Книга История ТРИЗ - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Петров. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
История ТРИЗ
История ТРИЗ
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

История ТРИЗ

– Шахматы и АРИЗ227.

– Математизация ТРИЗ228.

– Ресурсы229.


Учебно-методические указания по проведению 5 занятий на первом курсе230.


Появление рубрики для детей «Изобретать это сложно, изобретать это просто» в газете «Пионерская Правда»231.


Курс РТВ:

– «Развитие системного мышления (9-экранная система)»232;

– «Фантограмы»233;

– «Метод ММЧ (моделирование маленькими человечками)»234;

– «Магический кристалл фантазии»235.


Справки:

– «Об одном занятии на втором курсе АзОИИТ»236;

– «О личной картотеке»237;

– «Информация об итогах 73—74 учебного года»238.


Переводы:

– Перевод книги «Алгоритм изобретения (1973)» на болгарский язык239;

– Перевод книги «Алгоритм изобретения (1973)» на польский язык240.


Снят документальный фильм «Алгоритм изобретения»241.


Вторая конференция преподавателей в Горьком (вторая и последняя аттестация преподавателей ЦС ВОИР).


В Баку приехала для изучения АРИЗ группа преподавателей института повышения квалификации руководящих кадров при Совете Министров ПНР.


В октябре в Москве на ВДНХ была проведена научно-практическая конференция «Эвристика», организованная ЦС ВОИР242.


Гонение на ТРИЗ – Г. Альтшуллера выгнали из АзОИИТ, прекращение финансирование ЦС ВОИР ОЛМИ, закрытие Ленинградской и некоторых других школ. В Ленинграде работает только школа во ВНИИ «Гидроприбор» (руководитель В. Петров).


Переводы:

– Перевод рассказа «Подводное озеро» на немецкий язык243.


1975

Создание АРИЗ-75244.

Введено понятие физического противоречия245.

Имеются шаги по использованию вепольного анализа и указателя физэффектов.


Разработаны первые 5 стандартов246, как приложение к АРИЗ-75. Введено понятие стандарта.

Стандарты247:

1 – обнаружение;

2 – сравнение;

3 – ликвидация вредных явлений;

4 – перемещение, напряжение и обработка не ферромагнитных объектов (введение феррочастиц);

5 – интенсификация показателей системы (переход в надсистему).

Предложения и замечания к стандартам248. Учебный материал249.


Работы по ТРИЗ:

– «О прогнозировании развития ТС»250;

– «О формализации процесса составления ФП»251;

– «Процесс решения изобретательских задач. Основные этапы и механизмы»252;

– «Решение учебных изобретательских задач»253;

– «Современное состояние теории решения изобретательских задач»;

– «О представлении условий изобретательской задачи в вепольной форме»254;

– «О представлении физических законов, эффектов и явлений в вепольной форме»255;

– «Энергетический анализ технических систем»256;

– «Алгоритм решения схемных задач»257;

– Согласование систем258;

– Учебные материалы259.


РТВ260:

– Вектор фантазии;

– Импульс фантастики.


Справки:

– «Выводы из ознакомления с работами днепропетровских слушателей»261;

– «Замечания по поводу решения задач по АРИЗ»262;

– «Замечания по решениям задач 4 и 6»263;

– «Изменения по решениям задач №4 и 6»264;

– «Информация о занятиях по информатике на 2 курсе АзОИИТ»265;

– «К итогам 1974—75 учебного г.»266;

– «Как проверять работы слушателей»267;

– «Некоторые общие замечания»268.


В Ленинграде открыт университет молодого рационализатора и изобретателя (руководитель В. Митрофанов, помощник В. Петров).


Продолжение публикация в «Пионерской правде»269.


Переводы:

– Перевод книги Алгоритм изобретения (1973) на польский язык270;

– Перевод книги Алгоритм изобретения (1973) на немецкий язык.271;

– Статья на литовском язык272.


Перевод рассказа «Икар и Дедал» на венгерский273.


Научно-фантастический рассказ «Эффект Уорпа Явича»274.


