Пакистан не очень богат полезными ископаемыми, в том числе – запасами нефти. Доказанные запасы нефти составляют 376,8 млн баррелей. Запасы природного газа более значительны – 764,6 млрд куб.м32. Основные залежи природного газа были разведаны в Белужистане в 1952 году, затем в Пенджабе и в Синде. Нефть впервые была обнаружена в пенджабском округе Атток перед Первой Мировой войной. В настоящее время эксплуатируется 7 месторождений. Несмотря на это, собственного энергетического сырья Пакистану не хватает, поэтому он вынужден импортировать сырую нефть33.
Главной отраслью промышленности являлась текстильная (40% занятых в промышленности, около 10% ВВП, свыше четверти валютной выручки)34. У Пакистана имелся довольно развитый военно-промышленный комплекс. В условиях противостояния с Индией, обернувшимся несколькими войнами, в стране были созданы весьма внушительные вооруженные силы. Одновременно развитие получил ВПК, выпускающий продукцию от автоматического оружия до баллистических ракет. В 1999 г. Пакистан поставил оружие в 30 стран на сумму около 30 млн долл. США35.
Важную роль в экономике играла внешняя торговля: ее удельный вес составлял примерно 25% ВНП. В 1993 г. объем экспорта составлял 7 млрд долл., импорта – 9 млрд Основными странами, куда экспортировались пакистанские товары, были следующие: США – 21% всего пакистанского экспорта, ОАЭ – 9%, Афганистан – 7,7%, Китай – 5,3%, Великобритания – 5,1%. Главными импортерами в Пакистан являются КНР – 13,8% всего импорта, Саудовская Аравия – 10,5%, ОАЭ – 9,7%, США – 6,5%, Япония – 5,7%36.
В экономической жизни Пакистана в рассматриваемый нами период важную роль играли иностранные займы и кредиты, что привело к образованию значительного внешнего долга. Так, в 1995 г. внешний государственный долг составлял порядка 20 млрд долл. Основными «донорами» выступали США, Япония, ФРГ, Великобритания, мусульманские страны Ближнего Востока и ряд международных финансово-кредитных учреждений, таких как Международный валютный фонд и Всемирный Банк37.
На экономическое развитие Пакистана крайне негативное влияние оказывало противостояние с Индией. Учитывая то, что Индия намного превосходит ИРП по экономическому и военному потенциалу, Пакистану, чтобы поддержать определенный паритет с Индией, приходилось тратить колоссальные средства на военные нужды. Так, например, армия Пакистана являлась 8-й по численности в мире и насчитывала 500.000 человек38. Усиленное внимание к военно-оборонной сфере сильно истощало экономику страны, приводило к сокращению социальных обязательств. Поэтому, характерной чертой Пакистана стало заметное отставание в финансировании социальной сферы. Особенно тяжелым бременем для экономики и общества Пакистана стал проект по созданию и развитию собственной военной ядерной программы. К 2004 г. внешний государственный долг Пакистана составлял уже 33,8 млрд долл. или 35,7% ВВП страны. В 2004 г. 32% бюджета страны уходило на обслуживание внешнего долга, 29% – на оборону, 12% – на содержание бюрократического аппарата39. Пакистану так и не удалось до конца справится с финансовыми проблемами, которые лишь усугубились к 2012 году. В 2013 году Исламабад получил от МВФ 5,3 млрд долл. финансовой помощи и к 2016 году несколько выправил макроэкономическую ситуацию40. Однако с 2018 года ситуация начала вновь усугубляться из-за роста импорта и стагнации экспорта собственной продукции за рубеж.
