ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Последнее десятилетие XX в. и начало XXI в. стали не только в России, но и во всем мире временем подъема активности в преступной среде. Цена этого – сотни тысяч жизней людей, искалеченные судьбы, унижение и попрание человеческого достоинства разграбление национального богатства России и связанные с этим рост правового нигилизма и перерождения правосознания. Для современного Российского государства в условиях кардинального преобразования правовой системы, приведения ее в соответствие с новыми социально-экономическими условиями особенно важной становится задача по повышению правовой активности субъектов права и необходимости усиления мер, касающихся борьбы с правонарушениями.
Социально-правовая природа правового поведения и различных его видов, изучение причин противоправного поведения и выработка средств и методов борьбы с правонарушениями является как предметом изучения теории государства и права, так и других отраслевых дисциплин. Отдельные аспекты данной проблемы исследуются и некоторыми другими науками (философией, социологией, медициной, статистикой и др.), а также имеют прикладное значение в использовании средств технического оснащения при выявлении правонарушений и борьбы с ними. В связи с этим не вызывает сомнения, что без исследований и деятельности квалифицированных специалистов в самых различных областях жизни общества, в первую очередь правовой, а также активной гражданской позиции населения, невозможно справиться с проблемой правонарушений, доведения их числа до минимального уровня. Решение этой проблемы связано с упорядочением отношений во всех социально значимых сферах общественной жизни и, следовательно, с решением и других важных экономических, политических и социальных проблем в современной России.
Целью профессиональной подготовки юристов является подготовка специалистов, которые не только бы обладали обширными теоретическими познаниями, но и были способны к самостоятельному творческому анализу действующих правовых актов и овладению навыками их практического применения в условиях динамично развивающейся правовой действительности. Деятельность юриста всегда связана с законом и его четкой и правильной реализацией практически во всех сферах жизни общества, поэтому значение подготовки будущих специалистов-правоведов трудно переоценить. В подобных условиях чрезвычайно важным направлением совершенствования преподавания теории государства и права и других дисциплин является изменение его методологии, переориентация с преимущественно информационного типа обучения на активное, обеспечивающее выявление и развитие познавательных, творческих и профессиональных качеств будущих юристов.
Семинарские занятия являются важной и эффективной формой учебных занятий, которые предназначены в первую очередь для усвоения теоретических знаний, полученных на лекции, более подробного изучения и рассмотрения проблемных вопросов, привития студентам навыков понимания смысла правовых норм и применения их к конкретным жизненным ситуациям.
Важно отметить, что каждый учебный вопрос, предлагаемый для рассмотрения студентам, должен иметь общую методическую цель и взаимосвязь с разными аспектами изучаемой темы, рассматриваться с использованием рекомендованных нормативно-правовых актов и теоретических источников. Следует указать, что семинарские занятия в максимальной степени обеспечивают возможность непосредственного активного общения преподавателя с обучаемой аудиторией. В ходе семинара наиболее полно реализуются и воспитательные функции, поскольку не только приобретают знания и необходимые юристу умения самостоятельно определять свою позицию в дискуссиях, но и усваивают юридическую термине элементы юридической культуры, уважительного отношения к закону.
Кроме того, в условиях семинарского занятия в рамках смоделированных будущие юридических ситуаций у студентов формируются навыки делового общения. Будущие юристы должны уметь участвовать в дискуссии, логично, юридически обоснованно и в максимальной степени корректно отстаивать свои позиции.
Подготовка преподавателя к проведению семинарского занятия имеет первостепенное значение. Каким бы богатым ни был опыт преподавателя, он должен готовиться к каждому семинарскому занятию. Занятие, проведенное без тщательной подготовки, не будет в полной мере эффективным.
Методика проведения семинарских занятий по «Теории государства и права» подразделяется на две главные части: методику подготовки к занятию и методику непосредственного проведения занятия.
Представляется целесообразным сформулировать некоторые наиболее общие рекомендации по подготовке преподавателя к проведению семинарского занятия:
– во-первых, преподавателю необходимо проработать тему занятия с привлечением новейших нормативных материалов, практики и теоретических источников;
– во-вторых, преподаватель должен самым тщательным образом разобрать возможные дискуссионные, проблемные ситуации, выбрать варианты, которые могут предложить студенты, быть готовым ответить на вопросы, относящиеся к содержанию каждой ситуации;
– в-третьих, необходимо тщательно продумать план проведения занятия. В частности, нужно определить, на рассмотрение каких теоретических вопросов с целью наилучшего усвоения темы в целом следует уделить больше времени. Наряду с этим преподавателю необходимо установить, сколько примерно времени потребуется на каждый этап будущего занятия.