Статья о фантастике: «Вектор фантазии»275.


1976

Вторая группа стандартов276.

Стандарты:

6 – операции с легкодеформируемыми объектами277;

7 – совмещение взаимоисключающих действий или состояний278;

8 – определение изменений в механический системе (резонанс)279;

9 – интенсификация показателей ТС (замена на вещество)280;

10 – обходные пути.


Сравнительный анализ стандартов281. Учебный материал282.


Методическое пособие для преподавателей и слушателей283.


Введение в ТРИЗ284. Теория и практика решения изобретательских задач285.


Статья в словарь по творчеству286.


Сравнительный анализ законов развития техники и биологии287.


Продолжение публикаций в «Пионерской правде»288.


Открытие специализированных курсов ТРИЗ в системе повышения квалификации – Институт повышения квалификации (ИПК) Судостроительной промышленности (рук. В. Петров). На занятиях решаются производственные задачи289. Позже были открыты школы в ИПК других министерств.


Использование системного анализа для развития технических систем290.


Начало разработки методики прогнозирования с использованием ТРИЗ291.


Продолжается совершенствование методики преподавания ТРИЗ, в частности, разработана методика применения деловых игр и конкретных ситуаций для преподавания ТРИЗ292.


Усовершенствован курс развития творческого воображения293.


Школа изобретателя в журнале «Клуб»294.


Первая серия статей по ТРИЗ в СМИ Ленинграда (газета «Смена» – авторы: Б. Злотин, В. Канер, В. Митрофанов, В. Петров)295.


Подготовка преподавателей системы профтехобразования – эксперимент совместно с ВНИИ профтехобр296.


Справки:

– «К решению задачи Т-1»297;

– «О книге Дж. Н. Джонса „Инженерное и художественное конструирование“»298;

– «О СК в 1977—1978 учеб. г.»299;

– «О формализации процесса составления физического противоречия»300;

– «Ошибки в изобретательской деятельности»301;

– «Разбор некоторых учебных задач»302;

– «Разбор решения учебных задач (с текстом АРИЗ-71В)»303;

– «Разбор решения учебных задач: Из рекомендаций по проведению занятий в 1976—1977 учеб. году»304;

– «Рекомендации по проведению занятий в 1976—1977 учеб. году»305;

– «Типовые классы изобретательских задач»306.


Научно-фантастические рассказы:

– «На земле восемь миллиардов человек»307;

– «Голубая раковина»308;

– «Мост»309;

– «Мой друг Робин»310.


Переводы:

Перевод рассказа «Порт Каменных Бурь» на немецкий311.


1977

Книга «Творчество как точная наука»312.


Появление АРИЗ-77313. Революционный шаг в АРИЗ содержащий полную цепочку противоречий и логику, присущую современному АРИЗ.


Первая работа Г. Альтшуллера по системе законов развития технических систем314.


Начало разработки второго указателя физических эффектов315.


Выход в свет книги «Вдохновение по заказу»316.


Курс РТВ317.


Появление стандарта №11 – движение с использованием силы тяжести318.

Сравнительный анализ стандартов319.

Учебные материалы320.


Продолжение публикация в «Пионерской правде»321.


Статьи322.


Переводы:

– Перевод альбома 40 основных приемов на болгарский язык323;

– Перевод статьи «О теории решения изобретательских задач» на польский язык324.

Статьи:

– «Знакомьтесь: АРИЗ»325;

– «Еще о методе проб и ошибок»326;

– «Еще одна учебная задача»327;

– «Задачи и упражнения»328;

– «Информация о семинаре в Челябинске»329;

– «Новые учебные задачи №1—3»330;

– «О новом качестве обучения»331;

– «О сводной картотеке»332;

– «Одна любопытная задача»333;

– «План занятий по курсу ТРИЗ»334;

– «Ошибки в изобретательской деятельности»335;

– Опыт использования ТРИЗ в ИПКСП336.


Организация первого Ленинградского научно-практического семинара, ставшего традиционным в последующие годы для ТРИЗовцев СССР.