Важнейшим фактором, оказывавшим значительное влияние на отношения Пакистана с другими странами, являлась организация государственного управления в Пакистане, его политическая система, структура и характер политической элиты страны. В целом, за прошедшие полвека политическая система Пакистана балансировала между автократией при военных диктаторах и несовершенной демократией в годы, когда у власти находились гражданские администрации. Данная устоявшаяся политическая парадигма пошатнулась лишь совсем недавно – летом 2018 года, когда парламентские выборы в Пакистане выиграла политическая партия Терик-э-Инсаф, основанная мировой звездой крикета и самым популярным пакистанским спортсменом Имраном Ханом. Сам же господин Хан – явный несистемный политик, чей политический взлетом был во многом схож с успехом «несистемного» американского лидера Дональда Трампа и французского президента Эммануэля Макрона, стал премьер-министром страны. Тем не менее, позиции армии и Межведомственной разведки Пакистана – самых влиятельных структур в стране – по-прежнему весьма и весьма сильны.
Государственное устройство Пакистана определяет Конституция 1973 г., принятая в годы правления Зульфикара Али Бхутто из «Пакистанской народной партии» (ПНП). Согласно Конституции, государственной религией Пакистана провозглашается ислам. Указывается на то, что налаживание отношений с «братскими мусульманскими государствами» должно быть одной из основ внешней политики Пакистана41.
Пакистан – президентская республика. Высшая государственная власть и управление в Пакистане принадлежит президенту, парламенту (Маджлис-и-Шура), правительству и Верховному суду. Главой государства является президент, который считается главой исполнительной власти, частью законодательной власти и верховным главнокомандующим вооруженными силами Пакистана. Также он – гарант единства Пакистана. Президента избирает коллегия выборщиков, сроком на 5 лет. Президентом может быть только мусульманин. По конституции, президент может быть переизбран на новый срок. В 1997 г. в конституцию были внесены изменения. Они лишили президента права распускать парламент42. В 2002 г. генерал Мушарраф вновь вернул президенту право распускать парламент. Но после его ухода в отставку полномочия президента вновь были сокращены: в 2010 году президент Пакистана вновь был лишен права распускать парламент43.
Высший законодательный орган Пакистана – парламент (Маджлис-и-шура). Он состоит из двух палат – верхней (Сената) и нижней (Национального собрания). Правительство – орган исполнительной власти – «помогает» президенту в осуществлении его функций. Премьер-министр назначается президентом из числа членов Национального собрания; он должен пользоваться доверием большинства его депутатов. Высшим органом судебной власти является Верховный Суд Пакистана. Председателя (главного судью), а также членов суда назначает президент44.
В соответствии с Конституцией 1973 г. Пакистан является федерацией и состоит из: четырех провинций – Пенджаб, Синд, Хайбер-Пахтунхва (до апреля 2010 г. – Северо-Западная Пограничная провинция), Белуджистан; столичного округа Исламабад, Зоны племен (FATA) и управляемых центральным правительством Северных районов. Главой провинции является губернатор. Его назначает и смещает президент.
Следует обратить внимание и на ряд особенностей общественно-политического развития Пакистана, которые определяли его «лицо», и, следовательно, влияли на отношения с другими субъектами международных отношений. Устремления различных влиятельных групп внутри пакистанского общества, часто совершенно разные и даже противоположные, преломлялись в определенные, иногда противоречивые шаги во внутренней и внешней политике и влияли на формирование отношений с другими государствами.
Так, важнейшей чертой государственного развития Пакистана была значительная роль армии и военных в управлении страной. Исторически сложилось так, что Пакистан тяготел к жесткой и авторитарной модели государственного устройства. Согласно Индексу демократии, публикуемому британской Economist Intelligence Unit, в 2018 году Пакистан классифицировался как гибридный режим, занимающий промежуточное положение между несовершенной демократией и автократией45. За полвека существования Пакистана 4 раза у власти в стране оказывались генералы: в 1958 г. – Аюб-Хан и его преемник Яхья Хан, в 1978 г. – генерал Зия-уль-Хак и, совсем недавно, в 1999 г. – генерал Первез Мушарраф. Генералы приходили к власти в результате военных переворотов. Установленный Конституцией Пакистана государственный строй при этом попирался46.