Методика непосредственного проведения занятия, несомненно, является более сложным этапом. Занятие обычно начинается с того, что преподаватель делает отметки в своем журнале об отсутствующих студентах. Преподаватель называет тему и цель занятия, кратко напоминает, что было изучено по предшествующей теме и какова ее взаимосвязь с темой проводимого семинара, озвучивает вопросы, которые будут рассмотрены. После этого начинается непосредственное обсуждение обозначенных в плане семинарского занятия теоретических вопросов.
Считается, что рассмотрение вопросов представляется целесообразным поручать студенту, вызванному преподавателем, а не тому, кто поднял руку. Это позволяет обеспечить равномерное участие в работе всей группы и стимулирует регулярную подготовку к занятиям. Вместе с тем, рассмотрение наиболее трудных вопросов либо сложных проблемных ситуаций целесообразно поручить наиболее подготовленному студенту. Рассмотрение основного вопроса студентом должно излагаться самостоятельно, нельзя допускать, чтобы он читал лекцию или текст учебника. Для этого желательно его выступление не с места, а у доски, что также обеспечивает привыкание к выступлению перед публикой, лицом к аудитории. Возможно использование студентом при изложении вопроса тезисного плана своего ответа, составленного им самостоятельно при подготовке к занятию. Если он упускает важные обстоятельства или неточно их излагает, преподаватель (при необходимости с привлечением других студентов) должен после окончания ответа внести соответствующие поправки.
Думается, что ответ студента у доски не должен занимать более 5-7 минут, поскольку цель занятия – активизация присутствующей аудитории, вовлечение и других студентов в обсуждение вопроса с целью глубокого усвоения темы. Такой подход дает возможность стимулировать внимание студентов с целью дополнения аспектов проблемы, особенно не рассмотренных отвечающим, возможностью задать ему вопросы, а также выслушать студентов, которые изучили дополнительный материал из других источников.
В целях воспитания у обучаемых уважения к закону и максимально точного запоминания текста правовых норм представляется необходимым требовать, чтобы студент не по памяти воспроизводил норму, на которую он ссылается, а зачитывал текст оригинала. При этом и вся группа одновременно будет запоминать подлинный текст юридической нормы.
В процессе рассмотрения учебных вопросов часто возникают дискуссии. Преподаватель должен их стимулировать, а если рассмотрение проходит вяло, то представляется целесообразным выдвигать спорные вопросы, вовлекая студентов в их обсуждение. Особое внимание в этом случае следует уделить малоактивным студентам. При этом дискуссию необходимо направлять, руководить обсуждением, не допуская ухода от темы и перерасхода времени, выделенного по плану занятия на данный вопрос. В нужный момент преподаватель может прекратить спор и сформулировать свое мнение по спорному вопросу.
Рассмотрение спорной ситуации должно завершаться подведением результатов обсуждения. При этом преподаватель должен дать краткую и четкую оценку выступлению каждого студента, отметить тех, кто дал глубокие, правильные ответы и объяснить, в чем заключались ошибки других.
В конце занятия подводятся его итоги в целом. Преподаватель дает оценку работы всей группы, отмечает уровень ее подготовки к данному занятию.
Последняя стадия семинарского занятия – задание к следующему занятию. Преподавателю следует назвать тему будущего семинара, вопросы, которые предстоит обсудить, обозначить дополнительные задания (если таковые имеются), дать советы и рекомендации по подготовке к данному занятию.
Предлагаемая методическая разработка содержит материалы для проведения семинарского занятия по одному из наиболее объемных и в определенной степени сложных для усвоения студентами общетеоретических вопросов.