Открытие Ленинградской городской школы молодого рационализатора при ЛДНТП для системы профессионально технического образования.


Начало профессионального использования ТРИЗ в системе ФСА.337 В объединении «Электросила» (Ленинград») открывается группа ФСА, руководимая Б. Злотиным.


Переводы:

Перевод АРИЗ-77 на чешский язык338.


Научно-фантастические рассказы:

– «Секунды нашей жизни»339;

– «Чрезвычайный рейс»340.


Серия статей о ТРИЗ в газете «Смена» (Ленинград341).

Опыт преподавания Ленинградской школы ТРИЗ342.


Переводы:

Перевод книги «Создан для бури» на немецкий язык343.


1978

Продолжение публикация в «Пионерской правде»344.


К разработке АРИЗ-80345.


Появление стандартов №№12—18346. Сравнение347. Учебные материалы348.


Статьи о фантастике:

– Этюды о фантазии349.

– О проявлениях фантазии350.


Статьи:

– Обучение методике изобретательства как средство активизации применения специальных знаний и формирования творческого мышления351;

– Дополнение к решению задачи о шлаке352;

– Еще раз о пользе ТРИЗ353;

– Еще раз о потерях из-за промедления в организации обучения ТРИЗ354;

– О книге И. М. Розета «Психология фантазии»355;

– О повышении качества обучения в 1977—78 учеб. годах356;

– О системе А. А. Любищева357;

– Об организации обучения ТРИЗ358;

– Рекомендации на 1978—79 учеб. г.359;

– Сводная картотека по теории и практике решения изобретательских задач. Вып. 11360;

– Статьи для словаря по творчеству361;

– Учебная программа для общественных институтов и школ изобретательского творчества362;

– Шерлок Хомс и ТРИЗ363;

– Участникам Ленинградского семинара364.


Выпуск второго указателя физических эффектов (400 эффектов)365.


Работы по ТРИЗ:

– Анализ процессов366;

– Соединимость367;

– Система законов развития ТС368;

– Теория применимости (ресурсы)369;

– Решение схемных задач370.

– АРИЗ – эмбриология истины371.


Создание «Комплексного метода»372 под руководством Бориса Голдовского. Перспективная технология того времени. Разработаны специальные операторы.


Опыт преподавания ТРИЗ в ИПКСП373 и системе профтехобразования374.


Переводы:

– Перевод на немецкий язык серии статей Г. Альтшуллера375.

– Перевод статьи «Краски для фантазии» на английский язык376 [xxxii].


Научно-фантастические рассказы:

– «Правило Юрьева»377;

– «20 лет спустя»378;

– Рассказ «Угол атаки»379.


1979

Выход книги «Творчество как точная наука»380.


Начало публикаций по изобретательству в журнале «Техника и Наука»381.


Появление первой системы стандартов (28 стандартов), состоящей из 3 классов382. Сравнительный анализ383. Учебные материалы384.


Тенденции развития вепольных систем385.


Продолжение публикация в «Пионерской правде»386.


Открытие школы ТРИЗ в г. Норильске (руководитель Михаил Шустерман).


Методические материалы:

– Задачник по теории и практике решения изобретательских задач. Вып.1387;

– Изобретательские задачи388;

– Как вести исследования по ТРИЗ389;

– К статье о закономерностях развития технических объектов390;

– О применении АРИЗ к электронике, радиотехнике и схемным задачам391;

– Комментарии к первому выпуску задачника по теории и практике решения изобретательских задач392;

– Литература по ТРИЗ393.


Общественная лаборатория теории изобретательства394.


Материалы об эффективности обучения ТРИЗ395.

ФСА и ТРИЗ396.

О публикациях по методологии изобретательства397.

Несколько замечаний о проведении семинаров, совещаний и других встреч преподавателей ТРИЗ398.

Рекомендации по проведению научно-практической конференции «Проблемы обучения теории и практике решения изобретательских задач» (Челябинск, 15—17 янв. 1980 г.)399.