Приход к власти военных был неслучаен и органично вытекал из пакистанской действительности. В отличие от Индии, в Пакистане с трудом приживалась парламентская демократия, унаследованная от британских колонизаторов. Характерной чертой развития независимого Пакистана стала политическая нестабильность. После смерти в 1948 г. первого главы государства – авторитетного Мухаммеда Али Джинны – и убийства в 1951 г. первого премьер-министра страны Лиаката Али Хана стало очевидно, что британская парламентская демократия будет испытывать в Пакистане огромные трудности. Так и произошло: политическая чехарда, коррупция, неспособность политических сил договориться друг с другом, беспринципная борьба за власть привели к деградации политической жизни в стране и дискредитации демократических институтов.
С середины 1950-х гг. началась милитаризация страны при участии Вашингтона. Произошло заметное укрепление вооруженных сил, что трансформировало высшее офицерство армии Пакистана во влиятельную бюрократическую корпорацию47. Этот фактор поспособствовал приходу к власти военных в условиях недееспособности гражданских властей на фоне обострения социально-экономических проблем. Приход к власти военных, в свою очередь, способствовал дальнейшему укреплению роли армии в жизни пакистанского государства.
Военные правители Пакистана уделяли больше внимания милитаризации страны, вопросам военно-политического сотрудничества во внешней политике, активно использовали геополитическое положение Пакистана и его значительный военный потенциал. Примером этого может быть война с Индией 1965 г., неудачная война в Восточном Пакистане, активное участие в вооруженном конфликте в соседнем Афганистане в 1979–1989 гг.48
Для других государств власть военных в Пакистане имела как свои плюсы, так и свои минусы. Она была удобна в том плане, что было четко понятно, кто все контролирует и с кем необходимо договариваться. Вашингтону было удобно договариваться с Зия-уль-Хаком и Первезом Мушаррафом по поводу совместных действий в Афганистане. С другой стороны, внешняя политика Пакистана при генералах, как правило, становилась более милитаристской и менее предсказуемой, т.к. зависела не от позиции широких слоев общества и представителей бизнеса, а от воли узкой и сплоченной корпорации лиц – высшего генералитета пакистанской армии49. Особое беспокойство приход к власти военных вызывал в Индии. Беспокойство было вполне резонным. В армейской верхушке Пакистана традиционно существовали сильные антииндийские настроения50.
Пребывание военных у власти в Пакистане было жизненной необходимостью, которая позволяла удержать страну от сползания в еще больший хаос. Военные правители, как правило, обладали большими рычагами для преодоления сопротивления политической и социальной среды. Однако, как показал исторический опыт, армия Пакистана могла поддерживать политическую стабильность в Пакистане лишь сравнительно непродолжительное время. Далее следовали волнения и беспорядки, приводившие к отчуждению от военного режима целых социальных слоев и даже провинций51.
Помимо армии на жизнь государства и общества Пакистана большое влияние оказывали земельная олигархия, верхушка бюрократии и крупный (хотя и малочисленный) бизнес52. Отечественный исследователь Пакистана В. Я. Белокреницкий приводит следующую точку зрения по поводу структуры и характера политической элиты Пакистана: «считается, что с тех пор (с 60- х гг. – прим. авт.) Пакистаном управляет неявная и невидимая, но сплоченная и связанная общим стилем поведения элита. Состоит она из военных и гражданских бюрократов, как действующих, так и отставников, по происхождению своему в основном крупных землевладельцев и промышленников. Им присущи умеренность в проявлении религиозных чувств, прагматизм и взвешенность во взглядах на политические проблемы»53.
В 1990-е и 2000-е гг. общественно-политическая система Пакистана подвергалась серьезным испытаниям. Широкое распространение получили такие явления как терроризм, религиозный экстремизм, насильственные методы решения политических конфликтов.