Это объясняется тем, что проблема активизации правомерного поведения важна и для других юридических наук, и для международного права, поскольку выявление социально-правовой природы данного поведения, изучение их причин и закономерностей напрямую связаны с государственной (а в отдельных случаях – и с международной) безопасностью. Общетеоретическое изучение данных вопросов дает возможность в дальнейшем выработать навыки в вопросах борьбы с правонарушениями, нахождения возможного решения по их предупреждению или преодолению в предстоящей практической деятельности, повышения уровня правовой культуры.
Примерное распределение учебного времени в ходе семинарского занятия (рассчитано на 4 часа):
Для проведения семинарского занятия по теме правонарушения» преподавателю рекомендуется обеспечить наличие дидактического материала (презентации схем: «Правовое поведение», «Классификация правомерного поведения», «Признаки правонарушений», «Виды правонарушений», «Состав правонарушений», «Причина и условия правонарушений Российского государства», а также презентации основных понятий проблемы и связанных с ними характерных особенностей для закрепления материала); раздаточного материала и (или) извлечений из них в виде презентаций (Конституция РФ или статьи, законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, послания Президента РФ, концепция и стратегия национальной безопасности и т. д., отражающие правовое регулирование государством общественных отношений в сфере борьбы с правонарушениями) – на усмотрение преподавателя, а также Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, КоАП РФ, Трудовой кодекс РФ.
Цели семинарского занятия
Дидактические:
1. Повторение ранее изученного материала, закрепление опорных знаний и практического опыта студентов, подготовка их к восприятию новой информации.
2. Формирование всестороннего, глубокого понимания студентами социальной природы, сущности и особенностей правомерного поведения и правонарушений, представления об их признаках, классификации, мотивации, причинах, условиях, значении.
3. Ознакомление студентов с базовыми нормативно-правовыми документами, научной и справочной литературой, наиболее актуальными проблемами в сфере преодоления правонарушений.
Воспитательные:
Формирование всесторонне развитой личности специалистов высшей юридической квалификации.
Воспитание достаточного уровня общей правовой культуры будущего юриста.
Прививание убеждений в необходимости точного и неуклонного соблюдения нормативных предписаний в различных жизненных ситуациях и в процессе осуществления профессиональной деятельности в органах внутренних дел.
4. Расширение объема представлений об общечеловеческих нравственных ценностях, присущих сфере правового регулирования и профессиональной деятельности юристов.
Развивающие:
1. Для развития у студентов способности анализировать, выделять главное, существенное – дать рекомендации по наиболее эффективному составлению:
– конспектов лекций;
– планов самостоятельной работы над материалом занятия;
– структурно-логических схем;
– тезисов выступления на семинарском и практическом занятии.
2. Для развития способностей сравнивать, обобщать, делать выводы:
проводить сравнительный анализ основных научных подходов к пониманию социально-правовой природы, сущности и особенностей правомерного поведения и правонарушений, представления об их признаках, классификации, составе, мотивах, причинах, условиях, значении;
целесообразно предложить студентам выполнить задания по составлению сравнительных таблиц и схем (например, в качестве домашнего задания), графиков, статистических данных.
3. Для развития самостоятельности мышления – организовывать дискуссии на основе обсуждения проблемных вопросов и т. п.
4. Для развития речи – сочетать фронтальные беседы с индивидуальным устным и письменным опросом и т. п.
5. Для развития познавательных интересов – проводить связь между изучаемым материалом, особенностями функционирования государства и практической деятельностью органов внутренних дел и т. д.
Методы и средства проведения занятия
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности:
а) по способу передачи и восприятия информации:
– словесный (опрос, дискуссия);
– наглядный (демонстрация схем, таблиц и т. п);
– практический (творческие задания, работа с нормативно-правовыми документами и т. д.);
б) по логике раскрытия материала:
– индуктивный (от частного к общему);
– дедуктивный (от общего к частному);
в) по способу усвоения студентами материала:
– репродуктивный;
– проблемно-поисковый;
г) по степени самостоятельности работы:
– работа под руководством преподавателя;
– самостоятельная работа.
2. Методы и приемы стимулирования интереса к обучению:
– учебная дискуссия;
– связь обучения с предстоящей практической деятельностью студентов.
3. Методы контроля эффективности обучения
метод устного, письменного контроля;
метод индивидуального, группового и фронтального контроля.
Обеспечение занятия
1. Учебно-методический комплекс по теории государства и права.
2. Информационно-мультимедийный комплекс по теории государства и права.