Ко 2-й встрече преподавателей ТРИЗ Москвы и Московской области400. Опыт обучения ТРИЗ в Ленинграде401.


Выпуск сокращенного варианта указателя физических эффектов.402


Комплексный метод403.


Статьи404


Материалы для средних профессионально-технических училищ:

– Группой Ленинградских специалистов ТРИЗ разработаны учебно-методические материалы405;

– Учебник для системы профтехобразования406;


– Введено понятие «математический эффект»407;

– Алгоритм открытий408;


Начало развития ТРИЗ в Израиле409;


Статьи о фантастике:

– Статья о фантастике: «За круглым столом – фантасты»410;

– Встреча с Г. С. Альтшуллером;

– В космосе – на плоту411;


Информация ГСА412.

1980

Книга «Крылья для Икара»413.


Брошюра «Теория и практика решения изобретательских задач»

414.

Учебные пособия для ИПК судостроительной промышленности415 и книга416.


Первый семинар разработчиков ТРИЗ в Петрозаводске (в дальнейшем традиционный)417.


Веполи, преобразующие тепловое поле в механическое: Материалы к разработке четвертого варианта Указателя физэффектов418.


Методические материалы:

– Некоторые особенности ТРИЗ419;

– О подготовке операции «729»420;

– Разбор задачи о расцепителе421;

– Снова о методе проб и ошибок422;

– ТРИЗ: исследование, обучение, внедрение: Тез. к петрозавод. встрече преподавателей и разработчиков ТРИЗ423.


Публикации в журнале «Техника и Наука»424.


Продолжение публикаций в «Пионерской правде»425.


Статья «Душа обязана …учиться»426.


Минвуз УССР ввело в учебный план для всех технических ВУЗов республики дисциплину «Основы технического творчества», основу которого составляет ТРИЗ. Выпущено учебное пособие427.


Использование системного анализа для развития первой части АРИЗ428 и выбора перспективных направлений429, разработаны основы закона согласования430. Требования к ТС431.

Основы методики и организации поиска технических решений432.


Статьи433.


Переводы:

– Перевод АРИЗ на чешский язык434;

– Перевод книги Г. Альтова «Порт каменных бурь» на немецкий язык435;

– Перевод рассказа «Богатырская симфония» на болгарский язык436.


Научно-фантастический рассказ «Клиника «Сапсан»437.


Статьи о фантастике:

– «Эти удивительные фантазии»438;

– «Патентный фонд фантазии»439;

– «Солнечный зайчик воображения»440;

– «Этюды о фантазии»441.

1981

Начало разработки указателя физических и химических эффектов нового поколения (публикации статей в журнале «Техника и наука»)442.


Основные виды конфликтов в моделях задач443.


Система 50 стандартов444. Сравнение систем стандартов445. Учебные материалы446.


Законы развития технических систем447. Разработана система законов развития техники. Введены и определены законы избыточности и толерантности448. Усовершенствованы законы перехода к капиллярно-пористым материалам449 и увеличения степени вепольности450.


Публикации в журнале «Техника и Наука»451.


Альбом плакатов по курсу ТРИЗ (70)452.


Продолжение публикаций в «Пионерской правде»453.


Информации454.


Статьи455.


Методические материалы456.


Учебное пособие457.


Переводы:

– Статья на чешском языке458.

– Перевод рассказа «Десять минут» на английский язык459.

– Перевод рассказа «Икар и Дедал» на немецкий язык460.

1982

Версия АРИЗ-82461. Выбор задачи462.


Система 54 стандартов463. Сравнение систем стандартов464. Учебные материалы465.


Методические рекомендации на составление программы обучения в школах технического творчества466.

Задачи и упражнения по теории решения изобретательских задач и развитию творческого воображения467.


Функционально-стоимостный анализ468


Книга «Беседы об изобретательстве»469.

Публикации в журнале «Техника и Наука»470.


Биоэффекты471.


Продолжение публикаций в «Пионерской правде»472.