По мнению американского сенатора, дававшего в 1999 г. оценку состоянию пакистанского общества и политикума, подобные проявления были последствием модернизации пакистанского общества. В рассматриваемый нами период пошатнулись традиционные устои пакистанского общества, на которых основывалась стабильность политической системы. По мнению сенатора, ранее, в 1960–1980-е гг. стабильность пакистанского общества базировалась на трех китах: духовенстве, армии и богатых землевладельцах54. В 1990-е гг. эти устои пошатнулись. Армия разделилась на светский и исламистский лагеря. Проведенные в 1990-е гг. Н. Шарифом реформы привели к тому, что экономическая власть в большей степени, чем раньше оказалась сосредоточена в руках недавно разбогатевшего небольшого класса деловых людей города, в результате чего влияние землевладельцев оказалось подорвано. Пакистанское духовенство, по мнению сенатора, также стало раздробленным на фракции. Взоры одних были обращены в сторону Саудовской Аравии, других – на экстремистов, подобных Усаме бен Ладену, третьи – поддерживали талибов, четвертые – Иран. А коррупция, бедность, оружие и наркотики, наложившись на данные последствия модернизации, привели к крайне негативным последствиям и проявлениям55.
В общественно-политической жизни Пакистана значительную роль играли и продолжают играть родовые и семейные связи. Так, главные фигуры политической жизни Пакистана в рассматриваемый нами период – Беназир Бхутто и Наваз Шариф являлись представителями влиятельных, известных родов. Партии, руководителями которых в рассматриваемый нами период они являлись («Пакистанская народная партия» и «Пакистанская мусульманская лига» соответственно) в значительной степени были партиями одного лица, авторитет которых определялся не только лишь личными способностями партийного лидера, но и, в значительной степени, его происхождением56. Так, в свое время партию ПНП возглавлял З. А. Бхутто. Когда он погиб, партию возглавила его дочь Б. Бхутто. После ее гибели, руководство ПНП взял на себя ее муж – Асиф Али Зардари. Приход к власти определенного политика означал приход к власти его клана, построенного по родовым и семейным узам. Большое влияние имели старшие в роду. После военного переворота 1999 г. пакистанскими генералами во главе с Мушаррафом решался вопрос, что делать с Н. Шарифом – казнить или просто выслать из страны? В результате, между военными и Н. Шарифом было достигнуто соглашение о высылке Шарифа за пределы Пакистана. Примечательно, что данное соглашение подписывал не только сам Шариф, но и все старейшины его рода57.
Впрочем, подобные перипетии судьбы не смогли помешать Шарифу в очередной раз стать премьер-министром Пакистана. Он вновь был утвержден в этой должности в 2013 году. Политическую карьеру Шарифа прервало то, что его близкие оказались среди фигурантов знаменитого «панамского досье». В 2017 году после утечки конфиденциальных сведений панамской компании Mossack Fonseca в отношении премьер-министра было инициировано антикоррупционное расследование, в результате которого Верховный суд Пакистана отстранил Шарифа от должности. Так, из «панамского досье» стало известно, что дети Шарифа владеют несколькими офшорными фирмами, которые были зарегистрированы на Британских Виргинских островах58.
Различные политические силы Пакистана традиционно толковали внешнеполитические интересы страны по-разному, по некоторым вопросам – совершенно противоположно, что уходило корнями в различную природу этих политических сил и различия в ценностях.
Можно выделить две крайности подхода к пониманию внешнеполитических интересов Пакистана политическими силами этой страны в рассматриваемый нами период. На одном полюсе находились светские, вестернизированные силы, ориентированные на западные модели государственно-политического развития. Многие представители пакистанской элиты получали высшее образование в лучших учебных заведениях западных государств – прежде всего, Великобритании и США. По возвращении на родину многие из них начинали активно стремиться к внедрению в общественно-политическую жизнь Пакистана западных институтов и ценностей. Такие политики видели в тесном сближении с государствами Запада благо для Пакистана59.
Наиболее яркой представительницей такой плеяды пакистанских политиков была Беназир Бхутто, блестящая выпускница Гарварда и слушательница углубленных курсов по международному праву и дипломатии в Оксфорде. Именно в годы обучения на Западе она, по ее словам, почувствовала «вкус демократии». Соответственно, в системе внешнеполитических приоритетов Бхутто и ее единомышленников из партии ПНП связи с США и другими западными государствами занимали весьма значительное место60.
