Книга На смерть Поэта. Том 4. Цой - читать онлайн бесплатно, автор Герман Ломов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
На смерть Поэта. Том 4. Цой
На смерть Поэта. Том 4. Цой
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

На смерть Поэта. Том 4. Цой

Так смотри, не промахнись, атаман,

Чтоб не дрогнула рука невзначай.

Да смотри, не заряди холостых,

Да не думай о петле палача.


«Восход» Цоя я проворонил. Проживая в середине восьмидесятых на периферии, где пределом куртуазности считалась «Машина времени», я даже в «зените» его не сразу разглядел. «Группа крови», звучащая «из каждого утюга», показалась мне чересчур претенциозной, лишённой «правды характеров» и не в полной мере соответствующей энергетике бойца. К слову, «Группа крови» и сейчас не «самая любимая песня моя». В альбоме же единственное, что я выделил – «Легенда». Но… плоха та группа, у которой в альбоме нет ни одного хита.

Поэтому настоящим шедевром «КИНО» при жизни Цоя и тогда, и сейчас признаю только альбом «Звезда по имени Солнце». Стало быть, Цоя я «застал» только на полтора года…

А потом случилось 15 августа 1990-го. Тут уж даже последний болван должен был «всё понять»: в песнях «КИНО» тема смерти подобна шаманскому камланию, которое при должной степени усердия, а оно в творчестве Виктора Цоя априори присутствует, рано или поздно должно было чем-то закончиться…

Информации в начале девяностых – никакой. Скупое сообщение, мол, де, «разбился насмерть», было обязано породить вал слухов и сплетен! И они не замедлили появиться. «Ехал на мотоцикле», «помешал кортежу первого секретаря республиканского обкома и был сбит», «был пьян в усмерть», «был под «кайфом», «оказалась неисправна тормозная система», «уснул за рулём», «отвлёкся» и прочие – чего только в отсутствие истины не насочиняла журналистская братия вкупе с «сарафанным радио».

Поэтому, когда на заре работы над «На смерть Поэта» стоял вопрос о персоналиях, Маяковский, Есенин, Высоцкий и Цой были отобраны не только «по таланту и гениальности». Обстоятельства кончины каждого – с «душком». Интересна, в том числе, и причинно-следственная связь, приведшая к трагическому концу.


Накануне нового, 2016-го года, была закончена часть работы о Высоцком. «Браться» за Цоя я не спешил: «фобия чистого листа», думаю, известна многим. Сидим в конце марта в бане с Виттом.

– Когда за Цоя браться планируешь?

– Скоро. Решиться не могу…

– Давай, решайся быстрее. Я эту часть особенно жду. Когда? – это Витт меня типа на «слабо» решил взять.

– Чего пристал? Говорю же, сяду. Скоро сяду. С продвижением сайта кое-какие траблы порешаю и сяду.

– А чего по телевизору пургу какую-то гоняют? – мягко «съезжает» Витт. – Давай Цоя врубим?

– Где?! Где мы его возьмём сейчас?..

– Эх, Ломов-Ломов, – усмехается Витт, – XXI век за бортом, а ты до сих пор мозгами в XX-м остался. А iPhone на что? У меня весь Цой «залит»!

– Врубай, – вяло соглашаюсь.

Витт «врубает» «Пачку сигарет» и мы продолжаем метафизический трёп…

За эзотерическими штудиями не сразу замечаю, что песня длится слишком уж долго – минут десять уже!

– Ты её в «нон-стоп», что ли завёл? – вяло киваю на виттовский iPhone.

– С хера ли? – спохватывается Витт, вытирает руки от рыбьего жира и тянется к мобиле; через секунды доносится «не понял!».

IPhone на манипуляции Витта не реагирует: экран погас и не загорается, на прикосновения и нажатие кнопок – ноль реакции. Даже полное отключение невозможно. Только Цой и «камлает»…

– Чего делать будешь? – сочувствую с сожалением и пытаюсь попробовать сам. Безрезультатно.

– Пусть играет, – не сильно-то и расстроился Витт. – Разрядится батарея – сам сдохнет. Завтра в ремонт снесу. Придётся, правда, «Пачку сигарет» слушать «безвылазно». Ты как? Не пидарит?

– Что ты? – отмахиваюсь. – Это ж свято-о-е…

– Ты на ситуацию в контексте 18-го Аркана посмотри…

– Знак?