Материалы по РТВ:

Разработаны материалы по РТВ:

– Шкала «Фантазии»473;

– Шкала «Фантазии-2»474;

– История курса РТВ475.

– Противоречие как основа построения рассказа476.


Справки и информация477.


Проведение первого практического прогноза на основе ЗРТС и анализа более 80000 патентов478, разработаны механизмы закона увеличения степени идеальности479. Полностью сформированная система законов развития техники и методика прогнозирования480.


Методические рекомендации481.

Учебное пособие482.

Методические материалы по ТРИЗ483.


Создание Кишиневской школы ТРИЗ (рук. Б. Злотин).


Начало обучения ТРИЗ в Ленинградском политехническом институте (рук. проф. Р. Ф. Жуков, лекции читает В. Петров). Создание второго общественного университета ТРИЗ в Ленинграде при Доме ученых в Лесном «Университет технологии творчества» (рук. В. Петров, читают лекции: Э. Злотина, В. Петров, Р. М. Грановская, И. Викентьев и др.)


Гонение на ТРИЗ. Закрытие некоторых школ ТРИЗ и семинаров.


Беседа с Г. С. Альтшуллером484


Переводы:

– Книга на польском языке485;

– АРИЗ на чешском языке486.

– Перевод повести «Баллада о звездах» на английский487.

– Перевод рассказа «Икар и Дедал» на немецкий язык488.

– Перевод рассказов «Легенды о звездных капитанах», «Ослик и аксиома» и на английский язык489.

Перевод рассказа «Полигон „Звездная река“» на английский язык490.


1983

АРИЗ-82Г491.

Система 59 стандартов492. Сравнение систем стандартов493. Учебные материалы494.

Система 60 стандартов. Сравнение систем стандартов495. Учебные материалы496.


Теория и практика решения изобретательских задач497. Сборник задач и упражнений по курсу «Методы поиска новых технических решений». Вып. 1498.


Система построения фонда физэффектов499. Указатель физических эффектов500. Разработка химических эффектов501. Построение банка медицинских и биологических эффектов502.


Совершенствование методики системного анализа и прогнозирования503, Разработка законов развития технических систем504. Разработка «гипервеполей»505.


Методика использования задач-аналогов506. Задачи-аналоги507. Аппарат разрешения противоречий508. Ресурсы509.


Учебное пособие510. Опыт преподавания ТРИЗ студентам ЛПИ511.


Публикаци в журнале «Техника и Наука»512.


Продолжение публикаций в «Пионерской правде»513.


Методические указания514.


Статьи515


Переводы:

– «Творчество как точная наука» на польский язык;516

– «Алгоритм изобретения» (1973) на вьетнамский язык517;

– «Крылья для Икара» на немецкий язык518;

– Статья на немецком519;

– Обзорные материалы на вьетнамском520;

– Перевод рассказа «Ослик и аксиома» на венгерский521.


Беседы о научной фантастике522


Фантастика:

– Статья о фантастике «Инженер читае фентастику»523;

– Научно-фантастический рассказ «Тайна Южного рифа»524.

1984

Система 69 стандартов525. Сравнение систем стандартов526. Учебные метериалы527.

АРИЗ-85-А, Б528. АРИЗ-84529.

Научный семинар в Новосибирске внес серьезный вклад в развитие ТРИЗ530.

Законы развития систем531. Идеализация технических систем (Саламатов Ю. П., Кондраков И. М.)532.

Книга «И тут появился изобретатель»533. Учебное пособие534.

Начало разработки методики применения «диверсионного анализа» для решения научных проблем (Б. Злотин, А. Зусман).

Механизмы свертывания технических систем (Верткин И.)535.

Ресурсы536.


Статьи ГСА:

– Материалы к теме «Типовые приемы устранения технических противоречий». Вып.1537;

– О неправильном отношении к материалам по ТРИЗ538;

– Принцип дробления: (Паспорт приема539);

– Теория и практика решения изобретательских задач: План и программа учебного курса (130 часов)540;

– Типовые приемы разрешения технических противоречий541;

– Что читать по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Будет… революция в сфере творчества542;

– Принципы составления учебных программ543.