На другом полюсе политической жизни Пакистана находились фундаменталистские партии религиозного толка, такие как «Джамаат-и-Ислами» («Jamaat-e-Islami»). Эта партия – самая крупная и старая политическая сила Пакистана, существует с 1941 г. В отличие от пакистанских «западников», идеологи «Джамаат-и-Ислами» и близких им сил не считали и не считают западные ценности, нормы и общественно-политические институты вершиной человеческого прогресса и тем, к чему нужно стремиться. Ориентиром для сторонников таких сил как «Джамаат-и-Ислами» являлось соответствие общественно-политических и экономических институтов духу и букве исламского вероучения61.
Соответственно, США со своей политикой «распространения демократии», в том числе весьма жесткими методами, такими какие были использованы в соседнем Афганистане, представали в образе врага, который совершает экспансию, новый «крестовый поход», уничтожает мусульманские ценности в мусульманских странах и навязывает собственные. Лейтмотивом отношения «Джамаат-и-Ислами» и близких ей сил к США являлась фраза: «Америка, уходи!». На данном полюсе пакистанской политики никто не рассматривал США в качестве важного партнера и союзника Пакистана. Напротив, в качестве внешнеполитических приоритетов рассматривалась помощь тем силам в исламском мире и не только, которые противостоят мировой экспансии Вашингтона62.
Взгляды других политических сил Пакистана находились между этими двумя полюсами, как правило, ближе к центру, и в той или иной степени сочетали прозападную направленность с приверженностью ценностям и нормам ислама. Однако, наличие этих крайних полюсов понимания Исламабадом своих внешнеполитических интересов и, шире, своего места в мире и пути развития, в рассматриваемый нами период порождало серьезную напряженность общественно-политической обстановки внутри Пакистана и определенную противоречивость внешнеполитического курса Исламабада.
На протяжении всей истории Пакистана у руля находились достаточно умеренные политические силы, которые проводили сбалансированную политику и осознавали важность поддержания отношений с технологически продвинутым и влиятельным Западом. В 1990-е и 2000-е гг. поддержка фундаменталистских партий также была недостаточной, у руля находились политики, настроенные на активное сотрудничество с США, кто-то чуть в большей, кто-то чуть в меньшей степени – Б. Бхутто, Н. Шариф и П. Мушарраф63.
В качестве примера понимания руководством Пакистана внешнеполитических интересов Исламабада можно привести следующий документ – «Годовой отчет о внешней политике Пакистана» («Foreign Office Yearbook»). В этом документе приводится список внешнеполитических приоритетов Пакистана, сформулированных Министерством иностранных дел в 2003 г. В данном документе выделялись следующие цели внешней политики государства: во-первых, охрана жизненной безопасности Пакистана и его геостратегических интересов, включая Кашмир; во-вторых, продвижение Пакистана в мире как динамично развивающейся, прогрессивной, умеренной и демократической исламской страны; в-третьих, создание благоприятных условий для реализации экономических и иных интересов во внешнем мире; в-четвертых, защита интересов выходцев из Пакистана, проживающих за рубежом; в-пятых, развитие дружественных отношений со всеми государствами мира, особенно – с ближайшими соседями; в-шестых, обеспечение доступа к ресурсам для ускорения национального развития64.
Извне на международный курс Исламабада значительное влияние в рассматриваемый нами период оказывал ряд государств – важнейших партнеров и союзников Пакистана Союзники и друзья Пакистана представляли собой группу государств весьма разных и часто преследующих различные цели. Во-первых, это США – наиболее влиятельное государство мира, важный экономический, политический партнер Пакистана, имевший на него большие финансовые рычаги влияния и способный привлечь Пакистан перспективой военно-технического и экономического сотрудничества. Здесь же можно перечислить и ряд других стран Запада, которые помогали Пакистану экономически и имели на него определенное влияние. Это – Япония, ФРГ и Великобритания65.