– Конечно! Он ждёт…


Я не заставил его ждать и в первой же декаде апреля «взялся за перо». И «помощь» Цоя почувствовалась сразу. По крайней мере, в разрезе методологических источников. Так, в основу работы положен, в сущности, единственный труд: Виталий Калгин «Виктор Цой», вышедший в серии ЖЗЛ – Малая серия [11], за который его автору отдельное читательское и исследовательское – спасибо.

Глава 1. Когда родился Виктор Цой?

К сожалению адептов западной классической астрологии ректификация будет производиться исключительно техниками Джйотиш (индийской астрологии). Подобный выбор обусловлен исключительно авторской убеждённостью в методологической простоте ректификационного блока Джйотиш в сравнении с западной классической астрологией, если во главу угла ставить преимущественно событийный, не астропсихологический, контекст ректификации. Джйотиш здесь, как автомат Калашникова в стрелковом вооружении – прост, надёжен и безотказен.

Для взыскательных читателей, незнакомых с искусством Джйотиш – небольшое пояснение из теории аспектов в индийской астрологии.

Все планеты в индийской традиции образуют т.н. 1-й и 7-й аспекты. Если, например, Венера расположена в Тельце, то 1-м аспектом она аспектирует знак своего стояния – Телец и 7-м аспектом – Скорпион, противоположный знаку её стояния.

Сатурн, Юпитер и Марс обладают «повышенным спектром аспектации».

Так, Сатурн, помимо 1-го и 7-го аспектов, формирует 3-й и 10-й аспекты. К примеру, если Сатурн расположен в Водолее, то его 1-й аспект придётся на Водолей, 3-й аспект – на Овен, 7-й аспект – на Льва и 10-й аспект – на Скорпиона.

Юпитер, помимо 1-го и 7-го аспектов, формирует 5-й и 9-й аспекты, то есть всегда аспектирует знак своего стояния (1-й аспект), знак, противоположный своему стоянию (7-й аспект) и знаки стихии своего стояния (5-й и 9-й аспекты). Так, если, например, Юпитер расположен в Деве, то 1-м аспектом он аспектирует знак своего стояния – Деву, 7-м аспектом – Рыбы, противоположный знак её стояния, 5-м аспектом – Козерог и 9-м аспектом – Телец, знаки стихии своего стояния (в примере – Стихии Земли).

Наконец, Марс, помимо 1-го и 7-го аспектов, формирует 4-й и 8-й аспекты. В частности, если Марс будет располагаться в знаке Близнецы, то он сформирует 1-й аспект на Близнецы, 4-й аспект – на Деву, 7-й аспект – на Стрелец и 8-й аспект на Козерог.

Ретроградная планета соответствующим образом аспектирует как знаки своего стояния, так и знаки, предшествующие ей по ходу движения.

Теперь – непосредственно о методологии. В основе всех предсказательных и соответственно ректификационных техник Джйотиш стоит принцип т.н. «двойного транзита Сатурна и Юпитера», как основных хронократоров – управителей времени. Вот что по этому поводу постулирует доктор К.-Н. Рао [22]: «как только с человеком происходит что-то значительное, Юпитер и Сатурн в транзитах играют решающую роль. Это и есть двойной транзит, о котором я говорю. Однажды старый мудрый астролог сказал мне, что этот транзит может действовать следующим образом:

а) когда Сатурн благословляет и Юпитер даёт;

б) когда Сатурн хмурится и Юпитер защищает;

в) когда Сатурн причиняет мучения и Юпитер не защищает;

г) когда Сатурн и Юпитер объединяются для разрушения».

Знать бы ещё, когда (при каких положениях или в каких знаках) Сатурн и Юпитер действуют строго определённым образом согласно предложенной градации – цены бы такому Знанию не было! Автор, во всяком случае, таковым, к сожалению, не владеет. Но это так, лирика…

Важно другое. Двойной транзит Сатурна и Юпитера на определённый знак / дом – достаточное доказательство какого-либо примечательного для натива жизненного события.

Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде [33]. Труд В. Калгина [1] содержит любезное указание, что «родился Виктор Цой около пяти часов утра» (вероятно, со слов матери автору). Что ж, учтём в целях будущего исследования.

Однако, как и в предыдущих случаях, не будем ограничивать себя этими рамками, и исследуем влияние Юпитера и Сатурна, как основных хронократоров в индийской астрологии, в основные события жизни Поэта.