3. Конспект лекции.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации – М , 2009.
2. Гражданский кодекс РФ.
3. Кодекс об административных правонарушениях РФ.
4. Налоговый кодекс РФ.
5. Семейный кодекс РФ.
6. Трудовой кодекс РФ.
7. Уголовный кодекс РФ.
8. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.
9. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
10. Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения федерального государственного гражданского служащего министерства экономического развития РФ к совершению коррупционных правонарушений.
11. Положение «О Государственном земельном контроле».
12. Приказ Министерства внутренних дел РФ «О мерах по совершенствованию милиции общественной безопасности по защите прав граждан в сфере экономики»
13. Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 6 мая 2009 г. № 142 «О порядке уведомления прокурорскими работниками и федеральными государственными гражданскими служащими руководителей органов и учреждений прокуратуры РФ о фактах обращения к ним в целях к склонению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений».
14. Приказ Министерства экономического развития РФ от 14 декабря 2009 г. №5 «О порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в склонения федерального государственного гражданского служащего министерства экономического развития РФ к совершению коррупционных правонарушений».
15. Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения федерального государственного гражданского служащего министерства экономического развития РФ к совершению коррупционных правонарушений.
Учебная литература
1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2005. – С. 530-558.
2. Иванов А.А. Теория государства и права. – М., 2009. – С. 247-274.
3. Кожевников С.Н. Общая теория государства и права. – Н. Новгород, 2010. -Т. 2.
4 Лазарев В.В, Липень С. В. Теория государства и права. – М_. 2004. – С. 405-416; 426-434.
5. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права – Ростов- н/Дону, 2002. – С. 426—434; 444—459.
6. Матузов Н.И., Малько А. И. Теория государства и права. – М., 2002. – С. 428-443.
7. Морозова Л. А. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 321-333.
8. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / отв. Ред. М. Н. Марченко – М., 2002. – Т. 3. – С. 383-404; 454-467.
9. Оксамытный В.В. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 444-479.
10. Пиголкин А.С. Теория государства и права. – М., 2005.
11. Радько Т.Н. Теория государства и права – М., 2004. – С. 406-429
12. Сырых В.М. Теория государства и права. – М . 2005. – С. 382-406.
13. Теория государства и права / под ред. проф. В К. Бабаева. – М„ 2006. – С. 518-540.
14. Теория государства и права / отв. ред. В. Д. Перевалов – М., 2004. – С. 259-266.
15. Чашин А.Н. Теория государства и права. – М., 2008. – С. 339-383.
16. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. – М , 2003. – С. 272—279.
а. Дополнительная
17. Антонян Ю. М. Причины преступного поведения. – М., 1992.
18. Долгова А. И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. – М., 2003.
19. Кожевников В. В. Правовая активность личности. – М., 2003.
20. Кожевников С. Н. Правовое поведение и правонарушение – М., 2001.
21. Кудрявцев В. Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. – М., 1998.-С. 181-200
22. Никифоров А. С. Юридическое лицо как субъект преступления // Государство и право. – 2000. – № 8.
б. По проблемным вопросам
23. Абдулаев М. И., Комаров С. А Проблемы теории государства и права. – СПб., 2003. – С. 439-444; 451-463;464-470.
24. Проблемы теории государства и права / под ред. М.Н. Марченко. – М., 2008. – С. 700- 708;708-714
25. Проблемы теории государства и права / под ред. В.С. Нерсесянца. – М„ 2004. – С. 477- 498.
26. Проблемы теории государства и права / под ред. В.М Сырых. – М., 2008. – С. 447-459;460-481.
27. Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (юриспруденция). -М., 2003. -С. 291-292.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
Вводная часть занятия
В вводной части занятия преподавателю следует:
– определить актуальность и значение изучаемой темы;
– сформулировать цели занятия; подчеркнуть роль и место правового и правомерного поведения, правонарушения и юридического состава правонарушения в системе юридических понятий, значение исследования социально-правовой природы правового поведения, причин правонарушений и путей их преодоления для современного российского и международного общества, непосредственную связь изучаемой темы с профессиональной юридической деятельностью;
– разъяснить порядок проведения семинарского занятия.
