язык196;
– Перевод статьи «Об изобретательских способностях» на польский язык197.
Обзор работ по развитию техники198.
1973
Вышло второе издание книги «Алгоритм изобретения»199.
Разработан первый вариант вепольного анализа200.
Ю. Гориным подготовлен первый указатель физических эффектов (более 100 эффектов)201 и методические указания с разбором задач.202
Разработаны поурочные планы занятий и конспект лекций для преподавателей (27 занятий по 3 часа)203.
«Планы занятий на первом курсе АзОИИТ»204.
«Научная организация изобретательского творчества: Конспект обзор лекции»205.
«Учебная программа для общественных институтов и школ изобретательского творчества»206.
«Учебные методические указания по проведению занятий на семинаре»207.
Это первый шаг к массовому обучению.
Разработаны парные приемы (прием-антиприем)208 и их модификация209.
Продолжается разработка курса РТВ:
– «Конспекты к занятиям по курсу „Развитие творческого воображения“»210;
– «Фантазия – инструмент творчества»211;
– «Гадкие утята фантастики: Пятьдесят идей Александра Беляева»212;
– «Фантазия – инструмент творчества»213;
– «Магический кристалл фантазии»214.
Переводы:
Перевод книги «Алгоритм изобретения (1969)» на немецкий язык215.
Работы по ТРИЗ:
– Работа о переносе технических решений на основе функционального подхода216;
– Задачи-аналоги.
– Основные идеи и направления цепочки дробления217.
– Использование законов диалектики для развития ТС218.
– Точка – линия – объем219.
– Управление весом220.
– Учебные материалы221.
Серия статей «Школа изобретателя» в вильнюской газете «Комъяунимо теса» (Комсомольская правда). Автор Ю. Чяпяле. Статьи222.
Первая конференция преподавателей в Днепропетровске с аттестацией преподавателей ЦС ВОИР.
Открыта Ленинградская Школа ТРИЗ (рук. В. Митрофанов, помогал В. Петров) – самая мощная школа в истории ТРИЗ.
1974
Работы по ТРИЗ:
– Работы по вепольному анализу223.
– Основополагающие работы по узловому компоненту, противоречиям и оператору отрицания, введено понятие главной полезной функции системы (ГПФ) Б. Голдовского224.
– Принцип отзывчивости225.
– Введение в теорию решения изобретательских задач226.