Учитывая, что «смерть решает все проблемы», исследуем влияние Юпитера и Сатурна на дату смерти, 15 августа 1990 года.



Гороскоп смерти Цоя в южноиндийском стиле


Так, 15 августа 1990 года Сатурн в сидерическом Зодиаке в ретроградном движении занимал координаты 26°08' Стрельца, а Юпитер – 05°39' Рака. Следовательно, под их двойное влияние подпадали:

1) Скорпион (1-й аспект Сатурна по ретроградности, 5-й аспект Юпитера);

2) Козерог (3-й аспект Сатурна по ретроградности, 7-й аспект Юпитера).

Всё. Следовательно, если Скорпион либо Козерог занимали 7 бхаву (дом), сигнифицирующий в индийской астрологии мараку (убийцу), то Лагна (Асцендент) гороскопа Цоя расположена либо в Тельце, либо Раке соответственно.

Гороскоп Цоя с Лагной в первом градусе Тельца выглядит так.



Гороскоп Цоя в южноиндийском стиле с Лагной в 1-м градусе Тельца


Для этого гороскопа транзитный Юпитер на дату смерти в 05°39' Рака помимо 5-го аспекта на 7 бхаву (дом) аспектирует управителя Лагны (Асцендента), Венеру в Раке, 1-м аспектом. Управитель 7 бхавы (дома), Марс в Овне, от влияния Юпитера свободен.

Транзитный ретроградный Сатурн в 26°08' Стрельца помимо 3-го аспекта на 7 бхаву (дом) ни Венеру, ни Марс не аспектирует.


Иное дело гороскоп Цоя с Лагной в первом градусе Рака, который выглядит так.



Гороскоп Цоя в южноиндийском стиле с Лагной в 1-м градусе Рака


Здесь транзитный Юпитер на дату смерти в 05°39' Рака помимо 7-го аспекта на 7 бхаву (дом) аспектирует и управителя Лагны (Асцендента), Луну в Козероге, и управитель 7 бхавы (дома), Сатурн в Козероге.

Аналогично и транзитный ретроградный Сатурн в 26°08' Стрельца помимо 3-го аспекта на 7 бхаву (дом) аспектирует упомянутые Луну и Сатурн гороскопа рождения тем же самым 3-м аспектом.

На авторский взгляд, уже по одному этому основанию целесообразно предположить Лагну гороскопа Цоя в Раке. Сюда же, время рождения 05:53:51 (при Лагне в Раке) всё-таки заявленному В. Калгиным [1] времени рождения «около пяти часов утра» соответствует много больше, нежели 02:05:56 (при Лагне в Тельце).


В хронологии жизни Поэта двинемся назад и исследуем транзиты Юпитера и Сатурна на фертильные места гороскопа Цоя в период, предшествующий рождению его единственного сына, Александра.

Согласно Википедии [3] Александр Викторович Цой (Молчанов) родился 05 августа 1985 года. Однако В. Калгиным [1] указывается иная дата, 26 июля 1985 года. Поэтому «возьмём с запасом» и начнём отсчёт от 26 октября 1984 года, закончив его 05 августа 1985 года.



Влияние Сатурна и Юпитера на «фертильные» места гороскопа Цоя при рождении сына Александра


Вывод: лакуна влияния Юпитера на фертильные места гороскопа Цоя в течение почти пяти месяцев, конечно, вносит некий «мандраже», но подобная ситуация не раз встречалась в ходе исследования ранее (см. как пример Никита Высоцкий, Александр Есенин-Вольпин). И, во-вторых, лакун влияния Сатурна не прослеживается, что много важнее.

Итак, в качестве рабочей версии возьмём время рождения Виктора Цоя не ранее 05:53:50 21 июня 1962 года, Ленинград, GMT+3; Лагна – первый градус Рака. Указание в [1] о времени рождения Поэта «около пяти часов утра» (вероятно, со слов матери В. Калгину) отнесём на возможное начало родовых схваток Валентины Васильевны.

«Звезда по имени»… Поллукс

Очередной принципиальный вопрос – что произойдёт с Асцендентом гороскопа Виктора Цоя при его смещении из сидерического Зодиака в тропический Зодиак? Он, Асцендент, останется в знаке Лагны – Раке или переместится в Лев?