Большое влияние на Пакистан оказывал его северо-восточный сосед Китай – важный экономический и военно-политический союзник Исламабада, всегда готовый оказать ему экономическую, дипломатическую и технологическую поддержку (вплоть до баллистических ракет) в обмен на лояльность. Важным ресурсом отношений Пакистана и КНР являлось то, что Китай имел и продолжает иметь высокий рейтинг доверия и надежности в глазах пакистанских руководителей. В отличие от «коварных» Соединенных Штатов – союзника, который, по мнению пакистанцев, подводил их страну в самые ответственные моменты, поддержка Китая была стабильной, равномерной и постоянной. В Исламабаде это ценили66. Тренд на укрепление связей Пакистана с Китаем в экономике и военно-политической сфере в дальнейшем лишь усилился и к исходу второго десятилетия XXI века начал вызывать беспокойство у ряда экспертов. Проблемой для Пакистана, как и для ряда государств Центральной Азии, участвующих в инициативе Пояса и Пути, стало накопление долгового бремени перед Китаем и рост антикитайских настроений в обществе67.
Следующей группой государств – «друзей» Пакистана, оказывающих большое влияние на его политику, являлись мусульманские страны Ближнего Востока. Выше была дана характеристика экспорта и импорта Пакистана, в которых значительное место занимают Саудовская Аравия и ОАЭ. Кроме того, значительное количество пакистанцев проживало и трудилось в богатых ближневосточных государствах, снижая тем самым социальную напряженность в Пакистане и служа источником поступлений валюты в свою страну68. Конечно же, самой влиятельной страной среди них являлась Саудовская Аравия. Это государство и его руководители – короли, наследные принцы пользовались у пакистанской политической элиты и общества большим авторитетом. Руководство Саудовской Аравии оказало в свое время влияние на решение судьбы Н. Шарифа69. Представители саудовских властей приглашались Исламабадом для переговоров с талибами, в ходе которых и пакистанская сторона, и талибы оказывали им неизменное почтение и уважение. Для Пакистана, который был создан по конфессиональному признаку и в котором ислам играл роль национального самоидентификатора, не могло быть иначе. Саудовская Аравия оказывала Пакистану покровительство. В дополнение ко всему этому, Саудовская Аравия, как и ОАЭ, была важным экономическим партнером Пакистана. С 1970 г. Пакистан – член Организации Исламская конференция70.
Определенное влияние на политику Пакистана оказывали такие государства как Афганистан, Иран, Турция – соседи и экономические партнеры Пакистана. В рассматриваемый нами период на новый уровень вышли контакты с государствами Центральной Азии. Однако влияние на политику Пакистана вышеперечисленных государств было менее значительно.
Помимо ОИК, с 1979 Пакистан – член Движения неприсоединения, с 1985 – Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (SAARK), с 1995 г. – Всемирной торговой организации (ВТО). В 2005 г. Пакистан стал наблюдателем при Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) и проявил себя как наиболее дисциплинированный и стремящийся к вступлению в данную организацию кандидат71.
Теперь нужно определить региональную принадлежность Пакистана. На основании различных критериев его можно отнести к совершенно разным региональным подсистемам. Географически и как часть бывшей Британской Индии, Пакистан – это Южная Азия. В социально-политическом плане, его можно отнести к выделяемому американскими политологами региону «Большой Ближний Восток»72. Если учитывать тесные экономические и исторические связи Пакистана со странами, находящимися северо-западнее (Иран, Турция, Афганистан), то Пакистан можно отнести к Юго-Западной Азии.
В рассматриваемый нами период, в Азии происходили очень серьезные геополитические и геоэкономические изменения. Китай, расположенный в Восточной Азии, резко активизировал западный вектор своей внешней политики, втягивая в орбиту своего влияния получившие независимость республики Центральной Азии и усиливая свое влияние на Пакистан, и далее на Запад. Возникла организация ШОС, интерес к которой проявляли и продолжают проявлять как государства Восточной и Центральной Азии, так и Южной (Индия, Пакистан) и Юго-Западной Азии (Иран). Пакистан после распада СССР активизировал свою политику в отношении новых независимых государств Центральной Азии. США, отстаивая свои геополитические и геоэкономические интересы, активизировали свои политику на всем огромном азиатском пространстве73.