Продолжение публикаций в «Пионерской правде»544.


Статьи545


Переводы:

– Перевод книги «Творчество как точная наука» на английский язык546;

– Перевод книги «Творчество как точная наука» на немецкий язык547;

– Сборник материалов по ТРИЗ напечатан в Болгарии (АРИЗ-82,

40 основных приемов, таблицы физэффектов, вепольный анализ, система 54 стандартов, статьи по физэффектам из журнала «Наука и техника», Шкала «Фантазии-2», разбор задач по АРИЗ)548;

– АРИЗ-77 на чешском языке549.

– Серия статей на немецком языке550.


Информация ГСА551. Интервью с Г. Альтшуллером552.


Статья о фантастике

Итак, фантасты предсказывают»553.

1985

АРИЗ-85 А, Б, В554.

Система 76 стандартов555. Сравнение систем стандартов556. Учебные метериалы557.

Первая презентация Жизненной Стратегии Развития Творческой Личности558.

Книга «Профессия – поиск нового»559.

Первая книга по ТРИЗ в Финляндии560.

Альбом приемов561.

Продолжение публикаций в «Пионерской правде»562.


Переводы:

Перевод АРИЗ-85 А, Б, В на Болгарский563 [x].


Справки564.


Общая теория развития565.

Ресурсы566.

Механизмы повышения идеальности567.

Прогнозирование развития измерительных систем568.

История винтовки569.

Свертывание конструкций технических систем570.

О неизбежности вытеснения природы техникой571, техника и природа572.

Методика решения исследовательских задач573.

Теории развития коллективов574.

Методика выбора перспективного направления НИОКР575.


Начало разработки проекта «Изобретающая Машина» (рук. В. Цуриков) – первая компьютерная программа по ТРИЗ.


Развитие художественных систем576.


Комплекс учебных программ «Икар и Дедал»577. Универсальная система построения учебных программ578.


Статьи579


Методические указания580. Учебное пособие581. Книга582.


Информация ГСА.583

Статья на английском584 и на финском языках585.

Научно-фантастический рассказ «Клиника «Сапсан»586.

1986

Книга «Найти идею»587. Книга «Путь к изобретению»588.

АРИЗ-85В589. Стандарты590. ЖСТЛ-2591.

Прогнозирование592. Тенденции развития веполей593. РТВ594.

Книга595. Методические материалы596.

Опыт обучения и применения ТРИЗ597.


Продолжение публикаций в «Пионерской правде»598.


Переводы:

– Перевод книги «Творчество как точная наука» на немецкий язык599.

– Перевод на болгарский язык 76 стандартов600, указателя физэффектов601 и обзор материалов по ТРИЗ602;

– АРИЗ-80 на чешском языке603.

– Обзор материалов на болгарском языке604.

– Перевод рассказа «Огненный цветок» на чешский язык605.


Справки ГСА606.

Информация ГСА607.


Начало создания частных компаний для применения ТРИЗ. Основан Кишиневский центр «Прогресс» (рук. Б. Злотин) и несколько позже ленинградский кооператив «Творчество» (рук. В. Петров и

Э. Злотина).


Построение модели идеального вещества608. Интенсификация творческого труда инженера609. Развитие ФСА610. ТРИЗ в радиотехнике611. Г. С. Альтшуллер612.

1987

Книги ГСА:

– Стандарты;613

– ЖСТЛ614;

– Планы занятий и фактическое содержание занятий на факультете «Методы технического творчества»615;

– И тут появился изобретатель. – 2-е изд616;

– Учеб. пособие для старшеклассников617.


Статьи ГСА.618

Справки ГСА619.

Информация ГСА620


Книги:

– «И начинайте изобретать»621;

– Трамплин в будущее622;

– Техническое творчество.623


Начало работы Фонда материалов по ТРИЗ в ЧОУНБ.


Начало выпуска петрозаводской серии книг «Техника – молодежь – творчество» – «Дерзкие формулы творчества»624.