Не станем оценивать внешность Виктора Цоя для асцендентального Рака и Льва – слишком уж, субъективное и оценочное суждение рискует выйти из-под авторского пера. «Пойдём другим путём»…

Первый градус Рака сидерического Зодиака с айанамшей Лахири, равной в 1962 году 23°14'45'', соответствует 24 градусу Рака тропического Зодиака; 2-й – 25-му и т.д.

Обратимся к описаниям Матерна, Ангела и Кристиана сабианских градусов Рака, начиная с 24-го по [44], которые сведём в следующую таблицу.



Описания 24 – 30 градусов Рака


На этом и остановимся. Именно историческая утеря описаний Матерна с 24-го по 30-й градус Рака (кроме 25-го), с одной стороны, и предельная информативность его же описаний по другим градусам, с другой – повод сторнировать исследование в этом ключе.

Помнится, в описании гороскопа Владимира Высоцкого автор задавался вопросом: что обусловило тот карьерный взлёт и ту степень духовного водительства, которыми Высоцкий обладал, без сомнения, с избытком? Даже вывод был сделан, что «после Высоцкого такой стремительный взлёт на «шестой части Земли» произошёл всего однажды. По тому же сценарию, «послушал сам – передай другому», второй раз история повторилась, к сожалению, как фарс, ибо умами завладел… «Ласковый май». Но, как не крути, а «Маем» руководил Великий и Ужасный плут, и потому гениальный Разин.

У Высоцкого ни Разина, ни Айзеншписа, ни тем более, Эпштейна не было»…

Вот, Айзеншпис был как раз у «КИНО»! Правда, ни сразу… Но в единичности триумфального повтора автор, конечно, погорячился. Показательны описания, как о Цое «узнала Страна». Началось всё, как сейчас помнит большинство современников, с «Группы крови» – именно этим альбомом, в одночасье разошедшимся по разным уголкам необъятной Державы, Цой «заставил говорить о себе» в союзном масштабе. Об обстоятельствах записи и последующем «промоушене» красочно повествует Виталий Калгин [1]: «На всю работу у Вишни (Алексей Вишня, владелец альтернативной звукозаписывающей студии, ученик Андрея Тропилло – Ломов) было отведено ровно четыре дня. Цою нужно было ехать в Алма-Ату на съёмки фильма «Игла», поэтому он торопился закончить альбом до отъезда. В студии музыканты и звукорежиссер работали по 14 часов в сутки…

Наконец работа над новой записью была закончена.

По воспоминаниям Алексея Вишни, Цой передал ему плёнку, приготовленную Джоанной Стингрей, и дал ему один день, чтобы сделать пять копий на кассеты для музыкантов и Джоанны. Оригинал альбома Вишня должен был принести на следующий день вечером на концерт «КИНО» в ЛДМ и там передать его Стингрей.

Алексей Вишня: «В 2 часа ночи последняя песня была сведена, в 4 часа музыканты разошлись по домам. Я сделал копию с оригинала, заказал такси и лёг спать. В 9 утра приехало такси, я попросил жену сделать десять копий и уехал в Пулково. Там купил билет на 10.15 и вылетел в Москву. Прилетев, взял такси на 8 часов за 80 рублей, приехал к Андрею Лукинову на Большую Грузинскую, сделал одну копию с оригинала, получил 200 рублей и коробку новых пленок BASF SPR 50, заехал к Жарикову в гости, поездил по Москве, вернулся в Шереметьево, а в 19.00 сошел с трапа в Пулкове. Приехал домой, перекусил, взял кассеты с копиями, оригинал и в 20.00 отдал всё это Джоанне…»

На следующий день Цой улетел в Алма-Ату на съёмки фильма Рашида Нугманова «Игла», а счастливая обладательница оригинала альбома «Группа крови» – в Лос-Анджелес.

Есть легенда, что, уже будучи в Алма-Ате, Цой подошел к ларьку звукозаписи и увидел на витрине объявление: «Поступил новый альбом «КИНО» – «Группа крови», 1988». Как свидетельствуют очевидцы, Цой был очень разозлен поступком Вишни. Разумеется, ни о какой дальнейшей совместной работе с Алексеем речи быть не могло…

Виктор Цой: «Полное пиратство. Никакого отношения к распространению записей группы «КИНО» я не имею. Единственное, что мы сделали, это записали альбом. Мы закончили запись альбома, и буквально на следующий день я улетел в Алма-Ату. Прилетел, походил по городу, смотрю, у кооперативщиков лежит: «КИНО», 1988, «Группа крови». В Ленинград прилетел – и здесь на каждом углу, в каждом ларьке… Ну, думаю, как всё «отлично-то».