Цель занятия (примерный вариант)
Уяснить особенности правового поведения и его отличие от других видов поведения в обществе. Усвоить виды правового поведения. Изучить и понять отличительные особенности и значение правомерного поведения, рассмотреть его виды. Уяснить понятие и социальную значимость активного правомерного поведения. Изучить факторы, способствующие и препятствующие проявлению правовой активности. Проанализировать причины кризиса правомерного поведения в современном российском обществе и выявить возможные пути их преодоления.
Контрольные вопросы, выносимые на обсуждение
1. Понятие, признаки, виды правового поведения.
2. Понятие, особенности, причины формирования и значение правомерного поведения.
3.Основные виды правомерного поведения. Правовая активность субъектов права.
4. Причины кризиса правомерного поведения и проблемы формирования правомерного поведения в современных условиях.
5. Пограничные виды правового поведения.
6. Понятие, признаки и виды правонарушений по российскому законодательству.
7. Состав правонарушения: понятие и характеристика его элементов.
8. Причина и условия правонарушений в российском обществе, пути их устранения.
1. Экспресс-опрос на знание понятий по предыдущим и изучаемой темам
– рекомендуется уделить особое внимание студентам, пропустившим семинарское занятие по предыдущей теме;
– акцентировать внимание на усвоении основных правовых категорий изучаемой темы:
Правоотношение
Субъективное право
Юридическая обязанность
Реализация норм права
Соблюдение права
Исполнение права
Использование права
Применение права
Правовое поведение
Правомерное поведение
Правонарушение
Состав правонарушения
Основная часть занятия
В рамках проведения основной части занятия преподавателю следует исходить из того, что за время, отведенное на семинарское занятие невозможно достичь необходимой глубины рассмотрения заявленных вопросов. Поэтому преподавателю рекомендуется выбрать три-четыре с его точки зрения основных вопроса из предложенного перечня. В данном случае, учитывая специфику и объем изучаемых вопросов, рекомендуется рассмотреть все пункты плана семинарского занятия. При этом вопросы № 3, 4, 5 необходимо рассмотреть более подробно, вопросы №1,2- схематично. Следует объявить темы 1-2 научных сообщений, подготовленных студентами, определиться со временем и очередностью их выступления. С целью эффективности обсуждения для подготовки к занятию остальным студентам заранее рекомендуется ознакомиться с материалами научных исследований по указанной проблеме, в первую очередь с извлечениями из научных работ, размещенных в приложении данного пособия. В данном случае наиболее оптимальным может быть прослушивание и усвоение сообщений на темы «Причина и пути преодоления правонарушений в современном российском обществе», «Коррупция: понятие, причины, пути преодоления».
Перед началом обсуждения вопросов семинарского занятия преподавателю рекомендуется:
– Подготовить презентации по теме с основными схемами и соответствующий нормативный материал для того, чтобы студент, выходящий отвечать, мог их использовать. При этом следует приветствовать самостоятельно подготовленные студентом таблицы, схемы, презентации. Это будет способствовать более эффективному запоминанию рассматриваемого материала.
– Настроить студентов на творческое восприятие материала.
С этой целью представляется возможным подготовить небольшие листочки, и предложить студентам в течение всего семинарского занятия обдумать и в завершающей его части написать интересный вопрос по изучаемой теме.
Это служит сразу нескольким целям:
– во-первых, таким образом, преподаватель может определить непонятные моменты темы, т. к. многие студенты стесняются при всех говорить, что им что-то неясно;
– во-вторых, это способствует концентрации их внимания;
– в-третьих, таким образом достигается активизация более подготовленных студентов творчески осмысливать материал для того, чтобы задать вопрос посложнее и интереснее. За очень интересный вопрос можно поставить отличную отметку в целях стимуляции анализа материала студентами.
Но при этом преподавателю следует помнить, что на следующем занятии необходимо коротко разобрать результаты вопросов на листочках и на самые актуальные из них обязательно ответить.
В целях контроля выполнения студентами самостоятельной работы, заданной на дом, преподаватель может просмотреть практические тетради нескольких учащихся или провести блиц-опрос (не более 3-4 мин.), в рамках которого все или несколько студентов очень кратко отвечают на небольшой вопрос по изучаемой теме. Это позволит внимательно просмотреть задания и выявить уровень владения курсанта материалом, а также наличие его предыдущих работ.