Георгий Гурьянов: «Вишня, эта хитрая, толстая жопа, ночью съездил в Москву и продал альбом. У него были контакты там с ларечниками по стране, в разных городах, и он продал наш альбом им. И сегодня он говорит, что это он сделал группу «КИНО», потому что после выхода альбома «Группа крови» совершенно пиратским образом о нас узнали все…».

Одним словом, не было бы счастья, да несчастье помогло. Через пару-тройку лет от произошедших событий Вишне бы, конечно же, пришел черёд взяться за арфу в небесном хоре, но в 1988 году криминальный уровень ещё не достиг того размаха, как в «лихие 90-е» и Ленинград ещё не стал «бандитским Петербургом»: в итоге Алексею даже «лицо не попортили». С другой стороны, ещё неизвестно, как сложилась бы творческая судьба «КИНО» и Цоя, в частности, без вишневского демарша.

Иными словами, в восхождении Цоя прослеживается тот же принцип «сарафанного радио», что и у Высоцкого: «послушал – передай другому».



Гороскоп Виктора Цоя


Что же явилось гороскопической причиной этого самого восхождения? Обратимся непосредственно к гороскопу Виктора Цоя.

На что здесь можно «сделать ставку»? Первое, что «притягивает глаз» астролога – планеты с максимальными достоинствами. Это Меркурий в Близнецах, Сатурн в Водолее и Юпитер в Рыбах! Меркурий в Близнецах нивелирует слабость его расположения на куспиде XII дома, Сатурн в Водолее – в VIII доме. Но даже Юпитер в Рыбах на МС, в самой высшей точке небесной сферы, зените – тоже «не отгадка»: по фирдарам (планетным периодам) его «очередь» для дневных гороскопов (как и гороскоп Цоя) наступает только в 51 год и длится до 63 лет. Что же «возвысило» Виктора Цоя астрологически?

По ходу повествования о Высоцком, повторимся: редко у какого античного или средневекового астролога не встретится афоризм о силе влияния неподвижных звёзд. Мол, де, если гороскоп будет испытывать влияние неподвижных, даже одна из них может так возвысить его обладателя, что даже весь «комплект» планет септенера, будучи в максимальных достоинствах, не сравнится в силе её влияния. Особенно, если эта одна – «королевская».

Из современников о природе «королевских звёзд» заслуживает внимания повествование Джона Фроули [55] (жирный курсив мой – Ломов): «Лилли даёт перечень шести звёзд «королевского значения». Все они – первой величины, кроме Зубен Эльгенуби, и все они расположены близко к эклиптике. Этими звёздами являются:

Альдебаран, 09 Близнецов;

Спика, 23 Весов;

Поллукс, 23 Рака;

Зубен Эльгенуби, 15 Скорпиона;

Регул, 29 Льва;

Антарес, 09 Стрельца.

Королевские звёзды – шесть вышеперечисленных и только они. Даже будучи самой яркой звездой, Сириус не из их числа. Даже будучи одной из четырёх осевых звёзд, отмечающих четверти неба, Фомальгаут не принадлежит к ним.


«Почему это так?» Сириус слишком далёк от эклиптики (39' к югу). Чтобы быть королевской, звезда должна находиться на эклиптике, потому что Солнце – главный образ королевского достоинства. И природа Сириуса – не королевская: если Сердце Льва приличествует королю, Пасть Пса – определённо нет. Фомальгаут – действительно королевская звезда, но её царство не от мира сего… Фомальгаут столь же могущественна, как и любая из королевских звёзд, но она не возводит на трон.

Такое возвышение – функция королевских звёзд. Мы смотрим на попадание Асцендента, МС, их управителей или одного из светил на эти звёзды. Допустимое отклонение приблизительно 5 градусов до или после, с учётом обычного правила «чем ближе, тем сильнее». Относитесь к ним, как козырям в раскладе карт».

Вот. Предельное внимание списку королевских! Среди них – «Звезда по имени»… Поллукс, проекция на 23-й градус Рака! Это – на самом Асценденте, в самом восхождении гороскопа Виктора Цоя!

Не будем формалистами, конечно же, на царский трон и даже в президентское кресло в прямом смысле этих слов Цой не сел. Но если представить музыку огромным миром со своими законами, а рок в контексте музыкальной субкультуры – отдельной страной, образ сидящего на троне монарха применимо к Цою не встретит отторжения. «КИНО», действительно, оказалась той самой «молодой шпаной», что «стёрла с лица земли» многих рок-гуру пятидесятых годов рождения. Став со многими же из них «в уровень»!..

Обратимся к описаниям «Звезды по имени»… Поллукс у Робсона [66]: «Поллукс, бета Близнецов, 22°07' Рака: звезда оранжевого цвета на голове у Южного Близнеца. Представляет Полидевка, сына Зевса и Леды, того из братьев, который бессмертен; он прославился своим мастерством в рукопашном бою (!). Иногда эту звезду называют Геркулесом. Символическое имя: «Немилосердный Судья».

Влияние: Птолемей сравнивает с Марсом, Аль-Видас – с Луной, Марсом и Ураном. Наделяет утончённой, одухотворённой, сильной, отважной натурой, пристрастием к рукопашному поединку (!), злостью, которой сопутствует привычка держаться с достоинством; человек часто имеет дело с ядами.

Если восходит: слабые глаза, слепота, травмы лица, ранения, болезни, арест, недолговечные слава и продвижение».

Показательны описания «Звезды по имени»… Поллукс у Эбертин и Хофмана [77]: «Поллукс. Эту звезду называют также Геркулесом, она имеет ярко выраженное марсианское влияние. В соответствии со своей природой, эта звезда сообщает человеку грубость, деспотизм, агрессивность и жестокость, если имеется соединение со светилами, Асцендентом, Меридианом или со зловредными планетами. Как Марс имеет позитивное влияние, если его вибрации проводятся конструктивно, так и Поллукс не всегда можно считать несчастливой звездой. Если неподвижная звезда имеет плохую позицию, она может проявляться как негативная, но не потому, что человек злоупотребляет ее энергией, но потому что другие обманывают его, и судьба играет с ним злые шутки».

Завершим рассмотрение «Звезды по имени»… Поллукс описаниями Александра Айч [88]: «В древности Поллукс связывали с получением бессмертия или продлением жизни (!). Эта звезда интересна для человека, который занимается силовой, активной магией, боевыми искусствами. Поллукс дает защиту в любом праведном деле, и делает абсолютно беззащитными тех, кто ступил на путь зла. Вы можете продлить себе жизнь, если будете защищать справедливость, будете храбрым и бесстрашным. Поллукс покровительствует только несомневающимся храбрецам, ничего не делающим лично для себя».

К лишению покровительства «Звезды по имени»… Поллукс вероотступников, «ступивших на путь зла» и «другие обманывают его» вернёмся по ходу повествования позже.

Пока же заострим внимание на «пристрастии к рукопашному поединку» и боевым искусствам. Так, вспоминает Андрей Тропилло [1]: «С Витей Цоем работать было трудно: он, как прирожденный лидер, редко следовал фонограмме и пел, как правило, выше, чем нужно. И ещё – он постоянно чмокал губами в микрофон. Мне даже приходилось покупать ему жирную гигиеническую помаду, чтобы этих причмокиваний не было слышно. Он тогда страшно увлекался Брюсом Ли, был на нем просто помешан. Например, когда записывались другие музыканты, Витя прыгал и отрабатывал какие-то невообразимые удары ногами и руками. Приходилось уводить его оттуда, к чертовой матери, в коридор».

Сюда же [1]: «Есть еще один интересный момент, касающийся пребывания Виктора Цоя в Америке. Мало кто знает, что отец кибер-панка Уильям Гибсон собирался писать сценарий для фильма с участием Виктора Цоя. Он рассказал об этом в интернет-блоге в начале марта 2003 года: «Однажды меня представили Рашиду Нугманову, молодому казахскому режиссеру, снявшему «Иглу» с Виктором Цоем в родном городе Рашида Алма-Ате и в Аральском море (или что было Аральским морем и стало прообразом мертвой зоны в «Распознавании образов»). Рашид дал мне запись «Иглы» и музыку «КИНО» для моего плеера. Я немедленно стал фанатом музыки и впечатлился фильмом. Цой – наполовину русский, наполовину кореец, чрезвычайно красивый человек, и серьезно относился к боевым восточным искусствам. Очень харизматичный. Я весьма заинтересовался возможностью снять совместный американо-советский фильм с Цоем в главной роли».